Анна кашинская святая. Благоверная княгиня Анна Кашинская: дважды святая. Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как "Анна, Кашинская чудотворица".

Княгиня Анна - правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками - мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности - целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем - подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: "Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса Христа". В прощальных словах княгини Анны - вся глубина любви ее к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий "Грозные очи". В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора - крайнего предела своих страданий. "В женском естестве мужескую крепость имела еси" - так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня - любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

Русская благоверная княгиня Анна Кашинская при жизни отличалась огромным терпением, которое по своей силе было сопоставимо с мужеством воина. Она испытала боль потерь самых близких людей, сумев сохранить доброе сердце и оставалась опорой для своего народа во всех невзгодах. Канонизированной после смерти, ей была уготована противоречивая доля. Анна Кашинская дважды утверждалась в святости, и только она имеет шесть дней памяти в году.

Юные годы

Анна Кашинская родилась в семье Ростовского князя Дмитрия в городе Кашине ориентировочно в 1279 году. Имя при крещении дали в честь праведной святой Анны, матери Богородицы. В семье были еще дети. Близким человеком в семье был Ордынский царевич - святой Петр, крещенный в православное христианство татарин, отличившийся большой верой и видевший при земной жизни апостолов Петра и Павла.

О детских и юношеских годах святой Анны известно мало, летописные источники рассказывают, что ее жизнь пришлась на времена лихолетья. В Ростове было много бед, которое приносило татарское иго. Наконец терпение ростовчан лопнуло, не было больше сил выносить поборы и притеснения от населивших землю татар и постоянно приезжающих боевых отрядов. Грянул набатный колокол и начался русский бунт, снесший все татарские дома, горожане выгнали оставшихся в живых нахлебников за городские стены.

Ростовские князья отправились к хану с повинной и уговорами не наносить большого ущерба народу и княжеству. Анна Кашинская с сестрами оставалась дома под опекой бояр и никто не знал, оставит ли хан делегацию в живых или все будут убиты. В тот раз обошлось без кровопролития и мести. Через несколько лет, в 1293 году, началась борьба за власть между Андреем и Дмитрием Невскими, что привело к междоусобной войне, опустошившей Северо-Восточные земли Руси, нанесенный урон был сравним с разорением, устроенным Батыйским нашествием.

Замужество

Благоверная Анна Кашинская рано прославилась своей добротой, обширной благотворительной деятельностью и красотой. В 1294 году княжеские дети осиротели, умер отец Анны, попечителем стал дядя Константин. Беды не оставляли ростовское владение, много людей утратило кров, нужда преследовала целые семьи, заставляя людей скитаться и просить милостыню.

Анна Кашинская дала распоряжение кормить обездоленных в княжеских палатах, никому не отказывать в куске хлеба. Она была очень деятельной в помощи - к тем, кто не мог прийти за едой, она являлась сама к месту проживания, лечила больных и раненых, ухаживала за искалеченными и стариками. Особое внимание уделяла вдовам и сиротам. Люди относились к ней как к солнцу, она смягчала самые жестокие сердца добрым нравом, терпением и огромным желанием помощь всем страждущим.

Слава о ее делах и красоте достигла пределов Тверского княжества и княгиня Ксения, мать Михаила, князя Тверского, пожелала видеть ее супругой своего сына, о чем и просила попечителя сироты: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради», что было зафиксировано в Воскресенской летописи. Венчание состоялась в 1294 году в Спасо-Преображенском соборе Твери.

Дети и княжество

Анна Кашинская, святая благоверная княгиня, жила в трудное время, когда Русь была раздроблена, а русские князья в стремлении упрочить власть искали поддержку у монгольских захватчиков. Через некоторое время после заключения брака сгорел весь город Тверь, еще через три года пожар полностью поглотил весь княжий двор, но обитателям удалось спастись. В этот же год, летом, случилась засуха, отчего погорели все посевы и корма для скота, что снова привело к опустошению.

Первый ребенок, дочь Федора, у молодой четы родилась в 1299 году, но девочка прожила совсем недолго. В 1300 на свет появился первый сын - Дмитрий, через год родился Александр. В 1306 году семью пополнил Константин, а в 1309 году Василий. Анна Кашинская была хорошей матерью и сама участвовала в воспитании детей, занималась их образованием, давала личный пример добродетельной жизни. Дети принимали участие во всех благотворительных делах, посещали церковь и переняли у матери любовь к ближнему.

Потеря мужа

В 1304 году Михаил Тверской принял княжение. Чтобы утвердиться на троне в те времена, нужно было получить особое одобрение хана - ярлык, Михаил съездил в ставку, но притязания высказал Юрий, сын почившего Московского князя Даниила. Началось противостояние, накрывшее два княжества на полтора века.

В 1313 году Орда хана Узбека приняла ислам, что завершило эпоху терпимости в вероисповедании. Положение Михаила Тверского и его вотчины ухудшилось, дополнительную шаткость положению придала женитьба Юрия, Московского князя, на сестре хана. Через четыре года Михаил Тверской решил поступиться княжеством в пользу Юрия, но тому было мало факта правления, он пожелал уничтожить противника. Вторгшись с хорошо вооруженной многочисленной дружиной в Тверское княжество, он уничтожал поселения, вытаптывал и выжигал поля, угонял людей в рабство. Михаил возглавил компанию по противодействию и вступил в бой в сорока верстах перед Тверью, Юрий, бросив дружину, бежал.

Михаил взял в плен боярство, князей и жену Юрия - татарку Кончаку, начались переговоры с ханом. Пока велись дипломатические встречи, в Твери скончалась Кончака. С этой вестью Юрий отправился к хану, рассказав в доносе, что ее отравили люди Михаила. Хан впал в гнев и выбирал способ мести. Михаил, решив не подвергать свой народ еще одному разорению, сам отправился в Орду. Анна Кашинская, святая благоверная княгиня понимала, что муж идет на мученическую гибель, но благословила его в путь. Расставание супругов произошло на берегу реки Нерли, теперь там стоит часовня, в ней ранее было изображение сцены прощания князя с княгиней.

В ставке хана Михаил принял мученическую казнь, которую можно было избежать ценой поклонения идолам, от чего князь отказался. О его смерти известили князя Московского и туда же отправили тело. Анна Кашинская и дети долго не знали, что с ним стало. Когда ситуация прояснилась, она долго умоляла Юрия отдать тело мужа для погребения, он потребовал унизительных условий для договора и добился своего.

Изувеченное тело князя Михаила проделало долгий путь, но не подверглось разложению, что было расценено, как Божье чудо. Михаил был канонизирован церковью в 1549 году, а народ стал почитать его за святого сразу после погребения.

Сыновья

Анна Кашинская пережила многие беды, произошедшие, как в семье, так и государстве. В 1325 году ее сын Дмитрий зарубил в Орде Юрия, князя Московского, по чьему доносу был замучен отец. Дмитрия тут же казнили. Через год в Тверском княжестве обосновался татарский посол и занял для своей резиденции княжеские палаты, почти выгнав Анну и детей на улицу. В народе копились обиды, вспыхнул бунт, и полилась кровь захватчиков. Сутки длилась битва, ханский посол и его свита были заживо сожжены в палатах, к рассвету следующего дня не осталось в живых ни одного татарина.

Семье Анны и ей самой удалось бежать из города. Осенью на Тверь выдвинулись войска хана, московского князя Ивана Калиты и еще нескольких князей. Погром был тотальным, выжженная земля ни до, ни после не знала такого погрома. Князья Константин и Василий вернулись на свои земли в 1327 году и застали там опустошение, безлюдность, скорбь и начали возрождение княжества.

Старший сын Александр оставался в изгнании, где обзавелся семьей и сыном Федором. Угрозой разорения хан потребовал от русских князей выдать ему Александра Тверского. Через десять лет, в 1339 году, он прибыл из Литвы и вместе с сыном отправился в Орду. Княгиня еще раз прощалась с родными, провожая их на верную смерть. После этих событий наступило некоторое затишье, на княжение был поставлен Константин, но и он закончил свои дни в Орде в 1346 году.

Монашество

Пройдя через много скорбей, потерь, мук, Анна Кашинская сохранила великое терпение, не впала в отчаяние, что помогло ей выстоять и сохранить доброе любящее сердце. В период правления Константина она приняла монашеский сан в Софийском монастыре Твери, приняв имя Ефросиния. В бытность монашеской жизни она не оставляла без внимания нуждающихся и помогала чем могла, кому словом, а кому делом, ведя при этом строгий образ жизни. Большую часть времени она посвящала молитвам, постам, бдениям и размышлениям.

Ориентировочно в 1364 году ее последний сын, князь Василий, построил в Кашине Успенский монастырь и уговорил мать переселиться в него. Здесь она приняла схиму под именем Анны и скончалась в 1368 году в самом начале октября. Ее тело было погребено в соборе.

Первая канонизация

Святую правоверную Анну Кашинскую забыли на долгие годы. В память потомков она вернулась в период осады Кашина литовцами и поляками в 1611 году. Несмотря на длительность и усиленные военные действия, город не был захвачен, и горожане склонились к мысли о чьем-то святом заступничестве. Анна явилась в схимническом образе пономарю Успенского собора, переживавшему тяжелую болезнь. От нее он получил исцеление и наказ рассказать протопопу Василию и жителям Кашина о ее молитвах и заступничестве, при этом повелела почитать ее гроб, читать над ним молитвы и зажигать свечи над ним перед образом Спаса. Так кашинцы уверовали в свою покровительницу и стали трепетно оберегать ее могилу.

Молва о святой заступнице дошла до царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, они инициировали ее канонизацию перед Московским собором. В 1649 году Анна Кашинская была церковью причислена к лику святых. Вскрытие могилы и осмотр мощей состоялся в 1649 году, а в 1650 царь приехал для участия в торжественном перенесении мощей в Воскресенский собор. В этот же день случилось чудесное исцеление тяжело болевшей женщины.

Ни у одной святой нет такой сложной посмертной истории, какая выпала на долю преподобной Анны Кашинской. Через три десятка лет ее стали особо почитать староверы и случилось единственное в истории русской церкви событие - Патриарх своим указом, в 1677 году, запретил почитать святую. Гроб был опечатан, иконы с ее изображением изъяты и увезены в Москву, был снят покров с гроба. Запечатали даже храм, некогда освященный в ее честь, впоследствии его переименовали в собор Всех Святых.

Вторая канонизация

Как бы ни распоряжались земные властители, чудеса у гробницы продолжались, были исцеления. Жители самостоятельно вели летопись, писали иконы и переписывали житие святой Анны Кашинской. Три раза в разные годы обращалась православная община с просьбой о восстановлении почитания святой, но они отклонялись.

Добиться рассмотрения очередного прошения удалось лишь, когда был принят закон о старообрядцах, в 1905 году. В 1908 году были собраны все сведения об Анне Кашинской, они отправились в Петербург вместе с прошением на имя государя о восстановлении почитания. 10 июля колокольный звон собрал всех горожан в церковь, где было подписано коллективное прошение. Осенью царь дал разрешение Синоду на восстановление памяти и почитание святой, датой было назначено 12 июня.

Торжества по случаю канонизации состоялись в июне, они прошли при огромном стечении народа. В город прибыло более 100 тысяч гостей и паломников. У гробницы Анны Кашинской свершилось множество чудес, она стала единственной святой, чья память почитается шесть раз в году.

После революции и до наших дней

После 1917 года храмы в Кашине постепенно закрывались, гроб с мощами постоянно переносили, но заступничество святой и здесь сделало свое дело, не оставив город без действующей церкви. По словам очевидцев, некоторые видели Анну Кашинскую в первый год Великой Отечественной войны, и она говорила, что охраняет свой город от захватчиков. До 1987 года святые мощи Анны Кашинской пребывали в храме Петра и Павла.

Сейчас поклониться мощам святой можно в Вознесенском кафедральном соборе города, гробница пребывает там с 1993 года и доступна всем верующим. Собор расположен на площади Единения в городе Кашин Тверской области. Храм Анны Кашинской есть в нескольких городах и с ними тоже не все просто. Один из них расположен в Санкт-Петербурге и принадлежит православной христианской церкви. А вот храм ее имени в Кузнецах принадлежит старообрядческой концессии православного христианства, он активно восстанавливается. Еще один старообрядческий храм святой княгини Анны Кашинской заложен в Твери.

Паломники часто приходят за помощью к святой, и многим дает утешение Анна Кашинская. В чем помогает святая? Она откликается на просьбы об укреплении семейных уз, укреплении в христианской православной вере и терпении. Также она становится заступницей всех страждущих, вдов, сирот и помогает тем, кто избирает путь монашества.

Святой княгине Анне на протяжении многих столетий поклоняются православные христиане не только в России, но и за рубежом. Молитва перед этой иконой способна защитить ваш дом и семью от горя и потерь.

История иконы

Благоверная княгиня Анна Кашинская жила на Руси в 13 веке. Анна была дочерью Ростовского князя и княгини. С самого детства Анна проявляла усердие в молитве и росла кроткой и благочестивой. За свою жизнь княгиня претерпела множество лишений и бед. После ранней смерти отца Анна вышла замуж по большой любви, но вскоре ее муж был убит татарским ханом за отказ поклоняться языческим богам.

Смерть братьев, выросших сыновей, мстящих за смерть отца, и множество новых потерь привели святую к мысли о монастыре и постриге. Священник благословил Анну на это послушание, и она приняла постриг, поселившись в Софийском монастыре. Княгиня непрестанно молилась за своих невинно убиенных родных, и наконец, ее душа нашла покой.

Анна отошла ко Господу с молитвой на устах в 1368 году. Сразу после смерти княгини на ее могиле начали происходить чудеса исцеления безнадежно больных людей. В 1649 святая была канонизирована, а ее образ был написан иконописцами Софийского собора.

Где находится икона

Копий и списков иконы княгини множество, но первоначальный образ, так же как и нетленные мощи святой, находится в Вознесенском кафедральном соборе в городе Кашине.

Описание иконы

На иконе великая княгиня Анна изображена стоящей на берегу реки Нерль. Святая смиренно принимает благословение Божье, отправляясь на нелегкое послушание. Княгиня изображается в одеянии монахов — схиме, с четками в одной руке. Вторую руку святая прижимает к сердцу.

Этот образ указывает каждому православному человеку на то, что перед лицом любой скорби он должен быть смиренным и полагаться на волю Господа. Только этот путь является возможным для постижения благодати Божьей, и только следуя ему, можно войти в Царствие Небесное.

В чем помогает икона княгини Анны Кашинской

Святая Анна за свою жизнь пережила множество лишений и потерь. Однако ее дух не был сломлен, и она до конца осталась истинно верующей и преданной нашему Господу и Воле Его. Православные всего мира молятся святой княгине, прося об утешении, даровании сил душевных, исцелении болезней и изгнании тоски.

Молитвы перед иконой святой Анны

«О, пресвятая и благословенная княгиня Анна, кротостью и милостью своею исцеляющая раны телесные и душевные! Смиренно молю тебя: усмири греховную тоску мою и подай утешение во всяком горе и печали. Сохрани душу мою и живот мой, дабы мог я восславить Господа нашего и познать благодать Духа Святого. Аминь».

Эта молитва от тоски читается для утешения в любом горе.

«Преблагая княгине, мир осветившая нетленным светом своей души, заступница и смиренная молитвенница о судьбах наших! Смиренно молим тебя: убереги, княгине, от бед и напастей смиренных и недостойных рабов Божьих, не оставь нас в геенне огненной на поругание диавола, умоли Господа нашего указать верный путь и освети наши души своим кротким светом. Аминь».

Очистить свою душу и приблизиться к благодати Божьей вам помогут молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и счастливой жизни. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.06.2017 04:04

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

Анна Кашинская - дочь князя из города Ростова, Дмитрия Борисовича. Жена великого князя города Твери Михаила Ярославовича.

С молодости вынесла все горести, которые могут выпасть на долю женщине. Она рано лишилась отца, через несколько лет лишилась и родного дома в результате страшного пожара, уничтожившего все имущество княжеской семьи.

Главной добродетелью православных святых – было терпение и смирение, коими в полной мере обладала Святая Анна, покровительница города Кашина.

Житие Анны Кашинской

Родилась Анна около 1280г в городе Ростове. В ноябре 1294г вышла замуж. Она лишилась и своего первого ребенка – дочери Феодоры и рано стала вдовой. Ее мужа замучили в Золотой Орде в 1318 году за выказанное непочтение к татарскому хану и за отказ отречься от своей православной веры и поклониться идолам.

Оставшись одна после смерти возлюбленного супруга и будучи страстно верующей христианкой, Анна удалилась в Софийский монастырь города Твери и приняла постриг, получила при этом новое имя – Ефросиния. Вскоре после этого, уступив горячим просьбам сына своего князя Василия, новоизбранная монахиня перешла на жительство в Успенский монастырь, где после принятия схимы вернула свое крещеное имя – Анна.

В миру у святой Анны остались четыре взрослых сына – князь Василий, Дмитрий, Александр и Константин, все они были глубоко и истово верующие люди, готовые пострадать за свои убеждения. Святая Анна при жизни испытала все скорби, возможные для женщины и матери.

В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде князя Юрия Московского, которого все обвиняли в смерти князя Михаила, убил его, после чего был казнен ханом за неповиновение. В 1339 году младший сын Александр и внук Анны - Федор, так же были казнены: их четвертовали, а части тел были разбросаны по степи.

Явление Святой Анны

Не выдержав всех этих потерь, Анна скоропостижно скончалась (октябрь 1368г) и была погребена в Кашинском монастыре на кладбище при Успенской церкви. Имя ее было надолго и несправедливо забыто вплоть до 1611 года. Только после явления Святой Анны царю Алексею Михайловичу – тишайшему, благочестивому и справедливому царю, жители города Кашин вспомнили о всех благодеяниях Анны, многократно спасавшей их город от разорения и эпидемий.

Святая Анна Кашинская фото

Существует легенда, что в 1611 году Анна явилась страждущему канонику и исцелила его, а после сказала, что в год страшных испытаний (в это время Кашин осаждали литовские войска) она молит Иисуса Христа и Пречистую Деву Марию о спасении своих сограждан. Слухи о великих чудесах, совершаемых мощами Святой Анны, дошли до Патриарха Всея Руси Никона и он совместно с царем решил канонизировать святую и представить ее останки для поклонения.

Процедура эта произошла 12 июня 1650 года и ни одна святая, ни до, ни после не удостаивалась столь пышных празднеств и поклонения. При вскрытии гроба святой было обнаружено, что тела ее не коснулось тление, лишь только чуть-чуть на ступнях ног, а правая рука лежит у груди со сложенными двумя перстами, словно для благословения.

Символ Старой веры

Скорее всего, именно поэтому Святая Анна стала символом старой веры – раскольничьего движения и невольно послужила к спору между старообрядцами и новообрядцами. В 1665 году приверженцев старой веры, которые продолжали совершать крещение двумя перстами, назвали еретиками и предали анафеме.

В ответ на это приверженцы старой веры указывали на персты Святой Анны, сложенные для крещения, и многие шли в церковь, чтобы убедиться в правоте приверженцев старой церкви. Поэтому в 1677 году была отменена канонизация святой, поскольку новообрядцы не хотели усиления аргументов в пользу раскольников. Таким образом, Святая Анна вновь была забыта на долгие годы.

Обращения к святой Анне

Власти надолго забыли о благодеяниях Святой Анны, но простые христиане постоянно шли к ней на поклон с молитвами о помощи. Святая никому не отказывала в своих добрых делах. Ей молились о детях, о здоровье, о браке, в ее честь называли своих дочерей. В 1908 году о ней вспомнили, и в 1910 году был открыт первый храм, посвященный самой смиренной и долго терпеливой из всей православных святых.

Поскольку Святая Анна сама очень много вытерпела при жизни и знает, что такое- сиротская доля, и доля горькой вдовы, знает, что такое терять детей, то она продолжает помогать людям, пришедшим к ней с чистым сердцем, в их горестях. В годы войн и революций, православные продолжали обращаться к Святой Анне со своими мольбами, и она всегда слышала эти моления.

И в наши дни в ХХ1 веке Святая Анна слышит молитвы, обращенные к ней, и остается защитницей вдов и сирот, и всех недужных и страждущих телом и душой.