Беседы с батюшкой. Воин Христов: что это значит. Точка зрения А что касается нападения и защиты

«Воинство Христово»

Для того чтобы христиане Запада начали свой путь за море с оружием в руках, должны были произойти перемены в отношении к употреблению этого оружия. Среди христианских заповедей была заповедь «не убий». Христос прямо говорит: «…все, взявшие меч, мечем и погибнут» (Мф. 26. 52). Но еще Августин Блаженный заявлял в своем авторитетнейшем для всего Средневековья труде «О граде Божием», созданном между 413 и 426 гг., что бывают войны справедливые и несправедливые. Первые - это те, которые ведутся от имени Церкви и в защиту христианства. Вторые - войны между христианами. В конце IX в. Папа Иоанн VIII обращается к франкским епископам, уговаривая их проповедовать войну против язычников-венгров, которые именно тогда начали свои вторжения из Южного Приуралья в Центральную Европу, и объявляя: «Тех, кто отважно сражается против язычников и неверных и погибает за католическую веру, за гробом ждет вечная жизнь и вечное блаженство».

Серьезно изменила отношение к войне так называемая Клюнийская реформа, движение за существенные перемены в Церкви, названное так по имени монастыря Клюни в Бургундии, откуда пошло это движение, начавшееся в конце Х в. Суть этой реформы состояла в овладении миром в интересах Церкви. Перемене воззрений на войну споспешествовало то, что некоторые историки называют, не совсем точно, «феодальной раздробленностью». На деле процесс развития феодальных отношений вел к, так сказать, рассеянию власти: каждый феодальный сеньор обладал, в той или иной степени, властными правами, которые прежде принадлежали лишь монарху. В милитаризованном обществе начиналась война всех против всех. Тогда Церковь (в ряде случаев это пытались сделать и светские правители), понимая, что полностью искоренить распри невозможно, предприняла попытки ввести вечные междоусобицы в какие-то рамки. Провозглашался Божий мир, то есть запрет на насилие по отношению к тем, кто по физическим или социальным причинам не мог сопротивляться оружию: к женщинам, особо вдовам, детям, особо сиротам, старикам, священнослужителям, крестьянам, каковым запрещалось ношение оружия. Еще одно нововведение - Божье перемирие, то есть запрет на ведение военных действий в особо отмеченные священные дни: на Рождество, Страстную и пасхальную недели, с вечера субботы до утра понедельника и т. п.

Посвещение в рыцари. Средневековая миниатюра

Но Церковь не имела собственного войска, она могла грозить лишь карами небесными. Светская власть государей была слишком слаба, а поэтому именно в рыцарстве клюнийцы видели ту силу, которая должна помочь Церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благословляют рыцарское оружие. При посвящении в рыцари меч новопринимаемого в рыцарское сословие лежит на алтаре. Сам новопринимаемый проводит ночь в храме в посте и молитвенном бдении, свершает омовение в купели, напоминающей крещальную, и дает при посвящении клятву защищать святую Церковь. Некоторые святые претерпевают своеобразную трансформацию. Так, святой Георгий, воин-христианин, казненный в Риме, согласно житию, за то, что отказался брать в руки оружие, становится небесным покровителем рыцарства. Снова оживают идеи «справедливой войны», высказывавшиеся, как уже говорилось, еще Августином Блаженным. Если война ведется от имени Церкви, по призыву Церкви и против врагов Церкви, то она не является злом.

Активно поощряется папством война с мусульманами в Испании. Папа Александр II в 1063 г. призвал рыцарей на борьбу с теми, «кто преследует христиан и изгоняет их из городов», заявил, что эта война справедлива, и отпустил грехи тем, кто отправился воевать с маврами в Испанию.

Папа Григорий VII, несгибаемый борец за папское верховенство, впервые употребляет выражение «воинство Христово» (militia Christi) не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу, и он же первым заговорил о «войнах святого Петра», то есть войнах, поддержанных оным Святым престолом (напомню, что первым Папой Римским считается св. Петр, а папские владения в Средней Италии с центром в Риме именовались «вотчиной святого Петра»), в Испании, в Сицилии против тамошних арабов, да и просто против врагов папства. Так или иначе, война перестала быть только злом, и это, безусловно, повлияло на отношение к только что провозглашенному крестовому походу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Рождество Христово Двунадесятый праздник, отмечается 7 января (25 декабря); со дня Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта) проходит девять месяцев. По церковному календарю Рождество открывает цикл зимних Господских праздников. С него начинается двухнедельный период

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Рождество Христово и начало «нашей эры» Хорошо известно, что от начала «нашей эры», или «эры от Р.Х.» – не велось непрерывного счета лет до современного нам года. Первый год «новой эры» вычислен гораздо позже, как год Рождества Христа. Считается, что впервые этот год

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Воинство Христово как силовая структура новой религии Возвращаемся к Евангелию от Иосифа Галилеянина. В этом тексте мельком упоминается о «Воинстве Христовом» - некоем христианском «спецназе», который выполнял поручения Павла. Сначала он, по-видимому, формировался из

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора

Глава 6 Великое крестоносное воинство и его вожди Когда деревенская беднота, гонимая религиозным фанатизмом, уже шла по дорогам Европы навстречу своей гибели, феодалы и рыцарство еще только готовились к крестовому походу. Сеньоры собирались обстоятельно – ведь поход

Из книги Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314 автора Демурже Ален

Из книги Неизвестный Юнкерс автора Анцелиович Леонид Липманович

Рождество Христово Перед Рождеством 1928 года в Германии выпал обильный снег. Всевышний позаботился о том, чтобы украсить жилища людей снаружи причудливым белым покрывалом с бесконечными вариациями узоров на деревьях, кустах, наличниках окон и крышах различных построек.

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста [без иллюстраций] автора Доманин Александр Анатольевич

Из книги Русский бунт навеки. 500 лет Гражданской войны автора Тараторин Дмитрий

Катакомбное воинство Епископ Уфимский Андрей, происходивший из рода князей Ухтомских (Рюриковичи) еще в 1916 году ввел выборность приходского духовенства. Поместный собор 1917–18 г.г. одобрил данную инициативу архипастыря, но распространить ее повсеместно не

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

ГЛИНЯНОЕ ВОИНСТВО ИМПЕРАТОРА ШИ Тридцать лет назад весь мир заговорил о сенсационной находке в Китае: близ города Сиань археологи обнаружили погребальный комплекс III века до нашей эры. Если египетские фараоны, отправляясь на тот свет, брали с собой золотые украшения,

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рождество Христово и начало «нашей эры» 2.1. История вопроса Известно, что от начала «нашей эры» – или как ее еще называют, «новой эры», «эры от Р.Х.», «эры Дионисия» – не велось непрерывного счета лет. Другими словами, люди не считали по ней года на протяжении двух тысяч

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Безобразов Кассиан

Учение Христово во Время Пути Учение Христово во время пути требует нашего особого внимания, потому что Лука, историк пути, в повествовании о пути, по преимуществу, останавливается на учении.Учение есть учение о Царстве. Как уже отмечалось, евангелист Лука объясняет путь

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

II. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Рождественский сочельник повсеместно проводится крестьянами в самом строгом посте. Едят только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставляется особыми символическими обрядами, к которым приготовляются загодя. Обыкновенно, перед

Из книги Россия и Запад на качелях истории. От Павла I до Александра II автора Романов Петр Валентинович

Нечестивое воинство и нечестивые пастыри. Петербург сердится, Ватикан негодует Если во времена Павла I дружественные отношения России с Ватиканом достигли своей вершины, то во времена Александра II они сошли на нет. Причиной этому послужила все та же Польша. Ватикан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

III. Общественное Служение Христово

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рождество христово Празднование Рождества Христова впервые было введено в ІV в. Константинопольской Церковью и распространено по всему православному Востоку. Во время праздника вспоминали и воздавали честь рождению Господа от Пресвятой Девы. Рождество Христово

Православная Церковь 21 ноября празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - главный из всех православных праздников в честь святых Ангелов. Несмотря на то что этот мир невидим обычным человеческим зрением, он вовсе не так далек от нас, как кажется.

Установление празднества

В далеком IV веке стало распространяться ложное учение: среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии Поместный Собор. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как правителям мира и утвердил их православное почитание. Также было установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 21 ноября (8 ноября по ст. ст.).

Дата была выбрана не случайно. Ноябрь - это девятый месяц после марта, с которого в древности начинался год - в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь особенно подчеркнула, что Ангелы будут свидетелями перед Богом о нас на Страшном Суде.

Небесная иерархия

«Занятие Ангелов - славословить Бога», - пишет святитель Василий Великий. По своей природе Ангелы - это деятельные духи, имеющие разум, волю и знания. Слово «ангел» означает вестник. Много раз они являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою Волю. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от расстояний и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.

Господь учредил удивительный порядок в этом Небесном Воинстве, создав ангельскую иерархию. Все Ангелы разделяются на девять чинов по три чина в иерархии, где низшие подчиняются высшим. Святой Дионисий Ареопагит описал все девять Ангельских чинов в книге «О Небесной иерархии».

Первую, высшую триаду составляют Серафимы, Херувимы и Престолы . Эти Ангелы находятся в непосредственной близости к Богу, «как бы в преддверии Божества». Слово «Серафим» означает «пламенеющий». О Серафимах Церковь говорит, что они - «само небесное выражение Божественной любви». Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет здесь как символ пламенной любви к Богу.

Слово «Херувим» в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Херувимы, обладающие высшей духовной мудростью, на иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят Престолу Божию.

В этот же высший разряд входят Престолы - духовные существа, которых часто изображают держащими Престол, на котором восседает Сам Господь.

Среднюю ангельскую триаду составляют Господства, Силы и Власти. Эта иерархия особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества.

Господства сообщают волю Божию, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими дурными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божиим. Из Предания нам известно, что именно Ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

В низшую ангельскую триаду входят Начала, Архангелы и Ангелы . Эта триада отличается непосредственной близостью к миру и человеку.

Начала управляют природной стихией. Они начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради Славы Божией и пользы ближних.

Архангелы благовествуют «о великом и преславном», открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при Крещении Ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. Ангелы хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Большинство искусствоведов и богословов объясняют, что крылья, которые мы видим у Ангелов на иконах, символизируют ту быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божией.

Главнокомандующий Небесного Воинства

Девять ангельских чинов возглавляет святой Архангел Михаил . В Православии его называют Архистратигом, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий». Именно Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося Ангела Денницу (сатану) с другими павшими духами. А остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».

Из Церковного Предания, запечатленного в службе Архистратигу Михаилу, нам известно, что он принимал участие во многих судьбоносных моментах человеческой истории. Особенно Архангела почитают воины, потому что его деятельность всегда была направлена к утверждению мира и правды. Церковное предание гласит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

Из Священного Писания нам известны также Архангелы:

Гавриил - имя его означает «Крепость (сила) Божия». Архангел Гавриил - Божий благовестник. Пророку Даниилу он объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, святому пророку Захарии - о рождении святого Иоанна Крестителя.

Рафаил - «Врачевание Божие», целитель человеческих недугов, попутчик, наставник в пути.

Уриил - «Огонь или свет Божий, просветитель», просвещает умы людей откровением полезных для них истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляет пагубные земные привязанности.

Селафиил - «Молитвенник Божий, побуждающий к молитве». Архангел Селафиил охраняет душу от всяких враждебных сил.

Иегудиил - «Славящий Бога», укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги.

Варахиил - раздаятель благословений Божиих на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии.

Иеремиил - «Высота Божия», посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил - в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руке весы.

В ангельском мире присутствует как доброе, так и злое начало. Господь не отнимает у нас свободы, и мы всегда сами решаем, какую сторону нам принять. Апостол Павел в своем послании к Евфесянам пишет: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия (5 , 8–19). Прославляя светлые Божественные силы, мы просим их о помощи в нашей человеческой борьбе со злом. Для того чтобы мы могли мужественно уклоняться от бесплодных дел тьмы, будем же чаще взывать к неведомому для нас, но реальному Небесному воинству.

Подготовила Наталия Бондаренко

Непобедимо воинство Христово

«В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и безформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано де: “Любите врагов своих”, “не противьтесь злому”, – а посему христианин должен якобы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством. Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества», – пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Учитывая актуальность слов Владыки, мы решили побеседовать на эту тему с кандидатом в мастера спорта по самбо есаулом Дмитрием Новоселовым.

В святоотеческих писаниях часто встречается понятие «Воинствующая Церковь». Как Вы его понимаете?
Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
Кроме того, христианин обязан воевать с врагами Церкви Божией – различными лжеучениями, ересями и расколами. Исторически Церковь всегда обличала еретиков, боролась с арианами, монофизитами, латинянами, отстаивая чистоту Православия. Полемизировала с раскольниками, например, донатистами, кафарами, с так называемыми старообрядцами. Эта борьба продолжается и по сей день.
Воинствующей ратью Христовой назывались еще воины земного Православного Царя. Когда святой равноапостольный Константин, Царь благочестивый, пошел справедливой войной на зловерного тирана Максенция, Бог явил ему Свою чудесную помощь. Видя, что сила его войска невелика, Константин засомневался в успехе своего похода. На стороне Максенция же была бесовская сила, потому что много он проливал человеческой крови для совершения языческих обрядов, приносил в жертву бесам отроков, девиц и жен.
Зная это, Константин стал молиться Единому истинному Богу, Которого почитал весь род христианский. И в полдень, во время его усердной молитвы, явилось на небе изображение Креста Господня, сиявшее сильнее солнечного света, на котором была надпись: «Сим побеждай». Так Константин с помощью Божией одержал блестящую победу.

Слово редактора

Верность Истине

Приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) в одной из своих проповедей рассказывал о древних подвижниках, которые иногда собирались, чтобы побеседовать на духовные темы. Однажды они сошлись и стали рассуждать, какая добродетель является наиболее важной для иночествующих и вообще для всех христиан. Выслушав всех, они решили, что таковой является рассудительность.
Во время той беседы преподобный Антоний Великий сказал, что не имея рассудительности, даже преуспевающий подвижник может пасть. При этих словах старцы вспомнили пустынника Ирона, собрата своего, который, подвизался в пустыне более 50 лет, но принял один тщеславный помысел и пал.
Как известно, в последние времена диавол особо изощренной хитростью и коварством попытается сбить с истинного пути и избранных. Он воздвигнет лжепророков, распространит ереси и расколы, будет цепляться за малейшее проявление страсти в душе человеческой, за каждый помысел, чтобы только оторвать человека от Бога, увести его со спасительного пути.
Святые Отцы говорили, что в последние времена устоявшие в Истине, не имея других добродетелей, окажутся выше в Царствии Небесном, чем многие древние подвижники. Современному христианину приходится выстаивать перед лицом страшных искушений, поэтому в наше время одно исповедание неповрежденного Православия уже является подвигом.
Преподобный Макарий Великий утверждал, что диавола можно победить только смирением. А смирение, в первую очередь, заключается в том, чтобы хранить неповрежденную веру, не взирая на совершающуюся на наших глазах апостасию. Главная наша цель – спасение, главное оружие – исповедание, а непобедимость наша – в верности Христу!

Мы пересекали заснеженную степь Саракташского района, безжизненную, словно космос, в абсолютной черноте раннего зимнего утра. Метель заметала следы, а ураганный ветер грозил снести машину с дороги. Шли «по приборам». «Всё-таки МЧС объявляет штормовые предупреждения не ради забавы, – думалось мне сквозь наваливающийся сон. – Долго хотел сюда приехать и вот выбрал времечко…» «Кажется, мы на месте», – сказал водитель Виталий, выруливая на пригорок, пригасив свет фар.

В чернильной мгле виднелся подсвеченный храм. Он, словно орбитальная станция, висел в космосе. Свято-Андреевский мужской монастырь.

Для того чтобы понять образ жизни и мыслей монаха, нужно им быть. Поверь, читатель, молитва, помыслы, борьба внутри другого человека – это вселенная, пролететь которую нам не дано. Здесь у каждого свой путь. Я приехал сюда незадолго до Крещения Господня для того, чтобы хотя бы просто УВИДЕТЬ.

В понимании многих монастырь – это строения с тесными каменными кельями под землёй, скупо освещёнными огарком свечи, где с потолка капает вода, а посреди сидит со старинным Евангелием непрерывно молящийся отшельник, годами не видящий белого света. Это совсем не так. Несмотря на предназначение этого места, я видел, что вокруг меня ежеминутно что-то происходит. Богослужение в храме два раза в день: утреннее с 7 до 10 и вечернее с 17 до 20, а между этими событиями у обитателей монастыря много дел.

Прежде всего убрать снег: пропустишь день – не откопаешься, испечь хлеб, приготовить братьям пищу (монахи не едят мяса, только рыбу), убраться в кельях, поработать в столярном цехе, продолжить роспись храма и многое другое.



Праздность - матерь многих грехов, здесь не живёт. Просто эти люди любое действие совершают, непрерывно молясь. От этого и еда вкуснее, и лик, написанный на стене храма, краше.


Мобильными телефо нами пользуются только старшие брат ья и молодёжь – е щё не определившиеся послушники. Большая часть добровольно отдаёт их настоятелю, ведь всегда есть соблазн поговорить с друзьями-приятелями, да и домой звонить, как здесь говорят, не полезно, потому что не о том начинает думать человек, посвятивший свою жизнь служению Богу. Интернет, как сказал мне один из братьев, «плохой по Божьей милости», поэтому электронные письма исключительно по хозяйственной надобности отправляют со смартфона.

Впрочем, все эти хлопоты как бы окаймляют главную ценность этого места – людей. Я говорил с монахами о многом – газеты не хватит, поэтому приведу лишь некоторые выдержки наших бесед.

Игумен Евлогий , наместник Свято-Андреевского монастыря, монах:

– В своей прошлой жизни я много чем увлекался. В 14 своими руками собирал мопеды, затем занимался разными видами единоборства, больше всего ушу, около трёх лет. Всё получалось, но всё быстро надоедало, причём с течением времени всё быстрей. Поступил и закончил Саратовскую консерваторию. Именно в тот период я стал верующим. Мне нравились службы, любил петь в церкви. Когда я впервые попал в монастырь, у меня ещё не было планов становиться монахом. Думал, что это не для меня, что всё это слишком серьёзно, но прошёл месяц, полгода, год. И службы-то были тяжёлыми, с пяти утра, без выходных, однако я обнаружил, что это не приедается, что мне очень нравится. Ощутил, что есть ради чего жить.

Иеромонах отец Дионисий :

– Монахами просто так не становятся. Только по призванию. Бог призывает.


Я поступил в художественное училище в Екатеринбурге будучи совсем молодым, и хорошо, что оно меня тогда сформировало, дало установку на искусство. Когда я пишу икону, я молюсь, это приносит мне удовлетворение. И ещё у меня есть в этом свой интерес: я же пишу иконы для людей, они будут молиться, может быть, и меня помянут. Ну а уж если не они, то помянет тот святой, лик которого я написал. Ведь каждый раз, когда я творю, я выхожу на связь с тем, кого пишу, и понятно, что заручаюсь и его молитвенной помощью. А ещё мы поём на клиросе. И если петь что-то византийское, иногда перед глазами встают византийские мозаики. Оживает древность христианства. В монастыре жить сложно, но интересно. Сложность заключается в борьбе со своими страстями, со своими немощами, со своей природой падшей. И когда мы видим, как Господь в нас побеждает, это укрепляет веру нашу.

Отец Варнава :
– Монахи – это люди, которые поставили себе цель – спасение души. Это для нас самое главное, и форма жизни монашеской, существующая с IV века, максимально приближена к решению этой задачи. Если для вас главное – зарабатывать деньги, вам не сюда, мы даём обет нестяжательства; если хотите наслаждений, снова мимо, мы держим себя в строгости. Нам запрещено жениться. В монастырь приходят за спасением, ибо в миру многое мешает. Я вот преподавал иностранные языки в педагогическом институте. Начинаешь поститься, и люди на тебя косо посматривают. Потом спрашивают, а чего ты бороду отпустил? Захочешь помолиться, а у тебя работа, обязанности разные, на дачу нужно ехать обязательно в воскресенье.


Поэтому когда я впервые посетил Оптину пустынь, мне показалось, что это рай на земле. Стоило только перешагнуть порог, а душа мне и говорит: «Ну вот, наконец-то. Я всегда сюда хотела. А ты меня 30 лет мотал неизвестно где…» Было ощущение, что наконец-то пришёл домой, и никуда не хочешь уходить. Люди попадают сюда по-разному, но обычно это призыв Господа. Чаще всего это продиктовано какими-то жизненными обстоятельствами. Мои были скорбными, но именно тогда я осознал Бога не как абстрактную идею, а как личность. Иногда я, выполняя здесь послушание, делаю открытки на Рождество или Пасху, пользуюсь фотоаппаратом. Конечно, это не плетение корзин, как в древности. Ведь главное в монашеской работе, чтобы она не была творческой, чтобы разум был свободен для молитвы, а руки заняты. С другой стороны, я отношусь ко всей этой технике, как к молотку или лопате, как к средствам. К тому же послушание, основа монастырской жизни, многое прощает, оно ведёт к смирению, а смирение – главная добродетель, без которой невозможен путь в Царствие Небесное.

Закрыв за собой дверь в келью, я долго и бесцельно смотрел на белые горы. В голове звучали слова монахов, но более всего я запомнил их лица. Одухотворённые, умудрённые опытом, ЗНАЮЩИЕ. И глаза, открытые миру. Они и сейчас передо мной.

Послушники снова откапывали дорогу к храму. В этом месте зимо й часто метёт, даже когда в нескольких километрах от монастыря тихо. Провожая меня, один из монахов сказал: «Вы приезжайте сюда без фотоаппарата. Помолиться».

А машину нашего редакционного водителя Виталия, который должен был оставить меня в монастыре и вернуться в Оренбург, ветром на обочину вынесло. Вытаскивали трактором. Он опять ко мне в монастырь вернулся, дальше ехать не рискнул. Стихия.
А ещё я точно знаю одно: где бы я ни был, кто бы ни побеждал у меня в душе, там, среди заснеженной степи, монахи, презрев суету, молятся и за меня.


Часто приходится слышать: «Церковь это воинство Христово, кругом идет духовная война и мы на ней солдаты». Не менее часто говорят и обратное: «Церковь не армия, командовать в ней нельзя». Так армия или нет?

Протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

Церковь сама себя называет «воинствующей». Мы уподобляем себя воинству, и в священном предании есть достаточно много эпитетов, говорящих о том, что мы воюем. Апостол Павел говорит: «наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Христианин – это воин Христов, и об этом прямо говорится в молитвах чина крещения. Эта война ведется как на личностном фронте, так и организованно. Поэтому вполне можно сказать, что церковь подобна армии в духовном смысле.

И так же Церковь подобна армии своей достаточно жесткой иерархической структурой. Хотя само подчинение иерархии - это свободный выбор людей, которые самостоятельно решили принять Православие. Правда, миряне сегодня, в отличие от дореволюционных времен, в меньшей степени подчинены священноначалию. Миряне могут ходить в любой храм, свободно выбирать себе священника и самостоятельно выбирать степень связи с ним – насколько они будут слушаться или не слушаться своего духовника. И все равно при этом будут оставаться членами Церкви. А священнику, например, чтобы поучаствовать в Литургии в другом храме, нужно разрешение от своего епископа.

Хорошего священника и хорошего военного также объединяет идея служения. Нормальные военные люди объединены идеей служения Отечеству. Военные также сознают себя своего рода отдельной кастой или орденом, и это выражается во внешнем виде и поведении – форма, ритуалы, воинское приветствие. И когда они видят подобное в Церкви, видят что это тоже определенное общество людей, объединенных идеей служения, имеющее свою внешнюю атрибутику и свою дисциплину, то конечно они быстро находят с ним общий язык. Наверное поэтому так хорошо всегда складываются отношения на личном уровне у большинства военных с духовенством.

Особенно в силу того, что для Руси идея служения, совместного общего тягла, была движущей идеей развития страны. Служили все - от царя до последнего казака. Постепенно эта идея разрушалась. Сначала с освобождением дворянства, потом с отменой крепостного права.

В советском обществе идея служения ненадолго вернулась в общество, но последние 20 лет она снова размывается. Сохранилась идея служения в очень немногих видах деятельности: в Церкви, в армии, ну и еще, пожалуй, в медицине и в педагогике.