Человек долга он каков он. Человек человеку долг. Архипастырь и педагог

"Долг. Человек долга"

Задачи:

  • Добиться осознания понятия «долг»
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия
  • Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом

Предварительные задания для воспитанников при подготовке к занятию:

  • Дать определение лексического значения слова «долг»
  • Ответить на вопросы интервью:
  • Как ты понимаешь слово «долг»?
  • Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается?
  • Какой долг на сегодня ты исполняешь?
  • Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей?
  • Представь, что было бы, если было бы наоборот?
  • Назови известные тебе виды долга?
  • Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга?
  • Считаешь ли ты себя таковым? Почему?
  • Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга?
  • Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ?
  • Нужно ли чувство долга в семье?
  • В чем оно проявляется?
  • Продолжи фразу: «Человек долга – это …»

Оформление доски:

Попробуй исполнить свой долг,

Гете

Человек долга – это …

Ход занятия:

I. Классный час. Тема: "Долг. Человек долга"

Цели классного часа:

  • ·Добиться осознания понятия «долг»
  • ·Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия
  • ·Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом

Предварительные задания для учащихся при подготовке к классному часу:

  • ·Дать определение лексического значения слова «долг»
  • ·Ответить на вопросы интервью:
  • ·Как ты понимаешь слово «долг»?
  • ·Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается?
  • ·Какой долг на сегодня ты исполняешь?
  • ·Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей?
  • ·Представь, что было бы, если было бы наоборот?
  • ·Назови известные тебе виды долга?
  • ·Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга?
  • ·Считаешь ли ты себя таковым? Почему?
  • ·Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга?
  • ·Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ?
  • ·Нужно ли чувство долга в семье?
  • ·В чем оно проявляется?
  • ·Продолжи фразу: «Человек долга – это …»

Оформление доски:

Попробуй исполнить свой долг,
И ты узнаешь, что в тебе есть.
Гете

Человек долга – это …

Ход занятия

I. Воспитатель

Чтение стихотворения М. Львова «Высота»

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.

Объявляется тема классного часа.

Что можно сказать о героях этого лирического произведения, связав их поступки с темой нашего разговора?

Надо ли говорить, что долг перед Отечеством – святыня человека. Надо дорожить этой святыней, как дорожит честный человек добрым именем, честью и достоинством своей семьи. Ведь только там, где есть негасимая любовь к великому и светлому, только там живет ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя убеждений.

II. Воспитанник

В украинском селе Павлыш после войны жила женщина, у которой сын, муж и брат с первых дней сражались на фронтах. А второй сын, двадцатипятилетний мужчина, отец троих детей, остался в оккупированном селе и стал предателем. Однажды вечером к нему пришла мать. Выпроводив из дому внуков, она положила на стол перед сыном узелок и сказала: «Здесь заряженный пистолет. Дали верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись… Или убей меня». У фашистского наймита не хватило духу ослушаться матери. Советская Армия освободила украинское село от оккупантов. Женщина получила три извещения о героической смерти: сына, мужа и брата…

III. Воспитатель

Воспитание любви к Родине начинается с материнской школы воспитания чувств. Мать со своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью ко злу, своим чувством собственного достоинства является нравственным, духовным властелином и повелителем семьи. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди.

Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.

IV. Воспитанник

…В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но все они не слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было и тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».Желтенькие гусята рассыпались по траве и мать была счастлива…

V. Воспитатель

Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смотришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда остаешься сыном своей матери.

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

VI. Воспитатель

Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном своего отца и матери.

И сыну станет все постыло.
Поймет он, подавляя стон:
Обид, что мать ему простила,
Себе простить не сможет он.

Отец и мать, выполнившие свой долг перед Родиной, создают себе живой и нетленный памятник.

От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину долга.

Познакомьтесь с мнениями одноклассников по поднятой проблеме и постарайтесь узнать, кому принадлежит интервью. (В конце записи каждого интервью учащийся, дававший ответы на вопросы, продолжает неоконченное предложение, записанное на доске: «Человек долга – это…».)

VII. Вывод

Воспитатель читает получившееся предложение, выражающее общее мнение детей.


Есть у человека такое чувство, называется – чувство долга, которое формируется в нем с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными в собственной правоте. Но это уже детали, ведь из-за нашего чувства долга мы все так много друг другу должны, что при всем желании вряд ли когда-нибудь сумеем расплатиться по своим долгам.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил? Давайте в этой статье разберемся с тем – что, кому и почему мы должны и должны ли на самом деле.

Самое интересное, а с моей точки зрения самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? Почему человек не может хотеть творить великие дела, почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру? Вот, что значит – должен? А если вот я не сделаю то, что должен сделать, тогда что? Меня совесть должна будет заесть, или я понесу какое-то наказание? Думаю, здесь необходимо определиться с понятиями, чтобы разобраться со всеми этими вопросами.

Что же такое чувство долга? Ну, с чувством все понятно, чувство – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Когда мы чувствуем, мы переживаем определенные эмоции. А вот что касается долга, то с ним не все так просто, долг – это обязательство, которое может быть добровольным, а может быть навязанным. Обратим свое внимание на добровольное обязательство. Что это вообще такое – добровольное обязательство? Разве слово добровольное, не противоречит слову обязательство? Обязательство – это обещание, требующее безусловного выполнения. Сразу возникает вопрос – а если человек откажется выполнять свое обещание, что тогда? Если человек, якобы добровольно, что-то пообещал другим людям, взяв тем самым на себя определенные обязательства, которые сформировали в нем чувство долга, ведь он стал кому-то что-то должен, добровольно должен, то может ли он это обещание не выполнять? Ну, можно сказать, что может, но к такому человеку не будет доверия в будущем, что в принципе, не является проблемой, потому что в нашем мире никому доверять нельзя. Но, если человек не давал никому никаких обещаний, а ему навязали чувство долга, может ли он в таком случае от этого долга отказаться, ведь никому ничего не обещал? Теоретически, может, но на деле, такие люди осуждаются обществом и в некоторых случаях наказываются им. Допустим, человек не хочет идти в армию и защищать свою Родину, хотя его чувство долга, должно, вроде как, призывать его к этому, а он вот, не хочет. Волнует ли в нашем обществе кого-нибудь, что он хочет, а чего не хочет? Пожалуй, что нет, и если закон говорит человеку призывного возраста, что он должен служить в армии, значит, он будет служить, или понесет наказание за уклонение от своих обязанностей. Может быть, тогда не стоит путать чувство долга с чувством страха?

Но это еще не все. Долг – это не просто обязательства, это еще и ответственность. Ведь если вы обязаны что-то сделать, то за свои действия вы должны нести ответственность, чтобы эти ваши действия были правильными. Ведь движимый чувством долга человек может безответственно выполнять свои обязательства, и что же тогда с ним делать? Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и за их последствия. А что значит – обязанность отвечать? Это значит, что если человек что-то сделает неправильно, если он ошибется, схалтурит, тогда он будет наказан. Не бывает ответственности без наказания, если человек за что-то отвечает, тогда он должен быть готов к наказанию, которое он понесет, если не справится с тем, за что он отвечает. Для этого на человека и возлагают ответственность, чтобы иметь возможность его наказать, если он с чем-то не справится, хотя и не только для этого. Но нас в данном случае интересует то, что все сводится к наказанию, то есть, к насилию, без которого, видимо, наше общество не может существовать. Так вот, если упростить все эти мои рассуждения, то получается, что за таким благородным и высоким чувством, как чувство долга, скрывается примитивное насилие, которое применяется по отношению к тому человеку, который не желает отдавать свои долги. Но, спросить-то можно не со всех, верно, а только с тех, кто слаб, потому что слабый человек не может дать сдачи. Другими словами, долги всегда взимались и будут взиматься преимущественно со слабых людей. То есть, с тех, кого можно безнаказанно наказать. Вот вам и благородное, высокое чувство долга, которое человек, якобы должен испытывать добровольно.

Сильный и свободный человек никому ничего не должен, ни себе, ни другим. Он не отдает долги, а собирает их с других. Сильный и свободный человек может только захотеть что-то сделать, для себя и для других людей, в том числе и что-то хорошее, благородное и великое. Желание, а не чувство долга руководит сильным человеком. Чувство долга было придумано для зомбирования рабов, чтобы они делали что-то, не думая о том, почему и зачем они это делают, а только потому, что должны делать. И наш мир, как видите, заполнен долгами под завязку, в нем все что-то кому-то должны, ну или почти все. На большинство из нас навешали столько долгов, что нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться по ним. Не успеем мы появиться на свет, а уже кому-то что-то должны. Мы должны родителям, Родине, государству и вообще всем, кому от нас что-то надо. И большую часть наших долгов нам пытаются объяснить таким образом, что якобы это мы сами решили, что кому-то что-то должны. Нам говорят – что мы родились с чувством долга и что это чувство отличает нас от животных. Долги, оказывается, делают нас людьми, кто бы мог подумать. Ну что же, возможно для некоторых представителей нашего рода, быть кому-то что-то должным – это действительно единственный способ стать человеком. Ведь не все люди руководствуются здравым смыслом, когда что-то делают, большинство из них предпочитают что-то делать только из-под палки. А долг – это палка!

Я рекомендую вам друзья, забыть обо всех этих долгах, которые на вас висят. Не нужно руководствоваться никаким чувством долга, принимая те или иные решения в своей жизни – выкиньте эту заразу из своей головы. Какие могут быть долги, вы родились свободным человеком, никому, запомните это, никому ничего не должным. А если вы испытываете чувство долга, значит – вы заражены социальным вирусом, который подчинил ваш ум и вашу душу своей воле. Вернее, он подчинил вас воле других людей, кому, как вы считаете, вы что-то должны. А раз вы заражены этим вирусом, тогда вам необходимо его лечить, самим, или с помощью специалистов. Иначе, вами всю жизнь будут помыкать, вас сделают слугой вашего чувства долга и чужих интересов. От чувства долга необходимо избавляться! Но, это не означает, что нам не нужно ни к чему великому стремиться, не нужно ничего хорошего, благородного и полезного делать для других людей и жертвовать собой ради других. Просто нам надо понять, что мы не должны, а мы можем быть людьми, если захотим. То есть, мотивация у нас с вами должна быть другой. Никаких рабских долгов у нас с вами быть не должно, у нас может быть только желание, основанное на понимании нами жизни и нашей, действительно свободной воли. А долги и чувство долга, это не просто рабская модель мышления, это еще и зависимость. Люди зависимы от своих долгов, а если они зависимы, то значит они и больны. А раз люди больны, то их, как уже было сказано выше – нужно лечить. Ведь кто знает, к чему завтра побудят толпу с помощью чувства долга, которое людям, всегда будет кому навязать. Долг говорит вам – как вам жить! Но в действительности, это другие люди и их идеи, а значит и их интересы, говорят вам – как вам жить. А долг, друзья, платежом красен, если должны – тогда делайте, делайте то, что велит вам делать ваше чувство долга, за которым, уж будьте уверены, обязательно стоит какой-нибудь конкретный человек и внедренная им в общественное сознание идеология.

Так вот, чтобы никто нами не помыкал, чтобы никто нами не манипулировал и не указывал нам, что и как надо делать, нам необходимо заменить свое чувство долга своими разумными желаниями. Поступайте так, как вы хотите поступить, а не так, как должны. Вы ничего никому не должны. Есть здравый смысл, есть наши желания, основанные на этом здравом смысле, и есть возможности, которыми каждый из нас в настоящий момент располагает. Вот на основании всего этого нами и могут приниматься те или иные решения, после которых мы будем совершать определенные действия, для достижения нужных нам целей. Дайте этому миру именно то, что вы можете и что вы хотите ему дать, и не потому, что вы должны это сделать, а потому, что что-то отдав этому миру, вы непременно что-то получите от него взамен. Человек пришел в этот мир для того, чтобы что-то ему дать и чтобы что-то у него взять, именно такой подход к жизни делает ее полноценной. А что вы можете дать этому миру? Наверное, то, что вам позволяют ему дать ваши текущие возможности, верно? Нельзя требовать от человека того, что он не может дать, потому что это насилие над ним. Если, к примеру, родители не смогли должным образом воспитать своего ребенка, не смогли подготовить его к жизни, тогда не надо говорить ему о том, что он чего-то там им должен. Нормальный человек и сам прекрасно знает о том, что ему нужно помогать своим родителям, не потому что он им должен, а потому что он хочет это сделать, у него в крови это желание. Но человек не всегда может это сделать, даже если хочет, вот в чем дело. Он не всегда может помочь своим родителям, не всегда может помочь другим людям и даже самому себе. А ему при этом указывают на его чувство долга, давят на него, пробуждают в нем чувство вины, хотя он ни в чем не виноват. Зачем, спрашивается, загонять человека чувством долга в депрессию, зачем заставлять его под давлением делать то, что он может делать по желанию, если у него только будет возможность это что-то сделать? Люди сковывают друг друга несуществующими долгами из-за своего эгоизма. И когда вам кто-то заявляет, что вы кому-то что-то должны, можете смело расценивать это заявление, как агрессию против вас. А агрессии нужно уметь противостоять, и возможность такая есть у всех.

Развивайте в себе чувство собственного достоинства и чувство свободы друзья и тогда никакие долги к вам не прицепятся. Во всяком случае, добровольно вы точно не захотите быть кому-то что-то должными, жгучая страсть к свободе пересилит внутри вас всякое рабское мышление. Посылайте к черту все эти рабские чувства внутри вас, все эти сопли, которыми другие люди обмазывают свой низменный и циничный эгоизм, навязывая вам свою волю. Долги, в любой вообще форме, они не для вас, они не для людей. Долги нужны тем, кто сам себя не считает человеком, кому нужна не внутренняя, а внешняя сила, чтобы что-то полезное делать, в том числе и для самих себя. Вам же я предлагаю быть людьми, а не ведомым скотом, не имеющим ни собственного мнения, ни собственного Я. А чтобы быть людьми, вам надо чувствовать себя свободными, свободными от всего, от всех долгов и связанных с ними чувств. Творите великие дела – по желанию, опираясь на здравый смысл, а не на обязывающие вас к чему-то чувства. Помогайте другим людям, опираясь на свою внутреннюю силу, которая будет тем больше, чем большему числу людей вы поможете. Запомните, слабый человек не в состоянии даже о самом себе позаботиться, тогда как по-настоящему сильный человек, способен позаботиться о многих людях, он способен позаботиться обо всех людях в этом мире. В этом проявляется сила духа человека и его величие, в этом проявляется его Божественное начало, которым наделен каждый из нас. Настоящий, свободный, сильный человек никогда не скажет себе, что он что-то там кому-то должен, он скажет – Я Хочу!

Что, думаете, общество вас не примет с вашими желаниями, думаете, оно вас отвергнет? Все оно примет, если вы будете тверды в своих желаниях. Не надо бояться быть сильным и свободным, ведь общество состоит из таких же индивидов как вы, которые тоже хотят быть свободными и сильными, и никому ничего не должными. Подайте пример людям, проявите твердость в своем решении отказаться от всех навязанных вам долгов, и большинство вас обязательно поддержит. Мы и без всякого чувства долга можем быть нормальными, ответственными и порядочными людьми, полезными друг для друга. Вы же умные люди, вы ведь сами можете понять, что можно делать в этой жизни, а чего нельзя, и почему. А если вы этого не понимаете, тогда читайте мои статьи, в них я объясняю вам, каким и почему следует быть человеку, если он хочет быть человеком, а не обезьяной. Мы ведь с вами не бараны, чтобы вечно чему-то или кому-то подчиняться, мы что, сами не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо? Все мы можем, если захотим. Можно протянуть упавшему человеку руку потому, что общество от вас это требует, а можно просто захотеть помочь человеку, который оказался в беде, и который состоит из той же плоти и крови, что и вы.

И не надо чувствовать себя виноватыми из-за чувства неисполненного перед кем-то долга, ежели таковое у вас появится. Чувство вины в себе нужно выжигать калёным железом, ибо это очень вредное чувство. Вы и только вы решаете, что правильно в вашей жизни, а что нет, а не кто-то там со своими правилами и порядками. Вы сами решаете, что, когда и как вы будете делать. Да, другие люди будут на вас давить, они будут вас осуждать, будут заставлять вас делать то, что нужно им, это естественно, такова жизнь. Но, если вы не сломаетесь внутри себя, если не признаете себя рабом и слабаком, тогда у вас всегда будет возможность противостоять любому давлению на вас. Сделайте должными вам тех, кто заявляет вам о том, что вы кому-то и в частности им, что-то должны. Учитесь держать психологический удар – атакуя агрессора, ибо лучшая защита – это нападение. Вам говорят, что вы должны, а вы отвечайте, что должны вам. Хотя, в некоторых случаях можете ничего не отвечать, зачем разговаривать с теми, кто на вас давит, ведь это ваши враги. Просто делайте так, как вам надо, как вы хотите и как вы можете делать и тогда вы победите всех своих врагов.

Чувство долга – это вирус, делающий человека рабом, и активизируется он только тогда, когда человек воспринимает его всерьез, когда человек верит в то, что он что-то кому-то должен. Перестаньте верить в эту чушь и вы станете свободным человеком, а став свободным, вы непременно станете – сильным человеком. А сильный человек, как я уже сказал, не знает слова – должен, он знает слово — хочу.

Люди высокого долга

По решению партийных и советских органов из аппарата ДонЧК в уголовный розыск в целях его укрепления была переведена группа опытных работников. Очень много сделал для повышения боевитости уголовного розыска его начальник И. Н. Художников.

О себе И. Н. Художников в свое время писал:

«Родился 8 сентября 1890 г. в городе Луганске. Отец мой с детства работал по найму токарем и слесарем на Путиловском и Сулинском заводах. В 1907 году он умер. Я остался один работник в семье, состоявшей из пяти человек. По окончании четырехклассной школы в 1905 году поступил учеником на завод...»

На Луганском паровозостроительном заводе, принадлежащем бельгийскому богачу Гартману, юноша получил революционное воспитание. На заводе в то время работали такие видные большевики, как К. Е. Ворошилов, А. Я. Пархоменко и другие. К ним тянулись молодые рабочие, бок о бок с ними получали боевую закалку.

1 мая 1917 года И. Н. Художникова приняли в члены большевистской партии. Одним из тех, кто рекомендовал его, был Александр Яковлевич Пархоменко.

До февраля 1919 года Иван Никитович работал на заводе, а затем был направлен городским партийным комитетом в деревню для организации комитетов крестьянской бедноты. Выполнив задание, вернулся в город.

Когда Первая Конная в январе 1920 года освободила Ростов, И. Н. Художникову, находившемуся в армии, предложили возглавить уголовно-розыскной подотдел ревкома Ростова и Нахичевани, а спустя несколько месяцев - Ростовский окружной уголовный розыск.

На этом посту с большой силой проявились его незаурядные способности, организаторский талант. Он никогда не считался ни со временем, ни с отдыхом, не раз рисковал жизнью. И своей кипучей энергией заражал окружающих.

Неприглядная картина предстала перед Иваном Никитовичем, когда он пришел в Донской областной уголовный розыск, в котором перед ним уже сменилось четыре человека. Вот что писал И. Н. Художников 20 сентября в рапорте на имя заведующего отделом управления Донисполкома:

«Подбор сотрудников отдела уголовного розыска не соответствует своему назначению, за исключением некоторых товарищей. Есть люди, подрывающие авторитет уголовного розыска своим систематическим пьянством и взяточничеством (есть факты в следственной части угро...).

При содействии направленных в помощь опытных коммунистов П. И. Михайлова, И. П. Мачулина и других Художников проделал большую организаторскую и воспитательную работу. Первое обязательное условие, которое он ставил перед аппаратом уголовного розыска, - это кристальная чистота каждого работника, беззаветная преданность делу, готовность не жалеть сил, а в случае необходимости и жизни, чтобы защитить советских граждан, оградить их от бесчинств преступников.

Весьма существенно помогла ему наладившаяся тесная связь уголовного розыска с Донской чрезвычайной комиссией. Совместно они стали наносить более ощутимые удары по бандитам и уголовникам.

Начальник розыска, его помощник П. И. Михайлов наладили учебу аппарата, передавали работникам свой опыт борьбы с бандитами, спекулянтами, уголовниками, приобретенный за время службы в ДонЧК. Нередко они лично руководили операциями по задержанию опасных вооруженных преступников.

В конце сентября 1921 года И. Н. Художников докладывал начальнику Донской областной советской милиции:

«По делу таинственного убийства кондуктора трамвая в ночь с 26 на 27 сентября 1921 г. Сташенко А. Я. в доме № 29 по 2-й Федоровской улице в городе Нахичевани-на-Дону работал тов. Михайлов П. И., который путем опытной розыскной работы и умело добытых следственных материалов указанное преступление раскрыл.

При содействии работников ОУР тов. Щербакова Александра виновные задержаны и переданы суду...»

«В тяжелое время борьбы с уголовной преступностью уголовный розыск ставит своей задачей безусловную ликвидацию преступлений, проявляет в последнее время максимум энергии, физических сил, чтобы тем самым дать спокойную жизнь гражданам города Ростова-на-Дону и области.

Имеющиеся знания сыска и желание работать добросовестно несем на алтарь республики, не считаясь ни со временем, ни с тяжелыми условиями жизни, в которых в данное время находятся сотрудники вверенного мне Донугро, а посему, донося о вышеизложенном, по долгу службы и для пользы дела ходатайствую об объявлении в приказе Донской областной милиции (П. Михайлову и А. Щербакову. - Г. А. ) благодарности и выдаче поощрения за ревностную работу».

Сам И. Н. Художников также подавал пример самоотверженности в борьбе с преступниками, лично руководил оперативными группами по задержанию особо опасных лиц.

Тогда же начальник областной милиции, отмечая первые положительные успехи угрозыска, писал в своем приказе:

«Наблюдая за деятельностью уголовного розыска Доноблмилиции за истекший месяц, считаю необходимым отметить заметное оживление оперативной части. Начальнику отдела тов. Художникову и его помощнику по наружной части тов. Михайлову приказываю выделить по одному костюму и пальто».

В один из дней осени 1921 года в угрозыск сообщили о дерзком нападении грабителей на магазин по улице Большой Садовой (ныне Энгельса), в доме № 49. Ворвавшись в помещение и угрожая оружием, бандиты захватили выручку, учинили подлинный разгром в поисках наиболее ценных вещей. Но кто-то из работников магазина, рискуя жизнью, сумел известить о том милицию.

Немедленно на место происшествия выехала группа работников угрозыска во главе с И. Н. Художниковым. Бандиты еще не успели скрыться, как магазин был окружен. Завязалась перестрелка, в которой вскоре были ранены двое работников милиции: Гайдин - в руку и Юманов - в ногу. Положение осложнялось тем, что смертельной опасности подвергались не только работники угрозыска, но и случайные прохожие. И Художников принимает решение. Вместе с милиционером он обошел магазин и внезапно ворвался в него через заднюю дверь. Один из бандитов направил на И. Н. Художникова наган, но выстрелить не успел. Пуля милиционера сразила его наповал. Еще один бандит был убит, когда пытался бежать.

Решительные действия уголовного розыска в борьбе с преступниками укрепляли его авторитет среди населения Ростова. С благодарностью говорили жители о мужестве, отваге его работников.

Одним из мероприятий, направленных на повышение активности уголовного розыска, было выделение его из состава областной милиции в самостоятельное управление и подчинение непосредственно отделу управления Донисполкома.

Начальник донской областной и ростово-нахичеванской милиции в связи с этим событием 2 мая 1922 года издал приказ, в котором говорилось:

«Расставаясь с работниками уголовного розыска, считаю своим служебным долгом отметить ту колоссальную по своей важности и результатам работу отдела, каковая проделана за последние полгода под непосредственным руководством начальника отдела тов. Художникова.

Крутыми и решительными мерами тов. Художникова и его достойного помощника тов. Михайлова, при активной поддержке ДонОГПУ уголовный бандитизм, особенно в городах Ростове-на-Дону и Нахичевани-на-Дону и Темернике сведен почти на нет. Благодаря умелым и смелым действиям активных работников отдела около 200 крупных бандитов переданы в руки правосудия и понесли заслуженную кару...

В особенную заслугу тов. Художникова ставлю его постоянное стремление контактной работы с наружной милицией. От души желаю, чтобы и в будущей своей деятельности тов. Художников всегда поддерживал дружное сотрудничество с наружной милицией Дона, в рядах которой уголовный розыск так долго проработал.

Сохранение революционного порядка и защита трудящихся Дона - наша общая и конечная цель, а поэтому в достижении этой почетной задачи мы не должны расходиться, взаимная помощь и поддержка должны быть главными условиями нашей совместной работы. Тов. Художникову и тов. Михайлову и всем сознательно относившимся работникам отдела уголовного розыска от имени донской милиции приношу товарищескую благодарность и желаю успеха в их будущей работе».

В конце зимы - начале весны 1922 года в городе объявилась банда, возглавляемая неким Василием Говоровым, по кличке Котелок. Действовала она не только в Ростове, но и в Новочеркасске. За короткий срок совершила свыше двадцати вооруженных грабежей и зверских убийств. Своим жертвам бандиты выкалывали глаза, наносили увечья. Напавших на их след работника угрозыска Е. П. Цапова и одного сотрудника милиции они подвергли мучительной смерти.

Много бессонных ночей провел И. Н. Художников со своими помощниками, выслеживая банду. Большое умение потребовалось, чтобы учесть все обстоятельства и безошибочно спланировать операцию по ее ликвидации.

И вот настал решительный час. Окружена «малина» в Новочеркасске, где пировала банда после очередного налета. Но врасплох ее застать не удалось. Почти полсуток длилась перестрелка. Чувствуя неизбежную расплату за кровавые злодеяния, бандиты отчаянно отбивались. Но участь их была предрешена. Все те, кто остался в живых, попали в руки правосудия. Главарь банды В. И. Говоров и шесть его соучастников были приговорены ревтрибуналом к расстрелу.

«...За умелые действия с большим риском для жизни, проявленные при двенадцатичасовой осаде бандитского очага в городе Новочеркасске, и за поимку известного грабителя и убийцы Василия Говорова по кличке Котелок, а также ликвидацию его шайки помощник начальника по наружно-оперативной части Доноблугрозыска тов. Михайлов Петр Ильич как руководитель операции, а также сотрудники ОУР Баранов Федор, Калмыков Федор, Щербаков Александр и Воротников Павел награждаются премиями из фонда премирования Доноблугрозыска: первый - 10 миллионами рублей, а остальные - по 5 миллионов рублей каждому с объявлением им от лица службы благодарности».

А вот еще одно дело, потребовавшее большого мужества, отваги, чекистской проницательности и умения.

13 ноября 1922 года был ограблен магазин общества «Рус», находившийся на углу Таганрогского (ныне Буденновского) проспекта и улицы Дмитриевской (ныне Шаумяна). Из подвала соседнего дома грабители прорыли шестидесятиметровый подземный ход. Чтобы не привлечь ничьего внимания, вырытую землю ночами в мешках вывозили на подводах. Пробравшись в магазин, они очистили все полки и склад. Погрузили товары на автомашину и вывезли их в неизвестном направлении...

Предпринятые меры по розыску грабителей успеха не принесли. Казалось, они исчезли бесследно.

Спустя несколько дней начальник милиции села Чалтырь сообщил о том, что в трех километрах от села Большие Салы совершено зверское убийство девяти человек. Туда немедленно выехала группа работников угрозыска.

Страшную картину увидели они. В двухстах метрах от дороги, ведущей в село Генеральское, на пахоте лежало несколько трупов мужчин, мальчика, а поодаль - женщины с удушенным младенцем. Все они, жители села Генеральское, возвращались домой из Ростова.

Вскоре подоспело новое известие: в Батайской трудовой артели убито несколько человек и похищено 386 пудов пшеницы.

Сопоставление обстоятельств преступлений наводило на мысль, что здесь действовал один и тот же изворотливый садистски жестокий враг.

Так оно и оказалось. День за днем выслеживали банду работники угрозыска. Четверо из них погибло на станции Степная в перестрелке, но на их место встали другие, продолжая затягивать петлю вокруг преступников.

Выяснилось, что в Ростове, Батайске, селе Койсуге и других населенных пунктах Ростовского округа действует несколько шаек: «Степные дьяволы», возглавляемые садистом Василием Бессмертным, «Червонные тузы» и другие.

Бандиты наводили ужас на местных жителей, терроризировали их. В район, где они скрывались после набегов, был направлен специальный отряд донской милиции. Он состоял из работников уголовного розыска, конных и пеших милиционеров. Руководил отрядом И. Н. Художников.

От граждан ему стали известны некоторые притоны бандитов. Но далеко не все. Действовать приходилось с осторожностью и изобретательностью. Не смерть страшила работников милиции, хотя она все время ходила рядом. Гораздо страшнее было сорвать операцию, дать возможность бандитам скрыться и вновь продолжать свои злодеяния.

Операция прошла успешно. Отрядом милиции была схвачена часть отъявленных бандитов из шаек Бессмертного, оперировавших в районе Батайска, Койсуга, Кущевки и Степной. Было арестовано 20 скупщиков краденого и укрывателей преступников.

6 декабря был задержан помощник Бессмертного Степан Железняк, а спустя два дня арестовали крупных бандитов - Чеботарева (Дикарь), Потия (Ленчевский), Евтушенко (Шинкарь) и других. И хотя в то время не удалось полностью ликвидировать банду Бессмертного и схватить самого вожака, ее активность явно пошла на убыль. Окончательно банда была уничтожена несколько позднее.

Донисполком высоко оценил деятельность угрозыска. В приказе отдела управления исполкома тов. Художникову и его помощнику тов. Михайлову «за успешную борьбу с преступным элементом и умелую постановку розыскного дела» была объявлена благодарность.

Из книги СВР. Из жизни разведчиков автора Полянский Алексей Иванович

Олдрич Эймс - птица высокого полета Сергей Дивильковский 21 февраля 1994 года оказалось черным днем для ЦРУ.Именно в этот день был арестован Олдрич Эймс - «крот», который под крышей ЦРУ почти десять лет работал сначала на КГБ, а затем и на российские спецслужбы. Вместе с ним

Из книги Лекции автора Тесла Никола

3. Эксперименты с переменными токами высокого напряжения и высокой частоты Мне трудно подобрать слова, чтобы выразить, как я польщен тем, что мне представилась возможность выступить перед аудиторией, состоящей из передовых мыслителей современности, стольких

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

О световых явлениях, полученных при помощи высокочастотных токов высокого напряжения И ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУВозвращаясь теперь к световым явлениям, которые были основным предметом исследований, хотелось бы заметить, что все эти явления можно разделить на

Из книги Схватка гигантов автора Больных Александр Геннадьевич

«Люди гор» и «люди долины» В Мизораме, восточной индийской провинции на границе с Бирмой, Михаэль принадлежал к «людям гор». Внизу жили «люди долины» – их братья, но «люди гор» практически не общались с ними. Здесь, в «горах», все было строже – и традиции, и законы, и власть

Из книги Тайна племени Голубых гор автора Шапошникова Людмила Васильевна

Люди Совершенно понятно, что противостояние линейных флотов Великобритании и Германии не может рассматриваться иначе, как через призму противостояния их творцов – адмиралов Джона Арбетнота Фишера и Альфреда фон Тирпица. При этом трудно сказать, чьи заслуги оказались

Из книги Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести автора Кирьянов Олег Владимирович

коллекция высокого комиссара брикса Археологическая экспозиция занимает весь первый этаж Департамента антропологии Мадрасского государственного музея. Под стеклами его витрин лежат каменные топоры, наконечники стрел, изъеденные коррозией древние копья и мечи,

Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

Из книги Встать! Суд идет автора Безуглов Анатолий Алексеевич

А где ж люди? Назавтра я отправился в журнал «Советский экран» за командировкой. Командировки мне давали безотказно - деньги казенные, домой их было не снести, а ездить самим не хотелось: семья, дети, любовницы, городские хлопоты. Оставил я красивой Наташе заявление - все

Из книги Претерпевшие до конца. Судьбы царских слуг, оставшихся верными долгу и присяге автора Жук Юрий Александрович

Люди долга и отваги Работники милиции должны быть честными, смелыми, дисциплинированными и бдительными. Они должны действовать настойчиво и решительно, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется, и самой жизни для

Из книги Хроники пикирующего Эроса автора Яковлева Анна

Глава 1 Заложница долга и чести Королевна Сербская Елена Петровна родилась 23 октября (5 ноября) 1884 года в небольшом итальянском городе Фиуме (Риека).Её отец – Князь Петар Александрович Карагеоргий (р. 1844) – был внуком Карагеоргия Петаровича – основателя Сербского

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Из книги Корея и корейцы. О чем молчат путеводители автора Кирьянов Олег Владимирович

Глава IV. Погребенный город Помпея. - Судилище. - Запустение. - Следы умерших. - Скелеты, сохранившиеся благодаря золе и пеплу. - Стойкий мученик долга. - Недолговечность славы. ПОГРЕБЕННЫЙ ГОРОД ПОМПЕЯЭто название произносится здесь «Пом-пей-и». Я всегда думал, что в

Из книги «Крот» в окружении Андропова автора Жемчугов Аркадий Алексеевич

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

ПТИЦА ВЫСОКОГО ПОЛЕТА - Джим Беннет, или, как его называли за глаза его же сослуживцы, «неистовый Джим», был одним из тех, про кого говорят: «Этому палец в рот не клади», - вспоминает Меднис. - Достаточно сказать, что он сумел поставить под контроль деятельность нашей

Из книги Корея без вранья автора Кирьянов Олег Владимирович

Сокровища Высокого замка Это было тогда, когда Замок ещё стоял, но никто уже в нём не жил, лишь запустение и сумерки воцарились здесь.Одна бедная женщина пошла как-то с сыном собирать целебные травы на Высокий замок. Гора была когда-то сплошь покрыта лесом, и разного зелья

Из книги автора

10. Люди гор и люди моря Корея – страна небольшая: с запада на восток километров триста, с юга на север – не более пятисот. Но каждую пятницу вечером на основных магистралях страны, выходящих из больших городов, начинается настоящее столпотворение – это корейцы едут на

Они бывают черные, белые и серые. Их не любят, проклинают, боятся. Их база данных формируется из утечек: банков, силовых ведомств…

В старину их называли мытарями, ныне именуют на английский манер - коллекторами (от английского слова collect - собирать). К ливневой канализации они не имеют никакого отношения.

Профессионалы своего дела, они вынуждают неплательщиков отдать просроченные долги.

Кто идет работать в агентства по сбору долгов? Как психологически выдержать слезы, оскорбления и угрозы клиентов? Как, выбивая задолженность, не переступить грань закона? И чего стоит этот непростой труд? Об этом узнал репортер “МК”, отработав смену с одной из выездных бригад.

Честь дороже прибыли

Просочиться незамеченной в бюро кредитной безопасности не удастся и мыши. Офис охраняют, как секретный объект. На здании нет адресной таблички, на дверях - ни единой вывески.

Мы открыты для общества. Покажем все, что интересует, - говорит генеральный директор Бюро кредитной безопасности “РуссколлектоРа” Илья Фомин. И тут же прячет улыбку в кулак. Оба знаем: все не расскажет, не та контора.

У коллекторов есть доступ к базам данных банков, страховых компаний, центрального адресного бюро, организаций коммунального хозяйства, городской телефонной сети, бюро кредитных историй.

Должники как на ладони. “Но бывает, что не ухватишь!” - признаются коллекторы.

В руки специалистов попадают сплошь “крепкие орешки”, просрочившие выплаты на полгода, а то и на пару лет.

На первом месте среди злостных неплательщиков - граждане, взявшие потребительские кредиты. Высокая просрочка по займам и у тех, кто купил в кредит автомобиль.

Наше бюро как выкупает долги, так и работает по договору, выступая в качестве представителя того или иного коммерческого банка, страховой или лизинговой компании, организации жилищно-коммунального хозяйства, - говорит Илья Фомин. - Во втором случае задолженность остается висеть на балансе заказчика.

Мы же получаем вознаграждение от взысканной суммы - от 12% до 35%.

По признаниям коллекторов, бизнес этот весьма рискованный. В России в цивилизованном виде он существует не более трех лет. И если в Италии на рынке сбора долгов работает около 600 организаций, в Америке - 4,5 тысячи, то в России - не более 100.

Это в 90-е годы долги выбивали “черные” коллекторы - братки с битами. “Убеждали” неплательщиков просто: сжигали машины, подрывали входные двери.

Потом пришло время “серых” коллекторов, которые существовали легально, но действовали на грани закона и преступления.

Теперь на рынке сплошь “белые” специалисты, которые работают в рамках этических норм и действующего законодательства. Частенько в договор, который банк заключает с агентством по сбору долгов, включают пункт об ответственности коллекторов за ущерб репутации банка.

Применять недозволенные методы коллекторам ныне не с руки: честь дороже прибыли.

Мониторинг с мужским лицом

Мы и юристы, и оперативники, и психологи, - говорят коллекторы.

Для взыскания просроченной задолженности в бюро разработан четкий алгоритм.

Как только заказчик передает нам реестр должников, мы рассылаем им уведомления, в которых сообщаем, что такая-то компания передает нашему бюро данную задолженность для взыскания, - делится с нами Илья Фомин. - Подробно рассказываем о последствиях, которые повлечет за собой неуплата долга: если дело дойдет до суда, кроме досрочного погашения кредита придется раскошелиться на пенни, штраф и госпошлину.

Через две недели включается в работу группа мониторинга, которую я сейчас вижу перед собой.

Группа молодых мужчин работает за компьютерами с личными делами должников. Связываются с клиентами просто: щелкают мышью на телефонный номер, указанный в электронной карточке клиента, соединение происходит в момент, когда электронная система распознает человеческий голос, ответивший на звонок.

Предупредив, что разговор записывается, менеджеры выясняют причину неплатежа. У одного должника финансовые сложности, он перешел на менее оплачиваемую работу. Другая немолодая женщина уверяет, что неправильно поняла договор о кредитовании. Третий клиент принципиально не хочет гасить “варварские проценты”. Задача группы мониторинга: разрешить долговые споры на досудебном этапе.

Команда менеджеров трудится в чисто мужском составе.

Работа женщин менее эффективна, они отвлекают на себя много внимания, - уверен генеральный директор.
Требования к коллекторам, которые в штатном расписании именуются “специалистами отдела мониторинга”: высшее гуманитарное образование, порядочность, коммуникабельность. Не менее важен приятный голос, поставленная речь и умение убеждать.

К тем должникам, кто не отвечает на телефонные звонки, выезжает одна из специализированных групп.

В вояж с коллекторским “спецназом” напрашиваюсь и я.

“Никого нет дома”

Наша рабочая лошадка - синяя “девятка”, скрипя покрышками, выкатывает на задание. Мои напарники - Михаил и Антон - ростом со шкаф. Презентабельная внешность имеет в деле сбора долгов важное значение.

Старший в бригаде - Михаил - подполковник в отставке. Служил в ракетных войсках. Пороху понюхал немало.

Его помощник, Антон, бывший спортсмен-дзюдоист, взгляд - цепкий, глянет - как рентгеном просветит.

Это на этапе становления бизнеса, по словам генерального директора Фомина, в выездные бригады набирали работников правоохранительных органов. Но вскоре от этой практики отказались. Оперативники никак не могли усвоить, что работают не в уголовном розыске, а в другой системе. Что перед ними не преступники и давить на них не следует. Сейчас в коллекторы охотно берут военнослужащих и спортсменов. Они четко следуют дисциплине, знают: надо работать так, как работает система.

Первым в нашем графике стоит Брюсов переулок. Читаю карточку должника. Константин Волин три месяца назад взял кредит на покупку дорогущего “Опеля”. Внес два взноса и пропал.

Подъезжаем к нужной высотке. Наметанным взглядом напарники примечают во дворе автомобиль хозяина. Это уже плюс. Нередко коллекторам приходится искать машину должника по его родственникам, знакомым. Если выясняют, что “железного коня” прячут, накладывают арест на автомобиль, отвозят документы в ГАИ, чтобы должник не смог продать машину.

Мы поднимаемся на второй этаж. Звоним, на хриплый отзвук “Кто там?” ребята представляются: “Бюро кредитной безопасности. По вопросу задолженности Волина по автокредиту”. При этом предупреждают, что разговор записывается на диктофон.

За дверью тишина. Товарищ явно ошарашен. После паузы он нам выдает: “Никого нет дома!” И потом скороговоркой: “Я Костин брат, открыть вам не могу, меня закрыли и ушли. Ключа нет”.

Коллекторы просят напомнить родственнику о задолженности и спускаются переговорить с консьержкой. Та, проверив наши документы, недоумевает: “У Кости брат?..” Тут же мы выясняем, что хозяин сегодня еще не спускался.

Напарники улыбаются: “Прямо детский сад!”

Но больше к Волину мы не поднимаемся. Клиент и так получил психологическую встряску. Часто бывает достаточно одного визита коллекторов к должнику, чтобы он начал погашать задолженность.

“Выбить долг, чтобы никто не пострадал, - это целое искусство”, - говорят специалисты. Есть, например, в арсенале у коллекторов такая уловка. Приезжают они к должнику, просят заполнить обязательство, где клиент сам расписывает по месяцам: когда и сколько он будет платить по долгам. Такая бумага большой юридической силы не имеет. А должник помнит: он дал в письменном виде обязательство.

Нередко клиенты “вспоминают” о долге, когда коллекторы наведываются к ним на работу, или наносят визит их родителям, или запрещают выехать на отдых за границу.

Хозяин, грузный мужчина, встречает нас возгласом: “Антихристы пожаловали!”

Инвалид, демонстративно капая в стакан валерьянку, рассказывает свою “кредитную” историю: “В гаражах, где у меня стоит старенькая “Волга”, познакомился с дагестанцами. Те уговорили взять кредит на машину, обещали ее тут же выгодно продать, сулили немалые барыши. А мне не на что было отремонтировать свою “Волгу”. В результате сверкающий “Фольксваген” отбыл в неизвестном направлении, а инвалид - в больницу.

Задолженность по платежам наросла снежным комом.

“Дело Суржикова” передадут в юридический отдел бюро, где специалисты будут готовить исковое заявление в суд.

“Денег нет”!

А мы катим в область. Теперь мы представляем интересы крупной полиграфической компании.

Предприниматель Иванов, прописанный в деревне Песье, полгода назад взял на реализацию партию открыток, с тех пор от него ни слуху ни духу.

Поколесив изрядно по кривым улочкам, мы отыскиваем заколоченную хибару, где по документам должен проживать должник.

Соседи не видели хозяина хибары уже больше пяти лет. Он подался в Тюмень, а там попал в тюрьму.

Кто сумел зарегистрироваться в доме уголовника, будет выяснять следствие.

Коллекторы невозмутимы. На лицах ни капли раздражения. Таких домов-призраков, где прописано по 150-200 человек, они повидали немало.

Сфотографировав мертвое жилище, где на облупленной жестянке едва просматривается адрес, мы возвращаемся в Москву.

На Каширке захватываем судебного пристава. Нина Захаровна очень сердита. На ней висит 400 дел при норме 20. Коллекторы стараются помогать судебным приставам: готовят документы, развозят самолично запросы, получают ответы.

Сегодня у нас совместный визит на Волгоградский проспект к Радику Манукяну. Мы будем выступать в интересах страховой компании. Год назад Манукян въехал на стареньком “Мерседесе” в BMW. Ремонт обошелся в 300 тысяч рублей. Компания, где был застрахован пострадавший, покрыла 120 тысяч ущерба. Оставшиеся 180 тысяч должен был выплатить виновник аварии - Манукян.

Должнику три раза присылали уведомление. На звонки группы мониторинга отвечал дядя Манукяна: “Радик уехал в Ереван”. Состоялся суд, на который ответчик не явился.

Теперь Манукяны принимают целую делегацию: коллекторов, пристава с исполнительным листом, понятых и подъехавшего представителя юридического отдела бюро.

На предложение погасить задолженность дядя изрекает: “Денег нет!” Пристав начинает описывать имущество.

Когда плазменный телевизор, как бывший в употреблении, пристав оценивает в сумму 1000 рублей, сын гор начинает метаться по комнате. С проклятиями в адрес “шайтана” Радика он вытряхивает из заначки требуемую сумму. 180 тысяч рублей мы принимаем по акту.

А сколько бывает “холостых” выездов, когда выясняется, что должник умер и не оставил наследников, или отбывает наказание в местах не столь отдаленных, или кредит оказался оформлен по поддельному паспорту.

Намотав 280 километров, мы возвращаемся в бюро.

У входа стоит новенькая “Дэу Нексия”. Машину только что изъяла у злостного неплательщика пятая выездная бригада.

Обошлось без драки? - спрашиваю у коллекторов.

Ребята смеются. Хозяин “железного коня” бегал, размахивал руками, ругался. Потом стал проклинать себя и свое пристрастие к игровым автоматам, потом расплакался на крыльце, а в довершение позвонил другу, сказал, что сейчас придет к нему с бутылкой. Пригласил и коллекторов “запить горе”.

К подобным сценам специалисты по сбору долгов привыкли. Спокойно пережидают, когда должники выпустят пар, потом, случается, и поговорят по душам. Клиенты понимают, что коллекторы в их бедах не виноваты, они только выполняют свою работу.

Мы взыскали долги с более чем шести с половиной тысяч клиентов, при этом не получили ни одной жалобы, - говорит директор бюро кредитной безопасности Илья Фомин.

Помимо фиксированной заработной платы, которая составляет 26 тысяч рублей, коллекторы получают премиальные от задолженностей, собранных с их участием. О сумме вознаграждений не распространяются.

ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ (l homme capable) понятие, служащее антропологическим введением для философии и политики, для анализа структуры индивидуальной, или личностной, идентичности. Прояснение структуры идентичности достигается в серии ответов… … Философская энциклопедия

ЧЕЛОВЕК - живое существо, наделенное духом, душой и разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ЧЕЛОВЕК - живое существо, наделенное разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых… … Философский словарь

Человек - стержневая тема рус. философии, предмет перманентного дискурса философов, богословов, психологов, ученых естествоиспытателей, писателей и др. деятелей культуры. Специфика отечественной философии в том, что, хотя в ней значительное место… … Русская Философия. Энциклопедия

Дорогой мой человек … Википедия

The Third Man Жанр … Википедия

Золотой человек Az arany ember

Ср. Я знаю, что я должен работать, чтобы успокоить мать, отплатить тебе и детей не оставить такими нищими, каким я был. Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Арест банковского счета на сумму долга - С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в закон «О судебных приставах». Внесенные изменения направлены на предотвращение действий недобросовестных банков и должников. Первые лишаются возможности предупреждать клиентов о предстоящем аресте… … Банковская энциклопедия

Книги

  • Эквилибрист 3. Путь долга , Катюричев Михаил Сергеевич. Итог многих лет борьбы, заветная цель наконец достигнута. Можно расслабиться и насладиться покоем? Как бы не так! Ведь мирная жизнь зачастую может быть опаснее, чемратные подвиги. И оттого,…
  • Под маской долга , Галина Долгова. Жизнь и смерть, верность долгу и предательство, ненависть и любовь – все это смешалось и переплелось в тугой клубок в жизни Эльведан де Миро-Ней Аори, аристократки,мага воздуха и невесты…