Как попасть в рай? Сколько людей попадут в рай? Вопросы об аде и рае

Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) - это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души - духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.

Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединяющейся со Христом

Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными “обителями” и “чертогами”; все описания рая – лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.

В Библии “раем” (paradeisos ) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется “Царством Небесным”, “жизнью будущего века”, “восьмым днем”, “новым небом”, “небесным Иерусалимом”.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.

Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа.

Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, “восхищены до третьего неба” (2 Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство.

Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): “Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: “что это?.. как я очутился здесь?..” Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: “Нам должно взойти и еще выше”. С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости” Преподобная Феодора видела в раю “прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога”, и слышала “голос радости и веселия духовного”.

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она “несказанна” и превосходит человеческое постижение. Говорится также о “многих обителях” рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. “Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, – говорит святитель Василий Великий, – потому что “звезда от звезды разнится в славе” (1 Кор. 15:41). И поскольку “многи обители” у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем”. 3 Впрочем, для каждого его “обитель” будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном “праведники просветятся, как солнце” (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть “мрачная темница”, и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке. 4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю – все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.

По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, – поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., – лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

Ты – Царствие Небесное,
Ты – кротких всех земля, Христе,
Ты – рай мой зеленеющий.
Ты – мой чертог божественный…
Ты – пища всех и жизни хлеб.
Ты – влага обновления,
Ты – чаша живоносная,
Источник Ты воды живой,
Ты – свет для всех святых Твоих…
А “многие обители”
Являют нам, как думаю,
Что будет много степеней
Любви и просвещения,
Что каждый в меру сил своих
Достигнет созерцания,
И мера та для каждого
Величьем будет, славою,
Покоем, наслаждением –
Хотя и в разной степени.
Итак, палаты многие,
Различные обители,
Одежды драгоценные…
Венцы разнообразные,
И камни, и жемчужины,
Цветы благоуханные…-
Всем этим там является
Одно лишь созерцание
Тебя, Владыко Господи!

О том же говорил святитель Григорий Нисский: “Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)”. После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый “невечерний день” Царства Божьего, “вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге”. Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. “Тогда сбудется слово написанное: “Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..” (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:54-57).

Митрополит Сурожский Антоний: Рай – в любви

Адам потерял рай, - это был его грех; Адам потерял рай,- это ужас его страдания. И Бог не осуждает; Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мы опомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мы погибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей. Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти мир (Ин.З,17; 12,47). Пока не настанет полнота времен, пока не придет конец, мы под судом совести нашей, мы под судом Божественного слова, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, - да. Но Бог не судит; Он молит, Он зовет, Он живет и умирает. Он сходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и опомниться, не забыть, что есть рай.

А рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь. Вопрос не в послушании или в прослушании, а в том, что Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение - все Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе и об Отце: Я во Отце и Отец во Мне [Ин. 14,11]; как огонь может пронизывать железо, как тепло проникает до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразлучном соединении с Богом мы могли бы быть мудрыми Его мудростью, любить всем простором и бездонной глубиной Его любви, знать всем ведением Божественным. Но человек был предупрежден: не ищи познания через вкушение плода от древа Добра и Зла, - не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей… И на это именно и соблазнился человек; он захотел знать, чтo добро и чтo зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, - но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви.

И человек пал; и с ним пошатнулась вся вселенная; все, все было омрачено и сотрясено. И суд, к которому мы устремляемся, тот Страшный суд, который будет в конце времен, - он ведь тоже только о любви. Притча о козлищах и овцах (Мф.25,31-46) именно об этом говорит: сумел ли ты на земле любить великодушной, ласковой, смелой, доброй любовью? Сумел ли ты жалеть голодного, сумел ли ты пожалеть нагого, бездомного, хватило ли у тебя мужества посетить заключенного в тюрьме, не забыл ли ты человека, который болеет, в больнице, одинокого? Если в тебе есть эта любовь - тогда есть тебе путь и в Божественную любовь; но если земной любви нет - как можешь ты войти в Божественную любовь? Если то, что тебе по природе дано, ты не можешь осуществить, как же ты можешь надеяться на сверхприродное, на чудесное, на Божие?..

И вот в этом мире мы живем.

Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает… Мы видим, как Адам жил - как друг Божий; мы видим, что когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя - не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа.

Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, - ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь; потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты… И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него, сделав из него небывалую тварь - человека.

Адам познал, что он один; и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. И не напрасно Адам воскликнул: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня…(Быт.2,23). Да; но что эти слова значили? Они могли значить, что Адам, глядя на Еву, видел, что она кость от костей его, плоть от плоти его, но что она имеет самобытность, что она - существо полноценное, до конца значительное, которое связано с Живым Богом неповторимым образом, как и он неповторимо с Ним связан; либо они могли значить, что он увидел в ней только отражение своего собственного бытия. Это то, как мы друг друга видим почти постоянно; даже когда соединяет нас любовь, мы так часто не видим человека в нем самом, а видим его по отношению к себе; мы взираем на его лицо, мы вглядываемся в его очи, мы вслушиваемся в его слова - и ищем отзвук собственного нашего бытия… Страшно подумать, что так часто мы друг на друга смотрим - и видим только свое отображение. Другого человека - не видим; он только отражение нашего бытия, нашего существования…

Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай – Как войти в Царствие Небесное?

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

— 90 процентов всех верующих представляют ад и рай именно такими, как их описывал Данте: совершенно материальными. Подобные представления нередко можно встретить и в православной литературе, предназначенной «для широкого читателя». До какой степени такие представления допустимы?

— Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает» . Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина , «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию» . Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе» . Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде — таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание. Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке. Духовные рай и ад — это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, — действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.

— Всё-таки есть ли какая-то разница между тем раем, куда попадают праведники после смерти, Царствием Божиим и будущей, вечной жизнью после всеобщего воскресения?

— Очевидно, разница есть, так как, по мысли Святых Отцов, и блаженство, и мучение увеличатся после всеобщего воскресения, когда души праведников и грешников воссоединятся с их восстановленными из праха телами. Согласно Писанию, полноценный человек есть Богом созданное единство души и тела, поэтому разлучение их противоестественно: оно является одним из «оброков греха» и должно быть преодолено. Святые Отцы рассуждали, что само соединение, вхождение души в воскрешённое Богом тело будет уже началом усугублённых радости или страдания. Душа, соединяясь со своими телесными членами, которыми она когда-то творила добро или зло, будет сразу испытывать особые отраду или скорбь и даже отвращение.

— Об аде. Понятно, почему его называют «вечной мукой», но встречается и такое выражение, как «вечная смерть»… Что это? Небытие? Вообще, если всякая жизнь от Бога, то как могут существовать (пусть даже в вечной муке) те, кто отвергнут Богом?

— Вообще-то в Священном Писании нет выражения «вечная смерть», встречается сочетание «вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Зато постоянно говорится о тайне «вечной жизни» , «вечной славе» спасённых. Понятие «второй» или «вечной» смерти разъясняется у Святых Отцов. Так, поясняя её тайну, свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что «преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни» . Это вечное прекращение личного общения с Богом будет главным страданием осуждённых. Свт. Григорий Палама так поясняет соединение внешних и внутренних мук: «при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать надлежащую муку» .

Даже в аду нельзя говорить о совершенном отсутствии Бога, Который наполняет Собой весь тварный мир, в то же время не смешиваясь с ним. «Аще сниду во ад, Ты тамо еси» , — возглашает богодухновенный Давид. Однако прп. Максим Исповедник говорит о различии благодати бытия и благобытия. Очевидно, что в аду бытие сохраняется, а благобытия быть не может. Происходит таинственное истощание всякого блага, что и может быть названо духовной смертью. Самого дара бытия не может отречься созданное Богом творение, а присутствие Творца становится мучительным для отрекшихся от бытия с Ним, в Нём и по Его законам.

— Почему Церковь говорит о двух судах: частном, случающемся с человеком непосредственно после смерти, и всеобщем, Страшном? Разве не достаточно одного?

— Душа, попадая в загробный мир, понимает со всей отчётливостью, что не может быть согласия между добром и злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало так называемого частного суда, в котором, можно сказать, человек сам себя судит и оценивает. А окончательный, последний, Страшный суд связан уже со Вторым пришествием Спасителя и окончательными судьбами мира и человека. Этот суд более таинственен, он учитывает как ходатайство Церкви о своих чадах, особенно через безкровную литургическую жертву, приносимую в ходе истории, так и глубинное всеведение Божие о каждом из Его творений и окончательное определение всякой свободной личности в своём отношении к Богу, когда Он явится перед лицом всех и каждого.

— В нашей жизни люди, отрицающие чью-то любовь — Божескую ли, человеческую ли, — живут очень хорошо: они, как говорится, не грузят себя лишними проблемами. Почему же после смерти, отрицая Божескую любовь, они будут мучиться? Другими словами: если человек сам, по своей воле, по своему вкусу выбрал путь противления Богу, почему он от этого будет страдать?

— Страдание человека, отвергшего Бога и Божественную любовь, отвергшего христианское самопожертвование, будет заключаться в том, что ему откроется вся бесконечная красота Бога, который есть Любовь. Откроется ему и уродство собственного эгоистического бытия. До конца осознав истинное положение вещей, человек-эгоист неизбежно ощутит страдание — так страдает уродец и предатель, оказавшийся в обществе благородных и прекрасных героев. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жёстко это мучение любви!» — так зрит адское мучение бесплодного раскаяния прп. Исаак Сирин . При этом надо подчеркнуть, что самолюбивая гордость, в которой закоснеют обитатели ада, не позволит им признать свою неправоту и уродливость выбранного ими пути, несмотря на его абсурдность. Цель и смысл всякого пути более всего очевидны в его конце, как качество плода понятно при его созревании, а так как ад есть конец и результат богоборческого выбора, то в нём и станут ясны как бытийные основы, так и горькие последствия гордого и нераскаянного противления Творцу.

— Рассуждая по-человечески, не все люди замечательно хороши и не все беспросветно злы. Святых и злодеев мало, основная масса — серая: и добрая, и злая (а может быть, вернее: ни добрая, ни злая). Такое впечатление, что мы не дотягиваем до рая, но и адские мучения — это в нашем случае слишком жестоко. Почему Церковь не говорит ни о каком промежуточном состоянии?

— Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать. Наверное, многие грехи земной жизни человеческой условно можно назвать «малыми», оправдать слабостью людской. Тем не менее тайна Божиего суда состоит в том, что этот суд всё-таки будет, хотя единственным желанием Бога является общее спасение. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Строго говоря, мы должны бояться не столько наказания внешнего, сколько наказания внутреннего, не ада как окончательного осуждения, а даже малого оскорбления благости Божией. У старца Паисия Афонского есть мысль, что не многие попадут в ад, но даже если мы избежим его, каково будет нам предстать перед Лицом Божиим с неочищенной совестью? Вот в чём должна быть главная обеспокоенность христианина.

Кроме того, важно понимать, что при вступлении в духовный мир в душе человека происходит молниеносная борьба между живущими в ней тьмой и светом. И непонятно, каков будет результат этой схватки несовместимых сил, обнаживших свою суть, скрытую до смертного исхода под «завесой плоти». Само это внутреннее противостояние уже мучительно для их носителя, а насколько удушлива победа внутренней тьмы над светом, вообще трудно говорить.

— И ещё о «малом грехе». Неужели можно попасть в ад за то, что съел котлету в пост? За то, что курил? За то, что изредка позволял себе некие не вполне пристойные мысли (не дела)? Словом, за то, что не был затянут в струнку каждую секунду своей жизни, а порой позволял себе «немного расслабиться» — по человеческим меркам вполне простительно?

— Дело не в кажущейся жестокости Бога, Который якобы готов послать в геенну за малую человеческую слабость, а в таинственном накоплении силы греха в душе. Ведь «малый» грех хоть и «мал», но совершается, как правило, многократно. Как песок, состоящий из мелких песчинок, может весить не менее большого камня, так и маленький грех набирает силу и вес с течением времени и может тяготить душу не менее «большого» греха, совершённого один раз. Кроме того, очень часто в нашей жизни расслабление «в малом» незаметно подводит к большим и очень серьёзным грехам. Не случайно ведь и Господь сказал: «...верный в малом и во многом верен» (Лк.16:10). Излишние напряжённость и мелочность зачастую даже вредят нашей духовной жизни и к Богу не приближают, но требовательность в отношении к себе, к нашей духовной жизни, в нашем отношении к ближним и к Самому Господу для христианина естественны и обязательны.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

Что такое Рай? Можно ли попасть в рай? Когда люди попадают в рай? Многие думают и рассуждают на эту тему. Но люди точно не знают, что же всё-таки из себя представляет рай. Одни принимают за рай какое-то очень красивое, уютное и спокойное место, восхищаясь этим местом, говорят про это место: «как в раю», возвращаясь из такого места, говорят: «словно в раю побывал». Некоторые вообще не верят, что существуют такие миры как ад или рай, настаивают, что ад и рай существуют только в воображении человека. Понимание у людей может быть разным.

А как учат религии? Что говорит наука об этих мирах? Сначала поразмышляем о том, что такое рай в понимание религиозных людей? По этому поводу можно сказать, что разные религии имеют разные представления и предания об описании рая. Понятно только одно, что рай - это вполне определённое место на Небесах, и не одно место. В нашей галактике таких миров около ста. У каждого Просветлённого (Бога) имеется такой мир (Рай, Небесное царство), в котором живут все его последователи. На земле есть люди, обладающие экстрасенсорными (сверхъестественными) способностями. Эти способности дают возможность таким людям общаться с живыми существами других пространств. Такие люди и рассказывают разные истории о райских местах на Небесах, передают волю Небес людям. Некоторые могут понять это, принять сердцем. Таких людей называют мудрецами, учителями, старцами, людьми от Бога.

Рассказывая предания, предсказания, легенды, мифы и притчи и передавая их из уст в уста, люди распространяют заветы мудрецов. В результате такой передачи в разных религиях и у разных народов формируется устойчивое понятия добра и зла. В форме народного фольклора святые люди старались рассказать людям, какие дела добрые, а какие – злые, за какие дела люди попадают в рай, а за какие – в ад. В культурах некоторых народов есть классические романы, повествующие о различных райских местах. В частности, это относится к странам востока: Индии и Китаю. В Христианстве также есть много историй, которые собраны в сборниках о жизнеописание святых.

Как бы там ни было, в обеих культурах, как восточной, так и западной, широко распространен принцип кармического возмездия, означающий, что каждый, в конечном счете, несет ответственность за свои собственные поступки, в зависимости от совершения которых после смерти тела душа попадает или в рай или падает в ад. Вселенная вознаградит действия, которые согласуются с принципами: за хорошие поступки вознаграждаются добром, в то время как злые - получат должное возмездие. Верующие всех религий, старались поступать праведно, чтобы после смерти человек смог попасть в рай.

Из Японии к нам пришла притча о воине, который хотел знать есть ли рай и ад. Расспрашивая о существовании рая и ада у старого мудреца, воин горячился, когда ему не нравился ответ мудреца и показывал своё желание воспользоваться мечом. Тогда ему мудрец, указывая на такое поведение, говорил: «Вот тут открываются двери в ад». Когда воин всё понял, что при этом хочет показать ему учитель, он сложил меч в ножны и с почтением поклонился. «Здесь открываются врата в рай» - сказал воину учитель.

Притча о путнике, который отправился в путь с целью найти рай наглядно повествует людям какой ценой можно попасть в рай. Отправился он с собакой. Встретив на пути ворота, за которыми музыка, цветы, плеск фонтанов, он спросил у привратника стоявшего на страже у ворот, что это за место. Тот ответил, что там, за воротами – рай, но с собакой туда нельзя. Человек этот подумал: «Раз с собакой нельзя, то я не пойду туда». Пошёл дальше, встретил на пути другие ворота, менее привлекательные, но там была вода и еда для него и для его собаки. Он вошёл и спросил, что же это за место такое. Ему ответили: «Это-рай, но сюда доходят только те, кто не бросает своих друзей, а тот, кто бросает своих друзей, может остаться в аду, принимая ад за рай».

Эти две простые истории имеют глубоко заложенный смысл о добрых делах, о добром сердце человека. Делая доброе дело, поступая по-доброму с окружающими людьми, со своими друзьями, можно попасть в рай. Так учат в религиях.

Христианство нам донесло своё понимание о рае. Христиане знают, что Иисус имеет свой мир на Небе – Рай, Небесное царство. Иисус ясно сказал людям как туда попасть. Все те, кто верит в Иисуса знают, что Иисус, будучи распятым на кресте и терпя неимоверные страдания, до конца исполнял свою миссию на земле. Когда вместе с Иисусом распятый разбойник спроси у него «За что же тебя, Господь, распяли? Ты ведь ничего плохого не совершал?» На что Иисус ему ответил: «Сегодня же будешь вместе со мной в Царстве Небесном. Таким образом, Иисусом были прощены грехи этому разбойнику и тот смог попасть в рай только потому, что подумал о Боге, которого казнили ни за что. Это тоже считается благородным поступком – думать в любой ситуации о страданиях другого, уметь сострадать в любой ситуации. И такой поступок расценивается как дорога в рай.

Все религии говорят о существовании Небесного царства - Рая, и попасть туда можно только путём изменения своего сердца, то есть необходимо стать добрым человеком, даже ещё лучше доброго человека, путём самосовершенствования своей души, изменения своего характера.

В прошлом все, кто хотел совершенствоваться в религии, должны были постричься в монахов или монахинь и покинуть мир людей. Живя в бедности, нищете, скитаясь, прося подаяния – таков был путь совершенствующихся в прошлом буддистов, христиан и других религиозных людей, идущих по пути к Богу. И все они, конечно, знали, что после смерти они явятся перед Богом в раю и Бог их примет в своём Небесном царстве. Это была дорога в рай всех святых. Представления совершенствующихся из различных религий были таковы, чтобы попасть в рай, надо отречься от всего земного, ни за чем не гнаться, ничего не желать, отбросить все желания обычных людей.

Все хотят попасть в рай, но не все могут расстаться с жизненными интересами, не все могут отбросить все те вещи, к которым так привыкли в своей жизни. А Бог помогает только тем людям, которые живут по заповедям, оставленные людям Богом, и всегда в трудные минуты жизни возьмёт вас на руки и перенесёт через те мучения, которые вы сами не в состоянии вынести. В такие минуты человек действительно ощущает, что в раю побывал. Это имеется в записях научных исследований о клинической смерти.

А как же всё-таки с научной точки зрения объяснить стремление человека попасть в рай. Давайте проанализируем: человеческое тело является микрокосмом. Всё тело человека, и не одно это тело в этом нашем человеческом пространстве состоит из молекул, атомов, протонов, кварка, нейтрино. Всё является материальным: наши мысли, наше состояние души - всё, что нас окружает – это материя, которая также состоит из атомов, протонов, кварка и нейтрино.

Нравственность – состояние души, оно тоже материально и состоит из частиц более мелких и лёгких, чем эгоизм или бессердечность. Наше тело будет лёгким, если будет состоять из более мелких частиц – такое тело поднимается вверх, поднимется над грязным миром людей. Поднимется в чистый мир на Небе. Разве такое место не Рай? Нравственность – это то, что необходимо человеку, чтобы попасть в рай. Это доказывает и наша современная наука.

Как попасть в рай? - Мудрец всегда ответит на ваш вопрос правильно «Все в ваших руках!»

Наталья Рытова. Великая Эпоха

Сегодня мы обсудим одну из любимых всеми тем, не столько популярную, сколько именно любимую, ведь в Рай, даже гипотетически существующий в воображении живых, хотят попасть все.

Может ли туда попасть верующий, но преступник, точнее — тот, кто «прикрываясь» Христом, убивает, блудит, грешит, или неверующий, но хороший человек? Попробуем разобраться, насколько это возможно с земной точки зрения.

Но сначала о том, что такое Рай. Мы возьмем христианство.

«Рай - в религии и философии: состояние (место) вечной совершенной жизни (существования, бытия) в блаженстве и гармонии с Богом и природой (мирозданием), неподверженное смерти.

Рай - посмертное место воздаяния праведников, совершенное состояние блаженства и легендарная прародина человечества. Традиционное местоположение рая - небеса, хотя существует представление о Земном Рае (Эдем). Противопоставляется аду».

Как лично вы представляете Рай? Задумайтесь, закройте глаза. Скорее всего — облака, чудный белый замок… или салатовый газон, деревья с фруктами, вечное лето, рядом море, бабочки летают… или золотое царство с воротами, херувимами, дорожками, тронами, алтарями прямо под небом.

Мы представляем и можем представлять Рай только через ограниченное понимание и сознание земного человека, нам рисуется то, что мы считали приятным, хорошим, прекрасным в этом мире, оттого и Тот Свет рисуем из этих ассоциаций. А ведь все что мы можем представить — это приятное для тела, для физической оболочки, есть ли душе разница — спит тело на подушках или на матраце тонком?

Впрочем, конечно, когда человек не в нищете, не в лишении всего — и душе спокойнее. Но по большому счету — как говорится «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Новый Завет).

В мире масса людей богатых, у которых есть все для счастья тела, но счастлива ли их душа? Деньги и земные блага не гарантируют душевного покоя, равно как и лужайка с яблоками на деревьях ничего не даст если нет покоя душе. Однако человек, когда представляет Рай таким, он в первую очередь как может хочет передать умиротворение души.

А про сути — Рай это не место, это состояние души (как и ад). Возможно, есть некое место (так скажем — в параллельном духовном мире) где душа находится транзитом в ожидании суда либо где-то витает, также по аду — ведь говорится в Библии о море мертвых и озере огненном. Но будут ли ли когда нибудь (после Суда например) на Земле люди жить в физическом теле - неизвестно.

Конечно, на данный момент, Рай для многих — это комфорт, покой души и тела. А покой души идентичен спасению…

Именно получение спасения для верующих — индикатор попадания в Рай, спасся — попал в Рай, попал в Рай — значит, спасся. Значит, вопрос в контексте нашей статьи «за что люди попадают в Рай» — может ставиться и иначе: «как спастись, за что можно получить спасение».

Итак, мы выяснили, что Рай это скорее не место, а состояние. И оно совсем не в бесконечных восторгах, фейерверках, эйфории, оно может быть в уверенности своего спасения. И то что человек умрет, как говорят верующие, не так страшно, как страшно то что он может умереть неспасенным… В то же время спасение это процесс, а не сиюминутный результат без изменения, спасение можно всю жизнь «зарабатывать» и в миг потерять, а можно получить за пару минут до смерти…

Как нам говорит Библия — в Новом завете спасение возможно через веру, то есть человек принимает верой, что Христос есть Сын Божий, принимает его жертву и получает спасение. Однако далее нужна работа. Это не значит, что можно принять Христа и пойти убивать, красть, блудить. Это значит что надо беречь спасение. Но можно и покаяться за пять минут до смерти, тем самым получить спасение, это стало возможным благодаря приходу Христа, а до Нового Завета люди шли в ад (либо в озеро мертвых) и томились там в ожидании освобождения. Яркий пример — преступник висевший со Христом на рядом расположенном кресте во время распятия на Голгофе, он покаялся и Христос ему сказал, что он ныне же будет с ним в Раю.

Но вот есть такой момент в отношении верующих — для них все непросто, и не раз говорили священники занимающие высокие чины, а также ряд конфессий разделяют это мнение — что Суд для верующих и неверующих будет разный. Почему? Потому что Требования разные исходя из уровня знаний и возможностей.

Верующие, даже часть тех, кто были в сектах, слышали про Бога, читали Библию, и если сектанты то шли против всех принципов, хотя имели возможность «протрезветь», но шли на поводу у слепых учителей, — даже они знали про Бога, Его заповеди. Другой вопрос, что так и остались под печатью бреда своих учителей. Но ведь они читали ту же самую Библию, что читали и верующие разумных конфессий, православные, и все равно «подмяли» ее под себя, видели все в свете слепоты учения.

А есть варианты другие: например, в абзаце выше мы упомянули про «овец», которые подчинятся воле учителей, а есть вот эти самые учителя, есть обманщики, и даже преступники, которые убивают и проповедуют одновременно. В разной степени преступники. Они держат во власти толпу таких вот «овец», имея от этого разную выгоду — материальную, психологическую, другую. Реализуя через сломанных людей свои черные цели, вплоть до реализации наркотрафика. Но они знают Библию наизусть, раскидываются цитатами направо и налево, умело манипулируют людьми. Они знают иногда христианство лучше многих, но не принимают его, не верят ни в какого Христа… могут ли они спастись? Было бы глупым сказать, что могут, согласитесь?

Сектанты, что из толпы, подчиненные волей учителей — могут спастись, не все, но если они по незнанию, невежеству, наивности доверяли вожакам, искренне веря в то, что последние посланники Бога. Впрочем, кто как на самом деле думал, и кто заслуживает какой участи — вот и будет судить Бог.

Те, кто могли понять, где находятся, что делают, пусть и по велению учителей, те, у кого не было излишней доли наивности, а была ослепляющая леность и глупость — с них спрос будет больше. Если человек, пусть по указке главных, творил беззаконие, — отвечать будет и он сам и его наставники.

У меня вообще есть ассоциации, связанные с Откровением Ионна Богослова (последней книгой Нового Завета) про цитаты о том, когда на людей выливались чаши гнева и они не каялись -это как раз на неправильно исповедующих Слово и исказивших его под себя, празднующих во дни скорби, живущих на крови святых, попирающих жертву Бога и т.д. И несмотря на все предупреждения и наказания, — люди не раскаялись.

Но даже верующие «правильных» конфессий, направлений — величина непостоянная, меняющаяся, а люди несовершенны, поэтому сегодня они могут верующими, а завтра преступниками, и наоборот, они могут, даже несмотря на прекрасных учителей являть все по своему, но все же если они поступают во многом пусть и понимая как они хотят, то что советуют наставники — они в гораздо лучшем положении, чем те кто следуют за лжепророками.

И среди этих верующих также встанет вопрос о том, кто спасется, а кто нет.

Лучше не знать, чем знать… Дословно: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди», 2 Петра 2:21

Те, кто однажды приникли к истинной вере, но затем отошли — с них спрос больше чем с тех кто никогда и не подходил к вере.

Потому и говорится о двух судах — для верующих и для неверующих. Неверующие если и могут спастись иногда как головня из огня, по милости, если были в ладах с совестью, то те кто были истинно верующими, а потом отошли — не факт, хотя у вторых знаний о Боге может быть гораздо больше.

В Новом Завете говорится — никто не может прийти к Отцу как только через Сына, и много говорится о то что спастись можно только через принятие жертвы Христа. Из чего закономерный вывод — те, кто не принял Христа — ни спастись, ни в Рай попасть не смогут.

Однако это жестоко, вы не находите? Ведь есть очень хорошие люди, которые пусть и не были верующими, но были лучше многих так называемых верующих, добрее, мудрее, порядочнее. Им, что, в ад идти? И это милосердие Бога? Такую кардинальную версию спасения мне выдавали и в христианских конфессиях, настаивали, что все кто не принял Христа пойдут в ад, что меня лично возмущало.

Я не верю, что это и есть справедливость. Уж люди-то бренные как и эта земля откуда знают, кого Бог спасет, кого нет?

В Откровении И.Б. есть фразы про то что неверующие будут судиться по делам — злым и добрым… но спасутся как головня из огня.

Конечно, общими критериями получения спасения являются исполнение главных заповедей.

«Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  1. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  1. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  1. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.
  1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  1. Не убивай.
  1. Не прелюбодействуй.
  1. Не кради.
  1. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  1. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Эти заповеди еще из Ветхого Завета, с приходом же Христа и завет стал новым, и спастись стало возможным благодаря вере, при этом заповеди никто не отменял.

Сам Христос говорил по поводу своего пришествия так:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить».

Просто Христос, как считаю, хотел донести, что прежде дел и исполнения заповедей (а были такие «верующие» как фарисеи и книжники, что исполняли закон по букве, но брезговали молиться рядом с мытарями и много мнили о себе) именно вера, и живая вера, а не жизнь по букве закона, когда вместо того чтобы спасти умирающего — все идут на молитву, ведь Бог сказал что он должен быть превыше всего.

А Христос показывал, что можно спасти овцу отбившуюся от стада, и в субботу, и быть более сострадательным и добрым, чем только следить за соблюдением заповедей.

В Новом Завете Христос провозгласил две главные заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем разумением своим и вторая подобная ей - возлюби ближнего своего как самого себя. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

В этом контексте некоторые догматы православия мне тоже кажутся чересчур ветхозаветными, например, правила, что молиться за умершего, если он не был крещен, можно только дома, нельзя ставить свечку за него. Есть еще при храмах лавки, вот там женщины продавщицы точно знают, кто куда пойдет, и что если некрещенный то в ад…

Слава Богу, адекватных больше. Гораздо больше батюшек разрешающих свечку ставить за умерших некрещенных, и говорящих, что не нам велено знать, кто куда пойдет.

Все же одно из условий спасения в православии - крещение. Но рассуждения народа, изредка посещающего церковь, банальны: если ты крещен, при этом даже если преступник - спасешься, а если не крещен, но хороший человек - не спасешься.

Но это рассуждения профанов, люди ближе знакомые с верой - уверены, что решать будет Бог, где кому место.

На мой беглый человеческий взгляд в Рай можно попасть, исполняя заповеди (хотя бы основные), при этом не по букве закона, а искренне, будучи добрым, помогая другим, ближнему, делая добрые дела, если говорить в параметрах веры - то если не ставить религию выше веры, совести, не пребывать в лжеучениях.

На самом деле список не такой уж и большой, и не такой сложный как себе представляют многие. Не можешь быть нормальным верующим - лучше не становись им, лучше делай добрые дела на уровне простых смертных. А если стал верующим - то будь им до конца…

Конечно, у нас нет явных и однозначных доказательств, что Рай, как и Ад существуют, но также и нет подобных доказательств того, что они не существуют. А, попробовав жить так, чтобы после смерти можно было попасть в Рай, человек уж точно ничего не потеряет.

По преданию Ибн Аби Хатима от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) была услышана следующая история:

«Один человек владел садом, полным финиковых пальм. Ветви одной их этих пальм свисали над домом бедного человека и его семьи. Вледелец часто приходил в дом бедного человека, чтобы собрать финики, созревшие на свисавших ветвях. И во время того, как он собирал их, несколько фиников случайно падало на пол, и дети бедного мужчины подбирали их. Но жадный хозяин быстро слезал с пальмы и выхватывал финики из рук детей. Более того, если он видел, что кто-то из детей уже положил финик в рот, он силой отбирал финик, засунув пальцы ребенку в рот. После некоторого времени, бедный человек не выдержал и пожаловался об этом Пророку (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему), встретившись с хозяином сада, предложил ему заключить сделку:

– Отдай мне твою финиковую пальму, чьи ветви свисают во двор такого-то человека, а я взамен обещаю тебе пальму в Раю.

Но хозяин пальмы возразил Посланнику Аллаха (мир ему):

– Я бы отдал тебе это дерево, но дело в том, что среди всех моих пальм ни одна не плодоносит так же обильно, как эта.

С этими словами он удалился. К Пророку (мир ему) подошел человек, услышавший их разговор, и спросил Посланника Аллаха:

– Предложишь ли ты мне такую же сделку, какую ты предложил этому человеку, о Посланник Аллаха?

– Да – ответил Пророк (мир ему).

Тогда этот человек пошел к жадному хозяину сада и сказал ему:

– Посланник Аллаха, предложил мне финиковую пальму в Раю в замен на твое дерево, ветви которого свисают во двор бедняка.

Хозяин ответил:

– Я бы отдал ее ему, но дело в том, что из всех финиковых пальм, которые у меня есть, ни одна не плодоносит так же обильно, как эта.

– Может ты продашь ее? – не отступал человек.

– Нет. Я хочу слишком дорого за нее, и вряд ли ты сможешь заплатить за нее, - ответил хозяин сада.

– Сколько же ты хочешь? – поинтересовался человек.

– Сорок финиковых пальм, - ответил тот.

– Сорок финиковых пальм за одно это дерево? Ты просишь огромную цену! – не выдержав, воскликнул человек.

Проведя несколько мгновений в раздумьях он сказал:

– Хорошо, будь по-твоему! Я заплачу тебе сорока финиковыми пальмами за это одно, давай запишем договор, если ты намерен выполнить эту сделку.

Хозяин сада пригласил свидетелей, и они заключили письменный договор.

Человек, совершив покупку, вновь подошел к Пророку (мир ему) и сказал: «О Посланник Аллаха, я выкупил эту финиковую пальму у хозяина, и теперь она принадлежит тебе». Пророк улыбнувшись сказал:

– За это ты получишь не одну, а шестьдесят пальм в раю!

Пальму передали бедняку, чтобы тот мог накормить свою семью. А после Всемогущий Аллах с ниспослал суру Аль-Лайль:

  1. Клянусь ночью, когда она покрывает землю!
  2. Клянусь днем, когда он проясняется!
  3. Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину!
  4. Ваши стремления различны.
  5. Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен,
  6. Кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай),
  7. Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям).
  8. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается,
  9. Кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай),
  10. Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию).
  11. Не спасет его достояние, когда он падет (в Геенну или погибнет).
  12. Воистину, Нам надлежит вести прямым путем.
  13. Нам же принадлежат жизнь Последняя и первая.
  14. Я предостерег вас от пылающего Огня.
  15. Войдет в него только самый несчастный,
  16. Который считает истину ложью и отворачивается.
  17. Отдален от него будет самый богобоязненный,
  18. Который раздает свое имущество, очищаясь,
  19. И всякую милость возмещает сполна
  20. Только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа.
  21. И он непременно будет удовлетворен.