Как выглядят асуры. Опознанные пришельцы. Асуры в литературе

В христианстве , так же как и в иудаизме, демонами именуются все потусторонние существа и небожители , обладающие сверхъестественной силой, которые противостоят Всевышнему , Единому Богу. Те духи, что не произошли от Бога и служат Ему, именуются ангелами. О демонах сложилось представление, как о падших ангелах, отошедших от Бога и противящихся Его высшей воле, вследствие чего они и лишились благосклонности Всевышнего. В ведической традиции и буддизме демоны называются асурами. Асуры (от санскр. и пали असुर, кит. 阿修罗) — божества, олицетворяющие жизненные стихийные силы и пребывающие в постоянном противостоянии с сурами, полубогами . Асуры делятся на два класса: дайтьи и данавы, потомки мудреца Кашьяпы . Асуры были низвергнуты сурами за то, что противостояли им, преисполнившись зла и гордыни . Но, несмотря на победы богов, борьба суров и асуров никогда не завершается окончательным поражением асуров.

Многие древние европейские народы, особенно кельты и германцы, считали себя детьми Дану - Богини-Матери, которая, подобно Сарасвати в Риг Веде , была речной Богиней. Кельты называли себя «Туатха Де Данаан», в то время как германцы имели аналогичное самоназвание. Названия рек древней Европы -Дон, Дунай и других рек в России, Шотландии, Англии и Франции - отражает это обстоятельство. Дунай, впадающий в Чёрное море, является самой важной рекой в Европе.

Термин Дану или Данава (множественное от Дану) указывает на субстрат индо-европейской идентичности, лежащий в основе эллиниских, иллирийско-венетских, итало-кельтских, германских и балто-славянских элементов. Северных греков также называли Дануни. Всех европейских ариев, таким образом, можно назвать данавами. Согласно римским источникам (Тациту в его «Анналах и истории») германцы притязали на то, что являются потомками Манна, сына хтонического божества Туисто. Туисто имеет отношение к ведийскому Тваштару, ведийскому отцу-создателю (сравн. русское «творец»). Согласно Риг Веде X.17.1-2) этот бог небес также является отцом Ману . Таким образом, народы Риг Веды также являются потомками Ману, сына Тваштара. В Брахманах Вишварупа/Вритра - сын Дану и Данаю. Вритра есть Вишварупа, сын бога Тваштара и Богини Дану. Данава также означает змей или дракон (согласно Риг Веде V.32.1-2). Дракон - символ не только мудрости, но и силы. Как в ведийской, так и в европейской мифологии есть плохие и хорошие драконы или змеи.

Данавы в Пуранах - сыновья Риши Кашьяпы , который в Пуранах принимает роль Тваштар, будучи их отцом и создателем. Кашьяпа - великий риши, связанный с Гималаями . Он - восьмой и главный Адитья, солнечное божество, которое не покидает Гору Меру, прославленную мировую гору. Кашьяпу ассоциируют с Кашмиром и другими гималайскими регионами (ведийскими землями Шарьянавата и Арджики, что связывает Данавов с северо-западом). Каспийское море вполне может быть названо его именем. Таким образом, прото-европейцы - сыновья Тваштар или Кашьяпы и Дану, через их сына Ману. Евопейцы - Манавы, Данавы и Арии. В Риг Веде, Дану, подобно Дасью, относится к враждебным народам и, в целом, есть уничижительный термин. Как правило, Данавы или потомки Дану - враги ведийского народа и их Богов. Поэтому, точно так ж как раскол дэвов и асуров или раскол арья и дасью отражается в расколе ведийских индусов и персов, можно предположить, что раскол дэвов и данавов отражает другое разделение в среде ведийского народа, включая конфликт прото-индийских ариев и прото-европейских ариев. В этом процессе термин «Дану» был усвоен прото-европейцами и стал негативным для поздних народов ведийского корня.

Данавы были Марк, Света, Бала и Намух (это подлинные древние названия их племён) - и мы имеем Данию (Денмарк), Швецию (Сведен), Швейцарию (Свисс), Бельгию и Мюнхен. Эти народы исторически оказались за пределами той системы, что процветала в долине Инда. Земля асуров (варваров) начиналась к западу от Инда (Синдху) - Афганистан (Гандхара), Иран (Пахлава), Европа (Даитья), тогда как к востоку от Инда лежала земля йогинов , Индия. Изгнанные даитьи стали «датч» и «дойч», голландцами и немцами, данавы стали данами, в честь данавы был назван Дунай, река Дити была названа в честь даитьи.

Дити стала матерью даитьев, а Адити - матерью полубогов, риши и мудрецов. Так возникли две линии. В отличие от Арьяварты, даитьи и данавы не зналиГоспода Вишну . Даитьям, данавам и другим племенам асуров был в большей степени присущ воинственных дух, нежели обитателям Арьяварты.

Добрый день, уважаемые читатели. В пантеонах многих традиций прослеживается дуализм духовных сил. Одни силы обычно представляют персонификацию добра и света, другие зла и тьмы. Тем не менее, отрицательные силы в одной религии могут быть положительными силами в другой, поэтому дуализм относителен, такова сила Майи.

Дэвы

Дэва в традициях (Индуизме) это сияющее существо. Дэв персонификация мужского начала (Шивы), а дэви персонификация женского начала (Шакти). Диив означает играющий.

Дэвы сыновья мудреца Кашьяпы и его жены Адити.

В пантэон дэвов входят:

  • и Шакти
  • и Сарасвати
  • Ганапати и Сиддхи с Буддхи
  • Сканда и Дэвайанайа с Валли
  • и Лакшми
  • Варуна
  • Дханвантари
  • Дурга
  • Сурья
  • Хануман
  • Индра
  • и другие.

Возглавляет пантеон дэвов Шива. Он Махадэва или Великий Дэва.

Асуры

Асуры в традициях Санатана Дхармы в настоящее время персонифицируют отрицательные силы, в то время, как Ригведа называет асурами Индру, Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других.

Асура происходит от слов «асу» — что означает жизненную силу.

Асуры сыновья мудреца Кашьяпы и его жены Дити, поэтому их часто называют дайтьями.

Солнце, земля и человек

Другое название дэвов — суры, что связано с именем солнечного дэва — Сурьи и особым напитком «сура», который употребляют дэвы и отвергают асуры.

Условное местопребывание асуров подземный мир, а дэвов солнце. Человеческое тело для асуров священно, поскольку находится на поверхности земли. Человек, почитающий асуров, имеет крепкое тело, на здоровье которого слабо влияет образ жизни. Человек, почитающий дэвов, имеет крепкое тело при условии праведного образа жизни.

Поскольку для асуров человеческое тело священно, то почитающему их человеку сложно умереть естественным образом. Крепость асуров объясняется тем, что их Гуру Шукра имеет знание перерождения (Сандживани-видья), полученное от Шивы за суровые аскетические практики. Для дэвов человеческое тело иллюзорно, поскольку находится ниже солнца. Грубое тело сковывает светоносную сущность дэвов.

Дэвы и асуры в физическом теле

При нарушении праведного образа жизни дэвы «засыпают» и отказываются выполнять свои функции. Когда засыпает Варуна, расстраиваются внутренние жидкости, спящий Агни вызывает проблемы с пищеварением, спящий Сурья понижает иммунитет, спящий Ваю приводит к лёгочным заболеваниям и так далее.

В пантеоне дэвов функции распределены и каждый дэв обычно отвечает за одну функцию. С другой стороны один асур в теле может заменить всех дэвов.

С позиции асуров, дэвы плохо выполняют свои функции в физическом теле, они стремятся его захватить для контроля и самоличного выполнения всех функций. Великие асуры обычно появляются во вселенной по одному или в парах. Тем не менее они могут вести бесчисленное войско младших асуров.

Сверхспособности

Почитание асуров и дэвов приводит к силам (сверхспособностям) или совершенствам (сиддхи).

Когда человек достигает достаточно высокого уровня в практике почитания дэвов, он должен пройти экзамены, которые можно принять за обычные события. Провал экзаменов закрывает силы до тех пор, пока экзамены не будут сданы. Подготовкой к экзаменам служат первые и выполнение предписаний Гуру.

В практике почитания асуров получить силы проще, часто даже без экзаменов, но их негармоничное использование может привести к перерождению в нижних мирах. К этому может привести и простое почитание асуров.

Физический мир

Асуры не различают добра и зла. Для них убить человека также легко, как и вылечить. Асуры смотрят на мир, как на враждебный и заинтересованы в реализации желаний и амбиций в физическом теле. Дэвы на всё смотрят отстранёно, для них физический мир иллюзорен, вследствие изменчивости.

Дэвы перерождаются в человеческом теле, чтобы изжить остатки желаний и оттолкнуться от него на пути к солнцу.

Асуры перерождаются в человеческом теле, чтобы приветствовать землю и реализовать материалистические желания. Борьба за деньги, власть и секс — так видит мир сознание асура.

Свами Шивананда:

Пробудитесь, друзья, от иллюзии этой Самсары. Страсти наделали много бед, пока вы пребывали в Авидье. Сколько миллионов отцов, матерей, мужей, жён и детей у вас было в предыдущих рождениях? Откажитесь от Мохи (соблазна) этого тела. Это просто глупость. Также откажитесь от идентификации с этим телом благодаря медитации на Шуддха Атман (Чистый Атман). Хватит поклоняться этому телу. Поклонники материального тела — это Асуры и Ракшасы.

Пахтание Молочного Океана

Пахтанье Молочного океана (Самудра-мантхан) — миф, описанный в Пуранах. Отмечается в виде праздника каждые 12 лет в ходе фестиваля Кумбха-мела в Индии.

В основу мифа положено заключение перемирия между дэвами и асурами, в ходе которого они пахтают океан, вращая гору Мандару с помощью обвитой вокруг неё верёвки из гигантского змея Васуки. Гора стоит на спине черепахи Курма, форму которой принял Вишну. Цель пахтания — получение четырнадцати уникальных драгоценных предметов, в том числе амриты — нектара дарующего бессмертие.

Интересно, что в некоторых других традициях встречаются подобные истории. Например, миф, в котором Гор и Сет вращают бурав.

Предыстория

Однажды святой мудрец Дурваса посетил собрание Праджапати и получил в подарок неувядающую цветочную гирлянду. Размышляя об относительной ценности материального, мудрец повстречал царя дэвов Индру и решил подарить гирлянду ему. Индра повесил её на шею слона, чем вызвал гнев мудреца. Святой наложил проклятие (проклятие святого это скрытое благословение) на Индру и дэвов, пожелав им стать такими же беспомощными перед смертью, как люди. В тот же момент Лакшми покинула дэвов.

Вскоре царь асуров Бали объявил войну дэвам. Огромное войско асуров одержало верх и Бали взял под контроль три мира. Испуганные суры отправились к Шиве и рассказали об грозящей им опасности уничтожения. Шива не мог отменить проклятие Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот к Вишну.

Вишну явился перед асурами и сказал, что они могут стать ещё сильнее и могущественнее, а главное получить бессмертие, если вспахтают Молочный Океан и получат амриту. Но вспахтать его можно только совместно с дэвами, а значит следует прекратить войну.

Дэвы и асуры пахтают Молочный Океан

Было заключено перемирие. Дэвы и асуры вырвали из земли гору Мандару и опустили её в Молочный Океан. Затем огромного змея Васуки обвязали вокруг горы вместо верёвки. Чтобы снова сыграть на тщеславии асуров, Вишну сказал дэвам, что поскольку они самые сильные, то только они должны встать в голове Васуки. Асуры обиженно заявили, что одержали победу в войне и предъявили свои права на данную позицию. Дэвы уступили и взялись за хвост змея, в результате ядовитое дыхание Васуки в ходе пахтания ослабляло асуров.

Вращающаяся гора стала погружаться в океан. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи (Курма-аватар), нырнул в океан и подставил спину под гору.

Вскоре на поверхности океана появился смертельный яд Калакута. Своей силой он мог уничтожить всю вселенную. Асуры и дэвы в страхе разбежались. Шива из сострадания к живым существам выпил яд, в результате у него посинело горло (одно из имён Шивы — Синешеий).

Успокоенные дэвы и асуры вновь принялись за пахтание.

В результате на поверхности океана стали последовательно появляться четырнадцать драгоценных предметов (Чатурдаса-ратнам):

  • Луна, которую Шива прикрепил к своим волосам.
  • Дерево Париджата и слон Айравата, их забрал Индра.
  • Чудесная корова Камадхену, её отдали семерым риши.
  • Варуни, опьяняющая дэви.
  • Апсары, небесные танцовщицы, отправились жить во дворец Индры.
  • Белый конь Уччайшравас. Бали, увидев, что драгоценности забирают дэвы, потребовал коня себе. Позже Индра вернул его, выпив амриту и победив в поединке.
  • Прекрасная Лакшми. Она обошла всех присутствующих, но нашла себе достойную пару только в лице Вишну и прильнула к его груди.
  • Морская раковина, булава и камень Каустубх, всё это забрал Вишну, благодаря тому, что с ним была Лакшми (удача).
  • Последним появился Дханвантари, автор Аюрведы, с сосудом амриты.

Увидев сосуд с амритой, дэвы и асуры стали драться. Асурам удалось оттеснить дэвов и присвоить сосуд. Но между самими асурами завязался спор кому пить первым. Чтобы обмануть асуров, Вишну тайно принял форму Мохини — дэви невероятной красоты, увидев которую асуры забыли про амриту. Мохини остановила взор на сосуде и очарованные асуры предложили ей распорядиться амритой. Мохини лукаво сказала, что дэвы и асуры трудились на равных, пахтая океан и она справедливо распределит амриту. Она усадила дэвов и асуров в два ряда напротив друг друга и стала по очереди поить напитком дэвов. Но как только выпил напиток последний из них, то исчезла вместе с сосудом.

Асуры в гневе бросились в битву, но дэвы за счёт силы амриты легко обратили асуров в бегство.

Перед исчезновением Вишну с сосудом, одному асуру удалось принять иллюзорную форму дэва и отхлебнуть амриты. Но он не успел её проглотить, поскольку Вишну вытащил диск и отсёк ему голову. Рассечённый асур живёт в виде двух половинок (грах): Раху и Кету.

После победы над асурами вновь появилась Мохини. Шива, очарованный иллюзорной красотой, крепко сжал её в объятиях.

Асуры в Деви-Бхахавата Пуране

В период растворения мира Пралайи в водах Космического Океана в Йога-нидре спал Вишну на тысячеглавом змее Ади Шеша. Из его пупа вырос лотос, на котором сидел создатель мира Брахма, а из ушей Вишну появились асуры Мадху и Кайтабха. Увидев Брахму, асуры стали карабкаться по стеблю лотоса с криками: «Слезай и сразись с нами, этот лотос для героев, а не для трусов». Брахма, испугавшись вооруженных демонов, стал призывать Вишну проснуться, но он не просыпался. Тогда Брахма стал призывать Махамайу — силу, заставляющую спать Вишну. Для этого он исполнил «Тантроктам-Ратри суктам» (Гимн ночи).

Дэви, услышав зов Брахмы, заставляет Вишну пробудиться. Асуры, очарованные красотой Вишну, крикнули: «Ты нам нравишься, проси любой дар». Вишну сказал: «Я хочу вас убить». Асуры лукаво отвечали: «Убей, но там где суша не покрыта водой». Вишну положил асуров на свои лодыжки и отрубил им головы диском.

Мадху и Кайтабха символизируют разрушительные тенденции ума. Мадху - означает мёд, опьянение, Кайтабха - коварство. Мадху символизирует очарование сладкими, но ядовитыми речами. Кайтабха символизирует обман.

Если рассматривать асуров с позиции Панчататтв в Тантре, то они символизируют тамасичные продукты: Мадху вино, Кайтабха мясо. Вино это символ искаженного опьянением знания. Мясо символ насилия и убийства. Также можно сравнить Кайтабху с телом, а Мадху с умом, опьянённым иллюзией.

После Мадху и Кайтабхи в мир приходит Махишасура, который побеждает Индру и захватывает три мира.

Шиву, Вишну и других дэват охватывает гнев и от них исходит сияние (теджас), из которого рождается Дурга. Каждый дэвата награждает Дургу каким-то качеством и оружием. Дурга отправляется в горы и бросает вызов асурам. Махишасура посылает различных асуров, но их всех побеждает Дурга. Махишасура вынужден выйти на бой, но проигрывает сражение. Дурга обещает дэвам, что если во вселенной снова появятся асуры, нарушающие покой мирных обитателей, то дэвы могут позвать её и она снова придёт на помощь.

Если рассматривать Махишасуру с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует рыбу, символ эгоизма, упрямства и тупости.

После Махишасуры во вселенной появляются братья асуры Шумбха и Нишумбха, которые снова захватывают три мира. Дэваты вспоминают об обещании, данном Дургой и исполняют гимн «Апараджита-Дэви стути» (Гимн Непобедимой Дэви).

Часто у людей складывается мнение, что асуры должны обладать страшной внешностью, по примеру Махишасуры, напоминающего буйвола. Но это ошибка. Имя Шумбха означает красоту, но природа которой обманчива. Под красивой маской скрывается тяга к принуждению и насилию. Шумбха это также очарование материальности, иллюзия поверхностных форм, страсть к шаблонному подражанию кумирам физического мира, накопительству и желанию выделиться из массы. Также Шумбха символизирует приходящую молодость и красоту физического тела.

Если рассматривать Шумбху с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует прожаренное зерно. Прожареность означает уход от привлекательности материализма и разрушение очарования иллюзорных поверхностных форм. Победа над Шумбхой означает принятие вещей такими, какие они есть, без придания им фанатичных, гламурных смыслов. Это отказ от желания выдать фальшивку за совершенство.

Имя Нишубха означает убийца. Он убивает подлинное и пытается заменить его чем-то привнесённым. Если Шумбха это красивая маска, оболочка, то Нишумбха это уродливое содержимое, заменяющее естественную красоту. На грубом плане Нишубха означает погоню за сиюминутными удовольствиями, лишенными духовного смысла.

Если рассматривать Нишумбху с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует майтхуну, то есть подмену таинства соития желанием грубого обладания объектом и телом.

Перед тем, как самим отправиться в горы к Дурге, Шумбха и Нишумбха посылают к ней асуров Чанду и Мунду. Они символизируют беспричинную агрессию и слепой фанатизм. Когда Чанда и Мунда приблизились к Дурге, из неё изошла Чамунда, свирепая форма Дурги, убившая Чанду и Мунду.

Вслед за Чандой и Мундой Шумбха и Нишумбха посылают к Дурге Дхумралочану, имя которого означает Дымчатоокий. Дхумралочана это опьянение веществами, изменяющими сознание. Ум, искажённый дурманами, видит ложное как истинное. Дхумралочана делает шаги в безумные желания и неоправданный риск.

Вслед за Дхумралочаной Дурга сталкивается с Рактабиджей. За свои аскезы он получил благословение в виде появления из каждой упавшей на землю капли крови новой копии Рактабиджи. Некоторые современные исследователи Пуран находят в описании способности Рактабиджи к дуплицированию намёк на возможности некоторых асуров к самоклонированию.

Рактабиджа символизирует зло. Если пытаться убить зло посредством зла, то в итоге зло будет только разрастаться. Дурга не смогла справиться с Рактабиджей, поскольку всё поле боя заполнили копии Рактабиджи. В гневе из её третьего глаза изошло сияние, из которого родилась Кали — Чёрная Дэви. Когда Дурга отрубала очередному Рактабидже голову, Кали выпивала его кровь, не давая ни капле упасть на землю. Таким образом полчище Рактабидж было уничтожено.

В том, что Дурга не сама убивает асуров, кроется глубокий смысл. Силы, способные уничтожить демонов, являются частью её, но она может их как испускать, так и втягивать, то есть не участвует в действии уничтожения асуров непосредственно.

На последнюю битву с Дургой приходит Шумбха в гордом одиночестве. Все асуры уничтожены, включая его брата Нишумбху. Если сравнить битву асуров с жизнью человека, то битва с асурами это битва сознания с пороками в течение жизни физического тела. Когда все пороки побеждены, остаётся только пустая маска в виде тела, привязанность к которому нужно также победить. Все пороки должны быть уничтожены и маска сорвана, в этом Дурга оказывает неоценимую помощь своим преданным.

Праздник Наваратри (Ашвина-Наваратри)

Божественная Мать или Изначальная Дэви почитается в течение девяти дней и ночей празднования Наваратри. Дэви почитается в трёх основных формах: Дурга (Кали), Лакшми и Сарасвати.

Первые три дня посвящены Дурге, вторые три Лакшми, последние три Сарасвати. Дурга разрушает зло и дарует физическую силу, Лакшми даёт процветание, а Сарасвати мирское и духовное знание.

Виджая-Дашами

Виджая-Дашами — десятый день Наваратри, а также самостоятельный фестиваль, символизирующий победу добра над злом. В этот день празднуется победа Рамы над Раваной и победа Дурги над Махишасурой.

Ежегодно в день Виджая-Дашами наступает период сбора урожая, поэтому почитатели Дурги просят Дэви благословить новый урожай.

Рамаяна

Рамаяна (путешествие Рамы) — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого считается мудрец Вальмики (рождённый из муравейника).

Рамаяна рассказывает историю Рамы, чью возлюбленную Ситу похищает царь Ланки асур . Эпос содержит учения древних риши (мудрецов), которые представлены в виде абстрактного повествования о природе реальности, преданности (бхакти), любви и духовном поиске.

Эпос Рамаяна имеет глубокое дно абстрактных смыслов. В одном из аллегорических значений главных героев можно рассматривать, как руководство к действию на пути йоги.

Хануман (аватар Рудры) это дыхание, Рама (седьмой аватар Вишну) — джива (душа), Сита (Лакшми) — ум, а Лакшмана (Ади Шеша) — осознанность. Равана (ревущий) — негативность и разрушительные тенденции.

Когда ум в погоне за иллюзией становится негативным, теряется связь с душой и осознанностью. И только дыхание становится точкой опоры, когда берется под контроль. Поэтому совместно с пранаямой Рама и Лакшмана побеждают Равану и Сита возвращается (освобождается от негативности).

Заключение

Нельзя с уверенностью говорить, что одни силы положительны, а другие отрицательные. Традиции Санатана Дхармы обычно говорят о дэвах, как о положительных силах, а об асурах, как об отрицательных. Некоторые другие традиции, например, Зороастризм, переворачивают смысл. С позиции Зороастризма асуры (ахуры) это положительные силы, а дэвы (даэвы) отрицательные. Хотя указывается, что родители пророка Зороастризма Ахура Мазды почитали дэвов.

Добро и зло существует в уме, в реальности есть только Брахман.


"В нашем мире в настоящее время все более явно проявляется глобальная интегральная всеобщая зависимость всех от всех, во всех областях/плоскостях человеческой деятельности. Эта глобальная взаимосвязь парализует любые наши усилия регулировать что-либо прошлыми силовыми (политическими, экономическими, социальными) методами . Потому что мы можем управлять только направленно, эгоистически, в дискретной системе, принимая во внимание источник давления, объект давления, цель. А мир обрел интегральную, аналоговую форму всеобщей взаимной зависимости. Это проявление в человечестве его следующего уровня развития - состояния полного взаимодействия, как части одного организма. Таков эволюционный план нашего развития природой, план эволюции. Проявление в нашем эгоистическом индивидуалистическом обществе альтруистического образа нашей следующей ступени развития - выявляет нашу противоположность ей. Это и есть суть кризиса, нашего несоответствия следующей ступени".

Для чего я привёл эту обширную цитату? В ней кристаллизовано понимание принципиальной проблемы нашего времени. Дело в том, что сообщество людей, меняясь, уже не сможет вместить в себя для перерождения многих существ из других лок, в частности, локи асуров - они не будут иметь возможности реализации своих задач и склонностей, изначально чуждых, в общем-то, людям. Следует описать психологический портрет такого перерождения асуров среди людей, чтобы понять, почему с изменением качества людского сообщества на планете возникает невозможность реализации асурических проектов за счёт проекта "Человечество".


Психологические особенности человеко-асуров:

(сразу оговорюсь - это компилляция одной беседы, не думаю, что говорящие заинтересованы в публикации их имён, и еще - всех правоверных, кого ломает полицентричность используемых мною воззрений, прошу не читать и не мешать в дальнейшем)

По антропософским представлениям, асуры - это существа, отставшие от нормальной эволюции три эона назад. Т. е. теперь они должны были бы находится на ступени иерархии Начал. Чрезвычайно мощные духи и, в отличие от прочих демонических существ, имеют особое родство с "я" человека.

Уточню. Особое родство с человеческим "я" означает, в первую очередь, возможность влиять на этом уровне. Вплоть до одержания. Другие существа влияют преимущественно на страсти-желания, интеллект и пранические потребности (речь о влиянии на состояние прано-майя-коша). Одно из следствий такой связи и близости к людям - если другие существа из т. н. 8 классов (мамо, якши-ноджин, гьялпо и т. д.) создают предпосылки для возникновения зла нашем мире - асуры непосредственно приносят зло в мир.

Им свойственно отделять себя от остального мира. Есть "я" и "остальное". И закон жизни для асура - война, даже если в его человеческом воплощении это не профессиональный воин и даже не спортсмен, а вовсе художник или кабинетный учёный. Для него есть свои и чужие, а иногда - все чужие, только он сам для себя - свой. Для них чужд страх. Вообще. Они даже если и хотят испугаться - не могут (я не имею в виду в данном случае чисто физиологические реакции - они как легкие круги на глубокой воде). Волнение, чувство опасности - это да. Но не страх. Для них обязательно есть свой внутренний моральный кодекс, которого они придерживаются, несмотря ни на что. Им чужды человеческие страсти. Они феноменально целеустремлённые существа. Им свойственна гордость, иногда доходящая до невероятного. Например, они будут мстить за малейшую по отношению к себе провинность или точнее - за малейшее проявление неуважения к своей особе.

Совершенно незнакомо для асура чувство любви как ощущение взаимосвязи, взаимопроникновения. Именно поэтому новые условия тотальной взаимосвязанности в людском сообществе будут далее принципиально противоречить возможности воплощения асуров среди людей. Однако, это же подталкивает часть "асуров в людской шкуре" сопротивляться установлению нового положения дел на планете - скорее всего, путём эскалации агрессии - вплоть до разрушения цивилизации людей (что в плане перерождений выглядит как "ни себе, ни людям"). Не нужно удивляться разношёрстности мотиваций асуров в нашем мире - эти существа тоже бывают совершенно разного качества и уровня развития, просто Дхарма людей и Дхарма асуров принципиально различны. Но использование ими асурической кристаллизации для общего блага - вещь почти запредельная для понимания обычного человека. Для него демон и есть демон. Но антропоцентризм людей чаще всего заставляет их понимать других существ лишь относительно себя - люди в этой Вселенной склонны по старинке:) думать, что они Солнце этого мира или, как минимум, точка отсчета развития и деградации (то есть асуры для них вроде как существа, деградировавшие относительно людей, но это не так, мир асуров считается более высшей локой по отношению к миру людей). Антропоцентристская гордыня и зашоренность, впрочем, вообще не дет людям никого понять - ни зверей и сути их мира, ни духов и их проблем и специфики страданий. Именно поэтому в старой школе тибетского буддизма - нингма - профильной клешей локи людей называют гордость (но это, как видно из моего объяснения, весьма относительная характеристика - для развитой части асуров люди часто попросту глупы).

Но вернемся к асурам. В отличие от людей, они ясно могут осознавать других существ, но при этом люди и все существа вообще для них всегда - ДРУГИЕ. Несмотря на это, асур может быть совершенно, безоглядно предан. Он может быть идеальным рыцарем, который с лёгкостью пожертвует жизнью ради предмета своей преданности. И нужно сказать, что все эти особенности асура не являются непреодолимыми. Если он идёт по пути Дхармы (в силу её особенностей человеческая Дхарма ему вряд ли подойдёт), он придёт и к Со-Бытию, и к горячему чувству любви. Но у них свои препятствия на этом пути. В ведической истории тьма примеров, как асуры посредством невероятного упорства добивались неслыханных результатов в садхане (знаменитый демон Равана был невероятным почитателем Шивы). Но на что уходили добытые силы? Чаще всего - на реализацию позиции власти.

Что касается трудностей асурической кристаллизации личности, то, говоря языком психологии, асур обладает ведущей паранойяльной акцентуацией, что тот же Андреев увязывает с воздействием межинкарнационного пребывания в одномерных мирах на психику этих существ. Да, для асуров характерно тираноборство, которое из вышеописанного вполне объяснимо психологически - по механизму, описаному Юнгом: "длинные Тени отбрасывают на других". Асур видит и не терпит тиранию других ровно настолько, насколько его Тень, связанная с волевой потенцией его монады, сама является тираном, нынешним или потенциальным.

Добавлю еще: мысль о том, что "Россия - страна асуров", приходят ко мне не впервые именно из-за специфики описанного выше принципа их тираноборчества - уж больно хорошо это ложится на историю государства Российского. Другой знак - у нас в стране существует культ преклонения перед силой, так что даже праведность рассматривается именно как сила (в чём внутренне видно, прежде всего, желание иметь, получить, а не стремление работать в этом смысле над собой). Это видно и в среде православных, приверженных силе трех начал - чуду, тайне и авторитету, и в среде российских практиков буддийской ваджраяны, нацеленных на обретение силы как духовного плода. Тему "Россия - страна асуров" я впервые забросил на пару интернет-форумов в 2008 году. Выражение это стоит понимать так, что наша страна - территория влияния асуров, так же как Китай - страна нагов, а Сев. Америка - страна воинственных красных духов Цен.

«Асуры » считают, что, в конечном счете, Абсолютная Истина Безлична (необъяснима и не может быть ограничена личностью), поэтому выделение какой либо одной личности в качестве Бога считают несправедливым, то есть они по своему мировоззрению «демократы». Так они выступают против девов в том, чтобы выделять одну личность и ставить ее выше остальных. Так как первопричина мира с их тоски зрения безлична, то они считают, что сами являются хозяевами мира. Или же, правителем может стать тот, кто своими качествами или деяниями стал достоин этого. И так как этот статус правителя, в их представлении, не закреплен вечно за конкретной личностью, то можно его всегда оспорить.

С другой стороны девы в качестве Абсолютной Истины принимают Личность Бога и безличное считают подчиненным аспектом, то есть, единение с Богом они ставят как бы на «второе место» в «разряде совершенствования». Это также имеет свои негативные аспекты, поскольку зачастую приводит к пренебрежительному отношению к Единству с Богом. Практически это проявляется в том, что девы также деградируют, когда начинают смотреть свысока как на тех, кто ищет единения с Абсолютом, так и на тех, кто проявляет «демоническую природу» в более «приземленных ее аспектах». Такое отношение с их стороны само по себе уже выявляет гордыню и служит основой к тому, что они сами забывают о божественной природе своей сути.

Надо сказать, что разделение на «божественные» и «асурические» натуры не обязательно связано с разделением людей на «хороших» и «плохих», как в контексте религиозных традиций или в социальном смысле, так и в общечеловеческом смысле. В обычной жизни среди «хороших» и «плохих» могут быть и «божественные» и «демонические» натуры. Как ни странно, «божественные» и «демонические» натуры могут быть на верхушке практически всех религиозных организаций, не говоря уж о политике. Но также, «божественные» и «демонические» натуры встречаются и среди признанных святых (такие личности в своем духовном росте вышли за пределы ограниченности своей « божественной» или «демонической» натурой). Это разделение также необязательно связано с тем, какую они философию исповедуют, какой религии принадлежат, и во что верят. Это связано с их «глубинным мировоззрением», которое проявляется в их качествах и деятельности, даже если они исповедуют философию, противоположную своей природе. Примеры тому существуют и весьма распространены. Так «асур » может призывать исповедовать некую религию с поклонением Богу, и поскольку в этом изменяет себе, то и его последователи будут введены в заблуждение. С другой стороны, носитель божественной природы может так далеко уйти от себя, что станет ревностным поклонником Адвайты или иного пути Просветления, имеющего целью воссоединение с Абсолютом. При этом он будет глубинно несчастен, поскольку добровольно лишает себя радости собственной природы в отношениях со Всевышним. Авторы считают, что духовный прогресс и «просветление» одинаково открыты как «божественным», так и «демоническим» натурам, но возможно, разными путями. И на этом пути, на каком-то его этапе, мы можем осознать свою «натуру». Такое осознание не препятствует духовному росту, а напротив, является его неотъемлемой частью в процессе обретения нами личностной целостности.

Итак, разделение на «божественные» и «асурические» натуры можно считать еще одним проявлением концепции двойственности (и появляется оно уже от 6 й чакры включительно - по «нисходящей»). На уровне души (от 7 й чакры и выше) такое разделение не прослеживается, поскольку тут «я» сознает и принимает как свое единство с Божественным, так и свое отличие как индивидуума.

Мы осознаем тот факт, что в этой статье мы дали немного расширенное определение термина «асуры» чем в ведической традиции, где асуры определяются как «противники» Дева Индры (Зевса, Перуна), а Суры, соответственно, - «сторонники Индры». А в культуре асуров принято считать сторонников Индры как демоны, а асуров – богами. Например, в культуре зороастризма «Дэвы» - считаются «плохими», а асуры (ахуры) – «хорошими».
Но в этой статье мы касаемся не исторического толкования терминов, а сути отношения разной группы существ к Абсолютной истине.

Кто такие Асуры? Что мы знаем про них? По древним мифам известно, что первыми людьми на Земле были асуры. Почитаем всю информацию про них и сделаем выводы. Асуры ("обладающий жизненной силой") - в ведийской и индуистской мифологии: 1). класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В "Ригведе" Асуры могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в "Атхарваведе" под Асурой понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей); ср. "Каушикасутра", тогда как боги называются исключительно дева; в упанишадах боги также - сура, откуда толкование имени Асуры как "не-боги" (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление Асуры богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об Асуре как высшем классе демонов, противостоящем богам. Боги побеждают Асура; Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют Асура; к Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить Асура; Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру, Варчина (вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, Солнце) называют асурахан ("убийца Асуры"). После гибели Асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман Асуры, связанные с тьмой и ночью, окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют Асуры. В качестве создателя Асуров обычно называют Праджапати (или Брахму - в более поздних вариантах): Асуры возникли из его ожившего дыхания ("Тайттирия-брахмана"; в другой версии этого же текста из брюшной полости); из нижнего дыхания ("Шатапатха-брахмана"), из капель ("Тайттирия-Араньяка"; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати ("Вишну-пурана", "Ваю-пурана") и т.д. Весь состав Асуров не поддаётся точному определению, но часто под Асурами понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С Асурами связан ряд мифологических сюжетов:Асуры рождены Брахмой, они - старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града - железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец Асуров и их наставник - Ушанас, сын Бхригу; их царь - Хираньякашипу. Асуры возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града Асуров и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства Асуров и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с Асурами: Индра поражает Асуров Шамбару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают Асурам во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т.п. Асуры вместе с богами участвуют в пахтанье океана; боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); Асуры вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прахладу, почитавшего Вишну; Вишну в образе получеловека-полульва является царю Асуров, поражает его и освобождает Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю Асуры и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках Асуров. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сунде и его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асуp Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя Асуров, и т.п.). Соотношение Асуров и дева находит параллель в др.-иран. Ahura-:daeva- с той разницей, что у иранцев слово ahura (Ахуры) обозначало богов, daeva (Дэвы) - демонов. 2) В буддийской мифологии Асуры (санскр. и пали asura, "не бог") существа, образующие один из шести разделов сансары. Асуры жили когда-то как боги в небе Траястринса (Девалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. Асуры обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между Асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях Асуров, но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны Асуры символизируют зависть. Асуры («обладающий жизненной силой») - у древних индийцев небесные существа, обладающие колдовской силой майя. Асурами могут быть и боги (Агни, Индра и др.), и небесные демоны - противники богов. Насчитывают восемь классов живых существ – согласно лотосовой сутре это боги, наги, асуры, оха, гаруды, гандхарвы, киннары, махораги. АСУРА (Asura) - «светлый дух», «облако»; асуры - враги суров (богов), змееголовые духи. Над ними не властно время. В Индуистской мифологии богам противостоят демоны - асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В ведийской и древнеиндийской мифологии, АСУРЫ - потомки Брахмы, боги обладающие, в основном, отрицательными качествами, или демоны. Владея таинственной силой майя, они могли становиться невидимыми или являться в любых образах. Им принадлежали несметные сокровища в горных пещерах. Возгордившись своим могуществом и мудростью, асуры исполнились зла и были низвергнуты богами с неба. Боги Индра, Рудра и Вишну поражают наиболее могущественных асуров. Однако борьба богов и асуров не заканчивается полной победой богов. Асуры, соответствуя титанам и гигантами греческих мифов, олицетворяют необузданные естественные жизненные силы. Они отличаются злобностью и коварством. Так, Намучи, один из наиболее могущественных асуров, заключил договор с Индрой не наносить ударов ни днем, ни ночью, ни на воде, ни на суше, ни сухим, ни влажным орудием. Дав Индре выпить священный напиток сому, Намечи лишил его силы. Однако Индра все же поразил коварного обидчика в сумерках на берегу океана оружием, покрытым морской пеной. Боги, таким образом, побеждают асуров, благодаря умению соединять противоположные качества в одно целое.(прим. Евгения Сидорова) Всё, что связано с асурами, сокрыто за плотной завесой тайны. И определённо утверждать о том, каким образом, как давно они пришли на нашу планету и сколько конкретно правили, невозможно, ибо все документальные свидетельства о жизни асуров можно найти лишь в навских источниках. А «…навы, разрушившие их империю в ходе жесточайшей Первой войны, постарались стереть большую часть информации о давних недругах, оставив лишь самые общие сведения». (В.Панов, «День дракона») Асуры пришли на Землю из Внешних Миров, когда она ещё была пустой, необитаемой планетой, на которой те и основали свою без преувеличений Великую империю. Асуры развивались и процветали, строили великолепные города, создавали восхитительные сады и разгадывали невероятные тайны. «Поиск» - вот был их девиз» (В.Панов «Войны начинают неудачники»). Асуры были невероятно развитой в культурном и научном плане расой, можно даже сказать, самой развитой из всех. Они возвели магию в степень науки, разгадали практически все секреты мироздания. Асуры добились огромных успехов в производстве артефактов и генетике, о чём свидетельствует постройка знаменитого Дегунинского Оракула и Могильник. Так же асуры преуспели в защитной магии и архитектуре. Часто встречаются упоминания о наиболее крупных построениях асуров: семи Хрустальных Замках и трёх Железных Крепостях. Замки были политическими и культурными центрами империи и представляли из себя невероятной красоты дворцы, парящие в облаках; а в Крепостях сосредотачивалась вся военная мощь асуров, их хранилища и убежища, а потому эти монументальные постройки с несокрушимыми стенами и шестью высокими башнями прятались глубоко под землёй и по мере требования могли перемещаться. Ещё асуры предположительно умели создавать Источники, подбирая структуру энергии под генетические особенности расы, так как ходят слухи, что именно они подарили людам Колодец Дождей для того, чтобы те смогли свергнуть навов. Но так как эти слухи ничем не подтверждены, доверять им всё же не стоит. И тем не менее, сами навы признают, что даже во времена наивысшего рассвета их расы и господства Тёмного Двора, тёмным не удалось достичь таких высот, что достигли асуры. Асуры изучали всё новое и неизведанное, во всём стремились к совершенству и в результате добились многого, никто не мог сравниться с Первыми в знаниях и могуществе. И это сыграло с ними злую шутку. Асуры возомнили себя хозяевами Вселенной, они безраздельно властвовали на Земле, закрыв её от внешнего проникновения. Существует две версии относительно причин этого. Первая заключается в том, что асуры просто хотели тишины и спокойствия, а потому и не позволяли никому нарушать хрупкую гармонию своего мира. По второй же (проводимой навами) представители этой расы просто считали себя настолько выше остальных, что не допускали даже мысли о том, чтобы кто-то ступил на их землю. «Удел остальных - поклонение великим». (В.Панов «День дракона») Потому, когда из Внешних Миров пришли навы, затеявшие первую и единственную на Земле кровавую войну на взаимное уничтожение, асуры были просто не готовы к схватке – они не могли поверить, что кто-то посмел посягнуть на их мир. Но творцам и учёным пришлось встать на защиту своей империи, и защищались они яростно. Асуры использовали все свои знания, все умения для того, чтобы любой ценой победить Тёмных. Одной из военных разработок асуров были генетические опыты над навами – Первые пытались сделать так, чтобы Вторые лишились самой своей сущности, всего того, что делало их навами, и в результате из пленных тёмных получались подвластные асурам безликие чудовища, способные лишь убивать. Но экспериментаторы не успели в полной мере воспользоваться своими разработками – когда навы захватили лаборатории, то заключили результаты этих опытов под обсидиановый купол, названный впоследствии Могильником. Асуры проигрывали. Навы, ведомые яростью и жаждой победы, разрушили все семь Хрустальных Замков, сокрушили две Железных Крепости. Последнюю же, куда асуры свезли все свои хранилища, артефакты и арсенал, навы взяли штурмом. Не считаясь с потерями. «Теоретически подобное поведение полностью соответствовало стилю Тёмного Двора: разрушить основные очаги сопротивления, а последнюю крепость взять, не считаясь с потерями…, продемонстрировав всем обитаемым мирам колоссальную мощь Тёмного Двора… подобный шаг мог быть продиктован ещё и желанием захватить сокровища побеждённых…» (В.Панов «День дракона») Однако в занятой крепости навы наткнулись на такое, что заставило их затеять междоусобицу. Можно предположить, что в последнем оплоте асуров хранились знания, сулящие нашедшему всё что угодно – вечную жизнь, исполнение всех желаний… Но взамен нужно было поступиться своей сущностью. Навь не могла пойти на такое. А потому, подавив восстание, Вторые запечатали последнюю Железную Крепость, заключив там своего первого князя. В результате, после нескольких лет ожесточённых схваток, империя асуров была разрушена. Хотя вышеупомянутая Первая война и велась до последнего солдата, до последней капли крови, некоторые представители асурской расы по слухам до сих пор разгуливают по Тайному Городу. И в этом определённо есть рациональное зерно: ведь именно асуры, спасаясь от навов, основали это поселение и скрылись в нём. Однако когда навы, после войны с людами, последовали за ними, Первых в Тайном Городе уже не было. Любимая магия асуров, их стихия – Свет. А наравне с главным Источником существуют мини-Источники, питающие энергией наиболее значимые асурские артефакты, так называемые «Искры Вечности». Излюбленный материал асуров, использовавшийся ими при постройке артефактов и, возможно, Хрустальных Замков, это ларнайский мрамор – черный камень с прожилками из чистого золота. Существует устойчивая теория, что, спасаясь от навов, асуры перевезли часть своих хранилищ в Тайный Город и надёжно спрятали. Некоторые труды асурских учёных и философов, предположительно, попали в Александрийскую библиотеку, а некоторые являются частью библиотеки Иоанна Грозного. За остатками хранилищ асурских знаний в Тайном Городе идёт настоящая охота, но никто так и не напал на след утерянного сокровища. Но самой главной тайной, связанной с асурами, является тайна Ключа Трёх Рас, в которой кроется причина лютой ненависти между асурами и навами, а так же их связь (предположительно, даже родственная). Однако эту тайну нам ещё только предстоит узнать. Внешний вид асуров, их фенотип и генетика доподлинно не известны. Однако, беря во внимание то, что асуры считаются противоположностью навов, можно было бы предположить, что это существа с белой кровью, белой кожей и светлыми глазами. Хотя, как уже говорилось, точно это утверждать нельзя, а потому строить догадки и предположения по меньшей мере глупо. Тем не менее известно, что асуры были невероятно красивы – они стремились к совершенству и достигали его. Внешняя красота представителей этой расы сочеталась с их внутренней красотой, одно переходило в другое, создавая невероятную гармонию. Продолжительность жизни асуров необычайно длинна, они считаются практически бессмертными, а жизненный цикл – так же, как у навов, тайна за семью печатями. Насчёт характерных черт характера и личностных качеств асуров всё ещё более туманно. Но, анализируя историю этой расы, можно сделать вывод, что гордыня и высокомерие наравне с тягой к творчеству и знаниям наверняка входили в число их главных достоинств. Что же мы узнали про асуров? Асуры были первыми людьми на Земле. Они создали развитую цивилизацию. Они обладали знаниями и способностями, которые приравняли их к богам (их учителям – сурам). Асуры даже возгордились своими знаниями и стали считать себя равными богам. Внешне они имели белую кожу и светлые глаза. (Вот тут я сомневаюсь в этом факте, ведь прямыми – одичавшими потомками асуров являются пигмеи. Асуры жили долго (до 1500 лет) и даже часто считались бессмертными. У них была светлая кровь (последние потомки асуров – пигмеи Восточного Конго с белой кровью вымерли примерно в 1904 году). Но у асуров была и красная кровь и их потомки до сих пор живут на Земле (пигмеи, бушмены, готтентоты, веддоиды, папуасы и аборигены Австралии). Между асурами и навами (это атланты) была война. Атланты заставили людей более низких рас верить, что именно атланты являются богами, а асуры – демонами. Но все равно часть асуров люди до сих пор считают богами, в том числе Ахура Мазду – создателя зороастризма. Атланты полностью победили асуров примерно 1 млн.лет назад, но и сейчас часть асуров живет в своем Тайном городе (под землей) и имеет свои космические базы на Марсе.