Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.). Феодо́сий Московский и всея Руси

Очерки по истории Русской Церкви. Том I Карташев Антон Владимирович

Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.)

Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что, применяя строгие церковные наказания к недостойным пастырям, зараз лишил многие церкви их священнослужителей. Не желая за это выносить упреков и проклятий, Феодосий оставил митрополию и удалился на покой в Чудов монастырь. На покое он прожил еще 11 лет и скончался в 1475 г. в Троицком Сергиевом монастыре. Здесь уместна гипотеза, что реформаторская ревность митр. Феодосия сосредоточилась именно на чистке нравов духовенства потому, что этот больной вопрос был тогда исторической «злобой дня» во внутренней жизни русской церкви. Сектанты «стригольники», ригористически осуждавшие и отвергавшие законную иерархию, по-видимому, в отлучении, наложенном на московскую церковь греками, нашли себе новую поддержку, продолжая утверждать, что теперь запрещенное русское священство уже безблагодатно по его же собственной доктрине. Но главной пищей для сектантской агитации все же служили нравственные пороки клира. И потому митр. Феодосий, как добрый пастырь, и считал необходимым решительно приняться за чистку духовенства.

Предметом общецерковной и вместе государственной заботы для Феодосия являлся факт существования в Литве униатского митрополита Григория-Болгарина. При самом поставлении Феодосия все епископы московской митрополии должны были повторить обет, данный еще св. Ионе, - не вступать ни в какие сношения с литовским митр. Григорием. Не присутствовавшие лично при посвящении московского митрополита епископы - тверской и новгородский - обязаны были дать такие же обещания в своих повольных грамотах (в которых давалось согласие на самое посвящение) и еще в специальных на этот предмет присяжных грамотах. Новгородский архиепископ Иона не счел нужным присылать митрополиту второй, т. е. присяжной грамоты. Это обстоятельство беспокоило митрополита Феодосия. Если митрополит верил в твердую приверженность к православию тогдашнего архиепископа Ионы, то он не мог не питать опасений за самих новгородцев, которые уже с тревогой начинали помышлять о средствах сохранения своей политической вольности от все возраставших посягательств на нее со стороны Москвы, особенно после невыгодного договора с великим князем Василием Васильевичем 1456 года. Одним из таких средств являлось церковное отделение от Москвы с подчинением литовскому митрополиту (чего последний и сам старался добиться), а затем и политический союз с польско-литовской Русью. Заняв митрополичий престол, Феодосий в том же 1461 г. пишет грамоту новгородскому архиепископу Ионе с напоминанием о данных им обещаниях «не принимать и ни в чем не просить благословения от того Григория (митрополита литовского) и не внимать его писаниям и поучениям - да и детей духовных в Новгороде и Пскове укреплять твердо, чтобы и они не принимали его благословения и поучения, и не посылали к нему ни с чем». Второй раз писал митр. Феодосий о том же Ионе в своей известительной грамоте об оставлении престола митрополии. Верный Москве Иона отвечал на эти недоверчивые напоминания с некоторой обидчивостью: «а еже пишешь к нам, господин и отец наш, о Григории, Исидорову ученику и ревнителю, еже не примешатися, яко же тогда и ныне к нему: ино, господине отче, не обыче дом Премудрости Божия Святыя София волка вместо пастыря приимати, ни горькаго вместо сладких, ниже камению причащатися, хлебу предлежащу, но держатися истиннаго пастыря, иже дверми в ограду овчю приходящаго и душу за овця полагающа, а не от Рима прелазящаго». Но ручательство Ионы за свою паству было излишне оптимистическим. Преемнику митрополита Феодосия пришлось считаться с дальнейшим развитием того же неприятного для Москвы новгородского дела.

Преемника себе митр. Феодосий избирал сам, при участии великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505 г.) и собора епископов; избранным оказался суздальский епископ Филипп.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1461: Стыдливость. 1950 (6117). Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Глава 1464: Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы. 1953 (6133). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Запись 1461 Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святого так к нам велика, безмерна, что пред нею становится незначительною или как бы исчезает всякая нелюбовь, вражда, ненависть к нам человеческая. По этой-то безмерности любви к нам Божией и

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора

Запись 1464 Иисус Христос воскрес и вышел из гроба при затворенных дверях его, не повредив печати его. Так Он родился и от Пресвятой Девы, ключи Ея (девства) невредивый рождением Своим [канон Пасх., песнь 6]. Так Он входит в души верующие сквозь тела их, проходя их сквозь

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.) Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что,

Из книги автора

Из книги автора

Феодосий, митрополит Московский, святитель Московский митрополит Феодосий в старинных святцах считается в числе святых неканонизированных; мощи его под спудом в Троице–Сергиевой лавре в Серапионовой палате. О жизни свт. Феодосия известно, что он носил фамилию

Из книги автора

Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец (+ 1461) Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России

Из книги автора

Митрополит Иона (1448-1461 гг.) Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в

Из книги автора

Из книги автора

Филипп (I) (1464–1473 гг.) При митр. Филиппе сепаратистские попытки новгородцев в церковной и политической сферах обнаружились с особенной силой. В 1470 году литовский митрополит Григорий, убедившись из десятилетней практики в невозможности привить новой литовско-русской

Из книги автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Из книги автора

Митрополит Иона (+1461) Митрополи?т Ио?на (1390?е, село Одноушево близ Солигалича – 31 марта 1461, Москва) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году).Родился в 1390?х годах в селе Одноушево близ Солигалича в семье

Архиепископ

Бо́ярский
Феодосий (Снигирёв)

Биография:

Родился в Киеве. В 1991 году окончил среднюю школу. В 1994 году окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

В 1994 году поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 года было преобразовано в духовную семинарию.

С 1996 года - иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента.

2 апреля 1998 года архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 года архиепископом Климентом рукоположён в сан иеродиакона, 30 июня 1998 года - в сан иеромонаха.

В 1998 году окончил Калужскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия.

3 июля 1998 года зачислен в братию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В 1999 году назначен благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию.

3 июля 2000 года переведён на служение в Калугу, назначен секретарём Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Калуге.

21 сентября 2000 года Святейшим Патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

23 августа 2001 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 года назначен настоятелем храма-часовни в честь преподобной Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведён из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

С марта 2002 года - главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

28 февраля 2005 года возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой Киевский Свято-Владимирский духовно-просветительский центр.

С мая 2007 года - духовник Международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 года - заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодёжный союз», руководитель СМС на Украине.

26 ноября 2007 года указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарём Отдела по делам молодёжи при Священном Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 года назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Священном Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года (журнал № 44) избран во епископа Броварского, викария Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49).

6 января 2011 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры рукоположён во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: архиепископы Белогородский Николай (Грох), Вышгородский Павел (Лебедь), Бориспольский Антоний (Паканич), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко); епископы Макаровский Иларий (Шишковский), Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), Дрогобычский Филарет (Кучеров).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов и членом Высшего церковного совета УПЦ (отдел упразднён 16 сентября 2014 года).

25 сентября 2013 года Синод УПЦ в связи с образованием Бориспольской епархии, правящему архиерею которой усвоен титул «Бориспольский и Броварской», постановил епископу Феодосию иметь титул «Бо́ярский» (журнал № 58). Освобожден от должности управляющего Броварским викариатством Киевской епархии и назначен на должность управляющего Северным викариатством г. Киева.

    - (Бывальцев) митрополит московский. Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы. Его избрал сам св. Иона еще при своей жизни. С… …

    - (Бывальцев). Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы. Его избрал сам св. Иона еще при своей жизни. С Ф. начинается новый… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Московская епархия Русская Православная Церковь Кафедральный Храм Христа Спасителя Основная информация Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Московская митрополия. Митрополит Московский и всея Руси предстоятель северо восточной (Московской) части Русской Церкви (а также правящий епископ Москвы) с 1461 года по 1589, то есть от… … Википедия

    Митрополит Антоний Митрополит Московский и всея Руси май 1572 начало 1581 Предшественник … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Макарий (значения). Митрополит Макарий … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Афанасий. Митрополит Афанасий Митрополит Московский и всея Руси 5 марта 1564 16 мая … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Даниил Московский. Митрополит Даниил (ок. 1492 22 мая 1547) митрополит Московский и всея Руси (1522 1539). Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал главой иосифлян.… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кирилл (значения). Митрополит Кирилл Митрополит Московский и всея Руси 11 ноября 1568 8 февраля 1572 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Варлаам (значения). Митрополит Варлаам (XV век 24 марта 1533, Спасо Каменный монастырь) митрополит Московский и всея Руси (1511 1521); преемник митрополита Симона. Содержание 1 Биография … Википедия

Фе-о-до-сий (Бы-валь-цев) († 1476), мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и всея Ру-си, ду-хов-ный пи-са-тель.

В 1453 го-ду упо-ми-на-ет-ся ар-хи-манд-ри-том Чу-до-ва мо-на-сты-ря.

В 1455 го-ду осуж-ден за то, что в на-ве-че-рие Бо-го-яв-ле-ния, слу-чив-ше-е-ся то-гда в вос-кре-се-нье, раз-ре-шил ми-ря-нам вку-шать мя-со, а ино-кам ры-бу, сыр и яй-ца.

Митр. Иона при-звал его на со-бор в Моск-ву, угро-жал ли-ше-ни-ем са-на. Од-на-ко пол-ное рас-ка-я-ние и сми-ре-ние Фе-о-до-сия, а так-же хо-да-тай-ство за него вел. кня-ги-ни Ма-рии Яро-слав-ны , от-вра-ти-ли гнев Ио-ны. По-сле это-го слу-чая Фе-о-до-сий стал чрез-вы-чай-но осмот-ри-тель-ным к са-мо-му се-бе, осто-рож-ным с паст-вою и тре-бо-ва-тель-ным к ду-хо-вен-ству. Чтобы по-бу-дить ду-хо-вен-ство сво-ей епар-хии к бо-лее стро-го-му ис-пол-не-нию сво-их обя-зан-но-стей, Фе-о-до-сий на-зна-чил в Бе-ло-зер-ске в 1459 го-ду (по дру-гим све-де-ни-ям - в 1458 го-ду) част-ный со-бор для всех игу-ме-нов, свя-щен-ни-ков и диа-ко-нов.

9 мая 1461 го-да был из-бран мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. Его из-брал сам свт. Иона еще при сво-ей жиз-ни. Со вре-ме-ни управ-ле-ния Фе-о-до-сия на-чал-ся но-вый пе-ри-од от-но-ше-ний рус-ских мит-ро-по-ли-тов с Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-ха-том - пе-ри-од фак-ти-че-ской неза-ви-си-мо-сти их от по-след-них и фак-ти-че-ской ав-то-ке-фа-лии.

Фе-о-до-сий был пер-вый мит-ро-по-лит, из-бра-ние ко-то-ро-го ве-ли-кий князь утвер-дил сам непо-сред-ствен-но.

Став мит-ро-по-ли-том, Фе-о-до-сий с еще боль-шей рев-но-стью взял-ся за ис-прав-ле-ние нрав-ствен-но-сти вве-рен-но-го ему ду-хо-вен-ства. Каж-дую неде-лю со-би-рал он свя-щен-ни-ков Моск-вы и да-вал им ду-хов-ное на-став-ле-ние. Осо-бен-но строг был к вдо-вым свя-щен-ни-кам и диа-ко-нам и боль-шею ча-стью от-прав-лял их в мо-на-сты-ри. Стро-гость мит-ро-по-ли-та по от-но-ше-нию к ду-хо-вен-ству вы-зва-ла ро-пот и него-до-ва-ние как сре-ди ду-хо-вен-ства, так и сре-ди паст-вы.

Чув-ствуя нерас-по-ло-же-ние к се-бе ду-хо-вен-ства и недо-воль-ство паст-вы, свят. Фе-о-до-сий 13 сен-тяб-ря 1464 го-да оста-вил мит-ро-по-лию и по-се-лил-ся в Чу-до-вом мо-на-сты-ре. Здесь он взял на свое по-пе-че-ние од-но-го рас-слаб-лен-но-го и слу-жил ему, об-мы-вая его ра-ны, до кон-ца дней сво-их. Око-ло 10 лет про-вел Фе-о-до-сий в сми-рен-ном по-дви-ге. Под ко-нец жиз-ни в 1475 го-ду он пе-ре-шел в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру.

Скон-чал-ся 15 ок-тяб-ря 1476 го-да в Сер-ги-ев-ской оби-те-ли. По од-ним све-де-ни-ям, был по-гре-бен в Мос-ков-ском Чу-до-вом мо-на-сты-ре, в Ар-хан-гель-ской церк-ви, од-на-ко , ссы-ла-ясь на опись 1641 г. го-во-рит о трех по-кро-вах, ко-то-рый кла-лись в Се-ра-пи-о-но-вой по-лат-ке на гроб-ни-цы трех свя-ти-те-лей - Се-ра-пи-о-на Нов-го-род-ско-го, Иоаса-фа и Фе-о-до-сия Мос-ков-ских. Над-гро-бие над мо-ги-лой свя-ти-те-ля, ве-ро-ят-но, бы-ло утра-че-но по-сле пе-ре-строй-ки са-мой па-лат-ки: "что ка-са-ет-ся до мо-ги-лы митр. Фе-о-до-сия, то по-сле 1641 го-да она как-то и по-че-му-то при-шла в за-бве-ние и быв-шее над ней над-гро-бие ко-гда-то ис-чез-ло, так что, по Крат-ко-му опи-са-нию Лав-ры, ни-ка-ко-го сле-да ее в мо-на-сты-ре не оста-лось" .

О вре-ме-ни ка-но-ни-за-ции свя-то-го до на-ше-го вре-ме-ни, к со-жа-ле-нию, не до-шло ни-ка-ких све-де-ний. Ар-хи-манд-рит Лео-нид (Ка-ве-лин) упо-ми-на-ет о нем как о нека-но-ни-зи-ро-ван-ном свя-том, од-на-ко в служ-бе всем Рус-ским свя-тым его имя упо-ми-на-ет-ся в ли-тий-ной мо-лит-ве. В 2009 го-ду имя мит-ро-по-ли-та Фе-о-до-сия бы-ло вклю-че-но в со-став Со-бо-ра Мос-ков-ских свя-тых в ли-ке свя-ти-те-лей.

При-ме-ча-ния

Бо-ри-сов Н.С. Иван III. М., 2000

Пре-по-доб-ный Сер-гий и со-здан-ная им Тро-иц-кая Лав-ра

Имена

Наверное, в 80-е годы для многих смолян это имя было очень хорошо знакомо и не могло не вызывать теплых чувств. Оно и сегодня, по прошествие 30 лет, у тех, кто хоть как-то соприкоснулся с Владыкой, вызывает только светлые воспоминания. Благодаря Ему немало людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, нашли путь к храму. Возможно, и читающий эту статью может с уверенностью сказать: «Он зажег во мне светильник веры…». Носитель не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, в любой аудитории Владыка Феодосий всегда находил и находит то единственное, доверительное слово, которое доступно ощущению, слышимо, может достучаться до сердца каждого. Помните, как прорываясь сквозь заслоны милиции, вы приходили послушать Его проповеди? Помните, как вы утирали слезы, прочувствовав сказанное Им? Помните, как холодно было в храме, когда, осиротев, Он плакал сам, и вы тоже, в сопереживании? Помните, какой праздник душе вашей давали запеваемые Им и его коллегами рождественские колядки? Помните, какими светлыми были все Его службы?

Многие политики могли бы взять у Него уроки ораторского искусства. Многие могли бы у Него поучиться, как быть всевидящим хозяином и по-настоящему руководить, поучиться человеколюбию и толерантности. Ведь где бы ни служил Владыка Феодосий, к Нему всегда тянулись самые разные и непохожие друг на друга люди.

Будучи в Сибири, после службы в Христо-Рождественском соборе я оказалась на братской трапезе, и меня удивило не то, что за одним столом с митрополитом вперемешку сидели и священ-ники, и чиновники высокого ранга, и паломники, и врач, и строитель, и старушка-прихожанка, и Бог знает, кто еще... , а чувство единения. Все дружно спели молитву о благословении и превратились в единое целое. Ощущение непередаваемое! Владыка никого не обделил вниманием. И стало понятно, что любовь к Нему людей самых разных - верующих, и атеистов, и даже иноверцев удивительна и объяснима. Она - просто естественный ответ на Его любовь к своим чадам, любовь преисполненного добротой человеческого сердца к другим людям. Ведь для многих Он очень дорог как непререкаемый духовный авторитет, отец, надежда и прибежище земное в скорбях и бедах, молитвенник за немощи всех нас… Одним словом ВЛА-ДЫ-КА. И тут возникает вопрос: а что же означает это слово? Откуда оно? Ответ прост, его дает санскрит. И даже не одно значение: «Власть Бога», «Солнца сила» и «Душа, летящая соединять». Короче,

Н а с т о я щ и й Владыка незримую силу

Удивительной власти с о б о ю несет,

И могущество данное несокрушимо,

Преисполнено светлых Божественных нот.

В декабре 2012 г. Владыка Феодосий отметил юбилей - 50-летие Его АРХИЕРЕЙСКОГО (редчайшего!) служения, т.е. 50 лет назад отец Игорь стал Владыкой Феодосием. Заключительные слова, произнесенные епископом Феодосием в день его наречения, звучали так: «Я же постоянно, во всю жизнь мою, пребуду верным Святой Русской Православной Церкви, Священному Синоду и Родине моей». Судя по всему, от этих слов Он не отступал никогда и нигде.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о себе, ведь прошло 28 лет, как Вы уехали из города, и многие смоляне не знают Вас.

Родился я 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области на Западной Украине в семье тогда еще дьякона-псаломщика Иоанна Процюка. Мой отец – украинец, со всем тем добрым и православным, что было в украинском народе. Мама у меня русская. По паспорту я – русский. В семье свободно изъяснялись на трех языках: русском, украинском и польском. Без всяких националистских наклонностей скажу, что украинский народ талантлив, но нужно придерживаться той истины, которая всегда была присуща Русской Православной Церкви – всем держаться вместе, ведь сегодня, к сожалению, забывают, что исторически великороссы, белороссы и малороссы составляли единый славянский народ.

Нас, детей, было четверо: Виталий, Рая, Дима и я, самый младший. Первой молитвой, которую я выучил, была: «Господи, пошли здоровья папе и маме, Вите, Рае, Диме, Горе». Жили мы бедно: хороший белый хлеб был у нас дома по праздникам, но не унывали. Семья была на редкость дружной и трудолюбивой. Вели хозяйство, держали скотину, имели пасеку. Да и дети долго не сидели на родительских хлебах, повзрослев, старались определиться с дальнейшей жизнью. Все, что вспоминается о моей семье, все, слава Богу, очень хорошее и поучительное. Ведь основная наука от отца и матери идет. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте

- А какую роль в Вашем воспитании сыграла Ваша матушка?

Мама моя, Ева Иерофеевна Процюк - представительница старинного дворянского рода Кржижановских. Отец у нее был учителем. Она много читала, в основном романы, любила классическую литературу. Я очень любил, когда она рассказывала нам сказки. Мама привила мне вкус к хорошей книге. Люблю Гоголя, Лескова, Чехова люблю, помните, есть такой замечательный рассказ «Архиерей», как он умирает в одиночестве… Очень люблю Достоевского «Братья Карамазовы». Там и глубина мысли, и такая хорошая православная философия… Мама прекрасно готовила. Самым вкусным блюдом была сырная пасха. Она была интересным человеком и так построила отношения с нами, что мы больше ее слушались, чем папу. Ей достаточно было сказать одно слово. Я никогда не помню, чтобы наша мама кого-то осудила или сказала что-то плохое. Она всегда была спокойна, выдержана, всегда в трудах. Семейный очаг всегда находится в руках женщины. Женщина делает самое важное дело в жизни - она воспитывает личность человека. Рождение и воспитание детей - это работа без выходных, отпусков и больничных. В наше время эта задача усложнилась. На женщину легла двойная нагрузка, т.к. мужчина почти устранился от воспитания. Сегодня настоящей женщине-матери нужно поставить памятник.

Однажды я доставил много хлопот нашей семье. Западная Украина входила в состав католиче-ской Польши, мы жили в польском окружении. И в преподавании Закона Божия у нас в школе чередовались ксендз, раввин и батюшка. Как-то на большой перемене устроили концерт, сделали сцену и нас всех пригласили на него. Кто-то стихотворение продекламировал. Я же, наученный отцом с детства петь, решил похвалиться пением. И песню я спел такую: «Недалеко от Кракова, гей, гей. Стоит гужа стахова, гей». Дальше в песне поется, как ксендз пытался поговорить с образом. «А образ ему ни слова, гей. Така была их розмова, гей». Но чуда не произошло, икона не ответила. Все школьники мне аплодировали, я героем себя чувствовал. А папу вызвали в школу, потом он рассказывал маме: «Пришел в школу, а там ксендз. И вот этот ксендз: “Отец Иоанн, вы заметили, что ваш сын Игорь занимается коммунистической пропагандой, отрицанием Божества, насмешкой над чудесами”». И папе сделали внушение, а он, в свою очередь, сделал внушение мне и хотел наказать. А мама заступилась: «Он же старался, хотел показать свой талант». Простили меня, но тяжесть моей «самодеятельности» я понял, когда стал старше.

- Почему Вы выбрали священнический путь?

Именно отец, можно так сказать, меня наставил на пастырский путь и заменил целую семинарию… Еще несмышленышем он брал меня ночью на Рождественскую службу. И маленьким я уже пел: «Господи, помилуй!» Для меня было великим счастьем не только само присутствие на службах, но и помощь: подать кадило, зажечь свечи… Дома у меня был свой храм – в столовой под большим круглым столом с точеными ножками, накрытым большой скатертью. Кадилом была обычная лампадка. Друзья к моим службам относились хорошо – у меня были свои прихожане и даже староста. Во время войны вслед за братом Дмитрием попросился на фронт, но отказали из-за юного возраста. В 1943 году, проделав пешком путь в 90 км по оккупированной немцами территории, я со своими товарищами А. Костюком и А. Кеском пришел в Свято-Успенскую Почаевскую лавру, где через две недели сдал экзамен на псаломщика. А в сорок пятом году в восемнадцать лет получил сан. Позже и братья стали священниками.

- В таком юном возрасте? Может, расскажете, как это произошло и что стало определяющим в Вашей монашеской судьбе?

В конце войны к нам на Волынь прислали первого владыку Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского). Когда он поехал на выборы патриарха на Поместный собор, который проходил зимой 1945г., то взял меня с собой как келейника. Тогда в деяниях Собора участвовало 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Именно этим составом единогласно был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симан­ский). После избрания владыка Николай встал в очередь еще раз его поздравить, и, держа меня за руку, представил Святейшему: «Ваше Святейшество, вот юноша из хорошей церковной семьи, прошу Вашего благословения». Если бы Святейший взглянул на меня, наверное, засомневался бы в этом, потому что я только что переболел тифом, был подстрижен – такой подлёток на вид. А Святейший услышал слова и, не отвлекаясь от разговора, сказал в нашу сторону: «Бог благословит».

Вот так 24 марта 1945 года меня рукоположили во дьякона, а через неделю - 1 марта состоялась моя хиротония во иерея, и я получил назначение к папе помощником. Лучше места нельзя было и придумать. У папы в Дружкополе был Димитриевский храм, а меня направили за три километра в село Сильце, на приписной приход, где я практику и проходил. Зима, стужа, холодно, ночью встаем и идем на службу, а когда подвезет кто, едем туда на повозке. 9 мая 1945 г. я служил свою первую пасхальную литургию, совпавшую с Днем Победы. Потом я служил на многих приходах и через двадцать лет моего служения Богу и людям для меня не было другого пути, кроме монашеского. После иноческого пострига в Свято-Троице-Сергиевой Лавре под именем Феодосий в воскресенье 2 декабря 1962 года была совершена моя хиротония во епископа Черниговского и Нежинского.

- Божьим Промыслом Вам было уготовано возглавлять 6 кафедр: на Украине, в России, в Германии. Со 2 декабря 1962г. епископ Черниговский и Нежинский, с 30 марта 1964г. - Полтавский и Кременчугский, с 7 октября 1967г. назначен Черновицким и Буковинским, со 2 февраля 1972г. - епископ Смолен­ский и Вяземский. С 7 сентября 1977г. - архиепископ. С ноября 1979г. - магистр богословия. 26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы. 29 июля 1986 года назначен архиепископом Омским и Тюменским, затем с 25 января 1990г.- Омским и Тарским. 23 февраля 1997г. возведен в сан митрополита… Расскажите, пожалуйста, о Вашем высшем, т.е. архиерейском, служении.

Каждая из епархий, где довелось служить, - это, образно говоря, одного ожерелья звенья, все они драгоценны, все они дороги.

В Чернигове была моя первая кафедра. Опыта архипастырского еще не имел, но уповал на по-мощь Божию, помня слова: «Не бойся малое стадо...» Когда я приехал в Чернигов, из женского монастыря уже выселили всех монахинь, причем, выселили так, что больных сестер и умирающую монахиню через окно выносили во двор... И вот в этом монастыре, где стояли пустые монашеские кельи, оставалось все еще Черниговское епархиальное управление. А рядом возвышался закрытый Троицкий собор, в подвале которого были скрыты мощи святителя Феодосия Черниговского. Наружу выходило маленькое окошко, возле которого всегда лежали свежие цветы, потому что местные верующие знали, что там, внизу, мощи святителя. И вот каждый вечер ходишь вокруг собора, читаешь правило, а на душе горько, что не могу я там побыть, не могу помолиться и приложиться к святыне. Вот где была горечь целого года с лишним моего пребывания на той кафедре... Подъезжаешь из Киева - святой град, куда ни глянь - все купола с крестами, и все за­крытые, а действует только одна маленькая церковь - Воскресен­ская на подъезде к базару. Вот эту церковку нам и отдали. Место оживленное, базар, народ к нам шел: свечку поставить, молебен заказать. Но в праздничные и во­скресные дни она была переполнена - одна действующая церковь на город... В то же самое время я получил назначение временно исполнять обязанности управляющего Сумской епархии. В Сумах был и до сих пор есть Преображенский собор, построенный сахарозаводчиком Сухановым. Большой кафедральный собор с беломраморным иконостасом. И вот на большие праздники можно было ехать туда и получить радость от службы в настоящем соборе.

А потом была Полтава, прекрасная Полтава, сразу вспоминается Сорочинская ярмарка и все места, воспетые Н.В. Гоголем. В Полтаве я был в годы хрущеской «оттепели». Преображенский собор был разрушен и превращен в какие-то складские помещения. Нам отдали Макарьевскую кладбищенскую церковь, где мы и служили. А стояла она - и до сих пор там стоит - рядом с больничным корпусом. Звона колокольного не было. Люди, которые лежали в больнице, сразу же обратились с заявлением, что им мешает колокольный звон...

Из Полтавы - перевод в Чернов­цы, и здесь, образно говоря, совершенно другой коленкор. Приходилось служить и по-румынски, и по-украински: некоторые возгласы по просьбе прихожан приходилось возглашать поочередно сначала по-церковнославянски, потом по-украински, потом по-румынски. Кафедральный Никольский собор в Черновцах был в «Пьяной церкви». Не удивляйтесь такому названию. По проекту архитектора была заложена какая-то архитектоничная загадка: в куполе были сделаны скошенные окна, и когда смотришь со стороны, не поймешь никак, куда же они выходят, все точно, четко рассчитано, но впечатление, что окна как будто «падающие». Так в народе ее и называли - «Пьяная церковь». Там мы расписали стены сюжетами из Ветхого и Нового Завета - церковь получила совершенно другой вид, преобразилась. Господь помог.

Потом последовал перевод в Смоленск.

Простите, о Смоленске поговорим отдельно.

Из Смоленска я был переведен в Берлин и назначен Экзархом Средней Европы. Ну, а потом - возвращение в Россию и назначение в Сибирь. Омск был известен как город ссыльных, где отбы-вал каторгу Ф.М. Достоевский. Уроженец Волыни, прослуживший много лет на теплой Украине, никогда не думал, что буду здесь нести службу. И, когда Божиим Промыслом суждено было пе-ребраться в Омск, до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири. Помнится, когда меня везли из аэропорта поздним вечером 13 декабря 1986 года, я, конечно же, обратил внимание на Никольский собор. «Какой хороший храм», - говорю. Водитель в ответ: «Это не храм, это органный зал». А я себе думаю: «Ничего, будет наш». И Господь дал.

Признаюсь, что ехал в Сибирь с уверением покойного митрополита Сергия, в то время управляющего делами Патриархии, который сказал: «Владыка, побудете там три года и вернетесь в Смоленск». И была у меня несколько раз возможность претендовать на архиерейскую кафедру в Украине, но я не стал этого делать. Север требует большого труда и от земледельца, и от пастыря. И поскольку открывать приходы и строить монастыри - это благодатное начинание, и что-то получалось - куда же мне было стремиться? А суровость климата - только к крепости духовной. Так что с Сибирью я породнился. Прикипело сердце. И если это «лебединая песня», то пусть она уже будет в одном месте кончена. Так Бог благословил. И эти 26 лет прошли как один день.

- Владыка, вот, читаю, что в Омске за эти годы Вашего служения открыты 29 храмов (из них 5 – соборов), 13 часовен, 2 молитвенные комнаты, 11 храмов и молитвенных комнат в детских домах и домах престарелых, 1 храм в социальном центре, 7 храмов и часовен на территории больниц, 6 храмов и часовен на кладбищах, 11 храмов в исправительных учреждениях и 5 хра-мов и молитвенных комнат в воинских частях… Среди них есть храм с судьбой Храма Христа Спасителя, история которого связана с именем священномученика Сильвестра…

Это Успенский кафедральный собор. В 1935 году старый собор взорвали, а на его месте со вре-менем построили большой фонтан. Там был сквер для гулянья, пивные ларьки. Но там и Крест стоял поклонный, куда люди несли цветы, а потом мы начали ходить с крестными ходами вокруг этого места. А когда уже вопрос встал о строительстве храма, мы расширили свой маршрут. Это у нас была своеобразная «канавка», как в Дивеево. Кстати, инициатором этих ежедневных крестных ходов был женсовет.

Губернатор долго отказывал в выделении этого места под строительство храма, видел несогласие в определенных кругах - ведь у нашей жизни долго еще красная обложка была. А потом правительство определило восстановить Успенский собор, и губернатор издал указ, дай ему Бог здоровья. Когда я сюда приехал, мне сразу рассказали о последнем омском дореволюционном архиерее Сильвестре, что его распяли на полу в Каинске и похоронили в общей могиле. А оказалось, что его добрые люди в своем соборе потихоньку от властей захоронили, облачив в архиерейские одежды. А собор за два года родился заново.

- Прочла, что приехавший на освящение этого храма тогдашний управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент сказал: «Мы все были поражены, узнав о ваших еже-дневных молебнах». Его исправили - Владыка Феодосий служил не краткие молебны, а полные вечерни и всенощные с обязательным елеопомазанием…

Было такое. Действительно, ни разу не остался в одиночестве, не меньше сотни горожан приходили на службу в любое ненастье… Два года каждый день проводили вечерние службы на стройплощадке. Порой казалось, что рука выронит кисть от холода, от усталости, но горячая вера помогала. Ни проливной дождь, ни жара, ни лютые морозы ни разу не прервали наши молитвы. Строители говорили, что и им они поднимали дух. А результат? Ни одного несчастного случая на стройке, и уникальный храм построили в казавшийся сначала нереальный срок - за два года.

И, конечно, показатель нашего труда - Ачаирский Крестовый женский монастырь.

- Слава о чудотворных свойствах воды из святого источника Ачаирского монастыря, которая может исцелять от самых разных недугов, разлетелась далеко за пределы Омской области… Можно хоть несколько слов о монастыре.

Это удивительная история рождения обители на месте колонии №8 системы ГУЛАГа. Монастырь начинался с общины - Богородице-Михайлово-Архангельская женская община по соседству с казачьим поселком Ачаир появилась в конце 1890-х г. Средства на строительство монастыря поступали из специально созданного для этих целей фонда императора Александра III. В строительстве храма принимало участие и местное казачество. В 1913 г. новый мона­стырь благословил архиепископ Андроник. С приходом советской власти все изменилось. В августе 1920 г, была арестована настоятельница монастыря. Церковное имущество было конфисковано и разграблено, и монастырь прекратил свое существование. Сохранившиеся постройки облюбовало НКВД и в конце 1930-х гг. на территории бывшего монастыря организовали колонию №8 ГУЛАГа. Заключенных доставляли к месту содержания на подводах и водным транспортом по Иртышу. В колонии единовременно содержалось 800-900 человек. Заключенных, уголовников и «политических» не расстреливали, люди умирали от невыносимо тяжелых условий. Бараки были построены в одну доску, сквозь щели дул ветер, проникали дождь и снег. Такие строения не могли защитить от суровых сибирских зим. Теплой одежды не было, кормили плохо, люди погибали от холода и болезней. Хоронили их здесь же, за стенами лагеря. За всю 16-летнию историю существования лагеря известна лишь одна история побега. Расформировали колонию сразу после смерти Сталина, при этом очень поспешно были уничтожены все документы, архивы лагеря, а здания взорвали.

Я был потрясен услышанным и в 1991г. принял решение возродить Ачаирский монастырь. Обратился к руководству соседствующего с поселком зверосовхоза «Речной» с просьбой выделить землю для установки на ней креста в память об умерших без покаяния и молитвы. Однако директор В.Д.Мещаряков не просто откликнулся на просьбу, а выделил 38 га земли для строительства нового монастыря в память о своем отце, узнике ачаирской колонии №8. На сегодня здесь воздвигнуты 7 храмов, 5 часовен, а также кельи для монахинь, трапезная и монастырская гостиница для паломников. Выращивается зерно, картофель, овощи, а также разводят животных и птиц. Уже после основания Ачаирского монастыря на его территории был открыт источник минеральной воды. Его освятил Алексий II во время своего визита в Ачаир. Сегодня тысячи людей приезжают сюда в надежде на исцеление. Но самое главное чудо – это температура воды. Она равна 36,6 С, то есть температура человеческого тела и не понижается даже в самые лютые сибирские морозы.

А еще так получилось, что в Омской области одиннадцать исправительных учреждений, и везде мы открыли храмы, я сам постоянно там служил, общался с заключенными.

- Ну, и помогает вера исправить преступников?

На этот счет, признаюсь, я и сам был скептиком. Сейчас убеждаюсь, что может. Положительная динамика перемен в душах заключенных просматривается с первых же дней открытия таких часовен. Сегодня храмы есть во второй, третьей, шестой, девятой, двенадцатой колониях. Колонисты возвели их своими руками, сами расписали. Наличие храма, встреча с батюшкой очень способствуют переменам в душе. По крайней мере, человек начинает задумываться и раскаиваться в содеянном злодеянии. Это немало. С руководством полное взаимопонимание, и среди заключенных тоже много хороших людей. Вот так народ по молитвам Церкви постепенно приходит к вере.

- Владыка, «Смоленск» - что в этом слове для сердца Вашего слилось?

Ты знаешь мое отношение к Смоленску. Смоленск – город Русской славы, древнейший город. Сколько я в нем был?

- Почти 13 лет.

Уже это свидетельство, насколько он мне был дорог, и таким он для меня и остается на всю жизнь.

- А Вы помните свой приезд в Смоленск? Что Вам больше всего запомнилось?

Прежде всего, это великолепный собор - один из красивейших в России. В соборе святыня - икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская, о которой красочно владыка Минский Филарет сказал мне: «Владыка, у тебя самая большая икона, а у меня - самая маленькая». У нас была «Одигитрия» Смоленская - три с половиной метра высоты, рассчитанная, чтобы стоять в шипе крепостной стены. А у него в Белоруссии - икона Божией Матери «Жировицкая», самая маленькая - величиной с ладонь и размещена в звездном киоте, как икона Божией Матери «Почаевская». Одигитрия - одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь: «Матерь Божия через свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российская - утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам во спасение!» Слава Богу, вот, это радость великая, которая меня согревала и согревает все эти годы.

В этом соборе находится еще одна святыня - это Плащаница из мастерских Евфросинии Старин-кой. В 1812 году Плащаница была вывезена Наполеоном, а гусары легендарного Дениса Давыдова отбили ее у французов и вернули обратно в Смоленск. В соборе есть и третья святыня - железные сандалии преподобного мученика Меркурия Смоленского. Только раз в году 7 декабря их выносят для поклонения.

Когда я приехал в город, а это было в 70-х годах, то сразу с вокзала в мирской одежде пошел пешком посмотреть его, зашел в собор, меня еще никто не знал. А там как раз группа туристов стоит перед плащаницей, и перед ними экскурсовод указкой водит по телу Христову и Божьей Матери… Ну, я возражать не могу, стою, терплю. Посмотрел и решил, что не я буду, если не добьюсь, чтобы самому водить по собору людей, тем более что собор действующий. При знакомстве с уполномоченным высказал свою просьбу, а тот в ответ с таким скептицизмом: «А вы сможете? Ну, что ж, давайте попробуем». Я познакомился с историей собора, прочитал все, что можно было. Узнал даже, что где-то в 1922 году в соборе был антирелигиозный музей и в алтаре, на Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, а по всем стенам были развешены портреты вождя. Подготовился, одним словом, основательно. И мы договорились, что все приезжающие важные делегации в соборе будем встречать сами. Это была уже такая первая нравственная победа, которая себя оправдала, ведь потом приезжали уже всякие чины государственные, нам в собор звонили с просьбой об экскурсии. И обычно я так заканчивал свой рассказ: «Как Нью-Йорк немыслим без небоскребов, Афины без некрополя, так и Смоленск немыслим без своего собора.» Времена те далекие были для церкви тяжелыми. Хорошо помню о случае во время моего служения в Смоленске. Захожу к уполномоченному по делам религий. Он смотрит на меня и задает вопрос рядом стоящему сотруднику: «Сколько у нас в стране семинарий?» Тот отвечает, что 4. «Нет, - говорит уполномоченный, - пять, еще и Смоленская. 38 священников!» И так на меня с неприязнью посмотрел… Потому как мы сами готовили и рукополагали священников у себя в городе из-за нехватки кадров.

Смоленск, конечно же, сыграл большую роль в моей судьбе. Сюда приезжало много туристов. Причем еще тогда, в советское время, на железнодорожном вокзале можно было получить путеводитель по городу, в котором было написано, что здесь есть действующий кафедральный собор. Поезда останавливались более чем на два часа. За это время люди успевали приехать в собор и приложиться к святыне, а кто-то - просто увидеть. Каждому, кто приходил в собор, мы давали в руки свечу, и он эту свечку ставил. Вот такое негласное, но уже прикосновение к вере.

В Смоленске у меня побывало много гостей архиереев - главы Польской, Чехословацкой Церк-вей, епископы из Болгарии и Сербии. Для меня лично дорога встреча со Смоленском еще и потому, что четыре раза в гостях у нас был митрополит Таллинский и Эстон­ский, а позже Патриарх Алексий.

Еще у меня в Смоленске состоялось знакомство с многими деятелями советского государства, с деятелями искусства и литературы, которые бывали у нас в соборе.

- Тогда несколько вопросов о музыке. Помнится, как на концерте хора Минина в Доме офицеров Вы были не одни, а привели всю епархию. Сохранилась пластинка с записью, где Евгений Нестеренко на ектении возносит прошение «о Великом Господине Святейшем Патриархе Пимене и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Феодосии…»

Да, тогда это было как бомба. В 1983г. я имел честь сопровождать Патриарха на Святую Землю. Приезжаем в Москву и на перроне Белорусского вокзала встречаем артистов мининского хора, которые собираются в Смоленск на запись, так как там, в соборе, наилучшая акустика. Я успел побывать и в паломнической поездке, и на спевках, т.к. музыканты еще рабо-тали.

Православную музыку очень люблю, голосовые напевы, а если они в гармонизации Архангельского, так это прекрасно, это великолепно. Под них легко служить, они создают не просто настроение, а истинную молитвенную настроенность… Архиерейский хор должен знать, как петь. Как же было не привести.

В семье нашей мы все пели, постоянно звучали старинные украинские и русские народные пес-ни, колядки. До сих пор, как услышу «То не ветер ветку клонит», так вспоминаю детство.

- Я знаю, что находящийся сейчас высоко на фронтоне храма триптих: по центру большой образ Успения Божией Матери, справа - преподобный Меркурий Смоленский, слева - преподобный Авраамий Смоленский установлен некогда благодаря Вам. Как это удалось?

Этот триптих благополучно пребывал там до приезда в Смоленск Н. С. Хрущева. Он эти иконы увидел и тотчас распорядился: «Снять!» Что и было сделано в ту же ночь. Слава Богу, что далеко не увезли, а поставили внизу в соборе. Иконы внизу собора стояли, аж, до меня. И вот произошло такое событие. Известный кинорежиссер Евгений Матвеев, Царство ему Небесное, приехал в Смоленск снимать фильм «Судьба». Ему надо было в соборе отснять сцену, а собор действующий, и местные власти сказали: «Идите к архиерею. Евгений Семенович пришел ко мне и так, несколько артистично преклонив колено, сказал: «Владыка, помогите». И я ему помог, конечно, но с «поповской хитростью», попросил восстановить триптих, сказав: «Давайте, поднимем иконы». И вот служу в малом соборе (большой собор -Успенский, а малый - Богоявлен­ский) и через окно алтарное вижу, как солдатики на толстых веревках поднимают икону наверх. Раз подняли, осечка вышла - летит вниз. Ну, думаю, еще раз упадет - побьется. Со второго раза, слава Богу, установили. Потом сказали, что икону закрепили на веки вечные. И это была наша победа.

Сейчас моя вторая родина - Сибирь. Здесь столько сделано… Но Смоленская епархия очень до-рога моему сердцу. Дороги люди, встреченные в то время. Город, конечно же, будет помниться всегда.

- Простите, но Владыка Сергий постоянно приезжает на Одигитрию, а Вы так ни разу и не посетили Смоленск за эти годы…

Я был очень рад, когда впервые в 2010г. получил приглашение от Владыки Феофилакта. Собирался заказать вагон и вывезти на праздник часть епархии, но не получилось.

- Вы - сын священника, полвека архипастырь. Скажите, когда было легче служить и достучаться до сердец людей: в сталинскую эпоху, при социализме или сегодня, когда, с одной стороны, Православную церковь легализовали, а с другой, соблазнов для человека стало куда больше?

В какое время лучше было - трудно ответить. Раньше были сложности, но была и благословенная настроенность в обществе, поскольку где-то вера была преследуема, где-то отрицалась, значит, в сознании людей была чем-то полезным и нужным. Это в то далекое время. А дальше все шло ухоженным трактом, и на сегодня, слава Богу, Православная церковь обильно развивается количественно, а качественно… Трудно сказать. Тогда, наверно, люди, склонные принимать веру православную, более ценили ее. А все, что дозволено, всегда приемлемо. Словом, однозначного ответа здесь нет. В течение своей жизни я имел встречи с добрыми и расположенными ко мне в частности и к Церкви вообще людьми. Повсюду: и на Украине, и в Смоленске, и здесь, в Сибири.

- Вы служили на Украине, в России, Германии. Есть ли особенности веры православных людей в том или ином регионе?

Несомненно. Без длинных рассуждений скажу, что истинная православная вера - в России, в Сибири. А на Западе она соотносится с местным укладом жизни. Все чисто, опрятно, под гребеночку. А мы - ближе к боли, к недугам человеческим. Когда я служил в Берлине, в храм на богослужение порой приходила единственная старушка, которая сидела на богослужении с вязанием в руках.

- В издании «Татьянин день» есть история о сербском Патриархе Павле, который ходил в старых ботинках пешком и однажды, подходя к зданию патриархии, заметил у входа много иномарок и поинтересовался,чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было? Сейчас в прессе часто обсуждается уровень благосостояния наших священников: «Мерседесы», часы, за­граничная и прочая недвижимость в собственности у служителей церкви… Это результат внимания общества к ним или действительно сегодня трудно удержаться от мирских соблазнов?

Тут трудно отвечать. У меня, например, «Мерседеса» нет, и думаю, ни у кого у нас нет его. А если один-два где-то и имеются… Трудно сказать. О благосостоянии священников тут пословицей можно сказать: еще никто с голоду не умирал.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы встречаетесь с самыми разными людьми, а какая аудитория для Вас самая любимая?

Я люблю людей, чтобы было много народу, чтобы все мы были созвучны в своем душевном и сердечном настрое: там колядку запели, там «Святый Боже», там «Веселит душа моя Господа». Это все поднимает дух, и я вижу, что это нужно людям…

А аудитория - дети. Дети с их невинными глазами – это ангелы Божии.

Мы много лет помогаем Дому малютки. Стараниями православных женщин во всех детских до-мах Омска открыты домовые храмы, в которых служатся Литургии. Детям сшили стихари, они принимают участие во всех наших больших праздниках, возглавляют крестные ходы в городе.

Если мы с детства не будем внушать человеку христианских понятий о добре, любви, терпении и всепрощении, он так и не научится отличать зерна от плевел. Сегодня в Омской области мы имеем 56 школ, где преподаются основы православной культуры. После воскресной службы во многих церквях идут уроки, предназначенные специально детям и учителям. Проводился специальный педагогический семинар для 130 преподавателей православия. Дети вырастут и сами примут решение, идти им по жизни с Богом или нет. Но только знания дают возможность такого выбора, и только они защищают неокрепшую детскую душу от вторжения в нее ненависти и зла.

- Как найти свою вторую половину и создать крепкую семью?

На мой взгляд, это очень простой вопрос. В молитве великая сила сокрыта. Нужно молиться и просить, чтобы Господь указал тебе нужного человека. А дальше остается ждать. Молитва и труд – главное для христианина в решении любых проблем.

- А как обрести и не потерять молитвенный настрой? Что бы Вы посоветовали людям, которые, встретив однажды неласковый прием, просто боятся приходить в церковь еще раз?

На это ответить сложно, тем более в двух словах. Молитва всегда из веры проистекает. Молитвенный настрой надо почувствовать самому через делание. И не бояться: упал – встань, отряхнись и иди дальше. Я сторонник церковности. Соборная церковная молитва очень сближает, успокаивает и уравнивает. Хотя не умаляю первейшей важности келейной молитвы, она всегда при нас. Постоянно молитесь внутри себя, «молитесь, да не внидите в напасть», повторяйте Иисусову молитву, сразу за нею «Пресвятая Богородица, спаси нас». Даже самая малая молитва много значит. А молитва матери очень сильна.

Кто ищет, тот всегда найдет: «ищите и обретете, толцыте и отверзется вам». Так и здесь - тот, кто ищет и хочет найти веру, свое место в вере и церкви, - найдет, раньше или позже. Но в Церкви подобает быть как в храме. Ведь у нас же есть этика поведения в ресторане, в каком-то ведомстве? А поведение в храме тоже должно быть особенное, ты же перед Богом.

- Согласно Уставу Церкви при достижении 75 лет владыкам положено писать рапорт о почислении на покой. Рассмотрев Ваш рапорт на заседании 12-13 марта 2002г., Священный Синод постановил «просить митрополита Омского и Тарского Феодосия продолжить его архипастыр-ское служение на Омской кафедре», и поэтому, на мой взгляд, далее как-то очень странно зву-чит: « На основании поданного в 2002 году прошения решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал №66) почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей»… Получается, что прошение удовлетворено спустя 9 лет?!

Как же Вам живется «на покое»?

Сейчас мне очень плохо, потому что я сейчас не служу, и это тяжко, очень тяжко. Трудно передать, как это тяжко – человеку служащему оставаться без совершения литургии…

- Каким Вам видится идеальное будущее России?

Это удел Божией Матери со множеством русских святых угодников. Бог дал России такие бо-гатые природные и земельные ресурсы, а мы все копошимся кому-то принадлежать. Я когда смотрю на всех, кто в силе и во власти суть, то сразу же одно приходит на ум: «…солдатушки, бравы ребятушки, …кто же ваш отец?- Наш отец, бравый молодец -православный русский царь!» Вот идеальное понятие государственного строя. Это мое личное и внутреннее убеждение. Мне «пластинку менять» нельзя, она священная… Так кончалась песня моего детства, выученная под польским забралом, так воспитывал меня в детстве отец, а детство мое прошло в сугубо католической буржуазной Польше. И хотя отец мой был украинец, но не признавал Украину, как нечто самостоятельное, а знал только Великую Единую и неделимую Россию.

- Позвольте от имени смолян пожелать Вам многая лета в здравии, помощи Божией, заступни-чества Пресвятой Богородицы и попросить Ваших молитв и пожеланий.

Самое главное, доброго здоровья всем: и старым, и малым, и деткам, и пожилым людям, и вам всем, православной молодежи. Дай, Господи, всем вам доброго здравия и души спасения! А все остальное приложится.

Подготовила Джованна