Митрополит иона сысоевич. Значение иона (сысоевич) в православной энциклопедии древо Строительство и колокольные звоны

ИОНА (СЫСОЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иона (Сысоевич) (ок. 1607 - 1690), митрополит Ростовский и Ярославский.

Родился около 1607 г. близ города Ростова.

Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре.

Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 г. патр. Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на соборах об исправлении церковных книг.

Во время удаления патр. Никона в монастырь управлял делами патриархии.

В 1663 г. участвовал в разборе дел патр. Никона.

В 1664 г. по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву патр. Никона.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем Никона.

С 1674 по 1690 г. участвовал на всех последующих соборах и съездах иерархов в Москве.

Митр. Иона известен своею ревностью к церковному благолепию. Он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил ранее бывшие церкви и монастыри. Так, в 1657 - 1658 гг. им построены храмы Благовещенский и Михаило-Архангельский в Георгиевском монастыре Ярославской губернии, а в 1691 г. - каменный храм во имя Зачатия св. Анны в Спасо-Иаковлевском Димитриевском монастыре.

Им же устроен золотой мелодичный звон колоколов новгородских и петербургских церквей, а также церквей Троицко-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры.

О музыкально настроенных колоколах Ростовского собора он писал: "на своем дворишке лью колоколишки и дивятся людишки". Митр. Иона был большой любитель зодчества.

Литература

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 531.

Он же Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1869, прим., с. 25, 552.

Чистович Очерк Истор. Зап.-рус. Церкви, I, с. 141.

Титов А. Летописец о Рост. архиереях.

Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич - памятники худож. старины. М., с. 23, 54, 74, 75, 82.

Булгаков, с. 1418.

Денисов, с. 923, 928.

Строев П., с. 333, 340.

Ярослав. губ. вед., 1855, № 10.

Церк. вестн., 1891, № 5, с. 71.

Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 88-101, 1888, февраль, с. 424-425, 1894, октябрь, с. 237-240, 1904, февраль, с. 700, 1906, январь, с. 304.

Русский архив, 1901, кн. 1-я, № 3, с. 362.

БЭЛ, т. VII, с. 288-289.

Н. Д., с. 24.

Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4444

http://days.pravoslavie.ru/Images/im1836.htm - изображение

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОНА (СЫСОЕВИЧ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОНА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в ветхозаветных преданиях пророк, которому было дано поручение от бога Яхве предупредить жителей столицы Ассирии Нивевию о грядущем наказании за …
  • ИОНА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший, предположительно, в IX-VIII вв. до Р.Х. Библейская книга Ионы повествует об отослании пророка …
  • ИОНА
    (голубь) - имя следующих лиц: 2Езд 9:23 - один из левитов, женатых на иноплеменницах. В 1Езд (10:23) стоит: Елиезер. Ин …
  • ИОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1461) русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной …
  • ИОНА О-В в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Jona), иначе Иколмкиль, остров из группы Гебридских островов в Шотландии. В средние века славился своим аббатством, основанным в VI в. …
  • ИОНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОНА (?-1461), митрополит Московский с 1448. Возведён на митрополию по воле вел. кн. Василия II Тёмного без согласия патриарха Константинопольского. …
  • ИОНА в словаре Синонимов русского языка.
  • ИОНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иона, (Ионич, …
  • ИОНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1461) , русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной церковью. - Палестинский (9 в.), …
  • ИОНА ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    (4Цар 14:25, Мф 12:39, Лк 11:29-30) - имя Еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, царя Израильского. …
  • ИОНА, ПРОРОК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (VIII в. до н.э.), пророк из числа малых пророков, преемник пророка Елисея …
  • ИОНА ЯШЕЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Яшезерский (XVI в.), преподобный. Память 22 сентября, в Соборе Карельских святых Преподобный …
  • ИОНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Шестник, Псково-Печерский (+ ок. 1480), основатель Псково-Печерского монастыря, преподобный. Память 29 марта …
  • ИОНА НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Новгородский (+ 1470), архиепископ, святитель. Память 9 марта память чуда от мощей …
  • ИОНА МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Одноушев) (+ 1461), митрополит Киевский и всея России чудотворец, святитель. Память 31 …
  • ИОНА КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Мирошниченко) , в схиме Петр (1802 - 1902), Киевский чудотворец, преподобный. Память …
  • ИОНА 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Ионы. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИОНА 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Ионы. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИОНА (САНКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Санков) (1873 - 1938), иеромонах, преподобномученик. В миру Санков Иван Андреевич. …
  • ИОНА (ПОКРОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Покровский) (1888 - 1925), епископ Ханькоуский и Маньчжурский, чудотворец, святитель (РПЦЗ …
  • ИОНА (ПАФФХАУЗЕН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Паффхаузен) (род. 1959), архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (Православная Церковь …
  • ИОНА (ЛАЗАРЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Лазарев) (1869 - 1937), епископ Невельский, викарий Витебской епархии, священномученик. …
  • ИОНА (СВЯТОЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ)
    Иона - св., митрополит московский, родился близ Солигалича, на 12-м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов …
  • ИОНА (МАЛЕНЬКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иона - иеродиакон Троице-Сергиевой лавры, по прозванию Маленький, путешественник в св. Землю, подробно описавший свое странствование по Молдавии, Турции и …
  • РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовское викариатство Ярославской епархии Русской Православной Церкви (недейств.). Не путать с действующей Ростовской-на-Дону епархией. История …

Митрополит ростовский, род. близ Ростова около 1607 г., умер 20 декабря 1690 г. Сначала был иноком углицкого Воскресенского (ныне упраздненного) монастыря, потом архимандритом Белогостицкого и Авраамиевского Богоявленского монастырей; 15 августа 1652 г. возведен патриархом Никоном в сан ростовского митрополита.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на соборах об исправлении церковных книг и во время удаления патриарха Никона в Воскресенский монастырь управлял патриархиею.

В 1663 г. участвовал в разборе дела патриарха Никона; в 1664 г., по приговору всех архиереев, был удален от управления делами патриаршими за то, что принял благословение от прибывшего в это время в Москву патриарха Никона.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона, а затем с 1674 по 1690 г. принимал участие на всех последующих соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 г. удалился на покой. Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви.

При нем же, в 1658 г., была выделена часть ростовской митрополии и из нее учреждена особая епархия Великоустюжская.

Титов, А., "Ростовская иерархия", M. 1890 г.; его же "Летописец о ростовск. архиер."; "Ярославские Губерн.

Ведом.", 1855 г., № 10. {Половцов} Иона Сысоевич - митрополит Ростовский и Ярославский.

Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова.

Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре.

Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона.

Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона.

В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона.

С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе.

Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию.

В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Митрополит Иона создал знаменитые по всей Руси ростовские звоны. Самый большой колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца - "Сысоем". По-видимому, владыка сочинил и музыку нескольких звонов - недаром один из них называется "ионинским". О колоколах Ростовского собора, музыкально настроенных, он писал князю Ростовскому Михаилу Михайловичу Темкину: "На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки". Труды: Благословенная грамота на построение новой церкви во имя Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского уезда Никольскому попу Никифору // Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. - Сергиев Посад, 1897. - Вып. 4, № 8, с. 101-103. Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии "на ковре с рипидами и со осенением свещным", данная в 1666 г. // Государственный исторический музей, собрание Вахрамеева, № 1087, л. 217. Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, данная 16 декабря 1686 г. игумену Никону // Ярославские епархиальные ведомости. - 1860, № 33. - Часть неофиц., с. 309-310. Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной церкви во имя Сошествия Святого Духа, данная 8 сентября 1688 г. попу Макарию // Ярославские епархиальные ведомости. - 1873, № 48. - Часть неофиц., с. 388-389. Память в Кирилло-Белозерский монастырь о совершении водоосвящения в навечерии праздника Богоявления, от 1 января 1656 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 333, с. 495. Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 98, с. 138-139. Память в Сольвычегодск и Лузскую Пермцу с повелением поститься и совершать молебны по случаю войны с турками и крымскими татарами, от 10 октября 1678 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 229, с. 315-317. Память в Усольский уезд с объявлением о смерти царицы Агафий Симеоновны и царевича Илии Федоровича, от 7 сентября 1681 г. // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875; 1862. - Т. 8, № 102, с. 327-328. Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 253, с. 355-356. Письма священнику ярославской церкви Дмитрия Солунского Иоанникию // Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, и казначея его иеромонаха Вассиана, писанные в 1673 году в Ярославль к священнику Димитриевской церкви Иоанникию // Временник Общества истории и древностей российских. - 1849. - Кн. 3. - Смесь, с. 2-3. Письмо Илье Даниловичу Милославскому с просьбой содействовать удалению из Ростова дьяка Митрофана Никифорова, 1663 г. // Сообщ. B. Борисов // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - 1848. - № 5. - Смесь, с. 56. Письмо вологодскому архиепископу Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, после 22 декабря 1675 г. // Ярославские епархиальные ведомости. - 1864, № 47. - Часть неофиц., с. 463-464. Письмо патриарху Иоакиму в ответ на запрос, как поступить с Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, который был насильно пострижен в 1682 г. и не желает вести монашеский образ жизни, после 22 ноября 1684 г. // Лествицын В. Переписка патриарха Иоакима с митрополитом Ионою Сысоевичем // Ярославские губернские ведомости. - 1873, № 10. - Часть неофиц. - C. 52-53; № 12, с. 62-63. Богомольная грамота в Кирилло-Белозерский монастырь, извещающая о победе над поляками (декабрь 1654 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 80. - С.118-120. Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь с требованием соблюдать единогласие и пользоваться новыми печатными служебниками (октябрь 1657 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 4, № 335. - С.499-500. Окружное послание // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 4, № 62, с. 172-177. Грамота о недействительности клятвы, возложенной Никоном на митрополита Питирима // Российская государственная библиотека.

Отдел рукописей, ф. 256, собр. Румянцева, № 376. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 531. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. - 2-е изд. - М., 1860, прим., с. 25, 552. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. - СПб., 1882-1884, ч. 1, с. 141. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. - СПб., 1890. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., , с. 23, 54, 74, 75, 82. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М.. 1908, с. 923, 928. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 333, 340. Ярославские губернские ведомости. - 1855, №10. Церковный вестник. - СПб., 1891, № 5, с. 71. Православный собеседник. - Казань, 1907, сентябрь, с. 396. Исторический вестник. - СПб., 1885, октябрь, с. 88-101. - 1888, февраль, с. 424-425. - 1894, октябрь, с. 237-240. - 1904, февраль, с. 700. - 1906, январь, с. 304. Православное обозрение. - М., 1882, февраль, с. 103; январь-апрель, с. 403. Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 3, с. 362. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 288-289. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 24. Буланин Д. М. Иона Сысоевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1993. - Вып. 3, ч. 2, с. 93-98.

Почти сорок лет управлял митрополит Иона (Сысоевич) древней и обширной Ростовской митрополией, прославившись прежде всего как храмоздатель. В одном только Ростове и его окрестностях при этом архиерее построено 14 церквей. Толчковский Иоанно-Предтеченский храм возводился также при нем и по его благословению.

Начало жизненного пути митрополита Ионы Сысоевича

Начальная биография митрополита Ионы вполне обычна. Приблизительно в 1607 году он родился в семье священника Сысоя, служившего на деревенском погосте близ Ростова. В юности будущий владыка поступил в Воскресенский монастырь города Углича, откуда началось его восхождение по иерархической лестнице.
Сначала мы обнаруживаем его архимандритом Белогостицкого монастыря, а затем — Авраамиева (оба — в Ростове). А в 1652 году — уже митрополитом Ростовским.

Местоблюститель

Своим возвышением Иона был обязан Патриарху Никону и в ближайшие годы являлся одним из верных его сторонников во всем, что касалось книжных и обрядовых справ. Когда же Патриарх отошел от дел управления Церковью и удалился в Новый Иерусалим, митрополит Иона остался «за старшего» — местоблюстителем Патриаршего престола. В спокойной обстановке он мог бы проявить себя неплохим управителем делами Патриархии (в своей митрополии владыка распоряжался мудро и пользовался уважением), но неустойчивость ситуации ранила и стесняла его.

Процессы, запущенные Никоном, было уже не остановить. При этом сам Патриарх, находясь в Новоиерусалимском монастыре, демонстрировал неучастие в церковных делах, но время от времени все-таки вмешивался. Среди духовенства царила растерянность, назревало недовольство.

По натуре деятельный, но робкий в отношениях с людьми, Иона в итоге оказался не на высоте положения. Неожиданный приезд Патриарха Никона в Успенский собор смутил его, и он, вопреки своему «соборному рукоподписанию», принял благословение от Никона и «увлек к тому же других». Собратья-архиереи отнеслись к проступку Ионы довольно снисходительно, но тем не менее от местоблюстительства он был отстранен и уехал в Ростов. В 1666 году, однако, митрополит Иона участвовал в Соборе, осудившем Патриарха.

Большая стройка

Митрополит Иона - строитель. В этой области его способности проявились наилучшим образом. Самое знаменитое его детище — ансамбль Ростовского архиерейского дома, который ныне известен как Ростовский кремль. В то же время он не обделял вниманием и Ярославль — второй по значению город митрополии, где как раз в то время сложились все предпосылки для обширного каменного строительства. Город стремительно рос и богател, а большие пожары 1658 и 1670 годов «расчистили» площадки для возведения новых великолепных церковных зданий.

Примечательно, что документальных известий о храмоздательной деятельности митрополита в Ростове почти не сохранилось, но с Ярославлем все обстоит совсем по-другому. К настоящему времени удалось отыскать 19 митрополичьих грамот и других документов, относящихся к Ярославлю. Из них 11 являются собственно благословенными грамотами на постройку и освящение храмов.
Что касается того, насколько владыка Иона определял облик строившихся зданий, то здесь вопрос остается открытым. Бесспорно, он являлся умелым организатором, способным привлечь на «строительные площадки» митрополии лучших мастеров эпохи. Но обладал ли он достаточными познаниями для того, чтобы диктовать им свою «архитектурную волю»?

В 1690 году, после 39 лет управления епархией, митрополит Иона удалился на покой. Утружденный возрастом и болезнями, в уединении он прожил всего несколько месяцев, скончавшись в декабре того же года.

Митрополит Иона Сысоевич выдающаяся .

8. ИЗ ЖИТИЯ ИОНЫ СЫСОЕВИЧА

Иона Сысоевич (ок. 1607 – 20 декабря 1690) – в 1652–1690 годах митрополит Ростовский и Ярославский, сподвижник патриарха Никона. Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль и перестройка близлежащих монастырей.

Родился в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича, позже стал архимандритом Белогостицкого, в 1646–1652 годах – Авраамиевского ростовских монастырей. В 1652 году был рукоположен в епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведен в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном привело последнего к самовольному оставлению кафедры – в 1658 году он удалился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В результате этого в 1664 году Иона Сысоевич стал местоблюстителем Патриаршего престола. Когда опальный патриарх Никон неожиданно вернулся в Москву, Иона Сысоевич принял у него благословения, за что был удалён от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию. Создал знаменитые ростовские звоны, а самый большой колокол назвал в честь своего отца «Сысоем».

Митрополит Иона Сысоевич устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. При нем были построены Введенская и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора и его церкви Воскресенская и Григорьевского затвора, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе, Троицкий собор в Спасо-Яковлевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор в Ярославле. Скончался Иона Сысоевич 20 декабря 1690 года, погребен в Ростовском кафедральном соборе.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Возведение Ростовского кремля – этого бесценного сокровища Ростова Великого – до сих пор остается событием загадочным, необъяснимым. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое – на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у икон, вклады богатых людей».

Всё правильно, всё логично, но вся ли это правда о строительстве Ростовского кремля? Оно началось в 1664 году, указанная выше перепись была составлена спустя четырнадцать лет, но по ней никак не чувствуется, что такое грандиозное строительство хоть чуточку сказалось на финансовом положении Ростовской митрополии. Были и другие богатые митрополии, но они не занимались таким небывалым по масштабам строительством. И где? Не в Москве, не в Киеве, не в Новгороде, а в Ростове, который к тому времени, как ни прискорбно, уже утратил свое былое значение и величие. Позади была польская интервенция. В октябре 1608 года к Ростову подошли войска Сапеги и Лисовского, ростовская рать под началом воеводы Третьяка Сеитова была разбита, отряды казаков и шляхтичей ворвались в город, штурмом взяли Успенский собор, где вместе со своим митрополитом Филаретом – отцом будущего царя Михаила Романова – укрывались ростовцы. Город в прямом, не в переносном смысле, был предан огню и мечу.

Были разграблены ценности не только Успенского собора, но всех церквей Ростова. По сути, после польской интервенции город начал строиться заново. Но в 1654 году случилась новая страшная беда – эпидемия чумы, после которой город опять обезлюдел. И вдруг всего через десять лет Иона Сысоевич начинает строительство митрополичьего двора, масштабы которого изумляют и сейчас. Невольно складывается впечатление, что помимо объективных причин, обусловивших это грандиозное строительство, было какое-то субъективное, но решающее обстоятельство, остающееся неизвестным.

ок. 1607 - 20.12.1690, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. В одном из списков «Угличского летописца» кон. XVIII в. сообщается, что И. происходил из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей угличскому в честь Воскресения Христова муж. мон-рю . И. рано остался сиротой и поселился при Воскресенском мон-ре, был служителем мон-ря, затем принял монашеский постриг (ГМЗРК. Р-48. Л. 116 об.). Синодики ростовского Успенского собора, ростовских и угличских обителей содержат имена родственников И., список начинается со схимника Кирилла. Имя Сысой, следующее после имени Кирилла, во всех синодиках названо без указания на духовный сан, из чего следует, что отец И. не был священником. По преданию, известному из публикаций 80-х гг. XIX в. ростовского краеведа А. А. Титова , к-рый заимствовал сведения о происхождении И. из рукописей А. Я. Артынова, И. происходил из семьи свящ. Сысоя, служившего в храме на погосте близ дер. Ангелово, за оз. Неро, в 10 верстах от Ростова. На родине И. построил «замысловатую деревянную церковь, имевшую с галереями 365 окон и сгоревшую в XVII в. от молнии» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 21). Постриг И. принял в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления мон-ре , впосл. был иноком угличского Воскресенского мон-ря, архимандритом ростовских обителей - Белогостицкой и Богоявленской.

К 1652 г. И. являлся архимандритом ростовского Богоявленского мон-ря. После кончины патриарха Иосифа (15 апр. 1652) И. был одним из 12 «мужей духовных», выдвинутых в качестве кандидатов на Патриарший престол. 25 июля 1652 г. патриархом был избран Никон , а менее чем через месяц, 15 (или 22) авг. того же года, он возглавил хиротонию И. в митрополита Ростовского и Ярославского. 30 дек. 1652 г. И. был одним из духовных лиц, освидетельствовавших по распоряжению патриарха Никона мощи прп. Даниила Переславского. И. установил в Ярославле ежегодный крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери в память о чудесном прекращении эпидемии чумы, свирепствовавшей здесь в 1654 г. Ростовский митрополит активно участвовал в проведении богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном, присутствовал на Соборах 1654, 1656 гг., занимавшихся вопросами исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. И. принимал меры против старообрядцев: Силки Богданова и его учеников, объявившихся в Ростове на посаде (Румянцева . 1986. С. 133-136, 223-225).

В 1663 г. И. заседал в комиссии, учрежденной для рассмотрения дела патриарха Никона (в 1658 патриарх оставил престол и поселился в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова мон-ре , в 1660 он был лишен сана Собором рус. архиереев). Со 2 сент. по 18 дек. 1664 г. И. являлся местоблюстителем Патриаршего престола, сменив Сарского и Подонского митр. Питирима , ставшего Новгородским и Великолукским митрополитом (впосл. патриарх Московский и всея Руси). В ночь с 17 на 18 дек. 1664 г., во время службы в московском Успенском соборе, к-рую возглавлял И., неожиданно в храм вошел Никон в сопровождении мн. людей. Бывш. патриарх потребовал, чтобы И. подошел под благословение, тот исполнил требование, после чего под благословение к Никону подошли все духовные лица и мн. миряне. 18 дек. началось следствие в связи с приездом Никона в Москву. Царь Алексей Михайлович был разгневан поступком И. и приказал рассмотреть действия местоблюстителя архиерейскому Собору, к-рый был созван в Патриаршей крестовой палате 22 дек. Архиереи признали И. виновным, он должен был поклясться, что не имел никакого согласия и совета с бывш. патриархом и принял от него благословение, «будучи устрашен его внезапным пришествием и одержим ужасом». 10 февр. 1665 г. в Москве состоялся Собор, на к-рый прибыли почти все рус. архиереи и митрополиты Газский Паисий (Лигарид) и Сербский Феодосий. Собор вновь допросил И., и местоблюститель попросил прощения за свой проступок. Собор постановил: «Митрополиту Ионе блюстителем соборной апостольской Церкви впредь не быть, а в том его внезапном погрешении быть свободным и в соборной церкви в своей ему прежней степени сообщаться и служить невозбранно» (Дело о патриархе Никоне. 1897. С. 176). Разбирательство дела И. окончилось грамотами, разосланными царем Алексеем Михайловичем архиереям в марте 1665 г.: «Митрополиту Ионе быть на митрополии его в Ростове, а на Москве соборной апостольской Церкви блюстителем быть Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому» (Там же. С. 178). Происшествие в Успенском соборе дало основание Н. Н. Воронину предположить, что И. оставался сторонником идей Никона после удаления последнего (Воронин . 1933). Д. М. Буланин считает это предположение необоснованным, грамота И. с резкими выпадами против незаконного проклятия Никоном Крутицкого митр. Питирима противоречит выводам Воронина.

И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» (Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии.

С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы (Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у. // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мон-ре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

При И. был украшен кафедральный Успенский собор (1508-1513), к которому было пристроено южное крыльцо, в 1659 г. оно было расписано ярославскими иконописцами Севастьяном Дмитриевым и Иосифом Владимировым. Для росписи Успенского собора в 1670-1671 гг. И. испросил у царя Алексея Михайловича лучших иконописцев - костромских мастеров под рук. Гурия Никитина и ярославских во главе с Севастьяном Дмитриевым (росписи сохранились только в алтаре и в жертвеннике собора). Вскоре после 1686 г. И. отождествил чудотворную икону из сказания Киево-Печерского патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком Владимирской иконы Божией Матери . В нише алтаря Успенского собора, за Владимирской иконой, в иконостасе было исполнено настенное изображение прп. Алипия Киево-Печерского, иконописца, к-рый был автором этой иконы. При Успенском соборе построили каменную колокольню, для нее было изготовлено 12 колоколов, «весу в одном две тысячи, в другом тысяча, в третьем пятьсот, в четвертом сто сорок, в пятом сто двадцать пять пуд, в шестом восмьдесят пуд, а досталные без весу» (Там же. Л. 30). До наст. времени дошло неск. ростовских звонов, наиболее древний из них - «Ионинский», отличающийся особой торжественностью, по преданию, создан при И.

В 70-80-х гг. XVII в. рядом с Успенским собором был воздвигнут архитектурный ансамбль архиерейского дома («Ростовский кремль»), обнесенный каменными стенами с надвратными храмами; на юж. и зап. стенах устроены церкви с папертями: Воскресения (1670) и во имя ап. Иоанна Богослова (1683). Напротив митрополичьих келий, на месте сгоревшей деревянной церкви, построен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спас на Сенях) (1675). Сохранилась подробная опись архиерейского дома, составленная через неск. дней после смерти И. Возле архиерейского дома, в приписном Григорьевском мон-ре, был сооружен собор во имя свт. Григория Богослова. Уникальными по мастерству, иконографии и программе являются настенные росписи храмов архиерейского дома, выполненные костромскими, ярославскими и ростовскими иконописцами, среди к-рых были Гурий Никитин, Севастьян Савин, Сила Дмитриев, ростовский свящ. Тимофей и др. В составлении иконографической программы росписей принимал участие И.

Труды И. были оценены патриархом Иоакимом (Савёловым) , удостоившим Ростовского митрополита права «священный саккос носити и белый клобучец, подобен греческому, по чину Греческия Церкви» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 14). Сохранилось праздничное облачение И., выполненное в строгановских мастерских: саккос 1665 г. (ЯИАМЗ), клобук, омофор (ГМЗРК). В собр. ГМЗРК хранится литургический серебряный набор - вклад И. в ростовский Успенский собор. Для ризницы И. «построил» 7 архиерейских митр (3 золотых, 4 серебряных), украшенных драгоценными камнями и жемчугом; 16 панагий (5 золотых, 11 серебряных) с драгоценными камнями и жемчугом; 11 омофоров, 4 из к-рых «низаны жемчугом»; 40 саккосов, 7 из них «низаны драгоценными камнями и жемчугом»; 7 палиц (3 украшены жемчугом); 8 епитрахилей, «низанных жемчугом»; 3 креста с драгоценными камнями и жемчугом (2 золотых, 1 серебряный) (Там же. 1890. С. 14).

Б-ка И., включавшая более чем 300 рукописных и печатных книг, хранилась в архиерейском доме в неск. дубовых «сундуках и коробьях» (Опись архиерейского дома 1691 г. Л. 25, 77, 77 об. 84, 86, 126). В книгохранительнице кафедрального Успенского собора было собрано ок. 200 книг, из них ок. 150 рукописных. Кроме лит-ры богослужебного назначения в описи архиерейского дома указаны печатные книги «Скрижаль», Киево-Печерский патерик, Летописец киевский, «Мир с Богом» киевской печати, «Библия немецкая в лицах», Маргарит и др. Имелись сочинения по истории: Летописец Московского государства, «Книга степенная царского родословия» , 3 книги Хронографа.

По собственному прошению от 5 июня 1690 г. И. был уволен на покой и вскоре скончался; погребен в ростовском Успенском соборе у юж. стены (1-е захоронение от алтаря).

Сочинения

Как архипастыря И. характеризует «Окружное послание», написанное им при восшествии на митрополичью кафедру, к-рое исследователи считают одним из лучших образцов этого жанра. И. подчеркивает значение Свящ. Писания для духовной жизни человека, призывает священников читать и толковать пастве «Божественные писания», а если «поп или диакон не учит людей, от чина своего да извержится», совершать чинопоследования «единогласно и не борзяся, со всяким благоговением». Архимандриты и игумены «чтобы в своих мон-рях учили б каждого». Монахи и приходские священнослужители должны иметь духовных отцов. Архиерей обязывает монахов и мирян трижды в году приступать к таинствам покаяния и причащения. В послании содержатся предупреждения об опасности распространения старообрядчества, обличение пьянства как среди мирян, так и среди духовенства. И. призывает паству к церковному единству и послушанию священникам («церковникам»).

После освидетельствования в 1652 г. мощей прп. Даниила Переяславского И. послал «епистолию» царю и патриарху. Возможно, митрополит редактировал уже записанные чудеса этого святого или собрал сведения о чудесах от его мощей. Сохранилось значительное число благословенных грамот И. духовенству епархии и отчасти его переписка с современниками.

Арх.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1; Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Архив ГМЗРК. Инв. № Р-1083; Богословский И. Н . Иона III, митр. Ростовский и Ярославский // Там же. Р-565.

Соч.: ААЭ. Т. 3. С. 495-499; Т. 4. С. 118-120, 138-139; 315-317, 355-356, 499-500; АИ. Т. 4. С. 172-174; Письмо Ростовского митр. Ионы к тестю царя Алексея Михайловича И. Д. Милославскому / Сообщ.: В. Борисов // ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 56; Серебриков С . Два письма: Преосвященного Ионы, митр. Ростовского и Ярославского, и казначея его иером. Вассиана, писанные в 1673 г. в Ярославль к свящ. Димитриевской ц. Иоанникию // ВОИДР. 1849. Кн. 3. Смесь. С. 2-3; Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского мон-ря, данная 16 дек. 1686 г. игум. Никону // Ярославские ЕВ. 1860. № 33. Ч. неофиц. С. 309-310; ДАИ. Т. 8. С. 327-328; Письмо Вологодскому архиеп. Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского у., после 22 дек. 1675 г. // Ярославские ЕВ. 1864. № 47. Ч. неофиц. С. 463-464; Лествицын В . Переписка патр. Иоакима с митр. Ионою Сысоевичем // Ярославские ГВ. 1873. № 10. Ч. неофиц. С. 52-53; № 12. С. 62-63; Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной ц. в честь Сошествия Св. Духа, данная 8 сент. 1688 г. попу Макарию // Ярославские ЕВ. 1873. № 48. Ч. неофиц. С. 388-389; Титов А. А . Рукописи слав. и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. Серг. П., 1897. Вып. 4. № 80. С. 101-103 [благословенная грамота на построение новой ц. в честь Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского у. никольскому попу Никифору]; Грамотки XVII - нач. XVIII в. М., 1969. № 457. С. 282-283; Полознев Д. Ф . Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XV-XVII вв. из фондов ОПИ ГИМ // СРМ. 1995. Вып. 8. С. 55-56; Черкасова М. С . К изучению церк. строительства в Ростовской митрополии в XVI-XVII вв. // Там же. 2005. Вып. 15. С. 144-146.

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 31; Никольский Ф. Я. Портрет Ростовского митр. Ионы // Ярославские ГВ. 1855. № 10. Ч. неофиц. С. 65-67; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 146-151; Строев. Списки иерархов. Стб. 333, 340; Израилев А. А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884 3. С. 235; Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого // ИВ. 1885. Т. 22. Окт. С. 88-101; он же. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 71-73; он же. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 11, 13; он же. Кремль Ростова Великого. М., 1905; Каптерев Н. Ф. Приезд в московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митр. Ионы // ПрТСО. 1887. Ч. 40. С. 277-329; Барсов Е. В. Новые мат-лы для истории старообрядства ХVII-ХVIII вв. М., 1890; Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13-14, 21-23; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. XXXIII-XXXVI; Воронин Н. Н. Ростовский «кремль» // Из истории докапиталист. формаций: Сб. ст. М.; Л., 1933. С. 655-680; Пуцко В. Г. Ростовский потир митр. Ионы // Сов. арх. 1971. № 4. С. 250-255; Иванов В. Н. Ростов. Углич. М., 1975 2. С. 28-119; Баниге В. С. Кремль Ростова Великого XVI-XVII вв. М., 1976; Буланин Д. М. Иона Сысоевич // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 93-98; Бусева-Давыдова И. Л. Архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии // Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 159-168; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008; Румянцева В. С. Патр. Никон и Ростовский митр. Иона // ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 118-124; Никаноров А. Б. «Колокольня с нотным звоном» // СРМ. 1995. Вып. 7. С. 5-17; Смирнов Д. В. К вопросу о названии колоколов ростовской звонницы // ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 164-166; Вахрина В. И. Иконы Ростовского архиерейского дома // ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 134-143; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого // Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Храмовая икона ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома // Ростовский архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г. Ростов, 2006. С. 180-190; Никитина Т. Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Спаса на сенях в Ростове Великом. М., 2002; Сагнак И. В. Два предания о происхождении митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 104-119; Виденеева А. Е . Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Рутман Т. А. Храмоздательная деятельность митр. Ионы в Ярославле // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 428-437.

В. И. Вахрина

Иконография

Известно 5 портретов И., хранящихся в собрании ГМЗРК. Наиболее ранний, предположительно кон. XVII в., написанный масляными красками на холсте (50×41 см), послужил образцом для создания других. Документальные упоминания о его бытовании в составе портретной галереи сохранились в описях Ростовского архиерейского дома с 1765 г. После перевода в 1788 г. митрополичьей кафедры из Ростова в Ярославль портрет был оставлен в бывш. архиерейском доме «за ветхостью без внимания» (Колбасова. 2004. С. 115). Первые сведения о нем опубликованы в 1855 г., когда портрет находился у свящ. Алексия из Одигитриевской ц. в Ростове ([Никольский Ф. Я.] Портрет Ростовского митр. Ионы // Ярославские ГВ. 1855. № 10. Ч. неофиц. С. 65-67). Затем он хранился у ростовского купца, коллекционера П. В. Хлебникова, в 1919 г.- в собрании А. А. Титова (Архив ГМЗРК. А-539. Л. 4 об., 15). В числе первых портрет указан в списке произведений, необходимых для передачи в Ростовский музей церковных древностей, куда поступил в 1921 г.

На портрете И. изображен оплечно, фронтально, взгляд устремлен на зрителя, лицо с широкими скулами и впалыми щеками; с небольшими зеленовато-карими глазами с тонкими ресницами; с седыми и густыми, широкими у переносицы бровями; волнистые с серебристым оттенком волосы до плеч; седые длинные усы и широкая окладистая борода, разделенная на пряди. Архиерейская шапка (митра) И. с дробницами (в центре крест), отороченная белым мехом, и ворот темно-вишневого саккоса расшиты серебряными и золотными нитями, драгоценными камнями и мелким жемчугом. Поверх светлого омофора с розовой каймой (видны фрагменты красно-коричневых крестов) - золотая цепь панагии. На светло-охристом фоне по сторонам от фигуры сделана надпись красной охрой: « (н) (т)» (Иона митрополит).

Сведения технико-технологических исследований портрета содержатся в реставрационном паспорте 1989 г. (ГМЗРК). При реставрации был удален верхний слой записи (очевидно, XVIII в.), описанный в статье 1855 г., на основе которого делались повторения портрета в сер. XIX в. Автор использовал художественные приемы, типичные для иконописи и монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Особенности тканой основы (домотканый крупнозернистый узкий (50-52 см) холст прямого переплетения) характерны для парсуны. Лицо моделировано светлой охрой по зеленовато-оливковому санкирю, интенсивная подрумянка расположена по краям лба и на щеках, красная охра добавлена при написании верхних век и крыльев носа; краски положены корпусно. Цвет глаз определен иконописной традицией, где не было голубых и серых глаз, характерных для рус. населения (Бусева-Давыдова И. Л . Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008. С. 48-49). Лаконичность, укрупненность форм, нек-рая упрощенность приемов характеризуют автора как мастера монументальной росписи. Стилистические особенности, колористическое решение портрета указывают на близость к стенописям церквей Ростовского архиерейского дома, созданным в 70-80-х гг. XVII в. ярославскими, костромскими и ростовскими мастерами. Известны примеры изображения царей и патриархов в монументальной живописи этого времени: портреты царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в росписи 1684 г. Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (артель Гурия Никитина, работавшая в Ростове в 70-х гг. XVII в.), образы рус. патриархов 1707 г. письма костромских мастеров в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве и др. (Корнюкова Л. А . Иконный портрет в монумент. живописи XVII в. // Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Кат. выст. / ГИМ. М., 2004. С. 26-29).В XIX в. было создано 3 портрета И., что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и поврежденного» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно - точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города» (Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК)

На портрете ок. 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки И. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. И. написан в богослужебном облачении (на нем митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой - высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г. (Титов. 1885), затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера - «А. З.». Эстамп отличается от живописного образца нек-рыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др.

После публикации в 1855 г. сведений о раннем портрете И. один из лучших ростовских мастеров скопировал оригинал в технике живописи по эмали на медной основе (в 1884 эмалевый образ поступил в Ростовский музей церковных древностей из ц. Спаса на Сенях). Узнаваемы лицо И. с седыми, тонко проработанными волосами и окладистой бородой, рисунок архиерейской шапки. В трактовке личного сочетаются приемы иконописи и академической светотеневой моделировки. Фиолетовый фон написан пунктиром, с более темной надписью: « (т) (т)».

В 1988 г. появился миниатюрный эмалевый поясной портрет И. на круглой крышке коробочки (худож. Л. Д. Самонова, ювелир А. А. Власычев). И. представлен в аналогичном облачении, в левой руке - жезл, персты десницы указывают на Ростовский кремль, расположенный позади иерарха. На фоне среди невысоких зеленых деревьев видны соборная звонница с колоколами и башни кремля, построенного И. На облачном небе помещена надпись: «Иона Сысоевич». Все известные изображения И. сохраняют черты портретного сходства, в них использована единая иконографическая схема, восходящая к прижизненному портрету.

Лит.: Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого // ИВ. СПб., 1885. № 10. С. 88-101 (отд. отт.: М., 1885); Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в.: Мат-лы и исслед. М., 1955; Колбасова Т. В. Портреты из портретной галереи Ярославского Архиерейского дома в собр. Ростовского музея церк. древностей // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 115-117, 127-128. Рис. 1, 2; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны / ГИМ. М., 2004; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 24, 112-113, 116. Ил. 88.

В. И. Вахрина