Рождественский собор. Храмы рождества пресвятой богородицы Храм в честь рождества богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».



Местночтимые святыни

Престолы

- - - - -

Рудненская икона Божией Матери
( День памяти: 25 октября)

Рудненская икона Божией Матери - одна из наиболее почитаемых прихожанами нашего храма. Впервые она явилась в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа. Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери.

По преданию, крестьяне села Крылатское, идя на сенокос, в траве у родника (который проистекает обильно и сейчас) нашли один из списков Рудненской иконы Богоматери. Образ был помещен в часовне, специально для него построенной на роднике. Икона Рудненской Божией Матери имелась также и в храме. Вскоре после закрытия храма в 1936 г., образ из часовни был расколот и сожжен одной жительницей села. Из храма иконы также сжигали на площади перед храмом. Эта и некоторые другие жительницы, помрачённые духом, шили из священных облачений юбки и ходили в них по селу. Женщина, сжегшая икону Рудненской Божией Матери, окончила свою жизнь трагично. Во время налета немецкой авиации на завод за Москвой-рекой одна бомба случайно попала в село, именно в дом к этой женщине, где она находилась с дочерью. Обе от взрыва погибли. Больше в селе от налетов авиации никто не пострадал. Несколько икон разобрали благочестивые прихожане по своим домам и спасли от гибели.

Находящийся сейчас в храме образ Рудненской Богоматери является домашней иконой жительницы Крылатского - Параскевы Ивановны Мухиной. Ей писали эту икону на заказ, ещё в начале XX века. Сама Параскева Ивановна скончалась до Великой Отечественной войны. Ее дочь Варвара сохранила эту икону. После смерти Варвары (ок. 1984) икона перешла к её крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 году образ был отреставрирован, и в 1990 году Лидия Ильинична передала его в возрождающийся храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

По местному преданию, после закрытия храма в 1936 году, с этой домашней иконой, в праздник Рудненской Божией Матери, несколько благочестивых крестьян Крылатского ездили в Москву, в тот храм, в котором в этот день была служба. Заказывали Всенощное бдение и Литургию. Служили Водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице, а воду с Молебна везли на источник, выливали в колодец. Так благочестивые жители села хранили память о своей почитаемой храмовой иконе и сохраняли в чистоте источник, освящая его в праздник Рудненской иконы.

Много священнослужителей и мирян чтило память этой иконы. Известно, что однажды в праздник иконы приезжал к источнику Святейший Патриарх Алексий I. В 1917 г. на источнике служил Патриарх Московский и Всея Руси Тихон, ныне причисленный Православной Церковью к Лику Святых.

ТРОПАРЬ: Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Рудненская нам, Владычице показася, пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри Милосердая на люди Твоя, все скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

- - - - -

Икона Святителя и Чудотворца Николая
( Дни памяти: 22 мая (перенесение мощей), 11 августа, 19 декабря)

У южной стены храма в дубовом киоте находится образ Святителя и Чудотворца Николая. В прошлом это была надвратная икона ткацко-отделочной фабрики С. Ф. Сакс в Кунцеве. После революции икону сняли и бросили в сарай. Один из жителей села Крылатского выпросил ее у нового фабричного начальства и увез на телеге домой. Через семь десятилетий его потомки передали образ в открывшийся храм. Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях, и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в желании родителей благополучного замужества дочерей, в избавлении от грусти и уныния, в прекращении любых междоусобиц - семейных, соседских, военных. Молятся о благополучии в пути, особенно в плавании, о защите вдов и сирот, о помощи в бедности и нужде, о защите в плену у врагов и о многом-многом другом. Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины Святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет.

Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание святителя. И наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения в житии Николая Угодника в Четьей Минеи заимствованы из жития другого святого - Николая Пинарского. Архимандритом Антонином (Капустиным), замечательным исследователем, в XIX в. было сделано открытие: он доказал, что древние агиографы допустили смешение двух житий...

()

- - - - -

Мощи преподобного Иова Анзерского
( Дни памяти: 19 марта, 11 июня (обретение мощей))

Храм Рождества Богородицы в Крылатском - единственный в Москве, где находятся мощи преподобного Иова Анзерского. Скитоначальник Голгофо-Распятского скита на Соловках иеромонах Евлогий передал нашему храму небольшую старинную литографию с образом преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского и частицу его святых мощей. Образ Иова Анзерского написал Мясников Игорь Владимирович, художник и реставратор из Российской Академии живописи. Список точно скопировал изображение на старинной литографии, но размерами он гораздо больше оригинала.

Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанн. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители — неизвестно, но предполагают, что они имели духовное звание. Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве, он отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям, почти все свои доходы раздавал на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших в беду людей.Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он говорил о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры отец Иоанн обосновывал Священным Писанием, житиями святых и историей Церкви. Отец Иоанн посещал тюрьмы, раздавал заключенным пасхальные и рождественские подарки, заступался за несправедливо обиженных, и его заступничество было успешным, потому что отец Иоанн пользовался огромным уважением у людей...

()

- - - - -

Икона святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей
(День памяти: 1 января)

У солеи храма в киоте находится образ святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей. Своей заступнической молитвой Вонифатий помогает в исцелении от болезней, в особенности от пьянства и наркомании. Главная причина пьянства, как отметил настоятель нашего храма протоиерей Георгий, — «это потеря духовности и целей жизни... Церковь должна показывать, что истоки оздоровления народа — духовные». Поэтому особую помощь мы получаем при обращении к Богу, особенно если есть такой заступник, как святой мученик Вонифатий.

Св. Вонифатий помогает в исцелении от болезней, в особенности от пьянства и наркомании .

Икона святого мученика Вонифатия и мощевик с частицей его мощей были переданы в наш храм 7 февраля 2010 года, в день празднования собора новомучеников и исповедников Российских. В этот день после литургии и праздничного молебна частный благотворитель Наталья Мезенцева и наш прихожанин, председатель Общественного совета ЦФО РФ Кирилл Мирейский вручили эти святыни настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

Вонифатий жил во второй половине III века в Риме...

()

- - - - -

Другие святыни

В храме находятся икона мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных с частицей мощей, икона святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца с частицей мощей, икона великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей.

- - - - -

Источник в честь иконы "Рудненской" Божией Матери

У подножия холма, на котором возвышается храм, находится источник Рудненской Божией Матери. В русле этого источника крестьянами села Крылатское в 19 веке был найден чудотворный список иконы Божией Матери "Рудненская". Сам источник известен со времен царя Иоанна Грозного; водой источника обеспечивался царский двор в Москве. Заметим, что это не единственный источник на Крылатских Холмах. Существует ряд других источников и ключей, но самый мощный и чистый из них - Рудненский.

По преданию, источник обладает целительным свойством. Многие с верой в силу Божию приходящие к источнику уходили излеченные от различных болезней.

На сегодняшний день источник считается одним из самых чистых в черте г. Москвы, неоднократно проводимые экспертизы на качество воды показывают, что источник превосходно подходит для питья, не содержит вредных примесей, несет в себе множество полезных элементов. Каждый день сотни и сотни людей приходят к источнику, чтобы насладиться его прохладной, живительной водой.

Каждую Крещенскую ночь (и в праздник Рудненской иконы) от храма к источнику нисходит Крестный Ход, источник освящается священниками при большом стечении народа.

Рассказ о трагической судьбе и трудном возрождении одного из крупнейших московских соборов.

Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы» .

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.

52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове в городе Москва , Московское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря .

Первый храм на этом месте построен до года архиепископом Арсением Элассонским . Возле храма царь Иоанн Грозный построил первый "царев кабак" для опричников. "Яндова", "ендова" - это медный сосуд для пива, браги, мёда. Другая версия происхождения названия Ендова - "ложбина", "впадина".

Ныне же существующий храм построен в слободе, заселённой садовниками, в году, возможно, с использованием частей стен предшествующего кирпичного храма, стоявшего на этом месте с конца XVI века.

Первое богослужение в храме состоялось 7 января года, в праздник Рождества Христова .

По воскресным дням в храме начали совершать заказные молебны и панихиды. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

В Великий пост года в храме совершались все службы, за исключением Божественной Литургии . В Великий Четверг , по благословению святейшего патриарха Алексия II, настоятель храма игумен Мефодий (Морозов) совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале года возобновлены.

3 февраля года на подворье был воздвигнут Поклонный крест в честь Соловецких новомучеников. Наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения , Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа (Братищева) совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Архитектура

По насыщенности и разнообразию фасадного декора является одной из интереснейших посадских церквей Москвы. Двухсветный пятиглавый четверик собственно храма завершён горкой кокошников; с востока к нему примыкает 3-частный алтарь , редкой особенностью которого являются боковые апсиды , выступающие за линию северного и южного фасадов. Некогда в боковых апсидах, имевших отдельные входы с улицы, размещались Георгиевский и Никольский приделы (главный престол был посвящён Рождеству Богородицы). В 1670-80-х годах Никольский придел был перенесён в новую, ныне существующую несимметричную трапезную. Колокольня, примыкавшая со стороны западного фасада по оси с храмом, в году была разрушена паводком. Оформление фасадов собственно храма отличается сочной, пластичной моделировкой деталей. Сложный, дополненный поясами филёнок и поребрика венчающий карниз четверика, дробный ритм коротких полуколонок, членящих его стены в уровне окон второго света, и различные по типам наличники с укрупнёнными перспективными навершиями создают характерное для XVII века «узорочье». Центральная ось северного фасада храма отмечена арочным порталом (на южном фасаде входной проём переделан).

Основной элемент архитектурного убранства фасадов трапезной и придела - однотипные колончатые наличники с навершиями, близкими по стилю к московскому барокко. В интерьере уцелела живопись XVII века, искажённая позднейшими поновлениями. Церковь поставлена в глубине участка между Садовнической улицей и Водоотводным каналом. На красную линию улицы вынесена белокаменная ограда, сооружённая в 1760-х годах, и колокольня, построенная на средства Демидова в году. Ограда с пилонами, украшенными пилястрами, имеет двое ворот, расположенных по сторонам колокольни. Единственное сохранившееся звено кованой решётки ограды в настоящее время находится в музее-усадьбе «Коломенское», а существующая ныне решётка изготовлена в ходе реставрационных работ. Изящная 3-ярусная колокольня в духе неоготики представляет собой два обработанных рустовкой четверика, несущих низкий восьмигранный ярус-резонатор со стрельчатыми проёмами и нишами. Несмотря на свои скромные размеры, она является важным высотным ориентиром в застройке улицы.

Святыни храма

Одна из святынь храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением акафиста преподобным.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери "Державная" и "Неопалимая Купина" . В храме находятся иконы святого великомученика и целителя

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • К оглавлению: Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом.
  • Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Центральный вход в монастырь - Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора -Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором - это настоятельский корпус.

    Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.

    Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.

    Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652-1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными. В то время к Ростовскому архиерейскому дому были приписаны три обители, расположенные в Ростове : Григорьевская, Зачатьевская и Рождественская. В Григорьевском монастыре митрополит Иона построил собор в 1680-е годы, в Зачатьевском - в 1686 году. В Рождественском монастыре собор был построен в конце 1680-х годов, при игумений Наталии (Тяпкиной).

    Рождественский собор - один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.

    От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

    Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма.

    В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.

    В XIX веке в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два - на первом этаже и два - на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено.

    Троицкий придел освятили в 1772 году. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.

    У западной стены Рождественского храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

    Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 году, о чем сообщает надпись на одной из трех арок: Лета от создания мира (7224), от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа (1715), месяца июния с 15 числа начата бысть подписиватися стенным писанием сия церковь при державе благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благородных его чадех при благоверном великом государе нашем царевиче и великом князе Алексие Петровиче и при благоверном великом государе нашем царевиче и великом князе Петре Петровиче и при благоверном и великом государе нашем князе Петре Алексиевиче, и при Преосвященнейшем Досифее, епископе Ростовском и Ярославском, тщанием и трудолюбием игумений Наталии. Возобновлено стенное писание в храме сем в 1883-м году октября 1-го дня при державе императора Александра 111-го с благословения Преосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, усердием Ивана Алексеича Рулева при Игумений Марии.

    В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса , устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.

    В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.

    На первом этаже Рождественского собора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия , и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

    Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас , выполненный в 1809 году.

    Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.

    Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре - четырехугольный столб.

    На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители.

    В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.

    Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 году в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построенных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.

    В ХIХ-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 году); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон. Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

    Уже в конце XVIII века в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необходимость укрепить стены собора: в 1798 году к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

    В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.