Сколько строили собор парижской богоматери. Собор парижской богоматери в париже. Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

В 1163 году епископ Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительство собора завершили в 1345 году.

В 13 - 14 века Нотр - Дам был сосредоточением духовной власти , из стен семинарии собора вышло шесть епископов , но в последствии он уступил первенство другим епархиям города с центрами в соборах Реймс и Сен-Дени.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


История начинается в далёкие античные времена, тогда на месте , где сейчас стоит находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство . Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент . В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:58


Когда во королём был Людовик XIV, начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные в пользу революционеров.

Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернуло к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле - ле - Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:16


Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери - легенда готики (Notre Dame de Paris)

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



Контакты

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame — Place Jean-Paul II, 75004 Paris

Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Время работы собора: Пн-Пт с 08:00 до 18:45, Сб с 08:00 до 19:15

Вход в собор: бесплатный

Бесплатные экскурсии на русском языке: Ср в 14:00, Сб в 14:30

Сокровищница

Время работы сокровищницы: Пн-Вс с 09:30 до 18:00

Вход в сокровищницу: 3 евро — взрослые, 2 евро — дети

Панорамная экскурсия

Время работы: с 10:00 до 18:30

"color: #2277aa;">Цена билета: 8,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Археологическая крипта

Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:30

Цена билета: 3,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Город романтических встреч и изысканных духов, хрустящих круасанов и элегантных платьев, многочисленных музеев и веселого Диснейленда. Речь идет о Париже. В него действительно просто таки невозможно не влюбиться. Годами можно бродить по улицам этого невероятного города, рассматривая его многовековые достопримечательности .

По праву визитной карточкой Парижа уже давно стала . Но и кроме нее здесь есть на что посмотреть. Ни один турист не должен оставить без внимания Триумфальную Арку, , , Сорбонну, Пале-Рояль, Пантеон, , Нотр-Дам-де-Пари. Собственно о последней гордости Парижа и пойдет речь дальше.

Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

Одно из самых очаровательных произведений архитектуры было спроектировано еще в далеком XII веке. Начать работу над таким масштабным проектом было поручено архиепископу Морису де Сюлли. По его замыслу Нотр-Дам в Париже должен был вмещать всех жителей города, однако за долгий период строительства собора (более 100 лет) количество жителей существенно возросло.

Окончательной датой завершения строительства считается 1345 год . С тех времен Собор парижской Богоматери в Париже стал своеобразным культурным центром.

Собор парижской Богоматери в Париже — Жемчужина готической архитеркуры

Так, как в течение строительства изменилось немало архитекторов достопримечательности Парижа (Собор парижской Богоматери), то и архитектурные стили являются несколько смешанными. Наиболее четко здесь прослеживается готический стиль. Он придает ощущение пространства и легкости здания.

Вместе с тем, нельзя не заметить отголосков романского стиля с его мощью и тяготением к единству здания. Собор парижской Богоматери Парижа радует своей величиной. Ширина фасада составляет 41 метр, а высота башен 63 метра. Посередине фасада находится знаменитая Большая роза. Это круглый витраж с диаметром 9,6 метра, что символизирует первородный грех. Под ним размещена галерея королей, есть статуи 28 царей Иудеи. Под галереей располагаются три портала :

  • Страшного Суда — расположен в центре. Отражает картины Судного Дня согласно Евангелию от Матфея;
  • Святой Анны . Кроме скульптур святых и Иисуса, здесь можно увидеть сцену бракосочетания Иоакимаи Анны, а также Девы Марии и Иосифа.
  • Девы Марии . Воспроизводит момент перехода Девы Марии в вечную жизнь.

Стены трансепта на две трети состоят из стекла, что дает возможность корректировать попадания света. Забравшись на крышу можно увидеть прекрасный Париж. Нотр-Дам-де-Пари отличается своими причудливыми статуями на крыше собора.

Местонахождение и время работы собора

Где находится Собор парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) знает каждый француз. Его очень просто найти на карте Парижа, ведь это самый центр столицы, остров Сите. Сев в такси, достаточно дать только такие координаты: Нотр-Дам, Париж. Вход в собор является бесплатным для каждого.

Notre Dame de Paris на карте Парижа:

Экскурсии в Нотр Дам Де Пари

Посетив Париж, Собор парижской Богоматери, видео можно снять просто невероятное. Это можно сделать, в том числе и во время экскурсии. Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию , вам придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен — на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду — невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками . Находится он в подвальной части собора.

Как добраться до собора Нотр Дам?

Можно и без гида посетить Нотр-Дам Парижа. Как добраться? Любым из трех способов:

  • на поезде: станция St-Michel
  • на метро: станция Châtelet, Cite или St-Michel, Hôtel de Ville.

Адрес: Cathédrale Notre-Dame de Paris 6 Parvis Notre Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris, France. Как добраться: станция метро "Cité". Стоимость посещение: посещение собора бесплатное; Стоимость посещение сокровещницы собора: взрослые - 3 € , студенты - 2 €, дети до 12 лет - 1 €. Время работы сбора: понедельник - пятница с 08:00 до 18:45, выходные дни с 08:00 до 19:15. Время работы сокровещницы: понедельник - пятница с 09:30 до 18:00, суббота с 09:30 до 18:30, воскресенье с 13:30 до 18:30.

Собор Парижской Богоматери - духовный центр Парижа

Вселенная держится на гармонии, любви и взаимопонимании. Созданный Творцом мир уникален, прекрасен, непостижим. Человек - венец творения, находится в центре всего сущего на Земле, но далеко не всегда осознает свое предназначение. Часто не благодаря любви к окружающему, а через горечь, страдания, боль идет тернистой дорогой к Богу, моля о защите, прося помощи. Ищет посредника, умеющего возвести мосты понимания между ним и Отцом Небесным. И тогда самой близкой, дорогой становится женщина, мать, сумевшая объять необъятное, вместить невместимое, преподнести неоценимый подарок человечеству - родить сына Господа. Не зря по всей планете выстроены храмы в ее честь. И один из них, овеянный таинственностью и романтикой, располагается в Париже - собор Парижской Богоматери , привлекающий к себе потоки верующих и неверующих, праведников и грешников.

Нелегкая судьба кафедрального собора

Окутанный изысканными каменными кружевами, из-под которых выглядывают жутко-фантастические фигуры химер, насмешливо наблюдающие за толпами паломников и туристов, гордо возвышается на острове Сите легендарный собор Богоматери - сакральное сердце Парижа.
Во времена Римской империи там стоял храм Юпитера. На его месте возвели две базилики, посвященные Пречистой и Св. Стефану, но в XII ст. они обветшали, как и скромная часовенка Архангела Михаила (в ее честь нарекли проспект Сен-Мишель). В ней в 1165 г. епископ Морис окрестил будущего французского монарха Филиппа-Дьедоне-Августа, сделавшего все возможное, чтобы Париж стал столицей.
Выходец из очень бедной семьи Морис де Сюлли, глубоко верующий человек, ведя праведную жизнь, добился назначения в 1160 г. сана епископа. Этот пост он занимал 36 лет. Глядя на удручающий вид церквей в центре города, задумал вместо них воздвигнуть дом Божий, превышающий величием все святыни, построенные до этого. Он понимал, что на осуществление грандиозного плана потребуется не одно столетие, и ему не доведется увидеть результат, но это не пугало, ведь хотелось установить его во славу Пресвятой Девы. Пригласили десятки архитекторов, но история упоминает нескольких, внесших наибольший вклад в великое дело: Жана де Шеля, Жана Рави и Пьера де Монтрея. План строения в форме латинского креста выбран не случайно, он служит напоминанием о том, что распятый на кресте Иисус избавил человечество от власти дьявола. В 1163 г. в столицу приехал папа римский Александр III для заложения с самодержцем Людовиком VII первого камня в фундамент будущего величественного строения.
Деньги собирали всем людом, их жертвовали даже местные куртизанки, попросив разрешения у духовных лиц. Люди, не имевшие возможности помочь финансово, принимали непосредственное участие, трудясь столярами, плотниками, каменотесами. Работали по 12 часов, только в зимнее время рабочий день сокращался до 9.
Могущественные сооружения, как высокие горы - творения веков. На строительство, завершившееся в 1345 г., ушло практически 2 столетия. Пятинефная церковь, вмещающая до 9 тыс. человек, возведенная в стиле готики, где вертикальные линии преобладают над горизонтальными, была наибольшей постройкой того времени.
Если бы камни умели говорить, они бы поведали о великих событиях и множественных потрясениях, переживших собором за свою многовековую историю. Его стены помнят крестоносцев, взывающих молитвой к Богу перед отбытием на священную войну, коленопреклоненных королей и озверевших бунтарей, видели похороны, блестящие свадьбы. В 1422 г. здесь венчался Франциск II с Марией Стюарт, а через полтора века (1572 г.) - Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа, восходил на трон Генрих VI.
Нотр-Дам всегда был в гуще всех событий Франции. Никакие природные катаклизмы не действуют настолько разрушительно, как человеческая злоба и ненависть. Здание сильно пострадало в 1789 г. во время французской революции. Обезумевшие от вдохновленных речей революционеров парижане, ворвавшись в храм, громили все на своем пути. Полетели головы статуй библейских царей, которых приняли за французских королей, разноцветными слезами осколков разлетались витражи, опустела сокровищница. Бунтовщики хотели взорвать Божью обитель, но, очевидно, высшие силы не допустили: у мятежников закончился запас пороха. Растерявшись, затем, поостыв немного, оставили затею взрыва, решив обустроить здесь склад для хранения провиантов.

Лишь при Наполеоне в1812 г. церковь возвратили приходу, освятив повторно. 2 декабря 1804 г. здесь короновался Наполеон Бонапарт. Находящийся в Лувре огромный холст Давида знакомит с коронацией Жозефины, проводимой Бонапартом. Но все течет и меняется. Спустя несколько лет произошло торжественное бракосочетание императора с Марией-Луизой, подарившей ему в 1811 г. сына - наследника престола.
Развернувшееся строительство в наполеоновский период не помогло Нотр-Даму, он выглядел запущенным и жалким. Разоренная революцией страна не имела средств на его возрождение. Написанный 28-летним прозаиком Гюго замечательный роман "Собор Парижской Богоматери" задел струны души тысячи людей. Молодой писатель хотел замечательным произведением вызвать у народа любовь к своей архитектуре, о чем писал он в предисловии. И это получилось. В 1832 г. власти создали комиссию по реставрации, поручив ее талантливому архитектору Виолле-ле-Дюку. Возрождение длилось на протяжении 23 лет. За эти годы заменили уничтоженные скульптуры, возвели высокий шпиль, полностью восстановили разбитые витражи. Расчистив территорию от примыкающих строений, выложили небольшую площадь перед центральным входом. На верхней площадке в знаменитой галерее поселили химер.

Впечатление от внешнего облика

Вызывает трепет в душе уникальность архитектуры здания, не зря его ежегодно посещают порядка 14 млн. человек, не иссякает сюда поток паломников. Внушительное, громоздкое сооружение одновременно кажется невероятно воздушным, легким, напоминая, по словам Гюго, "огромную каменную симфонию". И это, действительно, так. Оно, подобно египетским пирамидам или Парфенону в Афинах, своим величием открыло новые изумительные странички в культуре французской нации. Глядя на это чудо, начинаешь невольно верить в причастность к его созданию потусторонних сил. Чего стоят одни только створки ворот, находящихся перед входом, сложно поверить, что этот шедевр - результат творения рук человеческих.

Загадка, ушедшая с мастером

Легенда гласит, что ворота поручили выполнить кузнецу Бискорне. Они должны были по красоте соответствовать величию постройки. Взявшись за столь ответственное задание, он с ужасом понял, что для его реализации недостаточно одного имеющегося мастерства. И тогда в отчаянии он обратился за помощью к сверхъестественным силам.
Каноник, пришедший проверить утром, как продвигается дело, застал его лежащим в кузнице без чувств. Увидев готовую работу, человек не мог поверить глазам: филигранная тонкая работа из витиеватых замысловатых орнаментов представляла собой нереальную, сказочную композицию. Очнувшийся автор отказался от объяснений, только стал мрачнее тучи, ушел в себя.
Неладное заподозрили лишь после установки. Закрепив ворота на замки, оказалось, что никому не под силу их открыть. Не смог справиться с этим даже Бискорне. Служители, испугавшись, окропили их святой водой. Тогда они смогли зайти в храм. А сотворивший их гений, лишившись речи, вскоре умер, навеки унеся с собой тайну.

Величественная архитектура собора

Величавый западный фасад шириной 41 м, смотрящий на площадь, по вертикальной линии разграничен пилястрами. По горизонтали разделен на три части. Вверху - башни в форме прямоугольника, возвышающиеся на 69 м. Средний ярус сделан в виде галереи с 28 изваяниями иудейских царей высотой более 3 м и окон-розеток (XIII в.). Нижний состоит из 3 разных порталов. Скульптурное оформление центрального входа изображает картину Страшного Суда. На престоле восседает Иисус, под ним - град небесный. Справа - праведники и Архангел Михаил. Слева - безбожники, направляемые чертями в пекло к последнему возмездию. Внизу - сцена Воскресения. С обеих сторон окружают Господа ангелы с орудиями Страстей и Пречистая с Иоанном Крестителем, молящиеся за грешников. Выступ, разделяющий створки двери, декорирован статуей Христа, по бокам - по 6 апостолов. Под ними - медальоны с человеческими пороками.
Левая часть портала посвящена Св. Деве. Ее украшают скульптуры XII - XIII вв. В центре - Мадонна с младенцем на руках. Здесь можно познакомиться с завершением ее земного пути. Возле умирающей женщины стоят 12 апостолов. Показана сцена коронации после воскресения. Боковые пилястры отделаны символическими фигурами 12-ти месяцев.
Правая сторона, посвященная матери Богородицы, отображает жизнь Анны и Иоакима. Родительница восседает на троне в окружении Св. Мориса и коленопреклоненного императора Людовика VII. Его склоненная фигура подчеркивает превосходство небесного над земным.
Находясь здесь, вспоминается сюжет из замечательного романа Гюго. Невольно перед глазами всплывают ясла, стоящие у входа, куда нерадивые мамочки подбрасывали нежеланных рожденных детей. Именно в них Клод Фролло, заметив, подобрал подкидыша - горбатого, кривоногого уродца, названного Квазимодо, которого сложно было назвать человеком, хотя человечности в изуродованном теле оказалось больше, чем у многих других.
Ярким цветом привлекают внимание красные врата, позволяющие быстро проходить в собор каноникам и хористам, их восстановили в 2012 г. Над ними видится картина коронования Марии, которую наблюдают монарх Людовик IX и королева Маргарет Прованская. Здесь же воспроизведены детские годы Творца. На дуге, обрамляющей арочный проем, - чудеса, происходившие с Марселем и Феофилом.
В южном направлении, смотрящем на Сену, - портал великомученика Св. Стефана, защитника собора, некогда стоявшего на этом месте. Пройдя мимо заступника, можно было легко попасть в резиденцию епископа. На тимпане - жизненные страдания праведника: его проповеди христианской морали, избиение камнями, суд, похороны.
Основание остроконечного шпиля, устремленного ввысь на 90 м, украшены изваяниями божьих посланников, которые будто бы спускаются с небесной обители на грешную землю, пристально всматриваясь в нее. Только один обернулся в направлении небес.

Чудо-окна

Установленный с юга оконный проем диаметром 13 м напоминает розу, состоящую из 84 лепестков. На них можно разглядеть эпизоды Нового и Ветхого Заветов, 20 ангелочков с венками и свечками, Христа, окруженного святыми, великомучениками. По центру - сюжет второго пришествия. Цветок лежит на поясе, оформленном стрельчатыми окошечками (автор Альфред Жерент 1861 г.).
В северной части фасада, поднятый на высоту 21 м, расположен настоящий готический шедевр - окно-розетка диаметром 13 м, сохранившее после перенесенных бед 85% мозаичных рисунков. По центру - юная Мария с новорожденным, слугами Божьими, судьями, пророками, королями, написанными на многочисленных медальонах. Лиловый и фиолетовый тон, преобладающий в цветовой гамме, говорит о тревоге в ожидании рождения Мессии.
Центральное витражное окно со скульптурой Девы с маленьким сыном в окружении серафимов, самое старинное(1220 г.), находится с запада. Хоть оно и кажется громадным, но его диаметр всего 9, 6 м. Состоит из трех кругов. В ближайшем от центральной части - 12 пророков, далее показаны сезонные виды сельскохозяйственных работ, соответствующие зодиакальным знакам. За ними располагаются воины-добродетели с копьями, выступающие против пороков.

Внутреннее убранство

Зайдя в собор, захватывает дух от грандиозности размеров (130 х 50 х 35 м). Цилиндрические колонны 5-ти метрового диаметра, поддерживающие свод, облегчены резными капителями с лиственным орнаментом, напоминающим Эдемский сад. Они делят церковное пространство на 5 нефов. Помещение освещается бронзовыми люстрами, через витражные окна проникают солнечные лучи, посылая серым стенам радугу оттенков, горят свечи, но и этого не вполне достаточно для такой громадной территории. Присутствующий внутри полумрак придает ощущение таинственности.
В глубине главного нефа обустроен алтарь с целой цепочкой резных фигурок, представляющих некую перегородку, отделяющую хоры от нефа (работа Жана Рави). 9 сцен из Библии (XIV в.), разделенных между собой столбиками, представлены на южной стороне. На них изображено явление воскресшего Иисуса пред Марией Магдалиной, женами-мироносицами, Петром, Иоанном, Фомой, встреча с последователями на Тивериадском озере.
В северной преграде - 14 резных картин (XIII в.), подробно рассказывающих о жизни сына Божьего от рождения, не включая трагические события, происшедшие после окончания Тайной вечери. Это 50-ти летний труд гениальных резчиков: Жана Рави, непревзойденного Пьера де Шеля, талантливого Жана Ле Бутейлера.
Невозможно пропустить уникальное творение, принадлежащее Н. Кусту - "Пьету". Резной цоколь делал Франсуа Жирардон. На руках Богоматери лежит бездыханное тело ее единственного ребенка - сына, снятого с креста. В материнских глазах застыла нечеловеческая боль.
Ее взгляд направлен в небеса, ища там поддержку, надежду на воскрешение, обещанное высшими силами. Рядом стоят два самодержца - Людовик XIII, предлагающий королевские регалии, и его наследник. Их окружают 6 вылитых из бронзы ангелов, удерживающих орудия, которыми убили Христа.
Страстно мечтавший о продолжении рода Людовик XIII взывал молитвой к Деве, послать ему наследника, обещая в благодарность произвести украшение Пьеты. Молитвы были услышаны. В 1635 г. родился его первенец. Однако, через 5 лет монарх скончался, не успев исполнить обещанное. Прошло 60 лет, прежде чем преемник смог исполнить волю отца. .

Основная сокровищница

Толпы паломников прибывают сюда преклонить колени перед святынями, находящимися в капелле рыцарей Гроба Господнего: священного венца из веток терновника, лежащего ныне в хрустальном кольце с золотой оправой, одного из гвоздей, пронзившего тело Спасителя. В период соблюдения Великого поста (по пятницам) их выносят к верующим, чтобы те имели возможность поклониться. Реликварий расположен в сердце прославленного костела, открыт официально в 2009 г. Позади него - изваяние Девы Марии, держащей гвозди, изранившие ее сына.

Музыка, проникающая в душу

Кого оставляют равнодушным звуки органа, наполняющие все естество возвышенными чувствами? Он состоит из нескольких клавиатур, мануалов. Их количество зависит от величины инструмента. Первый орган установили в 1402 г. Не единожды его перестраивали, реконструировали. Нынешний снабжен целым рядом рычагов и 5-тью мануалами. Его полностью компьютеризировали в 1992г. Сегодня служба сопровождается видеоэффектами: на прозрачном экране появляется молитвенный текст на английском и французском, проплывают медленно библейские сюжеты, через которые просматриваются изумительные витражи. Все это сопровождается чарующими звуками наибольшего во Франции органа.

Необыкновенный голос Нотр-Дама

Ежедневно утром и вечером разрывает тишину колокольный перезвон, зовущий к службе. Сначала соборные башни вмещали 4 колокола, в честь 850-летия костела к ним прибавились еще 9. Каждый колокол звучит своим неповторимым голосом, имеет собственное имя. Самый старинный из них - Белль (1631 г.), наибольший наречен Эммануэлем. Вес его составляет 13 т, язык весит 500 кг. Огромнейшее везение услышать его прекрасный звон, раздающийся только в особо торжественных случаях. Раскачать его не так просто, нужна немалая сила. Романтик Гюго описывает, как легко справлялся с этим Квазимодо. Он до безумия любил все колокола, относясь к ним трепетно и нежно, а ведь именно они сделали его глухим. Но звучание главного он все же слышал, обожая его больше всех. Горбун наполнялся неистовым восторгом, когда надо было его разбудить. Минутку он с благоговением на него смотрел, что-то шептал, нежно поглаживая. Когда раздавался удар медного языка о могучие стенки, его тело начинало вибрировать в унисон с гигантским колоколом. Звонарь купался в этом звуке, подобно птице в ласковых лучах солнца.

Молчаливые стражники храма

Никому не удается избежать соблазна побывать на галерее, преодолев при этом 387 ступеней. Мистические существа, прописавшиеся здесь, притягивают посетителей невероятной силой. Автор наделил их туловищем обезьяны, крыльями летучей мыши, змеиной головой. Страшно и интересно, хочется понять, зачем они здесь, от кого охраняют, кого отпугивают. Заселили их сюда в разное время, наделив различным предназначением.
Сначала, еще в Средневековье, появились горгульи - стражи тьмы, похожие на драконов, означающие в переводе с французского желоб. В их обязанность входит извергать из чудовищных пастей потоки воды во время дождя, уберегая таким способом от разрушения фундамент и стены здания.
А вот присутствие химер на христианском храме вызывает удивление. Но все объяснимо, ведь еще в старину люди были уверены, что всякую нечисть может отпугнуть лишь подобное. Вот и поселились здесь эти необычные каменные создания, но гораздо позже горгулий, при реконструкции, проводимой Виоллем-ле-Дюком для воссоздания загадочной атмосферы средних веков.
При входе в галерею, обращает на себя внимание фигура химеры, которая как бы задумалась о чем-то. Опершись головой на лапы, наблюдает за переменчивой столицей, вечно суматошной толпой, удивляясь людской суете.
Особый интерес вызывает ночной крылатый демон Стрикс - полуженщина-полуптица. Согласно преданию, основной ее пищей есть кровь новорожденных, которых она похищает, унося в лапах с длинными когтями. Древнеримским писателем-эрудитом Плинием Старшим в "Естественной истории" описан миф об этих монстрах, отравлявших младенцев во время кормления, ибо молоко их было ядовито. Римлянам, боявшимся этих чудовищ, они напоминали вампиров.
Находясь наверху, поражаешься, как одно и то же место могло соединить в себе несочетаемые вещи: добро со злом, святость с пороком, святую обитель со злыми духами на колокольне. И все это, сливаясь в единой архитектурной симфонии, представляет застывшую в камне музыку.
Оказавшись здесь, теряешься, не понимая, чему отдать предпочтение: каменным чудовищам или расстилающейся внизу ошеломительно красивой панораме Парижа, представшего во всем великолепии. Отсюда прекрасно просматривается Гревская площадь, где, по описанию Гюго, на брошенном под ноги персидском ковре танцевала под бубен юная цыганочка ангельской внешности. Огненный, взрывной, безудержный и в то же время такой грациозный танец завораживал. Разинув рты, смотрела на уличную плясунью восхищенная толпа. Не отрывая взгляд, с разных сторон наблюдали за ней три пары глаз, принадлежащих мужчинам, готовым продать душу дьяволу за ночь, проведенную с ней, но только один из них любил ее больше жизни.
Пронизанный тишиной столетий собор обладает неземной энергетической силой великой женщины, Богоматери, не дрогнувшей перед тяжелейшими испытаниями, посланными ей Небесами. Поклонитесь ей, от всего человечества попросите прошения. И пусть ее божественная искра разгорится в вашем сердце огнем любви ко всему сущему на земле.

Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?

– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.

– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.

Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité,в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).

История. Луч света из мрачного Средневековья

Христианские храмы, как правило, строились на месте «языческих капищ». В случае с Нотр-Дам все еще интересней: сначала тут возвели римский храм Юпитера, затем древнехристианскую церковь, потом базилику Святого Стефана, самого первого христианского мученика, погибшего за веру всего двумя годами позже распятия и воскресения Иисуса Христа, после, во время правления каролингов, – собор, а на его месте – романский кафедральный собор. И уже его камни легли в фундамент собора во имя Божией Матери Парижской. Строительство храма началось в 1163 году повелением короля Людовика VII Французского, а закончилось спустя без малого два века – в 1345-м.

Как и все готические соборы, Нотр-Дам легко узнать по витражу-розе (на снимке вверху), шпилю и двум башням (одну из которых, если верить роману Франсуа Рабле, использовал в качестве кафедры великан Гаргантюа). Над тремя величественными порталами (слева – портал Богоматери, справа – святой Анны, в центре – портал Страшного суда) – они на фото внизу – расположена галерея с 28-ю статуями библейских царей. Много лет они наблюдали сверху за венчанием королей и королев, коронациями и помпезными похоронами монархов, а в 1302 году – за самым первым заседанием Генеральных Штатов, как назывался тогда парламент Франции.

Но в 1789-м грянула Великая французская революция и не пощадила монархов – ни живых, ни каменных: мало было отрубить головы королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте – Робеспьер приказал обезглавить еще и «каменных королей, украшающих церкви». И 28 царей иудейских были низвергнуты с фасада Нотр-Дам, а сам собор объявлен «Храмом Разума».

Лишь в 1802 году, с приходом к власти Наполеона Бонапарта, собор вернули церкви и вновь освятили. В середине XIX века Нотр-Дам отреставрировали, галерею королей в том числе. А в 1977 году часть статуй нашлась под жилым домом. В бурные революционные годы некий парижанин выкупил их как камни для фундамента своего нового дома, а на самом деле просто спрятал. Но, видно, не дожил до лучших для собора времен…

Во время реставрации собору не только вернули утраченное. Он получил даже то, чего у него никогда раньше не было: вокруг нового дубового 96-метрового шпиля, покрытого свинцом, появились бронзовые статуи четырех евангелистов и их символов – Марк со львом, Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Помимо устрашающих гаргулий, и прежде украшавших концы балок и водосточных труб, на крыше собора появились химеры – полулюди-полуживотные, полуптицы-полузвери.

Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.

Уже позже, когда началась реставрация, другой писатель – Проспер Мериме – добился, чтобы витражи огромных окон собора выполнили из цветных стекол, как то было раньше, а не из белых. Может быть, оттого внутри собора всегда царит сумрак, а порой не видно даже сводов, зато ощущение, что ты попал в Средневековье, - полное. Только почему-то так светло при этом на душе.

Как добраться

Но, прежде чем попасть в Средневековье, надо попасть на остров Ситэ.

Даже если мне достается гостиница в нескольких километрах от Собора Парижской Богоматери, я все равно не могу отказать себе в удовольствии дойти до него пешком – не торопясь, по старым улицам и зеленым бульварам, мимо исторических зданий и памятников, знакомых еще по школьным учебникам французского.

Конечно, если вы в Париже в первый раз или приехали с группой, то придется забраться в автобус и ехать «как все». Но Париж не любит тех, кто любит быть как все, и потому, поглядывая из окна автобуса, с городом не перейдешь на «ты». Ну ладно, всякое бывает: вы и вправду боитесь потеряться на незнакомых улицах, или вам просто трудно долго ходить пешком.

Есть хитрый промежуточный вариант – метро: вы то идете, то едете. Ситэ, Нотр-Дам – это еще и нервный узел Парижского метрополитена. Здесь сходятся сразу пять линий метро, а значит, можно без проблем приехать сюда из любого округа Парижа. На самом острове вас ждет станция, естественно, «Ситэ» («Cité»), на левом берегу Сены – «Сен-Мишель» («Saint-Michel», она на снимке внизу), «Клюни – Ля Сорбонн» («Cluny – La Sorbonne»), «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), на правом – «Пон Мари» («Pont Marie»), «Отель дё Виль» («Hôtel de Ville») и, конечно, крупнейшая пересадочная станция «Шатле» («Châtelet»).

Если решите добираться на метро самостоятельно, без франкоговорящего гида, при этом не зная языка, напомню: во всех французских словах ударение всегда ставится на последний слог. Если будете покупать билет не в автомате, а у кассира, или, чего доброго, заблудитесь «в переходах подземных станций», вам надо будет сказать, куда вы едете. Вот тут-то, произнося название станции, не забудьте про ударение, иначе вас просто не поймут.

Можно войти?

Приехали. Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери. Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, - и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

Почему Париж стоит мессы

Наверное, нет смысла рассказывать, что именно вы увидите внутри и наверху. На это надо посмотреть своими глазами, только тогда вы поймете смысл фразы короля Генриха IV «Париж стоит мессы». Анри знал, о чем говорил, когда переходил из протестантов в католики, чтобы занять французский престол.

Кстати о мессе. Однажды нам с другом довелось попасть в Нотр-Дам во время богослужения. В листовке-программке, обнаруженной у входа в собор, мы прочли, что сегодня мессу проводит не кто-нибудь, а сам архиепископ парижский кардинал Люстиже (ныне, увы, покойный). В тиаре и белом облачении, сопровождаемый служкой с кадилом, он прошествовал по проходу между скамьями и плетеными стульями к кафедре. Служка снял с архиепископа тиару, под которой вдруг обнаружилась знаменитая кардинальская шапочка красного шелка.

Братья и сестры, - неожиданно спокойным и теплым голосом сказал глава французских католиков, - сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память нашего брата во Христе кардинала NN, который посвятил себя обращению во христову веру новооткрытых племен Амазонии. Недавно он ушел из жизни. Помолимся за него.

Все, кто был в соборе, встали и начали читать общую молитву. Оказывается, здесь не осталось ни одного туриста, кроме нас. И мы с другом, по рождению православные, тихонько покинули собор, потому что молиться в те давние годы были еще не обучены, тем более на французском... Может быть, однажды и вам повезет, и вы попадете на мессу, чтобы понять, что же имел в виду король Анри четвертый.

Когда же вы вновь окажетесь на площади перед Собором Парижской Богоматери, унося с собой незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь, сделайте еще несколько шагов прямо от выхода из храма. Вы увидите, как люди, приехавшие из самых разных стран, толкутся у вделанного в мостовую металлического пятачка размером с блюдце. Это нулевая точка дорог Франции, там так и написано на чистом французском. Отсюда вы можете пойти в любую сторону, и если успели полюбить Париж, то вам будет интересно в любой его точке.

Например, в расположенном совсем неподалеку – некогда крепости, затем дворце, а теперь музее.