Святая софия житие. Мученицы вера, надежда, любовь и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София

Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови. С одной стороны поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а младшей - 9) уже настолько проникнуты были христианским чувством, настолько тверды тою силою, которою оно действует в немощи человеческой, что не поколебались перед страшнейшими пытками, способными устрашить даже окрепших, возмужалых людей, чему и бывали примеры в разные времена, в лице несчастных, недостаточно воодушевленных своими убеждениями… Не менее поражает с другой стороны и твердость матери, не отступившей перед истязаниями своих детей даже до смерти их, когда представляешь себе всю глубину несравнимого ни с какими человеческими чувствами - чувства материнской любви к детям. Кто может измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при зрелище страданий и смерти всех Ея детей… Она неизмерима. Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему, и наполнилось Его сладким и владычественным присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим это сердце непреодолимою твердостью. В этой-то истинной любви к Богу - Христу - Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной, проявленной немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его. Каким же путем, в применении к житейским условиям, выросла эта сила, сокрушившая все земные испытания? София была не по имени только, а по делам христианка, стало быть, преисполнена благочестия, выражавшегося в добрых делах, примером которых и воспитала она детей своих. Что они видели, тем и наполнились; какою пищею питались души их, из того и образовались, и, возрастая при матери - истинной христианке, и сами сделались истинными христианками с самого юного возраста. И когда их мать вдова, жившая в Риме, была потребована вместе с ними на суд во время гонения на христиан около 137-го года, то они оказались, несмотря на их молодые годы, уже созревшими для высшего духовного подвига; в них уже была любовь к Богу, которая не могла их допустить отречься от Него; в них была вера, что земные страдания - ничто в сравнении с вечным счастием, которое ожидает пострадавших ради любви своей к Богу; в них была надежда, что Бог им поможет в страшном испытании силою Своею. Мать их, не расточившая праздно дорогого времени, не пропустившая ни одной минуты для внушения детям спасительных истин, успела рано воспитать в них сосуд драгоценный, готовый для восприятия славного венца мученического.

- «Господи!, не оставь нас, но Сам помоги нам не устрашиться мук, не устрашиться смерти! Помоги нам, Спаситель наш, не отступить от Тебя!» - взывали молитвенно эти будущие подвижницы, призванные на суд гонителями Христа. И, помолясь, спокойно пошли, предав себя в волю Того, Кто не велел бояться убивающих тело, но душу убить не могущих…

На суде, на вопрос о происхождении и о вере Софии, она безбоязненно отвечала, что она - раба Христова, неисповедимому имени Которого должны поклоняться все сотворенные Им на земле… И детей моих, - продолжала она, - обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленную свою чистоту - для нетленного Жениха, Сына Божьего"

Отведенная с детьми своими к одной язычнице, именем Палладии, которой поручено было убедить ее не жертвовать детьми и счастьем их ради веры в распятого Христа, София три дня, предоставленные ей до нового суда, провела в молитве и увещании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу.

Дети мои дорогие! - говорила она своим дочерям, - вот, настало теперь время подвига нашего ради Иисуса Христа. Не устрашитесь пострадать за Него и лишиться временной жизни ради вечной жизни в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту… Не прельститесь также, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные. Все это исчезает, как дым, как пыль разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не бойтесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя, чем Он забудет Своих людей. О дети, вспомните, что я в страданиях родила вас, в трудах воспитала вас, вспомните, как я учила вас любви и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Христа. Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими ради Господа нашего!

Глубоко прониклись души христианских девочек этим увещанием их матери; как-бы запечатлело оно воспитание, данное им ею, и дивно-прекрасным плодом расцвели внезапно семена, с детства посеянные матерью в сердцах их. Когда снова призваны они были на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили перед страшными муками и одна вслед за другою - старшая - Вера, вторая - Надежда, младшая - Любовь, убеждая друг друга и ободряемые матерью, перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу, и биение палками, так что израненное тело распадалось кусками… И, оставшись ради проявления славы Господней невредимыми среди всех этих мучений, были наконец усечены мечем. Какою же болью должны были отзываться в сердце Софии все эти лютые муки, которыми в ее глазах терзали ее детей.

Для выражения той боли нет слов на языке человеческом. Нет слов и для выражения того неземного утешения, которое могло преодолевать такую боль

И вот, София перенесла мучения и смерть своих детей. Ее же и не подвергали иному испытанию, может быть, по жестокому расчету, что оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей… Ведь язычникам не понять было ее христианского утешения… Но Сам Господь скоро всецело утешил пострадавшую за Него если не плотию, то сердцем Софию. Похоронив детей своих в одной могиле, она неотступно в молитве пребывала на ней и в третий день успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила и детей своих научила любить Его… Мощи свв. мучениц были в 777г. отпущены папою Адрианом епископу Страсбургскому Ремигию в Эльзас, где в церкви Эшо и показывается каменный гроб их.

Кто такая святая София?

София – итальянка, жившая в Риме во II столетии, известна, как женщина не только мудрая, но и как искренне верующая христианка, ведущая праведный, богоугодный образ жизни. Будучи в браке, она родила трех дочерей, которые были названы в честь главных добродетелей человеческих – Вера, Надежда, Любовь . Всю свою жизнь София молилась, изучала Слово Божье, и учила этому своих детей. Немногим позже после появления на свет самой младшей дочери, женщина овдовела, но продолжала вести праведную жизнь в молитвах и изучении Слова Божьего. Дети ее воспитывались в любви к Господу, молитвах, соблюдая посты и Заповеди Божьи, изучая христианскую литературу, проявляя добродетель.

О семье праведниц стало известно всем вокруг, и слух о них дошел до Антиоха. Встретившись с ними, он узнал, что они проповедуют христианскую веру, не скрывая этого, и презирая язычество. О Софии и ее дочерях Антиох рассказал Адриану – правителю Рима, который тотчас послал за ними своих слуг. Увидев их, женщина поняла, что ожидает ее и ее дочерей. Всей семьей они стали молиться, прося Господа, чтобы не дал им убояться пред лицом смерти, и отречься от веры своей. Произнеся молитву, София, Вера, Надежда и Любовь взялись за руки и отправились к монарху, часто обращая взоры на небо, умоляя, чтобы Бог не оставил их.

На вопрос правителя о том, как ее зовут, София ответила, что ее имя – Христианка, чем разгневала монарха, но произвела на него впечатление женщины мудрой и непоколебимой. Он велел слугам отправить ее вместе с дочерьми к женщине, которую звали Палладия. Ей велено было наблюдать за семьей в течение трех дней. Когда этот срок истек, Софию и детей ее снова привели к Адриану.

Жизнь святой Софии и ее дочерей (Вера, Надежда, Любовь)

Находясь в доме Палладии, София неустанно днем и ночью давала назидания дочерям, чтобы они не устрашились мук телесных, которые им придется принять от палачей императора. Она учила их, что молитва поможет не замечать боль, если на устах их будет молитва, а в сердце – любовь к Господу, и что после мученической смерти ждет их встреча с Иисусом Христом. Наставляла Веру, Надежду и Любовь мать и о том, что император будет обещать им мирские блага в обмен на их отказ от веры христианской и признание идолов языческих, но делать этого, ни в коем случае, нельзя.

Когда спустя три дня София и ее дочери вновь предстали перед Адрианом, он стал требовать от них признания языческих богов, а когда они отказались, он приказал мучить сначала старшую дочь Софии Веру, затем среднюю дочь Надежду, а за ней – младшую дочь Любовь. Переживая испытания, назначенные им жестоким императором, девы не переставали молиться и петь хвалебные песни Господу, не чувствуя боли телесной. Гневаясь и раздражаясь, Адриан приказывал умерщвлять мечом одну сестру за другой, а они лишь благодарили Бога за то, что не отрекся от них и дал сил выдержать муки. София, подавив в себе чувство сострадания к дочерям, молилась и радовалась, что дети ее не убоялись, и не отказались от веры Христу. Единственное, чего она боялась – проявления малодушия со стороны своих детей, и этого не произошло.

Император не велел умерщвлять Софию, что было частью его жестокого наказания за неповиновение. По его замыслу, она должна была получить страдания, не только видя мучения своих дочерей, но и хороня их. Забрав тела Веры, Надежды и Любови, София отвезла их далеко за город, и там похоронила. Из глаз ее текли слезы, но не горестные, а радостные – она знала, что ее дети уже встретились с Христом. Три дня женщина молилась на могилах детей своих, там скончалась, и была похоронена на этом же месте. Таковым было Господне утешение святой и мудрой женщине.

Вера приняла смерть в возрасте 12 лет, Надежда – в возрасте 10 лет, Любовь – в 9 лет.

Святые мученицы своим примером показали, что вера помогает справиться с любыми испытаниями, и сила ее намного более велика, чем силы и испытания телесные. Для всех матерей София стала образцом мудрости, стремления воспитать детей в вере, послушании, чести. Дочери ее стали образцом проявления главных добродетелей человеческой души.

Мощи святых дев и их матери с 777 года время находятся на острове Эшо, в аббатстве, которое названо в честь Святой Софии, где всегда много паломников, чтящих их память и подвиг.

Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София пострадали в Риме около 137 года при императоре Адриане. Святая София, твердая христианка, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу. Слух о благонравии, уме и красоте девиц дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть, узнав, что они христианки.

Святые девы, понимая, с какой целью их призывает император, обратились с горячей молитвой к Господу, прося Его об укреплении их духовных и телесных сил в страданиях. Их самоотверженная мать радостно благословила их на мученический подвиг, убеждая дочерей не боятся кратковременных мук и твердо стоять за веру в Христа Спасителя.

Когда святые предстали пред императором, все были изумлены спокойствием их духа. Казалось, они пришли на пир, а не на мучения и смерть. Адриан призывал по очереди всех трех сестер и ласково убеждал их принести жертву богине Артемиде, но получил от всех твердый отказ и согласие претерпеть все муки за Господа Иисуса Христа. Император приказал жестоко истязать сначала старшую — Веру, затем — Надежду и младшую — Любовь, стремясь устрашить юных христианок лютостью мучений старших сестер. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

"Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю", — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Но Господь Своей невидимой силой сохранял их: перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Мать их, святая София, видя истязания дочерей, проявляла необыкновенное мужество и находила в себе силы убеждать их терпеть страдания, ожидая награды от Небесного Жениха. И святые девы радостно приняли свой мученический венец.

Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать их земле. Она положила их в ковчег, с почестями отвезла на колеснице за город, похоронила, три дня сидела у могил и наконец, предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Верующие погребли ее рядом с могилами ее дочерей. За великие муки матери, претерпевшей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица. Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

История мощей святых мучениц

Вплоть до Французской революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как "ясеневый остров"). Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".

В 1792 году, спустя три года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

В самом правом из реликвариев хранится вторая частица мощей св. Софии, привезенная из Рима в 1938 году. В центральном реликварии хранится частица Животворящего Креста Господня.

Церковь Эшо, Эльзас.

Жители эльзасской деревни Эшо (название деревни переводится как «Ясеневый остров»), расположенной на востоке Франции, уже привыкли к многочисленным православным паломникам, прибывающим в их католическую церковь во имя святого Трофима поклониться мощам мученицы Софии - матери дочерей Веры, Надежды и Любови, пострадавших в Риме (ок. 120 или 137 г.) при императоре Адриане. Эта церковь когда-то была центром аббатства святой Софии, основанном Страсбургским епископом Ремигием, доставившим сюда в 777 году из Рима святые мощи мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. Мощи мучениц находились в Эшо до Великой французской революции, в которую монастырь был разрушен. Святые мощи тогда исчезли, но куда и при каких обстоятельствах - неизвестно, как неизвестно и то, где находятся они сейчас. В 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», и началось ее постепенное восстановление.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби. Папой Львом III была составлена специальная месса, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля. Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»).

Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).

О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII-VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом - Пистис, Елпис, Агапи и София.

Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц

К VII веку относятся и два письменных документа, повествующих о паломничествах по Италии во времена папы Григория I Великого, изучение которых дало повод некоторым исследователям сделать вывод, что существовали две группы одноименных мучениц, тела которых были погребены в разных местах. Так, гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находились «на кладбище святого Панкратия, на Аврелиевой дороге», а могила мучениц Fides, Spes, Caritas, Sapientia - «на кладбище святого Панкратия на Аппиевой дороге».

Почитание мучениц было издавна широко распространено и на Руси, где при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии - Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке - Вера, Надежда и Любовь. Имена мученич символичны: мудрость - мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви.

На византийских иконах святые Пистис, Елкис и Агапи изображались так, что их возраст не подчеркивался, за исключением изображения сцен мученичества. В древнерусской же иконописи появились иконы, где в центре представлена святая мать, а перед ней - три небольшие фигурки малолетних дочерей. В некоторых храмовых росписях и в иконописи святая София и мученицы Вера, Надежда и Любовь представлены вместе стоящими, одиного роста. То же можно видеть и на фреске в Кельнском соборе.

В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12 лет, Надежде - 10, а Любови - 9) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе: мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу.

В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757-767) были перенесены в построенную новую церковь на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии. В 777 году мощи мучениц перенесены из римской церкви святого Сильвестра в Эшо.

Выполненный из песчаника саркофаг (XIV в.), в котором с 1938 года хранится частица мощей святой Софии, установлен в церкви Эшо на белом постаменте с поддерживающими его небольшими колоннами. Он имеет следы стершихся от времени рисунков и барельефов, рассказывавших о некоторых сценах из жития мучениц. На стене, слева и справа над ковчегом, укреплены цветные скульптурные изображения мученика Христофора и основателя аббатства епископа Ремигия, а в центре - святой Софии и ее дочерей-мучениц.

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы и доблестных дщерей мудрая мати София, к вам ныне притецем со усердною молитвою…». Слова этой молитвы звучат из уст паломников, прибывающих на автобусах в Эшо, чтобы вместе со священником совершить у святых мощей молебен, прочитать акафист, поклониться мощам, помолиться и помянуть своих близких, особенно любимых детей, носящих имена святых отроковиц и их матери Софии. Для православных паломников не столь уж важным представляется сравнительный анализ агиографической литературы и таинственная история с исчезновением мощей мучениц Веры, Надежды, Любови. Их мало заинтересуют выводы, сделанные исследователями из Научного общества болландистов (г. Антверпен, Нидерланды), основателем которого был Ж. Болланд (1596-1665), которые занимаются публикацией каталогов рукописной житийной литературы и изданием житий святых (Acta sanctorum). Изучив древнейшие мартирологи, они выдвинули такое предположение: сами мученицы Вера, Надежда, Любовь вовсе и не были реальными личностями, а являются только аллегориями или персонификациями христианских добродетелей.

  • 09 Октябрь 2018
  • Встреча с Россией (Исповедь горожанина)

    Я не знал, что такое Россия,

    Хоть и жил в ней от самых пелен…

    В суете я расходовал силы,

    Моя жизнь проносилась, как сон.

    Лишь к земле прикоснувшись, очнулся

    И почуял таинственный ток.

    Встрепенулся мой дух, оглянулся

    И… заплакал. Ах, если б я мог

    Все оставив, бежать в эти дали

    И забыть городские шумы,

    Чтоб метели мой след заметали,

    Как лиса заметает следы…

    Я люблю это поле и реку,

    И сходящий под вечер туман…

    На земле можно стать человеком,

    А быть может - и выстроить храм

    В своем сердце, забыв о тревоге,

    Затерявшись в путях без дорог…

    Я сегодня увидел Россию

    Оком сердца… И больше не смог

    Жить, как прежде. Отныне надеждой

    На свободу горит моя грудь.

    Я нежданно увидел Россию…

    И надеюсь, в нее я вернусь

  • 13 Август 2018
  • Сбылась моя многолетняя мечта: я побывала в такой глуши, где почти совсем нет цивилизации. Где люди не испорчены суетой и спешкой, а природа не осквернена пластиком и выхлопными газами. Где не надо "кадрировать" свой взгляд, чтобы не видеть всяческих железяк: от ржавой арматуры до новенького (но воняющего бензином) авто. Где лес щедро дарит грибы и ягоды, а люди так привыкли к этой щедрости, что переняли ее и с радостью сообщают друг другу о найденном ими малиннике или земляничнике. Плодом путешествия стали несколько стихов. Радостных - и немного грустных, ведь возвращаться пришлось очень скоро...

    Забытый рай

    Здесь когда-то играли свадьбы

    И кипела жизнь через край,

    Украшались к балам усадьбы,

    А теперь здесь забытый рай.

    Тишиной заповедной этой

    Мою душу он исцелит.

    Но… Что будет грядущим летом? -

    Мысль об этом в уме саднит…

    Три козы у бабушки Оли,

    Обнесенный жердями двор…

    Крытый погреб, да чисто поле,

    Темный лес - до небес шатер.

    Старики доживают годы,

    Молодежь в городах давно,

    Заросло иван-чаем поле,

    Не родит к сентябрю зерно…

    Что здесь будет грядущим летом? -

    Это ведает добрый Бог.

    Здесь сегодня приют поэтам,

    На столе - с молоком пирог.

Объявления

  • 18 Июль 2011
  • Дорогие друзья!

    Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений - пишите мне на электронный адрес [email protected] - думаю, мы найдем общий язык.

Житие мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Во втором веке по Рождестве Христовом в древнем городе Риме жили три юные девочки-христианки: Вера, Надежда и Любовь.Они были родными сёстрами и очень любили друг друга. Девочки никогда не ссорились и во всём слушались свою мать - мудрую и благочестивую Софию. Отец же Веры, Надежды и Любови умер, когда его дочери были ещё совсем маленькими.

Существует древнее выражение: «по имени - и житиё». И сёстры действительно преуспевали в тех добродетелях, в честь которых получили свои имена: они крепко верили в Бога, горячо любили Его и всегда надеялись на Его помощь. Такими их воспитала добрая мать, имя которой - София - переводится с греческого языка как «премудрость». Вера, Надежда и Любовь никогда не скучали: они то дружно делали домашние дела, то читали благочестивые книги, то усердно молились. Так шли годы. Вере было уже двенадцать лет, Надежде - десять, а младшей - Любови - исполнилось девять лет. Девочки были так красивы и умны, что о них стали говорить в городе, и слух этот дошёл до самого римского императора - язычника Адриана. Рассказали царю и о том, что прекрасные юные девицы - христианки, и не скрывают своей веры в Распятого Спасителя. Разгневался Адриан - он ненавидел христиан и хотел всех их убить или заставить сделаться язычниками, - и велел привести к себе девочек и их мать.

Благочестивая София и её дочери сидели в небольшой чистой комнатке своего уютного домика и тихо беседовали о спасении души. Вдруг в дверь постучали.

- Войдите. - Произнесла София и в жилище вошли трое воинов.

- Здёсь живут вдова София и три её дочери? - Спросил один из пришедших.

- Да, это мы.

- Великий царь - император Адриан - зовёт вас к себе. Вы должны явиться к нему немедленно.

Мать с дочерьми переглянулись - они поняли, для чего их зовут во дворец.

- В сесильный Боже! - Подняла очи к небу София - Сотвори с нами по Твоей святой воле и не оставь нас! Укрепи наши сердца, да не устрашимся мы мучений и смерти! Пусть ничто не сможет отторгнуть нас от Тебя - Бога нашего.

- А минь. - В один голос произнесли дочери и поклонились Богу.

Затем они взялись за руки и все вместе пошли в царский дворец. Без малейшей робости вошли они в величественное здание, украшенное мощными колоннами и изваяниями языческих богов. Перед входом мать и дочери смело осенили себя крестным знамением, не обращая внимания на стоящих вокруг идолопоклонников.

Император Адриан горделиво восседал на своём украшенном золотом троне и свысока смотрел на пришедших. Христианки почтительно поклонились земному царю. Император молчал, изучающе глядя на святых девиц и их мать. Он хотел увидеть в их лицах страх, тоску, отчаяние - но христианки весело и спокойно взирали на Адриана, словно их ожидали не мучения, а светлый праздник.

- Скажи мне, женщина - наконец прервал молчание язычник - кто ты такая, и как зовут твоих дочерей? Какую веру вы исповедуете?

Премудрая София так отвечала царю, что все стоявшие вокруг трона придворные, да и сам император, удивлялись её разуму. Благочестивая вдова коротко сказала о своём имени, о происхождении и стала говорить о Христе, прославлять Его святое имя.

- Я - христианка, - смело произнесла она, - вот то драгоценное имя, которым я могу похвалиться. И дочери мои - невесты Христовы - Ему Одному они обещали посвятить всю свою жизнь.

- Ну что ж… - помрачнев лицом, медленно проговорил император, - ты прекрасно знаешь, София, чем грозит тебе и твоим юным дочерям то, о чём ты сейчас так бесстрашно говорила. Даю тебе на размышление три дня - подумай, стоит ли так безжалостно обрекать на страшные муки твоих прекрасных, таких ещё маленьких девочек… Пока что я не стану сажать вас в мрачную темницу - напротив, отправлю в богатый дом знатной патриции Палладии. Отдохните там в довольстве и роскоши, посмотрите - как живут верные служители великих богов…

Ожидание смерти часто бывает для человеческой души тягостнее самой смерти, а роскошь и телесные наслаждения расслабляют сердце, отдаляют его от Бога. На это и рассчитывал коварный язычник; надеялся, что за три дня, проведённых в ожидании мучительной смерти, юные девицы и их мать ослабеют духом и согласятся отречься от Христа. Но не таковы были София и её дочери. Находясь в доме Палладии, они строго постились и не желали даже посмотреть на окружавшую их роскошь. Души святых были устремлены к Небесному Жениху - Христу, к скорой встрече с Ним. Вера, Надежда и Любовь не боялись мучений: они так любили Христа, что сами хотели пострадать за Него, чтобы быстрее встретиться с Ним; так верили в Его всемогущество, так надеялись на Его милость, что знали - Бог укрепит их, даст им силы перенести страшные муки и среди самых мучений утешит их души такой радостью, какой не знают живущие в мраморных дворцах идолопоклонники. А после кратковременного мученического подвига их ждёт нескончаемое блаженство. Об этом снова и снова говорила премудрая София своим милым чадам и те с радостью слушали её. Так прошло три дня.

- Отведённое вам на размышление время прошло. - Приветствовал мучениц император. - София, я не стану с тобой говорить. Пусть девочки сами решат свою участь. - И Адриан с притворной ласковостью обратился к отроковицам - Дети мои! Я вижу вашу красоту и молодость и жалею вас, как отец! Неужели вы хотите подвергнуться страшным, нестерпимым мукам и лишиться жизни? Все вокруг кланяются древним богам и наслаждаются жизнью - так и вы отбросьте веру в Распятого, принесите жертву великой Артемиде, или Зевсу - и я награжу вас! Я дам вам несметные богатства, назову своими дочерьми, вы станете знатными и уважаемыми! Если же вы не послушаетесь меня - я изуродую ваши юные тела, вырву из них жизнь и брошу их на съедение псам!

- Наш Отец - Небесный Бог, Который заботится о нашей жизни и милует наши души. - Спокойно произнесла старшая из сестёр - Мы хотим быть любимыми Им, называться Его истинными детьми. Ему Единому мы поклоняемся, а на твоих богов, на твои посулы и угрозы мы плюём.

- Мы только того и желаем, чтобы претерпеть горькие муки ради нашего сладчайшего Господа Иисуса Христа. - Добавила Любовь.

- Так вы говорите?! - Дрогнувшим от негодования голосом произнёс царь - Первый раз вижу, чтобы такие маленькие дети уже были такими упорными в своём христианстве! Ну погодите же! Бейте её без жалости! - указал он воинам на старшую из девиц.

Те сорвали со святой Веры одежду и стали жестоко бить её, говоря: «Принеси жертву великой богине Артемиде!» Но девочка мужественно терпела и не произносила ни звука. Мать и сёстрымолча взирали на страдания девицы и молились, чтобы Господь помог ей. Многие же из стоявших вокруг людей с жалостью шептались между собой:

- За что мучают эту прекрасную девицу, не совершившую никакого преступления?

- Горе царю - в своей жестокости он дошёл до безумия - бесчеловечно губит даже малых детей!

В это время раздался злобный голос императора Адриана:

- Принесите сюда железную решётку, раскалите её и положите на неё эту христианку!

Воины побежали исполнять поручение. Но Господь не попускает верным Ему людям страданий, которые превышают их силы: два часа лежала святая Вера на раскалённой докрасна решётке, и нисколько не опалилась. Затем девицу бросили в наполненный кипящей смолой котёл, но и тут Бог хранил Свою невесту - Вера сидела в клокочущей смоле, как в прохладной воде и, оставаясь невредимой, радостно воспевала Христа.

Отрубите ей голову! - Наконец с досадой проговорил мучитель.

- Слава Тебе, Господи! - Обрадовалась Вера и, подойдя к святой Софии, сказала - Мама, молись обо мне, чтобы мне закончить свой подвиг и увидеть возлюбленного Господа

- И ты молись обо мне пред Престолом Божиим. - Ответила дочери святая София.

Вера обняла и поцеловала мать, затем сестёр и преклонила голову под меч. София с любовью обняла её многострадальное тело и тихо произнесла:

Слава Тебе, Господи! - Святая мать искренне радовалась за своё любимое дитя - ведь София знала, что Верастала святой мученицей и Царь Небесный принял её в Свой светлый чертог…

А жестокий мучитель велел подвести к себе среднюю из сестёр - Надежду. Он стал льстиво уговаривать её принести жертву идолам, но девочка мужественно ответила ему:

Царь! Разве я не сестра той, которую ты только что умертвил? Я верую в Того же Бога, что и она и готова идти тем же путём, каким прошла Вера. Не медли и не говори лишних слов, мучь меня, как хочешь - и убедишься в моём единомыслии с сестрою.

Как и Веру, святую Надежду долго и жестоко били, но девочка молча терпела и лишь смотрела на свою мать. А та усердно молила Бога, чтобы Он даровал терпение своей рабе.

- Бросьте её в огонь! - приказал царь. Слуги развели огромный костёр и подвели к нему отроковицу. Девочка смело вошла с середину ревущего пламени. Широко раскрыв глаза, изумлённые язычники смотрели на маленькую девочку, спокойно стоящую на горящих дровах. А надежда радостно славословила Бога. Дрова уже начали прогорать, когда охваченный бессильной яростью царь приказал:

- Вытащите её из огня и строгайте железными когтями!

Воины хотели было исполнить повеление императора, но не могли подойти к святой - их-то огонь опалял при приближении к нему. С жалостью посмотрев на мечущихся вокруг костра язычников, святая Надежда вышла из пламени и подошла к столбу. Долго мучили её палачи, но не могли победить терпения укрепляемой Богом маленькой девочки.

- Помощью Христовой, я не боюсь мучений - радостно говорила святая - Мне сладка мука за Господа моего!

Тогда царь приказал посадить Надежду в котёл с кипящей смолой. Но, едва лишь раскалённый вар заклокотал в огромной посудине, чугунный котёл вдруг расплавился и смола потоком хлынула на язычников. Крик, вопли, стоны наполнили царский дворец.

- Отрубите ей голову! - Приказал мучитель. Святая Надеждапростилась с матерью и сказала, обращаясь к младшей сестре:

- Не оставайся здесь и ты, Любовь! Предстанем вместе перед Святой Троицей! - Мученица преклонила главу под меч, и душа её с радостью полетела к своему Небесному Жениху.

Теперь настал черёд младшей из сестёр - Любови - делом засвидетельствовать свою верность Спасителю. Мучитель уговаривал девочку отречься от Христа, затем велел избивать её палками, но святая отроковица оставалась непреклонной. Язычники бросили её в раскалённую печь, но Бог сохранил Любовь невредимой среди огня, как и её старших сестёр. Девочка радостно воспевала Бога, спокойно ходя среди расступающихся перед ней языков пламени.

- Смотрите, смотрите! - вдруг воскликнул кто-то из стоявших неподалёку от печи и все увидели какие-то светлые лица, радовавшиеся среди огня вместе с мученицей.

- Сёстры пришли навестить её… - прошептала какая-то женщина.

- Или Ангелы…

- Да колдовство это всё! - зло огрызнулся на говоривших богато одетый вельможа с помятым от нетрезвенного веселья лицом.

Вдруг из жерла печи полетели раскалённые искры, языки пламени вырвались наружу и погнались за бросившейся в бегство толпой.

- Помогите! - Страшно закричал, пытаясь сорвать с себя загоревшуюся одежду говоривший о колдовстве язычник.

Сам царь, забыв про подобающее его сану величие,соскочил с трона и опрометью бросился бежать, туша вспыхнувшую на теле тогу. Лишь София осталась стоять на месте, отрешённо глядя куда-то ввысь. Душа её пребывала там, куда отправились две её милых девочки и куда готовилась перейти третья… Огненная река огибала святую мать, не причиняя ей ни малейшего вреда.

Когда печь погасла, Любовь спокойно вышла из неё, бестрепетно ожидая, какие ещё истязания изобретёт для неё разъярённый идолопоклонник. Адриан приказал провертеть буравами руки и ноги маленькой девочки. Укрепляемая Божественной благодатью, Любовь претерпела мучения и радостно выслушала свой смертный приговор.

- Пою и благословляю имя Твоё, Господи, Иисусе Христе, любящий меня, рабу Твою Любовь, сподобивший меня претерпеть муки за веру в Тебя! - Молилась она.

Наконец, душа третьей из невест Христовых, ликуя, покинула измученное страданиями тело, и полетела вслед за сёстрами туда, где её ожидала вечная радость.

Мучитель не стал предавать телесным страданиям святую Софию. Он понимал, что видеть мучения своих детей - гораздо большая мука для матери, чем если бы она страдала сама, и жить, помня о страданиях и смерти любимых чад - гораздо тяжелее, чем идти вслед за ними. Но София благодарила Бога, удостоившего её дочерей Вечной славы; она радовалась духом, зная, что её милым девочкам уже не может грозить вечная погибель, что они уже соединились со своим Небесным Женихом.Воистину - не пострадав телом, духом София страдала вместе с каждой из своих дочерей и стяжала себе ещё больший, чем они мученический венец! Святая мать с честью похоронила Веру, Надежду и Любовь и три дня неотлучно провела на их могиле, молясь возлюбленному ею от всего сердца Господу. Здесь она тихо скончалась и навечно соединилась в Боге со своими любимыми дочерьми, разлуку с которыми не побоялась претерпеть ради Христа.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, молите Бога о нас!


Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138 гг.), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану.
Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.