16 сентября день петра и февронии. Дополнительный день празднования памяти святых петра и февронии

Валерий Коновалов:
- Они жили долго, счастливо и умерли в один день. Это — о них, святых супругах из Мурома (день их памяти отмечают 8 июля ), которые, как ни странно, со временем становятся у нас все популярнее.
Странно, потому что их история может показаться очень несовременной. Ведь главное, что им в жизни удалось, это сохранить свою семью, любовь и верность друг другу. Разве может такой сюжет привлечь современного человека? Еще Лев Толстой заметил, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Вот несчастливые — другое дело. Тут возможны самые неожиданные повороты. К тому же традиционная семья сегодня вообще, похоже, выходит в мире из моды. А уж эта супружеская пара из XIII века от современных веяний, кажется, безнадежно отстала. Но не все, оказывается, так безнадежно. Чем-то все же притягивает к себе история муромских святых и нынешнюю молодежь...
Недавно церковный Синод принял очень необычное решение. , который предписано отмечать в воскресный день, предшествующий 19 сентября, в нынешнем году это 15 сентября. Объясняется такое решение тем, что очень много молодых пар в последние годы желают вступить в брак именно в праздник Петра и Февронии, а нынешняя дата 8 июля приходится на Петров пост, когда венчание не разрешается. Вот и учрежден для этого еще один праздник.
Создана и специальная молитва Петру и Февронии — как покровителям семейной жизни и супружеской любви. Она будет читаться во всех храмах . Наверняка пригодится и многим верующим людям для домашних молитв. Ведь поводов, чтобы попросить помощи в семейных проблемах, бывает немало, пожалуй, у каждой супружеской пары. Ситуации тут в самом деле возникают самые разнообразные.
Впрочем, и насчет похожести счастливых семей с классиком можно поспорить. Чего-чего, а неожиданных поворотов и приключений в семейной истории Петра и Февронии хватало. Само знакомство их получилось необычным. Муромский князь Петр серьезно заболел, а простая девушка Феврония, дочь бортника, сумела его вылечить. На радостях Петр обещал на ней жениться, но, выздоровев, не спешил выполнять обещание. И тут болезнь вернулась.
Тогда Петр понял: это — судьба. Вот только окружение князя всячески противилось его неравному браку. Началась жестокая борьба против молодой семьи. В ход пускались интриги, шантаж, угрозы.
Кончилось дело ультиматумом: или жена, или власть. Петр бросил власть, богатство, положение в обществе. Вдвоем с любимой на лодке они отправились в неизвестность. Но путешествие их было недолгим. В Муроме начались распри. Гонцы нашли путешественников и уговорили вернуться на престол.
И уже после этого началась их долгая счастливая жизнь, в конце которой они приняли монашеский постриг и скончались одновременно.
Их святые мощи и сейчас открыты для поклонения в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
И в некоторых московских храмах, например в церкви «Малое Вознесение» на Большой Никитской, тоже есть иконы святых Петра и Февронии с частицами их мощей . У иконописцев в последнее время все больше заказов на изображение муромских супругов. Это потому, что прихожане все чаще спрашивают священников: где помолиться о семейном счастье. Значит, есть запрос на такую семью — образца Петра и Февронии.

15 сентября, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских в Иверском храме обвенчались две пары. Все это очень символично, ведь Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака.

Утром состоялась Божественная литургия, на которой звучали тропари и кондаки святым Петру и Февронии. После службы прошел молебен этим святым у иконы с частицами мощей благоверных князя и княгини.
После молебна прошло таинство венчания. Его совершил иерей Георгий Торопцев.
Заключить брак на небесах в этот день решились жители города Юрий и Татьяна Кертица, Владимир и Людмила Харитоновы.
– Поженились мы семнадцать лет назад. Решение обвенчаться приняли вместе с мужем, – мотивирует свое решение Татьяна.
Кстати, слово супруг пришло к нам из старославянского языка. Оно имеет общий корень со словами упряжь, запрячь, сопряженный. Супруг и супруга после таинства венчания находятся в одной «упряжи», то есть связаны вместе на всю жизнь. И в горе, и в радости они должны быть рядом, поддерживать друг друга.


После таинства венчания отец Георгий обратился к супружеским парам с проповедью:
– Поздравляю вас с законным браком. Будем Бога благодарить и радоваться, потому что о венчании говорится – «тайна сия велика есть». Это таинство совершается в церкви при открытых царских вратах. В писании сказано, что муж любит свою жену как самого себя, питает ее и греет, то есть заботиться о ней и несет за нее ответственность пред Богом. Нужно молиться вместе и дома, и в церкви, а потом, даст Бог, и с детьми. Семья – это малая церковь. В ней муж, жена и дети собраны во Христе, ходят в храм, причащаются. Такую семью никакие волны житейские не могут потопить.
Слава Богу, что мы находимся в Церкви Православной, Российской, Вселенской. Будем молиться, чтобы наша домашняя церковь всегда оставалась прекрепленной к этой Церкви, Глава которой – Иисус Христос Господь Спаситель наш. Родителей мужа и жены нужно называть мамой и папой. Поздравляю вас еще раз с браком. Будьте верными Богу и друг другу. Все вопросы нужно решать вместе, чтобы не было недоверия друг к другу.
Хочется напомнить, что с возрастом все мы становимся уже не как молодые и внешне, и внутренне. Приходят болезни, меняется внешниц вид, но это не должно смущать нас или ослабевать любовь нашу. Нужно держаться заповедей Божиих.
Юрию и Татьяне, Владимиру и Людмиле отец Георгий пожелал многия и благая лета. По всему храму разнеслось громкое и торжественное: «Многая лета, многая лета, многая лета, спаси Христе Боже, спаси Христе Боже, спаси Христе Боже на многая лета, на многая лета, на многая лета».
Рад, что в этот день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских вы сподобились обвенчаться. Верим, что молитвами святых Бог вас к этому привел.
Батюшка также благословил супружеские пары иконами Спасителя, Божией Матери и святых.

«Жили они долго и счастливо и умерли в один день»… Не правда ли, знакомый финал многих русских сказок? Но мало кто знает,что этот финал не придуман, а взят из реальной жизни реальных людей – муромского князя Петра и его жены Февронии. Они жили хотя и не очень долго, но так счастливо, как, дай Бог, прожить каждому из нас. И умерли – абсолютно счастливые – в один день…

Жизнь святых Петра и Февронии послужила основой для многих русских сказок о любви и верности. С другой стороны, за столетия и многие сказки стали неотъемлемой частью жития муромских святых. Так что отделить правду от народного вымысла не так-то просто, да и нужно ли? Гораздо важнее для всех нас, что Петр и Феврония своим житием ответили на, казалось бы, простой, но такой сложный вопрос: что такое истинная супружеская любовь и верность?

История их любви и жизни дает на этот вопрос ясный ответ: любовь – это не страсть, не влечение, не инстинкт. Любовь – это предназначение. Предназначение людей друг другу. И одна из главных задач человека на земле – разгадать эту задумку Бога о себе, найти в прямом смысле слова свою вторую половину.

В 2018г. 16 сентября, состоится общенациональное празднование осеннего дня памяти свв. князя Петра и княгини Февронии Муромских , почитаемых в нашем народе за святых покровителей супружества.

Летний день их памяти совершается 8 июля (нового стиля), то есть приходится на период Петровского поста, когда в Церкви не бывает венчания браков. Но многим нашим молодым (и не только молодым) людям хотелось бы сочетаться браком в день, посвященный этим русским святым, прославленным своею супружеской верностью, единством в скорбях и радостях, примером подлинно христианской семьи.

Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви установил это дополнительное празднование в воскресный день перед 19 сентября (в воспоминание перенесения их мощей в 1992 году), что в нынешнем году приходится на воскресение, 17 сентября (нового стиля).

В этот день в храмах будут совершаться торжественные богослужения, молебны свв. Петру и Февронии, где мы испрашиваем их содействия в восстановлении и укреплении супружества, в противодействии всем силам зла, которые сегодня стремятся разрушить наши семьи.

Особенно благоприятен этот день для совершения таинства венчания брака.

«Подлинную радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, установленными Творцом, когда всем сердцем стремимся быть со Христом и любить своих ближних, – говорит Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении по поводу этого праздника, – Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте».

Теперь православные христиане могут избрать эту дату для вступления в брак и совершения Таинства Венчания. По возможности в эти дни организовывать концертные программы для семей, проведение досуговых мероприятий, способствующих укреплению семейных ценностей на благочиннических и приходских уровнях.

16 сентября в храме Святых Царственных Страстотепцев в дер. Аляухово (приписной храм храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, настоятель протоиерей Алексий Гомонов.) после воскресной Литургии и молебна уже в третий раз прошел Праздник русского костюма. Проливной дождь и неблагоприятный прогноз не испугал настоящих любителей русского костюма и русских традиций! В празднике приняло участие более 300 человек.

В воскресный день, 16 сентября, в день перенесения мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, на Аляуховском подворье было многолюдно и красочно. Воскресная литургия собрала детей и взрослых в храме святых Царственных Страстотерпцев. И хотя на улице было сыро и пасмурно, в тёплом храме на лицах прихожан сияли улыбки радости, у всех было настоящее ощущение праздника и уверенность, что никакой дождь не сможет испортить настроение в этот хмурый воскресный день. Проповедь батюшки, как обычно, заставила всех нас задуматься о тех талантах, которые каждый получил от Господа, о том, как эти таланты мы развиваем, умножаем и отдаём их людям и Богу. А проявить свои таланты в этот день смог каждый, ведь подготовка и проведение общеприходского праздника требует от каждого помощи и участия. Здесь, в Аляухово, не бывает равнодушных! И праздничные шатры, расставленные заранее, и осеннее украшение подворья, и вкусная трапеза из даров осени - всё это, с такой любовью приготовленное к празднику, легло на плечи всех неравнодушных, любящих потрудиться на радость ближних и во славу Божию. Низкий поклон матушке Татьяне и всей её очаровательной команде за ту теплоту и любовь, с которой был организован наш настоящий праздник, праздник не только русского костюма, но русского духа, русской щедрости, русского веселья!

Все знают, что Аляухово - это во истину чудесное место! Много настоящих чудес произошло и в этот раз! И первое чудо было то, что проливной дождь закончился вместе с окончанием праздничной литургии, а после молебна святым Петру и Февронии Муромским, на который приехали ещё и члены нашего молодёжного клуба, дождь прекратился вообще и на улице просветлело. А во время братской трапезы и праздничного концерта, который и концертом-то назвать трудно, т.к. его участниками были не только артисты, но и все приехавшие на праздник, солнце проглянуло сквозь тучи и осушило лужи на нашей площади перед сценой. Праздник, как обычно, открыли дети из наших многодетных семей, которые напомнили всем, что осень - это время свадеб, а святые Пётр и Феврония - покровители супружества, благословляют всех, вступающих в брак в эти осенние дни. Они вспомнили пословицы и поговорки о семье, супружестве, браке и попросили всех участников праздника присоединиться к ним со своими пословицами и поговорками. Но, к сожалению, выяснилось, что Словарь пословиц и поговорок В.И.Даля открывается редко нашими прихожанами и гостями праздника. И только дети знают, что где в семье мир и лад, там и Божья благодать, что при солнышке тепло, а при матери добро, что если вся семья вместе, то и душа на месте! Много прозвучало в их исполнении и песен про супружество, а девочки из детского образцового фольклорного ансамбля «Радуга» под руководством Ольги Спиряевой, не только исполнили украинские свадебные песни, но и показали нам как в старину обряжали невесту перед свадьбой.

Настоящим украшением праздника стал, уже традиционный в Аляухово, показ коллекций народных костюмов, сделанных умелыми мастерицами из студии «Русские начала» под руководством Татьяны Вальковой. Много лет педагоги и мастерицы студии по крупицам в этнографических экспедициях собирают материал о русском костюме, о традиционной вышивке, а потом всё это воплощают в жизнь в своей мастерской. Результатом их скрупулёзной работы являются новые коллекции исторический русских костюмов разных областей России. Вот и в этот раз мастерицы привезли на наш праздник две коллекции: «Русская женская рубаха» и «Праздничный костюм русского Севера XIX века». Татьяна Валькова с любовью рассказала о каждой рубахе, о вышивках, прокомментировала костюмы Архангельской, Вологодской или Олонецкой губерний. Нужно отметить, что все эти показы не проходят просто так для зрителей! С каждым годом всё больше людей приезжают на праздник в настоящих костюмах, всё больше прихожан интересуются традиционным кроем, вышивкой, и украшениями и головными уборами. А в некоторых семьях уже собралась целая коллекция традиционных костюмов, в которых не стесняются ходить и в праздничные дни по Москве. Надеемся, что благодаря мастерицам «Русских начал», всё больше людей будет приобщаться к настоящему русскому стилю и не будет стесняться ходить не в рваных джинсах,в красивой и статной русской одежде!

Ну а какой праздник без танцев игр и хороводов? Конечно, без них не обойтись! И хотя, честно сказать, многие уже стали сомневаться в том, что получится плясать в лужах, но ребята из творческого объединения «Под облаками» в этом не сомневались! Сначала они своими старинными белгородскими песнями разогнали тучи на небе, а потом вывели всех сидящих в шатрах на подсушенную площадь. Был и белгородский карагод, и краковяк, и марийский танец, и кадриль «Во саду ли в огроде»... И даже был проведён настоящий мастер-класс по традиционному белгородскому шагу с пересеком. Эти молодые современные, такие красивые, парни и девушки никого не оставили равнодушными! И хотя в жизни у них у всех разные профессии, но любовь к русской традиционной старинной песне объединила их в такой чудесный коллектив, заряжающий и всех слушателей любовью к настоящей русской песне! Спасибо огромное, вам ребята, что действительно оторвали всех от земли, от будничных забот и привычной суетной жизни!
Как обычно, матушка Татьяна подвела итоги конкурса на самую лучшую и оригинальную корзинку с осенней снедью, которые привезли на праздник наши молодые и опытные хозяйки. Нужно отметить, что с каждым годом всё труднее подводить итоги конкурса, всё больше участников привозит настоящие шедевры кулинарного искусства! Но всё же, победителем конкурса уже не первый раз становится наша постоянная помощница в трапезной Аляухово Маргарита, которая, как оказалось, по своей профессии занимается философией в МГУ, а в свободное время готовит вкуснейшие и красивейшие блюда и занимается рукоделием.

2012 г. Русской Православной Церковью был установлен дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев -в воскресный день, предшествующий 19 сентября. Церковь также вспоминает святых 8 июля, и в этот же день с 2008 г. страна отмечает День семьи, любви и верности. Первый осенний день святых Петра и Февронии - 15 сентября 2013 г. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку материалов о жизни святых супругов и об истории праздника.

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, - они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается всероссийский День семьи, любви и верности.

Поиск предназначения

К сожалению, о встрече и знакомстве будущих супругов нам известно достаточно мало. Связано это с тем, что до нашего времени не сохранилось четких документальных свидетельств.

Достоверно известно, что князь Петр правил в Муроме в конце XII - начале XIII веков, и сразу же после смерти он и его жена Феврония стали почитаться в народе как люди особо праведной жизни. В XVI веке супруги были причислены к лику святых. Первый письменный текст, посвященный им, - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - был также написан приблизительно в XV-XVI вв.еках.

Безусловно, «Повесть» нельзя назвать биографией в полном смысле этого слова. Автор владел обрывочными сведениями о жизни своих героев, его текст - это художественное произведение со множеством фольклорных и легендарных вкраплений. Однако важно, что в «Повести» рассказывается о значении человеческих отношений и их понимании самими героями.

Видимо, не имея достаточных сведений о том, что предшествовало женитьбе князя Петра на простолюдинке Февронии (шаг совершенно невообразимый по меркам общества того времени), автор превращает первую главу в аллегорическую сказку на основе популярных фольклорных сюжетов. В ней говорится о битве Петра с чудовищем.

Петр, защищая жену своего брата, убивает змея-оборотня, пытавшегося искусить ее. Но во время битвы князь оказывается и сам ранен ядом и находится при смерти. Исцелить его удается лишь крестьянке Февронии, которая требует одного: чтобы он навсегда остался с ней. Петр не соглашается, пытается бежать от девушки, но в разлуке с ней снова заболевает.

Эта история не случайно предваряет рассказ о супружеской жизни Петра и Февронии. Она вырисовывает основу их отношений. Князь действительно ранен, но рана, прежде всего, у него в душе. Очевидно, эта аллегория призвана выразить высший смысл христианского брака . Душевная рана князя - ущербность человеческой природы, исправить которую в одиночку он не способен. Лекарство Петра - это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелит свою душу, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: по отдельности они не могут найти Бога, Который Один способен исцелять больные души людей. А потому их земная любовь и Любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга.

Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинается их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

На перекрестке

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарно-аллегорическую историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. А потому с той или иной долей вероятности события, описанные во второй части «Повести», можно считать биографическими.

Лишним свидетельством тому может служить и то, что в жизнеописании супругов нет ничего из ряда вон выходящего. Напротив, их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности.

С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, он с ужасом смотрит в будущее, где его ждет неизвестность. но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома.

Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно. Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно.

Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде - причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно попытаться схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ведет его - вместе с женой - к Творцу. Поэтому он полагается на Бога, Который дал ему жену и Которому он полностью доверяет.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести». «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: - Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему - вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами - всегда - руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Навсегда

Последний эпизод земной жизни Петра и Февронии, по свидетельству автора «Повести», произвел огромное впечатление на их современников. По существовавшей тогда традиции в старости супруги ушли в монастырь, чтобы подготовиться к вечности и встрече с Тем, Кому они были обязаны своим счастьем. И Он готов встретить их, посылая им, пожалуй, главную милость, о которой могут мечтать два любящих человека: прожив вместе долгую жизнь, Петр и Феврония умирают практически одновременно.

Заранее для супругов был приготовлен общий гроб, в котором они завещали похоронить себя. Однако люди не решаются исполнить эту последнюю волю. Ведь в конце жизни муж и жена добровольно расстались, выбрав монашеский путь, а значит, и после смерти им не приличествует лежать в одном гробу.

Вечером Петра и Февронью готовят к погребению отдельно друг от друга, но уже утром они лежат вместе, в том самом приготовленном гробу - одном на двоих. С тех пор святых супругов никто не тревожит. Им и сейчас можно поклониться в их усыпальнице в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома.

Петр и Феврония прожили вместе долгие годы, и, наверное, им пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей столь мелких и многочисленных, что ни один летописец никогда не стал бы фиксировать их. Однако именно мелочи, как правило, становятся причиной охлаждения отношений между супругами. Петр и Феврония - люди, прошедшие через эти трудности и сохранившие свое чувство, во многом потому, что оно перестало быть просто земной любовью двух людей. Любовь мужчины и женщины переросла в вечную Любовь, которая победила смерть.

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение - само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Князь Петр мог отнестись к своей супруге как к вещи, а не как к человеку. Более того, в их положении подобный поворот был бы логичен и не встретил бы осуждения общества. Ведь их отношения строились за четыреста лет до Домостроя, во времена, когда его нормы показались бы ультра-либерализмом. Мужчина по факту был властителем женщины. И уж тем более властителем своей жены-крестьянки являлся влиятельный и могущественный аристократ - потомок древнего рода.

В повести есть короткие эпизоды, которые говорят о том, что князю Петру было непросто сломать эти стереотипы даже внутри себя. Он с трудом преодолел высокомерие в отношении жены, не знавшей этикета тогдашней элиты*. Однако он знает, зачем идет на это. Ведь для своей супруги он не князь, не представитель какого-то социального слоя или класса. Для Февронии Петр, в первую очередь, человек.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает этот посыл.

Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.


*В «Повести» есть упоминание о том, что первое время Феврония по крестьянской
привычке собирала со стола рассыпанные крошки, что вызывало чуть ли не отвращение у
приближенных и самого князя. - Ред.