9 июля церковный. Церковный Православный праздник июля. Памятные даты и приметы этого дня

Придерживаться постов - традиция столь древняя, что однозначного ответа, когда и почему она появилась, не существует. Кто-то говорит об особенностях сезонных биоритмов, кто-то утверждает, что к ограничениям приводила банальная нехватка еды. Со временем пост принял характер обряда, а потом в нем появился и религиозный смысл. Так или иначе, но в современном цивилизованном мире, где еды в избытке, посты - вещь полезная. Тем более что в христианской традиции говенья присутствует и духовная сторона: человек должен не только отказаться от но и отречься от страстей и пороков.

Каждый год после окончания веселой Масленицы начинается Великий пост для мирян. Что можно есть, а что нельзя на протяжении этого периода, интересует многих верующих. Мы расскажем об этом в нашей статье.

Что такое пост для мирян?

Ограничения в еде во время регламентируется Церковным уставом, которого неукоснительно придерживается духовенство. Все прочие люди, живущие в миру, в целом должны следовать тем же правилам. Но православный пост для мирян отличается меньшей суровостью. Священнослужителям и монахам предписывается больше ограничивать себя в еде и удовольствиях, чаще молиться и предаваться духовным размышлениям.

Строгое соблюдение поста предусматривает сухоядение, прием пищи один раз в день в будни (вечером) и дважды - в субботу и воскресенье. Запрещено сладкое и жирное (даже растительное масло), а вареная пища должна быть холодной. Питание для мирян в пост ограничивается не так сурово: в определенные дни можно употреблять горячее, есть рыбу. Разрешается выпить немного вина по праздникам и воскресеньям. Принимать пищу можно несколько раз в день, но начинать все-таки желательно после полудня.

Четыре многодневных поста

Каждый год Великий пост начинается и заканчивается в разное время, поскольку предшествует празднику Воскресения Христова, а он не имеет фиксированной даты. Это самый долгий, семинедельный, пост.

Продолжительность и время начала Петровского говенья зависит от того, на какой день выпадает праздник Воскресения: чем раньше Пасха, тем дольше пост. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла.

Следующий раз придется отказываться от скоромного с 14-го по 28 августа. Это Успенский пост, он приурочен к празднику Успения Святой Богородицы. В простонародье его называют Спасским.

Пост перед Воскресением Христовым

Великий пост появился в церкви еще в апостольские времена. Он посвящен Иисусу Христу, который сорок дней молился и постился в пустыне перед проповедью.

Великий пост для мирян не только самый длительный, но и самый строгий. В первый день есть нельзя вовсе. Точно так же воздержаться следует в (накануне Пасхи). В этот день Спаситель был распят, и верующие вспоминают его страдания и читают особые молитвы.

Миряне могут употреблять холодную вареную пищу в 1-ю и 4-ю неделю поста, есть горячее в прочие недели, кроме Страстной: в последнюю седмицу перед праздником предписывается строгое соблюдение всех ограничений.

Чего нельзя есть?

В пост нельзя есть мясо, молоко (даже сухое), яйца (и жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд.

Пост для мирян запрещает употреблять шоколад - даже тот, в котором нет молока и других ингредиентов животного происхождения. Причина этого табу кроется в том, что в этот период следует ограничивать себя и в удовольствиях.

Что есть можно?

Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб - так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить.

В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, - разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб. Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе.

Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы - наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники - Благовещенье (7 апреля) и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) - можно есть рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) позволяется рыбная икра.

Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.

Спорные продукты

Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, - в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается - ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет - это во многом личный выбор постящегося.

Тело и дух

Следует помнить о том, что Великий пост для мирян - это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств. Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников.

Во время поста в церкви не венчают - религиозным людям придется потерпеть со свадьбой. Строгое говенье предписывает воздержаться от супружеских обязанностей, а также вредных привычек и прочих губительных страстей. Пост не может быть легкой прогулкой, это подвиг во имя Господа. Верующие люди обязательно должны исповедоваться духовному наставнику, посещать церковные службы и причащаться.

Пост - это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот. Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся.

Пост и здоровье

Врачи считают пост полезным: разгрузка организма от пищи животного происхождения благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, обменные процессы. Важно в этот период соблюдать баланс жиров, белков и углеводов. Растительная пища дает такую возможность: большое количество белков содержат бобовые и грибы, углеводов много в каждом овоще и фрукте, а необходимыми жирами обеспечивают масла, особенно нерафинированные, рыба и морепродукты. Рацион постящегося должен быть сбалансированным, особенно это касается людей, состояние здоровья которых небезупречно.

Пост для мирян разрешает послабления для стариков, детей, беременных и кормящих женщин. Если присутствуют какие-либо заболевания, консультация с врачом необходима. Следует помнить, что снимать ограничения самостоятельно церковь не рекомендует: в каждом случае надо получить благословение своего духовного наставника.

Как выйти из поста без вреда здоровью?

Важно знать, что пост для мирян производит определенные изменения в организме. Вырабатывается больше ферментов, призванных переваривать растительную пищу, а от животной организм отвыкает. Поэтому из поста нужно выходить правильно. В день Святой Пасхи не стоит набрасываться на скоромную еду: одного-двух кусочков освященного кулича и яйца более чем достаточно, чтобы разговеться. Не каждый организм выдержит, если после длительной диеты сразу получит много жирного мяса, десяток яиц и два килограмма сладкой сдобы. Количество и холециститов в пасхальные дни резко увеличивается именно из-за того, что некоторые миряне неразумно выходят из поста.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 24.02.2014 17:27:44

Александр, Набережные Челны

Нужно ли мирянину поститься по монастырскому уставу?

отвечает диакон Димитрий Половников

Здравствуйте! Скажите как должен поститься мирянин в великий пост, по монастырскому уставу или есть какие то послабления?

Здравствуйте, Александр.

Так исторически сложилось, что, фактически, единственным уставом, на который ориентируется верующий, является так называемый Иерусалимский Устав, который перепечатываться без изменений с 1695 года. В своей окончательной редакции на Русской почве данный устав прошел длительный путь развития и окончательной своей выработкой он обязан монастырям Афона. Естественно, что этот Устав достаточно строгий и не все миряне могут полностью выполнить все предписания поста.

К примеру, в первый день Великого поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует. И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой есть дети и старики.

Здесь следует рассказать о самой истории постничества. Постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

Интересно, что и на Руси в каждом крупном монастыре были свою постные уставы. Например Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!

Что можно есть мирянам в преддверии наступления Пасхи, подробно рассказывает календарь питания Великого поста 2018. В нем по дням расписано меню для православных, желающих очистить душу и тело перед светлым праздником Христова воскресенья.

Основное требование – это полный отказ от мяса, копченостей, хлебобулочных изделий, сладостей и алкогольных напитков на целых четыре декады. На каждый день придется готовить только очень простые, постные блюда, и употреблять их лишь раз в сутки. Все остальное время необходимо посвятить заботе о душе, молитвам, добрым делам и чистым помыслам. Только таким способом удастся избавиться от плохих эмоций, неприятных мыслей и греховных желаний, обретя взамен спокойствие в сердце и Божье благословение.

Если вам трудно запомнить, как правильно поститься и что можно есть каждый день, скачайте бесплатно с нашего сайта таблицу питания в Великий пост 2018 и всегда храните ее при себе. Эта маленькая шпаргалка поможет четко соблюсти все правила и встретить Пасху, полностью освободив организм и сердце от всего негативного.

Календарь питания Великого поста 2018 – таблица, что можно есть каждый день

Сокращенный календарь питания 2018 Великого поста – это таблица, в общих чертах описывающая, что можно есть православным в течении 40 суток, предшествующих Пасхе. Материал можно скачать на свой гаджет и всегда иметь под рукой, не утруждаясь запоминанием строгих требований. Особенно такая информация пригодится тем, кто совсем недавно заинтересовался православными канонами и впервые решил соблюдать правила Великого поста ради очищения души, тела и обретения Божьего благословения.

Церковь одобряет такие желания мирян и всегда поощряет их. Однако, священнослужители советуют прихожанам основательно готовиться к постному периоду и реально рассчитывать свои силы. Если есть сомнения в том, что строгая диета будет выдержана, лучше не изводить организм сильнейшей нагрузкой и на первый раз просто немного сократить количество употребляемых запрещенных блюд. Когда же этот рубеж будет успешно преодолен, можно перейти к более серьезным ограничениям и выдержать Великий пост в полном объеме.

Кроме отказа от вкусных и калорийных блюд, желательно на 40 дней забыть о различных увеселениях и праздничных мероприятиях. Это поможет очиститься духовно и стать ближе к Богу. Настроиться на нужный лад позволят молитвы и чтение библейских текстов. Они благотворно подействуют на душевное состояние и вернут сердечное равновесие, нарушенное погоней за деньгами, карьерным ростом и прочими материальными стремлениями.

Таблица питания во время Великого поста 2018 – что едим по дням недели

Православный календарь на Великий пост на 2018 год — что можно есть по дням мирянам и верующим

Что можно есть мирянам и верующим каждый день до наступления Пасхи, подробно описывает календарь на Великий пост на 2018 год. Самым главным условием прописаны две основные позиции:

  • добровольное 40-дневное воздержание от жирной, калорийной, сытной и вкусной пищи, алкоголя и сладостей;
  • отказ от любых мирских соблазнов.

В течение всего периода разрешены только постные блюда, причем в очень небольших количествах и, желательно, в вечернее время. Категорически запрещено посещение баров, дискотек и прочих праздничных мероприятий.

И мирянам, и верующим рекомендуется посвятить свободные моменты духовному росту, моральному очищению и полному избавлению от негатива, скопившего в душе. Таким способом можно научиться противиться греховным соблазнам, взяв под четкий контроль свои эмоции и желания.

Люди, строго соблюдающие правила постного периода, переосмысливают свое существование, освобождаются от зависти и злобы, становятся терпимей к окружающим и в итоге приходят к мысли, что материальные ценности, постоянные удовольствия и потакание своим прихотям ни к чему хорошему не ведут. Ведь даже за самые большие деньги нельзя купить настоящую любовь, дружбу, преданность и верность. Все эти чувства доступны только тем, кто имеет чистые помыслы и открытое сердце, не обремененное обостренным желанием получить богатство, влияние и славу.

Что можно есть мирянам и верующим во время Великого поста 2018 – православный календарь питания

И мирянам, и глубоко верующим православным христианам на время Великого поста необходимо полностью убрать из рациона любые виды мяса, сладости, шоколад, сдобу, яйца, молочные продукты, копчености и прочие виды жирной, высококалорийной пищи. Алкоголь категорически недопустим, как слабый, так и крепкий.

Многих пугают такие жесткие ограничения, но, на самом деле, ничего ужасного в них нет. В перечень доступных постных блюд входят продукты, позволяющие унять неизбежное чувство голода и в полной мере насытить организм веществами и микроэлементами, необходимыми для полноценной жизнедеятельности.

Список разрешенный продуктов не слишком скуден и включает в себя такие позиции, как:

  • хлеб – бездрожжевой из полезных злаков и черный из муки максимально грубого помола;
  • бобы – горох, фасоль, чечевица;
  • крупы – пшеничная, овсяная, кукурузная, рисовая, ячневая и гречневая;
  • свежие фрукты и овощи;
  • варенья и конфитюры из фруктов, приготовленные с минимальным количеством сахара или проваренные в собственном соку;
  • орехи разных видов;
  • овощи – соленые либо маринованные;
  • грибы – независимо от способа приготовления;
  • растительные масла.

Из выше указанных компонентов можно сформировать постный, но достаточно вкусный и питательный рацион, удовлетворяющий основные ежедневные потребности человеческого организма.

Очень важно помнить, что все описанные рекомендации актуальны только для абсолютно здоровых людей, не имеющих хронических и сезонных заболеваний. Всем остальным перед тем, как соблюдать пост, стоит посоветоваться с диетологом или лечащим врачом и узнать, сможет ли их организм выдержать 40-дневный постный марафон.

Меню для мирян на каждый день по календарю Великого поста 2018

Православный календарь питания Великого поста 2018 расписан по дням и указывает, что и когда можно кушать мирянам. Для каждых суток действуют собственные правила и их обязательно нужно выполнять. Трижды в неделю, в понедельник, среду и пятницу разрешено есть только те продукты, которые не нуждаются в приготовлении. Порция определяется индивидуально, однако, она не должна быть слишком большой. Съесть ее можно в любое время, но церковный канон рекомендует делать это в вечернее время, но не прямо перед сном, а за 2-3 часа до ночного отдыха.

В качестве питья допустима только вода. Ее нужно отфильтровать или прокипятить, а потом естественным путем остудить до комнатной температуры.

Для вторника и четверга разрешены горячие блюда, например, супы или каши. Согласно постного меню, растительные масла и фрукты в эти дни не едят. Идеальное время для употребления пищи – это вечер незадолго до сна.

В субботу и воскресенье правила немного смягчаются и разрешают заправить постным маслом блюда, сделанные из растительных продуктов. Покушать в эти дни можно дважды – с утра и вечером.

Таблица, описывающая, как правильно поститься, отдельно отмечает значимые христианские праздники, такие, как Благовещение и Вербное воскресенье. На эти торжества можно немного отойти от строгой диеты и поставить на стол блюда из постных сортов рыбы и морепродуктов, а в Лазареву субботу вполне допустимо съесть немного рыбной икры, намазав ее на кусочек зернового хлеба.

Как питаться в Федорову и Страстную недели Великого поста 2018

Первая (Федорова) и последняя (Страстная) недели Великого поста 2018 считаются самыми важными. На эти дни распространяются самые строгие ограничения относительно питания. В первый день постного периода и в Страстную пятницу верянам рекомендуется полностью отказаться от еды и провести время в молитвах. Единственное, что можно употребить, это небольшое количество святой воды. Для мирян эти ограничения не обязательны и выполнять их можно лишь по собственному желанию, предварительно посоветовавшись со своим доктором и духовником.

Великий пост является самим строгим. Следуя уставу церковному, пост имеет дни полного пищевого отказа, так называемые сухоядения дни. В эти дни разрешается употреблять в пищу только хлеб и сырые плоды.

Во время поста имеются и другие дни, в которые можно употреблять вареную пищу на растительном масле и дни, в которые употребляется рыба. Такой пост очень тяжело выдержать мирянину. Для мирян пост сравним с подвигом, на который необходимо благословение священника.

Когда человек решает впервые в своей жизни соблюдать столь Великий пост, следует узнать немного правила соблюдения великого поста, которые имеются во время Великого поста. Не следует самостоятельно составлять себе строгую степень поста. Для этого необходимо обратиться к своему наставнику духовному.

Решившись на пост, не стоит принуждать домочадцев к пищевому воздержанию. Такие решения принимаются осознано и индивидуально. Любая постная еда может насытить человека. На нет, саму суть поста сводит полностью чревоугодие. В Великий пост правила не стоит воспринимать в буквальном смысле как запрет на пищу. Ведь употребление масла, молока, сыра и творога допустимы в пост.

Соблюдая пост, нужно стараться не создавать неудобства близким людям, принуждая готовить блюда постные или перенести предстоящие праздники. Когда приглашение на праздник совпало с днями Великого поста, то следует посетить праздник обязательно, присутствие на празднике не обязывает принимать запрещенную в пост еду, а предоставляется возможность поздравить с праздником близкого человека.

Соблюдая правила поста, не следует принимать участие в шумных развлечениях, поведение должно быть скромным и сдержанным. Всегда необходимо помнить, что строгое соблюдение диеты, это всего лишь часть Великого поста.

Во время поста строго запрещается сквернословие, браниться, выяснять отношения и участвовать в развлечениях шумных.

В Великий пост правила соблюдения это тяжелое испытание. Соблюдать пост не трудно, а даже полезно для здоровья. Во время поста происходит не столько физическое, сколько духовное очищение. Такая дисциплинирующая мера духа решает ряд других проблем.

Многие, которые раньше не обращали внимание на то, что лежит на тарелке, постепенно становятся избирательными к еде. Это приводит к осознанному приему пищи. В такие дни организм очищается от токсинов и шлаков. Очищение стенок сосудов способствуют уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Пост помогает женщинам уменьшить свой подкожный жир. Итог красивое и легкое тело, здоровый цвет лица и что важно - чистый дух и мысли.

Соблюдая Великий пост запрещаются продукты: масло, яйца, молоко, масло. Существуют и строгие дни, которые запрещают даже рыбу и масло растительное. Разрешенных продуктов много, это позволяет в пост употреблять полноценную и разнообразную пищу. Чтобы пища была полноценна, следует грамотно составить рацион, учитывая содержащие в пище вещества питательные.

Злаковые являются богатым источником волокон пищевых, витаминов В. Также злаковые богаты железам, кальцием, калием, фосфором, магнием, медью. Большую пользу приносит цельнозерновая крупа.

Бобовые также богаты витаминами В, кальцием, железом, углеводами, растительными белками, жирами, крахмальными веществами и богатой клетчаткой. Не рекомендуется их употреблять с хлебом, орехами и картофелем.

Большим источником витаминов, органических кислот, волокон пищевых, веществ минеральных, углеводов легкоусвояемых считаются овощи и фрукты. Рекомендуется принимать в день хотя бы пару плодов, в квашеном или сыром виде. Свежие плоды можно заменить сухофруктами. Сухофрукты богаты глюкозой и фруктозой, это позволяет заменить сладости скромные, к ним относятся все конфеты и шоколад.

Семечки и орехи являются ценными продуктами. В них содержатся витамины А. Е, и В, кальций, железа, калий, фосфор; содержат ценные белки растительные: поставляют организму кислоты жирные. Но при приеме данных продуктов следует учитывать их переваримость тяжелую.

Источником белков и углеводов всегда считались грибы. Грибы также богаты аминокислотами, антиоксидантами, витаминами групп В, С, Е, РР и провитамином D. Еще в грибах много фосфора, калия, цинка, железа, йода и кальция. Грибы считаются низкокалорийным продуктом и усваиваются долго, что не рекомендует их употреблять каждый день.

Для правильного пищеварения необходимо употреблять растительное масло, которое содержит насыщенные кислоты и витамины жирорастворимые А, D, Е. Растительное масло поддерживает иммунитет организма и обмен веществ в организме. Такие морские продукты как кальмары, мидии и креветки уставом церковным приравниваются к грибам, поэтому разрешаются в пост.

Употребление морепродуктов, несомненно, полезно во время поста. Такие продукты снабжают организм микроэлементами необходимыми как йод, цинк, медь и фосфор, легкоусвояемыми белками и жиром диетическим.

Т ак сложилось, что в наше время очень многие верующие ориентируются в том, как питаться в пост, на монастырский устав. Он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?

К примеру, в первый день поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом - не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо (в некоторых монашеских общинах - молочные и все прочие продукты животного происхождения). И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые.

Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы?

На эти и другие вопросы отвечает игумен Алипий (СВЕТЛИЧНЫЙ) - настоятель храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.

О том, что монастырский устав - не единственный в своем роде

Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.

Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. е. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав - собора Римских пап, Влахернский устав... Известны уставы Храма Воскресения Господня, что в Иерусалиме, Софиевского собора в Новгороде, Киевского Софиевского собора устав, устав Успенского собора Московского Кремля и прочие. Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств. Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь - больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.

Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.

Таким образом, вся жизнь Русской Православной Церкви ориентируется, как на идеал, на Иерусалимский Устав - Типикон, или Типик. Но это, повторюсь, - идеал.

Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции...

О том, как и почему постились в разных христианских странах

Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть - милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости - покаяние. Монашеская традиция здесь - довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

О том, как изменился мир и отношение к посту

Но в современном мире всё с тех пор изменилось. Изменилось и отношение к посту. Перво-наперво, люди стали безудержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.

Во-вторых, отношение к традициям претерпело изменение: они стали носить слишком поверхностный, этнический характер.

В-третьих, наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые ломают правильное представление о том, зачем нужен пост.

В-четвёртых, новые «открытия» в области медицины произвели в умах людей революцию, и теперь для многих традиционная аскеза выглядит не как положительное «умерщвление плоти», а как архивредное занятие, которое губит здоровье.

О том, нужен ли пост сегодня

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!

О разнице в традициях

Идея поста важнее Устава. И сама разница в Уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.

Так, Устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (только не рыбой).

Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море - преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

О том, что нельзя упускать из виду главную идею поста

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное - приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!