Частица ризы богородицы. Положение ризы пресвятой богородицы. Трудная судьба святыни

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: "идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. "Город едва не был поднят на копье", - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую , взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской "Хроники Феофана" говорит, что "посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, "кагана") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку "такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера - святая". "Убедившись, - писал далее Аскольд, - что это - истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все - друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. "Руссы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших". (Византийцы считали "подданными" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) "И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев "матерью градам русским" - это дословный перевод греческого выражения "митрополия Русская". Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней "Азбучной молитвы", "летит ныне славянское племя - к Крещению устремились все".

С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая - вскоре после ухода русских войск. (Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. - "Христианское чтение", 1882, №№ 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии - Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, "Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах" (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. - "Византийский Временник", том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого "Акафиста Пресвятой Богородице", автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени "начала прозываться Русская Земля". Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель , непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

Текущая страница: 8 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Риза Богородицы – еще одна великая святыня

Пречистые одежды Приснодевы

Много святынь привозили к нам с Афона – но ведь и в самой России пребывают постоянно не менее великие святыни! У нас, православных людей, всегда есть возможность поклониться им.

Одна из таких великих святынь – Риза Богородицы, частиц которой не так мало сохранилось в российских храмах.

Ризами в древние времена называли любую одежду, платье, и даже военные доспехи. Это слово пришло к нам с Востока, и в настоящее время считается устаревшим. Но богослужебные одеяния священников до сих пор называют ризами, а помещение, где они хранятся – ризницей.

По преданию, Богоматерь вместе с Поясом завещала Свои Ризы двум иерусалимским вдовам. Ризы представляли собой хитон (платье из бязи или миткали, золотисто-желтого цвета) и омофор (больше известный у нас как покров – головной убор, представляющий собой широкий платок-покрывало).

После Успения Божией Матери Ее Ризы передавались наследницам иерусалимских вдов на протяжении многих поколений. Так продолжалось до 458 года, когда приближенные византийского императора Льва Великого, братья Гальбий и Кандид отправились в паломническую поездку в Иерусалим. В небольшом селении недалеко от Назарета они остановились в доме у престарелой одинокой женщины, и обнаружили там комнату, где стоял ковчег, окруженный зажженными свечами и кадильницами. Хозяйка рассказала, что она – наследница одной из тех вдов, которым после Успения Богородицы достались Ее Ризы, и что в ковчеге находится именно эта великая святыня. Поведала она гостям и то, что силой святыни творятся чудеса: слепые прозревают, глухие вновь обретают слух, хромые начинают ходить, а немые – говорить. Да вот беда: хозяйка осталась последней в роду, и больше некому передать по наследству чудесную святыню…

Икона «Положение ризы Пресвятой Богородицы»


И тогда, испросив благословения Богородицы, братья перевезли ковчег со святыней в Константинополь. Там 2 июля 458 года она была торжественно перенесена во Влахернскую церковь, где помещена в ковчег, украшенный золотом и серебром. С тех пор 2 июля (15 июля по новому стилю) торжественно отмечается праздник Ризоположения.

Риза Богородицы способствовала крещению Руси

Дальнейшая история Ризы Богородицы отмечена многими чудотворениями. Так, в 860 году киевские князья варяжского происхождения Аскольд и Дир решили пойти войной на Константинополь. Когда многочисленные ладьи киевлян показались на море, Константинопольский патриарх с молебнами вынес святыню из Влахернского храма и погрузил в море. Мгновенно поднялась сильная буря, которая разметала вражескую флотилию. Князья Аскольд и Дир, потрясенные случившимся чудом, отказались от своих агрессивных замыслов и приняли христианство.

Именно с этого события и начался долгий и трудный путь крещения Руси. В Киев была направлена православная миссия. Святым равноапостольным Кириллом Философом была изобретена славянская азбука (кириллица) и переведено Евангелие. Русь стала одной из епархий Константинопольского Патриархата.

Но до утверждения христианства на Руси было еще далеко. И все же именно тогда, в 860 году, был сделан исторический выбор, в итоге обративший Россию в христианское, православное государство.

Видение Андрея Юродивого. Праздник Покрова

Знаменательное событие связано и с покровом (омофором) Пресвятой Богородицы, наряду с хитоном хранившемся во Влахернской церкви. Однажды святой Андрей Юродивый, живший в конце IX – начале X века, скитался по улицам Константинополя и зашел во Влахернский храм.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»


В храме шло богослужение. И вдруг святой Андрей увидел, как в храм заходит сама Богородица в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Помолившись вместе со всеми, Она сняла с головы Свой Покров и распростерла его над всеми собравшимися в храме в знак покровительства, помощи и защиты. Увидели это чудо и другие люди в храме, а не только Андрей Юродивый. Сохранилась дата, когда это произошло: 1 октября, под вечер, в субботу (по новому стилю – 14 октября). Именно в этот день отмечаем мы теперь праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Трудная судьба святыни

Риза Богородицы хранилась во Влахернском храме Константинополя до 1434 года, когда там случился страшный пожар, в результате которого храм полностью сгорел. Риза Богородицы сохранилась, но после этого события она была разделена на части и перенесена в разные места. Часть Ризы оказалась и в Москве, куда ее привез святитель Дионисий, архиепископ Суздальский.

И здесь, в Москве, тоже свершались чудеса, связанные со Святой Ризой. Так, в 1451 году к стенам Москвы подступали татарские полчища, и святитель Иона, митрополит Московский, непрестанно служил молебны о спасении Москвы и укреплении сил ее защитников. И вот в ночь на 2 июля – праздник Ризоположения – враги без видимых причин пришли в великое смятение, бросили все награбленное добро и в спешке отступили. В память об этом в тот же год в Москве была возведена церковь Ризоположения (которая, правда, вскоре сгорела, но на ее месте в 1484–86 годах была возведена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери, и сохранившаяся до наших дней).

Дальнейшая история Ризы Богоматери не совсем ясна. Увезенная из Константинополя, большая ее часть, видимо, была утеряна – во всяком случае, на протяжении двух веков проследить местонахождение святыни не удается. А в XVII веке Риза была чудесным образом обретена в Хобском Успенском монастыре в Грузии. Как именно святыня оказалась там – сказать трудно, но ее подлинность засвидетельствована специалистами из разных стран. И по сей день она хранится в грузинском городе Зугдиди – там же, где есть и частица Пояса Богородицы.

В советские времена святыня, конечно, была забыта, и хранилась в запасниках Зугдидского музея. В наши дни Пречистая риза Богоматери вновь открыта для поклонения, и множество паломников едут в Грузию, чтобы приложиться к этой величайшей святыне.

Где в России поклониться Ризе Богородицы

Есть и в России места, где можно поклониться Пречистой Ризе Богоматери.

Вот главные из них:

♦ Храм Христа Спасителя в Москве. Здесь наряду с Ризой Богородицы есть и частицы Ризы Христа.

♦ Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Адрес: Москва, ул. Восточная, дом 6 (в десяти минутах ходьбы от метро «Автозаводская»).

♦ Троице-Сергиева лавра, Серапионова палата (вход из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия).

Какими молитвами почтить Ризу Богородицы

Ризу, как и Пояс, можно почтить любыми молитвами, посвященными Богоматери. Кроме того, Ризе посвящены следующие молитвы:


Тропарь Ризоположения, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.


Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси священную ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, Покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию, и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан Похвало.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение.

Какими молитвами почтить Покров Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.


Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.


Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.


Просите защиты и помощи у Царицы нашей Небесной, Пресвятой Богородицы, славьте ее и величайте! И помните: Покров ее – над всеми нами, всегда и везде, где бы мы ни были и что бы ни делали. Верьте, молитесь, просите! И чудо свершится. И пребудет с вами Бог…

Приложение. Праздники церковного календаря, посвященные Богородице

С древнейших времен люди начали почитать различные события из жизни Богородицы. Дни, когда совершались эти события, превратились в праздники церковного календаря, называемые Богородичными праздниками. Это дни особенного прославления Божией Матери. В современном православном богослужении главными Богородичными праздниками являются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, а также праздники в честь наиболее чтимых чудотворных икон Божией Матери.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – праздник, отмеченный в Церкви особой радостью. Рождение Пречистой Девы знаменует окончание Ветхого завета, мерилом которого был Закон; и начало завета Нового, единственным законом которого стали милосердие и любовь.

Из века в век, из рода в род мудрецы, богословы, пророки и праведники с нетерпением ожидали пришествия Бога в мир. Причиной этого нетерпеливого ожидания были не только пророчества и откровения о Том, Кто сумеет победить самый беспощадный и неотвратимый закон – смерть, о Том, Кто сумеет вернуть человечество к его изначальной бессмертной, безгрешной и богоподобной сущности. Пришествия Мессии ждали потому, что к тому времени, когда родилась Пресвятая Дева, мир находился в катастрофической степени падшести. Между человеком и Богом зияла непреодолимая бездна. Вот почему лучшие умы той эпохи сознавали: человеку самому уже никогда не возвыситься до состояния божества. Нужно, чтобы сам Бог сошел к человеку. Но каким образом это свершится, не представлял себе никто.

И вот Бог послал праведным Иоакиму и Анне чудесное дитя – Пречистую Деву Марию, которой и суждено было осуществить давние пророчества и надежды человечества: дать жизнь Спасителю.


Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.


Величание Празднику

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.


Молитва Рождеству Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря (21 ноября по старому стилю)

Иерусалимский храм был главной святыней Израиля. И этой святыне предстояло быть разрушенной. Но в то время, когда Дева Мария впервые вошла в храм, никто еще не знал об этом. Разрушение храма стало для иудеев величайшей трагедией, катастрофой национального масштаба. В Иерусалиме существует Стена Плача, куда приезжают иудеи всего мира, для того чтобы выразить свою скорбь об утрате того, ветхозаветного Храма.

Но разрушить можно лишь стены – Благодать же Господня нерушима. Благодать Божья вошла в Деву Марию, соделав Ее живым Храмом Господним, а через Господа Иисуса Христа сам Бог – непостижимый, невидимый – явился миру, освятив Своим воплощением все творение, весь материальный мир. Со дня Боговоплощения Господь являет Свое Присутствие не только в храме, а в любом месте, где человек призывает Его.


Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Тропарь празднику Введения

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.


Величание праздника

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля (25 марта по старому стилю)

Праздник Благовещения совпадает с днями весеннего равноденствия. Издревле многие народы отмечали в это время начало весны. Для христиан же Благовещение – Праздник праздников, без которого невозможно представить себе не только историю Церкви, но и саму Церковь, и все христианство. Он знаменует собой начало новой Весны всего рода человеческого, с которой началось искупление падшего Адама и возвращение его из смертного состояния к жизни вечной.

Пророки разных народов предрекали пришествие некого Человека без греха, который освободит человечество из плена смерти. Но пророчества эти были неясными, потому что ум человеческий не мог понять, откуда на земле возьмется такой Человек. И вот настал день, когда получила Пречистая Дева Мария от архангела Гавриила весть, что именно ей предстоит стать Матерью Божией…

Благовещение, за редким исключением, приходится на дни Великого поста, когда литургия служится только в субботу и воскресенье – но в этот праздник, независимо от того, на какой день недели он приходится, литургия совершается по полному чину. Ослабляется строгий пост: в этот день разрешено есть рыбу.

В старину Благовещение считалось праздником птиц, потому что Дух Святой всегда изображался в виде голубя. В этот день люди покупали птиц в клетках и выпускали их на волю, символизируя освобождение человека из плена смерти. Сегодня эта благочестивая традиция стала возрождаться вновь.


Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы, бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Молитва Благовещению Пресвятой Богородицы

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многие, кто только начинает свой непростой путь в православный мир, сталкиваются с проблемой церковной терминологии. Многие из этих слов кажутся непонятными, требующими детального изучения. В храме все имеет свое название - начиная от обстановки церкви (амвон, аналой, хоругвь, жертвенник и т. д.) и заканчивая праздниками, службами и таинствами. В этой статье вы познакомитесь с понятием «риза».

Два значения

Термин риза имеет 2 определения. В первом случае она обозначает фелонь, специальную одежду для священнослужителей, надеваемую во время церковной службы. Также риза - это оклад для иконы, изготовленный из золота или вышитый жемчугом. Еще этим словом называют одежды Пресвятой Богородицы, которые были найдены константинопольскими аристократами после Ее успения.

Одеяния священника

В широком смысле слова риза - это одеяния духовенства. Конкретно данное понятие обозначает широкую одежду наподобие плаща, не имеющего рукавов. Впереди оно имеет широкий вырез для того, чтобы священник во время литургии был свободен в движениях. Цвет ризы зависит от праздника, в честь которого проводится богослужение. Например, в дни памяти пророков и великих святых, а также в Вербное Воскресенье и на Святую Троицу священник облачается в зеленые одежды. Если в храме батюшка имеет голубую ризу - значит, в этот день какой-либо праздник в честь Богородицы. Господские дни можно определить по золотым Если идет Великий Пост, батюшки служат в фиолетовых ризах. В красные одежды церковнослужители облачаются во время поста на Рождество и на Воздвижение. Таким образом, риза - это и определенный символ церковного праздника.

Священная тайна - риза Богородицы

С данной реликвией связана целая цепь событий. Два византийских брата, отправившись в Галилею, решили посетить г. Назарет и дом, в котором жили Пресвятая Дева со Своим сыном Иисусом. От нынешней хозяйки юноши смогли узнать, что в одной из комнат хранится священная реликвия, исцеляющая от всех болезней - слепые прозревают, а хромые начинают ходить. Они увидели святыню под названием риза - это одежда Пресвятой Богородицы, которая передавалась из поколение в поколение после Ее земной смерти. Хозяйка дома взяла с братьев обещание, что те не расскажут никому о великой тайне, пока эта женщина не умрет. Юноши дали обет, но, увидев ризу Богородицы, помещенную в ковчег, задумались о том, что же станет с реликвией после смерти хозяйки дома.

Обретение ризы

Тогда братья решили пойти на хитрость: они отправились поклониться Кресту Господню и пообещали на обратном пути зайти еще раз, чтобы попрощаться. Находясь в пути, братья смогли заказать ковчег, точь-в-точь походивший на тот, что хранил в себе ризу Богородицы. Также юноши купили покрывало из золота, которым они накрыли святыню, прося у хозяйки дома в Назарете позволить им всю ночь молиться перед реликвией. Когда все в доме легли спать, братья упали на колени перед святыней, прося Пресвятую Богородицу простить им тот грех, который они собираются совершить. Подменив купленный ковчег на истинную реликвию и покрыв его золотым покрывалом, юноши отправились отдыхать.

На утро братья простились с хозяйкой, взяв с собой ризу Пресвятой Богородицы. В Византии они основали малый храм, в который поместили священные одежды Божьей Матери, никому об этом не сказав. Но реликвия была настолько благодатна, что братья не смогли больше молчать и рассказали о великой находке императору. Тот с благоговением принял святыню и поместил ее во Влахернский храм. В честь данного события было установлено празднование Ризоположения Богородицы, которое отмечается и по сей день 15 июля. В настоящее время нахождение реликвии неизвестно. Она пропала после страшного пожара, в результате которого сгорела Влахернская церковь.

Таким образом, значение слова «риза» может быть истолковано по-разному.

Положение Ризы Богоматери

Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые в царствование императора Льва I (457-474 годы) совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:

Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц - вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.

Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.

Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху. После чего, в 458 году, Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование <Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне>.

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.

О нахождении Ризы Богородицы в Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец:

Пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове ее был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.

О своём поклонении в 1387 году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.

После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима и ряде других мест.

15 июля (2 июля по старому стилю) Церковь празднует положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день иначе именуется праздником Ризположения. Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием Суздальским. Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала от неприятеля и первопрестольную Москву. Вот история обретения этой великой святыни.

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божьего - Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей - хромых, слепых, глухих... И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь.

Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходить, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются... И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей - одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти.

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне,а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 (15) июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. - сарацины, а в 866 г. витязи Аскольд и Дир. Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря - Аскольд и Дир - вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти уже войной на Царьград. Собрав большую дружину, Аскольд и Дир посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией.

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Каллиста, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы. После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется.

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения в Московском Кремле). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. После изъятия церковных ценностей советской властью святыня попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Русской Церкви.