Чем отличается упырь от вурдалака. "комсомольская правда": московские упыри и вурдалаки переселились за мкад. как бороться с котами-убийцами, волками-оборотнями и нетопырями. Упыри в славянской мифологии

Чья добыча?

Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

А вот и моя добыча! - кричит.

Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

Солдата пригнал, съесть его хочу.

Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

А те в это время спорить взялись:

Нет, я его съем!

Нет, я!

Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

Чучелка, Чучелка, отвори!

Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

А он ее за руку и на коня.

Взвился конь, и помчались.

Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

Тут конь исчез.

И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

Прилетел до избы, кричит через окно:

Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

Посылает царевич мертвеца на могилу.

И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

И опять кличут царевну.

А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

Кличут царевну:

Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

А! Как обрадован мертвый живому!

Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"


В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми - либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям убить и растерзать взрослого человека за считанные мгновенья. И эти опасные твари получили название - упыри.

Внешность упыря

В разных мифах упыри упоминаются по-разному. Общей чертой всегда является частичное разложение тела, отвратительный запах и острые когти с зубами. В первую очередь разница степень разложения этих существ - от поражения гниением всего тела, до частичных некрозов тканей. Второй чертой являются когти и зубы, они тоже различаются в зависимости от мифологии - их длина может быть небольшой, а может достигать и полуметра. Третьей чертой упырей является их рост - он всегда ниже человеческого, но тут есть различия - от половины человеческого, до трёх четвертей. При этом существа всегда сгорблены и кажутся медлительными, но горе тому, кто попытается удрать от такого - бегущую цель упыри будут преследовать молниеносно и без устали. А еще, убегающего человека они никогда не убьют сразу - они будут медленно терзать его тело, чтобы жертва могла пожить подольше и дольше страдала.

Привязаны упыри к кладбищам, тем местам, где их когда-то хоронили. На одном кладбище могут уживаться от одной до двадцати особей. При этом конкуренция среди этих особей отсутствует. Чем больше кладбище, тем больше упырей может на нём обитать и тем больше шанс, что они там есть. А если могильник еще и заброшенный, то упыри там будут почти точно. Крайне редко упыри покидают территорию кладбища, если только не идут на зов своего хозяина.

Упыри стайные существа. Они сбиваются в группы себе подобных, чтобы было проще охотится, выслеживать и загонять своих жертв. При этом в стаях отсутствуют вожаки. Примечательно, что все упыри существа бесполые (процесс разложения в первую очередь касается этой части тел), поэтому для них недоступен процесс размножения.

Хозяева упырей

У всех упырей есть хозяева. Это может быть маг, который поднял мертвеца из могилы. Но куда как чаще легенды ставят упырей на место прислужников . Ведь как известно, убитый вампиром человек без должных обрядов при погребении восстанет из своей могилы. С этим человеком вампир не стал делиться своей силой, а предпочёл оставить его в животном состоянии. Отвечая на зов хозяина, упыри могут преодолевать огромные расстояния не испытывая усталости. Они вообще не испытывают ничего кроме голода. Но страх перед хозяином может притупить даже это чувство. Упырям позволяется убирать следы вампирских трапез и уже это наполняет их чувством бесконечной радости. Правда, когда хозяин умирает упыри умирают следом за ним.

Дикие упыри

Не всем упырям суждено служить вампирам. Некоторые из них появляются на свет после смерти хозяина, некоторые в качестве наказания за грехи, совершённые при жизни. А некоторые восстают просто из-за того, что жаждут отмщения. Такие упыри ни с чем не связаны. Ни тёмная энергия кладбища, ни зов вампира, ни власть некроманта не в состоянии повлиять на них. Они могут покинуть кладбище и охотится в заброшенных и пустых местах. Они не гнушаются падали и звериной плоти, но самое большое лакомство для них - человек. Убить такого упыря очень непросто. Даже сложнее, чем выследить, ведь он может бесконечно странствовать нападая на одиноких путников или разоряя свежие могилы. Важно отметить, что встреча двух диких упырей не заканчивается образованием стаи. Дикие упыри, что вольно бродят по миру убивают себе подобных и пожирают их плоть.

1

Персонаж мифологии и верований ряда народов Европы (славян, немцев, французов и др.): мертвец, встающий по ночам из могилы, высасывающий кровь у спящих людей, насылающий ночные кошмары. Упырь - разновидность оборотня.

Вурдалак - (Врыколак, Вурколак и Вукод лак) (Россия, Богемия, Сербия, Албания, Черногория) - умерший вампир, оборотень в славянской мифологии, человек - оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

Вурдалак - мифическое существо, живой мертвец, обычно возрождающийся из мёртвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком. Пьют кровь родных; обычно из-за появления вурдалаков вымирают целые деревни, так как они умерщвляют в первую очередь, обращая их тоже вурдалаками, самых близких людей (дочь, мать, отец и т. п.)

Есть также мнение что вампир, укусивший человека, тем самым передает жертве часть своего проклятия, и делает из человека вурдалака, который выполняет различные приказы для своего хозяина.

Иногда вурдалаков отождествляют с волкодлаками. Считается (см., например, «Этимологический словарь» М. Фасмера), что само слово «вурдалак» возникло случайно: А. С. Пушкин создал стихотворение «Вурдалак», неправильно передав слово «волкодлак» (возможно, повлияли формы вроде болг. върколак).

Вампир, упырь, в славянских народных верованиях - мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь. Известен в поверьях русских (упырь), украинцев (упир, Вампир), белорусов (вупар), поляков (upiór, upierzica), чехов (upír), сербов (в 15-16 вв.- упир, позже - Вампир), болгар (вапир, въпир). У древних славян существовал культ жертвоприношения упырям («оупирем»). В переносном смысле - кровопийца, жестокий человек, эксплуататор.

wampir“Вурдалак. Вудкоглак. Упырь (vampire)”. Иными словами, это мертвец, встающий из могилы и сосущий кровь живых людей. Укушенный упырём сам становится упырём. Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы. Однако все эти сведения относятся именно к упырю.

С вурдалаком дело обстоит сложнее. В мифологии наших далёких предков существовал персонаж с похожим именем - волколак. Подобно упырю, это был оборотень, выпивавший всю кровь человека. Загубленный им сам становился волколаком. Но превращался он не в мертвеца, а в волка. Имя его произносилось по-разному - вулколак, вурколак. Вурдалак-вудкоглак и упырь - вполне реальные герои народной демонологии. У обоих чудовищ есть общие черты: оба - оборотни-кровососы, пришельцы из враждебного мира, норовящие затянуть в этот мир своих жертв.

Что же касается вовкулака, то это знакомый нам волколак, но в полесском (смешанном украинско-белорусском) произношении: вовк - по-украински волк. Происхождение этого слова не вызывает особых затруднений. Родственные слова имеются в других славянских языках: болгарское върколак, сербохорватское вукодлак, чешское vlkodlak, польское wilkodlak. Вторая часть этого слова сравнивается с церковнославянским - “шкура, волосы”. Итак, волколак - это “волчья шкура”, подходящее название для того, кто её время от времени сбрасывает. Есть, правда, и другая версия происхождения этого слова, предложенная выдающимися лингвистами и культурологами В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым. По их мнению, вторая часть этого слова связана не столько с длака (шкура), сколько с литовским lokis, древнепрусским clokis (медведь). Таким образом, волколак - это “волко-медведь”.

Описание Вурдалака:
Эти гниющие сгорбленные ходячие трупы кажутся нескладными, но передвигаются они с поразительной быстротой. Пасть вурдалака неестественно широкая, полная жёлтых, похожих на маленькие зубила или долота зубов, торчащих из челюсти под разными углами. Свисающий длинный язык извивается и дёргается из стороны в сторону. Вурдалаки обычно сохраняют гуманоидную внешность, но на поле боя их легко отличить по бледности, согбенной позе и дикому выражению лица.

Согласно некоторым слухам, вурдалаками становятся зомби - бессмертие, восходящие к «истинной нежизни» - при этом, возможно, восстанавливая крохи прежней разумности. Однако есть и причины сомневаться в этом. В этих порочных существах, хоть они когда-то и были в большинстве своём людьми, осталось мало человеческого. Даже те, кто был близок с ними при жизни, далеко не всегда способны распознать своих любимых в новом облике: трансформация стирает слишком уж многие человеческие черты, так же, как тембр голоса и особенности строения тела. А даже если такое опознание произойдёт, оно не сулит ничего хорошего. Чума вырвала из их голов большинство воспоминаний, оставив взамен лишь голод и основной инстинкт - инстинкт выживания. Поведение вурдалаков дикое, звероподобное, их часто считают низшей формой существования нежити.

Вурдалаки способны издавать звуки своим рычащим, безжизненным голосом, но их бормотание скорее предназначено для них самих; в общем случае они осмысленно не общаются. Обычный язык, который используют редкие более «сознательные» вурдалаки - ломаный Всеобщий.

Представления о мертвецах, сосущих по ночам кровь живых, были свойственны всем европейским народам. Эти оборотни назывались вампирами.

Что такое оборотень? Отождествление человека со зверем (или вообще духом) нам уже знакомо: можно вспомнить хотя бы «оседланность» у суринамцев, превращение в леопарда у ашанти или «омедвеживание» у берсеркеров. Однако такое превращение дает «оседланному» и некоторые преимущества – неуязвимость оккультную или физическую, способность проникновения в иные миры. Кельто-балканскому же оборотню это не дает ничего, кроме возврата к шаблону своего первопредка (не будите во мне зверя).

У вампира от упыря есть, пожалуй, только одно отличие. Он не столько живой покойник, сколько кровосос. И в переносном смысле вампиром называют жестокого, садистического человека, подпитывающего себя мучением других. В XV веке в Трансильвании (область на северо-западе Румынии со смешанным румыно-венгерским населением) правил угрюмый, нелюдимый князь Владос, за свою жестокость прозванный Дракула (“Дракончик”). И молва, видя, с какой готовностью он отправляет своих подданных на казнь и какой таинственностью окружена его жизнь, приписала ему контакты с тёмными потусторонними силами. Считали, что для этого князь Владос пьёт по ночам кровь приговорённых к смертной казни. Так родилась легенда о вампире Дракуле, которую и запечатлел в своём известном романе английский писатель Брэм Стокер. Его герой был перенесён в современную автору Англию (начало ХХ века) и уже не имел никакого отношения к загадочному трансильванскому владыке. Затем, после экранизации романа, граф Дракула стал одним из самых популярных персонажей современной массовой культуры.

В субботу - последнюю перед Успением Пресвятой Богородицы - в православных церквах исстари читалась одна из последних семи Вселенских панихид. Эта панихида считалась самой действенной, особенно для тех, чьи родные и близкие "закончили свой земной путь раньше положенного срока": погибли при невыясненных обстоятельствах, были убиты либо покончили с собой. Поскольку согласно народным суевериям их неуспокоенные души могут искать способы остаться среди живых, то есть превратятся в упырей или вурдалаков, 23 августа их родне просто необходимо отслужить панихиду. Тем более что упыри - не забытые бабкины сказки, а суровая реальность: в Московской области их пруд пруди.

Где их можно встретить

Ныне упыри и вурдалаки "водятся" в тех районах Московской области, в которых в старину было замучено и погребено множество людей. В первую очередь это Балашихинский и Ногинский районы (коты-упыри). По их территории проходит печально знаменитый Владимирский тракт. Упыри, встречающиеся здесь, были известны еще в ХIХ веке и увековечены в русской литературе. Именно в "20 верстах по Владимирскому тракту" находилось имение "Березовая роща" госпожи Сугробиной, в котором происходило основное действие повести А. К. Толстого "Упырь". Прототипом этой дамы можно назвать хозяйку усадьбы "Кузьминки" Вассу Строганову. Эта дама согласно архивным документам умерла 16 марта 1723 года, а в 1724 году произведена Екатериной I в статс-дамы.

Зато в домах на окраинах Балашихи и в окрестных селениях близ Старой Купавны родственники и соседи нередко находили умерших пожилых женщин, на груди у которых сидели огромные коты, по свидетельству очевидцев - "домашние, сытые, ухоженные". Прогнать "этих тварей было чрезвычайно трудно".

Подольский и Наро-Фоминский районы (волки-оборотни). Трассы здесь проходят по местам бывших владений двух самых кровавых российских помещиц - Верхнего Теплого Стана (принадлежавшего Дарье Салтыковой (Салтычихе) и Коньково-Троицкого (принадлежало Авдотье Наумовне Зиновьевой (Наумихе), загубивших и похоронивших без должного христианского обряда десятки людей.

В селах Борисовка, Захарьино, Красная Пахра в 70-х годах ХХ века было отмечено несколько случаев нападения волков на 10 - 12-летних детей. Причем никто из пострадавших не выжил.

Сейчас волков можно встретить только в Наро-Фоминском и Серебряно-Прудском районах.

Талдомский и Сергиево-Посадский районы, Серпуховской район (летучие мыши). В давние времена по Ярославскому тракту ездили из Москвы в Александровскую слободу (ныне город Александров) к царю Ивану Грозному опричники и бояре, здесь же, по дороге, на скорую руку и расправу творили. А в Серпухове лютовала местная душегубка-помещица Мораева.

Летучих мышей (нетопырей) можно встретить в любых поселках этих регионов (в Серпуховском районе специалисты насчитывают 11 видов этих млекопитающих), но опасности они не представляют. Разве что выглядят страшновато.

Упыри, вурдалаки, вампиры - в чем разница?

Вампир, оборотень и упырь - суть одно и то же.

Упыри могут принимать практически любой облик, чаще - летучей мыши или кота. Притворившись безобидным представителем фауны, упыри пьют кровь и просто пугают людей, так как, по одной из легенд, могут "питаться энергией страха".

Вурдалак же, как правило, сохраняет свою человеческую оболочку или (крайне редко) превращается в волка. Если верить слухам, он не приносит большого вреда живым, потому что обитает вблизи кладбищ и питается мертвечиной*.

Зато прикинувшийся волком вурдалак смертельно опасен и для человека, и для домашних животных.

Как распознать

Издревле у каждого народа были свои методы определить, является ли покойник вампиром. Славяне считали, что потенциальными вампирами могут оказаться злые и жестокие люди, колдуны, самоубийцы, клятвопреступники, проклятые своими родителями, не отдающие свои долги и те, кто умер во время занятия сексом. Еще подозревали рыжих, появившихся на свет на Рождество и зачатых во время Поста, рано отнятых от материнской груди и рожденных в новолуние. Граждане с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей, пятые сыновья в семьях, где одни мальчики, и дети, родившиеся с зубами, умершие в мороз в поле - все они были под подозрением.

В Греции считались вампирами люди с голубыми глазами. В Румынии к ним причисляли седьмых сыновей седьмого сына и тех, чья мать во время беременности ела мало соли. Но в одном мнении сходились все - и славяне, и китайцы: если через гроб, еще не преданный земле, перескочит кошка, собака или перелетит курица, то покойник превратится в вампира. В суеверной Древней Руси причисляли к упырям и тех, на чей гроб во время похорон упали капли дождя или град.

Как распознать

Наши предки носили ожерелья из цветков чеснока. В каждом доме обязательно было распятие из веток боярышника, терна или можжевельника. Также было заведено втыкать ножи в землю, под которой "покоились" предполагаемые вампиры, окуривать могилы серой и дымом от лимонного дерева. Мазали дверь дегтем, сыпали на пол соль и перец, разбрасывали колючки по полу спальни - предполагалось, что вампиры любят считать. Из тех же соображений в гроб клали просо, а дорогу от кладбища до дома посыпали маком - дабы занять вампира пересчитыванием зернышек.

В России делали заговоренное тесто - смешивали муку с кровью, вытекавшей из тела вампира. Съевший хлеб из этого теста навсегда освобождался от вампирских нападок.

Поскольку упыри бывают в образе летучих мышей и котов, их грешно убивать. Гораздо лучше их угостить. Молоком, например, или еще чем-нибудь вкусненьким. Древние славяне еще до принятия христианства именно таким образом ублажали упырей - приносили им в жертву еду.

Как уничтожить

Общеизвестно, что вампира надо проткнуть осиновым колом или застрелить серебряной пулей. Но не все так просто. В старину славяне набивали могилу соломой, отрезали упырю голову лопатой могильщика, а тело поджигали. Иногда голову отгораживали от остального тела земляным валиком.

Западные славяне в прямом смысле слова перемывали кости - тело расчленяли, вываривали в святой воде, затем в новой порции святой воды перемывали кости, припоминая заодно злые и добрые поступки покойного.

А русские просто отчитывали три ночи подряд перед похоронами Святое Писание (помните Хому Брута?).

* Это суеверие описано в одноименном стихотворении А. С. Пушкина - кстати, считается, что именно он придумал слово "вурдалак".

Cветлана Шайдакова, Галина Пилявская

Такие существа, как вурдалаки, вампиры и упыри относятся к «нежети» - это «ни живые, ни мертвые» обитатели ночи. Их образы часто упоминаются в мифологических легендах народов Европы. Они выходят на охоту после захода солнца. Люди могут видеть нежить в виде собак, волков или летучих мышей. Вурдалаки наводят страх и ужас одним своим видом. По преданиям они сосут кровь у человека, который спит.

Вурдалаки — персонажи европейских мифов

Особенности вурдалаков

В древних рукописях есть информация о том, что в нежить превращались покойники, которые были злыми и принесли много зла в мир. Это могут быть самоубийцы, а также люди, которые погибли от насилия. Превратиться в нежить живой человек может, если его искусают.

В кинематографическом искусстве образ этой сущности используется часто. Многие писатели издавали книги, где в главной или второстепенной роли присутствовал вурдалак. Этот образ отличается от мифического вампира. В фольклоре этот термин применяется для обозначения сущностей, которые пьют человеческую кровь. Эта информация есть в легендах и мифологических рассказах.

В разной исторической литературе говорится об отличительных чертах характера и внешнего облика. Нежить часто предстает перед людьми в образе домашнего питомца или дикого хищника. Они легко превращаются в таких животных, как:

  • собака;
  • кошка;
  • летучая мышь;
  • паук.

По своей природе вурдалаки - это хищники. Они питаются энергией и забирают жизненные силы людей.

Вурдалаки могут превращаться в летучих мышей

Вурдалаки в древних культурах

В книгах по мифологии можно встретить огромное количество рассказов о мертвецах, которые начинали охоту в ночное время суток и проливали кровь. Вампироподобными духами называют Лилу. Впервые об этих существах написали в ранних летописях вавилонской демонологии.

Лилу - это злобные демонессы, которые появлялись только после захода солнца. Они охотились на новорожденных детей или беременных женщин.

В дневреармянской мифологии упырей называют Даханаварами. Это опасные вампиры, которые обитали в горах Ултиш Алтьо-тэм. Демонологическое существо не охотилось на людей, которые проживали рядом с вампиром. Вся территория у них разделена на определенные участки, которые привязаны к конкретному Даханавару.

В Индийских книгах по мифологии упоминается о Веталах. Это вампироподобные создания, которые могут вселиться в тело умершего человека.

Славянские фольклорные книги помогают более детально понять образ. Авторы подробно описывают методы борьбы с живыми мертвецами. Они быстро передвигаются, поэтому отсечь голову бывает трудно. Можно взять кол из осинового дерева и вонзить его в сердце.

Образ в литературе

До 80-х гг. в европейских странах вампиров описывали, как ужасных монстров, которые восставали из могилы. Это были злые люди, которые за свою жизнь не совершали добрых поступков. Чаще это колдуны, которые наводили порчу и вредили другим.

Человек, который стал нежитью, имеет возможность передавать вампирические способности невинным жертвам через укус. Иногда монстрами становятся те, кто погибал от ранней, насильственной, жестокой смерти.

Во многих румынских верованиях и европейских исторических справках есть упоминание о том, что вурдалаки имеют славянское происхождение.

Есть указания, что вурдалаки имеют славянское происхождение

Описание в фольклорном искусстве

В разных культурах существуют свои описания живых мертвецов. Можно выделить следующие характерные особенности фольклорного существа:

  1. Это бессмертные твари. Их можно убить, но они никогда не стареют. В разных произведениях есть персонажи, возраст которых превышает 1500 лет. Это сверхъестественные сущности, которые имеют высокий уровень физической силы. Она многократно превосходит способности человека.
  2. Внешность. Вурдалак практически не отличается от трупа. После вскрытия могилы на лице нежети возникает румянец, а лицо становится здоровым. Кожные покровы приобретают нехарактерный оттенок. Живые мертвецы часто имеют пухлые черты лица, отросшие волосы. Эффективным средством, который защищает от таких «ни живых, ни мертвых», является чеснок. Об этом писали в европейских легендах. Они боятся солнечного света, боярышника и освященных вещей. Для защиты в доме можно было расставить кресты, нарисовать на полу звезду Давида, посадить алоэ. В восточных легендах писали о вещах типа печати Синто.
  3. Неживые могут принимать другое обличие. В мифологии есть информация о превращении нежити в облик собаки.

В христианских традициях к нежити негативное отношение. Они не могут приближаться к церкви, находиться рядом с источниками святых мест.

Исторические доказательства существования вурдалаков

По своей природе живые мертвецы отличаются невероятной силой. Они быстро перемещаются, поэтому людям тяжело их поймать в ловушку. Этим сущностям несвойственна боль и сожаление. Их цель - убийства и охота на людей.

Это оборотни, которые способны навести страх и ужас. Южные славяне уверены, что мертвецы, которые встают из могилы через 40 дней после смерти, превращаются в вурдалаков. Они могут приходить только в ночное время, высасывать кровь и питаться энергией спящего человека. Могут уничтожить целые семьи и поселения.

Можно выделить следующие интересные факты:

  1. После окончания Второй мировой войны на территории Рима арестовали человека, который дожидался полнолуния и нападал на людей. Жертвы были уверены, что он умеет принимать обличие волка. Психиатры провели диагностику и определили, что человек был здоров.
  2. В штате Орегон продают специальные аптечки, которые предназначены для борьбы с вурдалаками. Этот саквояж был изготовлен в 1880 г. В нем содержатся препараты и вещи, которые нужны для профилактики и лечения.
  3. Дома нужно использовать чесночный порошок. Есть специальная инструкция, в которой указано, как защитить себя во время сна от нежити. Чесночным порошком нужно посыпать вокруг кровати, чтобы отпугнуть этих оборотней.

Профессором Уэйн Тикканен из Университета штата Калифорния была разработана теория. По его словам, вурдалаки или вампиры - это обычные люди, у которых есть расстройства психики. Эта патология может возникать в результате нарушений в генах, поэтому передается от матери к ребенку. Его теорию пытались опровергнуть: ученого просили объяснить механизм превращения вурдалаков в собаку или волка.

Заключение

Вурдалаки - это оборотни, которых часто сравнивают с вампирами. Они быстро передвигаются, становятся агрессивными, когда видят людей. В мифологии можно прочесть огромное количество историй и легенд, которые связаны с вурдалаками. Они уничтожали целые поселения.

Ночью они могут проникать в дом, пить кровь спящего человека. Это мистическое существо, но многие люди уверены в том, что вурдалаки есть в реальной жизни. Его образ используется в разных жанрах, особенно в кинематографическом искусстве и литературе.