Храм грешников - экскурсия не для слабонервных. «Господь одаривает покаявшихся грешников Записал леонид виноградов

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия.

Одна из проповедей посвящена христианскому пониманию одиночества. В Евангелии есть история о том, как Христос повстречал расслабленного человека в купальне. Купальня считалась целебной и каждый болящий входил в нее, чтобы исцелиться.

Расслабленный, не имея возможности пошевелиться, лишь наблюдал, как исцеляются другие. Никто не хотел ему помочь окунуться.

Христос, узнав о недуге расслабленного, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?»

Нам может быть не совсем понятно, зачем спрашивать, хочет ли человек быть здоров? Конечно хочет. Но Иисусу было важно узнать о причине проблемы, о ее корне. Расслабленный ответил:

Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню;

Т.е., вот в чем беда — этому человеку никто не хотел помочь. Этот человек был одинок. А одиночество — это симптом греха.

Как это? — спросит кто-нибудь. — Его все бросили, а он еще и виноват?

Мы привыкли думать, что вина лежит на том, кто оставил человека, а не на том, кто остался одинок. Но очень часто виноват тот, кто остался один. Виноват своим дурным поведением, своим неумением жить рядом с другими.

Когда находишься рядом со смиренным человеком, тебе не хочется его покидать. Но рядом с горделивым, ворчливым, вечно всем недовольным, находиться не хочется.

Горделивые люди не хотят общаться. Они хотят чувствовать себя правыми всегда и во всем. Хотят, чтобы жизни других людей крутились вокруг их собственной.

Таким образом, грех расслабленного заключался в том, что он одинок. Никто не радовался, находясь рядом с ним. Никто не захотел помочь.

Христос исцелил несчастного, но позже, встретив того в храме, сказал: «Больше не греши».

Какой урок мы можем извлечь из этой короткой евангельской истории? Одиночество происходит от греха. И первый шаг к борьбе с одиночеством состоит в том, чтобы признать: если присутствие других людей лишает меня радости, то я живу в аду, мне нужно работать над собой.

С любым человеком можно найти общий язык. Даже с тем, кто не нравится. Да, сложно стать друзьями сразу со всеми, но общий язык можно найти с кем угодно. И тогда не возникнет ситуации, когда никто не придет нам на помощь.

Архимандрит Варнава (Ягу) родился на Кипре в 1965 году. В 1973-м переехал жить в Фессалоники, где получил общее образование и окончил философский и богословский факультеты Университета им. Аристотеля. В 1988 году в храме Святого Мины был рукоположен в диакона, а затем в священника и возведен в сан архимандрита. До 1999 года служил в храме Святой Екатерины.

В настоящее время о. Варнава служит в храме Пресвятой Богородицы Лаодигитрии, где ведет миссионерскую и просветительскую работу среди молодежи и студентов. С 2012 года возглавляет Молодежный отдел священной митрополии Фессалоник. С 2014 года является игуменом монастыря Святой Феодоры Мироточивой.

21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин возглавил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка обратился к верующим с пастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, всех вас я поздравляю с воскресным днем. Сегодня во время Литургии мы слушали евангельское повествование о мытаре Закхее, который покаялся перед Господом. Спаситель пришел в Иерихон. Конечно, там собралось огромное количество людей, чтобы посмотреть, как выглядит Мессия и о чем Он говорит. Сборщик налогов Закхей тоже захотел увидеть Христа, но был маленького роста и не смог бы пробраться сквозь толпу. Тогда он решил залезть на дерево. Закхей ложится на ветку, которая висела прямо над дорогой. Он рисковал сорваться только ради того, чтобы увидеть Сына Божия. И вот Господь, проходя по этой дороге, останавливается и поднимает глаза кверху. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5) , - говорит Спаситель мытарю. Закхей удивился, что Христос его назвал по имени и желает прийти к нему в гости. С большой радостью Закхей ведет Христа с апостолами к себе в дом, устраивая им трапезу. И наступает самый главный момент в этой евангельской истории - сборщик налогов, которого ненавидел народ за то, что он служил римлянам - поработителям Иудеи, совершает покаяние перед Спасителем: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8) . Спаситель, услышав слова покаяния от грешника, ответил: «Пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9-10) . Так заслужил прощение грехов мытарь Закхей. Он не только спас свою душу, но и еще спас весь свой род от погибели. Данный факт указывает на то, что каждый из нас несет ответственность перед Богом за своих родных и близких.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский об этом так говорит: «Страсти переходят с рождением и к детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней». Мытарь Закхей покаялся перед Господом, начал жить по заповедям Христа и поэтому заслужил спасение своего рода. И мы тоже, дорогие мои, мало чем отличаемся от Закхея. Разве каждый из нас не желает испытать всю полноту радости от веры Христовой? Но ведь Господь одаривает покаявшихся грешников. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Закхей увидел Господа, и воспламенялся любовью еще больше; она коснулась его сердца, и он сделался другим: вместо мытаря – ревнителем, вместо неверного – верным, и вместо волка – овцой запечатленной». Так и мы должны воспламениться любовью к Спасителю, чтобы превратиться из грешников в детей Господа нашего Иисуса Христа. А это можно сделать только через покаяние и принятие Святых Христовых Таин, когда многим открывается откровение о спасении. Поэтому я поздравляю тех, кто сподобился сегодня принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Еще раз я поздравляю с воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

» «Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин)

«Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин)

«Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин ).

В первые годы христианства исповедь была публичной, то есть кающийся рассказывал о своих грехах перед всей общиной: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Потом, когда христианство все более распространялось и утверждалось, общины стали очень большими, и исповедь стала носить частный характер. Что же такое общая исповедь? Когда появился этот чин?

Исповедь – это Таинство Покаяния. Исповедать – это значит открыто признать, то есть искренне, с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Обычно в храмах нашего благочиния проходит частная исповедь, но в дни Великого поста желающих причаститься Святых Христовых Тайн бывает очень много, а потому принять исповедь у всех кающихся перед началом Божественной литургии бывает очень сложно, поэтому и совершается чин общей исповеди.

Как она проходит? Батюшка читает установленные для исповеди молитвы, потом произносит проповедь, обращенную к нам, к нашей душе, к нашей совести. Он называет наши грехи, и в этот момент очень важно просить у Господа прощения за свои грехи, быть искренним и честным, не оправдывать себя, а сокрушаться о содеянном . После чтения разрешительной молитвы мы подходим под епитрахиль священника и прикладываемся к кресту и Евангелию – прикладываемся не просто так, а давая обещание не совершать грехов впредь. И такую исповедь милосердный Господь примет и простит нам грехи. Общая исповедь – это возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом прийти на индивидуальную исповедь к священнику .

Вот как пишет об общей исповеди Алексий Уминский в книге «Тайна примирения» (Москва, Даниловский благовестник, 2007 г.): «Говоря об общей исповеди, мы вспоминаем наши мно­голюдные храмы в тот период, когда не хватало ни храмов, ни священников. В большие праздники в церковь приходи­ло так много людей, что невозможно было успеть всех поисповедовать, и совершалось некое действие, которое стали называть общей исповедью. Обычно выходил священник в епитрахили с крестом, с Евангелием и ко всем людям, ко­торые пришли в храм, чтобы причаститься Святых Христо­вых Тайн, обращался с проповедью, касающейся Таинства Покаяния. Он рассказывал людям о том, что такое исповедь, какие люди грешные, о том, что всем надо каяться, потому что без покаяния никто не может спастись и войти в Царс­твие Небесное, а потом говорил такие слова: «Сейчас я вам буду перечислять грехи, а вы все внутри себя кайтесь в них и говорите: «Грешен» или «Грешна». И священник начинал читать длинный-длинный список грехов, начиная от первой заповеди и кончая последней. И все люди повторяли вслед за священником слова покаяния в перечисленных грехах. После этого священник покрывал всех епитрахилью, люди целовали крест и Евангелие и шли причащаться.

Такую форму исповеди приписывают святому праведно­му Иоанну Кронштадтскому, называя его родоначальником общей исповеди. Действительно, святой праведный Иоанн Кронштадтский своей пламенной проповедью побуждал людей к покаянию. К нему на службу в кронштадтский Андреевский собор собиралось по пять-семь тысяч человек, в храме страшно было находиться - так глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь про­должалась несколько часов. Совершалось настоящее покая­ние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его лич­ная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук. На такое был способен только святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники на­ходились в лагерях, и, чтобы добраться до действующих храмов, которые были, в основном, маленькими, кладбищенски­ми, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они соби­рались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами

Буддийские храмы и монастыри в Таиланде всегда поражают всех своим величием и красотой. Древняя архитектура, различные статуи Будды и других богов, яркие настенные рисунки, а также прекрасные пейзажи вокруг – вот главные атрибуты практически каждого храма. Но есть неподалеку от Паттайи особенное место, которое точно удивит вас и останется в памяти на всю жизнь – храмовый комплекс Wat Saen Suk. Это место больше известно как Храм Грешников, так как большая часть территории комплекса посвящена теме загробной жизни. Здесь вы можете узнать, что ждет после смерти грешников и тех, кто вел праведную жизнь. Храм ада и рая в Паттайе напоминает музей под открытым небом: в саду комплекса находится большое количество красочных скульптур, которые показывают различные сценки из потустороннего мира.

Ад и рай

Условно территория комплекса разделена на 2 зоны: ада и рая. Большую часть занимает зона Ада и это зрелище не для слабонервных. Здесь скульптуры показывают каким страданиям и мукам подлежат грешники после смерти. Некоторые композиции настолько реальны и устрашающие, что чувствительным людям будет не по себе. Как вам фигуры грешников, которые варятся в котле с кипящей водой, сцены сожжения на костре заживо или повешения на глазах у толпы, отрезания каких то частей тела? А те, кто провинился перед животными или растениями может быть сам обращен в какого-нибудь зверя в аду. Центральной композицией зоны ада считаются огромные скульптуры мужчины и женщины весьма неприятного вида. Их окружают фигуры животных, каждое из которых означает определенный грех. Окружает эти статуи большой кипящий котел, в котором мучают грешников.


В зоне Рая картина абсолютно противоположная: здесь в прекрасном цветущем саду расположены фигуры Будды и праведников, которые занимаются медитацией. Также здесь есть очень живописный пруд с рыбками и черепахами. Насладившись красотой вокруг, вы сможете покормить животных в пруду, корм продается здесь же. В зоне Рая вы также сможете сделать хорошие поступки, чтобы улучшить свою карму. Например, купить птицу в клетке и отпустить ее на волю, оставить пожертвование возле скульптуры. Для посетителей здесь продаются милые сувениры на память: символические фигурки и статуэтки с определенным значением.

Как добраться

Храм грешников находится в городе Банг Саен в 40 километрах от Паттайи. Комплекс доступен для посещения ежедневно с 8 утра до 7 вечера. Опытные путешественники советуют посещать храм в будние дни, так как по выходным здесь много тайцев и туристов. Помимо храма Банг Саен славится отличными пляжами, которые также пользуются популярностью среди туристов. Добраться до храма с адским садом из Паттайи можно воспользовавшись трансфером. Самый быстрый и комфортный способ - обойдется примерно в 500-600 бат в одну сторону, так что будет выгодно поехать компанией из 4х человек. Посещение храма Ада и Рая включено в популярную экскурсию , в ходе которого вы сможете также посетить самые главные религиозные и исторические достопримечательности Паттайи. Некоторые тур фирмы предлагают экскурсию только в этот храмовый комплекс, которая с учетом трансфера будет стоить 500 бат за человека.


Всем известно выражение «Святая Церковь». Откуда же там берутся грешники? Интересно, что упреки в недостатке святости Церкви и ее отдельных членов нередко можно услышать со стороны людей невоцерковленных, но ищущих, присматривающих подходящую для себя хорошую Церковь.
Действительно, могут ли в Святой Церкви быть недостатки?

Сборище грешников
-- Я ему: «Хочу с Богом соединиться!» А этот обрядовер: «Вы акафист не вычитали».
-- У нас рядом с дачей церковь, там поп -- горький пьяница! И служит так гугниво на вашем древнеславянском!
-- Вместо Поместного собора в вашей Церкви собирается какой-то архиерейский!!!
-- По Типикону, тут надо петь десять стихир, а у вас поют четыре!
-- А моей подруге батюшка сказал, что на дом придет ребенка крестить только за три тысячи. А она одинокая мать!

Со всех сторон наша Церковь нехороша. Постящиеся и непостящиеся, воздержницы и ленивые -- все имеют к ней серьезные и часто весьма обоснованные претензии.

И как, спрашивается, в этих условиях заниматься каким-то миссионерством? Искушение одно! Ты человеку объясняешь: про благодать, про преемство, про Вселенские соборы. Человек слушает, конечно, но потом говорит: «Это все хорошо! Но вот у католиков священство неженатое. Настоящие святые отцы. А у вас? По семеро детей у иереев! Где уж им о духовном думать? Прокормить бы… Я хочу креститься в Святой Церкви! А у вас… Ну, не знаю, но какая-то уж точно не святая. Убогая какая-то…»

Все это, соратники, наполняет мою лично душу невыразимым блаженством! Как же мне повезло! Что бы я стал делать в Церкви Святых? Умер бы со страху, наверное… А так -- хорошо! Ты грешишь -- и батюшки грешат! Ты в праздник на грудь принимаешь quantum satis -- а в церкви по полпсалма вместо целой кафизмы читают. В такой церкви и каяться как-то не так страшно: батюшка -- сам не святой, должен же войти в положение!

Собственно, Церковь свою убогость вполне даже сознает. Чего бы в ней иначе на 1-й неделе Великого поста пели: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом…»? Или, может, это так -- от скромности, от смирения? Нет, думаю, все-таки не от «смирения». Потому как правда ведь согрешихом -- чего уж юлить-то! Канон в субботу, понимаешь, был на восемь тропарей, а его на три прочитали…
В общем, сборище грешников в качестве Церкви -- прекрасная компания! Присоединяйтесь!

Одна беда: по-прежнему непонятно, что отвечать человеку, у которого грехов мало и Церковь он себе хочет найти хорошую. Не нарочно же его грешить заставлять, право слово! Наверное, подождать ему надо. Может, и сами появятся грехи-то. Бывает ведь такое…

Но вот зачем ему в нашу убогую компанию -- ответ есть! Во-первых, мы тебя тут пожалеем, а может быть, даже полюбим. Кому ты такой еще нужен?
И потом -- у нас есть парадоксальная история: у нас в Церкви действительно есть святые! Откуда они заводятся в сборище грешников -- совершенно непонятно. Но такой вот невероятный факт. Чудо просто!

Ведь даже представители собраний гораздо более достойных, чем наша Церковь, обычно не спорят со святостью, к примеру, Серафима Саровского… Или Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которая, недобитая, в смертной яме апостольником раненых перевязывала… Или вот святой лауреат Сталинской премии Лука Войно-Ясенецкий. Будете спорить?
Вот то-то же.

«Чтобы научиться принимать Божию милость, нужно время»
-- Люди ожидают идеала в Церкви по двум причинам. Во-первых, людям свойственно (и это хорошо) искать святость. Не просто доброго человека, а именно совершенство, про которое говорит Христос. Поэтому от всего Божьего люди ждут совершенства, которое заложено в каждом из нас как образ и подобие Бога. Мы сравниваем заложенный в нас образ Божий с тем, что происходит в нашей душе, видим несовпадение, осознаем свою неполноту. И, чтобы исцелиться, приходим в Церковь.

А вторая причина поиска идеала в Церкви -- плод нашего лицемерия и лукавства. Человек забыл, что сам давно предал свое совершенство, стал горд, эгоистичен. Убийцей стал! Мы понимаем убийство только как лишение жизни другого человека или себя (самоубийство -- тоже убийство). Но с позиции Божьего совершенства убийство -- гораздо более широкое понятие. Ты не помог человеку, умыл руки -- убийство. Невнимание, равнодушие, обиды, раздражение… Человек искони убийца, и отец наш диавол. Мы привыкли все время убивать себя и других, не умеем жить иначе, так возлюбили эту подлую и хитрую жизнь. Поэтому и в себе, и в других не видим проявлений Бога, а значит, нам все можно, и мы можем жить, как жили раньше. То есть уходим от главной Истины, Которая свидетельствовала: «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13).

Но никому не хочется быть грешником. И мы не только сами не идем к покаянию, но и придумываем разные поводы для недовольства, когда к нему идут другие. Храм часто называют врачебницей. Представьте, я приду в больницу, увижу там здоровых людей и скажу: «Прекрасная больница!» Меня назовут сумасшедшим. Некоторые хронические болезни вылечить невозможно, но можно смягчить. Снять боль, утешить человека, продлить ему жизнь на день-час-минуту -- много это или мало? Очень много. Почему же мы возмущаемся, когда видим в храме людей, всю жизнь убивавших, лгавших и притворявшихся при этом добрыми? Посмотрите на наши духовные болезни открытыми глазами! Для меня как раз удивительно, что к убийцам и подлецам пришел Бог, не отверг их, а даровал спасение. Бог любит нас грешными и грешников зовет к святости. Вот подлинное чудо! Но мы ничего не умеем и пользуемся Божией милостью как возможностью повторять старые грехи. Чтобы научиться принимать эту милость, нужно время. Если у нас перелом, мы не требуем от врача, чтобы он мгновенно срастил нам кость. Тем более не можем мы требовать от Бога мгновенного исцеления нашей души. Церковные таинства -- необходимые средства исцеления, но они не действуют магически, нам надо активизировать свою волю, остатки добродетелей. А мы часто хотим, чтобы Бог не просто помогал нам, но жил за нас. То я жил без Бога, рассчитывая только на себя, теперь хочу, чтобы Бог сделал меня счастливым без моего участия. Если человек не поймет, что должен сам потрудиться, он уйдет из Церкви. Надо в себе найти остатки святости. Если я чувствую, что чужд Богу, то я в других тоже не увижу святости. Если я пришел к Господу исцелиться, мне никто не помешает, никакие больные рядом со мной. Если же я пришел утвердиться в своей праведности, меня все смутит.

И священник помогает не потому, что он хороший, а потому, что ему в таинстве рукоположения дана благодать совершать остальные церковные таинства, в которых Святым Духом исцеляется человеческая душа. За свои грехи священник, как и любой христианин, ответит перед Богом, но совершаемые им таинства действительны. И если рядом есть хотя бы один священник, это для нас великое благо независимо от его личных качеств -- мы можем причаститься Тела и Крови Христовых, Христос отпустит нам грехи, в которых мы не умеем исповедоваться до конца. Церковь всегда была, есть и будет свята. Христа осуждали за то, что Он ел и пил с грешниками, и это «дало право» лукавому народу сначала не слушать Христа, а потом и распять Его (не грешники распинали Спасителя, а молитвенники, постники, хранители предания). Изменилась форма, но суть претензии к Церкви та же: Господи, Ты что, не знаешь, с кем ешь и пьешь? А то, что в человеке уже совершилась перемена, не видят. Порой кажется, что человек, придя в Церковь, стал еще хуже, чем был. Это поверхностное впечатление. Он не хочет жить по-старому, а по-новому не умеет, вот все и валится из рук. А на самом деле душа уже облагорожена. Но увидеть это можно только верой, любовью.

Если я увидел свои грехи, у меня два пути: либо в петлю, как Иуда, либо почувствовать милость, пережить, что Бог меня прощает. Я Ему не сделал ничего хорошего, только зло, а Он готов меня поднять, поддержать! Если я увидел свои грехи и живу, значит, я познал Бога, Который меня помиловал. Чего и другим желаю. И если я помилованный, то меня не смущает, что в храме грешники. Разве не хочу я им милости?

Церковь -- это люди. Пусть каждый заглянет глубже в себя -- что есть в нем, то есть и в Церкви. Вопрос только в том, хочет ли человек это изжить в себе? Для меня как для священника преображение человека -- факт, совершающийся повседневно. Только это процесс сокровенный. И тот, кто смотрит поверхностно, не видит, что происходит внутри у другого, не верит в его искренность, подлинность. Вот это неверие есть мерзость.

Расколы и ереси начинаются в человеке. Первым раскольником и еретиком был, на мой взгляд, Адам. Любая гордая мысль -- уже раскол. А сколько расколов внутри каждого из нас! Рассеянность, смущение, раздвоение, конфликт души и тела, ума и чрева... И только во Христе мы можем вновь стать целостными, едиными. Если я хочу этого единства, оно мне будет дано. И меня на благо вдохновляет не человек, который умножает грех, но человек, который нашел иную радость, чем грех, и пытается освободиться от его рабства.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ