Илья пророк с житием. Святые с именем илья. Пророк Илия – чудеса

(287 — 212 до н. э.)

Архимед родился в 287 году до нашей эры(из-за этого много фактов его биографии было утеряно) в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед, как и многие другие древнегреческие ученые, в Александрии, где правители Египта -Птолемеи, собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали знаменитую, самую большую в мире библиотеку.

После учебы в Александрии Архимед вновь вернулся в Сиракузы и унаследовал должность своего отца.

В теоретическом отношении труд этого великого ученого был ослепляюще многогранным. Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики. В сочинении «Параболы квадратуры» Архимед обосновал метод расчета площади параболического сегмента, причем сделал это за две тысячи лет до открытия интегрального исчисления. В труде «Об измерении круга» Архимед впервые вычислил число «пи» — отношение длины окружности к диаметру — и доказал, что оно одинаково для любого круга. Мы до сих пор пользуемся придуманной Архимедом системой наименования целых чисел.

Математический метод Архимеда, связанный с математическими работами пифагорейцев и с завершившей их работой Эвклида, а также с открытиями современников Архимеда, подводил к познанию материального пространства, окружающего нас, к познанию теоретической формы предметов, находящихся в этом пространстве, формы совершенной, геометрической формы, к которой предметы более или менее приближаются и законы которой необходимо знать, если мы хотим воздействовать на материальный мир.

Но Архимед знал также, что предметы имеют не только форму и измерение: они движутся, или могут двигаться, или остаются неподвижными под действием определенных сил, которые двигают предметы вперед или приводят в равновесие. Великий сиракузец изучал эти силы, изобретая новую отрасль математики, в которой материальные тела, приведенные к их геометрической форме, сохраняют в то же время свою тяжесть. Эта геометрия веса и есть рациональная механика, это статика, а также гидростатика, первый закон которой открыл Архимед (закон, носящий имя Архимеда), согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости.

Однажды приподнявши ногу в воде, Архимед констатировал с удивлением, что в воде нога стала легче. «Эврика! Нашел » — воскликнул он, выходя из своей ванны. Анекдот занятный, но, переданный таким образом, он не точен. Знаменитое «Эврика!» было произнесено не в связи с открытием закона Архимеда, как это часто говорят, но по поводу закона удельного веса металлов — открытия, которое также принадлежит сиракузскому ученому и обстоятельные детали которого находим у Витрувия.

Рассказывают, что однажды к Архимеду обратился Герон, правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на нее золота. Для этого Архимед сделал два слитка один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона.

Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, на сколько поднялся ее уровень. Опустив в сосуд корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка. Так и была доказана недобросовестность мастера.

Любопытен отзыв Цицерона, великого оратора древности, увидевшего «архимедову сферу» — модель, показывающую движение небесных светил вокруг Земли: «Этот сицилиец обладал гением, которого, казалось бы, человеческая природа не может достигнуть».

И, наконец, Архимед был не только великим ученым, он был, кроме того, человеком, страстно увлеченным механикой. Он проверяет и создает теорию пяти механизмов, известных в его время и именуемых «простые механизмы». Это — рычаг («Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и я сдвину Землю»), клин, блок, бесконечный винт и лебедка. Именно Архимеду часто приписывают изобретение бесконечного винта, но возможно, что он лишь усовершенствовал гидравлический винт, который служил египтянам при осушении болот.

Впоследствии эти механизмы широко применялись в разных странах Мира. Интересно, что усовершенствованный вариант водоподъемной машины можно было встретить в начале XX века в монастыре, находившем на Валааме, одном из северных российских островов. Сегодня же архимедов винт используется, к примеру, в обыкновенной мясорубке.

Изобретение бесконечного винта привело его к другому важному изобретению, пусть даже оно и стало обычным, — к изобретению болта, сконструированного из винта и гайки.

Тем своим согражданам, которые сочли бы ничтожными подобные изобретения, Архимед представил решительное доказательство противного в тот день, когда он, хитроумно приладив рычаг, винт и лебедку, нашел средство, к удивлению зевак, спустить на воду тяжелую галеру, севшую на мель, со всем ее экипажем и грузом.

Еще более убедительное доказательство он дал в 212 году до нашей эры. При обороне Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны Архимед сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян. Этот его подвиг, о котором рассказали Плутарх, Полибий и Тит Ливии, конечно, вызвал большее сочувствие у простых людей, чем вычисление числа «пи» — другой подвиг Архимеда, весьма полезный в наше время для изучающих математику.

Архимед погиб во время осады Сиракуз его убил римский воин в тот момент, когда ученый был поглощен поисками решения поставленной перед собой проблемы.



Любопытно, что, завоевав Сиракузы, римляне так и не стали обладателями трудов Архимеда. Только через много веков они были обнаружены европейскими учеными. Вот почему Плутарх, одним из первых описавший жизнь Архимеда, упомянул с сожалением, что ученый не оставил ни одного сочинения.

Плутарх пишет, что Архимед умер в глубокой старости На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра. Ее видел Цицерон, посетивший Сицилию через 137 лет после смерти ученого Только в XVI—XVII веках европейские математики смогли, наконец, осознать значение того, что было сделано Архимедом за две тысячи лет до них.

Он оставил многочисленных учеников. На новый путь, открытый им, устремилось целое поколение последователей, энтузиастов, которые горели желанием, как и учитель, доказать свои знания конкретными завоеваниями.

Первым по времени из этих учеников был александриец Ктесибий, живший во II веке до нашей эры. Изобретения Архимеда в области механики были в полном ходу, когда Ктесибий присоединил к ним изобретение зубчатого колеса.

Архимед (287 до н. э. - 212 до н. э.) - греческий математик, инженер и физик, заложивший основы механики и гидростатики. Мировую известность получил благодаря открытиям в геометрии.

Сведения об Архимеде оставили Тит Ливий, Плутарх, Полибий, Цицерон, Витрувий и другие античные авторы. Но все они жили после описываемых событий. Архимед родился в Сиракузах (греческая колония на Сицилии). Отцом будущего ученого был астроном и математик Фидий, который был в близком родстве с тираном Сиракуз. Обучался греческий изобретатель в Александрии Египетской - научный центр того времени. Здесь он познакомился с астрономом Кононом и философом Эратосфеном. Затем Архимед вернулся в Сиракузы. Здесь он всегда был окружён вниманием и никогда не нуждался в средствах. Но реальные события из его жизни трудно отличить от легенд, поводом для которых стали его изобретения.

Легенды

Рассказывают, что знаменитый закон Архимеда, ученый открыл, когда принимал ванну. Согласно легенде он с криком «Эврика!» («Нашел!») выскочил голый на улицу.

По другой легенде Архимед помог спустить на воду тяжелый многопалубный корабль, построенный при помощи специальной системы блоков. При этом он заявил: «Дайте мне точку опоры, и я смогу перевернуть мир».

Инженерный гений ученого проявился при осаде Сиракуз в ходе 2-й Пунической войны. По легенде в это время Архимеду было 75 лет. Тем не менее, мощные метательные машины, спроектированные инженером, забросали римские войска. Специальные краны захватывали римские судна железными крюками, приподнимали их кверху и бросали вниз таким образом, что корабли тонули. Кроме того, во время осады Сиракуз римский флот был сожжён при помощи зеркал и отполированных щитов, сфокусировавших солнечные лучи на корабли. Отметим, что правдивость последних историй была подтверждена экспериментами.

Смерть Архимеда

Существует несколько версий смерти Архимеда. Согласно рассказу Иоанна Цеца, в разгар боя математик сидел около своего дома и размышлял над чертежами, которые он сделал на дорожном песке. Римский воин, пробегавший мимо, наступил на чертёж, после чего учёный бросился на него со словами: «Не тронь чертежей!». В результате солдат хладнокровно убил старика.

А вот Плутарх рассказывает, будто к Архимеду пришел солдат и сказал, что его зовёт Марцелл. Но ученый просил легионера подождать, пока он решит задачу. Воин рассердился и пронзил изобретателя мечем. По третьей версии Архимед лично отправился к Марцеллу, намериваясь отнести ему приборы для измерения Солнца. Но его ноша привлекла внимание римлян. Последние решили, что учёный несёт золото или драгоценности, и убили его.

Диодор Сицилийский утверждает, что Архимед погиб, делая набросок диаграммы. В это время римский солдат стал тащить его, но, поглощенный диаграммой, ученый сказал: „Прочь с моей диаграммы! Кто-нибудь, подайте мою машину!» Римлянин испугался и убил старика. Тем не менее, Марцелл устроил ученому великолепные похороны, а убийца был обезглавлен. Плутарх также утверждает, что Марцелл был сильно разгневан гибелью изобретателя, которого приказал не трогать.

Научная деятельность

Плутарх отмечает, что Архимед был одержим математикой. Занимаясь наукой, он забывал даже о пище. Греческому ученому принадлежат исследования по арифметике, геометрии и алгебре. В частности, именно Архимед нашёл все полуправильные многогранники, развил учение о конических сечениях и открыл геометрический способ решения кубических уравнений. Он нашёл общий метод вычисления объёмов и площадей. Идеи Архимеда стали основой интегрального исчисления. Но своим лучшим достижением он считал определение объёма и поверхности шара. Даже на своей могиле Архимед просил выбить шар, вписанный в цилиндр.

Изобретатель вычислил площадь поверхности для сегмента шара и витка так называемой «спирали Архимеда», определил объёмы сегментов эллипсоида, шара и параболоида. Архимед вычислил отношение длины окружности к диаметру. Идеи Архимеда существенно опережали своё время. Только в 17 в. учёные продолжили и развили труды великого математика.

Архимед первым начал успешно применять на практике рычаг. К примеру, он построил достаточно много блочно-рычажных механизмов, которые облегчили подъём и транспортировку тяжёлых грузов. Великий инженер изобрел архимедов винт (шнек), предназначенный для вычерпывания воды. Данный механизм до сего дня применяют в Египте. Архимед стал первым теоретиком механики.

Кроме того, греческий ученый построил планетарий, при движении которого можно было наблюдать некоторые планеты, восход Солнца, фазы и затмения Луны. Он считал, что система мира является гелиоцентрической (планеты вращаются вокруг Солнца).

До наших дней сохранились следующие сочинения Архимеда:

  • «О спиралях»;
  • «Квадратура параболы»;
  • «О плавающих телах»;
  • «О шаре и цилиндре»;
  • «Измерение круга»;
  • «Псаммит»;
  • «Стомахион»;
  • «Книга лемм».

Архимед создал более 40 изобретений. Большинство из них относится к области военной техники. Например, метательные машины, изобретенные Архимедом, запускали камни весом 250 кг. Некоторые современные исследователи даже утверждают, что Архимед изобрел пушки.

В честь гениального ученого названы:

  • кратер Архимед;
  • астероид 3600 Архимед;
  • улицы в Амстердаме, Днепропетровске, Донецке, Нижнем Новгороде и площадь в Сиракузах.

Лейбниц однажды сказал, что, если внимательно читать сочинения Архимеда, то открытия геометров уже не будут удивлять. И действительно, часть вычислений греческого ученого были повторены лишь спустя 1,5 тыс. лет всем тем же Лейбницем и Ньютоном.

Карел Чапек написал рассказ «Смерть Архимеда». Неканонические версии гибели ученого даны в рассказах русских писателей А.Башкуева «Убить Архимеда» и О. Ворона «Война и геометр».

В 1972 г. о великом ученом был снят мультфильм «Коля, Оля и Архимед».

Архимед, как известно, жил в Сиракузах. Это Сицилия.

В то самое время, когда Ганнибал воевал с Римом, греческие Сиракузы оказались в неприятном положении необходимости выбора: им следовало присоединиться к одной из воюющих сторон. Удержать нейтралитет не было никакого шанса. В самом городе имелись разные мнения насчет того, к кому присоединяться. Лучше, конечно, к победителю. Но ситуация менялась.

Сиракузы, послав отряд в 8 тыс. воинов, приняли участие в сопротивлении римлянам Леонтин. Город пал. О падении его рассказывали ужасы: перебиты римлянами все - воины, мирные жители, все разграблено. Тит Ливий, римский историк, не отрицает, что 2000 перебежчиков были выпороты и казены по приказанию римского полководца Марцелла.

В Сиракузах решили, что с их более богатым городом римляне поступили бы еще хуже.

Римские войска начали штурм Сиракуз одновременно с суши и с моря. И тут они столкнулись с Архимедом.

Архимед родился в 287 г. до н.э. в семье математика и астронома Фидия и был родственником сиракузского царя Гиерона II. Свое образование он продолжил в Александрии. Сделал интересные астрономические наблюдения, определил диаметр Солнца и расстояния между планетами, изобрел "небесный глобус", позволявший изучать движения планет, фазы Луны, солнечные и лунные затмения. Много работал в области механики, над изобретением разного рода орудий, над решением математических и физических задач.

Очевидно, что в защите отечества от захватчиков он видел свой гражданский долг.

Карта Сиракуз.

Осада Сиракуз.

Стену Ахрадины Марцелл штурмовал с моря 60-ю квинкверемами; с одних кораблей пращники, лучники, копейщики обстреливали стену, другие суда он приказал соединить по два и, установив на них осадные орудия, подвести вплотную к укреплениям.

Римская квинкверема.

Дальние корабли Архимед поражал катапультами, а для поражения ближних организовал бойницы в стенах. Когда римские корабли заходили в мертвую зону под самые стены, на них обрушивалась "железная лапа": захватив лапой нос корабля, судно ставили на корму или даже поднимали его над морем, а потом бросали, корабль терял экипаж, разбивался, тонул.

Бойницы в стенах.

Вариант "железной лапы".

Еще один.

Штурм с моря оказывался неудачным.

То же и с суши. Орудия Архимеда метали на головы римлян камни, стрелы, копья, глыбы.

Марцелл отказался от попыток взять город штурмом и перешел к блокаде.

Полибий дополняет и уточняет рассказ Ливия. То же и Плутарх. По его словам, Марцелл вскричал: "Не прекратить ли нам борьбу с этим геометром-Бриареем, который, сидя спокойно у моря, уничтожает наши корабли и, одновременно осыпая нас таким множеством стрел, превосходит сторуких гигантов?" В конце концов Архимед внушил римским воинам такой ужас, что они в панике бежали, завидев над городской стеной кусок каната или бревно.

О том, чтобы овладеть городом с помощью штурма, нечего было и говорить. Блокада тоже оказалась малоэффективной: продовольствие в Сиракузы регулярно завозилось из Карфагена. Надежды Марцелл возлагал лишь на "пятую клонну" - проримски настроенных сиракузян.

Как установили, в одном месте городская стена была сравнительно низкой. Но именно тут она особо бдительно охранялась. В осажденном городе шло обычное трехдневное празднование в честь Артемиды, вино щедро раздавали народу.

Поздно ночью отряд римлян в тысячу воинов проник в город. Началась паника. Однако Ахрадина и остров Ортигия сдаваться не собирались.

В то время как в римском лагере шли переговоры, в самих Сиракузах начались столкновения. В этой обстановке Марцелл приступил к штурму Ахрадины и высадил десант на Ортигии. Теперь захват удался. Он отдал Ахрадину на разграбление. Тит Ливий: "Много было явлено отвратительных примеров злобы, много - алчности". Во время этой вакханалии насилия и грабежа и погиб Архимед, занятый чертежом на песке. Ливий говорит, что римский воин не знал, с кем столкнулся, и Марцелла будто бы огорчила эта смерть: он озаботился погребением великого ученого, а его родственников защитил от насилий.

Ортигия. Современый вид.

Плутарх приводит три рассказа о гибели Архимеда.

Согласно первому, Архимед был занят чертежом и не обращал внимания на римских воинов. Когда один из них потребовал его к Марцеллу, Архимед сказал, что не решил еще задачу, и воин, разгневанный, заколол его. Второй похож на первый. А третий повествует о том, что Архимед шел к Марцеллу со своими интрументами, когда солдаты, приняв их за сокровища, убили его с целью грабежа.

Зонарра рассказывает следующее: "Римляне убили многих других и Архимеда". У него Марцелл не приказывал щадить ученого, не печалился о его гибели и, тем более, никого не наказывал.

Марцелл, развязавший грабежи и убийства в захваченных Сиракузах, возможно, и счел нужным выразить печаль о смерти Архимеда: римлянам, нуждавшимся в поддержке греков, невыгодно было представать в роли убийц и насильников, истребляющих лучших представителей эллинской мысли. Сравнение с Ганнибалом, при штабе которого находились греческие литераторы, было крайне неприятным.

Цицерон говорит, что одну из Архимедовых "сфер", небесных глобусов, Марцелл посвятил в храм Мужества, а другую взял себе: эта реликвия передавалась в его семье из поколения в поколение. Печальная реликвия - творение убитого тобой гениального человека.

Марцелл.

Однако в захваченных Римом Сиракузах упоминать имя Архимеда - бескомпромиссного врага Рима - было, по всей видимости, небезопасно. Могилу его забросили и забыли. Только Цицерон уже в 1 в. с большим трудом смог ее отыскать.

Площадь Архимеда в Сиракузах.

Она же. Фонтан Артемиды, в честь которой проводилось празднество.

Статуя Архимеда с бронзовым гиберболическим зеркалом, системой которых он будто бы жег римский флот. Но это - уже другая история.

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья. Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия - житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова. Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу. Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа. За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор. Господь взял святого на небо живым.


Пророк Илия – чудеса

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны. Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке. Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403 г.), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь », что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17-20 и 4 Цар. 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это еще более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни.

В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлет пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Здесь идет речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предотечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Исусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовет пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22). Пророк Илия низвел огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8). Пророк Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

Тропарь и кондак святому пророку Илие

Тропарь, глас 4

П лотьскjи ѓнGлъ, и3 прор0кwмъ степeнь. вторhи п®тча пришeствіz хrт0ва, и3ліS слaвныи. свhше послaвъ є3лисewви бlгодaть, недyги прогонsти, и3 прокажeнныz њчищaти. тёмъ же чтyщимъ є3го2 т0читъ цэльбы2.

Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы.

Кондак, глас 2

П рbрче и3 прови1дче вели1кихъ дёлъ бGа нaшегw, и3ліE великоимени1те, и4же вэщaніемъ свои1мъ ўстaвивыи водот0чныz џблаки, моли2 њ нaсъ є3ди1наго чlколю1бца.

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

————————

Библиотека Русской веры

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представим… Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенной вверху, слева - предваряющее действие - вдова в черных одеждах подает Илии тело мертвого сына, справа - вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 ш.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого - 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия - старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.

Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука - в пророческом жесте, в опущенной левой - развернутый свиток.

В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X - нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.

В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».

Первый христианский храм, возведенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещенных книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI - нач. XII в., ГТГ).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.

Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой - свиток.

Очевидно, еще в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.

В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI в. присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии - образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен Илия в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона.

Развитие житийной иконографии активно продолжалось в XVI веке. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Известны многочисленные «обыденные» церкви во имя пророка Илии.

Небольшие по размеру житийные иконы Илии предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты. Для ярославской церкви святителя Николы Чудотворца Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Пророк Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области . Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный - во имя святого пророка Божия Илии, придельный - во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

храм близ д. Конечек (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь - сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве . Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области . Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области , которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В честь пророка Илии освящен Воскресенского района Московской области. Деревянная одноглавая церковь с шатровой колокольней, выстроенная в 1907–1909 путем реконструкции старой деревянной моленной первой пол. XIX в., была закрыта в 1937 и позже сломана. В 2005 вновь создана община верующих, в 2007–2008 построен новый деревянный одноглавый храм.

Ильинские храмы РПсЦ также существуют в (Белоруссия), в д. Пласкинино Раменского района Московской области. Храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина имеется в Тбилисской епархии Грузинской Древлеправославной Церкви.

В г. Минске (Белоруссия) существует , основанная в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри, да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, пророк Илия, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именовался «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, села и скотину. Самый же день праздника крестьяне называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считалась великим грехом. Если в этот день на небе появились тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если дело доходило до грозы, то боязнь эта переходила в панический страх: все население пряталось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молили пророка сложить гнев на милость. В некоторых регионах, например, в Никольске Вологодской губернии крестьяне еще с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных или закрывали полотном, или же вовсе выносили из избы, на том основании, что будто бы пророк Илия считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходило разногласие. Одни стояли за пчелиный мед, другие доказывали преимущество баранины.

Самым надежным средством для предотвращения гнева Ильи считались общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершались ежегодно. Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому народ представлял себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илия, но даже дождь, который проливался в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умывались от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илия наводил на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздавался грохот его колесницы, черти толпами бежали на межи, прятались за спины людей или укрывались под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем «яруйки».

О пророке Илие сложилось много легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии можно было встретить новые варианты старых преданий или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывали о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: «До 33-х лет пророк Илия сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прокармливая этой работой калеку-сына. Однажды шел по земле Господь с Николой-угодником и, увидев Илию, сказал: «Поди, подай нам напиться». - «Я бы рад подать, да не могу идти», - отвечал Илия. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул еще одно и половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь?» - «Я могу поворотить весь свет по-иному, - отвечал Илия, - если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю». Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илие силы наполовину и, сверх того, велел ему посидеть под землею 6 недель. Но затем, когда Илия, просидевши под землею, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илия вошел в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, - сказал Господь, - владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, на этой колеснице Илия перед кончиной мира спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о Страшном суде. Это орловское предание в некоторых местах уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Илии камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе перед престолом Божиим.

Считая пророка Илию властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных примет. «До Илии, - говорят они, - облака ходят по ветру, а с Илии начинают ходить против ветра». «До Илии поп дождя не умолит, - после Илии баба фартуком нагонит». «После Ильина дня, - говорят вологжане, - в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи». «С Ильина дня ночь длинна: работник просыпается, а кони наедаются». «С Ильина дня вода стынет». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Пророк Илия ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет».

Земледельческие приметы также связываются с днем Илии: «Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой».