Из истории дорожных знаков. «История возникновения дорожных знаков». Конспект НОД по образовательной области «Безопасность История возникновения дорожных знаков презентация для детей

Первые дорожные указатели появились с возникновением дорог. Первобытные путешественники надламывали сучья, делали метки на коре, устанавПервые дорожные указатели появились с
возникновением дорог. Первобытные
путешественники надламывали сучья, делали
метки на коре, устанавливали камни вдоль дорог.
Следующий шаг - придание
придорожным сооружениям
формы, чтобы выделить их на
фоне окружающего пейзажа.
Половецкая баба
сейчас находится
в музее-заповеднике
«Коломенское»

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э.

Вдоль важнейших дорог
римляне ставили мильные
столбы с высеченным на них
расстоянием до Римского
форума.
Возле храма Сатурна в
центре Рима находился
Золотой мильный столб, от
которого отмерялись все
дороги, идущие во все концы
Римской империи.

В ХVI веке по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в Коломенское были установлены верстовые столбы.

Однако их повсеместное
распространение началось со
времён Петра I.
Довольно быстро верстовые
столбы появились на всех
дорогах государства.

Появление на дорогах самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения.

Как бы несовершенны были первые
автомобили, но они двигались гораздо быстрее
конных экипажей.
Водитель автомобиля должен был быстрее
реагировать на опасность.
К тому же лошадь реагирует на препятствие,
чего нельзя сказать о лошадиных силах под
капотом автомобиля.

В 1903 г. на улицах Парижа появились первые дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои дорожные знаки.
Но автомобильное сообщение между странами
стало осуществляться довольно часто, возникла
необходимость введения знаков международного
значения. В 1909 г. в Париже принята «Международная
конвенция относительно передвижения
автомобилей».
Данной конвенцией принято
4 дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая
дорога», «Перекрёсток», «Пересечение с железной
дорогой»

В 1930 г. в Женеве на Конференции по дорожному движению принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число зн

В 1930 г. в Женеве на Конференции по дорожному
движению принята новая «Конвенция о введении
единообразия в сигнализацию на дорогах». Число
знаков увеличилось до 26.
В 1927 г. в Советском Союзе введены в
действие 6 дорожных знаков.
В 1933 г. к ним добавилось ещё 16.
Знаки того времени отличались от
современных.

С 1 января 1961 г. в СССР стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов и населённых пунктов.

Предупреждающие знаки – 19.
Запрещающие – 22.
Указательные – 10.
На рисунках знаки «Проезд без остановки
«Пересечение со
запрещён»
второстепенной дорогой»

В 1980 г. был введён новый стандарт «Дорожные знаки»

С некоторыми изменениями он действовал до 2006 г.
Очередные изменения произошли в 1987 г.
Следующее обновление произошло в 1994 г.
Новые изменения внесены 1 января 2006 г. и 1
января 2008 г.
Цель всех изменений – привести отечественный
стандарт в более точное соответствие с
Международной Конвенцией.

В настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентиру

В настоящее время на улицах и дорогах России
применяется более двух с половиной сотен
дорожных знаков восьми групп, подробно
регламентирующих практически все стороны
дорожного движения.
Современные знаки не
только устанавливают
ограничение скорости, но и
определяют саму скорость.

К какой группе относятся дорожные знаки?

1
3
2

Группы дорожных знаков.

Предупреждающие
Информируют о приближении к
опасному участку
Знаки приоритета
Устанавливают очерёдность проезда
перекрестков
Запрещающие
Вводят или отменяют ограничения
движения
Предписывающие
Указывают направление движения
Знаки особого
предписания
Вводят или отменяют режимы
движения
Информационные
Информируют о расположении
объектов ли скоростном режиме
Сервиса
Информируют о расположении
объектов
Дополнительной
информации (таблички)
Уточняют или ограничивают действие
знаков

Дорожные знаки относятся к одной из наиболее
динамичных групп технических средств
организации дорожного движения.
Развитие транспорта, специфика дорожного
движения выдвигают новые требования, для
успешного удовлетворения которых вводятся новые
дорожные знаки. Тема: История дорожных знаков.

Цель урока : познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с международным языком знаков; научить читать дорожные знаки.

Оборудование : брошюры ПДД, плакаты с дорожными знаками.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

  • Для чего нужны дорожные знаки?

  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?

  • Как вы думаете, когда появились первые дорожные знаки?

  1. История дорожных знаков.
Самые старые из всех дорожных знаков – указатели расстояния. Для того, чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме у здания форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и загородной своей резиденцией – селом Коломенским – через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же про высоких людей сложилась поговорка: «Высок, как коломенская верста». При Петре I строительство дорог в России резко возросло. На больших дорогах (большаках) стали устанавливать верстовые столбы и окрашивать их полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были хорошо видны.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках, делать на них надписи, объясняющие, куда какая дорога ведет. Ставили столбы на границах уездов, на них делались надписи с названиями уездов. Между селами также устанавливали небольшие столбы с указателями, какое село должно отвечать за состояние того или иного участка дороги. На опасных участках дороги устанавливались надолбы. Дороги, на которых ставили столбы, назывались столбовыми, на второстепенных дорогах столбов не было.

Но когда по дорогам вместо саней, колясок и телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае,если шоферу помогают другие дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои знаки, изготовляли их дорожные органы, каждый на свой лад. Когда международные автомобильные сообщения были развиты слабо и водители одной страны редко ездили в другую, то такое положение еще можно было терпеть. Но когда автомобильные сообщения между странами получили большее развитие, возникла необходимость введения международных дорожных знаков.

Попытка ввести единые международные знаки была предпринята еще в 1909 году. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.


Эти знаки круглой формы имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках для обозначения тех же видов опасности.

В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 году принят новый ГОСТ, который устанавливал 7 групп дорожных знаков

Дорожным знакам присвоены номера, состоящие из цифр. Первое число – номер группы, к которой принадлежит знак; второе – порядковый номер знака в группе. Для знаков, имеющих одинаковое смысловое значение, сохраняется общий порядковый номер, а разновидности этих знаков обозначены цифрами, разделенными между собой точками.

Предупреждающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки информируют о пересечении дорог (с трамвайной линией, с равнозначной дорогой, с круговым движением)?

Какие знаки предупреждают об изменении направления дороги? («Опасный поворот», «Опасные повороты»).

Какие знаки предупреждают о состоянии дороги? («Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия»).

Какие знаки предупреждают о появлении на дороге людей и других препятствий? (Ремонт дороги, выезд на набережную, приближение к разводному мосту, 1.20 «Пешеходный переход», «Дети»).

Знаки приоритета.

Как делятся дороги по своему значению? (Главные и второстепенные). Каково общее значение знаков приоритета? Устанавливают очередность проезда перекрестков, где кто-то должен уступить дорогу.

Знаки данной группы устанавливают очередность проезда только на перекрестках? Также очередность проезда узких участков дорог.

В этой группе есть единственный восьмиугольный знак; какой и каково его значение? Запрещающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Приведите примеры запрещающих знаков.

Все ли знаки этой группы запрещают движение? Есть знаки, запрещающие обгон, стоянку, остановку, ограничивающие максимальную скорость, а также знаки. информирующие о конце каких-либо ограничений).

Предписывающие знаки.

Какова форма знаков, их цвет, общее значение? Какие знаки разрешают движение только в определенных направлениях? Какие знаки разрешают движение только с определенной скоростью? Какие знаки разрешают движение только определенным участникам движения?

Информационно-указательные знаки.

Какова их форма, цвет, общее значение? Приведите примеры знаков и расскажите о чем они «говорят». Какие знаки данной группы являются знаками для пешеходов?

Знаки сервиса.

Какие это знаки и зачем они нужны? Приведите примеры. Знаки дополнительной информации. Как по-другому называют эти знаки? (Таблички). Каково их значение? Могут ли эти знаки применяться самостоятельно? Только вместе с другими знаками. Какие знаки данной группы можно объединить по видам транспортных средств? Какие знаки данной группы можно объединить по времени действия?


  1. Закрепление. Тестирование «Как я знаю дорожные знаки»

История дорожных знаков.

Когда и где появились дорожные знаки В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев. А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо предупреждали - «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме - Римского Форума. Можно сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка дорог сказочный богатырь и думает - куда ему поехать? А на камне высечена информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком. Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская.»

При Петре I дорожные столбы появились на дорогах Российской империи Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности. Но серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость, большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду

Дорожный договор А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы - понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям. В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. А ещё через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» И «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России. Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

Дорожные знаки Представь себе, что с дорог исчезли все дорожные знаки. Даже страшно подумать, что в этом случае произойдёт! Пешеходы не будут знать: где можно переходить дорогу, а где нельзя; где находятся остановки общественного транспорта и пешеходные переходы. Водители не смогут определить: есть ли впереди опасный поворот или неровная дорога; где на дороге могут по явиться дети, а где запрещено движение машин, с какой скоростью можно ездить по дороге, и где дорога пересекается с железнодорожными путями. На дорогах возник бы тогда полный хаос. Авария следовала бы за аварией, а пешеходам было бы опасно переходить дорогу. Для обеспечения безопасности движения и существуют дорожные знаки. Их много, они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того, чтобы все, кто участвует в дорожном движении - и пешеходы, и водители - могли лучше понимать язык знаков. Все дорожные знаки помогают организовывать дорожное движение. Их принято делить на восемь групп. Предупреждающие знаки Знаки приоритета Запрещающие знаки Предписывающие знаки Знаки особых предписаний Информационные знаки Знаки сервиса Знаки дополнительной информации (таблички)

Предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд 1.3.1 «Однопутная железная дорога» 1.3.2 «Многопутная железная дорога» со шлагбаумом» 1.3.1 - с одним путем 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» 1.3.2 - с двумя путями и более 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» 1.7 «Пересечение с круговым движением»

Знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. 2.2 «Конец главной дороги» 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» «Примыкание второстепенной дороги» 2.4 «Уступите дорогу» 2.5 «Движение без остановки запрещено» 2.7 «Преимущество перед встречным движением»

Запрещающие знаки 3.1 «Въезд запрещен» 3.2 «Движение запрещено» 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено» 3.5 «Движение мотоциклов запрещено» 3.6 «Движение тракторов запрещено»

Предписывающие знаки 4.1.1 «Движение прямо» 4.1.2 «Движение направо» 4.1.2 «Движение налево» 4.1.4 «Движение прямо или направо» 4.1.5 «Движение прямо или налево»

Знаки особых предписаний 5.1 «Автомагистраль» 5.2 «Конец автомагистрали» "Выезд на дорогу с реверсивным движением" 5.10 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств"

Информационные знаки "Общие ограничения максимальной скорости" 6.1 "Рекомендуемая скорость" 6.2 "Предварительный указатель направлений"

ЗНАКИ СЕРВИСА "Больница" 7.2 "Автозаправочная станция" 7.3 "Техническое обслуживание автомобилей"

Ольга Попова Владимировна
«История возникновения дорожных знаков». Конспект НОД по образовательной области «Безопасность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности для детей

старшего дошкольного возраста

по образовательной области «Безопасность »

«История возникновения дорожных знаков »

Составила :

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

Попова Ольга Владимировна

г. Ангарск.

Цель : Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков . Закрепить знания о дорожных знаках , видах светофора. Закрепить в речи название дорожных знаков . Совершенствовать диалогическую форму речи, умение рассуждать. Развивать внимание и память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Словарь : населённый пункт, местность.

Оборудование : дорожные знаки крупных размеров , д/ игра «Собери дорожный знак и назови его » , предметы : камень, ветка, кора, скульптура, столб; дидактическая игра «Лишний светофор» , 2 макета улицы города, дорожные знаки для макета , два магнитных мольберта.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, коммуникация. Виды деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Ход НОД:

Дети входят в зал.

В. Ребята, сегодня я приглашаю вас побеседовать о дорожных знаках , можно сказать, что мы совершим с вами путешествие в прошлое и познакомиться с историей возникновения дорожных знаков , но вместе с нами отправятся гости, которые сидят в этом зале, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются ) .

В. Прежде, чем мы начнём беседу, я хотела бы вам прочитать письмо, которое прислал нам Мальчик Коля. (Воспитатель читает письмо) «Дорогие ребята , я узнал, что сегодня вы будете беседовать о дорожных знаках . Не могли бы вы рассказать мне, какое отношение к дорожным знакам имеют предметы , которые я вам отправляю - это камень, сломанная ветка и кора дерева. Мне очень бы хотелось знать, какую пользу в старые времена они приносили людям. Помогите мне, пожалуйста, это узнать» (воспитатель из конверта воспитатель вынимает предметы : кора, камень, ветка)

В. Ребята, вы согласны помочь Мальчику Коле разгадать назначение этих предметов? (да,

(воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть предметы, которые прислал мальчик)

Как вы думаете, каким же образом , эти предметы связаны с правилами дорожного движения ? (выслушиваются варианты ответов детей)

В. Ребята, мне нравится, что вы попытались рассуждать. Но сейчас, я хотела бы вам рассказать, что же обозначают и для чего нужны были эти предметы людям в старые времена. (воспитатель предлагает детям сесть на стулья)

Рассказ воспитателя о истории возникновения дорожных знаков : Как только человек «придумал» дороги , ему понадобились дорожные знаки , например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этого путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

В. Ребята, а как вы думаете, легко ли человеку увидеть такие знаки ? (нет) Почему? (такие дорожные знаки можно не заметить , проехать мимо). А как вы думаете, а могли ли эти знаки запутать людей ? (да) Объясните, почему вы так думаете? (потому, что ветка сломается, а человек может подумать, что это дорожный знак и уехать в другую сторону и заблудиться).

В. Вы ответили правильно, молодцы. Вот и люди задумались о том, как же сделать знаки более заметными . И тогда люди вдоль дорог начали ставить статуи. (воспитатель показывает детям образец дорожного знака - статуи ) А когда люди научились писать, на камнях начали делать надписи, чаще всего это были названия населенных пунктов. А что такое «населённый пункт» ? (это город или деревня, где живут люди) – Вы совершенно правы.

В. Затем люди стали устанавливать высокие столбы с орлами наверху. Позднее на столбах стали указывать расстояние, название местности. Такие столбы стали красить в чёрные и белые полоски. Как вы думаете для чего? (чтобы было лучше видно) Правильно, эти полоски было видно в любое время суток.

И лишь много лет спустя, когда появились первые автомобили, придумали первые дорожные знаки : на чёрном или синем фоне белой краской были нарисованы символы – (Воспитатель демонстрирует изображение этих знаков : «Неровная дорога » , «Извилистая дорога » , «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой » ).

Ребята, как вы думаете, что означали в старые времена вот эти дорожные знаки ? (выслушать предположения детей) . А теперь, ребята, я скажу вам их правильное название, а вы покажите его на мольберте.

В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть вот на эти дорожные знаки . (воспитатель на мольберт выставляет современные дорожные знаки «Неровная дорога » , «Опасные повороты» , «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» , «Пересечение равнозначных дорог » ) Кто может сказать, как называются эти дорожные знаки ? Чем знаки старого и нового времени похожи, а в чем их отличие? (Похожи тем, что в центре дорожных знаков одинаковое изображение - символы , отличия – новые знаки имеют треугольную форму, с красной окантовкой, очень яркий цвет, немного изменилось название). Правильно.

Ребята, чтобы закрепить название этих дорожных знаков (воспитатель указывает на современные 4 знака ) я предлагаю вам собрать их из частей и сказать их название. («Неровная дорога » , «Опасные повороты» , «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» , «Пересечение равнозначных дорог )

В. Ребята, как вы думаете, изменилось ли количество дорожных знаков в наше время ? почему вы так думаете? (увеличилось количество дорожного транспорта , больше существует правил дорожного движения ).

В. Название, каких ещё дорожных знаков , вы знаете? (можно предложить детям встать в круг - ответы по цепочке.) («Пешеходный переход» , «Движение пешеходов запрещено» , «Подземный пешеходный переход» , «Надземный пешеходный переход» , «Велосипедная дорожка » , «Место остановки автобуса» , «Место остановки трамвая» , «Уступите дорогу » , «Въезд запрещен» и др.)

(Физминутка : Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём :

Мы по улице шагаем, правила все соблюдаем и движения разминки повторяем без запинки : повернёмся мы налево, повернёмся мы направо, нет машин и путь открыт, пешеход уже спешит! По зебре смело он шагает, правила все соблюдает!

В. Ребята, как вы думаете, что может произойти на улицах нашего города, если исчезнут все дорожные знаки и светофоры ? (в городе не будут соблюдаться правила дорожного движения . Без дорожных знаков , светофора будут происходить постоянные аварии. Если не соблюдаются правила дорожного движения , то могут пострадать не только машины, но и пешеходы, пешеходы не будут знать, где можно перейти улицу, а водители машин не будут пропускать друг друга).

В. Ребята, я с вами совершенно согласна, что очень сложно жить в городе, в котором отсутствуют дорожные знаки , нет светофоров и не соблюдаются правила дорожного движения . Там может произойти много аварий и пострадает большое количество людей.

В. Я думаю, что пришло время поиграть, мальчик Коля прислал для вас разные виды светофоров, которые он нарисовал, но он не может определить : какие из них существуют, и мы можем их увидеть на улицах города, а какие он придумал сам. (каждый ребёнок самостоятельно выполняет это задание) – после выполнения данного задания, листки со светофорами размещают на магнитных досках, ребята объясняют, какие светофоры изображены и существуют в реальности, а каких не существует)

В. Ребята, вы меня порадовали, справились с данным заданием и смогли определить, какие светофоры Коля нарисовал правильно.

В. Ребята, я предлагаю вам подойти к макетам, на которых изображены улицы города , вам нужно постараться правильно расставить дорожные знаки и светофоры . И объяснить, почему вы сделали такой выбор. Ребята, встаньте пожалуйста вокруг столов, так как с любой стороны вам будет видна улица и можете приступать к выполнению данного задания.

(самостоятельная работа детей по подгруппам, затем объяснение выполненного задания)

Вывод : Ребята, все люди должны знать дорожные знаки и их значение для пешеходов и водителей, соблюдать правила дорожного движения и заботиться о своей безопасности . Сегодня вы показали, что дорожные знаки – это ваши друзья , а мальчику Коле мы напишем письмо, но не словами, а с помощью рисунков и ваши знания помогут ему узнать много нового о дорожных знаках .