Каковы истоки фразеологизма обетованная земля. Земля обетованная - обещанное и утраченное. Почему Израиль называют Землей обетованной

Доклад по психологии на тему: Эльконин Данил Борисович – педагог…

Выполнила студентка

ВлГУ, ТмДк-312

Яковлева Ирина.

Биография Д. Б. Эльконина:

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Д. Б. Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

Педагогическая деятельность:

С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

После выхода в 1936 г. известного постановления "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери. Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии. Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии, которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.

В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы. Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г.

В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию.

Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

Основные публикации:

Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.

Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.

Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

Детская психология. М., 1960.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Психология игры. М., 1978.

Рабочая тетрадь

    Годы жизни Д.Б.Эльконина?

    Где родился?

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

    Куда был направлен в 1924 году?

______________________________________________________________________________________________________

    В каком году окончил педагогический факультет?

______________________________________________________________________________________________________

    В каком году стал заместителем директора Ленинградского института?

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

    В каком году защитил докторскую диссертацию?

______________________________________________________________________________________________________

    С кем работал с 1931 г.?

______________________________________________________________________________________________________

    Когда умер Эльконин?

______________________________________________________________________________________________________

  1. В Полтавской губернии.

    Доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

    Направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания.

    В народное ополчение.

    Л.С. Выготским.

    Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в селе Малое Перещепино Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, два года проработал воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. Начало научной биографии Д.Б. Эльконина было счастливым. По его словам, не только начало, но и вся его жизнь была тяжеловатой, но счастливой. После окончания Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена его привлекла физиология, и он пошел в лабораторию А.А. Ухтомского, чтобы поучиться у него. В лаборатории он встретил пожилого человека в толстовке с окладистой бородой, которого принял за служителя. Спросив его, как найти профессора Ухтомского, он услышал в ответ: «Это я и буду». Профессор поручил Д.Б. Эльконину исследование локального действия постоянного электрического тока на спинномозговую иннервацию мышц. Сначала молодой сотрудник должен был провести опыты на пяти сотнях лягушек, затем прочесть более 1000 страниц текстов и, наконец, написать статью объемом в несколько страниц. Вскоре после публикации в английском физиологическом журнале появился отклик на статью, в котором было написано: «Как показано в классическом исследовании русского физиолога Д.Б. Эльконина...» Став «классиком», он оставил физиологию и с 1931 года начал совместную с Л.С. Выготским работу над проблемами детской игры. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

    В начале 30-х годов он получил (без защиты) свою первую кандидатскую ученую степень. Ему сопутствовали не только научные, но и административные успехи. В 1932 году он стал заместителем директора по науке Ленинградского педологического центра, где при его участии была организована медико-психолого-педагогическая клиника для пациентов от рождения до студенческого возраста. В ней Д.Б. Эльконин начал реализацию программы, как теперь принято говорить, комплексных исследований детства. Впоследствии полушутя-полусерьезно он говорил о себе, что, став «классиком» и администратором в науке смолоду, на всю свою жизнь приобрел иммунитет к научному тщеславию и к административной карьере. Этим сомнительным вещам он предпочитал дело, которое делать ему чаще всего мешали, что не мешало ему всю жизнь помогать делать дело другим.
    После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов, центр, в котором работал Д.Б. Эльконин, закрыли, его лишили кандидатской степени, и он стал безработным с семьей на руках. И здесь произошло чудо. Он пришел на прием к секретарю Ленинградского обкома партии А.А. Жданову с просьбой разрешить ему работать хотя бы учителем начальной школы, учить детей грамоте. На вопрос секретаря, изменил ли он свои взгляды, Д.Б. Эльконин ответил, что он за ночь своих убеждений не меняет. Видимо, личность Д.Б. Эльконина произвела на А.А. Жданова такое сильное впечатление, что он дал разрешение. И тогда начался «букварный вектор» в научно-педагогической деятельности Д.Б. Эльконина - период изучения процесса овладения детьми чтением, письмом, период изучения устной и письменной речи младших школьников. Замечательным и неожиданным итогом этой работы было написание книги для чтения и букварей для народов Крайнего Севера с соответствующими указаниями учителю. Много позже Д.Б. Эльконин написал широко известный букварь и для русской школы (1961, 1969, 1972). В то время возникший у него на всю жизнь интерес к проблеме психологии игры пришлось отложить до лучших времен.

    Работая учителем, Д.Б. Эльконин подготовил вторую кандидатскую диссертацию, защита которой состоялась накануне войны. Она проходила в его родном пединституте им. Герцена, проходила трудно (до 12 часов ночи) и закончилась отрицательным голосованием. Участвовавший в защите С.Л. Рубинштейн не мог простить соискателю упрека в свой адрес по поводу его вольного обращения с наследием Л.С. Выготского. Упрек был выражен со свойственной Д.Б. Эльконину горячностью и в далеких от парламентских выражениях. После этого отношения между С.Л. Рубинштейном и Д.Б. Элькониным навсегда остались более чем прохладными. Известие о том, что Д.Б. Эльконину все же присуждена кандидатская степень, нашло его на Ленинградском фронте. Спас его диссертацию А.А. Смирнов.

    2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда. Воевал Д.Б. Эльконин, видимо, умело, о чем свидетельствуют боевые награды и звание майора, в котором он закончил войну. Вот один эпизод из его военной жизни. Его вызывают в Особый отдел и спрашивают о национальности. Он говорит: еврей - и слышит в ответ, что все в порядке. У особистов, оказывается, возникло подозрение, не финн ли он, так как очень похожа фамилия - Эльконэн. Даниил Борисович, смеясь, говорил, что в этой стране ему один раз в жизни повезло, что он еврей. Но ненадолго. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда.

    08.11.2017 18.02.2019 Александр Фирцев


    Происхождение фразеологизмов, как правило, всегда было связано с бытом или трудовой деятельностью людей, живших в давние времена. Возраст большинства из них составляет 300 лет и более.

    Есть среди устойчивых словосочетаний и настоящие «долгожители». К таковым относятся фразеологизмы, заимствованные из Библии. Они вошли в устную речь древних людей во времена Ветхого Завета, то есть более 2000 лет назад, задолго до Рождества Христова. Фраза «земля обетованная » как раз и является одним из библейских ветхозаветных фразеологизмов.

    В современной речи используется множество вариантов фразеологизма, где ключевым словосочетанием является «земля обетованная».

    Эта часть фразеологизма используется в устной и письменной речи с разными глаголами – дать, найти, обрести, получить, жить, идти, вести. В «Ветхом Завете» — в каждой из пяти книг пророка Моисея («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), упоминаемая нами фраза в полном варианте звучит так — «дам землю обетованную, где течет молоко и мед». Принадлежит она Господу Богу Сущему. Он произносит ее пророку Моисею. Моисей же говорит от имени Господа Бога Сущего с народом, передавая ему слово в слово то, что сказал Бог.

    Данный фразеологизм содержит несколько смысловых основ. Первая из них – это смысл слова «обетованная», то есть данная по обету, обещанию. Господь обещал Аврааму, Исааку, Исаву и Иакову – предкам Моисея, за то, что они не отступили от Господа, соблюдали его законы и не поклонялись идолам, дать в вечное владение землю, в которой все поколения будут жить в мире, достатке и благоденствии.

    Этот первоначальный смысл фразы «обрести землю обетованную» сохранился до наших дней и означает обретение мира в душе, достатка, изобилия, благополучия.

    Многие речевые обороты, которые можно встретить в устной и письменной речи, пришли в русский язык из мифов и легенд. Не является исключением и выражение «земля обетованная». Значение фразеологизма легко понять, имея представление о том, откуда он взялся. Итак, для обозначения чего используется эта устойчивая конструкция, каково ее происхождение?

    Происхождение фразеологизма

    Каково же значение выражения «земля обетованная», которое до сих пор встречается в письменной и устной речи? Священные иудейские тексты утверждают, что Бог пообещал пророку Моисею помочь ему в спасении евреев, томившихся в египетском плену. Он взялся указать иудейскому народу путь туда, где их ждет изобилие и процветание, где вместо рек текут мед и молоко.

    «Земля обетованная» (значение фразеологизма раскрывается ниже) - это вовсе не божественный дар евреям, как можно подумать. Скорее, она стала предметом соглашения, которое было заключено между потомками Авраама и Творцом. Иудейский народ должен был в точности следовать заповедям Бога, отказаться от поклонения языческим божествам, вести праведную жизнь. За это евреев ожидала обещанная награда в виде плодородной, богатой ресурсами земли, где их ждут спокойствие и процветание.

    Палестина или нет?

    Традиционно принято считать, что под землей, где евреи смогут обрести счастье, подразумевается Палестина. Однако некоторые исследователи убеждены, что речь идет вовсе не о конкретном месте на карте нашей планеты. Они полагают, что имелась в виду возможность райской жизни в любой точке земного шара при условии следования божественным заповедям.

    Какие еще имеются версии о том, что представляет собой «земля обетованная»? Существуют сторонники и у теории, согласно которой экспедиция Христофора Колумба была организована именно евреями, они же выступили и в качестве спонсоров. Для представителей данного народа, если верить легенде, это было очередной попыткой обрести новую землю, где можно скрыться от притеснений.

    Каково значение выражения «земля обетованная»?

    Выше рассказывается о том, откуда взялся в русском языке этот таинственный Какой же смысл вкладывается в устойчивую конструкцию «земля обетованная»? Значение фразеологизма, пользующееся наибольшей популярностью, - сказочно привлекательное место, где мечтает оказаться человек.

    Однако у этой фразеологической конструкции существует и другое значение, никак не связанное с землей. Так можно назвать предмет страстных желаний и надежд, цель, к достижению которой стремится человек.

    Примеры употребления

    Итак, выше рассказывается о том, что такое «земля обетованная». Значение и происхождение фразеологизма больше не является загадкой. Закрепить в памяти полученную информацию помогут примеры его употребления в литературных произведениях.

    Скажем, можно вспомнить эпопею «Война и мир», автором которой является Лев Николаевич Толстой. В своем знаменитом произведении писатель использует множество фразеологических оборотов, в том числе и выражение «земля обетованная». Значение фразеологизма в данном случае - желанное место. Так автор называет Москву, которую стремятся занять войска Наполеона.

    Использует речевой оборот и писатель Антон Чехов в своем произведении «Перекати-поле». Автор сообщает читателям, что один из героев мечтает получить место учителя так сильно, будто бы стремится к «обетованной земле». Обращается к нему и Гончаров в своем романе «Обрыв». Одному из персонажей произведения показалось, что он уже добрался до «обетованной земли», где его ждут реки молока и меда, где он будет купаться в серебре и золоте, навсегда забудет о преследовавших его страданиях, нужде.

    Что еще нужно знать?

    Как правильно произносится и пишется фразеологизм, в каком порядке должны стоять слова? Не играет абсолютно никакой роли, говорит ли человек «обетованная земля» или «земля обетованная». Значение слова «рай» также указывает на то, что оно способно служить синонимом, которым можно заменить данный фразеологический оборот без малейшего ущерба для смысла. Помимо этого, можно использовать фразу «обетованный край», а также слова «эдем, элизиум, парадиз».

    Языковеды отмечают, что значение словосочетания "земля обетованная" зависит от используемого контекста. Это выражение уже стало афоризмом, который трактуется, как исполнение важного обещания, долгожданная награда или воплощение мечты. Но при этом теологи уверены, что речь идет о каком-то месте, где существует земной Эдем.

    Что такое Земля обетованная?

    Что значит Земля обетованная, не одно столетие пытаются выяснить не только ученые-лингвисты, но и опытные путешественники. Поскольку этот афоризм имеет происхождение как историческое, так религиозное, сложилось несколько формулировок, объясняющих его смысл. Земля обетованная – это:

    1. Рай на Земле, созданный для истинно верующих Господом.
    2. Воплощение мечты о райском уголке, о нем часто грезили люди во время тяжелых жизненных испытаний.
    3. Часть Ветхого Завета, трактующийся, как договор человека с Богом, когда Он обещал евреям, что те найдут такую землю.

    Земля обетованная в иудаизме

    Где находится Земля обетованная - свой ответ на этот вопрос дает иудаизм. Когда Моисей вывел израильтян из рабства, они прожили четыре десятка лет, пока не возмужало поколение, не познавшее прошлого ига. Тогда пророк решил вести народ искать Землю обетованную, где все обретут счастье. Долго длились скитания, но Моисей так и не смог ступить на землю, которую искал не один год. Земля обетованная расположена на территории современного Израиля, куда привел странствующих иудеев Господь. В Библии эта страна именуется Палестиной.

    Почему Израиль называют Землей обетованной?

    Обретение Земли обетованной играло для иудеев особенную роль, считается, что только там может объединиться еврейский народ, который за непослушание Господь рассеял по разным странам. Таким местом признан «Эрец-Исраэль» - земля Израиля, Сектора Газы и некоторых районов Палестины. История Земли обетованной очень сложная, это словосочетание имеет несколько объяснений в иудаике:

    1. Дар Господа всем поколениям Израиля.
    2. Наименование давнего Израильского царства.
    3. По определению Пятикнижия, местность между Иорданом и Северным морем.

    Земля обетованная из Библии

    В Ветхом Завете, называемым договором Бога с евреями, оговаривались условия, которые необходимо было соблюдать обеим сторонам, чтобы найти обещанное место. Библейская Земля обетованная – это обещанная Всевышним богатая местность, где царит полное изобилие. Главные условия, которые должны были соблюдать иудеи, пока пребывали в пути:

    1. Не поклоняться богам язычников.
    2. Не сомневаться в истинности своего пути.

    Новая земля обещала счастливую и безбедную жизнь, если условия Завета будут соблюдаться вечно. Взамен Господь обещает защищать евреев и охранять от бед и испытаний. Если представители нации нарушали договор, на них обрушивались наказания от Всевышнего. Обетованной земля названа впервые в Послании апостола Павла к евреям, где ученик Христа описывает место, где царит всеобщее счастье и исполнение заветных желаний. В таком значении это словосочетание стало позднее употребляться, как афоризм, и сохранилось до наших дней.

    Почему Моисей не вошел в Землю обетованную?

    Единственный, кто не смог совершить вступление в Землю обетованную, был пророк Моисей, который вел евреев в поисках этого места. Теологи и философы объясняют немилость Бога к лидеру евреев несколькими причинами:

    1. Давая воду для народа в Кадесе, Моисей совершил огромный грех, приписав это чудо себе, а не Богу.
    2. Пророк проявил недоверие к Господу, когда обвинил народ в отсутствии веры, тем самым обесценив урок, который хотел преподать Всевышний.
    3. Вторым ударом по скале предводитель евреев стер символ единой жертвы в будущем – жертвы Христа.
    4. Моисей проявил человеческую слабость, оправдывая возмущение утомившихся от перехода евреев, и Господь устранил его заблуждение, запретив входить в Землю обетованную.