Лики славянских богов. Световит или Белобог. Свентовит (Святовит) как Бог Богов у западных славян

Бог (Святовит, Световид) — , который несёт Чистый Духовный Свет Благости, Любви, Озарения и Просвещения Мира Прави, в Души всех Белых людей из Родов Расы Великой, а также в Души потомков Рода.
Православные Староверы из различных Славяно-Арийских Общин почитают Бога Свентовита за его повседневную Духовную помощь во всех благих созидательных деяниях и начинаниях, которые направлены на благо и процветание наших Древних Родов.
На праздниках в честь Бога Свентовита проводились состязания в познании Древней Мудрости среди молодёжи. К состязаниям в познании Древней Мудрости допускались только те молодые люди, кто уже достиг Круга Лет, т.е. возраста 16 лет.
Смысл состязаний, которые проводили Жрецы Свентовита, сводился к тому, чтобы определить, насколько у подрастающего поколения развита Родовая память, образное мышление, интуиция, ловкость и смекалка.
В самом начале состязаний Жрецы Свентовита загадывали молодым людям вопросы на различные темы и загадки. Победителем считался тот, кто быстрее и остроумнее ответит на большее количество вопросов и загадок. Далее для победителей первого состязания проводились состязания, которые определяли ловкость и мастерство молодых людей в различных единоборствах, умение в обращении с мечём и ножом, меткость при стрельбе из лука.
Прошедшие вышеуказанные испытания проверялись также на выносливость; для этого молодые люди отправлялись в лес на три недели, или как говорили в старину, на тридевять дней, т.е. на 27 суток, ибо Неделя в славяно-Арийском календаре состоит из 9 дней.

Гимн-Правьславление:

Свентовит, Бозе наш Светлый!
Славим и Триславим Тя все-Родно!
И просвети Ты Души наша
и ниспошли озарение во сердца наша,
ибо Благий Бозе Ты еси,
Да ко всем Родам наша.
Тя извечно величлем и в Роды наша призываем,
да буде Души наша со Тобою,
ныне и присно и от Круга до Круга,
да во вси времена, пока светит нам Ярило-Солнце!

Оберег Бога Свентовита

Самое почитаемое святилище Святовита находилось в балтийско- славянском городе Арконе. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырёхликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России, следует считать, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов.

- 3464

Бог-Покровитель Духа нашего, Родов наших и Отцов наших.

Небесный Бог-Покровитель Великого Духа нашего, всех древних Родов наших и всех Многомудрых Отцов и Предков наших. Он помогает сохранять в Родах наших все древние Предания, сказания, былины и Веды.

Святовит наставляет все Роды Великой Расы и потомков Рода Небесного на Благостную, Созидательную и Святую Жизнь, в коих чистая Совесть мерилом всех деяний является.

"Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли ранской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, на какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования Святовиту».

(А.Ф. Гильфердинг («История балтийских славян», СПБ, 1974, с.109) , сами балтийские славяне называли его: Свантовит.)

«Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению со жрецами почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят».

«Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».

«Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей - христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам».

Что интересно, в храмах, кумирах (богах) и ритуалах Арконы ученые видят нечто общее с религией кельтов (в том числе то, что и у кельтов и у руян жрец почитался больше, чем король).

Впрочем, это совсем не значит, что король у руян почитался мало. Напротив, Саксон Грамматик пишет, что во время одной битвы «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц» . Как видим, даже угроза неминуемой смерти не могла заставить славянина преступить свой долг повиновения правителю ран, носившего, судя по благоговейному поведению воина, даже не только политический, но и, опять же, религиозный характер. Можно представить, по сравнению с этим, каким было почитание руянского жреца.

Как понятно из уже сказанного, руяне исповедовали языческое многобожие и главным их богом был Святовит или Свантовит (его же могут называть в литературе: (Световид, Свентовид, Свантевит), которого, видимо, иначе называли еще Белбогом.

Саксон Грамматик так описывает идол Святовита в Арконе: «В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. … Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть были символами космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом).

Рог в руке Святовита символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, что означает почитание Святовита как бога плодородия, жизненной и растительной силы.

Меч, тем более «огромной величины», или «огромной длины», как говорится в другом варианте перевода, – атрибут бога войны.

Путеводитель по славянской Вселенной
Збручский идол Святовита - наиболее насыщенный по композиции, является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян.

В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший свое имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке навиженый – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь не царство зла - это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно.

Изображенную там фигуру принято считать Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили на идоле другого бога – это неуважение к обоим. Вероятнее всего, что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья – Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного изображения на одной из граней, что будет обосновано ниже. В среднем ярусе отображен мир людей – Явь, богато представленый в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь – мир небесных богов (править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире.

Невозможно согласиться с тем, что на идоле избражено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком. Существуют и четырехликие Брама и Варуна, идущие из далекого индоевропейского прошлого, откуда пришел и Святовит. Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание, приобрели характер мистерий. Это отразилось в иранских гаханбарах, это послужило привязкой и для праздников других индоевропейских народов, особенно начиная с последней трети III тыс. до н. э., когда солнечные календари возобладали над более древними лунными. В соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось.

Каждый этап сопровождался ритуалом, постепенно переродившимся в праздник, каждому этапу посвящена ипостась Солнца-Даждьбога-Святовита. Множественность имен славянских богов, вносящая путаницу в попытки воссоздать мировоззрение славян, вызвана тем, что мы не знаем истинных их имен. Истинные имена богов запретны у многих народов (не каждый христианин, например, знает, что и Иегова, и Саваоф – лишь эпитеты бога Эллахи), известны их прозвища-хейти. Например Перун – стрела, Велес – волосатый (вариант: властелин волов), Даждьбог – дающий бог (а не бог дождя, как многие думают) и т.д.. Рассмотрим первую ипостась Святовита.

Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает приростать. Это Коляда. Праздновать его рождение начали задолго до христианства. Большая часть украинских колядок носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству. « …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», - это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.

На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы. Обращает на себя внимание еще одна особенность этой грани: в подземном мире нет изображения душ предков. Это объясняется представлениями еще индоевропейскими. У иранцев фраваши – души предков - на зиму улетают к Ормазду, а возвращаются с весной; вполне можно допустить подобный улет предков в Ирий на зиму и у славян. Солнце растет, оно становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи.

Это отражено в праздновании Ярилина дня на весеннее равноденствие 21 марта. Многие именно этот день считают началом славянского года. Сейчас это начало года астрологического – первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца – март). Возможно именно в этот день начинался тогда месяц березень, месяц бога-воина Ярилы. На грани идола, соответствующей Яриле изображены меч и конь – чисто воинские атрибуты. Именно Ярило, как ипостась Святовита, был особо почитаем в Арконе - городе воинов, во времена Саксона-Грамматика. Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие и он уступает место зрелому мужу – Купале. Купалу праздновали на летнее солнцестояние, проводив с почестями незадолго до того Ярилу. Это апогей света, самый длинный день в году…

Самая короткая ночь становилась ночью любви, наступающей после дневных состязаний. Эта Купальская ночь имела глубокий практический смысл для племени. Зачатые в эту ночь дети победителей состязаний появлялись на свет в районе весеннего равноденствия, получали достаточно теплого времени чтобы окрепнуть и, с точки зрения астрологии, рождались под знаком Овна, т.е. имели характер воинов, детей Ярилы.

На грани идола, соответствующей Купале, бог держит рог-ритон, символ богатства и радости, рядом с человеком в среднем ярусе изображен ребенок, как символ зачатия и продолжения рода. Выраженная грудь у бога в верхнем ярусе, воспринималась исследователями как аргумент в пользу обобщения идолом нескольких богов. На это можно заметить, что по-меньшей мере двое из известных славянских богов имели мужскую и женскую ипостаси. Это Купало-Купала (Лель-Леля) и Ладо-Лада. Такая двойственность имен, вызвана единеним мужского и женского начал в купальскую ночь и в осеннюю пору свадеб. Именно этим объясняется наличие у Солнца-Святовита признаков женского начала.
Проходит время и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, приходит время подведения итогов, наступает время свадеб.

В это время, 22 сентября, праздновался Ладо-Овсень - лада в семье желали молодоженам. С точки зрения астрологии наступает время знака Весов, самого взвешеного, ладного в Зодиаке. У грани идола, соответствующей Ладу, как и у Купалы выражена грудь. В руке Ладо держит кольцо, символ супружества и одновременно символ завершения цикла. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормазду Фравашей – души предков. Солнце постепенно умирает, все короче дни, все длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл.

Этот день, день рождения Коляды выбрали днем рождения спасителей и пророков во многих религиях мира. Таким образом на изваянии Святовита отражена годовая мистерия Солнца, находящая отклик во всех трех мирах: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу Солнца – по часовой стрелке. Попытки связать идол с временами года, разумеется, уже были, но циклы Солнца пытались рассматривать против его хода, что вряд ли корректно. Четкая ориентация изваяния по сторонам света дала возможность некоторым исследователям исследователям высказывать предположения о поклонении славян сторонам света, особенно выделяя поклонение Югу.

Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский идол стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся смотрели на полдень, Яриле – на восход солнца, Ладу – на закат. Чтобы взглянуть в лицо Коляде, надо было зайти к изваянию с полудня и посмотреть на полночь. Поэтому особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы – ипостаси Купала. На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица – четыре времени года - четыре возраста человека – четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога.

Такое казалось бы невероятным при традиционном взгляде на славянскую мифологию, когда делается попытка четко расписать функции богам, как это сделано с поздней греческой мифологией. Однако славянская языческая религия является наследницей ведической традиции. А в ведизме, чем древнее гимны, тем яснее проглядывает множественность проявлений единого Бога, хорошо описанная Ю.Миролюбовым и находящая отражение в Велесовой книге («…Сварог и Перун есть в тоже время и Свентовит…»), и в ведических книгах, где Вишну и Кришна, например, динамично меняются местами в пределах одной страницы. Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц.

При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском нарушало бы гармонию в пантеоне. Эта дисгармония - кажущаяся. Имена Рожаниц упоминаются редко – это Лада и Леля (Купала) – мать и дочь, семья и любовь, осенняя и летняя женские ипостаси Солнца-Святовита. Таким образом Святовит-Дажбог-Солнце, объединяющий в себе еще четырех богов и двух богинь, является не кем иным как Родом - отцом всего сущего, верховным божеством славянского пантеона.

Высшим богом западных славян (именуемых также «рутены» или «вандалы», а ранее - «венеды»), в первую очередь ругов-руян, «первенствующих среди прочих народов славянских», и сорбов вообще был Свентовит. Характерно, что его уважали и почитали также германские народы Северной Европы. Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген в святилище Аркона и был разрушен данами лишь в 1168 г., т. е. много позже поры, когда в государствах Европы официально возобладало христианство. Храм был одной из последних святынь европейского язычества, и пока он стоял, языческая вера у значительной части балтийских славян преобладала.


Высшим богом западных славян (в ряде источников именуемых также «рутены» или «вандалы», а ранее – «венеды»), в первую очередь, ругов-руян, «первенствующих среди прочих народов славянских», и сорбов был Свентовит. Характерно, что его уважали и почитали также германские народы Северной Европы. Англо-норманнский хронист Ордерик Виталий в 1068 году пишет о славянах: «Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам» (Гильфердинг, с. 155, прим. 643). Возможно, речь здесь идет о Свентовите, Прове (Проно) и Прие (или Живе?), переименованных на германский лад. Отождествление Одина и Свентовита Ордерик сделал, по скольку второго из упомянутых представляли «богом богов» западных славян и, подобно Одину, считали покровителем воинских искусств. Прове, как и Тюр, – бог справедливости. Прия – славянская Венера – согласно «Mater Verborum» могла именоваться у германцев Фрея, так как последняя – «госпожа ванов, богиня венедов». Мыс Аркона на о. Рюген (бывш. Руян), на котором находилось святилище Свентовита.

Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген в святилище Аркона и был разрушен данами лишь в 1168 г., то есть много позже поры, когда в государствах Европы возобладало преимущественно христианство. Храм был одной из последних святынь европейского язычества, и пока он стоял, языческая вера у значительной части балтийских славян преобладала.

А. Гильфердинг (Гильфердинг, 1885; История балтийских славян, 1994, с. 177–179) пишет : "У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, – они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» (Гельмольд, 1963). Под «богом богов» автор подразумевает Свентовита, который с его точки зрения есть едва ли не главный противник бога христианского: «Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека – христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту… Аркона и местоположение храма Свентовита по данным раскопок К. Шукхардта <…> Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов… И велел король [Вальдемар] вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил король святилище его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну. И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых рождены были, и приобщились к почитанию истинного бога…».

Датский летописец Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus 1140-1208) написал 16-томную хронику «Деяния данов» (Gesta Danorum), в которой описывается история Дании с древнейших времён до XII века, а также история некоторых других северных стран, в том числе и западно-славянских. В частности, в этой книге описывается Аркона (или как теперь её называют немцы – Яромарсбург (Jaromarsburg)), столица славянского племени руян (ранов) на острове Руян (ныне Рюген), численность славянского населения которого к моменту его завоевания в XII веке, по западным источникам, составляла, как минимум, 70 000 человек

Аркона являлясь городом-храмом, сосредоточием веры западных славян. Да и не только их. Датский король Свейн (960-1014) жертвовал добычу в храм Арконы. Ещё в XI веке поклониться его главной святыне, четырёхглавому кумиру Святовита, шли паломники из уже два века как христианской Чехии. Храм Арконы стал главным религиозным центром славянского Поморья в IX-XII веках. Он располагал обширными земельными угодьями, дававшими ему доход, в пользу него собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

Вот, что пишет Сакон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом.

В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием…

Один лишь жрец имел право кормить и седлать коня этого: божественное животное нельзя было оскорбить частым пользованием. Руяне верили, что Свантевит выезжает на коне этом на битву с врагами своего святилища и своей земли. И доказательством тому якобы служило обстоятельство, что нередко его находили наутро в стойле покрытым потом и грязью, словно бы он проделал дальний путь.

Также от коня этого предсказания принимались. Когда собирался военный поход, служители храма Свантевита втыкали в землю перед святилищем крест-накрест шесть копий, после чего подводили к ним священного коня. Если ступал он через копья правым копытом, считалось это добрым предзнаменованием для исхода военных действий. Если же хоть раз поднимал он сперва левое копыто, тогда отменялся поход в чужие земли. Точно так же отменялся и морской поход, если белый конь Свантевита пойдёт не с правой ноги через копья, и даже решения о торговых сделках зависели от предсказаний оракула… Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской…»

Путешествуя по мирам старинных мифов о Белобоге, чудесно открываются всё новые удивительные сказочные образы, рожденные пересказами разных народов многих тысячелетий.
Это еще и светлые имена - Святовид, Световит, Свентовид, Святовик, Светич, - боги Белого Света..
В этих именах роднит в единое целое со светлым характером Белобога, так и есть и свои отличия, оттенки и особенности. Возможно во всём и в каждом, это только различные прозвания одного и того же высочайшего существа любви и жизни.

Бог Святовит - в славянских мифах еще и покровитель и владыка неба, Бог жизни, белого света, и он, также, как и Белобог, воплощает добро, свет, жизнь, ясность, чистоту, радость. Который не только блистает солнечным светом, но и творит весенние грозы, сражаясь с темными тучами; Так же он считается божеством победы, поэтому его часто представляли в образе воина - всадника.
Самое почитаемое святилище Святовита находилось в городе Арконе, на острове Буяне. В писаниях и ведах говориться, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме жил белый священный конь.. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России и за ее пределами, значит, возможно, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов.


Картина В.Королькова "Святилище Святовида"

В древних записях есть повествовование о знаменитом Храме города Аркона:


"Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, но так, что из обеих голов одна смотрела направо, а другая - налево. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах. Кроме того при нем был конь, совершенно белый... "

Четыре стороны Святовита, вероятно, обозначали четыре стороны света и поставленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг — царство дня, весны, лета; запад и север — царство ночи и зимы); волосы — эмблема облаков, застилающих небо, меч — молния; как владыка небесных громов, он выезжает по ночам сражаться с демонами тьмы, разит их молниями и проливает на землю дождь.

Вместе с тем он признан еще богом плодородия; к нему посылались мольбы об изобилии плодов земных, по его рогу, наполненному живой водой, гадали о будущем урожае .

Святовит - хозяин верхнего неба и белого света. Его царство, пронизанное бело-голубым сиянием, находится над голубой твердью. В древней Руси полагалось, что этот свет есть носитель абсолютной ценности и абсолютной красоты. Он нежно заполняет земной мир во время дня.
Как верховный бог Неба, Святовит обязан всегда бодрствовать. Днем он всевидящ. И как всевидящий охранитель Святовит, поэтому он представлялся четырехликим. Ночью в красной мантии он садится на своего белого, золотогривого коня и объезжает границы Руси, где защищает от врагов.
В русских сказках есть сюжет, когда герой убегает от Бабы-Яги и пересекает границу Руси. Она же, злое божество, не желает далее следовать за своим противником.
Сказка просто объясняет "нельзя ей на святую Русь".
Всевидящий Святовид не только могучий защитник, но и добрый бог света и частоты во всех смыслах.
Святовид - это божество всего видимого и значимого, то есть в этот момент все духовные цели и мечты наполняются светоносной энергией возрождения, все проявляется в это время. Световид - небесное божество, и призывaющее к переменам, ведущее по жизни. Это свет зовущий, просветляющий и мaнящий. Световид приходит в мир в светлом облике, и вместе с ним приходит дополнительнaя силa сотворения с небес; чтобы легче всем пережить более темный период годa, и словно дарит волну новой энергии души.
В мифах говорится, что когдa приходит Световид, тогдa следующий год будет очень счaстливым, потому что Световид - это Бог нивы и жатвы, то есть то, что посеем, то и пожнем.
Когда посеяны добрые семена - и пожнётся в будущем добрый урожай. Когда перед зимним солнцестоянием приходит Световид, высветляя во всем пространство бытия, в этот год можно взрaщивaть рaзные цели, рaзные желaния, рaзные мечты, a глaвное - все эти мечты реализуются, потому что именно в этот период они наполнены дополнительной божественной творческой энергией света.
Славяне верили, что Свентовит внимательно наблюдает за всем, что происходит на Земле. У славян, у арийских народов, с верховным божеством неба связывались представления о жизни, разливаемого им по земле; вот почему время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистою силою, получило название Святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней — название Святой, или Светлой, недели..

ПРЕДАНИЕ О СЕМЬЕ СВЯТОВИДА

Ночью Святовид отдыхает в своем небесном чертоге, подобно всем прочим богам. Его дети — Утробог и Заря — ведут бой с Мраком, желающим навсегда воцариться на небесах.
И вот настает утро. Святовид — божество-охранитель Дажьбога-Солнца, его проводник и водитель в небесном пути, — отворяет врата его дворца. Когда Святовид вместе с солнцем отбывает на покой, на небесном своде появляется его дочь Вечерница — богиня сумерек, а после нее воцаряется супруга Святовида — Ночена. На ней плащ, сотканный из лунных лучей, а вокруг плывут ее дочери — звезды. Мракота, супруга Мрака, всегда завидовала красоте Ночены и всячески стремилась омрачить сияющую красоту ночи, обрывая ее роскошный плащ. Тогда ночь делается сумеречная, страшная. Этого и добивается Мракота. Но добрая Лада своей сверкающей иглой надшивает плащ Ночены и заново наряжает свою подругу
А поутру, едва успев повстречаться с женой, Святовид вновь сопутствует Дажьбогу-Солнцу в его пути по небесам. Так было раньше — так пребудет и впредь.

«Песни поёт мир Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
ибо он в сердце - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Имя твое есть от запада и до востока,
И от предел моих к северу твой есть предел;
Слава твоя да наполнит вселенную;
Яко песок на берегу, тако пламя твое;
Тысячью лет изочту я твой век;
И да поклонится всякий тебе человек!
Ты, оживляющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
К Жизни и тризне великой!»

* * * * *