Мать Тереза: биография и учение монахини. Краткая биография матери терезы Мать тереза и ее семья

Мать Терезу называют самой влиятельной женщиной мира, а ее жизнь - величайшим событием ХХ века. Достижения маленькой хрупкой монашки действительно поразительны, а ее личность исключительна по значимости для всего человечества.

Мать Тереза изменила мир и вполне заслуженно получила Нобелевскую премию «За деятельность и помощь страждущему человеку».

Она начала выполнять свою миссию с индийских трущоб, где в те времена люди умирали просто на улицах, а нежеланных младенцев выбрасывали прямо в зловонные мусорные кучи. Необычная монахиня, возжелавшая жить за стенами монастыря, взялась изменить то, что, казалось бы, изменить невозможно, - жестокую систему, существующую в стране, человеческие привычки и жуткие традиции…

Мать Тереза была уникальным человеком, потому что никто и никогда до нее не делал того, что делала она, - не посвящал свою жизнь помощи беднейшим из беднейших.

Тысячи людей в разных странах последовали примеру матери Терезы, начав помогать бедным и обездоленным. С ее легкой руки появились приюты, больницы, лепрозории по всему миру. Мир изменился… В нем стало больше доброты и сострадания.

Бедная монахиня, имущество которой состояло в самом дешевом сари, тонком матрасе и зачитанной Библии, основала орден с бюджетом в миллиарды долларов. Ей верили, ее ордену жертвовали огромные суммы денег. Ведь ей лично, как и другим его сестрам, не нужно было ничего.

Ее имя стало известным во всем мире. Перед ней были открыты все границы. Ее ждали в каждом уголке планеты. Встречи с ней искали журналисты, политики, самые великие и знаменитые люди мира. Монахине в белом сари начали поклоняться.

Пристальное внимание журналистов, сила и мощь, влияние аскетичной монахини, масштаб движения, которое она основала, - все это поражало.

Однако многие люди до сих пор задаются вопросом: зачем, зачем ей все это надо было? Ведь ее дневники говорят о том, что она была глубоко несчастлива. Монахиня, которая постоянно говорила о Боге, в душе сомневалась в его существовании. Зачем она выбрала себе такой тяжелый и необычный жизненный путь? Почему она отказалась от счастья материнства, от прелестей земной любви, от собственной семьи? Что за странная идея - стать невестой Иисуса? Зачем она делала то, что делала?

Итак, зачем?

Агнес Гонджа Бояджиу

События, которые происходят в детстве, безусловно, влияют на формирование человека и на его судьбу. Личность матери Терезы - не исключение.

Агнес Гонджа Бояджиу родилась в 1910 году в семье албанцев.

Семья была не только обеспеченной, но и счастливой и по-настоящему дружной. Бояджиу были ревностными католиками.

Отец Агнес был строгим, но любящим. Глава семейства Бояджиу был успешным предпринимателем, знал много языков и очень интересовался политикой. Семья потеряла кормильца, когда Агнес было 9 лет.

Мать Агнес - Дранафиле - была удивительной женщиной. Ее собственный пример и то воспитание, которое она дала, очень повлияло на развитие, дальнейшую судьбу и мировоззрение девочки.

Дранафиле была красавицей, но главное то, что она была очень добрым и сострадательным человеком. Бедные странники всегда находили приют и еду в ее доме. Она помогала тем, кому нужна была помощь, даже после того, как потеряла мужа, а ведь в то время ей самой было нелегко. К примеру, Драна ухаживала за больной многодетной женщиной, а после ее смерти забрала всех ее детей в свой дом, где они жили как члены семьи Бояджиу. Дранафиле также ухаживала за женщиной-алкоголичкой, которая жила по соседству, убирала у нее в доме и приносила еду.

Агнес Гонджа часто помогала матери. Способность сострадать и желание помогать несчастным сформировались у нее до пубертата под влиянием правильного воспитания матери.

Звуковой ребенок задается вопросами о Боге, смысле жизни и мироздании в достаточно раннем возрасте - в 5–6 лет. Потом, по мере взросления и развития, звуковые вопросы у такого ребенка могут и не осознаваться, чтобы через некоторое время вновь дать о себе знать. Только для звуковика внутреннее важнее внешнего, только он задается вопросами о смысле жизни, только он готов полностью отречься от всего материального, телесного, мирского, того, что кажется ему бессмысленным…

Кожно-звуко-зрительная Агнес родилась и выросла в католической семье, поэтому не удивительно, что она искала Бога именно в католической вере. Монашество означало для нее приближение к Богу, единение с ним, служение ему. То есть наполнение звуковых нехваток в познании Творца и секретов мироздания.

Агнес Гонджа знала о деятельности бенгальской миссии и решила последовать примеру миссионерок, которые помогали бедным в Индии. Это решение позволяло ей соединить два важных для нее аспекта: звуковой поиск Бога, который она видела в монашестве, и зрительное сострадание и желание помогать тем людям, которые находятся в бедственном положении.

Долгие годы в Калькутте мать Тереза была учительницей в маленькой школе для девочек при монастыре. Надо сказать, она была замечательной учительницей и превосходной воспитательницей. Дети любили ее за доброту, нежность и энтузиазм.

Мать Тереза вместе со своими воспитанницами навещала больных в госпиталях и нищих в трущобах, а затем проводила с девочками серьезные беседы о только что увиденном. Идеально соответствуя образу кожно-зрительной учительницы в состоянии «мир», воспитывала в своих ученицах лучшие качества, такие как мораль, нравственность, доброта, сострадательность.

Но в возрасте 36 лет мать Тереза ощущает потребность жить среди бедных, помогать им вне стен монастыря. Это странное желание было воспринято настоятельницей и другими сестрами с большой неприязнью и насмешками…

Жизнь в трущобах Калькутты

Никто до сих пор не делал того, что задумала мать Тереза. Католицизм имеет достаточно ригидную бюрократическую систему, в которой не приветствуются новые идеи. Как ей вообще все это пришло в голову? Одинокая нищая монахиня в бедняцких трущобах, в эпицентре нищеты, болезней и беспомощности - что она могла там изменить, не имея поддержки и одобрения?

Однако мать Тереза умела убеждать и добиваться своего. Через 2 года, в возрасте 38 лет, она получила разрешение жить вне стен монастыря (при условии, что будет следовать своим монашеским обетам).

Монахиня ускоренно окончила медицинские курсы и выбрала для обитания самый бедный район калькуттских трущоб - Моти Джил.

Все, что у нее было, - это кусок мыла и дешевое белое сари. Она помогала беднякам мыть детей и обмывать раны, а на второй день принялась учить письму пятерых детей, рисуя буквы палочкой прямо на земле.

Она находила еду для голодающих детей, собирая милостыню у торговцев на рынке или по домам. В скором времени она нашла подходящее помещение, где организовала школу для бедных и беспризорных детей. Монахиня учила их читать, писать и обслуживать себя.

Через год у матери Терезы появилась первая последовательница, еще через год их было уже семь.

Орден милосердия

Самое важное лекарство - это нежная любовь и забота.
Мать Тереза

Вскоре мать Тереза получила от Ватикана разрешение на создание ордена милосердия - единственного католического ордена, возникшего в ХХ веке. К обычным (кожно-звуковым) монашеским обетам - нищеты, поста и целомудрия - мать Тереза добавила еще один (зрительный): все свои силы отдавать на служение нищим, ничего не требуя взамен.

Все больше больных, обездоленных и голодающих обращалось к сестрам из ордена милосердия. Орден пополнялся сестрами, желающими посвятить свою жизнь помощи беднейшим из беднейших…

В 1952 году мать Тереза открыла в Калькутте первый Дом для умирающих (позже подобные заведения начали называться хосписами). Она и ее помощницы начали подбирать никому не нужных людей, которые умирали на улицах. Сестры ухаживали за ними, кормили, обмывали их раны, стараясь облегчить их страдания. «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила мать Тереза.

Ее беспокоила еще одна проблема, существующая в Индии, - больные проказой. Проказа традиционно считается там карой господней, поэтому от заболевшего человека отворачиваются абсолютно все, независимо от его статуса он становится бездомным изгоем общества. Таких изгоев в Калькутте насчитывалось около 500 тысяч.

Переубедить индусов изменить свое отношение к больным проказой матери Терезе не удалось. К тому времени орден милосердия стал уже достаточно известным, это позволило монахине добиться выделения ей участка земли и, используя финансовую помощь благодетелей, создать там лепрозорий под названием «Город мира». Это было поселение прокаженных, где они могли жить и работать.

Мать Тереза и ее сестры подбирали бездомных детей, а также выброшенных в канавы и мусорные кучи нежеланных младенцев. Если от ребенка отказывалась родная мать, малыш находил приют в Доме детей, созданном орденом милосердия. Для многих из этих детей были найдены приемные семьи, мать Тереза работала и в этом направлении… Ее невероятная энергия позволяла ей успевать все.

На пути матери Терезы возникало огромное количество преград и трудностей. Без всякой поддержки сверху она решала все проблемы самостоятельно. Она всегда находила способ продолжать свое дело, несмотря ни на что. Создательница ордена милосердия и ее последовательницы находили лекарства и еду для бедных, собирая милостыню и принимая пожертвования от благотворителей. Она находила помещения для проживания сестер и для других целей ордена. Ей верили, помогали, жертвовали на ее дело. Ей не верили, критиковали, мешали. Ее путь не был гладким.

Мать Тереза была очень развитой и сильной личностью. Кроме всего прочего, эта хрупкая монахиня была на редкость эффективным лидером. Правильное воспитание, которое дали ей родители, научившие ее самодисциплине и организованности (что послужило ), позволяло ей естественным образом организовать работу сестер и без труда управлять ими. О ней вспоминают: «Если мать Тереза говорила тебе: «Сядь», ты садился»…

Миссия и принципы

Мать Тереза и все ее сестры милосердия вели крайне аскетичный образ жизни. «Не дайте нарушить бедность моего ордена», - говорила она, отказываясь от всего дорогого и помпезного. Все приюты, больницы и хосписы, созданные ею, были очень скромны и просты, оборудованы лишь необходимым. Орден милосердия никогда не тратил деньги на второстепенные вещи, во всяком случае мать Тереза этого не хотела. Телевизор в какой-то из больниц, к примеру, - это отнятая еда у голодных. Ведь в мире столько голодающих!..

…Где бы в мире ни случилось несчастье, мать Тереза отправляется туда. Например, она отправилась в Бейрут во время боевых действий. Воспользовавшись затишьем, она вывезла детей-инвалидов из разгромленного приюта. Она ездила по всему миру, открывая в разных странах новые приюты и больницы.

Не все поступки и принципы всемирно известной монахини были поняты и приняты общественностью. Мать Терезу критиковали, к примеру, за то, что она брала пожертвования у нечистых на руку лиц. Иногда у нее требовали вернуть эти деньги людям, пострадавшим от дельцов-добродетелей. Она всегда отказывалась возвращать деньги, ссылаясь на то, что они были пожертвованы с чистым сердцем и не ей, а делу, которым она занимается.

Мать Тереза была очень энергичным, деятельным, улыбчивым человеком. Она учила сестер милосердия улыбаться людям, потому что улыбка, по ее словам, - это подарок любви. Многие считали ее святой еще при жизни. И вряд ли кто-то догадывался, что скрывается за ее улыбкой, что происходит в ее душе…

«Небеса закрыты»

Моя улыбка - большой покров, за которым скрывается масса боли. Иногда боль так сильна, что я слышу свой собственный голос: «Боже, помоги мне».
Мать Тереза

Мать Тереза говорила, что в каждом нищем, больном и несчастном она видит Иисуса. Она не просто посвятила свою жизнь служению беднейшим из беднейших - таким образом она пыталась служить Господу. Она называла это деятельной любовью, а себя - карандашом Бога.

Ее уход в монашество - это побег к самому Богу. Ее боль и неверие - это не что иное, как звуковая депрессия. Она так и не нашла Бога, которого так страстно искала, она не чувствовала его, не ощущала любви к нему и сомневалась в его существовании.

Ни молитвы, ни причастие, ни паломничество - ничто не могло унять эту боль и укрепить монахиню в вере. «У меня осталось столько вопросов без ответов! Я боюсь задавать их, потому что это - кощунство. Если Бог есть, прошу - прости меня», - писала она в своем дневнике. «Молитесь за меня, отец, потому что мне все труднее жить с самой собой», - просила она своего духовного наставника.

Соотечественники матери Терезы, священники (у которых нет звукового вектора), объясняют ее кризис веры слишком большими ожиданиями от Бога. Неужели она думала, что придет Христос во плоти и предстанет перед ней? Как святая может сомневаться в существовании Бога? Чего она вообще ждала, чего хотела? Неужели так трудно просто верить и молиться?..

Психологи пытаются объяснить душевные страдания матери Терезы следствием событий ее детства, потерей отца, например. Кое-кто из них предполагал, что «ей нравилось страдать»…

Только системно-векторная психология позволяет понять, что и почему происходило с самой влиятельной женщиной мира.

Дело в том, что религия не может наполнить нехватки современного звуковика, так как они гораздо глубже, чем у представителей предыдущих поколений. У матери Терезы был мощный темперамент и, соответственно, сила желаний и нехваток звукового вектора не могла удовлетвориться католической верой.

На то, что звуковой вектор матери Терезы находился не в лучшем состоянии, указывает тот факт, что она почти не спала. Также мать Тереза говорила, что слышит голоса («внутренний голос», «голос Бога»). Бессонница и «голоса» - это исключительно звуковые расстройства.

Мать Тереза реализовала себя настолько, насколько могла, но звуковые нехватки, как больной зуб, не позволяли ей радоваться жизни…

Мать Тереза прежде всего обладательница кожно-звуковой связки векторов, которая позволила ей воплотить в жизнь великую идею, в которой нуждался мир в ХХ столетии. Пребывая в поисках Бога, она побудила сотни тысяч людей со зрительным вектором к действию, к выполнению своей видовой роли - сострадать, помогать, выхаживать…

Этой удивительной женщины больше нет в живых, но дело, начатое ею, продолжается. Орден милосердия действует в 133 странах мира. 4,5 тысяч монахинь в белых сари помогают тем, кому больше некому помочь. Сотни тысяч волонтеров по всему миру причастны к работе ордена. А мать Тереза навсегда останется символом доброты, сострадательности и любви к человеку.

Если вам интересен глубокий разбор психологических качеств человека на примере известных личностей и применение системных знаний в жизни для лучшего понимания себя и своих близких, можно записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

5 сентября 1997 года все газеты сообщили, что матери Терезы больше нет. Она умерла от остановки сердца, оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и карандашей. Мать Тереза не доделала столько дел…

Узнав о гибели принцессы Дианы 1 сентября, мать Тереза сказала: "Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем предположить". Она умерла от болезни сердца через четыре дня.

Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы. Прощание с принцессой должно было состояться в соборе Святого Томаса в субботу 6 сентября, но до субботы мать Тереза не дожила один день. Утром 5 сентября она написала послание сестрам, братьям, отцам, миссионерам. Письмо оставалось только подписать…

Мать Тереза страдала болезнью сердца уже много лет. Впервые она попала в госпиталь с сердечным приступом в августе 1983 года. В 1989 году последовал еще один, гораздо более серьезный, сердечный приступ. Именно тогда врачи вживили ей электронный стимулятор сердца. В1990 году мать Тереза почувствовала себя настолько плохо, что должна была отказаться от должности главы ордена сестер милосердия. Ватикан искал новую кандидатуру, но так и не нашел. И мать Тереза, подлечившись, продолжила свою работу. 1991 год - снова госпиталь, на этот раз - кардиологический центр в Калифорнии. В1993 году во время поездки в Рим мать Тереза сломала три ребра, этот случай окончательно подорвал здоровье монахини.

С августа 1996 года она лежала в больнице шесть раз. Она просила докторов, чтобы ей дали спокойно умереть. "Я не могу пользоваться дорогостоящим медицинским обслуживанием, когда миллионы моих подопечных лишены такой возможности",- говорила мать Тереза. Она никогда не принимала обезболивающих препаратов, считая, что испытывать боль - значит приносить жертву Христу.

Монахини ордена милосердия, как могли, старались оберегать хрупкое здоровье матери Терезы. Ее любимым временем суток было утро. Утренняя месса начинается в 6 утра. Каждый вечер мать Тереза ставила будильник на 4. "Я хочу проснуться первой, чтобы увидеть Иисуса",- говорила она. Сестры просили ее поберечь себя, не вставать так рано. Им приходилось даже прятать будильник, чтобы мать Тереза поспала подольше. Когда она умерла, одна из монахинь сказала: "Теперь ей не нужен будильник, чтобы успеть увидеть Иисуса, Она сама отправилась к Нему. Теперь они навсегда вместе".

Похороны матери Терезы были величественны и помпезны. В Индии был объявлен всенародный траур. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. Сама мать Тереза предпочла бы, наверное, скромную церемонию. Но друзья прославленной монахини, католическая Церковь и индийские власти настояли на том, чтобы похороны прошли с максимальными почестями.

В первые же часы после смерти тело матери Терезы было забальзамировано, но калькуттская 40-градусная жара и стопроцентная влажность все же давали основания для беспокойства. Мать Тереза умерла в штаб-квартире ордена сестер милосердия, поэтому сначала ее тело поместили в маленькую часовню при ордене. Там, в окружении живых цветов и молящихся монахинь, гроб простоял всего сутки. Часовня была слишком мала и не подходила для церемонии прощания.

Ранним воскресным утром 7 сентября гроб с телом прославленной монахини был перевезен в собор Святого" Томаса. Люди начали собираться у собора еще до рассвета, и к тому времени, когда гроб прибыл, часовню собора окружала толпа. Индийские касты и привилегии принимались во внимание даже здесь. Политики и высокопоставленные чиновники подъезжали к собору Святого Томаса на больших белых машинах и проходили в часовню через отдельный вход. Студенты, владельцы магазинов и лавок, дети, женщины терпеливо ждали, когда подойдет их очередь и можно будет хотя бы на несколько минут войти в часовню, чтобы проститься с матерью Терезой.

Собор Святого Томаса посетил премьер-министр Индии И.К. Гуджал. Он сказал, что мать Тереза была человеком, который посвятил свою жизнь бедным Индии. Именно И.К. Гуджал настоял на том, чтобы мать Терезу похоронили с почестями, которых в Индии удостаиваются только главы государства. Премьер-министр написал стихи, посвященные матери Терезе, в которых назвал ее "апостолом любви к человечеству".

Стеклянный гроб с телом матери Терезы находился в соборе Святого Томаса в течение целой недели, а затем был перевезен на стадион "Натаджи Индоор", где состоялась церемония похорон. Более миллиона человек вышли на улицы Калькутты, когда тело матери Терезы перевозили на стадион.

Гроб, покрытый национальным флагом Индии, везли по городу на том же орудийном лафете, на котором когда-то хоронили Махатму Ганди и Джавахарлала Неру - первого премьера независимой Индии. За гробом шла толпа длиной в семь километров. Под звуки траурного марша гроб с телом матери Терезы плыл по калькуттским улицам. В почетном кортеже были 12 монахинь, которые помогали матери Терезе создавать орден сестер милосердия в 1950 году.

На похороны приехала племянница покойной монахини Аги Бояджиу. Она сказала, что впервые увидела свою тетю, уже будучи двадцатилетней, но после они часто виделись в Риме, куда мать Тереза приезжала по делам ордена. "Я никогда не думала, что ее так почитают во всем мире, - сказала мисс Бояджиу. - Для меня она всегда была просто тетей".

Босоногие бедняки, знаменитые киноактеры и государственные мужи плакали и молились у гроба матери Терезы "Мать Тереза, мы никогда тебя не забудем!" - листок с такой надписью висел на шее у маленького мальчика. Ребенок горько плакал, слез было так много, что его самодельный плакатик совсем промок и буквы на нем расплылись.

Обитателям домов милосердия не разрешили прийти на стадион, чтобы попрощаться с матерью Терезой. Они наблюдали за церемонией по телевизорам, взятым напрокат. Многие из них смотрели телевизор впервые в жизни.

Мать Терезу похоронили во дворе штаб-квартиры ордена сестер милосердия, расположенной неподалеку от городских трущоб. При погребении присутствовали только близкие друзья покойной, несколько монахинь и высокопоставленные религиозные деятели из Индии и других стран, Вокруг "Дома Матери" собрались тысячи людей, чтобы хотя бы мельком увидеть, что происходит внутри. Мать Тереза была любима жителями Калькутты, почитаема за заботу о бедных, бездомных и брошенных. Эти люди уже давно считали ее святой.

Ватикан объявил, что потребуется по меньшей мере пять лет, чтобы решить, причислять ли мать Терезу к лику святых. В течение этих лет Церковь будет внимательно изучать жизнь матери Терезы и ее труды, чтобы не допустить ошибки. "Мы должны быть уверены, что эти труды находятся в полном соответствии с учением Христа", - заявил представитель Ватикана.

Однако многие священники, не дожидаясь официального решения, уже провозгласили ее святой. Так сделал, рискуя навлечь на себя недовольство папы римского, кардинал Нью-Йорка Джон О"Коннор. "Мы потеряли женщину, которая была в ореоле святости, как никто другой на свете", - сказал он.

Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слез, когда говорил о матери Терезе. Он назвал ее жизнь одним из величайших событий этого века. Американские мормоны назвали ее источником вдохновения для всего мира. Президент Ирана объяснил причину ее величия тем, что она возвратила достоинство и уважение падшим, черпая силы в своей искренней вере. Русская православная церковь особо отметила, что милосердие почившей монахини Терезы не знало границ, национальностей и рас: для нее всякий человек носил образ и подобие Божие. А глава армянской церкви сказал, что "она действительно была матерью для многих обездоленных людей".

"Мать Тереза была единственным человеком на Земле, который смел в какой угодно аудитории говорить о своем неприятии абортов. Даже папа римский не мог себе такого позволить, - говорит одна из сестер ордена милосердия. - Когда Иоанн Павел II обличал аборты в выступлении на специальной конференции ООН, он много цитировал мать Терезу. Видимо, ему так было удобнее".

Как только стало известно о смерти матери Терезы, в адрес миссий ордена сестер милосердия в разных странах стали приходить телеграммы и письма с соболезнованиями:
"Искренние соболезнования от жителей Бангалора (Индия) по случаю кончины нашей Матери Терезы. Она была Матерью каждого человеческого существа, Матерью бедных, Матерью больных, Матерью одиноких, Матерью нерожденных".
"Мать Тереза была бриллиантом в короне Индии. Она была живой святой. Сейчас она отправилась к Богу, чтобы молиться там за тех, для кого она жила и работала на земле".
"Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству".

Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек, не спать несколько суток подряд, самоотверженно ухаживать за больными проказой – и при этом улыбаться. Мать Тереза открыла и организовала работу более 60 школ, сиротских приютов и хосписов по всему миру… Об удивительной и нелегкой судьбе этой монахини рассказывает сайт.

Девушка из македонского города Скопье 21 год носила нареченное при рождении имя - Агнес. По своей воле она приняла постриг и взяла имя канонизированной монахини-кармелитки Терезы, прославившейся своей добротой и милосердием. Вскоре сестра Тереза и сама стала символом милосердия ушедшего ХХ века. Ею восхищались, считали святой при жизни.

Каждый, кто раз виделся с нею, запоминал навек, потому что эта хрупкая женщина излучала свет и дарила надежду. «В каждом человеке я вижу Христа. А поскольку Христос навсегда один, то для меня в данный конкретный момент это тот, кто стоит передо мной» - так говорила мать Тереза.

Уход из монастыря

Светловолосая девочка Агнесс, послушная и доброжелательная, росла в семье албанцев Бояджиу. Супруги с тремя детьми жили в небольшом македонском городке Скопье. Это был удивительный городок со всеми признаками турецкого наследия: шумными базарами, минаретами, населением, отличавшимся пестротой представителей разных национальностей.

В доме Бояджиу был достаток. Глава семьи одно время владел доходным бизнесом по снабжению лекарственными препаратами, занимался торговлей товарами из Италии. Агнес была младшим ребенком в семье, она родилась 26 августа 1910 года.

С детства отличалась романтичностью и набожностью, пела в церковном хоре, помогала маме и возилась с отстающими в учебе сверстниками. В детстве увлекалась многим, и ее мечты о будущем также не отличались постоянством - она хотела стать писательницей, музыкантом, а под воздействием чувства сострадания нуждающимся - миссионером в Африке.

Эта-то мечта и сбылась, только вместо «черного» континента Агнес оказалась в экзотической Индии.

Уход в монастырь

Агнес было 14 лет, когда умер отец. Это горе потрясло семью, отодвинув на задний план события первой мировой войны и провозглашение независимости родной Албании.

Драна Бояджиу собрала в себе силы и стала одна зарабатывать на семью, находя возможность как прежде помогать бедным соседям. 17-летняя младшая дочь однажды попросила у нее благословения стать монахиней и в дальнейшем отправиться в Калькутту.

Мать испытала шок от планов дочери на будущее. Она не могла поверить, что ее тихая и разумная Агнесс, такая домашняя и покладистая, посвятит себя монашеству?! Да и где эта Калькутта? Сутки размышляла она над потрясшей ее просьбой Агнесс, а потом… благословила.

Старший брат Лазарь, который учился в военной академии в Австрии, на известие из дома ответил сестре письмом, назвав ее решение блажью. Агнес возмутилась: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира».

В сентябре 1928 года Агнес села в поезд до Загреба и через всю Европу поехала в Дублин. Провожая ее, мать знала, что больше они не увидятся. В Ирландии Агнес прибыла в монастырь сестер ордена Лорето, за два месяца выучила английский, а в 1931-м приняла постриг и имя Тереза.

Вскоре орден направил сестру в Калькутту, путь проходил на теплоходе, через Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан.

В Калькутте сестра Тереза работала учительницей в школах ордена Лорето, 16 лет преподавала бенгальским ученицам на их родном языке правоведение и историю. Она с помощью веры старалась просвещением победить ужасную бедность, и это у нее хорошо получалось.

Сестра Тереза и здесь дополнительно занималась с отстающими ученицами, пела в церковном хоре. Ее уважали и любили учителя и ученицы, одно время она была директором одной из школ. В 1937 года сестра Тереза приняла монашеские обеты и стала называться матерью Терезой.

Никого не посвящая в свои планы, она два года вела переписку с Римом, добиваясь разрешения стать вольной монахиней. Она жила с ощущением, что Бог уготовил ей другую участь – помогать самым обездоленным и несчастным жителям города.

В 1946 году руководство Ордена римско-католической церкви дало согласие, чтобы мать Тереза оказывала помощь бедным людям Калькутты, а двумя годами позже мать Тереза основала монашескую общину «Сестры миссионерки Любви».

Орден милосердия

Среди обездоленных

Попрощавшись с монастырем, где многие сестры ее любили и ценили, в стенах которого она чувствовала себя как в родном доме, 38-летняя мать Тереза ушла в трущобы города. На монахине было дешевое сари, в кармане лежало все ее состояние - 5 рупий.

Она не намеревалась возвращаться в обитель, со дня ухода стала служить своей цели - облегчать жизнь отвергнутым людям, независимо от их возраста и вероисповедания. Монахиня помнила об откровении: покинуть монастырь и поселиться в трущобах, чтобы служить бедным и глубоко несчастным.

Однажды мать Тереза увидела, как покрытую коростой, заживо гниющую и обездвиженную женщину на тачке сын привез в городскую больницу и оставил у входа. Монахиня попыталась пристроить туда несчастную, но ее не брали.

По рекомендации местного священника, житель города господин Гомес впустил монахиню в пустующий верхний этаж дома. Она довольствовалась малым, спала на коврике, раздумывая по ночам над тем, как можно помочь беднейшим из бедных.

Днями худенькая монахиня скиталась по улицам Калькутты, время от времени прося подаяния у прохожих. Иногда писала записки хозяину дома: «Господин Гомес! Мне нечего есть. Дайте мне, пожалуйста, поесть».

В Европе нет таких городов, как Калькутта. В кустах полно ядовитых змей, трущобы зажаты со всех сторон дворцами, миллионы людей рождались и умирали на кучах мусора, под ногами прохожих.

Мать Тереза организовала «школу» среди мусорных куч, обучала грамоте никому не нужных детей - маленьких инвалидов, сирот, стаскивала куда-нибудь под крышу умирающих бездомных и старалась облегчить их страдания.

В монастыре она получила основы ухода за больными. Число подопечных матери Терезы росло, ученицы и наставники из монастыря приходили помогать. Первой пришла и осталась бывшая ученица бенгалка С. Даш, принявшая имя Агнесс, к ней присоединились еще 11 последовательниц.

В 1950 году римско-католическая церковь признает деятельность матери Терезы и разрешает ей основать Орден милосердия. Вскоре по городу прошла молва о блаженной монахине, которую называли «святой трущоб», о ней узнали городские власти.

Вскоре мать Терезу найдут и предложат занять огромный полутемный барак, примыкающий к храму богини Кали, в котором прежде содержался жертвенный скот. Так в Калькутте появился дом для умирающих, а вслед за ним колония прокаженных Шантри-Нагар («Город мира»).

Память о матери Терезе

Подвиг милосердия

Сестры Ордена милосердия жили так же, как и те, о ком они заботились. Неприхотливы в еде, в собственности имели сари, сандалии, тощий матрас, обходились без денег. Их жизнь была трудной, работа утомительной - чистить, мыть, стирать, бинтовать, терпеть, не брезговать омерзительных ран прокаженных, которые они обрабатывали без перчаток. Мать Тереза всем показывала пример стойкости и любви к отвергнутым.

Беспокойным и нервным монахиням на работу разрешалось не выходить, а молиться до тех пор, пока не наступало прозрение. «Мы не социальные работники, мы не бригады скорой помощи, мы из ордена любви Христовой» , - наставляла она.

Мать Тереза знала одно действенное средство против сомнений – обращение к Богу. Никого не проклиная, не обличая и не задабривая, она брала под защиту всех, кто нуждался в помощи. Эта женщина открыла и организовала работу более 60 школ, сиротских приютов и домов для умирающих по всему миру.

Эти учреждения существовали благодаря денежным поступлениям и помощи от добровольных благотворителей.

Вместе с преданными послушницами мать Тереза являла реальную силу, с которой считались. Она смогла доказать индийцам, что проказа, которую здесь считали проклятием Господа за грехи - это болезнь, которую можно выделить, если вовремя за это взяться.

На новость об открытии в Калькутте лепрозория (лечебно-трудовое учреждение для больных лепрой – проказой) население отреагировало протестом. После многих попыток мать Тереза поняла, что Бог против открытия стационара, и углубилась в молитвы, чтобы услышать волю Господа.

Два месяца спустя поступили пожертвования в 10 тысяч рупий, а крупнейший специалист по проказе предложил свои услуги, наконец, из Америки прибыла машина «Скорой помощи».

Вместо стационарного лепрозория был построен поселок, где больные проживали в одиночку или семьями до полного выздоровления или смерти, здесь рождались дети, причем совершенно здоровые.

Мать Тереза могла приготовить обед на шесть тысяч человек, не спать несколько суток подряд и всегда улыбаться.

Она говорила с королями и нищими, выступала перед полными залами, до этого просто помолившись, чтобы знать, что сказать. Она прибыла в разрушенный войной Бейрут с пасхальной свечой и иконой девы Марии, пересекла линию фронта и привела с собой слабоумных детей из разрушенного детдома.

Нередко в трудных ситуациях ей помогали чудеса. Однажды она ломала голову над тем, где раздобыть деньги для оборудования детского дома в городе Агра. Ничего не придумав, вдруг услышала телефонный звонок, незнакомый голос сообщил, что ей присуждена филиппинская премия.

Память и награды

Статуя Матери Терезы в Косово

Все, кто в газетах писал о матери Терезе, публиковали домашний адрес ее мамы и сестры. Авторы надеялись, что люди пошлют весточку Дране Бояджиу, томившейся за железным албанским занавесом.

В Тирану на ее имя приходили тысячи писем, рассказывающих о деятельности дочери, много лет назад покинувшей дом. Иногда и мать Тереза получала печальные весточки из дома.

Сестра Ага писала о тяжелобольной маме, мечтающей перед смертью попрощаться с младшей Агнес. Матери Терезе разрешали въезд в Албанию, но обратный путь был закрыт. Как служительнице культа, на Родине ей была уготована печальная участь ареста и помещения в лагерь или тюрьму.

Она не поехала к умирающей маме, а в июле 1972-го в Калькутту пришло известие о смерти Драны Бояджиу. Через год умерла и сестра. Побывать на родных могилах ей удалось только в 1992 году, тогда же президент свободной Албании присвоил знаменитой соотечественнице звание почетного гражданина и вручил премию за гуманную деятельность. На родине был учрежден фонд ее имени.

В 1983 году мать Тереза находилась в Риме с визитом у папы Иоанна Павла II, где с ней и случился сердечный приступ. После второго, в 1989 году, она получила искусственный кардиостимулятор.

Проблемы с сердцем обострялись, здоровье пожилой женщины ухудшалось. Ввиду этих важных обстоятельств, она решила отказаться от положения главы Ордена милосердия, но монахини на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу, а в августе заболела малярией, отнявшей много сил, перенесла операцию на сердце, но здоровье не улучшалось. После болезни и госпитализации 13 марта 1997 года она сложила с себя обязанности руководителя. Умерла в сентябре в возрасте 87 лет.

Ватикан канонизировал очередную убийцу – Мать Терезу
Мать Тереза была злобной и жестокой женщиной, по вине которой приняли мученическую смерть многие тысячи людей. В её «Домах для умирания» было запрещено давать обезболивающие средства, а больные умирали почти от любых болезней..

Папа Римский Франциск на площади Святого Петра в Риме перед лицом 120 тысяч людей, официальных делегаций из 15 стран, а также перед специально приглашёнными 1500 итальянскими бездомными, канонизировал мать Терезу.

Теперь она стала святой римско-католической церкви. Федеральное Агентство Новостей (ФАН) в связи с этим напоминает читателям наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своём рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопьё, в богатой семье албанцев-католиков. Её отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопьё от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году – его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Её отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопьё финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопьё 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопьё, посвящённом землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопьё 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото – советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопьё и даже стала его почётным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала «Дом для умирающих», мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учреждённого матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий её документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал – экзальтированный журналист утверждал, что на съёмках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съёмки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая плёнка фирмы «Кодак» для ночных съёмок, в те времена Интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах киноплёнки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их «Домами для умирающих».

Что они представляют собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:

«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих.

Всё вышеперечисленное идеально укладывалось в её концепцию «спасения» больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит так же просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня – это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью».

Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру, Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящён Богом. Однако, когда другая её подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Кроме этого она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа, заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин «предоставить мужчинам делать всё то, к чему они лучше приспособлены».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу, как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было ещё одно напоминание о её мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолётах и вертолётах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде, миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали её ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и её орден получили ещё десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди, её монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобождён от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых.

Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведённая индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путём её обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причём, как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств.

Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате, она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и её руководитель ей явно понравилась, и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны – орденом Легиона славы и получила ещё 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков – Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачёва, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством.

В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии – отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но всё это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нём много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера – Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а ещё через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР – Фиделем Кастро и Эриком Хоннекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте.

Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ – тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, всё это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим её своей высшей наградой – объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почётным гражданином США, это звание до неё получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой – Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются её благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и её другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва ёмкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд», в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, ещё 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших – до 600 тысяч человек.

Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтёров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться, и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех её речах. Это же внушали монахини и волонтёры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всём мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.

Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается её награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет, и шёл этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершённых матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы – 5 сентября 1998 года её сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день её похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о её выздоровлении. Через 8 часов опухоль якобы исчезла.

Всё было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам, что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвёл журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принёсшей ему по самым скромным подсчётам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашёл новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того, как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали её письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и её дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но тёмная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Всё внутри меня холодно, как лёд».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Слава богу (или дьяволу?), Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы, и это комментируется множеством людей. Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.


Мать Тереза и Папа Римский Иоанн Павел II.

Мать Терезу называют одной из самых известных и влиятельных женщин ХХ века, а ее жизнь – достойной подражания. За свои деяния она получила немало всевозможных наград, а в 2016 году Папа Римский Франциск канонизировал Мать Терезу Калькуттскую. Но среди этой, казалось бы, всеобщей любви к ней, упорно всплывали факты, которые никак не вязались с идеальным образом аскетичной монахини.


Агнес Годже Бояджиу (Мать Тереза) в юности.

Агнес Годже Бояджиу родилась в 1910 году в Скопье (Албания). В 18-летнем возрасте она переехала в Ирландию и вступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Ей дали имя Тереза и отправили с миссией в Калькутту (Индия). Поначалу женщина работала при католической школе Святой Марии, а затем Терезе случилось «видение». По ее словам, к ней явился Иисус Христос, приказал снять монашеское облачение, надеть сари и посвятить себя служению бедным и страждущим.

Удивительным образом католическая миссия, при которой находилась Мать Тереза, и местные власти одобрили решение женщины. В 1948 году в ее распоряжение отдали храм темной богини Кали. Мать Тереза учредила орден «Сестры миссионерки любви», в который входило 12 монахинь, а храм назвала Домом для умирающих. Через несколько лет деятельность ордена получила официальное одобрение и поддержку Ватикана.


Мать Тереза - основательница ордена «Сестры миссионерки любви».

Всемирной известности Матери Терезы в 1969 году поспособствовало телевидение. Журналист канала BBC Малкольм Маггеридж снял фильм «Нечто прекрасное для Бога», в котором описывал деяния монахини как чудо, а съемки в помещении без освещения – «божьим благословением». Любопытно, но оператор, который работал в паре с Маггериджом, утверждал, что для фильма была использована инновационная пленка Kodak, позволяющая снимать в темноте. Однако людям больше хотелось верить в чудеса, нежели в научный прогресс.

Фильм возымел свое действие, и представительства ордена открылись в более чем ста странах по всему миру. В Домах для умирающих, как их продолжала называть Мать Тереза, оказывали помощь тяжелобольным, бездомным. Многие благотворительные организации стали жертвовать средства ордену, восхищаясь самозабвенной деятельностью маленькой хрупкой женщины.


Дом для умирающих.

Однако во всей этой большой «бочке меда» то и дело всплывали «ложки дегтя». В документальном фильме Мэри Лаудон, некоторое время проработавшей в одном из таких заведений, показывалась отнюдь не идеальная картинка помощи страждущим. По ее словам, да и показаниям многочисленных проверок, люди содержались в ужасных условиях: они были побриты наголо, лежали на деревянных койках. Но самое ужасное то, что им не оказывалось практически никакой медицинской помощи. Из медикаментов был только аспирин, а иглы для инъекций и капельниц мыли в обычной воде и использовались многократно.


Однажды в Дом для умирающих попал мальчик с болями в почках. День ото дня его состояние ухудшалось. Мэри Лаудон предложила монахиням дать ему антибиотики и оказать квалифицированную медицинскую помощь. Ей сказали, что в этом случае так нужно будет поступать со всеми. По словам Матери Терезы, прежде всего исцеление исходит от веры.


Мать Тереза возле тяжело больного мальчика.

Сама монахиня склоняла людей принимать католицизм прямо на больничных койках. Им на лоб клали мокрую тряпку, произносили молитвы и ждали. Если человек поправлялся, это объявляли чудесным исцелением, а если больной уходил в мир иной, значит он не до конца уверовал в бога.


Мать Тереза держит за руку Папу Римского Иоанна Павла II.

Стоит отметить, что у Матери Терезы имелась мощная поддержка Ватикана, ведь она проповедовала католические постулаты. Несколько десятилетий на орден за участие в благотворительности сыпались премии как из рога изобилия. Считалось, что все эти средства уходили на нужды страждущих.

Только к концу 1980-началу 1990-х в прессе и на телевидении все чаще стали появляться материалы, объективно отображающие деятельность благотворительной организации. Когда в 1993 году в одной из индийских провинций случившееся землетрясение унесло жизни 8 тысяч человек, а еще несколько сотен тысяч оставило без крова, Мать Тереза отправилась туда, чтобы выразить свое сожаление и сфотографироваться на фоне отстроенных жилищ. К слову сказать, ее организация не выделила ни цента на отстройку домов и не послала ни одной монахини в помощь пострадавшим.


Мать Тереза из автомобиля приветствует людей.

«Бескорыстные» стремления Матери Терезы поддерживала премьер-министр Индии Индира Ганди. Именно поэтому финансы, поступавшие на счета ордена «Сестры миссионерки любви», несколько десятилетий никто не контролировал. В 1991 году разразился большой скандал, связанный с финансами ордена. Авторитетный немецкое издание «Штерн» («Stern») провело анализ документации, связанной с пожертвованиями. Оказалось, что только 7 % средств уходило на реальное лечение людей, а остальные деньги уходили на расчетные счета Банка Ватикана. В 1990-х состояние Домов для умирающих оставалось таким же, как в 1950-х, когда они только открывались. Никто и не собирался модернизировать эти приюты, продолжая пропагандировать спасение тела через душу.

Мать Тереза и принцесса Диана.

В 1998 году в Индии опубликовали рейтинг благотворительной деятельности социальных организаций. Орден Матери Терезы не попал даже в первые две сотни. Когда монахиня получала Нобелевскую премию мира, она во всеуслышание заявляла, что ее организация оказала помощь 36 тысячам жителям Калькутты, но дальнейшие проверки показали, что таких оказалось не более 700.


В 2016 году Мать Тереза была причислена к лику Святых.

После кончины Матери Терезы Ватикан не оставлял попыток канонизировать известную монахиню. Это можно сделать, если человек совершает чудо. В Ватикане занялись тщательным изучением биографии монахини, и «чудо» было найдено. У индианки Моники Бесра была диагностирована огромная опухоль. Сестра приложила к больному месту иконку, которой прикасались к матери Терезе в момент ее смерти. Спустя несколько часов от болезни не осталось и следа. Это произошло ровно через год после смерти монахини.

Это было действительно похоже на чудо, пока муж «исцеленной» после домашнего скандала не сообщил газетчикам, что у Моники диагностировали не рак, а кисту яичника. Более того, что предоставил медицинские документы о ее лечении. После этого инцидента Ватикану пришлось отложить канонизацию монахини. Только в 2016 году Мать Терезу причислили к лику Святых. По скромным подсчетам ее деятельность принесла Ватикану более 3 миллиардов долларов.