Мешхед - священный город шиитов. Мешхед - священный город шиитов Ири г мешхед чем живет

Мешхед – священное для шиитов место. Огромный и, на первый взгляд, хаотичный город открывается не сразу. Улицы, расходящиеся лучами от гигантского мавзолея имама Резы, главной шиитской святыни Ирана, заполнены толпами паломников и тысячами машин, а фоном к городским пейзажам служат горные хребты Эльбурса и Копетдага.

Мешхед – второй по величине город Ирана, столица провинции Хорасан-Разави. В городе, расположенном в северо-восточном «углу» Ирана, близ границы с Туркменистаном и Афганистаном, живет почти 3 миллиона человек. Мешхед - священный для шиитов город. Здесь находится мавзолей одного из самых почитаемых щиитских святых – имама Резы, который каждый год посещают около 20 миллионов паломников. Собственно, имаму Резе Мешхед и обязан своим возникновением.

Немного истории

Для понимания ситуации нужно пояснить, кто такие имамы и что они значат для суннитов и шиитов. В исламе имам – духовный глава и учитель. У суннитов титул имама получает самый праведный и лучший представитель исламской общины. Для шиитов же (к которым относятся и иранцы) имам - посредник между богом и людьми, получающий свой статус по наследству и ведущий родословную от двоюродного брата пророка Мухаммеда. Первые 12 имамов почитаются шиитами как святые. Имам Реза (или Али ар-Рида) был восьмым имамом, жил в конце VIII – начале IX века во времена могущественного халифа Гаруна аль-Рашида. Гарун аль-Рашид – не только персонаж сказок из «Тысячи и одной ночи», но и реальное историческое лицо, правитель багдадского халифата. История гласит, что имам Реза был в опале у Гаруна аль-Рашида и через несколько лет после смерти халифа, в 818 году, был отравлен его сыном в городе Тус. Похоронили имама недалеко от Туса в месте, которое было названо Мешхед аль-Реза (место мученичества Резы). Вокруг мавзолея постепенно разросся город, со временем утративший вторую часть своего названия.

Первые несколько веков своего существования Мешхед находился в тени соседнего Туса, но в XIV веке при Тимуре стал столицей Хорасана. Город достиг зенита своего влияния в XVIII веке, когда Хорасаном правил воинственный и суровый Надир-Шах. В современной истории Ирана подъем Мешхеда связан с ирано-иракской войной. Мешхед – самый удаленный от линии фронта город Ирана, принял в годы войны множество беженцев, многие из которых остались в городе и после окончания боевых действий.

Тегеран - Мешхед

Я летел в Мешхед рейсом местной компании «Каспиан Эйр» из Тегерана. Вскоре после взлета за иллюминатором показалась заснеженная вершина пика Демавенд. Этот потухший вулкан в хребте Эльбурс – самая высшая точка Ирана (5610 метров). Демавенд фигурирует и в зороастрийской религии и в персидской мифологии как место заточения злых духов. Упомянут Демавенд и в персидском эпосе «Шахнаме». (1)

Подлетаем к Мешхеду. Окраина города и окружная дорога. (2)

Центральная часть Мешхеда. Пересечение улицы Ахмадабад (слева) и проспекта Данешгах, уходящего вдаль на север к железнодорожному вокзалу. (3)

Самое сердце города – мавзолей имама Резы с голубым куполом и золотыми минаретами. За ним – широкий бульвар Табарси, а вдали – очертания хребта Копетдаг к северу от города. (4)

Отель и окрестности

Поселился я в отеле «Фарс» на улице Ахмадабад. «Фарс» - типичный иранский отель: мебель и техника старая, но есть все минимально необходимое. Интернет в этот перечень, естественно, не входит. (5)

Атрибут любой иранской гостиницы – резиновые шлепанцы. Две пары для хождения по номеру (6)…

… и еще две пары – в ванной. На фото можно заметить еще один типично иранский штрих – полотенца в пластиковых пакетах. Последняя характерная черта – шланг для гигиенических нужд в туалете – в кадр не попала. (7)

Улица Ахмадабад. (8)

Общественный транспорт в Мешхеде представлен довольно современными автобусами (9)…

… и метро. В городе есть две линии метрополитена, идущие, в основном, по поверхности и лишь в самом центре забирающиеся под землю. На фото – станция Гаэм. (10)

Мавзолей имама Резы и паломники-машти

Главная и почти единственная достопримечательность Мешхеда – мавзолей имама Резы. По-персидски он называется Харам-е Разави, или просто Харам. Харам – огромный комплекс зданий в центре Мешхеда, к которому сходятся все главные улицы города.

Первоначальный вариант мавзолея был построен, как вы поняли, в 818 году. Впоследствии мавзолей многократно перестраивался и расширялся – в последний раз в 1979, накануне исламской революции. Сейчас комплекс Харам занимает территорию примерно 600 на 600 метров. На ней – собственно мавзолей, несколько мечетей и музеев. Не-мусульман на территорию Харама пускают свободно, за исключением двух наиболее святых мест – самого мавзолея Резы и мечети Гохар-Шад рядом с ним. Но на деле никто не контролирует и не останавливает. Несмотря на то, что я был единственным не по мусульмански выглядящим туристом среди нескольких тысяч паломников, я спокойно прошел и в сам мавзолей.

Площадь Бейт-ол-Мокаддас перед мавзолеем. (11)

Территория под мавзолеем занята проездами и парковками. (12)

На территорию Харама не пускают с сумками и фотокамерами. Вещи можно оставить в камере хранения. (13)

Фотографировать в мавзолее запрещено, поэтому пришлось ограничиться лишь несколькими кадрами снаружи.

Минареты у входа. (14)

Здание с голубым куполом вдали и есть собственно мавзолей имама. (15)

Многочисленные паломники-шииты приезжают в Мешхед не только из Ирана. (16-18)

Паломничество в Мешхед, хоть и немного уступает по значимости хаджу в Мекку, для мусульман-шиитов является одним из самых ярких выражений веры и одним из главных дел в жизни. Паломники, побывавшие в Мекке, получают к своему имени почетную приставку «хаджи», а паломники, посетившие Мешхед, именуются «машти». Мои иранские приятели после того, как я побывал в Хараме, шутили, что я теперь «машти Вадим»

Очередная партия «машти» покидает мавзолей. (19)

Комплекс Харам считается одним из главных шедевров исламской архитектуры в Иране. И он действительно красив – мраморные площади, голубые купола, минареты в изразцах. (20-22)

Машти у ворот Харама. (23)

Вокруг Харама

Улицы, сходящиеся к Хараму, застроены недорогими отелями для паломников. Вид на площадь Бейт-ол-Мокаддас и улицу Имама Резы. Многоэтажки справа и слева – отели. (24)

Улица Имама Резы. На дальнем плане – предгорья хребта Эльбурс к югу от Мешхеда. (25)

У западного угла Харама притаилась небольшая, но симпатичная мечеть 72 мучеников, или Масджид-и-Шах. Построена она была в начале XV века в качестве мавзолея для тимурида шаха Амира, тогдашнего правителя Хорасана. (26)

Низкие куполообразные строения перед мечетью – бани Мехди Голибек Хамам, в которых сейчас расположены музеи. (27)

Северо-западные ворота Харама. Здесь – автобусная остановка и стоянка такси, главное место прибытия моторизованных паломников. (28)

Синие изразцы, золотые минареты, желтые такси и зеленые знамена шиитов. (29)

Под комплексом зданий Харама – сквозные тоннели для проезда и подземные парковки. (30)

Мечеть с часовой башней у северо-западных ворот. (31)

Мешхед повседневный

Улица Ширази – один из бульваров, отходящих от Харама. Уличная торговля – двигатель социального прогресса. Модные фасоны мужской и женской одежды ничем не уступают парижским моделям. (32)


Газеты пока не сдаются под натиском интернета. (33)

А персидские ковры – вечный эквивалент благосостояния. (34)

Мавзолей Надир-Шаха. (35)

Надир-шах правил Персией в 1700-е годы, и его империя постиралась от Дагестана до Дели. Тиран и завоеватель для большинства своих подданных, Мешхеду он был любезен тем, что при нем – выходце из Хорасана – город был самым влиятельным в империи. Мавзолей Надир-Шаха имеет форму шатра – шах родился и умер под сводами походной палатки. (36)

Подрастающее поколение хорасанцев с гордостью несет в своих сердцах светлый образ прославленного полководца и великого государственного деятеля. Ну, или просто любит поиграть в войнушку в игрушечных доспехах времен Надир-шаха. (37)

Чтят жители Мешхеда и других - более древних и менее славных правителей. Под сводами этого уютного мавзолея, расположившегося на раундэбауте посреди оживленной улицы Ахунд Хорасани, покоится шейх Мохаммед Хаким Момен Машхади – местный правитель XI века из династии Сефевидов. Мавзолей называется Гонбад-е-Сабз, или «Зеленый купол». (38)

Краткую историю этого места можно узнать из поясняющей таблички, дублирующей текст на фарси английским переводом. Несмотря на небольшой поток туристов, почти любая достопримечательность в Иране имеет пояснения на английском. Удобно, а то что фарси, что арабский среднему туристу вроде меня абсолютно непонятны. (39)

Интерьер мавзолея шейха Хакима весьма аскетичен. (40)

Купол мавзолея перекликается с голубым куполом религиозной школы Сараб на другом конце улицы Ахунд Хорасани. (41)

Уличный рынок. (43-44)

Ангел, преклонивший колени в знак уважения имама Резы, площадь Хордад. (45)

Выбираемся на окружную дорогу и едем в медицинский университет имени Фирдоуси. (46)

Медуниверситет – большой комплекс современных зданий с учебными корпусами и студенческим кампусом. (47-48)

Мечеть в кампусе еще недостроена. (49)

На главной аллее кампуса – памятник персидскому поэту Фирдоуси, в четь которого и назван университет. (50)

… и прогулкой по вечернему городу.

Улица Имама Резы. (52-53)

Поток паломников в мавзолей имама не иссякает и вечером. (54-56)

Исламская республика эпохи застоя. Предыдущие серии:

Рекордный однодневный автостоп

Вернувшись из Йезда в Керман, я отдыхал после ужина и смотрел телевизор. В одной из передач транслировали выступление иранского духовного лидера, совмещая его с показами святых мест и людей, которые собирались на площадях, молились и слушали проповеди в мечетях.
- Они готовятся к религиозному празднику, – пояснила Шахна́з, - завтра будут отмечать День Рождения Имама Резы. Сейчас показывают Мешхед, этот город считается священным, потому что Имам Реза похоронен именно там.

Мешхед был следующим город в моем списке, и мне непременно захотелось увидеть, как празднуют религиозные праздники в Иране, и я решил отправиться в дорогу рано утром. Через пять дней истекала моя иранская визу, поэтому мой план также заключался в том, чтобы как можно скорей получить визу в консульстве Афганистана и выехать в Герат. Мне не удалось узнать действительное расстояние от Мешхеда до Кермана, так как в туристической брошюре Кермана было указано 1100 км, в проспекте из Мешхеда – 1000 км, а на указателях 890 км, но несмотря на такие большие расстояния, я не сомневался, что приеду к Мавзолею Имама Резы уже к вечеру.

Следующим утром я вышел из дома так, чтобы ближе к восьми утра оказаться на трассе. Расспросив прохожих, я сел в автобус, который вывез меня на окраину города, оттуда была прямая дорога в Мешхед. Выйдя у перекрестка, я подошел к водителю грузовика. Тот уже с интересом наблюдал за мной и обратился ко мне первый.
- Коджа́ мири́? (куда направляешься), - поинтересовался водитель.
- Машха́д. Руз э тавало́д э Имам Реза (Мешхед, День Рождения Имам Реза) - ответил я.
- Ба утубу́с, ба такси́? (На автобусе, на такси?)
- На! Ба маши́н, маджо́ни (Нет. На машине, бесплатно)
Иранец удивленно пожал плечами, и, немного подумав, пригласил ехать с ним. Его маршрут лежал в Герат, Афганистан, поэтому почти половину пути мы проехали вместе, разговаривая о политике и женщинах.

Единственный недостаток грузовых машин – это невысокая средняя скорость, но я был настолько уверен в том, что быстро доеду, что просто получал удовольствие от поездки. Поэтому вторую половину пути я преодолел на легковой машине со скоростью 180 км/ч. В тот день я поставил собственный рекорд дневного автостопа: выехав из Кермана в 7-30, я приехал в Мешхед в 19-30, то есть за 12 часов проехал около 1000 км.

Достопримечательности Мешхеда

Как только я приехал в Мешхед, то сразу направился к Мавзолею Имама Резы, вход в который открыт для посетителей круглосуточно. Отстояв длинную очередь среди паломников, я сдал сумку и фотоаппарат и прошел внутрь. Фотографии на территории комплекса можно сделать только с мобильного телефона, поэтому снимки получились не очень хорошего качества.

Сложно описывать религиозные святыни, поэтому я ограничусь тем, что скажу, что там очень красиво, дворы мавзолея были украшены гирляндами с горящими лампочками, мавзолей светился золотым куполом и выглядел величественно. Я также оказался свидетелем коллективной молитвы, она произвела на меня огромное впечатление. У самой гробницы Имама Резы наблюдалась давка. В толпе кто-то повисал на гробнице, стараясь подтянуться к ней поближе руками, кто-то фотографировался на её фоне, а кто-то стоял в очереди, причем не было понятно, где она заканчивалась. Служащие мавзолея были вооружены длинными шестами с махровыми наконечниками, ими они отгоняли особо верующих, повисающих на гробнице как на турнике, тех, кто искусственно создал давку и активно в ней участвовал, и тех, кто старался сфотографировать это зрелище или материализоваться на фотографии на фоне гробнице. Как я уже успел заметить, давка была вызвана искусственно, так как большая часть публики активно в ней участвовала и с горячим азартом поддерживала. Кажется, вот кто-то сзади крикнул что-то вроде: «Навались», потому что на счет «раз-два-три», разогнавшись, в толпу влетело десяток человек, расталкивая тех, кто мирно стоял перед ними. Справедливости ради стоит отметить, что действительно религиозные люди не участвовали в мирской толкотне за право дотронуться до гробницы, а читали Коран в сторонке. Стоит также заметить, что на женской половине, за которой можно было наблюдать сквозь стеклянные ограждения, происходило нечто похожее.

Несмотря на это Мавзолей Имама Резы произвел впечатление по-настоящему намоленного места, и мне было приятно посетить его в такой большой праздник. И напоследок хотелось бы рассказать анекдот, который я узнал от своего иранского знакомого:
«Житель Луреста́на молится у могилы Имама Кхомейни (недалеко от Тегерана). Его видит турок, подходит и спрашивает: «Что ты здесь делаешь?»
- Я молюсь, чтобы поскорей выздороветь! – отвечает лур.
- Это место помогает только от насморка и кашля, - говорит турок, - чтобы выздороветь, тебе нужно ехать в Мешхед!»
Эта шутливая история подтверждает, насколько важен Мешхед для простых людей.


«Красное золото» Ирана

Гуляя по главным улицам Мешхеда вдоль Мавзолея Имама Резы, можно легко заметить на каждом углу щиты с рекламой фиолетовых цветков с оранжевыми тычинками, а в каждом магазине - стеклянные вазы, наполненные какими-то красными стружками. Собственно говоря, оранжевые тычинки на щитах и красная специя в вазах – одно и то же. Добро пожаловать в столицу шафрана!

Справка. Современное название "шафран" происходит от арабского слова "зафран", что в переводе обозначает "быть желтым". Шафран собирают вручную, в качестве пряности используются рыльца цветков шафрана, в то время как сам цветок имеет только три красных рыльца. Таким образом, это самая дорогая пряность в мире.

Один меска́ль (мера в 4.6 гр) шафрана на рынке в Мешхеде стоит $9-14, а запечатанный вакуумным способом конверт с 1 гр. специи обойдется $2-4 в зависимости от качества. Частные магазины кладут шафран в вазы и выставляют на полки лишь с той целью, с какой мы надеваем ювелирные украшения – содержимое ваз выглядит солидно и дорого, и это привлекает покупателя. Оптовые компании Мешхеда соревнуются за государственную поддержку и звание «Лучший экспортер шафрана в Иране», в 2011 году эту премию получила компания: «Эсфедан» (Esfedan) с брендом «Голиран (Goliran)», который указан на упаковке.

Главным местом посева шафрана является провинции Йезд и Хорасан на северо-востоке Ирана, а именно города Бирджанд, Гонабад, Торбат-Хейдарие, Вы будете проезжать их по шоссе Керман-Мешхед. Если будет проезжать там в конце октября, то сможете понаблюдать за сбором урожая. Его собирают в течение всего нескольких недель с восходом солнца, когда раскрыватся цветок, до десяти утра. Таким образом, для сбора шафрана требуется в короткий промежуток времени привлечь огромное количество рабочих.
Каждый куст шафрана (Crocus sativus) даёт от двух до девяти цветков, каждый цветок имеет три длинные красно-оранжевые рыльца, именно их и собирают вручную. К тому же рыльца имеют высокое содержание влаги, поэтому после сбора их высушивают, что придает им всем знакомую ярко-красную окраску, а также они уменьшаются до 1/5 от своего оригинального размера. Из одного килограмма сырого материала получается только 200 гр. готового шафрана.

Самыми важными факторами, по которым определяют качество шафрана, являются: цвет, вкус и аромат. По качеству рыльца шафрана определяют в следующие категории: Sargol или Весь Красный (рыльце без нижней части тычинки), Pushal (рыльце), Bunch (вся тычинка), Sefid (белый) и Konge (нижняя часть тычинки) в каждой категории несколько сортов (высший, первый). В зависимости от производителя названия могут отличаться, но технология при изготовлении одна и та же.

Плакат компании «Эсфедан» (Esfedan), бренд «Голиран (Goliran)». Лучший экспортер шафрана в Иране в 2011 г. Классификация рылец шафрана по ISO: Sargol, Pushal, Bunch, Sefid/Konge. Рисунки с сайта компании «Эсфедан» (Esfedan)




Срочная эвакуация домой

На следующее же утро после приезда в Мешхед я отправился в консульство Афганистана за визой. Пройдя через длинную очередь, я показал дипломату свой паспорт и заранее приготовленное рекомендательное письмо с белорусского посольства в Тегеране. Каково же было моё удивление, когда мне объяснили, что туристические визы выдают только в Тегеране! И, несмотря на все мои объяснения, что мне нужно выехать через день из Ирана, потому что истекает срок действия мое иранской визы, не имели никакого эффекта. Ответ был один – возвращайтесь в Тегеран, до которого ехать больше 1000 км.
В расстроенных чувствах я вышел из консульства, зато после его посещения я обзавелся новыми знакомыми среди афганцев, многие с удовольствием оставляли телефоны своих братьев, друзей, родных и знакомых в Герате, Кандагаре, Кабуле и приглашали навестить их.

Провозившись полдня с афганским посольством, теперь настала очередь определиться, как продлить иранскую визу. В LP написано, что туристическую визу можно продлевать два раза, в совокупности до 90 дней, поэтому я сразу же отправился в офис по иммиграции в Мешхеде. Меня принял начальник и на фарси объяснил, что не может мне продлить визу, поэтому советовал мне сначала получить некое разрешение в Министерстве Иностранных Дел. Но поскольку во второй половине дня офисы закрывались, то пришлось отложить вопрос до следующего дня. С утра я отыскал в министерстве чиновника и потребовал у него письмо с разрешением продлить мне визу, но он решительно отказывался выдавать какие-либо официальные бумаги и звонок в Иммиграционный офис тоже не помог. Ситуация разъяснилась с приходом начальника, который разговаривал на английском, он и объяснил мне, что проблема состояла в том, что второй раз визу можно продлить только в Тегеране! И его совет сводился к тому, что чем быстрее я туда попаду, тем лучше – ведь завтра заканчивался срок действия визы.

На попутных машинах я сразу отправился в Тегеран, по дороге проехав город Нишапур, где в 1048 году родился Омар Хайям, философ, математик, астроном, астролог и поэт, знаменитый своими четверостишиями «рубаи». Когда окончательно стемнело, я проехал половину пути, и остался у поста полиции на выезде из очередного города в ожидании рейсового автобуса. Междугородние автобусы часто останавливаются у поста полиции для короткого отдыха. Как только подъехал нужный мне транспорт, я подошел к водителю и попросил подвезти до Тегерана. Мне назвали цену $15, она была сравнима со стоимостью билета, купленного в Терминале в Мешхеде, поэтому я продолжил переговоры с водителями других автобусов, где мне предложили $12. Победила жадность, я уехал за $6 после длительного торга.

Наш автобус приехал в Тегеран рано утром. В этот день заканчивался срок действия моей визы. Признаться, к этому времени я уже успел потратить почти все наличные деньги, и у меня оставалось в кармане всего $20, в то время как на продление визы нужно было $30, а ведь ещё нужно было позаботиться о транспорте, еде и ночлеге. Посматривая на свою кредитную карту, на которой было не менее $500, я мечтал о том, чтобы снова иметь возможность тратить деньги, не думая о том, где их достать. За два месяца пребывания в Иране отсутствие наличных денег, невозможность получить денежный перевод из-за границы, и, как следствие, постоянная необходимость экономить, окончательно вывели меня из равновесия, поэтому я купил билет на самый ранний рейс из Тегерана до Астары, чтобы уже вечером перейти границу и попасть в Азербайджан.
Я боялся ехать автостопом, чтобы не опоздать, но теперь, сидя в автобусе, мне казалось, что нашей поездке не будет конца. Водитель то и дело останавливался для отдыха, так что 500 км мы ехали 10 часов. В итоге мы прибыли в Астару без пяти шесть по иранскому времени, значит в Азербайджане было на полтора часа больше, и переход уже мог быть закрыт. В этом случае меня через границу меня бы не пропустили, виза была бы просрочена, а денег на штраф у меня не было. От этого я все десять часов пути жутко нервничал. К счастью иранцы меня пропустили, хотя закрывались, но на азербайджанской стороне уже пришлось стучаться в окошко и энергично размахивать паспортом.
- Виза йох? - спросил пограничник
- Виза мне не нужна, только штамп - объяснил я.
Через несколько минут мне вернули документы, и я оказался в Азербайджане, так внезапно закончилось моё шестидесятидневное путешествие по Ирану.
- Хада́фис (прощай), мой любимый Иран, - грустно думал я, в то время как на мой мобильный продолжали сыпаться десятки смс от тех, с кем я успел познакомиться и подружиться в Иране. Узнав, что я уезжаю, они желали мне счастливой дороги, а моей семье – благополучия.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Мешхед располагается на северо-востоке и является административным центром провинции Хорасан-Резави. Этот город считается священным для шиитов, и каждый год принимает миллионы паломников. Именно здесь находится архитектурный комплекс Мазар имама Резы, имеющий большое значение для исламского мира и который запрещается посещать не мусульманам. Между тем, мегаполис интересен туристам из многих стран мира, ежегодно приезжающих сюда чтобы познакомиться с местными достопримечательностями и проникнуться атмосферой священного города.

Особенности

Мешхед обладает давней историей и ещё в средние века имел важное культурное и религиозное значение для страны. Его архитектурный облик во многом схож с другими городами Среднего Востока и юга Азии. Многочисленные дома с узкими улочками, традиционные восточные рынки и изысканные мечети, сочетаются здесь с современными зданиями, офисами, комфортабельными гостиницами, торговыми комплексами и вычищенным до блеска центром, где размещается Мавзолей имама Резы. В дни религиозных праздников территория перед архитектурным комплексом заполнена тысячами мусульман, образующими таким образом настоящее людское море. Большое внимание уделяется в Мешхеде развитию образования и культуры, о чём свидетельствуют десятки медресе и около 50 000 обучающихся в них студентов. Сегодня в городе проживают представители многих национальностей, включая выходцев из бывшего Советского Союза, поэтому на городских улицах, кое-где вполне можно услышать русскую речь, хотя в большей степени, уроженцы Средней Азии с постсоветского пространства предпочитают говорить на своих языках.

Общая информация

Площадь занимаемой Мешхедом территории весьма значительна и вместе с прилегающими окрестностями занимает более 27 тысяч кв. км. Численность населения составляет почти 3 миллиона человек. Местное время опережает московское на полчаса зимой и на 1,5 часа в летние месяцы. Часовой пояс UTC+3:30 и UTC+4:30 в летнее время года. Телефонный код +(98) 511. Официальный сайт www.e-mashhad.ir .

Краткий экскурс в историю

Мешхед возник на месте небольшой деревни Синдбад, где был отравлен 8-й шиитский имам Али бен Муса ар-Рида, являвшийся зятем халифа ал-Мамуна. В ночь перед смертью имаму приснился сон о скорой кончине и уже утром он отдал все соответствующие распоряжения касающиеся похорон. После того как Али бен Муса ар-Рида умер по провинции поползли слухи о его подлом убийстве, что спровоцировало массовые восстания. Спустя некоторое время, на месте гибели имама был построен Мавзолей имама Резы, вокруг которого начал стремительно расти город. Таким образом, вместо посёлка Синдбад на северо-востоке Ирана возник крупный мегаполис, ежегодно собирающий миллионы паломников. В годы ирано-иракской войны, Мешхед принял сотни тысяч беженцев прибывших сюда из разных областей, вследствие чего, количество населения резко увеличилось.

Климат

Погодные условия на территории Мешхеда довольно тёплые. Летом, температура воздуха стабильно преодолевает отметку +25, периодически поднимаясь до +30 и выше, а зимой, которая весьма кратковременна, столбик термометра редко опускается ниже 0. Для этого времени года характерны обильные снегопады и сильный ветер. Осадки выпадают в небольших количествах и не часто. Посещать город можно в течение всех 12 месяцев.

Как добраться

Международный аэропорт Мешхеда считается вторым по загруженности после тегеранского. Он обслуживает рейсы из , Йезда, Захедана, и других городов и стран. Ещё, он связан железнодорожным сообщением и автодорогами с соседними регионами Ирана и близлежащими государствами, в том числе с Туркменией.

Транспорт

Общественный транспорт представлен автобусами и метрополитеном, открывшимся в 2011 году.

Достопримечательности и развлечения

Главным объектом города и местом паломничества тысяч мусульман служит погребальный комплекс имама Али бен Муса ар-Рида. Вокруг его усыпальницы расположено множество построек, включая захоронения других влиятельных людей, библиотеку, музей, школу теологии, мечеть Говаршад, датированную XV веком, и дом отдыха для паломников. Вокруг размещаются высокие минареты. Изначально, комплекс начали возводить ещё в начале IX века, но с тех пор он неоднократно перестраивался.

К усыпальнице имама ведут два входа, мужской и женский. При этом второй из них гораздо более шумный и суетливый. Количество народу здесь практически не уменьшается, поэтому часто происходит давка. Большой удачей для паломников считается коснуться хотя бы прутьев гробницы, дабы принять на себя священную благодать. После того как в 1994 году тут произошёл террористический акт, меры по безопасности были ужесточены. Напротив гробницы имама Резы находится могила Харуна Аль-Рашида, отца предполагаемого виновника смерти имама – Аль-Мамуна. Особое внимание обращают на себя мечеть Астан-Кудс и мавзолей Надир-шаха. В остальных районах города выделяются живописные ухоженные парки, включая Кух Санги, Меллат и Кухустан Парк-е-Шади, где даже оборудован зоопарк. Гордостью Мешхеда служит также самый большой восточный базар в Иране – Базар-е Реза.

Кухня

В кулинарных заведениях мегаполиса представлены самые разнообразные блюда. Особое внимание уделяется мясу ягнят, баранине, овощам, зелени и фруктам. Специфическим изыском служит огромное количество специй, поэтому блюда получаются неизменно острые. С алкогольными напитками тут дефицит, а на время поста существуют ограничения в еде.

Шопинг

В современных магазинах, на рынках и торговых городских лавочках продаются всевозможные товары и сувениры на любой вкус. Среди наиболее известных базаров стоит выделить Сара-е Базар-е Реза, Кувайти Базар и Базар-е Реза.

Мешхед является полноценным представителем мусульманской культуры и адаптирован сугубо для приверженцев этой религии. Христианам, жизнь здесь даётся непросто, поэтому люди, не придерживающиеся исламской веры, приезжают сюда на несколько дней в качестве туристов, знакомясь с местными достопримечательностями, традициями и образом жизни местного населения.

Мешхед. Мечеть Гаухар Шад. 1405 18. МЕШХЕД, город в Иране. 1,5 млн. жителей. Текстильная и другая промышленность. Ковроткачество. Университет. В Мешхеде грандиозный культовый ансамбль (12 19 вв.) вокруг усыпальницы имама Резы (основан в 9 в.).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Географическая энциклопедия

Город на северо востоке Ирана, адм. ц. остана Хорасан. 1,5 млн. жителей (1986). Пищевая, текстильная и др. промышленность. Ковроткачество. Университет. Архитектурные культовые ансамбли 12 19 вв.: мечеть (Гаухаршад, 15 в.), усыпальница имама Резы … Большой Энциклопедический словарь

Город на северо востоке Ирана. Священный город шиитов. Грандиозный культовый ансамбль (XII XIX вв.) вокруг усыпальницы имама Резы (основана в IX в., перестраивалась); 4 огромных внутренних двора с двухъярусными аркадами по периметру и… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (озн. гробница) главный город персидской пров. Хорассан, нар. Теджене, в хорошо орошенной, плодородной местности; важнейший город всев. вост. Персии, так как лежит в узле нескольких торговых путей.Множество караван сараев, грандиозная главная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Город на С. В. Ирана, в долине р. Кешефруд. Административный центр остана Хорасан. 505 тыс. жителей (1971). Конечная станция ж. д. Тегеран Мешхед. Узел автодорог. Торгово промышленный центр северо восточной части страны.… … Большая советская энциклопедия

Город на северо востоке Ирана, административный центр остана Хорасан. 1,8 млн. жителей (1991). Пищевая, текстильная и другая промышленность. Ковроткачество. Университет. Архитектурные культовые ансамбли XII XIX вв.: мечеть (Гаухаршад, XV в.),… … Энциклопедический словарь

Мешхед - город на С. В. Ирана, адм. ц. остана Хорасан. Первоначально это селение Санабад, в котором в 818 г. умер и был похоронен восьмой шиитский имам Али ар Реза. Его гробница стала объектом поклонения верующих, приток паломников обусловил рост селения … Топонимический словарь

- (означ. гробница) главный город персидской провинции Хорасан, на реке Теджен, в хорошо орошенной, плодородной местности; важнейший город в северо восточной Персии, так как лежит в узле нескольких торговых путей. Множество караван сараев,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мешхед - священная столица Ирана, административный центр провинции Хорасан, является вторым по численности населения городом после Тегерана. Он расположен на северо-востоке страны у южного склона горного хребта Хезар Масчед, что значит "тысяча мечетей". Город возвышается на высоте 980 метров над уровнем моря. Официальным языком является персидский.

Мешхед - это один из самых знаменитых городов среди мусульман-шиитов. Ежегодно сюда стекается до 20 миллионов паломников, желающих поклониться главной святыне города - мавзолею имама Резы. Такое количество верующих объясняется тем, что по мусульманским законам каждый шиит должен посетить это священное место хотя бы несколько раз в жизни. Многие же совершают сюда хадж практически каждый год. В 16 веке этот обычай ввел шах Аббас I, который, как самый обычный паломник, прошел путь от Исфахана до Мешхеда, ни разу не пожаловавшись на трудности. По нынешним меркам это расстояние составляет несколько сотен километров, но для истинно верующего в своего бога человека не существует ни преград, ни непреодолимых трудностей. Именно поэтому около 10 миллионов человек, населяющих провинцию Хорасан, посещают Мешхед так часто, как это возможно. Более того, кроме самих иранцев здесь можно встретить многочисленных мусульман-шиитов, прибывших из Пакистана, Индии, Афганистана, Ирака, Ливана, а также из стран независимого содружества - Азербайджана и Туркменистана. Кстати, расстояние от Мешхеда до Ашхабада составляет всего 200 км, в то время как до Тегерана необходимо преодолеть 912 км пути.

Сегодня Мешхед - это также один из основных центров мусульманского богословия. В городе функционируют около 20 медресе, некоторые из которых существуют с 15-17 веков, и богословский факультет Мешхедского университета. Всего в городе обучается до 50 тысяч студентов. Ни один иранский город, более того, ни один мегаполис Востока от Анкары до Лахора не может сравниться в этом отношении с Мешхедом.

История происхождения.
На протяжении всей истории своего существования Мешхед был важным политическим, культурным и религиозным центром страны. Возникновение города напрямую связано с его главной достопримечательностью. Дело в том, что в 26 мая 818 года в деревне Санабад, недалеко от города Тус, скончался восьмой шиитский имам по имени Али Бен Мусса ар-Рида (персидское его имя имам Реза). Многие подозревают о том, что имам был отравлен багдадским халифом Аль-Мамуном, чьим зятем Реза и был. В ночь перед гибелью имаму приснился сон, в котором он увидел своего деда, призывающего его к себе. Утром Реза вызвал Харсаму и сказал, что будет отравлен. Тогда же он дал детальные распоряжения по поводу своих похорон, которые, несмотря на неверие приближенных все же произошли. Шиитскому имаму в это время было всего 53 года. После его смерти народу стало известно о подлом убийстве, организованном халифом Аль-Мамуном, и на этой почве в Хорасане было поднято восстание.

Позднее место, где был отравлен имам назвали "Мешхед (или Машхад) Аль-Риза", что переводится как "Место мученичества Резы". На месте гробницы был возведен мавзолей, вокруг которого постепенно начало разрастаться поселение, со временем небольшая деревня Санабад превратилась в город Мешхед. Впервые о Мешхеде, как о городе было упомянуто в 10 веке географом Аль-Мукаддаси, а в 14 веке арабский путешественник Ибн Баттута в своих записях описал город "Машхад ар-Рида".

Гробница имама Резы приобрела статус священного места паломников не сразу. Лишь во время правления династии Сефевидов в Персии, когда ислам шиитского толка был признан государственной религией, усыпальница святого мученика получила свое религиозное значение.

Население.
По данным переписи 2007 года население Мешхеда составляет почти 3 млн. человек; плотность населения 82 чел./км?. При этом интересно, что в 1960х годах на этой территории насчитывалось всего 200 тысяч жителей, а через 30 лет их количество возросло до 1 миллиона 750 тысяч. В чем же причина столь стремительного прироста населения? Все дело в количестве мигрантов, переселившихся из Афганистана во время разгара войны, когда в 1979 году туда были введены российские войска. Кроме афганцев в период ирано-иракской войны в 1980-1988 годах сюда перебрались коренные иранцы, стремившиеся находиться как можно дальше от места военных действий. Географическое расположение города было как нельзя более подходящим для эвакуации людей, проживающих недалеко от границы с Ираком, поэтому именно Мешхеду было дано полномочие принимать на своей территории мирных жителей, непричастных к этой войне. В это тяжелое для Ирана время население Мешхеда достигло почти 4 млн. человек.

Транспорт.
В Мешхеде проходят железнодорожные пути, по которым сюда можно добраться из Тегерана. Также из любой другой точки Ирана в Мешхед можно приехать на частном автобусе, в которых нет недостатка, и которые всегда будут рады доставить в город любого желающего.

Достопримечательности.
Мавзолей имама Резы . Погребальный комплекс имама Резы, основу которого и составляет мавзолей, располагается в центре города. Вокруг усыпальницы имама находится множество построек: гробницы других почитаемых имамов, музей, библиотека, школы теологии, кладбище, мечеть Говаршад начала 15 века и дом отдыха для паломников. Они образуют своеобразное кольцо, которое, однако, является не единственным: не так давно было завершено строительство второго кольца, увенчанного высокими минаретами, и начато возведение третьего, обещающего быть не менее грандиозным, чем два предыдущих. Масштабный комплекс имама Резы называется "Астан-и кудс-и разави", или "Чертог святости Резы". Комплекс начали строить уже в конце 9 века. Но в 993 году он был разрушен. С 1009 года началось его восстановление. В течение последующих веков комплекс не раз перестраивали. В значительной степени он сооружался при Тимуридах, Сефевидах и Надир-шахе Афшаре.

Усыпальница находится в здании так называемого "пречистого храма". Храм увенчан золоченым 20-метровым куполом, а двор окружен двухъярусными аркадами айванов. К гробнице имама Резы ведут несколько ворот: одни серебряные и двое позолоченных. Особенно знамениты "золотые ворота Надира". На входе стоят служители храма с шестами в руках. Шесты эти с пушистым наконечником, похожие на ежик разных цветов, предназначены для того, чтобы в случае нарушения паломником какого-то предписания легонько коснуться его плеча, таким образом, заставив нарушителя порядка в последующем вести себя подобающим образом.

К усыпальнице ведут два входа - один из них предназначен для мужчин, другой - для женщин. Характерно, что на мужской половине всегда намного тише и спокойнее, нежели на женской. Каждый раз возле этого входа царят гвалт и давка, и у шеста с ежиком здесь работы намного больше, чем у соседей. Скорее всего, такое поведение объясняется пылким характером истинной восточной женщины. У ворот многие паломницы не просто касаются рукой позолоченных прутьев, но и стремятся потереть их тряпицами, дабы по приезду домой хранить их как священную реликвию. А некоторым более прозорливым удается даже закинуть комок из тряпиц на крышу гробницы, чтобы таким образом избавиться от мучавших их болезней.

При входе в мавзолей всех паломников обязательно подвергают тщательному досмотру. Подобная мера безопасности начала проводиться после неприятного инцидента, произошедшего здесь в 1994 году: в культовом ансамбле произошел взрыв, в результате которого погибло 27 человек. Террористов так и не нашли, но предполагают, что эта акция была спровоцирована суннитами.

Могила Харуна Аль-Рашида . Его могила находится напротив гробницы имама Резы. Халиф был похоронен здесь еще в 808 году, но позднее его останки были вывезены из Мешхеда, так как Харун Аль-Рашид приходился отцом Аль-Мамуну, который предположительно отравил имама Резу. Поэтому за подобный "проступок" сына отцу пришлось ответить даже после смерти.

Мечеть Говаршад . Мечеть расположена в южной части погребального комплекса. Ее построили по приказу жены старшего сына Амира Тимура - царицы Гованшард - между 1405 и 1418 годами. Площадь ее составляет 9419 кв. м. Мечеть имеет бирюзовый купол и два минарета высотой 43 метра каждый. Внутренние ее стены украшены росписями и инкрустированы кусочками зеркал, в которых причудливо дробится свет огромных люстр, висящих близ гробницы. Хотя символы династии Пехлеви после свержения шаха в 1979 году были по всей стране ликвидированы, здесь не стали снимать хрустальную люстру, подаренную этой святыне шахиней Фарах для женской стороны мечети. На мужской половине также подвешена огромная люстра из хрусталя и золота, подаренная Мешхеду в 1989 году "сомнительным мусульманином", каковым в глазах большинства правоверных шиитов являлся ныне покойный президент Сирии Хафез Асад. Он принадлежал к алавитам - этническо-конфессиональной группе, возникшей в 10 веке на севере Сирии среди шиитов. Ее ритуалы и верования расходятся с традиционным исламом.
С 9 века эта постройка, которая была на тот момент одной из наиболее богато украшенных во всей Персии, много раз реставрировалась. Значительный вклад в это внесли шах Рух - сын Тамерлана - в 15 веке и шах Аббас I в 16 веке.

Мавзолей Надир-шаха . При Надир-шахе Мешхед стал столицей его государства и опорным пунктом его походов на Индию. Мавзолей возвели не так давно - в 1959 году на месте захоронения одного из известнейших шахов из династии Сефевидов. Он построен из больших бетонных блоков. Особого внимания здесь заслуживают бронзовые статуи воинов, бросающиеся в атаку под предводительством Надир-шаха. Рядом с мавзолеем находятся небольшой музей и библиотека.

Мечеть Астан-Кудс . Эта мечеть прочитается правоверными мусульманами как "Святой престол" шиитов. На протяжении вот уже двенадцати веков эта мечеть, как бы от имени святого имама владеет примерно половиной всех застроенных площадей в Мешхеде. В исламе все, что принадлежит духовенству, называется "вакуф". Сейчас в собственность мечети входят 15 тысяч гектаров, не считая земельных угодий (400 тысяч га) и около 450 ферм в сельской местности не только в провинции Хорасан, но и в других провинциях Ирана, а также в соседних странах, например, в Пакистане и Индии. Также шиитский "Святой престол" владеет десятками предприятий, производящих лекарства, сахар, посуду, выпекающих знаменитый восточный хлеб. Все это на протяжении веков было подарено духовенству мечети богатыми паломниками.

Базары . Базар-е Реза - это самый большой восточный базар в Иране из всех других, имеющихся в республике. Его протяженность 800 м, а ширина - 30 м. Базар состоит из двух этажей, на второй этаж можно подняться на эскалаторе. Другие наиболее популярные базары - Сара-е Базар-е Реза и Кувайти Базар. Также в городе есть множество современных торговых центров.

Парки . Мешхед также знаменит своими парками, в которых можно великолепно провести свободное время. Парки Кух Санги, Меллат имеют самое большое колесо обозрения в стране, а в Кухустан Парк-е-Шади даже есть зоопарк.

Тус . Тус - это древний персидский город, расположенный в 20 км к северо-западу от Мешхеда на территории провинции Хорасан-Резави. В 330 году до н.э. город был завоеван Александром, а в 808 здесь от болезни скончался аббасидский халиф Харун ар-Рашид, отец того самого Аль-Мамуна, который отравил имама Резу и могила без останков которого находится на территории священного комплекса. Халиф умер по пути в Хорасан, намереваясь подавить антиарабское восстание. В 1220 году Тус, как и десятки других восточных городов, был разрушен монголами.

В период своего расцвета этот город был родным домом таких великих средневековых деятелей культуры, науки и искусства, как поэтов Фирдоуси и Асади Туси, ученых Насираддина Туси, Джабира ибн Хайяна и Низама аль-Мулька и мыслителя Абу Хамида Аль-Газали. В этом городе до настоящего времени сохранилась могила знаменитого восточного поэта Фирдоуси, жившего в 10-11 веках. В 1928 году началось строительство мавзолея Фирдоуси, которое закончилось к 1934. В 1964 году внутри мавзолея были установлены скульптуры, изображающие сцены из знаменитого эпического произведения поэта - "Шахнаме". В 1982 году недалеко отсюда был открыт музей Фирдоуси.

Нишапур . Еще один персидский древний город расположен немного юго-западнее Мешхеда. Нередко его также называют "городом гробниц", так как здесь было похоронено очень много прославленных личностей Ирана. Город является вторым по величине в северо-восточной провинции Ирана - Хорасане. На 2006 год его население его составило почти 300 тысяч человек. Сегодня в городе развиты пищевая и кожаная промышленность. В его окрестностях ведётся добыча бирюзы.

В 3 веке Нишапур основал персидский царь Шапур I из династии Сасанидов. Однако по одной из легенд его основателем стал внук Адама. В 13 веке город также был разгромлен монголами. Долгое время Нишапур являлся центром мировой культуры и образования: нишапурское медресе поражало своим высоким уровнем, в то время как европейские университеты только начинали зарождаться.

В Нишапуре похоронены поэт 12 века Аттар Фаридаддин и художник Камаль оль Мольк, а в окрестностях города - ученики Имама Резы: Кадже Морада, Кадже Раби и Кадже Абасальт. Кроме того, этот город - родина и место захоронения великого персидского поэта 11 века Омара Хайяма. Его могилу окружает красивый сад, где каждый желающий может приобрести книги выдающегося литератора на всех основных языках мира, а также купить диски с декламацией и пением его стихов.

Прямо напротив усыпальницы Омара Хайяма находится прекрасный имамзадэ Махруг - гробница потомка Пророка Мухаммада.
Любители поэзии также могут посетить могилу шейха Аттара (то есть Аптекаря или Парфюмера, ибо этот поэт получил в наследство от отца аптеку). Аттар Фадриддин - своеобразная фигура, большинство его стихотворений и поэм отличается от типичных восточных произведений, воспевая любовь соловья к розе и т.д. Усыпальница у него тоже странная - в виде нескольких дуг-сводов.

Единственное старинное здание в городе, уцелевшее после страшного погрома, учиненного монголами - караван-сарай. Тогда он находился за городскими воротами, а теперь - почти в центре города. Внешне он представляет собой довольно непримечательное здание, вмещающее в себе этнографический музей и музей природы. Оба довольно интересны.