Мифы о созданий мир удмуртии. Мифология удмуртов. Казачий Круг - святое дело

Удмуртская мифология существовала множество лет назад, охранила не только культуру, веру, но и фольклор.

В удмуртской мифологии насчитывается большое количество негативных существ и богов, которые насылают беды на удмуртский народ, например духи болезней могут наслать: порчу, паралич, сглаз.

Также в их мифологии есть домовые – Коркакузк, банники – Минчокузе, огородные – Бакчакузе. К хозяевам дикой природы относили Лудмурта, он являлся хозяином лугов и полей, к нему обращались с просьбой о хорошей охоте, сохранении скота и достатке в меде, удачной рыбалке.

Жрецы в древние времена делились на высших служителей, и низших, низшие прислуживали высшим, выполняли приказы.

Главный жрец не принимал никакого участия в ритуалах, он только присутствовал во время их проведения, освящал ритуал свои присутствием, следил за последовательностью выполнения действий вовремя обрядов. Во время ритуала, все служители одевались в белоснежную одежду.

Главное святилище, в котором проводились все обряды было построено из бревен деревьев, пол также устилали деревом, в нем хранились самые ценные реликвии, которые принадлежали покровителю рода, главному духу.

В зависимости от ритуала, необходимо было приносить жертву, во всех ритуалах должно было присутствовать дерево и жертва(скот разной масти и породы).

на сегодняшний день удмурты прославляют православное верование с элементами дохристианский верований.

Они до сих пор выполняют старинные обряды, следуют старинным обычаям и не хотят адаптироваться к современному миру и его течениям.

У удмуртов есть три места поклонения:

  • ни поклоняются родовому покровителю;
  • хозяину дикой природы;
  • места захоронения и проведения поминальных ритуалов.

Удмурты – старинная тюркская народность, представляют свою мифологию, весьма сходную с мифами и представлениями соседних народов. Большое воздействие на их верования оказали исламские оттенки и некоторые моменты из вышеупомянутой религии.

Итак, у удмуртов главное божество носило имя Инмар, и выполняло оно функции сотворителя мира, создателя, который и «повинен» в возникновении буквально всего на Земле. Если углубиться в теологические и лингвистические исследования, можно обратить внимание на то, что имя этого божества очень напоминает прочих главных богов из близлежащих религий.

Мифология удмуртов говорит о том, что Инмар должен был следить за нормальной работой стихий, чтобы вовремя шел дождь и светило солнце, и чтобы климат в мире был оптимальным и комфортным. Как и везде, у удмуртов было также негативное божество, Керемет (аналогом можно считать исламского Шайтана), который отвечает за злые силы. По преданию, в самом начале боги дружили, но Керемет обманул Инмара, после чего они поссорились.

Удмуртская мифология изменялась со временем и в соответствии с появляющимися мировыми религиями, в частности, с христианскими принципами. В частности, как говорят, после «общения» с ними возникла легенда об огромном быке, который держит нашу планету на рогах, и который повинен во всех толчках тверди.

По мнению удмуртов, и близких к ним традиций финнов и некоторых других народов, мир разделяется на 3 области, небеса, место жительства землян – планета, и ад, который был холодным и темным. Во многих вариантах можно встретить центральную ось, скрепляющую все эти области, в качестве которой могло быть дерево (как у славян), скала и пр. подобные объекты. Соответственно вверху обитали божества, причем только верхние из пантеона, в средней части обычно встречались прекрасные половины божественного общества, а также полубоги, покровители природных стихий – в частности, водяные, лешие, и пр. В аду же находились темные силы – и непосредственно символ дьявола, Керемет, а также мертвые души.

Как мы уже говорили, главный бог у удмуртов назывался Инмаром, система религии у них – двойственная, т.е. наблюдается противостояние добра и зла, в роли последнего выступает Керемет. Но есть у них и еще один бог из числа наиболее заметных и важных – это Кылдысин, который отвечает за наш с вами мир, за природу, за урожай и пр. Обычно, кстати, в других религиях, подобные функции выполняет дама – к примеру, Гера у греков и пр., но удмурты поставили на эту должность мужчину.

Множество полубогов населяли землю – были среди них как хорошие, так и плохие, с хорошими сражался Керемет, с плохими – Инмар. Полубоги отвечали за болезни, за природные явления, за эпидемии и пр.

Все это вы найдете в древних верованиях и суждениях народа Удмуртии, запечатленных в необычном фольклоре, обрядах и произведениях народно-прикладного творчества. В сознательной мифологии семейные, родовые и племенные (территориальные) святые места занимали место одомашненных символов. С этим были связаны и традиции жертвоприношений. Они носили характер хозяйственных требований (начало посевов, сбор урожая), профилактических мер против природных катаклизмов и болезней (засуха, мор домашних животных, голод), бытовых запросов (рождение детей, удачный брак).

Позже, можно встретить варианты двойного верования, когда принявшие православие жители, принося жертвы, делали это с христианскими молитвами. Объяснение тому — поздняя, по сравнению с другими народностями, христианизация тюркского народа. В нынешнее время заметна тенденция удмуртов к реанимации мифологических верований через призму языческих представлений об устройстве взаимодействия людей и сил стихий. Немалая роль в этом по-прежнему отводится традициям одухотворять окружающую природу, что и есть сильным индикатором «удмурткости», одним из определяющих признаков этноса удмуртской культуры.

В принципе, мифология удмуртов достаточно стандартна и похожа на ислам – здесь встречается и шайтан, но только в виде мелких полубожеств, есть здесь и пери – джинны или что-то в этом роде женского пола, и многие другие. Но взяли удмурты и многое от славян, что свидетельствует об их близости и общности по менталитету и человеческому самосознанию.

Описание презентации МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар по слайдам

Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это - источник всего доброго; он - творец неба, живет постоянно на солнце, - добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.

Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -*r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (*ilmar, ср. Ильмаринен).

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара — в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец — Иль-Мар.

Вукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов — властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.

Всем известен веселый праздник — День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов — властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.

Нюлэс-Мурт(нюл - лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности - производить ветер и бросать песок в глаза.

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец» . Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков - бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры. Нюлэсмурт- хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он- хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

Луд-Мурт(луд - поле) - полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: „хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .

Корка-Мурт(ко рка - изба) - дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы - щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Ста рый человек). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового» . В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.

Ву-Мурт(ву - вода) - водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.

Вумурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана, или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Лопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету. Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя» . С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

КРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.

Легенды и мифы Удмуртии.


Легенды Удмуртии.

Мифы Удмуртии.


В памяти удмуртского народа жили веками и живут доныне мифы и легенды, сказки и были о далеком и сравнительно недавнем прошлом. Они очень разные, потому что неодинаковы люди, передающие их из поколения в поколение. Эта история начиналась в предревние времена, когда не было ни керосиновой лампы, ни электричества, ни радио, ни телевидения, когда считали, что земля кончается там, где в нее упирается небо. Люди были беспомощны перед природой: леса дремучие, болота топкие, звери хищные, тучи с грозами, зимы с морозами - все грозило человеку неминуемой бедой. И для него самым важным было одолеть грозную природу, выжить. А для этого надо было понять, куда девается солнце ночью, почему появляются звезды, откуда на земле горы и долы. Тогда-то и появились легенды, которые теперь называются космогоническими. Они самые древние. Такие легенды есть почти у всех народов мира, и удмуртские легенды в чем-то иногда схожи с ними. Так, например, появление пятен на луне у многих народов, и у удмуртов в том числе, связывается с судьбой несчастной девушки.

Но космогонические легенды более интересны в тех случаях, когда они по-своему, оригинально рассказывают о начале вещей. И пусть теперь нам представляются наивными древние воззрения удмуртских предков на те или иные явления природы,- они захватывающе интересны.

Человек пытается понять и объяснить, что происходит на небе, задумывается о том, как произошла земля и люди. Созданные в тот период, когда люди еще не знали подлинных причин природных явлений, космогонические легенды содержат первые попытки объяснения их действием сверхъестественных существ.

К космогоническим легендам - древнейшему жанру устного народного творчества - примыкают мифы. Любознательность древнего удмурта распространялась не только на первопричины возникновения земли и неба, но и на другие окружающие его явления: бури, грозы, неурожаи, болезни... Отчего охота бывает удачной и неудачной? А рыболовство? Отчего иногда люди тонут или блуждают в лесу? Отчего одному дается пчеловодство, а другому - нет? Не зная истинных причин, люди объясняли это вмешательством существ, в чем-то подобных человеку, но более сильных в этой области или умении - в лесу, воде, охоте, рыболовстве, земледелии. Так фантазией народа создавались мифы о сверхъестественных существах. Главными в мифологической иерархии удмуртов были инмар и кылдысин. Первый живет на небе, престол его - солнце, одежда - небо. Второй - на земле, от него зависит урожай и неурожай. Словом, один давал, по мнению удмурта, свет и тепло, другой - хлеб и прочее пропитание.

Удмурты признавали одного высочайшего бога, Инамара, для которого нет времени и не будет, который живет не для себя, а для людей, которые в свою очередь должны жить только для него; солнце было его престолом, а небо - одеждою. Позднее, к инмару присоединили еще бога вод, бога земли, благосостояния и других низших богов. Каждая потребность жизни порождала новые мысли о началах сил природы, а с ними упоминалась и классификация божеств.

В самом деле, языческая мифология удмуртов, кроме главных богов, имела множество других божеств. В воде хозяином был вумурт (водяной), вукузё (хозяин воды) и вупери (дух воды). Они были добры к удмуртам и наделяли их богатым уловом рыбы, но, обидясь, лишали улова и даже перетаскивали озера на другое место (легенда об озере). В овине хозяйничали овинники, в доме - домовые, в бане - банники (мунчо- мурты, вожо) и т. п. Гуще всего был населен мифическими существами лес. И это понятно: дремучий, непроходимый, он играл огромную роль в жизни удмурта, давал ему и дичь, и предметы домашнего обихода, и материал для строительства. Охота всегда полна неожиданностей, а в древнейшие времена - особенно.

Объясняя случайности охоты, человек выдумывал живые существа, подстерегающие охотника в лесу. У удмуртов это - нюлэсмурт (лесной человек), палэсмурт (одноглазый великан), чаччамурт (человек чащи), ягмурт (человек хвойного леса), сикмурт (человек леса) и т. д.

В языческой мифологии удмуртов отражалось известное превосходство человека над придуманными им же самим богами. Собственно, все языческие сверхъестественные существа, созданные человеком для объяснения непонятных явлений, нужны были не для поклонения, а для противоборства. В мифах они вступают в прямые отношения с людьми, им приписывается сверхъестественная сила, которую они нередко направляют против человека. Но человек в состязании с ними всегда выходит победителем, он более ловок и сообразителен. Веря в богов, человек уже на ранней ступени развития более верил в силы разума.

Злой дух эпидемических болезней

  • Дэй - дух болезней
  • Кутӥсь - злой дух болезней
  • Обилие болезнетворных духов и божеств в религиозно-мифологическом плане свидетельствует о многотрудной жизни удмуртов.
    • олицетворяющие дом и хозяйственные постройки:
      • Коркамурт (Корка кузё) - домовой
      • Гидкуамурт (Гид кузё) - усадебный человек
      • Мунчомурт (Мунчо кузё) -банный человек

    Представления о духах-матерях:

    • By мумы - мать воды
    • Пызеп мумы, Чупчи мумы - матери рек Пызеп и Чупчи
    • Вожо мумы - мать особого переходного времени - летнего и зимнего солнцестояния;
    • Музъем мумы - мать земли
    • Пужмер мумы - мать инея и ветра

    Матери-небожители:

    • Ин мумы - мать неба
    • Шунды мумы - мать солнца
    • Толэзь мумы - мать луны
    • Гудыри мумы - мать грома
    • Инву мумы - мать небесной воды

    Высшие божества

    На вершине удмуртского Олимпа возвышался могущественный бог Инмар . Слово "Инмар" исследователи переводят по-разному: "ин" - небо, "мар" - что, т. е. "что на небе" .

    Очевидно, образ удмуртского Инмара восходит к пра-финно-угорскому божеству, чье имя связано с названием неба, воздуха (ильма, юма): 1) фин., кар. - Ильмаринен, саам. - Ильмарис, коми - Ён, хант. - Илем, манс. - Элем; 2) фин. - Юма-ла, эст. - Юммал, саам. - Юбмел, мар. - Юмо .

    Первоначально Инмар был просто одним из божеств, представляющих верхний ярус мира - небесную сферу. По-видимому, было даже несколько инмаров: Каба-инмар (ка-, ба, кава, в некоторых удмуртских диалектах означает просветление неба ночью, типа северного сияния, божество судьбы; Аляк-инмар - заступник людей, приносящий известия о земных делах , - позднее они воспринимались как помощники Быдӟым Инмара - Великого Инмара, который стал обладателем многих эпитетов: вылысь, югыт, мусо, быдӟым - верховный, светлый, белый, дорогой, великий . Очень часто Инмар произносился в сочетании Козма (смысл утрачен) - Козма-инмар , Кылчин-инмар (Творец Инмар), иногда Бадӟым воршуд Инмар - великий родовой Инмар .

    Возвышение Инмара над остальными божествами - явление более позднее, оно произошло под влиянием ислама и христианства, именно они способствовали формированию у удмуртов представлений о едином боге. Большое значение в этом процессе имело крещение удмуртов, именно в этот период Инмар приобретает черты христианского бога. Но превращение Инмара - бога воздуха - в единого верховного бога было длительным процессом, он не завершился даже к XIX в.

    Наряду с Инмаром, в верховную триаду входил Кылдысин/Кылчин - добрый дух, содействующий приплоду скота . . Образ Кылдысина, один из древнейших, первоначально ассоциировался, очевидно, вообще с творческим началом, созиданием (отсюда "кылдыны" - творить, создавать) и восходит к корню "кыл" - слово. Именно слову придавалась магическая функция творения, созидания, мир созидался в процессе названия . Постепенно образ Кылдысина приобрел сложное мифологическое содержание. Будучи одним из наиболее популярных в религиозно-мифологической системе, он имел довольно значительное количество воплощений: Вукылчин - Творец воды, Юрткылчин, Гидкылчин - хранитель дома, хлева, скотного двора, Нуныкылчин - божество, покровительствующее родам или вообще детям . Однако наибольшую известность получили представления о двух Кылдысинах: 1) Кылдысин, живущий на небе; 2) Мукылдысин (близок к нему Юкылдысин, ведающий посевами хлебов), живущий под землей .

    Вместе с Инмаром и Кылдысином у северных удмуртов и бесермян почитался Куазь - божество атмосферы, погодных явлений. Триада богов Инмар, Кылдысин, Куазь порой осознавалась как некое единство .

    Особое место в верованиях удмуртов занимало понятие воршуд.

    Воршуд - сложное понятие, которое означало: 1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм, своего рода "Ноев ковчег"; 2) абстрактное божество-покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним; 3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, какого-то идола и т.д.; 4) экзогамное объединение родственников по материнской линии, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя. Исследователями зафиксировано около 70 таких имен (Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.), ведущих свое происхождение, по-видимому, от тотемических предков. В честь покровителя-воршуда устраивались моления по каждому сколько-нибудь важному поводу .

    Оформившись, очевидно, в эпоху материнско-родовой организации в качестве тотемной группы, Воршуд, утрачивая социально-хозяйственные функции, постепенно превратился в чисто культовый институт, вошедший позднее в другие формы религиозных образований. Все удмурты знали, к какому Воршуду они относятся. Если в деревне жили представители нескольких воршудов, соответственно столько же было и родовых святилищ - быдӟым куа/ или культовых сооружений в честь Воршуда, которые строили во дворе жреца или чаще в лесу около ручья или родника неподалеку от деревни .

    Это многообразие богов требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета - всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих .

    Злые духи

    В религиозно-мифологической системе удмуртов весьма своеобразное место занимали Искал пыдо мурт - существо, верхняя половина которого человечья, а нижняя - коровья, Кузь пинё мурт - кровожадное существо с длинными зубами, Кукри-баба - нечто вроде Бабы-яги, Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое существо .

    Палэсмурты имеют огромный рост (или способность изменять размеры тела, так же как Нюлэсмурт и Лудмурт), они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу . Людям они особенно не опасны, только пугают одиноких путников, особенно в лесу. Существовало поверье, что Палэсмурта убить нельзя: каждая капля его крови превращается в нового Палэсмурта .

    Очевидно, главным образом, через длительное тюркское посредничество к удмуртам проникли такие образы, как Албасты - демоническое женское существо огромного роста (ср.: тат., башк., чув., казах., ног., кумык., албаслы, мар., узб., уйг. алваста, абаз албасты, тадж. алмасты); Акташ - злой дух, букв, белый камень (ср.: тат. акташ, караташ - духи, упоминающиеся при заговорах); Акшан - злой дух сумерек; Бустурган - ведьма (ср.: чув., тат. бастырган, рус. диал. бустурган, венг. boscorkan, boscorkany); Керемет - злой дух, сатана, противник Инмара (ср.: тат., чув., баш., мар., коми киреметь, есть также у всех мусульманских мл родов Ср. Азии, Казахстана и Кавказа), Обыда - леший, часто в образе женщины, с огромной грудью, длинными волосами и косматой шерстью (ср.: тат. атапа, чув. упата, мар. овыда, др.-уйг. абита, амита, санскр. amithaba); Убир - упырь, ведьма, людоед (ср.: тат. убыр, чув. вупар, м;ф. вувер, увер, рус. упырь); Шайтан - сатана, черт, антипод Инмара (ср.: тат., казах., кирг., тур. шайтан); Шайян - добрый или злой дух умерших (ср.: тат., чув., мар., коми, мордв. найан, наян; жаян, заян) .

    Контактирование потустороннего и земного миров

    Контакты потустороннего и земного миров происходят в результате нарушения человеком поведенческих стереотипов, негласно установленных в пространственно-временных границах, как предсказание будущего в особо важных жизненных обстоятельствах (нездоровье, личностные взаимоотношения). Из временных отрезков "страшными" свойствами наделялись рассвет (ӟардон), полночь (уйшор), сумерки (акшан). Считалось, что тогда возрастает вероятность встречи с представителями иного мира:

    Дядяе вукое мынэм. Изса бер кылем. Мельник сое кӧлны косэм: бер ни, пе. Калым (нюк ним) пӧртмаське ни. 12 час луэм. Калым нюк сьӧры потэм но, пумитаз кыз ӝужда мар ке, пе, ваське. Baл "сор-р" нэ каре <....> Отец поехал на мельницу. Там он припозднился. Мельник его уговаривал переночевать: поздно уже, да и в овраге Калым уже чудится. Настала полночь. Как только он переехал Калым овраг, навстречу кто-то движется с ель вышиной. И лошадь почуяла неладное, захрапела <....> (ФЭ УдГУ - 78)

    Опасным местом, которое могло повлиять на судьбу человека, было пространство за пределами деревни. Явно враждебными являлись духи леса, воды. Мотив о блуждавших людях является одним из самых распространённых в былинках и побывальщинах в настоящее время:

    <....> Мамаелэн сузэрез озьы луэм ук <....> Ышем соослэн ыжзы <....> Таре со ыж утчаны мынса, йыромем кадь луэм. Сое Нюлэс Нюня толэзь мында нуллэм. <....> - <...> С маминой сестрой случилось однажды такое <....> Пропала у них овца <....> Она пошла её искать. И как бы заблудилась. Её леший водил с месяц по лесу <....> (ФЭ ИИЯЛ-95, д. № 530, л. 82)

    Люди наделяли духов способностью имитировать человеческое поведение. Представители потустороннего мира могли проявить себя посредством тактильных ощущений (прикосновение):

    <....> Мемей тани милям вераз. Мынчоын етӥн шуккыса пукисько лапча йылын. Пыд бордам, пе, кутскиз небыт киын, небыт, пе, киыз но, кезьыт. - <.... > Мать рассказывала. В бане на полке лён мяла. Кто-то прикоснулся к ноге мягкой рукой, рука была мягкая, но холодная. (ФЭ ИИЯЛ - 95, д. № 530, л.20)

    По прикосновению, согласно верованиям, можно было узнать об отношении к человеку мифологического существа. Считают, что, если домовой к хозяину прикоснулся голой холодной рукой, значит, он недолюбливает его, а, если прикосновение мягкое, тёплое, любит и желает ему добра.

    Иной мир мог проявиться и в зрительных образах (видение, приведение):

    Шап вадьсысен валэ дугдӥз. Отысен туж: ӝужыт адямиез адӟи.Со сьӧд дӥсен вал, ымнырзэ ӧй адӟы. <....> - Вдруг лошадь остановилась около кладбища. Я увидел очень высокого человека, одетого во всё чёрное, но его лица не видел. <....> (ФЭ УдГУ-90)

    Чаще всего иной мир давал о себе знать посредством звуковых сигналов. Это мог быть смех, треск, крик, шорох, окликание, игра на музыкальных инструментах, пляска, непосредственный разговор и т.д.:

    Чокал гуртэ вить вилъ моньяос куное ветлӥллям. Таре соос ӝыт берто инь. Пеймыт луэм. Гуртэ вуим ни шуса, пе, корка пырим <....> Коркан балалайка, арган шудэ. Пырса эктӥллям, калык, пе, трос. Эктыкузы кин ке но усем но "Осто ", пе, шуиллям но - тыпы улэ кылиллям <....> - Из Новой Моньи пятеро ездили в гости в деревню Чокал. Поехали они домой уж поздно, по дороге совсем стемнело. Подумав, что уже доехали до деревни, зашли в дом. Там играют на балалайке, гармошке. Поплясали и они, в доме было много народу. Во время пляски один из них упал, и сказали "Господи ", и очутились они под дубом <....> (ФЭ УДГУ- 78)

    Диапазон звучания иного мира разнообразен: от отдельных звуков - к способности воспроизводить человеческую речь:

    Атай кулыку, выжулын черык пырдӥськиз. Пыриськом - номыр ӧвӧл. - Перед смертью отца это было. Из подполья донёсся звук разбившейся стеклянной посуды. Зашли - там ничего и нет. (ФЭУдГУ-90)

    Тани гурезьмы вань. Отын Акмар Яколэн лулыз потӥз. Со вадьсын шула, тазьы ик, пе. шула. - Здесь у нас есть горка. Вот там Акмаров Яков дух испустил. Говорят, что там слышится свист, настоящий свист <....> (ФЭ ИИЯЛ- 95, д. Ns 530, л. 51)

    Представители иного мира могут имитировать знакомый голос и окликать:

    Сарайын мар ке но лэсьтӥсько вал. "Мемкей!" шуса Тома кеськиз, озьы ик "мемкей" шуса. "Эу!" - шуи но пomӥ. Отӥ-татӥ учки, нокытын но Томе ӧвӧл. Тӥни собере картэ кулиз. - Работала в сарае. "Мемкей!" - окликнула меня внучка Тома. "Эу!"- отозвалась я и вышла. Искала везде во дворе, нигде Томы не было. После этого муж умер. (ФЭ ИИЯЛ - 95, д. № 530, л. 81)

    Представители иного мира могут вступать в непосредственный диалог с человеком. Часто они являются в образе знакомого человека и уводят попавшего на их пути в опасные места.

    В ситуациях контактирования зависимой стороной всегда является человек, и потому он должен обладать некоторыми знаниями по нейтрализации влияния представителей иного мира. Например, существует такое поверье: "Нюлэскы йыромид ке, дӥсез мыддорин дӥсяно (Если заблудишься в лесу, нужно вывернуть одежду наизнанку)". В мире духов, на их территории или в их присутствии считается опасным проявить свою человеческую сущность. Вывернутая наизнанку одежда уже является признаком инаковости, поэтому духи леса уже не могут навредить человеку, поскольку он принял их "игру" и действует по их "законам" .

    В некоторых ситуациях средством нейтрализации является и молчание. "Человек, отказывающийся от речи, воспринимается как нечеловек, как "чужой" . Большое значение приписывается вербальным заклинаниям, среди которых самыми простыми и распространёнными являются восклицания "Осто, Инмаре!" или просто "Осто!", молитвы и даже их обратное прочтение.

    Одӥг ӝыт мунчое огнам пыри. Мунчоысь потыкум, олокин алдаз - коркаме уг адӟиськы <....> Озьы монэ ӵаӵӵамурт алдам. "Верую " молитва лыдӟи, куаретӥ сое но, соку ик тылъёс адскизы. - Однажды вечером одна пошла в баню. Стала выходить из бани, что-то случилось - дом свой не вижу <...> Так надо мной леший подшутил. Прочитала молитву "Верую", выругалась, вот только тогда показались огни. (ФЭУдГУ-91)

    Усвоение знаний по нейтрализации влияния представителей иного мира происходит в процессе овладения правилами поведения, закреплёнными в поверьях (назиданиях и табу), быличках и побывальщинах, которые утверждают существующие верования .

    Литература

    1. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Записки РГО. - Спб. 1889. - Т.XI, вып.3. - С.73.
    2. Лытин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. - М.: Наука, 1970. - С. 95.

    Антропогонические мифы удмуртов также имеют прямые соответствия в мифологических воззрениях соседних народов. По наиболее распространенному сюжету, Инмар , слепив тело человека из глины, пошел на небо за душой. Рядом с человеком Инмар оставил собаку, у которой в то время еще не было шерсти, чтобы она охраняла его. Пока Инмар ходил за душой к человеку подошел Шайтан. Он стал упрашивать собаку, чтобы она подпустила его к человеку. Но собака не пускала. Тогда Шайтан выпросил позволения подойти к человеку на расстояние плевка. За это Шайтан обещал собаке дать шерсть, чтобы она не мерзла. Собака согласилась и позволила Шайтану плюнуть на человека. Когда Инмар вернулся, то увидел, что сделал Шайтан с его творением. Тогда Инмар вывернул человека наизнанку. Поэтому у человека все болезни кроются внутри. Подобные сюжеты об осквернении человека Шайтаном зафиксированы также у коми, марийцев, мордвы, хантов, манси и других народов.

    По современным представлениям удмуртов, человека создал Инмар, слепив его из глины или земли, поэтому после смерти его снова возвращают в землю, закопав в могилу: «Инмар сотворил человека таким же образом, как делают из глины кирпич»; «Старики рассказывают, что человек появился из земли, сотворен из земли. Сотворен из земли, поэтому и уходит в землю, говорят старики».

    Интересное мифологическое предание, повествующее о творении человека и возникновении на земле различных народов и религий, удалось записать в начале XX в. финскому исследователю У. Хольмбергу в д. Старая Кирга Осинского уезда: «Инмар создал Адама из глины. Он жил 77 лет и у него родилось 77 детей. Дети были плохими и часто ссорились друг с другом. Однажды, когда они ссорились, попросили, чтобы отец решил их спор. Адам пошел молиться богу. Дети ждали его, но когда им показалось, что он не придет, то пошли к отцу и заставили прекратить молитву. Тогда бог рассердился на детей Адама и поменял их языки, так что они перестали понимать друг друга. Так появились в мире 77 разных языков и вместе с ними 77 религий. Но, хотя и есть 77 различных религий, в них одна суть». Как видно, в этом мифе явно чувствуется влияние библейской традиции, опосредованное соседними мусульманскими народами. Это же влияние библейских, точнее коранических, мотивов просматривается также и в других рассмотренных выше мифах о создании человека из глины.

    Наряду с рассмотренными мифами в удмуртской традиции существуют также предания явно местного происхождения, повествующие о древних насельниках земли, обитавших до появления современного человека. Они характерны для местных финно-угорских и тюркских народов. В удмуртской мифологии они известны как Алангасары и Зэрпалы. Приводим классический вариант текста такого предания, записанный у южных удмуртов: «Первые люди были очень большими. Они по черному лесу ходили словно по крапиве. Перед исчезновением этих людей появились маленькие люди. Маленький человек пошел в лес рубить деревья для постройки избы. Большой человек увидел его и, поймав, засунул в карман вместе с топором. Пришел домой и, показав матери, сказал: "Вот, мать, я поймал птенца дятла, он рубил ель". Мать сказала ему: "Сын, это не птенец дятла, а человек. Нас больше не станет на свете, они останутся и будут жить. Когда их не станет, появятся люди величиной с собаку. Они будут очень умными и проворными". У этих больших людей было очень мало разума. Как то они сидели у костра и грелись. Когда огонь разгорелся, нагрелись подошвы их ног. Им надо было отодвинуться от огня, но у них не хватало разума и поэтому они сидели, облепляя ноги землей».

    Подобные же сюжеты о древних великанах встречаются также у закамских удмуртов: «Древние люди были высокими. Появились маленькие люди и начали пахать землю плугом. Он принес маленького человека, положив в карман вместе с плугом и лошадью, говоря, что он чернит землю. "Откуда взял его, туда же отнеси и оставь" - сказал отец. Сын отнес на то же место. "Когда нас не станет, появятся эти люди" - сказал отец. По ельнику ходили словно по крапиве. Им пришло время исчезнуть, поэтому их не стало»; «Раньше великаны жили. Они, говорят, рассказывали, что, мол, после того, как их не станет, появятся маленькие люди, в печи будут молотить, крапиву будут рубить, словно это ель».

    В этих преданиях бросается в глаза мотив противопоставления древних "больших" людей "маленькому" человеку и его культурным ценностям. В отличие от современных, у "больших" людей нет ни орудий труда, они не занимаются земледелием, не строят домов, не владеют огнем. Как отмечают исследователи, предания о древних обитателях края раскрывают страницу древнейшего периода его истории, являются обобщением каких-то отдаленных исторических событий.