Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа

Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный» Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на «и ныне».

На литии, на «Бог Господь» и после великого славословия – тропарь праздника. На утрене по полиелее – величание, «Воскресение Христово видевше».

Канонов праздника два: «Понтом (морем) покры» (глас 7) и «Божественным покровен» (глас 4). К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (в Киево-Печерской Лавре к тропарям канона в Пятидесятницу припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). На 9 песни вместо «Честнейшую Херувим» поется припев: «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». И затем ирмос первого канона. Этот же припев – и к тропарям 9 песни. Катавасия: «Радуйся, Царице». «Свят Господь Бог наш» – не поется.

По Уставу Пятидесятница, как и Неделя Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9 песни, потому что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую Херувим»). В дальнейшем в церковную практику вошло петь перед ирмосом указанный выше припев.

В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый – «Величай, душе моя, в Трисх Лицех сущее Едино Божество» и второй – «Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа». На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.

На Литургии антифоны праздника (только в день праздника). Входное: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» (только в день праздника). Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на Литургии заменяется крещальной песнью: «Елицы во Христа крестистеся». Задостойник – ирмос «Радуйся, Царице» без припева (поется до отдания праздника). В конце Литургии после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя» в первый раз после Великой Субботы поется «Видехом свет истинный». Отпуст – праздника.

К особенностям службы праздника Пятидесятницы относится также то, что Литургию полагается служить позже, а вечерню ранее положенного для них времен.

Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.

На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи. Эти молитвы читаются:

А) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;

Б) после ектений: «Рцем вси»;

В) после молитвы: «Сподоби, Господи».

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв произносится ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу», поются стихиры на стиховне и бывает обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерне – особый.

Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени – сразу же после Литургии – для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью – ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт., гл. 18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота

Служба вся в Триоди на ряду. Порядок ее такой же, как в субботу мясопустную.

На Литургии Блаженна Триоди, песни 3-я и 6-я, на 8. По входе - тропарь "Глубиною мудрости", "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Тебе и Стену". Прокимен, глас 6-й - "Души их во благих водворятся". Апостол дня: Деян., зач. 51, и за упокой: 1 Кор., зач. 163. Евангелие дня: Ин., зач. 67, и за упокой: Ин., зач. 21. По "Изрядно..." - "Достойно есть". Причастен "Блажени, яже избрал и приял". Вместо "Видехом Свет истинный" по обычаю поется "Глубиною мудрости".

Службы святых из Минеи поем на повечерии.

Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы

Служба вся по Триоди.

На великой вечерне "Блажен муж", кафизма вся. На "Господи, воззвах" стихиры на 10, "Слава, и ныне" - "Приидите, людие". Вход. Прокимен дня. Паримии - 3. На литии стихиры самогласны - 3, "Слава, и ныне" - "Егда Духа Твоего послал еси нам". На стиховне стихиры, глас 6-й - "Не разумеюще языцы", "Господи, Святаго Духа нашествие", "Царю Небесный", "Слава, и ныне" - "Языцы иногда". По "Ныне отпущаеши" - тропарь, глас 8-й:

"Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы΄ явлéй, низпослав им Духа Святаго и теми уловлéй вселенную. Человеколюбче, слава Тебе" (трижды).

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь праздника (трижды). Кафизмы. Седальны. Полиелей. Величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й - "Дух Твой Благий наставит мя на землю прáву". Стих - "Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое". Евангелие - Ин., зач. 65. "Воскресение Христово видевше" не поется, но тотчас по Евангелии - псалом 50-й, "Слава" - "Молитвами апостолов", "И ныне" - "Молитвами Богородицы". Стихира, глас 6-й - "Царю Небесный". Каноны праздника два. Ирмосы обоих канонов (дважды). Тропари на 12. Если не стихословятся Библейские песни, то к тропарям припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы обоих канонов.

По 3-й песни - седален праздника, "Слава, и ныне" - то же.

По 6-й песни кондак, глас 8-й:

"Егда снизшед язы΄ки слия΄, разделя΄ше язы΄ки Вышний, егда же огненныя язы΄ки раздая΄ше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесевятаго Духа". Икос. Синаксарий. На 9-й песни "Честнейшую" не поем. В Триоди и Типиконе нет особых припевов для 9-й песни. По 9-й песни - "Свят Господь Бог наш" не глаголем, но ексапостиларий праздника. На хвалитех стихиры праздника на 6, "Слава, и ныне" - "Царю Небесный..." Великое славословие. Тропарь праздника.

Отпуст: "Иже в видении огненных язык с небесé ниспославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых..."

На Литургии - антифоны праздника. Входное - "Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя". "Прииди΄те, поклони΄мся" не поем, но после входного - тропарь, "Слава, и ныне" - кондак праздника. Вместо Трисвятого - "Ели΄цы во Христа". Прокимен, глас 8-й - "Во всю землю изыде вещание их". Апостол - Деян., зач. 3. Евангелие - Ин., зач. 27. Хотя для 9-й песни канона Триодь не дает особых припевов, но в Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом, для задостойника в день Пятидесятницы указуется припев "Апостоли, сошествие Утéшителя зряще, удиви΄шася, како в виде огненных язык явися Дух Святый", затем ирмос "Радуйся, Царице". Причастен "Дух Твой Благий наставит мя на землю праву".

После "Спаси, Боже, люди Твоя" поем "Видехом Свет истинный". Отпуст праздника - "Иже в видении огненных язык", как на утрене.

По отпусте Литургии закрываются царские врата, и начинается 9-й час по обычному чину. Во время 9-го часа предстоятель раздает сослужáщим и братии цветы. По молитве 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни "Благословен Бог наш", "Царю Небесный" (обычно поется). Чтец - предначинательный псалом. Иерей читает светильничные молитвы на амвоне. Ектения великая, с прибавлением после прошения "О плавающих" особых прошений:

"О предстоящих людех и ожидающих благодати Святаго Духа, Господу помолимся".

"О преклоняющих сердца своя пред Господем и колена, Господу помолимся".

"О еже укрепитися нам к совершению Богоугодне, Господу помолимся".

"О еже ниспослатися богатым милостем Его на ны, Господу помолимся".

"О еже прияти коленопреклонения наша, яко фимиам пред Ним, Господу помолимся".

"О требующих от Него помощи, Господу помолимся".

"О избавитися нам".

Кафизмы нет. На "Господи, воззвах" - стихиры праздника на 6, глас 4-й "Преславная днесь", "Слава, и ныне" - "Царю Небесный" (писаны в праздник на "Хвалите"). Вход с кадилом. "Свете Тихий". Прокимен великий, глас 7-й - "Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса".

После прокимна диакон возглашает "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся". Певцы - "Господи, помилуй" (трижды). Пред этим в царских вратах поставляется особый низкий аналой или столец. На нем полагается Триодь Цветная. Иерей, став на колена в царских вратах лицом к народу, читает первую молитву. По окончании ее диакон возглашает: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". "Пресвятую, Пречистую". Иерей возглас - "Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Господи, Боже наш, и Тебе славу возсылаем". Ектения "Рцем вси". Возглас - "Яко Милостив".

Диакон - "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся". Певцы - "Господи, помилуй" (трижды). Иерей читает вторую молитву, по окончании которой диакон возглашает: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". "Пресвятую, Пречистую". Возглас - "Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом". Певцы - "Аминь" и поют "Сподоби, Господи".

Диакон - "Паки и паки, преклоньше колена". Иерей читает третью молитву. По окончании ее диакон: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". "Пресвятую, Пречистую". Возглас - "Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу". Ектения "Исполним вечернюю молитву". Стихиры на стиховне, глас 3-й - "Ныне в знáмение всем", "Слава, и ныне", глас 8-й - "Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклони΄мся". По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника "Благословен еси, Христе Боже наш..." (единожды). Возглас - "Премудрость" и отпýст при открытых царских вратах.

Отпуст: "Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе, и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество и обожи΄вый е (его), по сих же на небеса паки возшедый и одесную сéдый Бога и Отца; Божественнаго же, и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных Богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". На малом повечерии поем канон Святому Духу, ирмосы, по дважды, тропари - на 4. По Трисвятом - кондак праздника. На полунощнице по 1-м Трисвятом - тропарь праздника, по 2-м - кондак, "Господи, помилуй" - 12 раз и отпуст.

Понедельник Святого Духа

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь праздника (трижды). Две кафизмы. Седальны праздника. 1-й канон праздника со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды). Катавасия - "Божественным покровен". По 3-й песни - седален праздника, по 6-й - кондак и икос. "Честнейшую" не поем. Светилен праздника. На "Хвалите" - стихиры праздника, "Слава, и ныне" - "Языцы иногда". Великое славословие поется. Тропарь праздника. Ектении и отпуст: "Иже в видении огненных язык".

На Литургии Блаженны, 3-я песнь - на 4, 6-я песнь - на 4. На входе "Приидите, поклонимся" не поем, но входное - "Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя" и тотчас тропарь праздника, "Слава, и ныне" - кондак. Прокимен, глас 6-й - "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое". Стих - "К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене". Апостол: Еф., зач. 229. Евангелие: Мф., зач. 75. Задостойник и причастен праздника.

О служении в День Святого Духа с полиелеем или бдением великому святому или храмовому святому см. том 1, с. 124.

Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы

Вся служба праздника.

На вечерне входа и паримий нет.

На утрени нет полиелея, степенны и Евангелия. Великое славословие поется. Конец утрени праздничный.

На часах тропарь и кондак праздника.

На Литургии Блаженна праздника, песнь 9-я, двух канонов, на 8. По входе - тропарь праздника, "Слава, и ныне" - кондак. Прокимен и аллилуиарий - праздника. Апостол - Рим., зач. 79. Евангелие - Мф., зач. 15. Причастен праздника.

См. Служба святых Минеи совершается накануне.

Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

На великой вечерне - кафизма вся. На "Господи, воззвах" - стихиры на 10: воскресные - 6 и всех святых - 4, "Слава" - "Мученик Божественный лик", "И ныне" - догматик "Царь Небесный" Паримии три. На литии - стихиры храма и всех святых. На стиховне - стихиры воскресные 8-го гласа, "Слава" - всех святых. "И ныне" - "Творец и Избáвитель мой". По "Ныне отпущаеши" - тропарь "Богородице Дево" (дважды) и святых, глас 4-й: "Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряни΄цею и ви΄ссом, кровьми΄ Церковь Твоя украси΄вшися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедрóты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость" (единожды).

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Слава" - святых "И ныне" - "Еже от века". Кафизмы обычные. Седальны воскресные с Богородичными. По непорочных - тропари "Ангельский собор". Ипакои΄, степенна, прокимен - гласа. Евангелие воскресное 1-е, Мф., зач. 116.

См. От сего дня утренние Евангелия воскресные читаются по ряду.

"Воскресение Христово видевше". Псалом 50-й, "Слава" - "Молитвами апостолов", "И ныне" - "Молитвами Богородицы". Стихира "Воскрес Иисус от гроба". Каноны: воскресный на 4, крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и всех святых на 6. Катавасия - "Отверзу уста моя". По 3-й песни - седален святых, по 6-й - кондак, глас 8-й:

"Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, Богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубóце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве", и икос святых. На 9-й песни поем "Честнейшую". Светилен воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен. На "Хвалите" стихиры воскресные - 5 и святых 3, "Слава" - евангельская стихира 1-я, "И ныне" - "Преблагословенна еси". Великое славословие. Тропарь "Воскресе от гроба...".

На Литургии - Блаженна гласа на 4, и канона святых, песнь 6-я на 4. По входе - тропарь воскресный, "Слава" - тропарь всех святых, "И ныне" - кондак всех святых.

Прокимен, глас 8-й - "Помоли΄теся и воздадите Гóсподеви Богу нашему" и святых, глас 4-й - "Дивен Бог во святых Своих". Апостол - Евр., зач. 330. Евангелие - Мф., зач. 38. Причастны - "Хвали΄те Господа с небес" и "Радуйтеся, праведнии, о Господе".

См. Служба святых по Минее переносится на иной день.

Заговенье на Петров пост.

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших

Служба совершается по Октоиху и Службе всем святым, в земли Российстей просиявшим, изданной Московской Патриархией.

На великой вечерне, на "Господи, воззвах" стихиры воскресные - 4 и святых 6, "Слава" - святых, "И ныне" - догматик "Всемирную славу". Вход. Прокимен дня и три паримии святых. На литии - стихиры храма, святых, "Слава, и ныне" - "Срадуются с нами". На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен "При΄зри на моления".

На благословении хлéбов тропарь "Богородице Дево" (дважды) и святых, глас 8-й: "Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубóце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве" (единожды).

На утрене, на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен "Иже нас ради". После обычных кафизм седальны воскресны. Полиелей. Величание: "Величаем вас, святии вси, в земли Российстей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо мóлите за нас Христа Бога нашего". Тропари "Ангельский собор", ипакои΄ гласа, седальны святых. Степенны и прокимен - гласа. Евангелие воскресное 2-е: Мк., зач. 70. "Воскресение Христово видевше" и прочее обычно. Каноны воскресный с ирмосом на 4, Богородицы на 2 и святых на 8. Катавасия - "Отверзу уста моя". По 3-й песни кондак, глас 3-й: "Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу: Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовой ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога", икос и седален. По 6-й песни - кондак и икос воскресные. Светилен воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - Богородичен. На "Хвалите" стихиры воскресные 4 и святым - 4, "Слава" - евангельская стихира 2-я, "И ныне" - "Преблагословенна еси".

Великое славословие. Тропарь "Днесь спасение миру". Ектении и отпуст.

На часах тропари воскресные, "Слава" - святых, кондаки - воскресные и святых, попеременно.

На Литургии Блаженна гласа на 6, и святых песнь 3-я на 4. По входе - тропарь воскресный, храма Богородицы (если есть) и святых. Кондак воскресный, "Слава" - святых, "И ныне" - храма Богородицы или "Предстательство христиан".

Прокимен воскресный: "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповáхом на Тя", и святых, "Честнá пред Господем смерть преподобных Его".

Апостол - ряд.: Рим., зач. 81, и святых: Евр., зач. 330. Евангелие - ряд.: Мф., зач. 9, и святых: Мф., зач. 10.

Причастны - "Хвали΄те Господа" и "Радуйтеся, праведнии".

* Настольная книга священнослужителя, т. 1, изд. Московской Патриархии. с. 290.

О богослужебных особенностях праздника Троицы протоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.

Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?

– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.

Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.

Когда появилась коленнопреклонная молитва?

– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.

И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.

Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.

Есть ли богослужебные особенности Литургии?

Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.

М. Нестеров. Троица Ветхозаветная

Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»

– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.

Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.

Прп. Андрей Рублев. Троица

Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?

– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.

Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.

В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.

Троица. Коленопреклонные молитвы

– Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?

– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «...Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин 16:7) . Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.

Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.

Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?

Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com

День Святой Троицы или Пятидесятница, как это следует из названия, празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова. Торжество всегда приходится на воскресенье, хотя праздник является переходящим и зависит от даты Пасхи.

В этот день служба совершается по самому праздничному чину. На богослужении опускаются традиционные песнопения воскресенья, чтобы всецело сосредоточиться на празднике. Так случается очень редко, и с очень немногими праздниками, например, с Рождеством.

Сохранились свидетельства о том, как праздновали день Святой Троицы в первые века христианства. Паломница Эгерия побывала в четвёртом веке на Святой Земле. Она сообщала, что богослужение на Пятидесятницу начиналось в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, ещё ночью. На рассвете все шли к горе Сион, где по преданию находился дом, в котором на апостолов сошёл Святой Дух. Здесь продолжалась молитва. Затем после краткого отдыха верующие собирались на службу в церкви на месте Вознесения Господня на Елеонской горе. В сумерках крестный ход возвращался в храм Воскресения. Богослужение шло почти сутки. Такая длительность считалась естественной и никого не удивляла. В наши дни участие в такой долгой службе кажется многим настоящим подвигом. Но пребывать в молитве – то есть общении с Господом – это радость для каждого христианина.

В наши дни в ночь на Пятидесятницу богослужения нет, но служба на Троицу всё равно особенная, длинная. Сразу после литургии начинается особая вечерня. Она посвящена уже следующему дню, в который мы чтим Святого Духа.

Отличительная черта Троицкой вечерни – три коленопреклонённых молитвы. Они написаны святителем Василием Великим. В них мы исповедуем свои грехи перед Отцом Небесным, просим Его о прощении и благодатной небесной помощи. Мы молимся Господу Иисусу Христу о даровании нам Святого Духа, как апостолам в день Пятидесятницы, чтобы Он наставлял и укреплял в соблюдении заповедей Божьих. Церковь также молится об упокоении душ всех усопших христиан.

В период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны и коленопреклоненные молитвы не совершаются. Церковь предлагает всем вместе присоединиться к общему торжеству, потому что состоялось Воскресение Христово, Спаситель победил смерть. Для покаянной молитвы придёт и свой черёд, а пока время радости. Но в день Святой Троицы мы впервые преклоняем колени и просим приобщения к благодати Святого Духа, чтобы нам хоть в чём-то уподобиться апостолам и святым.

В следующие семь дней после Троицы не бывает поста в среду и пятницу, как и на Светлой седмице после Пасхи. Мы прославляем Святой Дух так же, как чествовали воскресение Сына Божия. Церковный писатель начала тринадцатого века Иоанн, епископ Китрский, пишет: “Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания”.

В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет.

История праздника . Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам. Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу. Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Уставные особенности богослужения . На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Стих: «Господи, услыши молитву мою...». Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.

«Воскресение Христово видевше...» – не поется.

Канонов два: Космы Маиумского «Понтом покры» и Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». Катавасия – ирмосы второго канона. По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак, гл. 8: «Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вел призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос. На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется припев: «Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». И затем – ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов. Катавасия поется второго канона: «Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим». Этот же ирмос служит вместо «Достойно» на литургии. «Свят Господь Бог наш» не поется.


На литургии – антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...» (Этот прокимен поется до отдания – см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Задостойник: «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом и великий прокимен: «Кто Бог велий...». На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением; колена преклоняются впервые после Пасхи. Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...» стиховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА («Духов день»). Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет. «Честнейшую» не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени – великое славословие. На литургии поются изобразительны. Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» – «Святый Боже...». Отпуст – дня Пятидесятницы.

Попразднство Пятидесятницы – 6 дней. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется. Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров.