О римской мифологии. Древние мифы Рима. Мифы Древнего Рима для детей Герои римских мифов

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.

Римский миф

Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства.

Двуликий Янус - одно из главный божеств древнего Рима

Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.

В "Энеиде" рассказывается, как один из героев Троянской войны, Эней, воевавший на стороне троянцев, бежит из горящего города вместе со своим отцом Анхизом и сыном Иулом. Претерпев многие испытания и пройдя через многие странствия, не уступающие героям "Одиссеи", Эней прибывает наконец на землю Италии. По воле богов он основывает город Альба-Лонгу и становится его царем. Именно из Альбы-Лонги происходили люди, основавшие впоследствие Рим. Род Юлиев происходит от его сына Иула, а так как сам Эней был сыном Венеры и внуком Юпитера, то, следовательно, римские Цезари, и в частности Цезарь Август, имеют божественное происхождение.

Вергилий создавал свое произведение в течение десяти лет. За ходом работы внимательно следили Меценат и сам Цезарь Август, заинтересованный в прославлении своего режима и себя лично. Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими.


О древнейшем периоде римской мифологии выводы делать сложно. В жреческих книгах «Индигитаменты» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. Имена богов при этом образовывались от отдельных актов. Для древних божеств была характерна неопределённость пола, наличие у каждого персонажа мужской и женской ипостасей. Точно так же можно говорить и о наличии двух ипостасей – хтонической и космической почти у каждого персонажа. Так Плутон одновременно считался, с одной стороны, символом богатства и изобилия, а с другой – связывался с подземным миром. Сатурн сначала был богом посевов, и лишь позже подвергся сильной эллинизации и стал походить на Кроноса (существовал миф о золотом веке как времени правления Сатурна, и повествование о пришествии Сатурна в лациум к царю Янусу). Либитина как покровительница садов и виноградников выступала в качестве богини плодородия и одновременно связывалась, подобно Персефоне, с погребальным культом. Каждая женщина имела свою собственную Юнону и Венеру, что позволяет говорить о божествах не как о локализованных персонажах, а скорее как о принципах отношения к окружающему миру. Формула обращения к божеству была следующая «бог или богиня» или «или каким иным именем ты желаешь называться». Всё это является доказательством пластичности мифологии.

Вероятно, существовал миф о сотворении мира Янусом, который потом сменился Юпитером, а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации с помощью богов и героев. Дуб связывался с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком.

Большую роль играло почитание деревьев и рощ. Большинству древнейших богов были посвящены рощи, где проходили обряды. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Почитались и отдельные деревья в разных местах Рима. Общими святынями считались смоковница, пол которой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу – оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане. С лесом связаны вещий фавн и Сильван.

С культом леса был связан культ водных источников, каждый из которых был обиталищем лимф. Вероятно наличие мифов, посвящённых животным. Особо, в обряде луперкалий, поклонялись волкам, которым приписывались магические свойства.

Мир богов по форме совпадал с миром людей. Жёстко различались божественное и человеческое право. Августин в труде «О граде Божием» (VIII, 9 – 13) указывает, что под бесчисленными наименованиями Юпитера он находит только одну мировую субстанцию, выступающую в разных своих видах и проявлениях (Янус – первичность, Термин – предел, Иовис – высшее, Пекуний – богатство, Сатурн – начало земледелия, гений – дух всякой вещи). Юпитер здесь выступает как центральное звено пантеона, своеобразный стержень мироздания, выражением которого он является.

Боги римлян на начальном этапе существования культуры складывались в несложную внешне иерархию. Туда входили триада Юпитер – Марс – Квирин, а также Янус и Веста. Янус считался олицетворением первоначала и стоял на первом месте. В пространственном отношении он олицетворял входные двери и ворота. Он также связывался с началом года, что определяло его приоритет во временном цикле. Янус первичен и в социальном аспекте: он был первым царем Лациума и правителем эпохи «золотого века». Его считают двуликим, что подтверждает наличие в римской мифологии циклической концепции времени и пространства: «любой вход – это два места, два состояния, то, откуда вышли, и то, куда вошли».

Веста считалась покровительницей Рима, чьё имя производится от глагола «гореть». Единственным обликом богини являлся огонь. Она была исключительным в культовом плане божеством: только храмы Весты были круглыми в основании, в отличие от традиционных четырехугольных святилищ. Наряду с этим в пантеон входил ряд богов автохтонного, греческого и этрусского происхождения, иерархия которых неизвестна.

Особый слой представляли мифы о священных браках, об отмене человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргиев, когда в Тибр сбрасывались куклы, либо же они вывешивались на перекрёстках. Существовали культы Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии.

В период господства этрусков прежняя триада сменилась другой – Юпитер – Юнона – Минерва. Юнона выступала как воплощение женского начала и плодородия. Минерва считалась покровительницей искусства и ремесел. Боги этого периода начинают приобретать антропоморфный облик. Появляется ритуал триумфа – чествования победителя.

В период господства в Лациуме этрусков их система верований оказала значительное влияние на римскую мифологию. Этрусская мифология рано испытала на себе греческое влияние. Многие божества приобрели эллинизированные формы, получили латинские имена. О мифологии и теологии этрусков почти ничего неизвестно, представления о них являются позднейшими реконструкциями.

По последним данным, Этрурия представляла собой модель Небесного мира и была организована по принципу двенадцатиградья. Города традиционно ограждались по кругу бороздой, а стены имели священный статус. Сакральной считалась сама идея проведения границ: считалось, что межеванию людей научила нимфа Вегойя, своеобразная богиня – прародительница. Бог пограничной межи Термин считался одним из наиболее уважаемых персонажей. В центре города находился сакральный центр – Мундус, который выступал одновременно как центр всего Космоса и канал для связи с хтоническими сферами. На месте Мундуса обязательно размещался храм, выполняющий роль мировой оси.

Море понималось как Протоматерия и связывалось с Подземным миром. Последний был населен большим количеством хтонических персонажей: это хозяйка всего подземного Горгона, чудовище Хумбаба, демоны Тухулка и Хару. Космос делился на три части по вертикали (небо, земля, подземный мир) и четыре горизонтальных сектора, по сторонам света. Символическим выражением такого деления был четырехликий бог Ану.

Космогония этрусков, по поздним источникам, состояла из шести этапов, сильно напоминающих библейскую модель творения мира. Видимо, речь здесь идёт уже о позднейших культурных наслоениях. Этрусским по происхождению, скорее всего, является пророчество Вегойи, которая предрекла стране десять веков существования (века измерялись длительностью жизни одного поколения). Причиной упадка Этрурии должно было стать нарушение границ и уничтожение межевых столбов.

Боги большей частью почитались локально. Их было достаточно большое количество, и сейчас представляется затруднительным вычленить из-под эллинских и латинских напластований непосредственно этрусскую основу. Схема строения пантеона схожа с римскими и греческими аналогами. Центральным персонажем и структурирующим элементом в божественной иерархии можно считать бога Тина, чьи эпитеты тесно связаны с другими сакральными фигурами, перекрывают их и являются определяющими в мифологическом пространстве.

Наряду с богами существовал и институт Лукумонов – верховных правителей. Этруски верили, что Лукумоны обладают божественными способностями, связаны с четырьмя стихиями и служат проводниками между человеческим и божественным мирами. Существовал развитый культ предков. Важным ритуалом было поклонение Священному огню, который гасился только в праздник почитания мертвых, а потом вновь зажигался как обновленный. Широко были распространены гадательные практики. Практиковались и человеческие жертвоприношения.

Считалось, что у человека кроме тела есть еще три души. Одна из них обитает в печени и связана с божественными силами. Вторая находится в голове и имеет портретное сходство со своим носителем. Третья – родовая – размещена в аорте и сердце. После смерти человек переселялся в Подземное царство, где его душу ждали испытания, необходимые для второго, посмертного рождения.

После изгнания из Рима последнего этрусского царя и утверждения республики был воздвигнут храм новой божественной триады Церера – Либер – Либера. Все они были тесно связаны с культом плодородия. Она быстро слилась с Деметрой, Дионисом и Персефоной. Происходит ассимиляция и других греческих богов – Диоскуров, Гермеса, Аполлона, а также италийских и латинских божеств.

В 205 – 204 гг. до н. э., в ходе разворачивания военной экспансии Рима, в пантеон начинают вводиться божества восточного происхождения, например, Кибела. Столетием позже, находясь под влиянием многочисленных выходцев из других стран и пытаясь заслужить благосклонность богов, римляне начинают поклоняться Дионису, Серапису, Аттису. Распространение культов умирающих и воскресающих богов знаменует развитие религиозной формы сознания внутри мифологической системы.

Самые ранние представления римлян о царстве мертвых неизвестны, они заслонены греческими и этрусскими мифами. Видимо, были продолжены неолитические традиции более ранних культур.

Наряду с публичными культами формировалось и частное пространство верований. Главную роль в нем стали играть культы фамилий, которые смешались с родовыми культами. Эти культы формировались вокруг Весты, ларов и пенатов. Важнейшие семейные события требовали специальных обрядов, которыми руководили духи или низшие божества, часто предельно детализированные по функциям (Ватикан и Фабулиний помогали новорожденному испустить первый крик и начать говорить), Эдук и Полин помогали научиться есть и пить, Абеон – делать первые шаги и т. д.). Свадьба проходила под покровительством домашних и хтонических божеств (Теллус, Цереры) и охранительницы брачной клятвы – Юноны.

Похоронные обряды, совершавшиеся на девятый день после погребения или кремации, переросли в скрупулезно соблюдавшийся культ духов-покровителей умерших предков – манов. Им посвящалось два праздника – февральские паренталии и майские лемурии. Во время паренталий городские чиновники не надевали свои знаки отличия, храмы закрывались и огни на алтарях гасились, браки не заключались. Считалось, что усопшие возвращаются на землю и совершают трапезу на могилах. Фактически, праздник означал возврат к начальному этапу космогонии и временный приоритет хтонического начала, поскольку именно этот месяц считался периодом безвременья. В феврале же проходили луперкалии, коллективные ритуалы очищения, предваряющие Новый год.

В течение трёх дней лемурий мертвые, лемуры, возрождались к жизни и приходили в жилища своих потомков. Чтобы избежать их неудовольствия и помешать забрать кого-нибудь из живых с собой, глава семьи набивал рот чёрными бобами и выплевывал их, повторяя заклинания девятикратно.

Гении у римлян были аналогичны греческим демонам. Само их название переводилось как «породитель». Они выражали волевую направленность людей, могли быть личными и групповыми. Считалось, что гений менялся вместе с человеком на протяжении всей жизни последнего и в конце умирал вместе со своим подопечным.

Существовали и общие культы гражданской общины: отсюда деление культов на приватные и публичные. Жёсткого разделения между ними не было, все они находились под контролем понтификов. Общественный культ находился в руках высших лиц государства и членов религиозных братств. Известно, что в доме правителя практиковались обряды, посвященные культам Юпитера, Марса и богини плодородия Опс Консина. Видимо, имелась и специальная коллегия жрецов.

Согласно жреческой иерархии, после царя следовали пятнадцать фламинов - посвященные Юпитеру, Марсу и Квирину. Они не были кастой и не составляли коллегий. Каждый фламин был связан только с божеством, имя которого носил. Фламинам вменялось в обязанность ношение ритуальной одежды и выполнение разнообразных обетов. Они скрупулезно придерживались церемоний, но не имели права толковать канон или выносить решение в спорных случаях.

Существовала также коллегия понтификов, куда входили сам правитель и старшие фламины. Понтифики имели полную свободу действий. Главный понтифик участвовал в решении всех вопросов, связанных с верованиями, возглавлял некоторые обряды и следил за точным исполнением ритуалов во время праздников.

При коллегии понтификов числились шесть весталок, выбиравшихся главным понтификом на тридцатилетний период из группы девочек в возрасте от шести до десяти лет. Весталки оберегали народ Рима, поддерживая священный огонь, ни в коем случае не давая ему погаснуть. Залогом их священной силы был данный ими обет девственности.

Коллегия авгуров также была полностью самостоятельна. Он не определял будущее, а лишь решал, насколько правильно то или иное начинание – выбор места для отправления культа или нового жреца. Со временем в Риме распространились греческие и этрусские гадательные приемы.

Наряду с коллегиями в отправлении общинного культа участвовали закрытые объединения, или «товарищества», специализировавшиеся в одной сакральной церемонии. Так фециалы освящали объявление войны и заключение мира. Салии были центральными участниками ежегодных торжеств в марте и октябре, когда по обычаю заключали мир или объявляли войну. Арвальские братья охраняли посевы на полях, а луперки справляли луперкалии.

Как в общинном, так и в частном культе в жертву богам приносили съестное и жертвенных животных.

Особая роль отводилась гаданиям, видимо заимствованным у этрусков. Широко применялась эвокация, приводящая к расширению пантеона. Покойный отец для сыновей становился богом. Существовали культы отдельных сословий и профессий.

Гражданин был обязан участвовать в культе общины. При этом допускалась критика богов и вольнодумство.

Особо складывался миф о Риме: город, основанный по предначертанию богов, должный иметь власть со всем миром, его события – этап на пути осуществления предназначения; римский народ как избранный богами и исполненный исключительных добродетелей. Согласно преданиям, царь Альбы, Нумитор, был низложен своим братом Амулием. Для устранения соперников Амулий истребил сыновей Нумитора, а его дочь Рею Сильвию принудил стать весталкой. Но от связи с Марсом та родила близнецов, Ромула и Рема. Брошенных на берегу Тибра новорожденных чудесным образом вскормила волчица. Позднее их подобрал пастух, а его жена воспитала мальчиков. Со временем повзрослевших Ромула и Рема признал их дед, Нумитор, и, свергнув Амулия, внуки вернули деду царство. Решив основать город в местах своего детства, братья покинули Альбу и обратились за советом к богам. Каждый выбрал себе отдельный холм: Ромул – Палатин, а Рем – Авентин. Рем первым увидел в небе шесть летящих коршунов – авгурово знамение. Ромулу же явилось в два раза больше птиц. Он выиграл у брата право основать город и провёл плугом борозду вокруг Палатинского холма. Отвальная земля стала городской стеной, борозда обозначила ров вокруг города, а вынутый из земли плуг обозначал будущие городские ворота. Рем перепрыгнул через эти сооружения, и Рем за это убил брата, крикнув: «Так я покараю всякого, кто перепрыгнет мои стены!».

Данный сюжет представляет собой социализированный вариант космогонии с традиционной трактовкой пространственно- временного континуума и первоначальной жертвой. Позже эпизод братоубийства будет восприниматься как одна из причин бед, обрушивающихся на город.

К римскому мифу примыкает героика, которая вытесняет постепенно мифы, связанные с пантеоном:

Мифы, связанные с царями;

Установление республики, когда люди жертвовали собой ради величия Рима;

Обожествление государственных деятелей;

Культ императоров.

Можно сказать, что социальная мифология оттеснила традиционную, носительницу онтологических сюжетов, на задний план, почти удалила её из системы актуальных верований. Несмотря на это, фабула мифологических сюжетов первой группы тесно связана со второй, является её социальной проекцией, с сохранением почти всех закономерностей существования мифологической системы.

 - 64.50 Кб

Основная часть

Мифология древнего Рима

Основная часть

Мифология древнего Рима

Введение.

Миф - сказание, предание особого рода. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: миф - это вымысел, принимаемый за правду. Люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел - для других.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма («форма общественного сознания»), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Римская религия и мифология были подчинены политике, моральным устоям Рима и гражданскому долгу. У граждан не должно было возникать сомнений в устройстве их жизни и в разнице между сословиями. Все правители являются избранниками богов, героями и сыновьями богов. Поэтому они ближе к небожителям, и им лучше знать какой должна быть жизнь. Многие мифы и легенды Древнего Рима прославляли героизм, были именно эпическими. А героями, конечно же, в основном были императоры.

Следует отметить, что если у греков религия имела божественное значение, то у римлян боги были неотъемлемой частью повседневной жизни. Они были необходимы для пахоты земель, сева, удачных всходов, богатого урожая и т.д. Боги покровительствовали каждый определенному виду деятельности среди людей, определенным явлениям природы и нуждались в жертвоприношениях. Иными словами, в религии древних римлян центральное место занимали ритуалы и культ. Это не могло не отразиться на мифах и легендах.

«Римский миф».

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими, и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе, но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь, же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

Характер римского мифа.

Поскольку ритуал играет центральную роль в римской религии, как и в мифах, созданных греками, иногда возникает сомнение по поводу того, что большая часть римских мифов имеет исконно римское происхождение. Это восприятие является продуктом романтизма и антиковедения XIX века, которые расценивают греческую цивилизацию как более «достоверно творческую». Но от Ренессанса до XVIII века римские мифы были частью вдохновения для европейской живописи. Римские традиции особенно богаты историческими мифами или легендами, касающимися основания и возвышения города. Эти повествования сосредоточены на человеке – деятеле, в жизни которого бывают лишь случайные вмешательства божества, но всепроникающее чувство божественности всегда сопровождает его судьбу. В ранний период Рима история и миф имеют взаимные и взаимодополняющие отношения. Как отмечает Т. П. Уайзман:

Римская история все ещё имеет такое же значение, какое она имела для Данте в 1300 году, Шекспира в 1600 году и отцов-основателей Соединённых Штатов в 1776 году. Что нужно для того, чтобы быть свободным гражданином? Может ли сверхдержава быть ещё и республикой? Как благонамеренная власть превращается в убийственную тиранию?

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия. И первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шестиатомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календ арь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества, и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие - «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций - соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры,Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун иДиоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Первое поколение - боги заимствованы из греческой религии (по Гигину)

Дети Хаоса:

Эребус (Мрак)

Нокс (Ночь)

Этар (Свет)

Диес (День)

Дети Этара и Диес:

Теллус/Терра (Земля)

Тартаррус (Бездна)

Амур (Любовь)

Темпус (Время)

Дети Хаоса и Теллус:

Уран (Небо)

Мар (Море)

Второе поколение божеств:

Дети Урана и Теллус - титаны:

Гиперион

Юстиция

Дети Мара и Теллус:

Еврибия

Тавмантус

Турсциверс

Третье поколение

Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)

Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, со ссылкой на неизвестного греческого поэта

Третье поколение

Главные (олимпийские) боги - дети Сатурна и Опс

Юпитер Оптимус Максимус (бог грома и молний)

Юнона Наставница (богиня семьи и брака)

Нептун (бог морей и океанов)

Церера (богиня плодородия и земледелия)

Веста (богиня тихого огня, домашнего уюта и семейных традиций)

Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых и смерти)

Боги были перечислены поэтом Квинтом Эннием в конце III века до нашей эры, с ссылкой на неизвестного греческого поэта

Четвертое поколение (дети Юпитера)

Вулкан (бог огня, сын Юпитера и Юноны)

Марс (бог войны и мощи, сын Юпитера и Юноны)

Вакх/Бахус (бог виноделия, сын Юпитера и Либеры)

Меркурий (бог путешественников, купцов и воров, сын Юпитера и плеяды Майи)

Минерва (богиня мудрости и наук, дочь Юпитера и Метис)

Диана (богиня охоты и войны, дочь Юпитера и Латоны)

Феб (бог охоты и поэзии, старший сын Юпитера и Латоны)

Венера (богиня любви, брака и страсти, младшая приёмная дочь Юпитера и Юноны; дитя из тела умирающего Урана-Неба)

Заимствованные боги:

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёв анной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н.э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были, в конечном счете, отождествлены с антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Заключение.

В целом римляне заимствовали богов не только у греков, но и всех завоеванных ими народов. Они почитали чужих богов так же, как и своих. Культура Древнего Рима переплеталась с достижениями других народов. Нельзя сказать, что римляне слепо копировали в своих произведениях чужие легенды. Многое было переработано, что-то доведено до совершенства и превосходило по своей красоте первоисточники.

Читать мифы и легенды Древнего Рима не менее интересно, чем сказки. Тем более, что многие из них являются до сих пор жемчужинами литературного искусства, на создание которых было потрачено не мало лет самых великих древнеримских поэтов. Например, «Энеиду» Вергилий писал долгих 10 лет.

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой.

Греческая мифология.

Что свойственно для любой мифологической системы, греческая мифология стремится познать и осмыслить окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека.

Многообразие окружающей жизни рождало в сознании древних греков понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит грозный и мудрый Зевс, держатель молний. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку.

Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь.

Древнегреческие мифы и легенды, с красочными и интригующими сюжетами, повествуют о жизни богов и людей, поэтизируют героическое прошлое и дают этико-эстетический заряд осмысления жизни. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

Римская мифология.

Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.

Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени.

Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.

Примерно в конце VI — начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.

Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.

Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.