От какого языка произошло имя надежда. Значение имени надежда, характер и судьба. Судьба Надежды в истории

Реклама

В последние воскресенье сентября все специалисты-машиностроители: рабочие, конструкторы, инженеры, руководители, отмечают свой профессиональный праздник. Найдите несколько минут и поздравьте их в этот замечательный день, подарите слова благодарности за их нелегкий труд.

Профессиональный праздник машиностроителей касается каждого из нас, ведь наша жизнь нераздельно связана со всевозможными машинами. Хотите найти искреннее поздравление с Днем машиностроителя в прозе? Дляс, ваших коллег и партнеров - самые лучшие слова к этому празднику!

***
Ваш труд нелегкий, но при этом Вас уважают все и вся,

Профессии своей секреты Вам позабыть никак нельзя.

Вы — гений.

Строите машины.

Пусть обойдет ваш дом беда,

И не грустите без причины,

И будьте счастливы всегда.

***
Есть один хороший праздник,
Он для тех, кто не дурак,
Кто в машинах всяких разных
Знает что, и где, и как.
Он для тех, кто вмиг построит
Самый сложный агрегат,
Кто свою удачу словит,
Не заметив всех преград.
Пусть тебе, машин строитель,
Светит звезд путеводитель,
Будет счастье на века, И зарплата высока!

***
Среди машин огромных -
Ты и в жару, и в снег,
Хотя на вид и скромный,
Но главный человек!

Хочу я в праздник этот
Сердечно пожелать,
Чтоб добротой и светом
Мог мир свой наполнять!

Пускай среди железа
И скрежета машин
Всегда любить ты будешь,
И будешь ты любим!

***
Пусть наши машины весь мир покорят.
Машиностроителя поздравить я рад!
Прошли времена торгашей и купцов,
Не может страна без машин и станков.

И снова почетен труд тех, кто серьезно
Относится к делу - без вас невозможно
Построить завод, теплоход и авто.
В Китае купить – это будет не то.

Мы славим сегодня своих мастеров,
Так будь же, всегда ты, любим и здоров.

Поздравляю с днём машиностроителя и желаю успешной работы. Пусть не будет в жизни отклонений, пусть всякий труд покажет высокий результат. Желаю жизненного счастья, успехов, здоровья, уважения, воплощения всех планов в реальность и достатка.

С Днём машиностроителя! Как из деталей строятся сложные машины, так пусть из удачи, благополучия и счастья строится твоя судьба. А здоровье будет надёжным механизмом, обеспечивающим долгую эксплуатацию этой машины жизни.

Дорогие технологи, инженеры и все те, кто связан с машиностроением, поздравляю вас с вашим профессиональным праздником! Ваша работа - это нелегкий труд, который помогает сделать мир для нас комфортнее. Будьте усердны, ведь во многом именно от этого зависит качество вашей работы. С праздником!
Поздравляю с Днём машиностроителя! Желаю побольше новых идей, уникальных конструкций, рациональных решений, неимоверных успехов как в деятельности, так и в жизни.

Всех работников машиностроения поздравляем с праздником! Благодаря вашему профессионализму, жизнь не стоит на месте, индустрия развивается бурными темпами, сообщает www.piterburger.ru. Мы уже не представляем жизнь комфортной без средств передвижения, без стильного авто. И как замечательно, что есть гениальные люди, которые своими руками создают эти машины, придумывают, разрабатывают. Так пусть же ваш труд будет востребованным, высокооплачиваемым и перспективным. Интересных вам идей, громких свершений и грандиозных изобретений!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Все, кто связан в своей профессиональной деятельности с машиностроением, ежегодно в сентябре месяце празднуют профессиональный праздник - День машиностроения. В этот день на машиностроительных заводах организуют различные праздничные мероприятия, концерты, чествование ветеранов, конкурсы и торжественные выступления в честь Дня машиностроителя.

Когда отмечается

Знаменательный день для всех инженеров в отрасли машиностроения не имеет постоянной даты, так как свой праздник инженеры-машиностроители празднуют каждое последнее воскресенье сентября месяца. На 2014 год праздник приходится на 28 число. Поскольку воскресенье - выходной для всех день, праздник не признан официальным выходным, о чем гласит указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 N 3018-X «О праздничных и памятных днях».

Кто празднует

Все инженеры, работающие на машиностроительных заводах, все рабочие, имеющие прямую и косвенную связь с машинами, празднуют свой профессиональный праздник - День машиностроителя в России. Хотя отмечают его не только жители России, но и жители других стран бывшего Советского Союза - инженеры-машиностроители Кыргызстана и Беларуси.

Немного о профессии

Что такое машиностроение? Это отрасль экономики, которая должна быть в любой высокоразвитой стране. Она считается сердцевиной индустрии и важной промышленностью. Сегодня жизнь человека полностью связана с машинами. Автомобили, автобусы, метро, самолеты, которыми мы пользуемся практически каждый день, а также сельскохозяйственная техника - все это плоды трудов инженеров-машиностроителей. За последнее время появилось столько автомобильных мааров, что их количество просто невозможно сосчитать. Все эти машины существуют благодаря работникам машиностроительной промышленности.

Не только автомобилестроение считается машиностроением, но и все оборудование - станки, подводные лодки, ядерные реакторы, космические корабли, стиральные машины и даже пылесосы.

Предыстория праздника

Первый День машиностроителя был отпразднован в 1980 году, когда Президиум Верховного Совета СССР издал указ о праздновании различных праздничных и памятных дней. С тех пор вошло в традицию отмечать День машиностроителя. Все причастные к машиностроению с нетерпением ожидают последнее воскресенье сентября месяца.

НАДЕЖДА

НАДЕЖДА

Ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное ценностное Н. обосновывалось тем, что она воспринимается как , добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности Н. не всегда делался о том, что она является злом. Н.-иллюзия выступала в роли утешения (Эсхил «Прикованный Прометей»), которое хотя и не способно отвести удары судьбы, зато в силах избавить человека от страдания в ожидании неизбежного. Ценность иллюзорной Н.-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. ведет к отчаянию, в то как главное для человека - сохранить перед лицом любых ударов судьбы. В нейтральном значении Н. раскрывается как ожидание события, которое с ценностной т.зр. может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано Н. как положительной ценности - справедливой награды за добродетельную . Положительное значение Н. в античности закрепилось и в том, что Н. символически изображали на монетах, а в Др. Риме существовало культовое почитание Н.
В христианстве Н. трактуется исключительно как положительная . И хотя допускается, что объектами Н. могут быть различные (включая материальные) блага, в ней усматривается принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное - упование на справедливый суд Христа и (мессианская Н.). В таком качестве Н. рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и милосердием. Наиболее распространена т.зр., что Н. в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла « из них больше»: она пребывает вечно, в вере же и в Н. утрачивается, когда Царство Божье становится фактом.
Понятие Н. занимает существенное в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее предполагает соединение добродетели и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья не постижимы разумом и могут быть предметом лишь Н. В качестве условий возможности высшего блага и оснований Н. на его достижение Кант называет свободу, души и Бога. Н., как и , не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.
В современных рассуждениях о Н. в разных филос. контекстах переосмысливаются антич. христианские представления. Одни философы отождествляют Н. с иллюзией, рассматривают ее как предлог уйти от решения смысложизненных дилемм в грез (А. Камю, Ж. , Д.Д. Руне) и противопоставляют ей безнадежность как отсутствие всякого обмана. Другие считают Н. сущностно связанной со свободой и творчеством и признают ее необходимой и весьма эффективной движущей силой развития как в личностном, так и социальном, историческом и даже космическом аспектах (П. Рикёр, Э. Блох, Э. Фромм).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НАДЕЖДА

НАДЕЖДА - ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды (έλπίς). Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался о том, что надежда является злом; часто она выступала в роли утешения (“Прикованный Прометей” Эсхила) - как , хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной надежды-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая надежда ведет к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество в столкновении с любыми превратностями судьбы. Нейтральное значение понятия раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано и понимание надежды как положительной ценности (справедливой награды за добродетельную жизнь), в античности закрепившееся и в том, чтонадежду изображали на монетах, ав древнем Риме существовало ее культовое почитание (spes).

В христианстве надежда трактуется исключительно как положительная ценность. Хотя допускается, что объектами надежды могут быть различные (в т. ч. материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание - упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская надежда). В таком качестве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и милосердием. Наиболее распространена , что надежда в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла “любовь из них больше”, поскольку любовь пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом. В самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь. На основе анализа святоотеческих текстов С. М. Зарин говорит о второстепенном значении надежды и как аскетического средства. На высшей ступени своего развития христианин угождает Богу не благодаря надежде на получение в будущей жизни вечного блаженства за “доброделание”, а только из любви к Богу.

Понятие надежды занимает существенное место в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее благо (философский понятия Царства Божьего) составляется из двух элементов - добродетели (нравственности) и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья непостижимы разумом и могут быть предметом лишь надежды. В качестве условий возможности высшего блага и оснований надежды на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Постулат о свободе вытекает из необходимости допущения определения воли по законам умопостигаемого мира, о бессмертии души - из необходимости “соразмерности продолжительности существования с полнотой в исполнении морального закона”. Благодаря постулату о бытии Бога оказывается возможной надежда на осуществление высшего блага во всей полноте - достижение соразмерного с нравственностью счастья. Надежда, как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.

Античные и христианские представления о надежде и сами их основания стали предметом переосмысления для современных авторов. Так, А. Камю, разделяя античный взгляд на надежду как на иллюзию, добровольный самообман, считает, что понимание ее как ценности возможно лишь в рамках религиозного и философского сознания, приписывающего миру и основание. По логике этого сознания, если не надеяться на понимание мира и на спасение в нем, то следует отказаться от жизни. Такое Камю обнаруживает не только в христианском и новоевропейском образе , но и в экзистенциализме. Единственный путь для человека, осознавшего наконец свою принадлежность абсурду, состоит в жизни без надежды на понимание и на спасение, которая всегда тождественна иллюзии. Надежде в современной философии противопоставляется безнадежность как отсутствие всякого обмана (Ж. Батай). Надежда-иллюзия считается всего лишь предлогом для ухода от решения смысложизненных дилемм в мир грез (Д. Д. Руне).

В основании античного и современного понимания надежды как иллюзии, согласно П. Рикёру, лежит миросозерцание “вечного настоящего”. Причину отказа от надежды в этой он видит в признании приоритета необходимости. Адекватное же понимание надежды, по его мнению, возможно лишь в теологии и философии, имеющих эсхатологическое . В контексте эсхатологической теологии Рикёр связывает понятие надежды с понятиями воскресения и свободы. Познать воскресение Христа - значит приобщиться к надежде на воскресение из мертвых. Э. Блох при создании философии надежды опирался на учение К. Маркса, которое само считал актом надежды, именно на том основании, что в отличие от предшествующей философии, ориентированной в прошлое и исходящей из реализованности идеала совершенства, ориентирует на достижение универсального совершенства в будущем. Успешность мирового процесса в этом движении определяется, по Блоху, надеждой, признаваемой атрибутом бытия, устремленностью к будущему или первоначальной формой выражения “голода” - побудительной силой, ведущей к изменению в мире. Э. Фромм, обосновывая положительную ценность надежды во внерелигиозном контексте и косвенно возражая против отождествления ее с иллюзией, напротив, особый акцент делает на непременной укорененности надежды в настоящем. Объектом надежды, по его мнению, является бытия, а-пассивное ожидание достижения бытийной полноты в далеком будущем Фромм считает одной из основных форм отчуждения надежды ( “будущему”, “потомкам”, “прогрессу” и т. п.). Именно пассивное упование уводит человека от собственной активности и ответственности за свою жизнь, надежда же требует действовать и добиваться достижения целей. Поэтому она опирается на особого рода реальности - “видение настоящего, чреватого будущим”, которое Фромм называет ра

циональной верой, или умением усматривать суть явлений. Увязывание надежды с настоящим делает ее более действенной еще и потому, что уберегает от формы отчуждения - игнорирующего авантюризма.

Напротив, в религиозно-философских рассуждениях о надежде особенно акцентируется присущий ей элемент иррациональности. Так, Рикёр подчеркивает, что надежды - это логика избыточности, поскольку надежды не только не имеет предпосылок в настоящем, но и противоположен настоящему - существованию “под знаком креста и смерти”. С. А. Левицкий объясняет надежды тем, что “превратимость возможности в действительность” постулируется в ней часто против доводов разума. Оборотной стороной иррациональности надежды является ее соотнесенность со свободой. Согласно Рикёру, надежда соотнесена со свободой отрицания смерти. По Левицкому, надежда есть свободы, поскольку она представляет собой “постулирование определенной благой возможности как субъективно долженствующей осуществиться”; лишенный надежды, лишен и свободы.

Представление о надежде как о положительной ценности включает и ее действенности в личностном, социальном и космическом аспектах (К. С. Льюис, Рикёр). Блох считал, что надежда ориентирует на осуществление высшего блага как торжества коммунизма и Царства Свободы, где преодолеваются какие-либо противоречия в человеческом бытии и становится бессмертным. По Фромму, надежда как основная характеристика бытия направлена на активное преобразование человеком и обществом “земной” реальности в направлении ее “большей жизненности”.

Лит.: Платон . Филеб. Государство. Тимей // Платой, Собр. соч. в 4 т., т. 3. M., 1994; Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. M., 1965; Левицкий С. А. Трагедия свободы.- Соч., т. 1. M., 1995, с. 238-43; Зарин С. M. Аскетизм по православнохристианскому учению. М., 1996; Камю А. Бунтующий человек. М., 1990; Льюис К. С. Просто

Это нежное женское имя, выражающее такое благородное, добродетельное чувство, практически всегда дарит своей обладательнице слегка заносчивый и взбалмошный характер, несмотря на такое милое звучание. Значение имени Надежда – это в первую очередь энергичность и воля к победе, активность и эмоции бьющие через край.

Надюшка обычно растет единственным ребенком в семье, и именно этот факт вкладывает в значение имени Надежда для девочки свои коррективы. Она прирожденная командирша, во дворе сверстники ходят за ней как «хвостик», и она этим с удовольствием пользуется, раздавая им приказы и задания.

Она подвижна, активна, любит веселые и шумные игры, и в ее действиях часто присутствует элемент мальчишеской задорности, искорки, которую придает значение имени Надежда для ребенка. Очень многие ее действия зависят от настроения. Когда ей радостно, то милее девочки не найдешь, а вот грусть и уныние привносят в ее натуру нетерпимость, гнев и раздражительность.

С таким интеллектом как у нее – становятся гениями, но толкование имени таково, что учиться она совсем не любит, сидение на месте и постоянная зубрежка могут запросто вызвать у нее состояние депрессии и даже всплески ярости. Особенно в переходный возраст юная Наденька способна быть грубой, но авторитет свой из-за этого не теряет, лишь формирует негативное отношение к себе.

Любовь

Страстная, вспыльчивая, влюбчивая, но сохранившая в себе детскую недоверчивость, повзрослевшая Надя будет всегда привлекать внимание мужчин своей неординарностью и эффектностью. Это означает, что своей внешности она придает особое значение. Она всегда выделяется в толпе, вызывая чаще восторженные взгляды, чем негодование.

Она может быстро загореться, увидев лишь одно замечательное качество в мужчине, и именно из-за этого ее первые попытки отношений заканчиваются провалом. Избранники попросту разочаровывают эту требовательную женщину. Но, набравшись опыта, Надя может настолько сильно влюбиться, глубоко, беззаветно, и тогда ее чувства с головой захлестнут вторую половинку.

Семья

Замужество слегка меняет Надежду. Это обозначает, что на смену бурным эмоциям, грубости, активности, приходит умудренная временем сдержанность, и лишь иногда она позволяет себе вволю проявить эмоции, которым, по ее мнению, в семейной жизни не место.

В семье она главная, хотя муж зачастую не замечает, как умело она дергает его за веревочки, и он как марионетка, исполняет все ее желания. У нее талант к манипулированию, особенно если эмоции не зашкаливают, она может повернуть в свою сторону любую ситуацию.

Когда появляются дети, она становится для них строгой, требовательной, но справедливой матерью. Без причины никогда не накажет, но если причина есть, и она веская, тогда малышам будет нелегко сдержать ее гнев. Поэтому, как мать семейства, она имеет непререкаемый авторитет.

Бизнес и карьера

Добросовестность и педантичность – два «кита», на которых строится карьера Нади. Она всегда ответственно подходит к любому делу. Ее энергия и изобретательность помогают ей найти наилучшие пути решения проблем по работе, а значит, она всегда идет впереди соперников.

Если она погружена в работу, то ее лучше не трогать. Даже на маленькое замечание она ответит грубостью – ей лучше знать, как все сделать правильно. И у нее все выходит отлично, благодаря цепкому уму и способности выстраивать сложные логические цепочки, где она придает значение каждой мелочи.

Ей легко удается открытие собственного бизнеса, про таких людей говорят, что у них есть предпринимательская жилка. Она обойдет всех конкурентов в погоне за победой, и ее дело будет процветать, и оставаться перспективным на долгие годы. А если ей еще и нравится, то чем она занимается, то она может создать нечто неимоверно перспективное.

Происхождение имени Надежда

Происхождение имени Надежда приводит нас к Древней Греции, откуда и произошло это имя, и его буквальный перевод был — Ἐλπίς, что имеет значение одной из трех главных добродетелей христиан. Отсюда и этимология, которая, как и во всех других языках имеет буквальный перевод с греческого.

Святая мученица Надежда, сестры которой – Вера и любовь, и мать их София потерпели мучения от императора-язычника Адриана. Как и у всех мучениц, ее история очень печальна. Она
Была подвергнута пыткам, но благодаря воле Господней, ей не причинили вреда ни раскаленное железо, ни кипящая смола. И эта храбрая женщина, чье имя олицетворяет такое прекрасное чувство, была казнена.

В этом и есть великая тайна имени, которое провоцирует ее обладательницу никогда не унывать, смело смотреть в глаза судьбе, и даже при самых плачевных обстоятельствах надеяться на лучший исход.

Характеристика имени Надежда

Основная характеристика имени Надежда – это сочетание бурной смеси мужских и женских черт характера. С одной стороны, она грубая, холодная, целеустремленная, энергичная. С другой – в ее душе скрываются очень глубокие, сильные эмоции, она справедлива, щедра, и способна на сострадание.

Такая яркая смесь делает характер этой женщины просто невыносимым для одних, и очень приятным для других, потому что каждый видит в нем свои плюсы и минусы. Если она действительно любит своего близкого человека, то она никогда не откажет ему в помощи, ее натура не даст сказать нет, ведь преданности она придает огромное значение.

Но те личности, которые хоть один раз заслужили гнев и негодование Надежды, навсегда войдут в немилость, она как королева, казнит их у себя в голове, и будет хранить отрицательное отношение под надежным замком, но всегда готовая выпустить их наружу. Она придает честности особое значение, и поэтому единожды обманувший человек, навсегда останется для нее злейшим врагом.

Тайна имени

  • Камень – Коралл.
  • Именины – 14, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
  • Гороскоп или знак зодиака имени – Весы.

Известные люди

  • Надежда Грановская (Мейхер) – экс-солистка группы ВИАГра.
  • Надежда Кадышева – солистка группы «Золотое кольцо».
  • Надежда Бабкина – российская певица, исполнительница русских народных песен.

На разных языках

Интересно то, что перевод имени Надежда – одной из трех сестер матери мудрости, несет в себе буквальный смысл, то есть в других языках это слово имеет абсолютно то же значение, но произносится совсем по-другому. Поэтому о том, как переводится оно на другие языки, стоит сказать отдельно.

На языках, родственных русскому, оно произносится созвучно: Нада, Надее, Наджея, Надзея, Надия. А в дальнем зарубежье его звучание отличается кардинально: Эсперанза, Сперанца, Эльпида, Хоуп, Надине.

Для китайцев это имя считается очень сложным в русскоязычном произношении – Нацзежида, что записывается на китайском иероглифами как 娜杰日达. Его звучание на японском языке немного проще – Надэдзида, а записывается азбукой катакана — ナデジダ.

Формы имени

  • Полное имя – Надежда.
  • Производные, уменьшительно ласкательное, сокращенные и другие варианты – Надя, Надюшка, Наденька, Надюша, Надюся, Динуся, Надеждушка.
  • Склонение имени – Надежде, Надежды.
  • Церковное имя в православии – Надежда.
Ἐλπίς, Ελπίδα
ивр. ‏נדיה ‏‎
исп. Nadia
итал. Nadia, Nadja, Nadya, Nadea
лат. Nadia
нем. Nadja, Nadia
польск. Nadzieja, Nadia
рум. Nadia
укр. Надя, Надія
фр. Nadine
чеш. Naděžda, Naďa, Nadja
дат. Nadia
нидерл. Nadia
словацк. Nadežda
словен. Nadia
швед. Nadja, Nadia

Имя вошло в русский именослов вместе с именами Вера и Любовь ; история существования всех трёх имён в русском языке во многом сходна.

Происхождение имени

Имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами -сёстрами, казнёнными ок. (или ок. ) года по приказу императора Адриана . Второй по старшинству сестре по имени Элпис (Надежда ), было на момент кончины, согласно преданию, 9 лет .

Частотность имени

Как и имена Вера и Любовь , имя Надежда не употреблялось вплоть до начала XVIII века : сказывалась явная связь всех трёх имён с нарицательной лексикой. В. А. Никонов сообщал об однократном упоминании имени Надежа в писцовых книгах XIV -XVI веков , но полагал, что в данном случае его следует отнести скорее к нецерковным именам-прозвищам .

Отношение ко всем трём именам переменилось в 1740-е годы, после прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны , происшедшего на волне роста патриотизма и русского национального самосознания. Почти единственные звучащие по-русски во всём перечне святых , имена оказались востребованными, - поначалу преимущественно в дворянских семьях . По данным В. А. Никонова, во второй половине XVIII века частотность имени Надежда среди дворянок составляла 25 ‰ (то есть 25 носителей при пересчёте на тысячу человек). Среди московских купчих за тот же период - 11 ‰, среди крестьянок удельных сёл Подмосковья - 2 ‰. На начало XIX века приходится подъём популярности имени во всех сословиях: в -1816 годах частотность имени у дворянок составляла 40 ‰, у московских купчих 26 ‰, у крестьянок удельных сёл Подмосковья - 5 ‰ .

Л. М. Щетинин отмечал имя Надежда в числе самых популярных женских русских имён конца XIX века (в ряду таких имён, как Мария , Анна , Екатерина , Евдокия , Александра и др.). В XX веке наибольшая востребованность имени пришлась на 1920-е - 1960-е годы; в последующем отмечался спад интереса к имени. По сведениям, собранным А. Я. Шайкевичем, в Москве в период -1932 годов имя находилось на 8-м месте по популярности (с частотностью 36 ‰); в 1950-е годы место в рейтинге имён не изменилось, но частотность увеличилась до 43 ‰. В 1961 году , по сведениям В. А. Никонова, собранным по регионам центральной России, имя довольно часто присваивалось новорождённым девочкам как в городах, так и в сельских районах (оно относилось к именам массового распространения). В городах частотность колебалась в пределах от 19 ‰ (Курск) до 71 ‰ (Владимир); на селе - от 65 ‰ (районы Ярославской и Костромской областей) до 96 ‰ (районы Тамбовской области). Статистика, собранная А. В. Суперанской и А. В. Сусловой по Ленинграду , также показывает, что имя пережило пик популярности в отмеченный период (но тем не менее в Ленинграде имя никогда не имело высокой частотности, характерной для других регионов России). Так, среди родившихся в 1930-е - 1950-е годы частотность имени сооставляла 24 ‰, среди родившихся в 1970-е - 16 ‰, такой же показатель был у новорождённых девочек конца 1980-х .

Формы имени

Древнерусская форма имени: Надежя . Разговорные формы имени: Надежа, Надёжа . В советское время в пору увлечения именами-неологизмами (1920-е - 1930-е годы) фиксировалось имя Нади́я , которое было образовано от усечённой основы имени - Над(ежда) - с присоединением финали -ия, традиционной для русских женских имён .

Наиболее известная краткая форма имени - Надя . Именно в такой форме имя было заимствовано из русского во многие европейские языки .

Иноязычные аналоги

В других славянских языках

В украинском языке используется в качестве полного аналога имени Надежда принято имя Надѝя (укр. Надія, ударение на "і"), так как слово "надежда" переводится на украинский как "надія".

В греческом языке

Греческим аналогом имени Надежда является имя Эльпида (греч. Ελπίδα )

В западноевропейских языках

Именины

См. также

Напишите отзыв о статье "Надежда (имя)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Надежда (имя)

После в моей жизни было множество «больших» юбилейных дней рождения, но ни один из них, даже праздновавшихся в самых изысканных заграничных ресторанах, никогда даже близко не сумел превзойти мой потрясающий десятый день рождения, который смастерила тогда для меня моя необыкновенная бабушка...
Но «сюрпризам» в этот вечер, видимо, не суждено было кончаться... Через какие-то полчаса, когда «пир» уже был в самом разгаре, воздух в комнате вдруг по привычному (для меня) заколебался и... во всей своей красе появилась Стелла! Я от неожиданности подпрыгнула, чуть не опрокинув свою тарелку, и быстренько начала оглядываться по сторонам – не видит ли её кто-то ещё. Но гости со здоровым аппетитом, увлечённо поглощали «плоды» бабушкиного кулинарного искусства, не обращая никакого внимания на вдруг рядом с ними появившегося чудо-человечка...
– Сюрприз!!! – весело хлопнула в ладошки малышка. – С твоим большим день рождением тебя!.. – и в комнате прямо с потолка посыпались тысячи самых причудливых цветов и бабочек, превращая её в сказочную «пещеру Алладина»...
– Как ты сюда попала?!!!.. Ты же говорила – тебе нельзя сюда приходить?!.. – забыв даже поблагодарить малышку за устроенную ею красоту, ошалело спросила я.
– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...