Причащение — как часто причащаться? Кто достоин причастия

Количество записей: 275

Здравствуйте, батюшка! Простите за подробности, но кратко описать не получается. 1) Мы с супругой стараемся причащаться каждую неделю. Так благословил нам батюшка, которого мы считаем своим духовным отцом. Раньше мы причащались раз в месяц. Тогда мы готовились, говели несколько дней. На вопрос, как поститься, если причащаться каждое воскресенье, батюшка ответил, что надо поститься в среду и пятницу и соблюдать Евхаристический пост с 0 часов. Батюшка наш находится далеко и ездить к нему каждое воскресенье невозможно, ездим в основном по большим праздникам. Недавно мы были на Литургии в храме, что в деревушке рядом с дачей. А накануне в субботу мы с супругой были в кафе, чтобы немного развеяться, так как дочка наша гиперактивная (ей 3 года) и супруга с ней очень сильно устает. Я целый день (порой до 22 часов, бывает что и по субботам) на работе, и помощи у жены нет.

В общем, приехав на дачу, мы оставили дочку моей маме и уехали в кафе. Вечером приехали и подготовились к Причастию. Правда, причащаясь каждую неделю, мы читаем Канон покаянный и Последование ко Святому Причащению. Батюшка того деревенского прихода сказал, что христианин должен как минимум 2 дня до Причастия поститься, то есть в пятницу и субботу. Он не то чтобы не допустил нас до Причастия, но сказал, чтобы мы подумали, чтобы это не было во грех ни нам, ни ему. Мы смутились и в тот день не подошли к Чаше. Я не хочу ни в коем случае никого обвинить, просто пытаюсь понять, как правильно поступать. За долгое время выпала минутка немного отдохнуть и мы воспользовались ей. Нам не следовало готовиться к Причастию? Может, правильней причащаться раз в месяц? 2) Можно ли поститься с вечера вторника до вечера среды и с вечера четверга соответственно (с 18 часов до 18 часов) или надо строго с 0 часов до 24 часов? 3) Мы хотим ходить в храм всей семьей (я, жена и дочь 3 лет). Раньше мы ходили по очереди, когда причащались редко. Отстоять Литургию с маленьким подвижным ребенком невозможно, да мы и не пытаемся. И когда дочка начинает смущать окружающих во время Богослужения, я выхожу с ней на улицу. Можно ли причащаться в таком случае? Или опять все сведется к ежемесячному Причастию?

Евгений

Евгений, я думаю, что то, что сказал Ваш батюшка в отношении причащения – все же совет, пожелание, но не приказ и не догма. Поэтому иногда можно сделать и послабление – тот уикенд с кафе как раз прекрасная для этого возможность. А потом отдохнете – и снова за духовные подвиги. Это же дело – живое.
В отношении поста принято поститься либо с 0 часов до 0 часов, либо после прочтения вечерних и утренних молитв: прочли вечерние молитвы, например, во вторник – наступает постная среда, прочли утренние молитвы в четверг – можно разговляться.
Если девочка с Вами в храме, я думаю, Вы поступаете правильно: придется немного потерпеть, пока не подрастет, а сейчас в силу ее возраста можно выходить на время из храма, и в то же время – причащаться Тайн Христовых.

игумен Никон (Головко)

Спаси Вас Господи! По завершении кафизмы или всего Псалтыря есть молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...". Нужно ли её читать? Насколько я знаю, молитву эту читают только в Великий пост.

Андрей

Андрей, если нет поста, молитву преп. Ефрема Сирина можно и опустить, не читать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня недавно умерла мама. Она долго болела, у нее был рак. Не знаю, как справится с этим, я совершенно не готова к этому... Дело в том, что у меня маленький ребенок, 2,5 года. Приближается Новый год, а тут такое... Просто не знаю, стоит ли как-то отмечать? Дочка ничего не понимает, хочется, что бы у нее был праздник. Но не знаю, могу ли я.

Ольга

Ольга, да, ребенок в 2,5 года едва ли готов уже встретиться со смертью и понять ее, поэтому постарайтесь праздник сделать, это и для Вас послужит необходимым отвлечением. Только, может быть, не Новый год праздновать - ведь, пост будет на дворе, - а все-таки Рождество Христово?

игумен Никон (Головко)

Батюшка, у меня недавно умер родственник, но, так как очень дальний, я решил сделать ограничение в пище на 9 дней вместо строго 40 дневного поста. Узнал об этом только на 4-й день. Вопрос, будет ли уместно поститься на девятый день или напротив, помянуть, сняв ограничение?

Андрей

Андрей, и попоститься - дело доброе, и помянуть с родственниками, устроив хорошее угощение - тоже доброе дело. Поступите сообразно с обстоятельствами. Если родственники готовы собраться на поминки, то все же лучше быть с ними.

игумен Никон (Головко)

Дорогие батюшки, спасибо большое за вашу работу на сайте! Я сама обращалась к вам и получила неравнодушный ответ, который помог. А вопрос у меня такой. Приближается Рождественский пост. Предыдущие посты давались тяжело: есть проблемы со здоровьем. Как не навредить? Как правильно выбрать меру поста, чтоб это не стало непосильной ношей? И еще один момент - пощусь в семье только я. Получается не экономия, а совсем наоборот. Правильно ли это? Ведь смысл поста еще и в том, чтобы излишками делиться с нуждающимися. Рассудите меня, многогрешную. Спаси Господи за помощь...

Светлана

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Прошу прощения за беспокойство. Один знакомый человек, соблюдающий пост, задал мне вопрос, можно ли есть хлеб, который продается в магазинах, в Рождественский пост? Ведь в монастырях хлеб пекут сами и точно знают состав. Чтобы человек не нарушил пост, обращаюсь к Вам за ответом! Благодарю!

Ольга

Ольга, несмотря на то, что в составе магазинного хлеба указаны молоко и яйца, для хлеба, как для основного продукта питания, делается исключение - употреблять его в пост благословляется. А кроме того, не забывайте: самое главное в посте то, что пост по сути своей - не столько отказ от продуктов, сколько отказ от страстей.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, помогите, пожалуйста, разобраться, как быть. Два года назад мой ребенок попал в реанимацию, я молилась и просила Бога о выздоровлении ребенка, и когда была в храме мне было словно видение - а что я могу дать Богу в благодарность, чем смогу пожертвовать? И я решила в среду вообще не вкушать пищу - только просфору и святая воду - как раз в среду была операция моему ребенку, и слава Богу, все прошло благополучно и ребенок выздоровел. Я была у батюшки и просила благословение на среды - но батюшка мне сказал: сначала хорошо подумайте, а сможете ли Вы, а потом придете ко мне (я думаю до сих пор – еще не брала благословение на среды), и вот я уже 2 года соблюдаю этот обет, за это время и наша семья стала намного ближе к Богу - мы с мужем повенчались, сами стараемся исповедоваться и причащаться, и деток тоже. А сейчас я понимаю, что не есть целые сутки очень тяжело - семье надо готовить кушать, работа, и в мирской жизни это очень тяжело, и сама чувствую слабость, но в то же время я боюсь Бога, ведь он тогда оставил ребенка в живых и помог, и я очень благодарна Богу за все. Помогите разобраться, как правильно поступить со средами! Спаси Вас Господи!

Алла

Здравствуйте, Алла! Вам нужно пойти к этому батюшке на исповедь и покаяться в самочинном взятии на себя обета. И просите у него послабления или отмены своего обета на его усмотрение. Только так можно разобраться в Вашей ситуации и сделать все законно.

иерей Владимир Шлыков

После удаления желчного пузыря у меня развился хронический панкреатит. Можно ли поститься с таким диагнозом?

Ирина

Ирина, поститься можно, но разумно. Кстати, ведь пост можно проводить, не только ограничивая себя в каких-то продуктах. Можно попробовать избегать праздного времяпровождения – например, не смотреть телевизор, отказаться на время от интернета и т.п. Это – тоже пост.

игумен Никон Головко

Дорогие батюшки, скажите, как поступать в следующей ситуации? Допустим, пост, и я его держу. Но, когда я на работе и прихожу на обед в столовую, то там, ну, может, всего 10% постных блюд. Или в течение всего дня перемещаюсь по городу, заезжаю в кафе покушать, тоже для постящихся людей практически ничего нет. Или приезжаю вечером в гости к друзьям, а они ждали и специально что-то приготовили. А я голодная, да и откажусь - на меня обидятся. Когда я питаюсь дома, то без проблем - у меня все постное и я соблюдаю. Но где-то в обществе...

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Время поста – это не только воздержание в еде, но и духовное воздержание. Во время поста нужно воздерживаться от увеселений, как можно меньше ходить в гости. Нужно больше времени уделять молитве и посещению храма. В отношении еды в кафе и столовых – можно принести еду с собой (если это не запрещено) или выбирать наименее скоромные блюда.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, благословите! В следующем году хотим пожениться и обвенчаться. Знакомы уже лет 7, но сблизились только сейчас, в Дивееве, у Батюшки Серафима. После росписи хотим венчаться (это будет осенью). Девушка ходит в храм Серафима Саровского, а я в монастырь Иоанна Кронштадтского, хотим, чтобы нас венчал либо мой батюшка, либо ее, но ее храм находится на Серафимовском кладбище, и я не знаю, хорошо ли там венчаться? Да, конечно, смешно, но я ни разу не видел, что бы на кладбищах венчали. Правильно ли венчаться на кладбище? Подскажите, пожалуйста. Да, и ещё, подскажите, пожалуйста, девушка хочет хорошую свадьбу (с кафе, с лимузином, со множеством гостей с её стороны, с кольцами хорошими). Мне это всё равно, но ради неё сделаю. Можете сказать, хорошо ли это? И можете сказать, какое меню лучше выбирать? И так как это будет постный день, можно ли его нарушить и есть все подряд (и первая брачная ночь)? Спасибо.

Вячеслав

Вячеслав, в кладбищенских храмах тоже венчают, как и во всех остальных, хотя, согласен с Вами, остбановка для свадьбы будет весьма необычная.
А по поводу других Ваших вопросов – ну, хочет она лимузин и все остальное, так пусть будет. Но постные дни и прочие правила лучше не нарушать. Кстати, все эти вопросы снимаются, если назначить венчание на воскресенье.

игумен Никон (Головко)

Доброго здравия, святой отец. Скажите, считается ли действительным венчание 26 августа (в пост) с умирающим супругом в больнице? Священник, который нас венчал, знал нашу семью и уважал умирающего. Может, он из сострадания провёл этот обряд, не знаю, но будем ли мы вместе с мужем на небесах? Я молюсь о его душе. Спасибо Вам большое.

Елена

Здравствуйте, Елена.
Венчание, совершенное священнослужителем действительно, независимо от времени его совершения.
В вашем случае беспокоиться не нужно.
По поводу вопроса о встрече на Небесах мы читаем в Евангелии (Лк. 20, 27-36) .
Вместе быть возможно, но все будет иначе. Как это будет происходить, сможем узнать только там.
Да поможет Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка, Вас беспокоит Дарья, мне 19 лет. У меня есть молодой человек, познакомились мы с ним в храме, сначала всё было хорошо, вместе ходили в храм, но потом я поняла, что ему это очень тяжко, так как он с детства не ходил в храм, и мама его только в последние годы стала постоянной прихожанкой. Недавно услышала от него, что он не хочет в будущей своей семье ходить в храм каждое воскресенье, держать посты, молится утром и вечером, что считает это уже крайностью, для него хватает 2 раз в полгода, того, что он носит крест, верит, что Бог есть, и считает, что главное - совершать добрые поступки, при этом он не будет запрещать жене молится, поститься и т. д. Батюшка, как поступить, если в дальнейшем мы хотим быть вместе, а я хочу при этом православную семью, одним духом, это же неправильно, когда жена постится, а муж нет, когда жена идет в храм, а он на работу... Там же нет единства. И при этом я не могу его оставить, он добрый и дорогой для меня человек, но что мне делать, как направить на путь истинный? Заранее спаси Господь! И если можно, не публикуйте вопрос.

Дарья

Здравствуйте, Дарья!
Жена не сможет жестко влиять на выбор мужа, он сам определяет меру своего благочестия. Единство супругов заключается не в том, чтобы делать все одинаково, а в том, чтобы уважать выбор друг друга. Похоже, что молодой человек Ваш выбор уважает. Если Вы сможете признать за ним право ходить в храм 4 раза в год, то можете вступать в брак.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Этот вопрос каждый человек должен решать лично сам для себя. Все зависит от потребностей вашей души. Никто не может определить для вас, как часто нужно Причащаться. Хотя некоторые ориентиры, рекомендации, дать можно.

В Причастии Господь дарует силы на покаяние. Если человек старается всерьез исправить свою жизнь, жить по вере, ради Бога, и причащается слишком редко, то он рано или поздно может просто сломаться от недостатка сил, ибо покаяние требует сил много. Если же человек причащается часто, но не задумывается о происходящем с ним всерьез и не желает покаяния, то он рано или поздно может просто сойти с ума, поскольку без ума подходит к столь страшному Таинству.

Кстати, отсюда можно сделать вывод, что чаще причащаться все же лучше, поскольку жизнь нам вообще дана для покаяния.

КАНОНИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К ЧАСТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ НЕТ. Только дважды в сутки нельзя. Есть каноническое ограничение к редкому Причащению. Если человек не Причащался три недели подряд без объективных причин, то он отлучает сам себя духовно от Церкви. И есть еще Правило VI Вселенского Собора о обязанности Православных христиан в Пасхальную седмицу причащаться ЕЖЕДНЕВНО. Поста при этом нет, на Пасху он запрещен. Ведь радость же! А что за радость без Причащения, без полноты Церковной жизни? Набить брюхо по поводу окончания поста? Это, простите, не о Христе Воскресшем радость.

Не-допуск к частому Причащению во многих приходах основан не на Канонах, а на традициях прошлых (и немногих) веков. Тогда это было допустимо: люди были такие, что переживания от Таинства хватало им на полгода. Мы — с окаменевшими сердцами. И чтобы их растопить, одних слов мало. Нужна благодать (духовная сила, даруемая Богом), а она подается в Таинствах.

Перед революцией, когда земная Церковь находилась в тяжелейшем положении, Господь явил для вразумления верующим великого пастыря, святого праведного Иоанна Кронштадтского. В те времена храмы стояли пустые. Службы совершались редко. Желающих исповедоваться не было. А Иоанн Кронштадтский стал совершать Литургию ежедневно. И собрал столько ПРИЧАЩАЮЩИХСЯ верующих! Даже исповедовать он всех поодиночке не мог: стоял с чашей перед Причастием, и все люди одновременно КРИЧАЛИ ему свои грехи. И отец Иоанн по глазам человека, подходившего к Чаше, безошибочно определял, насколько искренней и полной была исповедь каждого.

За ежедневное причащение отца Иоанна даже в ереси обвиняли. Но никаких Православных канонов он не нарушал, скорее, наоборот, напоминал всем давно забытое. Почитайте его дневники — и все поймете.

Кстати, из исповеди Иоанна Кронштадтского потом сделали так называемую «общую исповедь». Выйдет батюшка, почитает по книжке грехи, накроет всех епитрахилью — и готово. А на исповеди Иоанна Кронштадского люди называли свои грехи САМИ, как и полагается.

Какие препятствия к частому Причащению? Недостоинство? Причащаться недостоин НИКТО. Вы что, как Христос, мир от греха искупили? Да не дай Бог подойти к Причастию с мыслью, что «достоин».

Недостаточный пост? Если вы причащаетесь канонически, еженедельно, то для вас достаточно и постов канонических: среды и пятницы. Разве дело в еде? Вот ведь — сделали из поста препятствие к Причастию! Царство Божие — не пища и питие! (Апостол). Если уж на то пошло, то поститься мы должны непрерывно, только совсем не в смысле того, что голодать (а то силы иссякнут), а быть как часовой на посту, охраняя свою душу. А знание меры в еде (правильный пост) этому помогает.

Цель подготовки к Причастию — осознать, по мере сил, к чему (к Кому) мы приступаем в храме, и заранее продумать, что сказать на исповеди.

Если мне предстоит экзамен по физике, а я, в качестве подготовки, буду сколько-то дней голодать вместо того, чтобы физику учить, я вряд ли сдам экзамен. А, с другой стороны, если я понимаю, что надо физику учить, но буду есть «от пуза», то у меня не будет сил на подготовку, потому что все время будет хотеться спать. Или еще какие-нибудь неприятности с плотью начнутся. Понятен смысл поста в еде?

И из молитв перед Причастием тоже умудряются турникет делать. Хорошо, когда много молишься! Но если я читаю N-тый канон молитвослова, уже сам не соображая, что там написано, то как же меня поймет Бог, к которому я обращаюсь? Зачем это? Чтобы мне еще больше отупеть?

И если я не подхожу к исповеди и Причастию (к Богу!) из-за того, что какие-то слова молитв по недостатку времени или сил Ему не сказал — правильно ли это? Ему нужнее сердце, а не слова. А о сердце как раз и хорошо поговорить на Исповеди, и лечится оно в Причащении…

Единственное серьезное препятствие к Причастию — отсутствие желания покаяния.

Стоит ли присутствовать на Литургии, но не причащаться? Молитвы всей второй половины Литургии (Литургии верных) — это молитвы от лица готовящихся здесь и сейчас причащаться. Можно ли просто присутствовать на Тайной вечере и не причащаться (в качестве зрителя?) — судите сами. Можно ли после после исповеди, когда вы примирились с Богом, разворачиваться к Нему спиной и уходить, не причащаясь, игнорируя Его призыв (Приимите, ядите…)?

Конечно, простоять всю Литургию и не причаститься — вполне допустимо для новоначальных, хотя бы потому, что немногие храмы могут организовать нормальную катехизацию (теоретическое обучение основам Православия) прихожан и те не понимают, что в храме происходит. Но нормой такое положение назвать нельзя.

Священник Антоний Коваленко

Просмотрено (6016) раз

Иеросхимонах Симеон (1869 - 1960) более шестидесяти лет подвизался в Псково-Печерском монастыре. Он являлся одним из основоположников псково-печерского старчества двадцатого столетия. Своим духовным чадам старец советовал причащаться как можно чаще. Иногда он, если считал полезным, благословлял человека причащаться даже два дня подряд. При этом отец Симеон подчеркивал, что перед принятием Тела и Крови Господних причастник должен ясно сознавать свое не достоинство.

Как-то раз к старцу Симеону приехала на исповедь его духовная дочь монахиня Архелая. После исповеди старец неожиданно сказал:

Будешь завтра причащаться!

Никак не могу, - ответила матушка, - не готова, вчера ела скоромное - суп с молоком, недостойна я.

Ишь - недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что «недостойна». Она, видите ли, всегда причащается «достойно»! Ну так вот завтра причастишься «недостойно».

Старец Симеон своим прозорливым духовным оком видел состояние души человека. Он всегда знал, кому и когда можно причащаться, а кому нужно повременить.

Сознание святости таинства Евхаристии и собственной греховности неминуемо приводит каждого из нас к вопросу: достоин ли я причастия и не причащусь ли я в осуждение;? Если мы точно соблюдаем правила подготовки к причащению, это в какой-то мере дает нам право думать, что мы верно готовимся к принятию Святых Даров. Однако внешние правила служат только ориентирами для внутренней духовной подготовки к таинству. Мы же иногда придаем им решающее значение и тогда начинаем идти по ложному пути.

Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский перед причащением нескольких духовных чад спросил их:

Ну, как вы?

Да, мы готовы, батюшка, - ответили одни.

А мы плохо, -- признались с сокрушением другие, - в работе и заботах не приготовились, простите!

Так вот, - рассудил святой, - вы, неготовые, - приступите. А вы, готовые, приходите в другой раз к чаше Тайн Христовых.

Таким образом отец Иоанн Кронштадтский ободрил смиренных и вразумил самоуверенных.

Никто из людей в силу своих заслуг, трудов или даже подвигов недостоин приобщаться Телу и Крови Христовых. Поэтому приготовление к причащению, как сказал один из богословов, состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности» и «неподготовленности», а в ответе любви на любовь. Люди же, забыв о любви ко Христу, часто подходят к святой чаше только с желанием соблюсти регулярность в причащении. Считается, что во время продолжительных постов подготовиться к причащению наиболее удобно. Поэтому в этот период в храмах можно увидеть большое количество причастников. Однако все ли они, выбрав благоприятное время, достойно принимают Христовы Тайны?

Однажды Великим постом кто-то из прихожан церкви, в которой служил преподобный Севастиан Карагандинский (1884 - 1966), с радостью сказал:

Как много сегодня в храме было причастни ков!

Причастников много, да причастившихся ис тинно мало, - заметил преподобный Севастиан. - Не нужно гордиться тем, кто своевременно причаща- ется, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самой кон чиной человек сподобляется причаститься во спасе ние души.

Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитать молитвенное правило и очистить совесть в таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Тайн. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скрупулезное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце.

Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд.

Нам также нужно помнить и о том, что благоговение перед таинством Святого Причащения не должно перерастать в неуверенность, тоску и уныние, которые могут породить в нашей душе сомнение в необходимости причащения. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть» .

Как-то раз женщина поведала одному ныне уже почившему епископу о том, что постоянно видит свое недостоинство и поэтому не смеет приступать к святой- чаше, а если и приступает, то мучается. Епископ сказал этой женщине:

Когда считаете себя недостойной, тогда-то и приступайте; а вот когда вы сочтете себя «достойной», тогда скажите мне, и я вас не допущу до причастия.

Конечно, нам не надо мучить себя перед причастием беспричинным томлением духа. Если у нас есть глубокое чувство собственного недостоинства, то мы с упованием на милость Божию можем приступать к причащению без всяких угнетающих душу терзаний. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется» .

Один из послушников Саровского монастыря исповедался перед причащением, но тем не менее решил не приобщаться. Находясь во время совершения литургии в алтаре, он думал: «По суду Божию за мое не достоинство я буду сожжен огнем или живой поглощен землей, как только приступлю к чаше». Так он размышлял в присутствии преподобного Серафима Саровского. Прозрев мысли послушника, святой подозвал его и сказал:

Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас даром, питая нас Пречистою Своею Плотию и Кровию, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся: только веруй, что это есть истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые даются во исцеление всех наших грехов.

Когда человек постигнет глубину своей греховности и сочтет себя недостойным никакой Божией милости, она неожиданно посещает его. - Старец Иосиф Исихаст (+1959) имел большой духовный авторитет среди афонских подвижников, многие из которых были его учениками. Некоторое время старец Иосиф находился в затворе и не выходил, из него даже на литургию. Однажды накануне большого церковного праздника он в одиночестве безмолвствовал в своей келлии. В течение всего вечера старец Иосиф непрестанно думал, что в этот праздник другие иноки причастятся, он же за свои грехи недостоин этого. Старец закрыл глаза и с горечью погрузил свой ум в самоосуждение, но при этом желание вкусить Хлеба Жизни в нем всё более и более возрастало. Внезапно он почувствовал чье-то присутствие. Подвижник открыл глаза и увидел пред собой ангела, от появления которого темная келлия наполнилась светом иного мира. Ангел держал в руке изящный сосуд, помещавшийся на его ладони. Он открыл сосуд, приблизился к старцу Иосифу и с великим благоговением и вниманием вложил ему в уста частицу Христова Тела. Затем ангел с улыбкой взглянул на причастника, закрыл сосуд и через кровлю поднялся туда, откуда пришел. В течение суток после чудесного причащения сердце старца было исполнено неизреченной любви ко Христу и он не помышлял ни о чем земном.

Каждому из нас необходимо знать: ничто так не сокрушает наш дух и не смиряет сердце, как истинное покаяние и плач о грехах. Однако существует пять причин, которые мешают нам чистосердечно раскаяться в содеянных грехах. Что же это за препятствия?

Мы можем причаститься в осуждение, если:

1) вместо искреннего покаяния занимаемся само оправданием;

2) прощаем своих обидчиков и искусителей на словах, а в своем сердце продолжаем на них гневаться;

3) каемся в грехе, но при этом не испытываем к нему отвращения и даже сохраняем к нему привязанность;

4) при покаянии не даем обета впредь беречь себя от грехов, искоренять страсти, исправить свой образ жизни;

5) приступаем к таинству покаяния формально, только ради того, чтобы быть допущенными к Свя тому Причащению.

Все мы по своей греховности недостойны Тайн Христовых и сподобляемся принимать их только по великой милости Божией. Безграничное человеколюбие Господне покрывает наши грехи и допускает нас к святой чаше. Однако когда человек приемлет Святые Дары без самоосуждения, сокрушения и смирения, он лишается милости Божией и причащается в осуждение. Каковы признаки такого причащения?

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

Как встретить Пасху? Как правильно готовиться ко Святому Причащению на Светлой седмице и как часто причащаться? Как быть, если ребенок не дает присутствовать на службе? Если разлад в семье?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия

Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии» . Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения - думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.

Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи - все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. В этом году Пасха удачно совпадает с гражданскими праздниками. Это дает возможность провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

До рождения ребенка я регулярно посещала богослужения, пела на клиросе, старалась жить полной церковной жизнью. После рождения ребенка это тоже получалось, потому что малыш спал почти всю службу и никого не отвлекал. До года получалось держать его на руках и он также мог быть в храме большую часть службы, никого не отвлекая. Но после года он начал ходить, и моя духовная жизнь на этом остановилась. Я больше не могу быть на богослужениях, потому что ребенка оставить не с кем. Иногда с ним может остаться мой муж, если у него выходной. Тогда я иду на службу. Но это может быть редко, и уж точно не выпадает на большие церковные праздники. Из-за этого я впадаю в уныние, что праздник для меня проходит без Причастия. Батюшка благословил меня причащаться, приходя вместе с ребенком хотя бы к Евхаристическому канону. Но даже когда я прихожу к канону, ребенок все равно постоянно бегает, отвлекает молящихся, других детей и не сидит на месте. В итоге я подхожу к Чаше раздраженной, молитвы и не было. Как быть в таком случае? Я очень смущаюсь после такого принятия Таин. Боюсь, что это в осуждение. Как приучить ребенка к службе (сейчас ему 2 года)? Ведь мы с рождения его причащали и продолжаем это делать? Любовь

Уважаемая Любовь! Нужно потерпеть ту ситуацию, в которой Вы находитесь, по крайней мере, не раздражаться, не унывать и не отчаиваться. То, что происходит с Вами — естественно, в большинстве случаев, когда растут дети, бывает именно так. Думаю, тут нужно довольствоваться не такой интенсивной церковной жизнью, не таким частым причащением, как Вы привыкли, понимая, что материнские обязанности, если они исполняются достойно, ничуть не ниже в очах Божиих. Дело в том, что всё, что мы делаем в нашей жизни, мы должны делать для Бога. И так же, как для Бога мы ходим в храм, молимся, стараемся очищать свою совесть, — точно так же для Бога мы должны воспитывать своих детей. И если воспринять эту ситуацию не как некую тяготу, как внезапно навалившийся на вас груз, который хочется сбросить, а как послушание, новый этап Вашей жизни, то все наладится, все будет в порядке.

Уважаемый Владыка! Прошу совета. Мы с мужем 4 года в венчанном браке, двое маленьких детей. В последнее время в семье стало тяжело. Муж срывает на мне плохое настроение, выплескивает накопленное на работе раздражение, придирается. Из-за "не так" приготовленного обеда может сутками не разговаривать или набрасывается с такой злостью, что делается страшно. Разговаривать, обсуждать проблемы не хочет, даже сказал, что может развестись со мной, ему все равно. Может показаться странным, но я все равно верю, что муж меня любит. Понимаю, что нужно терпеть, смиряться, молюсь о нем, прошу прощения и тогда, когда чувствую вину за собой, и когда нет. Иной раз он сам извиняется, я прощаю, но меня гложет то, что в душе остается осадок, трудно общаться после его извинений, сама себе кажусь лицемеркой. Знаю, что Бога необходимо благодарить за скорби, но благодарю зачастую со слезами, переживая обиду, принимать скорби с радостью не получается. Скажите, нужна ли Господу такая "благодарность", не в осуждение ли мне это? Боюсь прогневить Господа ропотом. Заранее спасибо. Анастасия

Уважаемая Анастасия! Очень жаль, что муж не близок Вам внутренне и поэтому не делится с Вами какими-то проблемами, возникшими у него. Я думаю, что Вы поступаете совершенно правильно. Надо побольше за него молиться и постараться вновь завоевать его доброе отношение, его любовь. Дай Бог, чтобы у Вас это получилось.