Сообщение возрождение и гуманизм в западной европе. Возрождение и гуманизм в европе. Историческое значение Возрождения

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему: Культура Возрождения в Западной Европе

Выполнил:

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил: Житаев В. Л.

Саранск 2002

План:

Введение

1. Гуманизм. - ценностная основа

культуры Возрождения

3. Особенности художественной культуры:

Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение

Список литературы

Введение:

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального - к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры;

Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столе­тии, когда становится общеевропейским явлением - это, так назы­ваемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последо­вало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э."), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век - только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело­века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто инстве человека» проводит мысль о том, что человек - творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

2. Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный

идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис тории, древние - греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на латинском языке - классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки - были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античного наследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности» Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние к теологии - теории религии. Лоренцо Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала глупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.

Тема:

Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного питания)

Учебная дисциплина: История

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI - ХVIII веке . Тема 6.3 . Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения.

Обучающий компонент: уяснить через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи, выяснить значение реформ и контрреформ.

Развивающий компонент: умение анализировать культуру Возрождения, значение контрреформ.

Воспитательный компонент: Воспитывать культуру общения; прививать интерес к традициям других народов, развить уважение к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, поисковые, групповые.

Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом учебника, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.

Ресурсное обеспечение учебного занятия:

    Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 1 (для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей). - М.:ИЦ «Академия», 2014. -304 с.

    Технические средства: компьютер, мультимидийная установка, презентация «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».

    Раздаточный материал: карточки, учебники, раздаточный материал.

Прогнозируемый результат:

По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):

    ЛР 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире .

ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

    МР4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.

ПР 3.С формированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

ПР 5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

План

1. Высокое Возрождение.

2. Великие гуманисты.

3. «Титаны Возрождения».

4. Причины Реформации.

5. Выступление Мартина Лютера.

6. Крестьянская война в Германии.

7. Жан Кальвин и его учение.

8. Контрреформация. Религиозные войны.

Ход учебного занятия

    1. Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности к учебному занятию

Целеполагание

    1. Повторение изученного материала.

Преподаватель предлагает обучающимся повторить пройденный материал в виде фронтального опроса, а некоторые работают по карточкам. Приложение 1

    Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?

    Расскажите о развитии новой военной техники.

    Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы?

    Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVI XVII вв?. Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

    1. Изучение нового материала.

    Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»

?!Как вы думаете, что такое Возрождение?

?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «реформация»?

1. Высокое Возрождение.

Преподаватель предлагает начать работу с вопроса.

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с , которым их уподоблял автор притчи. Приложение 2.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

!? Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

!? Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие

Сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как

наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности

2. Великие гуманисты.

Обучающиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени явился Эразм Роттердамский , ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Роттердамского -острая философско-политическая сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни. К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее

надежды, победы и поражения. Еще одним величайшим писателем гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств. Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра -автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор , английский мыслитель -гуманист, создал трак

тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе -место, которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать. Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского

общества и государства.

3. «Титаны Возрождения».

Обучающиеся продолжают заполнять таблицу следуя по презентации и объяснению преподавателя.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры -ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме -главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти

прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская, Мадонна». Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической

характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер . Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям

гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи

Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн , автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

    Причины Реформации.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование).

Реформация - это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций : за каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

    Выступление Мартина Лютера.

Опережающее задание подготовить информацию о личности Мартина Лютера.

Определения и ключевые моменты записываются в тетрадь.

Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на .

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер . Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен. Конспекты в тетради.

    Жан Кальвин и его учения.

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником стр. 213. Выписывают главные идеи учения.

Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.

    1. Закрепление:

Преподаватель предлагает обучающимся закрепить полученные знания в виде устного опроса, при ответе на которые обучающиеся должны дать аргументированный ответ.

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?

2.Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3.Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

5. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

6. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

7. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

8. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

V . Домашнее задание .

    Написать эссе на тему: «Реформация и контрреформация»

VI . Подведение итогов.

Подведение итогов на основе составления синквейна (мини-стихотворения).

Значение географических открытий

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Вывод.

Оценивание учебных способов деятельности обучающихся.

Выставление оценок.

VII . Рефлексия . Используется методический прием «Незаконченное6 предложение»:

Что было на уроке самым полезным для меня было… …

Что было на уроке самым интересным для меня было…

Приложение 1.

Карточка №1

    Что такое мануфактура?

    Назовите первое огнестрельное оружие.

    Назовите отличие каравеллы от галеров.

    Причины революции цен.

    Что такое буржуазия?

Карточка №2

    Что означает рассеянная мануфактура?

    Перечислите изобретения в области техники.

    Что такое мортиры?

    Что такое акционерное общество?

    Что означает капиталистическое предприятие?

Приложение 2

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари

2. Духовенство

3. Крестьяне

А. Овцы

Б. Быки

В. Собаки.

имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему: Культура Возрождения в Западной Европе

Выполнил:

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.


Проверил: Житаев В. Л.

Саранск 2002

План:

Введение


1. Гуманизм. - ценностная основа

культуры Возрождения


2. Отношение к античной и средневековой культуре


3. Особенности художественной культуры:


Список литературы


Введение:


Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального - к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры;

Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столе­тии, когда становится общеевропейским явлением - это, так назы­ваемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последо­вало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

    Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э."), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век - только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело­века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто инстве человека» проводит мысль о том, что человек - творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»


2. Отношение к античной и средневековой культуре


В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный

идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис тории, древние - греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на латинском языке - классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки - были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античного наследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности» Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние к теологии - теории религии. Лоренцо Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала глупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.

Однако, вся средневековая культура с ее многолетней исто рией, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось, А Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрожде ние, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищу щему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью и преувеличивать значение ан тичности».

Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодей ствия старого и нового, богатство и разнообразие культурных эле ментов. В чем конкретно проявлялось влияние средневековья на культуру Возрождения?

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалам первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать некую новую, еди ную религию, свободную от национальных, этнических, культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить рели гию, но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной куль турой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами католической церкви.

В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведе ний было написано на библейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась для церквей, имела культовое назначе ние. Можно сказать, что искусство Возрождения было своеобраз ным синтезом античной физической красоты и христианской ду ховности.


3. Особенности художественной культуры:

Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение


Искусство в период Возрождения было главным видом духовной де ятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаи валась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически орга низованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения свя заны с эволюцией гуманистических концепций в периоды раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренес санса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифео дальной направленностью, прославляющей предприимчивую и сво бодную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии - Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании - Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой по этизирует представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней картиной общества и его героических идеалов в народной сказоч ной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризу ющееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пастораль ные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Воз рождения получило яркое выражение в театральном искусстве, ис пытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его ха рактеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностя ми театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-пло щадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная коме дия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет ха рактер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. По являются различные жанры светского музыкального искусства -фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсемес ное распространение. Светские гуманистические устремления пра никают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инстру ментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполняв ния на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появление новых музыкальных жанров - сольных песен, ораторий, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Во рождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Отмети что в системе искусств в этот период происходит перемещение центов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра и кусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. И- кусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плам не было больше возможностей по сравнению с другими искусства Наш соотечественник, замечательный знаток итальянского Воз рождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей и никогда оно было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это - ма лый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего малого и незначи тельного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет позна ния» Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художе ственного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все при родные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства - характерная черта ренессансной культу ры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу - в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точно г и безу пречное изображение жизни. Союз науки и искусства помог искусст ву решить многие, очень важные изобразительные проблемы. Выра батывается новая система художественного видения мира, основан ная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим - вот исходный принцип художников Ренессанса. А мы видим вещи не изолированно, а в един стве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях.

Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры вают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развива ется в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в дру гой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про странство, пейзаж, архитектуру.

Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор ческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз можным позднее. Мастеров Возрождения часто называют «титана ми» , имея в виду их универсальность, «Это была эпоха, которая нуж далась в титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», - писал Ф. Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346). Леонарбо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, мате матиком, анатомом, ботаником. Он наследовал почти все сферы есте ствознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:«...Таланта... было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух не обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда цар ственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти».

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - другой великий ма стер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его стихотворений.

Рафаэль Санти (1483-1520) - не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - основатель и крупнейший пред ставитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», со здал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоре тиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и напи сав «Четыре книги о пропорциях». Эти примеры можно было бы про должить. Таким образом, универсальность, разносторонность, творче ская одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически ита льянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина ХIII-ХIV вв.; раннее Воз рождение - XV в.; Высокое Возрождение - конец XV в. первая треть XVI в.; позднее Возрождение - конец XVI в.

Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, визан тийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Боидоне (1266 - 1337). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие:

нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера Раннего Возрождения - Ф. Брунеллес ки (1377-1446), Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач чо (1401-1428), Мантенья (1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не слу чайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить пред метность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспекти, вой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Воз рождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: .одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспекти ва, материальность форм достигается не только объемностью и пла стикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Ми келанджело. Они олицетворяют главные, ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан скому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая полови на XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными

изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго вые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Пе реработав и готику, и восточная традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы коло­рита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде ния - это Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто(1518-1594).

Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно шению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве се верного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религи озного чувства, символики, оно более условно по форме, более арха ично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек природы достоин изображения. Такие пред ставления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники - мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альт дорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве север ного Возрождения - это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует зам -тить, что немецкий порт рет отличался от портретной живописи итальянского Возрожде ния. Итальянские художники в своем преклонении перед челове ком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безраз личны к красоте, для них главное - передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в ущерб идеа лу, в ущерб красоте. Быть может в этом проявляются отголоски типичной для средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в се верном - этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии - А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах - Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции - Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах - это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи - Питер Брейгель-старший. Он писал досто верные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Ни дерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интерес ных вещей. Давая сравнительную характеристику итальянского и север ного Возрождения, следует выделить еще одно существенное разли чие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепоще нию, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозно го совершенствования, обновления католической церкви и ее уче ния. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.


ЛИТЕРАТУРА:


1. А. А. Радугин Философия: курс лекций Изд-во Центр М. 1999 год


2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.


3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-ХV веков. М.,

1977.


4. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М.,1979.


5. Эразм Роттердамский. Философские произведения; М., 1986. Эстетика Ренессанса. В 2-х гг. М., 1981.

    Все сделал Миха[email protected] жно-Уральский Государственный Университет Глава I. Возрождение Роль искусства Философия и религия Гуманизм Периодизация и регионы

    Ренессанс Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готическое и продолжавшейся со средины пятнадцатого до начала шестнадцатого столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха- возвращение в...

    Экзаменационный билет по предмету АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Билет № Вазопись, керамика и мелкая пластика Кипра. Формирование теории литературы в трудах Аристотеля.

    Министерство образования и науки Украины Национальный горный университет Кафедра философии Реферат по дисциплине: «Культурология» на тему: «Культура эпохи Возрождения в Западной Европе. Нидерланды и Франция»

    Министерство образования Российской Федерации Армавирский лингвистический университет Анапский филиал Факультет « Лингвистика» РЕФЕРАТ По мировой художественной культуре

    Восточноукраинский национальный университет Имени Владимира Даля. Контрольная работа по курсу «Украинская и зарубежная культура» выполнил студент группы КТз-221

    Рязанская Государственная Радиотехническая Академия Кафедра Истории и Культуры Дисциплина культурология Реферат на тему: «Искусство эпохи Возрождения в Италии»

    Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене. Такое определение этому понятию дает толковый словарь Ожегова. Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все...

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт- Петербургская государственная инженерно- экономическая академия.

    Введение Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение - целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживани...

    Культурология. Семинар 7. Генезис культуры Возрождения. Философия гуманизма. Новые ценности. Когда европейский дух перестал стремиться к смерти, обратился к жизни, он нашёл для себя новый источник силы в самом начале своего же пути – в античности. Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась н...

    xcКультурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерности и способах постижения человеком культуры. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими науками. Иными словами Культурология...

    Сибирский Университет Потребительской Кооперации ТЕМА РЕФЕРАТА: ИСТОКИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Выполнил: Проверил: Новосибирск 2003 ПЛАН: Представление о происхождении культуры...

    Министерство образования РФ Институт Мировой Экономики и Информатизации РЕФЕРАТ по культурологии на тему: «Итальянское Возрождение» Научный руководитель: Малькова Т. П.

    Народы Европы стремились к возрождению сокровищ и традиций, утраченных из-за бесконечных истребительных войн. Войны уносили с лица земли и людей, и то великое, что люди создавали. Идея возродить высокую цивилизацию древнего мира вызвала к жизни философию, литературу, музыку, подъем естественных нау...

    20.Культура Древней Греции. Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю...

Жизнь Европы XVI-XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом. Это была эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания.

Золотой фонд мировой культуры составляют произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , Рафаэля Санти (1483-1520). Учения Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420), Рене Декарта (1596-1650) знаменовали собой переворот в естествознании.

Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Эразма Роттердамского (1467-1536), Никколо Макиавелли (1469-1527) и Томаса Мора (1478-1535). И это будет далеко не полный список имен.

Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии. Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении.

Наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Похожие процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Похожие процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом.

В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, отличающийся от средневековья. Отсутствием власти церкви, духовною свободой, отношением к человеку как к центру мироздания.

Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности.

Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался.

Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Развитие культуры как материальной, так и духовной сложно заключить в какие-то точные хронологические рамки. Эпоха Возрождения охватывает период примерно от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в.

В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета в разное время. Раньше всего оно началось в Италии - XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия - во всех этих странах происходил культурный переворот.

По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты - Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции, Нидерландская буржуазная революция.

Творцами культуры возрождения были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества.

К новой культуре проявили интерес и материально помогали ее развитию представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода.

Идейной основой Ренессанса был гуманизм. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона, который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека.

Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии, философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием.

Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала.

Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже, чем сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями.

Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами. Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковным духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, нередкими расколами католической церкви.

Раздел 6. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веке.

Тема 6.1 Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Возрождение и гуманизм в Западной Европе.

План:

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе.

Великие географические открытия. Образование колониальных империй.

Возрождение и гуманизм в Западной Европе.

1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новое в экономике. На рубеже Средневековья и Нового вре­мени в странах Европы начинает увеличиваться спрос на изде­лия ремесла, что привело к ускоренному развитию мануфактур­ного производства. На мануфактурах преобладал ручной труд, было характерно разделение процесса производства на отдель­ные операции и использование труда наемных рабочих. Суще­ствовало два вида мануфактур: рассеянная и централизованная. В рассеянной мануфактуре каждый работник трудился на дому: работодатель развозил сырье и забирал затем готовую продук­цию. Централизованная мануфактура появилась несколько позже. В специальных зданиях работали наемные рабочие разных специ­альностей. Каждый из них делал только одну производственную операцию, что позволяло работать быстрее.Открытия в науке и технике .Развитие производства было бы невозможно без многих изобретений, появившихся в конце Сред­них веков и начале Нового времени. Стали использовать простей­шие механизмы, которые приводились в движение силой воды или ветра. Одним из распространенных источников энергии стали ветряные мельницы. Особенно много их было в Нидерландах. Еще в Средние века было распространено колесо, приводимое в дви­жение силой падающей сверху воды. С XVI в. применение водяного колеса сделалось повсеместным. При помощи энергии колеса совершали много производственных операций: обрабатывали кожи, измельчали руду, пилили бревна и т.п. Огромное количество технических изобретений основывалось так же на применении винта. Сначала винты делались из дерева, а позднее их стали изготовлять из металла. В XVI в. был изобретен токарный станок, что позволило увеличить производство и применение винтов. В производстве тканей примитивные вертикальные станки по­всеместно уступили место более совершенным горизонтальным ткацким станкам. Использование одной сукновальной мельницы заменяло 24 работника; стал применяться широкий ткацкий ста­нок, который обслуживался двумя рабочими. Это повысило про­изводительность труда в 3 - 4 раза. Был усовершенствован про­цесс окраски тканей, созданы новые красители. Многие изобретения были связаны с горнорудным производ­ством. Например, при работе в шахтах и рудниках необходимо было постоянно откачивать воду, для чего был изобретен специ­альный насос - помпа. В середине XVI в. стали применять специ­альное колесо, имевшее 10 м в диаметре. Оно приводилось в движение конной тягой или силой воды. При его помощи поднимали на поверхность руду и воду. В XVII в. на шахтах стали взрывать породу, вывозить руду на вагонетках, движущихся по деревян­ным рельсам. С далеких времен европейцы пользовались древесным углем, что привело к резкому уменьшению площади лесов в районах металлургии. В XVI в. научились добывать и применять каменный уголь, а в начале XVII в. - считать его. Переход на использование каменного угля привел к повышению производительности в ме­таллургии. Развитие производительных сил, орудий производства в сель­ском хозяйстве шло медленнее, чем в ремесле. Для увеличения пашни и пастбищ стали осушать болота и озера. Совершенствова­лись методы обработки почвы. Наряду с трехпольной системой севооборота местами проявилось многополье. Все чаше применя­лось удобрение почвы.Военная техника .Огромное количество произведенного метал­ла уходило на оружейное производство. В нем все большую роль играло огнестрельное оружие, появившееся в Европе с XIVв. Европейцы заимствовали порох, изобретенный китайцами. Но ши­роко применять его стали только в XV в., когда было найдено более удачное соотношение пропорций орудий, качества метал­ла, из которого их отливали, и количества пороха в заряде. Пер­вые орудия (бомбарды) делали из бронзы или железа, а стреляли каменными ядрами. Позднее распространился чугун, и стволы пушек и ядра стали лить из него, что было гораздо дешевле и увеличивало эффективность стрельбы. Артиллерийский огонь лег­ко сокрушал крепостные стены, поэтому стали использовать земляные укрепления - ядра в них застревали. Для разрушения укреплений начали применять орудия, стреляющие навесным огнем - мортиры. Первым ручным огнестрельным оружием была аркебуза, об­служивавшаяся двумя стрелками. Ее устанавливали на специаль­ной подставке и поджигали порох фитилем. С середины XVI в. стали использовать фитильные ружья, известные под названием муш­кетов. Мушкет заряжался с дула, в которое закладывали порох и 8-10 пуль. В XVI в. появились также и первые кремневые ружья. В них вместо фитиля применялся кремневый запал. Вошли в упо­требление и ручные гранаты. В XV в. совершился переворот и в судостроении: галеры смени­ли каравеллы - быстроходные суда с 3 - 4 мачтами и системой прямых и косых парусов, позволявшей искусно маневрировать при боковом ветре или даже двигаться против ветра.«Революция цен». Великие географические открытия привели к глубоким изменениям в хозяйственной жизни Европы. Умень­шилось значение средиземноморской торговли и итальянских го­родов. В XVI в. роль посредников стали играть такие города, как Лиссабон, Севилья, Антверпен. Антверпен стал внеевропейским денежным центром, в котором купеческие и банковские фирмы всех стран имели свои конторы и агентов.Другим важным последствием Великих географических откры­тий стала революция цен. В Европе в XVI- начале XVII в. наблю­дался усиленный рост цен. Цены на продукты сельского хозяйства поднялись значительно выше, чем на промышленные товары. За­работная плата отставала от роста цен. Цены резко возросли в связи с ввозом в Европу из колоний большого количества золота и серебра.Революция цен принесла пользу землевладельцам, сдававшим свою землю в аренду, так как арендная плата выросла. Крестьяне, платившие сеньорам оброк деньгами, тоже извлекли пользу из революции цен. В лучшем положении оказались предпринимате­ли, так как зарплата рабочих сильно снизилась. От роста цен не пострадали купцы. От революции цен сильно проиграли крестья­не, которые вели мелкое хозяйство, и крестьяне, платившие об­рок продуктами. Ухудшилось положение большинства дворян, так как они не вели хозяйства, рассчитанного на рынок. В городах от революции цен пострадали широкие слои населения, ведь они жили в основном на зарплату.Развитие торговли и товарно-денежных отношений .Революция Цен привела к еще большему усилению духа предприниматель­ства. Большие и быстрые доходы давала торговля. Купцам было легче действовать вместе. Это привело к складыванию торговых компаний. Первые компании были семейными товариществами. Постепенно они расширялись. Стали создаваться акционерные общества . Их члены несли ответственность за деятельность компании своим имуществом.Развитие торговли породило и биржи. Товарная биржа представляла собой рынок, где шла торговля большими партиями таких товаров, как пшеница, хлопок, кофе и др. На бирже продавали и покупали документы, удостоверяющие наличие товаров по их образцам. В XVII в. почти все торговые города имели биржи. Самыми большими были биржи в Амстердаме и Лондоне.Большое значение для торгового дела имели также банки. Впер­вые их появление отмечено в XV в. в Генуе и Барселоне. В это время они уже делились на государственные и частные. В XVII возникли Амстердамский и Английский банки. Банки осуществ­ляли посредничество в платежах и кредите.Внимание разбогатевших купцов со временем стало привле­кать производство товаров на продажу. Купцу было выгодно кон­тролировать весь процесс - от производства до продажи. Куп­цы начали вкладывать деньги в производство. Они становятся владельцами мануфактур. Хозяин мануфактуры нанимал людей, которые за плату работали на него. Такое предприятие называ­ется капиталистическим (от слова «капитал - деньги и другие ценности, которые приносят прибыль), а владельцев этого ка­питала, предпринимателей называют буржуазией или капита­листами. 2. Великие географические открытия. Образования колониальных империй. Начало географических исследований. Первые Великие геогра­фические открытия совершили Португалия и Испания. Долгая борьба с арабами сделала народы этих стран вольнолюбивыми и воинственными. Когда войны с мусульманами подошли к концу. энергия многих молодых, честолюбивых и небогатых дворян и простолюдинов требовала нового выхода. Испания и Португалия были бедны, но за морем лежали Африка и Индия, богатства которых манили европейцев. В XV в. первыми на поиски африкан­ского золота устремились португальцы. Они усовершенствовали каравеллы. Обнаружилось, что побережье Гвинейского залива бо­гато золотом и слоновой костью. В 1471 г. доплыли до экватора. В 1488 г. экспедиция Б. Диаша достигли мыса Доброй Надежды. В ходе своих плаваний португальцы открыли Азорские острова, острова Мадейра, Канарские острова и др. Открытие Америки. Европейцы стремилась найти морской путь в богатую Индию, обогнув земной шар, 3 августа 1492 г. Христофор Колумб на трех испанских кораблях взял курс на запад. Более ме­сяца суда плыли по морю. 12 октября на горизонте показалась земля. Это был остров Сан-Сальвадор. Колумб убедился, что открыл целый архипелаг. Вскоре моряки увидели большой и богатый остров, который местные жители называли Гаити. Колумб назвал его Эспаньолой. У испанцев остался только один маленький корабль, Колумб отплыл обратно и прибыл в Испанию 15 марта1493 г. Он был уверен, что он плавал к восточным берегам Индии, поэтому европейцы жителей новых земель стали называть индейцами. Колумб совершил еще три плавания к берегам Нового Света (1493-1496, 1498-1500, 1502-1504). В ходе этих плаваний были открыты острова в Карибском море. Колумб высаживался также на материке, но так и не узнал об этом, думая, что перед ним очередной остров. Так, Колумб открыл Америку. Но только италь­янский путешественник Америго Веспуччи, посетивший эти земли в }