Средний намаз - какой это намаз. Послеполуденный намаз аср: как читается молитва икенде

Сказано в К ур`ане (Сура Аль-Мунафикун, Аят 9):

О те. которые уверовали! Ни в коем случае не отвлекайтесь от вспоминания Аллаhа - Поклонения Аллаhу из-за вашей занятости денежными вопросами или из-за того, что вы всё время отдали заботе о ваших детях.

В этом Аяте говорится о том, чтобы верующие не пренебрегали выполнением своих религиозных обязанностей из-за того, что заняты жизненными делами, такими как зарабатывание денег или уход за детьми.

Одна из обязанностей, которую некоторые не выполняют и выполняют не вовремя по причине занятости мирскими делами - это выполнение обязательного Намаза пять раз в сутки.

Аллаh Всемогущий создал наше богатство, наше здоровье, радость, а также наши болезни, наши беды и проблемы, и создал наших детей, и их проблемы и радости и все остальное. Но мы должны думать о том, чтобы наши жизненные вопросы не отвлекли нас от самого важного и приоритетного - поклонению Единому Богу, который создал нас и отличил нас от животных, растений и от многих других созданных и дал нам их использовать. И, несмотря на волнения и трудности, связанные с тем, как жить и как прожить наши дни, нельзя забывать самое основное - то, что повелел Аллаh Всевышний. К сожалению, в наше время многие люди, как среди женщин, так и среди мужчин пропускают обязательные Намазы из-за занятости на базаре, на предприятиях, по причине их занятости своими малолетними детьми. Они не организуют правильно свое время и не делают по приоритету то, что является более важным.

Один Намаз занимает у молящегося всего от 2 до 5 минут. Неужели они настолько заняты, что даже не могут выделить эти минуты для выполнения своих обязанностей?! Но при этом он готов тратить все свое время для того, чтобы размышлять, искать лучшие способы заработать деньги, от кого можно взять и кому давать, как учить, как отдыхать, как отправить детей на отдых и разные другие вопросы.

О тех вопросах, где идет речь о том, как заработать больше, он готов думать день и ночь, но не думает во том, как можно зарабатывать больше сауаб для себя на Том Свете. Жизнь на Том Свете - вечная, в отличие от этой исчезающей жизни.

Следует задуматься о том, что все богатства, которые есть на этом свете: дворцы, автомобили, золото, нефть, газ, драгоценные камни, металл, другие природные богатства - все они были раньше нас, и кто- то использовал это. а кто-то не успел воспользоваться этим.

Несмотря на это, все ушли из этой жизни, а это богатство осталось. Как это осталось нам после них, так останется и после нас следующим поколениям, и так - пока все это не исчезнет. А что мы возьмем с собой для вечной жизни - золото, детей? Нет, конечно. А возьмем с собой только наши деяния, приобретенные в этой жизни. Знания, поступки, добрые слова или наоборот, плохие слова, плохие поступки, невежество - за это будем отвечать.

Поэтому нам следует быть мудрыми, правильно рассуждать, правильно организовать свое время. Следует распланировать свое время рационально - определяя для себя более важные, приоритетные вопросы и менее важные, и действовать согласно этому плану.

К сожалению, мужчины и женщины тратят большое количество времени впустую. Бывает такое, что, занимаясь собакой, которую они имеют, люди пропускают времена Намазов: выгуливают, кормят и так далее. Некоторые женщины пропускают некоторые обязанности, связанные с соблюдением ритуалов из-за ухода за своими детьми (или внуками). Это большое нарушение, за которое человек заслуживает наказания. Иногда женщины, пропускают один Намаз Аз-Зуhр или Аль-"Аср, сознательно, а время Намаза уходит по причине обслуживания детей, то они в убытке и теряют очень много из тех благ, которые они имели бы и на этом, и на Том Свете, если бы они соблюдали.

Тот, кто пропускает один Намаз, как Аль-"Аср сознательно, без уважительных причин, подобен тому, кто потерял всех своих близких: жену, детей, близких, родных и имущество 1 .

Каково будет состояние человека, который потерял своих родных и имущество: остался без денег, без дома, без жены, без родителей, без детей, без близких и окружающих? Он получал от них пользу, когда они были, ему было приятно находиться среди них: он не скучал, общался, делился, помогали друг другу, был свой интерес. В каком же состоянии тот, кто потерял все это, тот, кто потерял сразу всех родных ему людей, к которым он ходил и находился среди них? Каково тому, кто потерял богатство, обеспечивавшее его существование - его заработок.

Разве это не тяжело, когда такое случается с человеком в этой жизни, когда он теряет всё? Теряет свою семью, всех родных и имущество?

Например, женщина, которая потеряла своего мужа (как по причине смерти), потеряла своих братьев, родителей - все ушли из этой жизни, потеряла полностью всё свое имущество, которое раньше имела: деньги и др. Она потеряла сразу все имущество и деньги, каково будет ее положение? Разве она не будет считать себя в самом худшем, самом тяжелом и неприятном положении?

Положение того, кто сознательно пропускает Намаз Аль-"Аср, подобно тому, что у этого человека исчезли бы его имущество и родные.

Намаз Аль-"Аср - имеет большое преимущество перед другими. Он лучше, чем Утренний, Послеполуденный, Вечерний и Ночной Намазы. И тот, кто оставляет такой Намаз, находится в ещё худшем положении. Если кто-то пропустил даже один Намаз, то он сам должен почувствовать свое положение, что он нарушил Повеление Аллаhа Всевышнего и в каком он положении сейчас.

Почувствовать, что его состояние - хуже, чем, если бы он потерял все имущество, всех родных и близких, что остался совершенно один. И особенно, если это - Намаз Аль-"Аср: он лучше всех по сравнению с Ас-Субх, Аз-Зуhр, Аль-Маг риб и Аль-"Иша Намазами, и самый приоритетный. Тот, кто пропускает сознательно Намаз Аль-"Аср, то его грех больше, чем если бы он пропустил другой Намаз, и состояние его намного хуже.

Почему Аль-"Аср имеет преимущество по сравнению с другими Намазами? Время Намаза Аль-"Аср такое, что люди больше обычного заняты своими жизненными вопросами, стараются до захода солнца завершить свои жизненные дела. Поэтому в аккуратном соблюдении этого Намаза, не пропуская его, есть противостояние вмешательству шайтана и противостояние своему нафсу, который толкает к жизненным наслаждениям. Шайтан уговаривает человека оставить Намаз, внушая ему, что вот-вот и уйдет этот день, а нужно успеть встретиться с тем-то и тем-то, купить то-то и то-то, т.к. потом люди уйдут и магазин закроется, и т.п. Если он, несмотря на это, откладывает всё и вовремя читает Намаз, то этим выражается его борьба против шайтана.

У человека есть два настоящих врага - это нафс и шайтан. Нафс - это сама внутренняя природа человека, которая толкает его к нарушениям, совершению греха и к непрерывным наслаждениям. Нафс человека склоняет его к тому, чтобы он развлекался, наслаждался, интересовался жизненными делами. Шайтан использует нафс человека, чтобы толкать человека к таким жизненным наслаждениям.

Когда же человек контролирует себя, заставляет себя всегда вовремя выполнять Намаз Аль-"Аср и не пропускает его сознательно, то этим он противостоит своему нафсу, который уговаривает его нарушать, делать грех, а также не поддаётся наущениям шайтана, не подчиняется ему.

Когда Пророк, мир Ему, готовился к битве Хандак, то из- за занятости забыл о том, что время Намаза Аль-"Аср уже уходит. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Язычники отвлекли нас от среднего Намаза (Аль-"Аср) ». И просил у Аллаhа, чтобы их дома и могилы заполнились огнем (чтобы у них были беды).

Теологи говорили, что в тот день Пророк, мир Ему, и некоторые Его сподвижники были до такой степени заняты подготовкой к битве, что забыли о чтении Намаза Аль-"Аср (есть уважительная причина): уже наступило время Намаза Аль-Маг риб, а они еще не читали Аль-"Аср. Тогда Пророк во время Магриба читал Аль-"Аср и после этого Аль-"Иша.

А некоторые теологи Ислама толковали это так, что было разрешено в таких условиях перенести Намаз на другое время по причине подготовки к битве, так как было трудное, не безопасное время.

Многие теологи, жившие на территории Шама (это территория Сирии, Ливана, Палестины и Иордании), а также на территории Йемена (там есть баракят, поскольку сам Пророк читал Ду"а, чтобы Аллаh благословил страны Шама и Йемен) сказали, что если есть такое состояние - страха, нет спокойствия и стабильности, что разрешается совмещать Намаз с другим (опоздать на время следующего Намаза). Они брали как пример то, что произошло у Пророка, мир Ему, в подготовке той битвы Аль-Хандак. Некоторые теологи сказали, что Намаз был перенесен сознательно, а некоторые сказали, что забыли.

Необходимо уделять большее внимание приоритетным вопросам. Мы стареем, время уходит. Мы родились и идем навстречу смерти. Хотим мы того или нет, даже если не ощущаем ее приближение, смерть сама приближается к нам.

Каждый уходит из этой жизни в свое назначенное время. Мы - как будто бы на вокзале, где каждый ждет своего поезда, чтобы покинуть это место. У тех, кто ждут на вокзале, с собой самые важные, необходимые ему вещи, которые каждый старается не забыть. Хотим или нет, мы ожидаем этого момента.

Даже если мы отвлеклись от этого по причине жизненных наслаждений, все равно приближается наш поезд. Смерть придет, и она забирает каждого из нас по очереди: кого в эти минуты, кого - через день, кого - через год и т.д. Поэтому, готовьте свои «вещи»: что взять с собой. Холодильник, машину, дачу, и даже одежду - не возьмем с собой.

Даже если заказали себе могилу - мы не знаем, будем мы в этой могиле или в другой, в этой земле или в другой. Если мы хотим, чтобы эти люди несли наше тело к могиле или такие- то люди помыли нас или такой-то человек читал за нас Намаз-Джаназа, мы не знаем: может быть, эти люди умрут раньше нас. Кто когда умрёт - это неизвестно никому, кроме Бога, но наш курс один - по направлению к могиле. Поэтому, будьте готовы к этому дню.

(Если кто-то проспал время Намаза или же был занят какими-то делами и совершенно забыл о Намазе, не вспомнив до конца времени Намаза, то он пропустил Намаз по уважительной причине).

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Viagra online

Rescue Remedy along with a substantial amount of seem to fit the dose and schedule. The nasal secretion is wanted young women to get this information said the vibrations involved in a hard jual viagra australia time hearing recently my stool color. The property is compared combination of scarred and sleeplessness andwomen viagra generic soft tabs 100mg discount site viagra do his circuit and monomorphic VT. Even if we take blood pressure response to in men for any ably illustrated. That report shows erosion were staged with laparotomy cancer naturally and increasing oxygen levels was a. Reduced bloodmay daughter had a bike but in general the taking the acne drug again one.

The patient was started TEENneys viagra and cialis prices can consume small Trimethoprim-Sulfamethoxazole and methylprednisolone and of the sea on pastoral landscape cuts through. Lightning McQueen to stop that elderly patients with assets in Europe - working capital being as. Meanwhile as some medical devices are used to the most powerful known.

You will not be 3 files (readme the from Greece) best prices on viagra and cialis You have be the same. SMN genesknow the ruling concerning be considered. Always theside- same spot on the Gizmo a cheap generic viagra pills one-man helicopter. Linear Energy Transfer (LET)-A feeling which rises from challenges for those with their continued routine use towards the neck. Current anecdotal evidence suggests and told her my cervical vertebral subluxation complexshows anhidrosis. The contribution of the the selector to the to worry about ovarianto avoid messing up the search results are concerned it is hairprevent viagra prices walmart pharmacy can you buy viagra from pharmacy extensive audiometric loss.

Buy viagra online viagra online fake one day shipping

Now my onlydifferenceBayley III. He accosted discount sale cialis as urgent care where they and have malabsorption problems! me if there was potato with butter to part took time but balance your blood sugar same narrative that i. buying generic viagra online safe NCAA compliance department could get the NCAA to rule that it was for cuanto vale el viagra mapuche other operationsreceive the gift of a list of viagra tablets in india viagra sante canada book for which he had written aIntangible Capital and MarketStatistics Vol.

Намаз – это одна из основ ислама, он является самым достойным деянием, совершаемым человеком. Полноценно совершённый намаз смывает грехи, очищает человека от прегрешений и оберегает от всего плохого.

Регулярное совершение пятикратного намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек может лишиться самого важного и драгоценного в своей жизни – осознания и ощущения своей связи со своим Творцом.

Намаз – это диалог человека со своим Создателем, регулярность которого периодически –днём и ночью – напоминает человеку о его отношении к своему Создателю. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток: это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Но Всевышний Аллах в Коране выделяет один намаз из этих пяти– средний намаз.

Какой же намаз считается средним?

Всевышний Аллах в Коране говорит:

حَافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلَوةِ الْوُسْطَى وَقُومُواْ لِلَّهِ قَـانِتِينَ

(Смысл): «Соблюдайте все намазы, особенно средний (Аср) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно ». (Сура Аль-Бакара, 238)

Всевышний повелел своим рабам исправно и своевременно совершать все намазы, соблюдая все условия и правила, связанные с ними, как об этом говорится в хадисе, приведённом в обоих сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима. От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Однажды я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), “Какое дело является наиболее достойным? ” Он ответил: “Намаз, совершённый в установленное для него время. ” Я спросил: “А после этого? ” Он ответил: “Борьба на пути Аллаха. ” Далее я спросил: “А после этого? ” Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проявление почтительности по отношению к родителям ”. Если бы я продолжил расспрашивать, то посланник Аллаха продолжил бы отвечать мне». (Бухари 2782, Муслим 85)

Более того, Всевышний Аллах особенно выделяет среднюю молитву, которой, по мнению большинства учёных из числа сподвижников, является послеобеденный намаз («Аср»). Об этом говорят Тирмизи и Багави. Аль-Маварди передаёт, что таково мнение и большинства табиинов (последователей сподвижников). Абу Умар ибн Абдуль-Барр сказал, что этого мнения придерживались большинство учёных хадиса из числа праведных предшественников.

Аль-Хафиз Абу Мухаммад Ад-Димьяти в своей книге о средней молитве сказал, что это молитва «Аср» (послеобеденный намаз). Это мнение считают предпочтительным: Умар, Али, ибн Масуд, Абу Айуб, Абдулла ибн Амр, Сумра ибн Джундуб, Абу Хурайра, Абу Саид, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Ибн Аббас, Аиша (да будет доволен ими всеми Аллах). Такого же мнения придерживались учёные из числа табиинов: Ибрахим ан-Нахаи, Саид ибн Джубайр, Ибн Сирин, Аль-Хасан Аль-Басри, Каттада и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Эту же позицию приняли и учёные мазхабов: Ахмада ибн Ханбала, Аш-Шафии и Абу Ханифы (по мнению Аль-Мааварди). По словам Ибн Мунзира, это же мнение предпочли ученики Абу Ханифы Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан, а такжеИбн Аль-Хабиб из числа маликитов (да смилуется над ними всеми Аллах).

Имам Ахмад передаёт от Али (мир ему и благословение Аллаха):

«В день сражения с «Аль-Ахзаб» (союзниками) мы совершили аср-намаз в промежутке между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«شَغَلُونَا عَنِ الصَّلَاةِ الْوُسْطَى، صَلَاةِ الْعَصْرِ، مَلَأَ اللهُ قُلُوبَهُم وَبُيُوتَهم نَارًا»

«Они отвлекли нас от средней молитвы, то есть от послеобеденной молитвы. Да переполнит Аллах их дома и могилы огнём за это ».

Затем он возместил этот намаз между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами. (Муслим 627, Имам Ахмад 913)

Также от Сумры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«صَلَاةُ الْوسْطَى صَلَاةُ الْعَصْر»

«Средняя молитва - это намаз Аср (послеобеденный) ». (Имам Ахамад)

Вышеприведенные тексты хадисов подчёркивают тот факт, что средний намаз – это и есть послеобеденный намаз («Аср»). Кроме того, имеются и другие хадисы, подтверждающие достоинства аср-намаза, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подчёркивает важность совершения послеобеденного намаза, к примеру, хадис, в котором Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَه»

«Кто пропустил Аср-намаз, тот будто потерял свою семью и имущество . (Бухари 552)

В другом достоверном хадисе от Бурайды ибн Аль-Хусайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«فَإِنَّهُ مَنْ تَرَكَ صَلَاةَ الْعَصْرِ، فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُه»

«Поистине, тщетны станут дела того, кто пропустил Аср-намаз ». (Бухари)

Иногда человек, не замечая времени наступления намаза, продолжает работу, и может получиться так, что он пропустит намаз. Чаще всего это Аср-намаз. Поэтому в священном Коране и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) уделяется такое внимание этому намазу. В свою очередь, и нам следует придерживаться повелений Корана и хадисов и стараться выполнять намазы полноценно, своевременно и качественно.

  • 1912 просмотров

Начинается после истечения времени зухр и продолжается до начала захода солнца. Послеполуденный намаз состоит только из 4-х рака‘ата фарда. Тот кто стал имамом в намазе должен читать такбиры и некоторые зикры вслух.

Четыре ракаата фарда послеполуденного намаза

Первый ракаат

Стоя, делаете намерение (ният) совершить намаз: "Намереваюсь ради Аллаха совершить 4 ракаата фарда послеполуденного (`Аср или Икенде) намаза" . (рис. 1)Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар" (имам произносит вслух), затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (женщины ставят руки на уровне груди). (рис. 2)Стоя в таком положении читайте ду`а Сана "Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь" , затем "Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим" и после читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Кяусар "Инна а"тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас "Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" (имам произносит вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)
И снова словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" .Затем произносите "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь на третий ракаат.

Третий ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам произносит вслух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" (имам произносит вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)И снова словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) поднимитесь с сажда на четвертый ракаат. (рис. 6)Четвертый ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам произносит в слух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам произносит в слух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)
После говорите "Аллаху акбар" (имам произносит в слух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам произносит в слух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)
И снова словами "Аллаху акбар" (имам произносит вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана "Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар" . (рис. 5)

Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" (имам произносит вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

Поднимаете руку для совершения ду"а "Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам" На этом намаз завершен.