Прямая линия с петлей и закруглением. Написание удлиненных линий с петлей внизу

2.1. Обучение письму в подготовительный период

На подготовительном этапе решаются три важные задачи:

Задача 1. Сформировать у учащихся привычку правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями.

На уроках письма необходимо постоянно следить за правильной посадкой детей. Для того, чтобы она была осознана детьми, а не являлась только требованием учителя, необходимо правила правильной посадки выработать совместно с ребятами. После определения правил можно для образца использовать таблицу “Правильно сиди при письме”.

Для более скорого освоения детьми правила пользования ручкой учитель повторяет и закрепляет с ними названия пальцев на руке. С этой целью можно использовать различные игровые упражнения. Например, “Назови пальчик”:

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика. Пропал.

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

Ой, глядите-ка, нашла!

После подготовительной работы важно с первого раза правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Ручка лежит на среднем пальце (на первой фаланге), слева она прижимается большим пальцем. Указательный палец свободно поднимается и опускается на ручку. Мизинец и безымянный пальцы слабо подогнуты внутрь кисти руки - рука во время письма опирается на них. Дети очень любят упражнение для указательного пальчика, которое дает им психологический настрой на успех, а учителю - возможность проконтролировать положение ручки у всех учащихся сразу:

Ребята мягко поглаживают указательным пальчиком ручку и шепотом просят ее быть умницей и писать красиво.

С первых же уроков отрабатывается правильное положение тетради на парте. Не все даже опытные учителя осознают, что наклон при письме достигается положением тетради. Нет элемента в письме “наклонная линия” - все линии прямые. Ребенок пишет все линии прямо, перпендикулярно линии края парты, к центру груди. Для осознания этого учитель проводит с детьми упражнение - опыт на альбомном листе:

Положите лист ровно, проведите прямую линию к центру груди;

Положите лист с наклоном, снова проведите прямую линию;

Рассмотрите обе линии - одинаковы ли они? Как вам удалось написать линию с наклоном? От чего зависит наклон?

Рассмотрите страничку в букваре - как там напечатаны буквы?

Рассмотрите страничку в прописи - как там написаны буквы?

Разгадайте секрет: как написать буквы с наклоном?

Вот вы и узнали важный секрет письма.

Итак, учитель должен знать, что угол наклона при письме равен 65 градусам вправо - следовательно, тетрадь должна лежать под углом наклона влево в 25 градусов относительно линии, перпендикулярной краю стола. Если в тетради есть косые линии, то учитель может ориентировать детей на них.

В первоначальном обучении письму не должно быть пустяков. Тетрадная страничка для шестилетки - темный лес. Заблудившись на ней, ребенок испытывает панический страх. Задача учителя - тщательно продумать и осуществить работу по предупреждению тревоги у ребенка. Система этой работы должна включать упражнения:

По ознакомлению с рабочей и нерабочей строкой (“заштрихуй дорожку для медведя и муравья” и т. п.);

По определению верхней и нижней линейки рабочей строки (“поставь точку”, “нарисуй крестик, нолик” и т.п.);

По определению середины нерабочей строки (“попади в цель” и т.п.);

По определению рабочей страницы, полей и одновременно по ориентированию на странице тетради (“нарисуй солнышко в правом верхнем углу, а цветок - в левом нижнем углу” и т.д.)

Задача 2. Познакомить с основными направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, круговые движения), одновременно формируя понятие о прямой (горизонтальная, вертикальная, с наклоном), полуовальной и овальной линиях.

Для осуществления этой работы учитель всегда найдет упражнения на страницах прописи. Дополнительно можно найти задания в книге: Е.Н.Потаповой (19)

Задача 3. Познакомить с основными элементами графической системы и отработать их начертание.

На подготовительном этапе учитель должен научить детей писать все элементы графической системы. Прежде всего нужно позаботиться о мотивационной стороне. У детей желание научиться писать велико, но чтобы направить это желание на письмо элементов, можно использовать аналитический прием выделения нужного элемента в алфавите письменных букв.

Давайте посмотрим, сколько букв мы сумеем написать, если научимся писать этот элемент. (Дети показывают в письменном алфавите буквы. Учитель может выписывать их на доске. Затем, стерев лишние элементы, оставляет нужный. Например, элемент

Проблема уроков письма на данном этапе - недостаточное количество часов, отведенное на них по программе. Выходом из данного положения может быть использование времени на стимулирующих уроках в курсе “Введение в школьную жизнь”.

Обучение детей письму элементов графической системы можно осуществлять не в тетрадях, а на листочках (четверть тетрадного листа). Это расковывает детей, снимает ненужную тревогу: все, что не удалось, можно тут же выбросить и не видеть свою неудачу каждый раз, открывая тетрадь.

При обучении письму элементов применяется прием синхронного показа с комментированием. Чтобы вовлечь детей в этот процесс, сделать их активными участниками объяснения, учитель определяет те элементы, написание которых дети смогут прокомментировать сами. С этой целью на уроке организуется парная или групповая работа:

Сегодня к нам на урок пришли ученики лесной школы. Их учительница Сова заболела и попросила, чтобы вы помогли ее зверятам. Согласны? Ваша задача - научить своего гостя писать элемент После завершения групповой работы - проверка: пусть Зайка расскажет, как надо писать линию с закруглением вверху и внизу, а теперь Котенок и т.д.

Научив детей комментировать написание элементов, учитель сможет использовать это умение на основном этапе.

Кроме того, для активизации детей учитель может применять прием провокации: в процессе своего комментирования он намеренно допускает ошибки, которые дети в состоянии исправить, - это побуждает учащихся внимательно следить за объяснением.

Комментарии к написанию элементов

Начинаю писать от верхней линейки рабочей строки; веду прямую линию вниз до нижней линейки. Счет: “раз”.

Начинаю писать от середины нерабочей строки;... (дети заканчивают сами). Счет: “раз”.

(самостоятельно) Счет: “раз”.

Начинаю писать от верхней линейки рабочей строки; веду прямую линию вниз; не доводя до нижней линейки, закругляю, касаюсь нижней линейки; веду плавную линию в сторону вверх. Счет: “1-и”.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки; ...(закончить). Счет: “и-1”.

(самостоятельно). Счет: “1-и”.

Начинаю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки; веду плавную линию в сторону вправо до верхней линейки рабочей строки. Счет: “и”.

(самостоятельно). Счет: “и”.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки; веду плавную линию вправо вверх; не доводя до середины нерабочей строки, закругляю; касаюсь середины нерабочей строки; веду прямую линию вниз, пересекая плавную на верхней линейке. Счет: “и-1”.

(самостоятельно). Счет: “1-и”.

Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки; веду плавную линию влево вверх; не доводя до верхней линейки, закругляю; касаюсь верхней линейки; веду полуовальную линию вниз; касаюсь нижней линейки; веду плавную линию в сторону вверх. Счет: “и-1-и”.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

(самостоятельно). Счет: “и-1-и”.

Начинаю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки; веду плавную линию вправо вверх; не доводя до верхней линейки, закругляю, касаюсь ее; веду полуовальную линию вниз; закрываю овал. Счет: “и-1”.

(самостоятельно). Счет: “и-1”.

(самостоятельно).Счет: “1-и-2”.

На данном этапе работы учитель может практиковать диктанты - запись элементов по их названиям.

Одновременно с написанием элементов дети осваивают их тактирование, упражняясь в “письме в воздухе”.

Структура урока письма на подготовительном этапе

Урок может состоять из следующих структурных компонентов:

1. Беседа по рисунку, конфигурация которого напоминает форму изучаемого элемента.

В процессе беседы дети уточняют свои знания об изображенном предмете, обобщают сведения о нем. Можно использовать рассказ, сказку, загадку, сделать звуковой анализ слова. Ребята подчеркивают сходство формы, например, шеи лебедя, с изучаемым элементом (линии с закруглением вверху и внизу).

На уроке знакомства с элементом “большая плавная линия” учитель предлагает детям для рассматривания иллюстрацию об игре в хоккей. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:

Кто изображен на картине?

Как вы догадались, что это хоккеисты?

Без чего не может состояться игра в хоккей? Дети делают предположения - учитель отвергает: без коньков и льда - но бывает хоккей на траве; без шайбы - но бывает хоккей с мячом; без формы - но мальчишки во дворе играют без формы. Выйти на ответ: “Без клюшки”.

Чем же важна клюшка? Почему нельзя гонять шайбу палкой? Ребята обращают внимание на конфигурацию клюшки.

2. Знакомство с элементом.

Дети вычленяют этот элемент в буквах, находят среди шаблонов.

Буквы тоже любят играть в хоккей. Давайте поищем среди них хоккеистов с клюшками. Учитель предлагает ряд букв: А, Б, Л, Д, М, Я, Х, Ц. - дети выбирают. Убрав лишние буквы, учитель сообщает, что в соседнем классе дети выбрали Г, П. Правы ли ученики? Идет сравнение нужного элемента по расположению в пространстве приемом прикладывания и сравнение нужного элемента с ранее изученным “большой линией с закруглением внизу влево”.

3. Объяснение написания элемента.

На данном этапе используется показ с синхронным объяснением, либо дети делают это сами в группах. Для облегчения работы используются шаблоны этого элемента.

Учитель сообщает, что для того, чтобы элемент получался похожим на клюшку и его не путали с другим, он и пишется по-другому: не сверху, а снизу.

4. Подготовка детей к письму.

Этот момент включает повторение правил посадки, пользования ручкой, тетрадью; письмо в воздухе под счет.

5. Упражнение детей в написании элемента в тетради.

Вначале дети пишут по пунктирным линиям, а затем самостоятельно без счета и под счет. На данном этапе урока можно начать вырабатывать у детей критерии оценки письма: за правильность, красоту, аккуратность; учить их взаимооценке и самооценке.

Ребята, понаблюдайте, правильно ли пишет большую плавную линию ваш сосед и похвалите его за правильность или покажите, как надо писать.

6. Упражнение детей в развитии устной речи.

На данном этапе возможны: звуковой анализ слов, отгадывание загадок, загадывание слов, составление предложений и т.д.

7. Выполнение узора-бордюра.

Бордюры составляются следующим образом: вначале дается законченный рисунок предмета, затем заготовка рисунка в пунктире, а в третьем варианте рисунка не хватает важных элементов, которые нужно восстановить. Примеры таких рисунков можно найти в прописях О.В.Прониной.

Для закрепления движений руки при письме большой плавной линии можно предложить детям бордюр “Клоун”. На первой заготовке нужно дорисовать кисточку на шапке, пуговицы на костюме; на второй, кроме этих деталей, следует дорисовать шапку.

В результате обучения письму на подготовительном этапе дети должны усвоить основные пространственные и графические понятия, научиться правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями, овладеть элементарным навыком письма основных элементов.

Урок обучения грамоте

Тема: письмо прямых линий с петлей вверху и внизу. Вопросы Кто? Что?

Целевые установки урока

Предметные: провести анализ графической формы строчных букв, пользоваться алгоритмом для написания слов и предложений с образца, применять правило написания имен собственных и оформления предложений, делить слова на слоги, ставить ударение, составлять и записывать предложения и тексты, знать отличие текста от группы предложений, различать слова, называющие одушевленные предметы и неодушевленные, ставить к ним вопрос;

Метапредметные: действовать по образцу, делать выводы на основе сравнения, использовать символы, составлять высказывания;

Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил письма, проявлять интерес к изучению родного языка.

Ход урока:

    Актуализация.

Ноги на месте? (На месте).

Руки на месте? (На месте)

Локти? (У края).

Спина? (Прямая).

Запишите в тетради дату, «Классная работа».

Минутка чистописания:

На доске ребусы:

Разгадайте слова. (Дрова, дерево, занавес).

Назовите «лишнее слово».

Откройте прописи, найдите ребусы. Прочитайте второе задание.

Запишем эти слова на строке ниже. Как будем диктовать себе? (По слогам).

II . Самоопределение.

Посмотрите внимательно и скажите, какой элемент встречается в этих словах чаще других?

Выпишем на вторую строку буквы, включающие этот элемент. (Д, В, З).

Какую букву можно сюда добавить? (У).

Определите тему урока.

Поставим цель. Чего будем добиваться? (Красоты и правильности письма)

Что будем соблюдать при письме? (Высоту, ширину, наклон и расстояние между буквами).

Конечно же как и на каждом уроке вы сможете пополнить копилку знаний.

III .Работа по теме урока.

Как в русской деревне или селе называют одноэтажный деревянный дом? (Изба).

Подберите к нему родственные слова. (Избенка, избушка).

В названии какой русской народной сказки есть слово избушка? («Заюшкина избушка»).

Кто главный герой этой сказки? (Заяц).

Как ласково можно его назвать?

ФИЗМИНУТКА.

Зайка маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

Сейчас мы будем записывать слова, обводя образец.

Что заметили, записывая слова первой строки? (Имеют общую часть, они родственные).

Определите, для какого слова подходит эта запись: 6 б., 7 зв. Покажите карточку с цифрой.

Почему в этом слове количество букв и звуков не совпадает?(Заюшка- буква ю обозначает два звука).

Какие два звука? (Й и У).

Дайте характеристику звуку Й.

Какие еще звуки не имеют твердого варианта произношения? (Ч и Щ).

Возьмите простой карандаш и подчеркните в слове «зайка» твердые согласные, а в слове «зайчик» - мягкие.

Взаимопрверка.

Есть ли замечания?. Поставьте на полях +.

Обведите следующую группу слов.

Какие из них родственные?

Как определить количество слогов в слове?

I в., поделите на слоги слово «домишко», а II в. -слово «избушка».

Взаимопрверка.

Покажите, как вы выполнили задание. Поставьте +.

Для кого из героев сказки подходят эти слова – признаки? (добрый, безобидный, злой, хитрый).

Давайте запишем про лису предложение. Но, сначала вспомним правило оформления предложений.

Какой знак стоит в конце второго предложения?

Прочитайте его выразительно.

Чтобы правильно построить предложение-ответ, начните его с конца вопроса.

Запишем: Зайке помог петушок. – с комментированием у доски.

Какой вопрос мы поставим к слову « петушок»?

Что кричал петушок лисе?

Какой предмет её испугал?

Дайте полный ответ. (Лису испугала коса). Какой вопрос вы поставите к слову коса? Можно ли задать тот же вопрос, что и слову «петушок»?

Оба эти слова обозначают предметы, только слово «петушок»- одушевленный предмет, а слово «коса» неодушевленный.

Наши герои живут в сказочном лесу. Но даже и в нем без птиц было бы пусто, скучно.

Послушаем их пение. Будем моргать на каждый вдох и выдох.

Какие птицы живут в наших русских лесах?

Обведите образец и добавьте названия птиц.

Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что вы прочитали текст?

Дайте ему название.

Составьте схему этого слова. В парах одну схему на двоих. У доски тоже работают ученики.

Какой буквой обозначите второй звук? –Почему?

Послушайте сообщение о зяблике.

Мы возвращаемся домой. А там нас ждут наши питомцы. Кого мы называем четвероногими друзьями?

Кто это? –пушистый, усатый, непослушный?

Узнайте как его зовут, если его кличка начинается с третьей буквы нашего алфавита, а заканчивается буквой, стоящей в алфавите первой.

Что знаем о написании кличек животных?

Запишем предложение.Это… .

В следующем предложении нужно указать его признаки.

Что у нас получилось? (Текст).

Посмотрите на картинку. Чего мы не сказали о Ваське?

На какой вопрос отвечает слово «кот» ? Слово «бант» ?

IV .Рефлексия.

В начале урока мы ставили себе цель, научиться правильно и красиво писать слова с элементом прямая линия с петлей вверху и внизу. Просмотрите свою работу и оцените по шкале. Обсудите свою оценку с соседом.

Резерв. Запись слов под диктовку в тетрадь в две строки: одушевленные и неодушевленные.

Стул, дупло, зубры, угол, уголь, угольки, волки.

Урок 10 (письмо)

Тема урока: Повторение и обобщение пройденного по русскому языку. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий в закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу (с.27-29).

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:

Предметные результаты: учащийся повторяет и закрепляет понятия о звуке речи, гласных и согласных звуках, слоге, слоге-слиянии, ударении, роли ударения в словах; воспроизводит элементы букв, находя при этом элементы в письменном шрифте букв.

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, закрепляет в памяти изученные базовые предметные понятия, продолжает освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения в ходе обобщения имеющихся знаний.

Оборудование: классная доска и цветные мелки или интерактивная доска; запасные шариковые ручки с красной пастой, текст стихотворения С.Я.Маршака «Великан».

Ход урока

Целеполагание. В связи с тем, что это всего лишь второй отдельный урок письма, а в «Азбуке» нет для него материала и работа будет вестись только в «Прописях», учитель формулирует учебную задачу сам: «Научиться писать элементы букв и даже некоторые буквы целиком».

Письмо: Работа над новым материалом на с.27 «Прописей» №1 ведется в следующей последовательности. Вначале дети вспоминают, какие буквы письменного шрифта изображены в верхней части страницы (буквы п и т им давались при работе по с.23 прописей, название буквы г нужно сообщить). Затем внимание детей привлекается к сюжетному рисунку внизу страницы. Дети находят и обрисовывают эти элементы на рисунке, а затем на строчках прописей. Учитель показывает кинемы на доске или на интерактивной доске. В заключение этого этапа дети слушают стихотворение С.Я.Маршака «Великан» и с помощью учителя составляют слого-звуковые схемы слов лебеди и моряк , предварительно повторив сведения о слогах-слияниях и согласных вне слияния. Схемы можно расположить в верхней части страницы на свободных местах.

Работа над новым материалом на с.28 «Прописей» №1 проводится примерно по той же методике, но вначале нужно дать названия рукописных вариантов букв з , у , д , а для составления схем дать слова рябина , мышонок .

Работа над материалом на с.29 «Прописей» №1 ведется по той же методике, но вначале даются названия рукописных вариантов строчной в и заглавной Н , а слова для составления схем попросить детей подобрать самих, но выполнять их коллективно, так как в этих словах будут согласные вне слияния (забор, морковь, кусты) и слова с [j] (ягоды , зайчики , заяц ), что детям пока трудно сделать без помощи учителя и неоднократного проговаривания вслух. Поэтому лучше для схем выбрать слова забор , морковь , зайка .

Итоги урока.

    Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

    Какие знания по русскому языку применяли, составляя схемы слов?

    Элементы каких рукописных букв писали?

Этап рефлексии.

Физкультминутки. В связи с тем, что уроки письма трудны для первоклассников в физическом отношении, физкультминутки надо проводить не только по завершении каждого этапа урока, но и при первых признаках утомления. Это пальчиковая гимнастика, потягивания с поднятыми руками вверх, наклоны в стороны в положении сидя, приседания из положения стоя, повороты в стороны. Но пока это должны быть упражнения релаксирующего, а не возбуждающего характера.

Рекомендации для работы в семье: потренировать пишущую руку детей, дописывая строки в «Прописях» №1 на с.27-29; поработать над развитием речи: попросить рассказать, что было интересного на уроках, какие сказки ребенок придумал по сюжетным картинкам на с.27-29.

Как зимуют насекомые

– ознакомление учащихся с написанием удлиненных линий с петлей внизу,

– ознакомление детей с тем, как зимуют насекомые, рассказ о превращениях насекомых,

– повторение того, каких птиц называют зимующими.

Ход занятия:

I. Организация внимания.

– Какие признаки зимы в неживой природе вы знаете?

– Как приспосабливаются животные к окружающей среде?

– Какие звери на зиму засыпают?

– Какие птицы называются зимующими?

– Почему они не улетают в теплые края?

– Какой корм эти птицы могут найти зимой?

– Как ты подкармливаешь птиц?

III. Изучение нового. (Сообщение темы и цели занятия)

Тебе уже известно, что осенью многие насекомые умирают. Но весной они появляются вновь. Откуда же они берутся? Дело в том, что

умирают лишь взрослые насекомые. Яйца, личинки или куколки остаются зимовать. Например, у кузнечика зимуют яйца, у стрекоз – личинки, у бабочкикапустницы – куколки.

Кузнечики откладывают свои яйца в почву, чтобы укрыть их от морозов. Личики стрекоз зимуют в водоемах, где живут и летом. Куколки бабочек висят на стволах деревьев, заборах, стенах домов.

Но не все взрослые насекомые осенью умирают. Многие зимуют в

разных укромных местах.

Бабочки крапивница и лимонница прячутся в дупла и под кору деревьев, на чердаки, в сараи. Если в этих помещениях ты найдешь зимой неподвижно сидящих бабочек со сложенными крыльями, не беспокой их, дай им возможность спокойно дождаться весны.

Божьи коровки забираются на зиму под опавшие листья на лесных

Муравьи уползают в глубокие подземные камеры своего муравейника и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.

А как зимуют пчелы? Они собираются в улье в тесный копошащийся

клубок. Так и проводят зиму, постепенно поедая запасы меда, внутри

клубка пчел очень тепло, как летом. Поэтому ульи можно на зиму не

уносить в зимовники, а оставлять на свежем воздухе.

IV. Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клен.

V. Практическое задание.

1. Написание линий с закруглением вверху и внизу.

2. Написание линий с петлей внизу.

3. Художник забыл дорисовать половинку божьей коровки. Помоги ему.

4. Дорисуй паутинку паучку.

5. Помоги пчелке долететь до улья.

6. Помоги кузнечику допрыгать до цветка.

VI. Итог занятия.

VI. Домашнее задание.

Выучи любую загадку.

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.

float:none;margin:10px 0 10px 0;text-align:center;">

Тема: Написание удлиненных с петлей вверху.

Труд людей зимой

– ознакомление с написанием удлиненных букв с петлей вверху,

– рассказ о том, какие работы люди выполняют зимой, как эти работы связаны с зимними изменениями в природе зимой.

Ход занятия:

I. Организация внимания.

II. Актуализация ранее изученного.

– Как зимуют насекомые?

– Как зимуют бабочки, пчелы, божьи коровки?

– Проверка творческого задания. (Чтение стихотворений и загадок

наизусть)

III. Изучение нового.

1. Зимой в деревнях и селах, на улицах городов у людей много работы. Вот по заснеженному полю движется трактор.

Ходит он из края в край,

Режет черный каравай.

К нему прицеплен снегопах. За снегопахом остаются высокие снежные валы. Так проводят снегозадержание. Чем больше снега удастся

задержать на полях зимой, тем больше влаги весной попадет в почву.

А ведь влага очень нужна растениям. В народе говорят: «Снега надует – хлеба прибудет».

Чтобы уберечь сады от зайцев, в лесу нередко устраивают кормушки

с люцерной. Сытые зайцы не придут в сады и не повредят кору деревьев.

Домашних животных зимой держат в помещениях. Люди стараются, чтобы на фермах было тепло, сухо, светло. Несколько раз в день

животных кормят, чистят помещения. Постоянно нужно следить за температурой воды.

У многих домашних животных зимой появляются детеныши, за которыми люди ухаживают.

На улицах городов и сел зимой проводят уборку снега, чтобы он не

мешал движению пешеходов и транспорта. Дороги посыпают песком.

А в теплицах зимой как бы продолжается лето. Здесь выращивают

овощи, цветы.

2. «Угадай» (загадки)

Чудодворник перед вами.

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

(Снегоочиститель)

Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас – мороз,

В огороде – лето!

(Теплица)

3. О каком времени года идет речь?

Холодно, небо почти всегда затянуто облаками, часто идет снег, водоемы покрыты льдом, замерзла почва; деревья и кустарники стоят

без листьев; изза холода и недостатка корма трудно приходится птицам и зверям, некоторые животные весь сезон проводят в спячке.

IV. Физминутка.

А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны,

вперед, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.

V. Практическая работа.

1. Обведи и раскрась машину.

2. Письмо элементов с закруглением внизу.

3. Письмо элементов с закруглением вверху.

4. Выучи стихотворение:

Самосвалом я зовусь:

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо,

Все такой машине рады!

(Материал взят из книги Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования (Часть II)) — Н. Б. Ромаевой) DIV_ADBLOCK73">

Тема урока: Написание прямой наклонной линии с петелькой внизу.

Цель урока: Продолжить знакомство с элементами букв и алгоритмом их написания, упражняться в устном проговаривании основных элементов, учиться записывать элементы букв на слух в разбивку, учить видеть рабочую строку; развивать воображение, внимательность, графическую зоркость; воспитывать интерес к предмету, культуру письма и поведения.

Тип урока: изучение нового материала, урок-сказка.

Оборудование: пропись, герои сказки (элементы и буквы), карта города Букволандия, фонозаписи.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

У. Долго сказка сказывается, да быстро дело делается.

В некотором царстве, в некотором государстве, в стране Чистописания, в городе Букволандия жили – были элементы букв:

Учитель показывает изученные элементы букв, дети их называют.

Д.(Наклонная большая и маленькая прямая линия. Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Наклонная линия с закруглением влево. Короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. Наклонная линия с петелькой внизу. Наклонная прямая линия)

II. Формулирование темы и цели урока

Семья у них была большая и дружная. Часто собирались за одним столом, обедали, ужинали. К ним приходили в гости буквы Л, М, П, Р, Г, Ш. Но вот однажды на улице разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас, что такое!

Вдруг в дверь кто-то постучал. У дверей были буквы з, у, д. Хозяева были рады пригласить путников в гости, но буквы не могли войти в дом.

У. Почему?

Д. Потому, что в семье не было элемента – петельки.

У. Сегодня вам предстоит продолжить сказку об элементах букв. Будет наша сказка называться “Наклонная линия с петелькой внизу”.

У. Чтобы буквы могли пройти в дом и обогреться, вы должны чему-то научиться?

Д. Научиться правильно писать элемент “наклонная линия с петелькой внизу”.

III. Знакомство с алгоритмом написания элемента

У.Чтобы появился новый элемент букв з, у,д, надо отыскать все петельки на картинке (стр. прописи 28).

Д. (Высказывания детей)

Физ. минутка. (Разогрев мелких мышц руки).

Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка.
Ну а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки - баловницы
Тоже не отстали.

У. Обведите петельки и раскрасьте рисунок.

У. Вот и волшебник - карандаш тут как тут. Он хочет вас научить рисовать волшебных птичек.

Посмотрите, как они рисуются (объяснение на доске).

У. Возьмите свои воздушные чудо - ручки и попробуйте нарисовать в воздухе.

У. Молодцы! А теперь работаем в тетради.

Д. (рисуют узор и раскрашивают)

У. Молодцы, птички получились очень красивые и сказочные. Давайте их оживим.

Пусть поднимутся высоко в небо и разгонят тучи своими волшебными крыльями.

Физ.минутка.

Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

У. Долго сказка сказывается, да быстро дело делается.

Спинку прямо ты держи,
Голову ты наклони.
Между грудью локоток.
Ручка смотрит пусть в плечо,
Ноги на пол прямо ставь,
Будешь красиво ты писать.

У. Вот и солнце выглянуло. Но наши друзья мокрые, как бы не заболели.

Поможем птицам, напишем правильно “наклонная линия с петелькой внизу”.

У. Объясняет алгоритм письма “наклонная линия с петелькой внизу”.

Д. Обводят наклонную линию с петелькой внизу. Три пишут самостоятельно.

У. Выписывает типичные ошибки на доску, анализируя и исправляя совместно с детьми.

У. Необходимо очень красиво, аккуратно писать. Буквы на вас надеются.

Д. (выполняют работу).

После окончания работы звучит фонограмма “радостные голоса”.

У. Слышите, ребята. как радуются буквы з, у, д? Чему они так рады?

Д. Они смогли зайти в дом, где их согреют и напоят чаем.

У. А мы чем помогли буквам?

Д. Мы – научились писать элемент “наклонную линию с петелькой внизу”.

У. Как бы вы встретили гостей?

Д. (Высказывания детей)

У. Долго сказка сказывается, да скоро дело делается.

IV. Закрепление

У.Жители гостеприимного дома очень рады, сто вы помогли им приобрести друзей.

Послушайте, как элементы встретили гостей. Запишите элементы букв на свободной строке.

Наклонная большая и маленькая прямая линия – предложила гостям переодеться.

Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо – согрела самовар и разлила чай.

Наклонная линия с закруглением влево – подала к столу вкусное печенье.

Короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу – предложила клубничное варенье.

Наклонная линия с петелькой внизу – пригласила своих друзей к столу.

И я там был. Мед пиво пил; по усам текло, а в рот не попало.

И вам спасибо за помощь принёс. Молодцы!