Св никодим святогорец о исповеди. О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться. Греховные проявления в семейных отношениях, на работе

В последнее время это слово мелькает везде и всюду. Надо верить - убеждают нас. Верить - это хорошо, это добродетельно, это благотворно влияет на человека - говорят нам. Верьте мне, люди. Но что же означает это слово?

Как положено, прежде всего смотрим в словарь.

Что такое вера?

Вера - признание чего-либо истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.

Вера - иррациональное чувство, внутренняя уверенность в чём-либо, часто - без опоры на факты или логику.

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия».

Синонимы: уверенность, доверие, вероисповедание.

Антонимы: неверие, сомнение, недоверие, безверие, атеизм.

Прогноз, знание, надежда - вера ли это?

В ответ на запальчивое «не верю ни в ад, ни в рай, ни в птичий грай» часто спрашивают: как, ты не веришь, что завтра взойдет солнце? Что 6×8=48, а тангенс 45* =1? И думают, что этим сразили Фому Неверного наповал. Как же можно не верить в таблицу умножения? Или в завтрашний восход?

Это не вера, это знание. Умножение можно проверить, тангенс вычислить из треугольника, а восход Солнца мы прогнозируем, исходя из предыдущего опыта и знания законов природы (гравитация, устройство Вселенной, вращение Земли).

Бертран Рассел писал о вере:

«Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством».

Итак, решительно выводим из области веры все, о чем мы знаем благодаря науке или повседневному опыту. Это - не вера, а знание. Верим (точнее, доверяем) мы здесь только ученым, потому что сами лично не пробовали сближать два куска урана с массой больше критической и не видели, как взрывается сверхновая. Но мы знаем, что и как, потому что есть основания доверять ученым, которые исследовали вопрос, привели доказательства и написали нам хорошие учебники и подробные монографии. Нужно ли знание - нет смысла доказывать, что нужно. Если кто-то вздумает спорить и доказывать, что знание вредно - пусть отойдет от компьютера и удалится в лес, где нет ни школ, ни электричества, ни одомашненных (то есть генно-модифицированных) растений и животных…

Нет. Это прогноз. И к принятию чего-либо без доказательств это отношения не имеет. Верю, что друг меня не предаст, что сослуживец отдаст долг, что мама выздоровеет - это прогноз, основанный на многих предыдущих событиях, на доверии и опыте: друг проверен годами дружбы, жена не давала поводов для дурных мыслей, сослуживец до сих пор не обманывал и известен как порядочный человек, знающие врачи говорят, что мамина болезнь излечима, а любимый человек проявляет свою любовь словами и делами.

Исходя из этого, мы верим в хорошее развитие событий. И это никак не принятие чего-либо без доказательств, это разумные рассуждения. Они основаны частично на опыте , частично на хорошем отношении и, конечно, на желании, чтобы все было к лучшему. Хотя возможны, конечно, и ошибки. На то это и прогноз.

Прогноз нам, конечно, нужен, чтобы как-то руководить своими действиями.

Совсем уж отвлеченные суждения типа «верю, что будущее прекрасно, что добро победит зло, что она меня когда-нибудь полюбит, что наша страна станет богатой и благополучной» - это тоже не вера. Это надежда . И надежда тоже нам нужна. Человеку свойственно надеяться на лучшее. Это помогает жить, вселяет в нас силы. Но является ли это «признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки«? Нет, конечно. Это не истины. Это только наши пожелания, а станут ли они истинными - покажет время, особенно если мы приложим старания к их воплощению.

Что же осталось?

Что же осталось на долю собственно веры? Конкретно что мы должны, вот непременно должны признать истинным, без предварительной фактической или логической проверки? Наверное, чаще всего то, что доказать просто невозможно. Почему?

Либо этого (во что верить) просто нет, и поэтому доказать существование невозможно . Либо этот предмет настолько оторван от жизни и софистичен, что никакие доказательства невозможны по причине нефальсифицируемости гипотезы (например, существование бога).

Остается только верить. Без проверок, логических аргументов и доводов. Верить - и все. Вот такой вот умственный процесс: тебе говорят что-то - а ты верь. И не задавай вопросов, не сомневайся и ни в коем случае не вздумай требовать аргументов и доказательств. Сказали - верь, и все, «ты что, в бога не веришь?», или «ты что, партии не веришь?!» - и глядишь, уже и оргвыводы подоспели, иногда очень даже материальные… Влияет ли благотворно это свойство - верить, не раздумывая - на толпу? Увы, история многократно показывала обратное.

И стоит ли это именно умение принимать чужие суждения за истину, не требуя доводов и аргументов, считать добродетелью?

Исцеление верой

Как ни парадоксально это звучит, но мы заметили: чем меньше целитель заботится о результатах исцеления, тем более сильным целителем он может быть. Это объясняется тем, что самые сильные исцеляющие манипуляции основываются на состоянии истинной любви, в которой сердце любит исключительно ради самой любви. Это чувство связано с четвертой чакрой.

Если вы любите кого-то за что-то, то он или она обеспечивают вам безопасность, деньги или внимание, значит, вы любите не ради счастья просто любить. Вы любите ради возможности что-то обрести, в свою очередь. Между двумя отдельными людьми может существовать соглашение, удовлетворяющее обоих: «Я отдам тебе свою любовь, если ты даешь мне деньги (внимание, безопасность и т.д.». Но гораздо чаще такое соглашение приносит только разочарование. Слишком многое требуется во имя любви: деньги, безопасность, внимание, обещания, условия и т.п. И часто сама любовь утрачивается, ибо она не обрела реализации в самой себе.

То же самое и с исцелением. Когда целитель исцеляет потому, что он любит исцелять, то перед ним открываются почти неограниченные возможности добиться наилучших результатов. Когда же он исцеляет потому, что его побуждает это стать Великим Целителем, или же потому, что не хочет болезни или смерти того, кого любит (и не хочет расстаться с ним), если же он желает стать Знаменитым Целителем, об успехах которого говорят повсюду, тогда ум его во время исцеления будет блуждать где угодно. Его желания потребляют всю его энергию. Его исцеляющая энергия расходуется не на исцеление, а на подтверждение его желаний. Но он может превратиться в канал для исцеляющей энергии, если сумеет на минуту отбросить прочь свои личные желания.

Каждый раз во время исцеления Эйми переживает ни с чем не сравнимую радость превращения в канал для светлой, очищающей энергии. Ее собственные физические и психические тела исцеляются, когда она исцеляет других. Она переживает состояние радости, покоя, силы, успокоенности от того, что ощущает множество энергии.

Многие целители говорят: «Через меня действует ГОСПОДЬ, я не знаю, что я делаю». Вовсе не обязательно знать, что вы делаете. Как мы уже говорили, в конце концов вам вовсе не обязательно очищать ауры, извлекать связующие нити, изображать розы и т.п. Вам необходимо только заставить исцеление свершиться. Когда целитель заявляет, что он превращается в Божественный канал, он говорит о своем собственном, личном Боге, независимо от том, пребывает ли этот Бог в небесах, или в его сердце.

«Вера» целителя, исцеляющего верой, это не столько сама вера, сколько чистота четвертой чакры, любовь, которая ничего не требует взамен. И удивительные исцеления, совершаемые таким целителем, происходят в состоянии самоотречения.

Исцеляющий верой не должен направлять энергию на болезнь или на здоровье пациента. У него нет необходимости в том, чтобы пациент почувствовал себя лучше, и ни один из его образов выживания не оказывается блокированным в зависимости от того, что кто-то почувствовал себя лучше или хуже. В своей работе целитель может использовать гармоничную, нейтральную энергию Космоса вместо своей собственной.

В нейтральном состоянии исцеляющий верой может представить своему пациенту психическое пространство для его болезни; он не должен сопротивляться болезням людей. В этом случае, когда целитель не сопротивляется болезни, больной человек тоже не сопротивляется болезни, а болезнь не сопротивляется ни одному из них. Тогда исцеляющий верой может сделать выбор: желает он, чтобы болезнь исчезла, причем этот выбор будет исходить из его сердца безо всякой борьбы.

Будучи целителем и желая достичь определенных результатов, вы строите планы. Если вы строите планы и занимаетесь в этот момент исцелением, то вы уже не присутствуете здесь: вы – в будущем на пять минут, на час или на целую жизнь, наслаждаетесь изображенным и результатами своей работы.

Исцеление верой считается неким косным процессом, сочетающим в себе вызывание определенных образов, фанатичное поклонение, заклинание и завывание, бичевание себя в грудь в ритуальной молитве к Богу, которая напоминает языческие моления. Нарисованная картина, безусловно, окажется многим людям достаточно непривлекательной. В действительности же процесс исцеления и восстановления сил верой это тот же самый процесс, посредством которого очищается аура. В этом процессе возрождения исцелению помогает сильная группа намерений, а не просто намерение одного целителя. При наличии веры такого рода перед умом не встает даже никаких вопросов: все осуществляется посредством чистой воли.

Процесс возложения целителем рук на пациента и достижение таким путем исцеления – это тот же самый процесс и достижение путем исцеления – это тот же самый процесс исцеления, который мы описывали вам в данной книге, за исключением того, что в этом случае имеет место непосредственный физический контакт. Целители, работающие с возлаганием рук, точно так же, как и психические хирурги, находят, что непосредственное прикосновение помогает им сфокусировать свое внимание и энергию на большей части тела.

Мы замечаем, что прикосновение часто заставляет пациента быть более уверенным в благоприятном результате лечения. В определенном смысле прикосновение помогает сделать «реальным» тело пациента. Однако в большинстве исцеляющих манипуляций мы считаем необязательным обращение к физическому контакту. Конечно, при самых благоприятных обстоятельствах вы должны избегать возлагать руки на некоторых людей или на конкретную больную часть тела пациента, пришедшего к вам за исцелением. Сообразуйте с ситуацией и не делайте вещей, которые сведут на нет последующий ваш результат, каковым является успешное психическое исцеление.

Эмиль Куэ, французский психолог начала прошлого века, много писал о самовнушении. Куэ придерживался той точки зрения, что если человек в течение достаточно долгого времени твердит себе, что какое-то утверждение является истиной, оно действительно станет истиной. Его точные слова были: «Каждый день я становлюсь лучше и лучше во всех отношениях».

В определенной степени упражнения Куэ являются своего Рода самогипнозом, предназначенным изменить систему верований человека. Его идеи немногим отличаются от идей, проповедуемых великими людьми с Медисон Авеню, за исключением того, что Куэ стремился помочь людям, а вышеупомянутые великие люди торгуют благами. Как часто вы пользуетесь различными вещами только потому, что вы достаточно много слышали о них, потому что узнали из авторитетных источников, что они полезны вам и т.п.? Все это – вещи, в которых вы, возможно, не нуждаетесь и которые, если вы посмотрите на них как следует, вам, возможно, даже не захочется иметь. Однако вы пользуетесь ими потому, что верите в них.

Очевидно, верования зарождаются не в сознательном уме, а скорее в той части нас, которая принимает «убеждение в истине или реальности без позитивного знания».

Ниже предлагается два несложных упражнения, для того чтобы разобраться с некоторыми из наших собственных систем верований. Эти упражнения растягиваются на много дней, хотя для выполнения их требуется ежедневно затрачивать внимание только в течение нескольких минут. Поскольку в предыдущих главах мы уже рассказывали, как надо учиться наблюдать за собой и расходовать внимание, эти упражнения покажутся вам чрезвычайно простыми и дадут вам обширную информацию относительно ваших верований.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Разница между Верой и Знанием, или Вера слепая и разумная Спрашивающий. Вы говорите, что они признают теософическое учение и верят в него. Но, поскольку они не принадлежат к числу вышеупомянутых адептов, они вынуждены принимать ваши учения на веру. В чём же тогда

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Исцеление Из всех областей, где колдуньи могут демонстрировать свои выдающиеся способности, целительство является наиболее известной – возможно, потому, что они практикуют это искусство чаще, чем все остальные. Мы уже долгое время пытаемся добиться признания в

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит автора Фрисселл Боб

Исцеление Свои первые уроки исцеления я прошел летом 1980 года, начав практиковать реберсинг. Два месяца я провел в Европе, путешествуя с Леонардом Орром, основателем этой практики. В Европе я наслышался о Бабаджи, бессмертном Мастере йоги, о котором много говорилось в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

VI. В чем состоит исцеление 1. Тогда процесс психотерапии можно просто определить как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. Непрощающие недужны, уверенные, что они не прощены. Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятьям, к быстрой, исполненной

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

3. Исцеление Вступление 1. Есть у молитвы помощники, есть и свидетели, благодаря которым крутой подъем становится уверенней и мягче; они облегчают боль, рождаемую страхом, и предлагают утешение и надежду. Свидетелем в прощении, помощником в молитве, дарителем уверенности в

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Живите в согласии со своей новой верой в то, что не существует… Пока что! С изменением ваших взглядов меняется и ваше поведение. Если вы способны воспринимать себя как Божественное создание, происходящее из Источника чистой, безусловной любви, без всякого стыда и

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Равновесие между верой и желанием Джерри: Абрахам, расскажите, что вы называете хрупким равновесием созидания - между желанием и верой?Абрахам: Две составляющих равновесия создания - хотеть и разрешать. Можно еще сказать хотеть и ожидать. Или можно сказать думать о

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

На исцеление Этот обряд может быть последним шансом умирающего на спасение.Выкладывают в лесу из камней круг, по кругу кладут тринадцать куриных голов. Разводят костер и ставят на огонь воду в ведре. На середину круга стелют красную тряпку, на которую ложится больной,

Из книги Магия воска, свечей и заговоров автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Ритуал на исцеление с помощью магии свечей и заговоров, ритуалы на исцеление Для того чтобы провести ритуал вам понадобится восковая свеча, нож с деревянной ручкой, новое коробок спичек и белое блюдце, обязательно без рисунка.Чтобы начать проводить непосредственно сам

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Исцеление души Исцеление возможно на разных уровнях. В самом простом случае оно позволяет пострадавшим вести более-менее полноценную повседневную жизнь: ходить на работу, поддерживать близкие отношения, заботиться о детях, не испытывая при этом внезапных вспышек

Из книги Таро и путешествие Героя автора Банцхаф Хайо

Исцеление У людей есть замечательная способность исцелять себя и других. Вы можете пользоваться триггером и визуализировать, как вы или другой человек излечивается, как вы становитесь более здоровым и полным сил. Другие техники мы рассмотрим позднее, а ваш триггер

Из книги Открытие себя автора де Шон Уоррен

Исцеление Теперь, когда все условия наконец выполнены, чудо преображения может свершиться. Как говорится в легенде о Парсифале, место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это - замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город

Из книги автора

16. ДУХОВНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ Духовное исцеление состоит в возвращении всего к Единому Истоку.Исцеление или «восполнение» есть возвращение к Единству всего, оказавшегося за его пределами.Аллопатия, лечение травами, акупунктура и т. п., конечно же, ценны, но, тем не менее,

Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание - это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти - так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? - это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что - нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение - результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании - это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение - это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека - прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безопасность

Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.

Вера против хороша тем, что наименьшими затратами мы можем сформировать убеждения и быстро прийти к определённости.

Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.

Наличие забора позволяет сосредоточиться на конкретном куске земли, детально изучить его и научиться отлично ориентироваться в местности. Говоря по-русски, такой мир проще понять, человеку становится ясно, чего можно ожидать в жизни, а это даёт ощущение безопасности.

Отсутствие развития

Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.

Перемещаясь по замкнутой местности, ты каждый раз приходишь туда, где уже был, движением это назвать можно, но развитием такие хождения точно не назовёшь. Значит ресурсы так и продолжат пылиться на складе внутри нас, а наши желания всё ещё останутся недостижимыми.

Вера за

Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно - эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».

Если желаешь жить в справедливом мире - поверь в справедливость и тогда сможешь её создать. Такая вера конечно даёт человеку возможности, но вместе с этим появляется куча весёлых трудностей.

Небезопасность

Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.

Любой процесс создания большего, чем у тебя есть сейчас, означает хождение в неизученной местности с множеством преград на пути. Нужно иметь сильное желание, чтобы продолжать верить в подобное направление. Люди с этой моделью веры редки, значит нечасто могут заручиться поддержкой и пониманием окружения.

Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее - вот что такое подлинная вера.

Безопасностью тут и не пахнет. Когда ты не веришь в свои способности, то очередная неудача не станет для тебя новостью, воспримется безболезненно и лишь подтвердит предположения. Но если ты веришь в желаемое и встречаешь трудности, они идут вразрез с твоими идеями и серьёзно пошатывают веру, проверяя тебя на прочность.

Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.

Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.

Учимся верить

Универсальной веры не существует, она индивидуальна для каждой отдельной жизни, но у нас есть несколько мыслей, которые поспособствуют плодотворному поиску конкретно вашей веры.

Не верить на автомате

Убеждение человека - это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.

Убеждения могут быть любыми, но обычно мы никак не управляем процессом их выбора, они создаются автоматически на основе воспитания, влияния общества и других условий, в которых живёт человек. Когда в нашем уме сформировались убеждения, мы редко анализируем их пользу и надобность, а это мешает замечать их неактуальность и негативное влияние.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос «верны ли мои убеждения?».

Фёдор Достоевский

Понимать, чего ты хочешь

Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:

  • выбираем предположение;
  • начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
  • если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
  • если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.

Эффективность заключена в том, что такая вера позволяет человеку сформировать стоящие убеждения, которые впоследствии сыграют на него.

Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.

Желание в человеке появляется неслучайно, оно позволяет верить во что-то достаточно сильно, чтобы делать это осуществимым. Игнорируя желания, мы теряем движущую силу и верное направление.

Убеждения человека создают его мир

Существует один защитный механизм, который поддерживает наше мировоззрение в целостном и завершённом состоянии. Механизм таков: человек во всём в мире стремится увидеть отражение своих убеждений, чтобы их истинность не вызывала сомнений. Это объясняет, почему два человека одинаковый опыт понимают по-своему, делают непохожие выводы и открывают разные возможности.

Наличие такой предохранительной системы здорово помогает человеку, который решил верить за, ибо он в любой даже самой ужасной ситуации увидит новую возможность на пути к желаемому. Но если мы формируем убеждения бездумно, и они не соответствуют нашим желаниям, то мы будем продолжать видеть мир с позиции невозможности достижения желаемого, а это ещё сильнее укрепит нашу веру в собственную бездарность.

Об уверенности в себе

Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.

Но вера в себя достигается не из-за кажущейся незыблемости убеждений, а за счёт их положительного влияния на нашу жизнь. Если ты замечаешь, что убеждения помогают тебе приближаться к мечтам, только тогда ты начинаешь доверять им и обретаешь настоящую уверенность.

«Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния.

AgionOros.ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

О том, что грехи должны открыться или здесь, или там

Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя, - скажет Он тебе, - и представлю пред лицем твоим грехи твоя1. И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.)2.

Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше - здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?»3

О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех, останутся непрощенными и прочие

Но если ты исповедаешь все свои грехи и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными4, но ты прибавишь себе и еще один грех - святотатство, из-за этого сокрытия, как говорит в чине исповеди иерусалимский Хрисанф. Поэтому один учитель благоразумно советует тебе, если ты хочешь победить диавола, возбуждающего в тебе стыд, называть прежде всех остальных тот грех, которого наиболее стыдишься.

О том, что исповедь должна быть решительной

Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители5.

Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча:пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный6.

Они, как говорит священный Августин, не отсекают грех, но откладывают его на другое время, и исповедаются только по привычке, потому что наступает, предположим, Пасха или Рождество или потому, что им угрожает смерть, а не истинно.

Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша7.

И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул8 и Иуда9, но это не принесло им пользы.

Поэтому и великий Василий говорит, что не получает пользы от исповеди и вообще не исповедается говорящий только, что согрешил, однако пребывающий опять во грехе и не имеющий к нему ненависти, и что не получает никакой пользы от того, что духовник простил его неправды, если опять творит неправду: «Потому что и не тот, кто сказал: ”Я согрешил”, - исповедается, но, по псалму, нашедший свой грех и возненавидевший; ибо какая польза больному от усердия врача, когда он предается пагубным житейским удовольствиям? Так нет никакой пользы от прощенных неправд еще творящему неправду»10.

Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь11.

Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого.

______________________________________________________________________

2 Смотри также и у божественного Златоуста, говорящего: «Там же увидим их [наши прегрешения] перед глазами, нагие и явные и восплачем там, но всуе» (Слово о том, что опасно слушающим и говорящим.). Смотри и свидетельство великого Василия о том, что мы увидим тогда каждый наш грех в таком виде, как он был совершен, в 8 главе «Поучения духовнику».

3 Том 7, слово 77.

4 Смотри страницу 208 «Грешников спасения» Агапия Ландоса, где упоминается одна женщина, которая хотя и исповедала некоему благоговейному духовнику все другие свои грехи, но не исповедала один большой грех. Поэтому послушник этого духовника видел, что каждый раз, когда она исповедовала один из своих грехов, у нее выползала изо рта змея, а в самом конце увидел большую змею, которая три раза высовывала голову изо рта этой женщины, но потом снова заползла обратно и не вышла. Поэтому и все остальные змеи, которые выползли перед этим, вернулись обратно и заползли в ее рот. И после своей смерти оная окаянная явилась своему духовнику и его послушнику сидящей на страшном драконе и сказала им, что попала в ад, потому что не исповедала тот грех. Говорит также и Иоанн Лествичник, что, не исповедав свои грехи, человек не может получить за них прощение: «Без исповеди никто не получит прощения»(Слово 4, о послушании).

5 Поэтому на странице 307 «Грешников спасения» читаем, что один священник церкви Богородицы, хотя и исповедал перед своей смертью с умилением и слезами все свои грехи, однако, не принял твердого решения больше не грешить, но его воля склонилась к желанию, если он останется жив, вернуться к прежним грехам. И потому этот несчастный попал в ад, как сам сказал об этом священнику той же церкви, явившись ему после своей смерти.

6 2 Пет. 2, 22.

7 Иоил. 2, 13.

8 См.: 1 Цар. 15, 24.

9 См.: Мф. 27, 4.

10 В неизданной Цепи толкований на Псалтирь Никиты. Псалом 35.

11 Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.).

Преподобный Никодим Святогорец
Святая Гора