Святые равноапостольные царь константин и царица елена. Святые Константин и Елена: иконы и портреты. День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в смс

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок - плод их первой любви - также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать - святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным - там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор - бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году - 19 марта и 3 июня - и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка - княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном - императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и его матери, равноапостольной царицы Елены.

Елена с младых лет была воспитана по христианским заветам и всю жизнь следовала этой вере.

День Святых Елены и Константина поздравления: история праздника

День святых Елены и Константина знаменует собой чествование великих библейских святых, внесших огромный вклад в развитие христианства. Вопреки строжайщим запретам на поддержку христиан, существовавшим в языческие времена Рима, супруга императора Елена сумела воспитать сына в соответствии с библейскими канонами и традициями, убедив сурового мужа не подвергать верующих гонениям и пыткам. Взойдя на трон, юный император Константин признал христианскую веру официально и начал возведение храмов.

Кроме того, Святая Елена, не взирая на свой высокий чин, совершила паломничество в Иерусалим, привезя оттуда крест, ставший в сове время местом распятия Спасителя. Сегодня к этим святым православные и католики всего мира обращаются с молитвами о заступничестве и поддержке и трудные времена. Считается, что их сакральная помощь может укрепить дух и вывести из самых сложных ситуаций.

День Святых Елены и Константина поздравления: как отмечать праздник

Конечно, в такой день нужно обязательно сходить в церковь, вознести свои молитвы Константину и его матери за то, что христианство и сегодня для многих не только религия, а настоящее спасение и вера в чуда. Можно попросить о здоровье и благополучии для всех своих близких и родных. Попросить что-то для себя. Главное, чтобы помыслы были чистыми и светлыми.

В качестве подарка для кого-то из близких или для всей семьи можно купить икону, что станет защищать дом и направлять людей на правильную дорогу.

Детям также можно рассказать историю о том, как много мать и сын сделали для всех людей, позволили им забыть о страхе из-за своей веры и подарили надежду на спасение в глазах Господа. Их жизнь может стать ярким примером того, как можно заботясь о судьбах других, самим становиться лучше, чище и светлее, приближаясь тем самым к Богу. Такие праведные дела никогда не сотрутся из памяти людей, оставаясь вечным напоминаем, в виде того, что сегодня каждый человек может с гордость сказать, что он православный человек.

Светлый праздник матери и сына нужно помнить и почитать. Эти два человека, которые жили так давно и далеко сделали для всего мира так много. Возносить им похвалу обязательно нужно в их праздник, но еще лучше, чтобы такие слова были сказаны от всего сердца каждый раз, когда человек переступает храм Божий.

День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в стихах

С Днем святых Елены и Константина

спешу вас поздравить, друзья.

Чтобы жизнь не казалось рутинной,

человеку необходима семья,

Чтобы сердце внутри не черствело,

чтобы каждый из нас был добрей,

Нужно задуматься о жизни Елены и Константина,

задуматься и поскорей,

Ведь их путь, их тернистые тропы

наводят невольно на мысль,

Что недаром, не напрасно нам

Богом дарована жизнь.

С Днем святых Константина и Елены!

Пусть мысли чисты будут как морская пена,

Пусть этот день запомнится возвышением души

И пусть помыслы все будут всегда хороши.

В День Константина и Елены

Пусть будут все благословенны

На веру, добрые дела,

Поможет Господа рука!

Кто христианство прославляет

Того Господь в свой дом пускает,

И мир становится добрей,

Душа - мудрее и светлей!

Пусть вера воцарится навека,

Во имя дел святых и Господа Христа!

Константин с Еленой веру прославляли,

Людям стать светлее помогали!

Чтобы души были неизменно

Господом всегда благословенны!

Вспоминаем добрые дела,

Их святые жизни, имена,

Лучше стать и чище обещаем,

Господа Иисуса восхваляем!

Царица Елена и сын Константин,

так верно для веры в Христа послужили,

что праздник в июне и святость свою,

они несомненно от всех заслужили!

Пускай все молитвы направятся к ним,

и души найдут лишь у них очищение,

пускай же Елена и сын Константин,

для верующих отдадут всепрощение!

Когда-то был правитель римский Константин,

и родила его царица-мать Елена,

прославились они делами праведными в мире,

и до сих пор заслуги их нетленны!

В июне день теперь для этих есть святых,

и празднует народ день памяти Елены, Константина,

их святость всем теперь дает пример достойный,

о их деяниях слагались истинно былины!

День святых - Елены, Константина

Летом наша празднует страна.

В вере всей душой она едина,

Вера нам, как солнышко, нужна.

Римскою империей правил

Константин. Он с детства церковь чтил.

И свои деяния направил

На защиту тех, кого любил.

И Елена, матушка-царица,

Христианкой истовой была.

Воспитать под мудрою десницей

Сына, как апостола, смогла.

День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в смс

Великих библейских святых

Сегодня молитвой почтим

И свечи зажжем мы для них!

Елена и сын Константин

Православный весь народ

Июньский праздник отмечает!

Благодать пусть снизойдёт –

Искренне мы пожелаем!

Святых великих мы попросим,

Чтоб нас своим добром укрыли,

Пусть их тепло нам мир приносит!

Сердца для веры мы открыли!

В День матери святой Елены

И славного Константина

Хотим, чтоб в храмах на коленях

Их люди все благодарили,

В день Елены, Константина

Мы хотим вам пожелать

Жизни яркой чтоб картина

Повернула время вспять.

Рожденный в 274 году от благочестивых родителей, хотя и не христиан, Константин с детства чуждался языческих суеверий и желал приблизиться ко Христу, истинному Богу. Годы юности Константин должен был проводить не родной семье, а при дворе Диоклитиана в Никомидии, куда он взят был в качестве заложника, хотя и почетного, для обеспечения верности его отца Констанция старшему императору Диоклитиану.

В то время жизнь при дворе императора представлялась мрачной картиной: «суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат, интриги и крамолы. Полное поклонение языческим богам, жертвоприношение христианских младенцев, магия, колдовство и гадание на внутренностях беременных женщин…». Такое окружение с детских лет Константина все больше подчеркивало ничтожество языческого мира. Напротив, в каждом мученике за Христа взору Константина являлся непререкаемый свидетель правоты веры Христовой, ее Божественного происхождения.

Историки с удивительной точностью описывают внешность юного Константина: «величественная и красивая осанка Константина при его высоком росте и выдающейся физической силе, привлекала к нему взоры народа и располагала в его пользу все войско». Это ставало основной причиной зависти царя и многих придворных.

После смерти своего отца, тридцатидвухлетний Константин провозглашается императором Галлии и Британии. Под впечатлением виденных гонений христиан на Востоке, Константин первым делом объявил в своих областях свободу исповедания христианства.

На то время Римская империя представляла собой раздробленное междоусобицами государство, в котором царствовали сразу шесть императоров, и все они враждовали между собою. В мире и благоденствии прибывали только области подчиненные Константину. В его стране христиане проявляли себя усердные и верные подданные, тем самым еще раз доказывая, что христианство есть великая сила, способная преобразить мир.

Через шесть лет своего царствования, в 312 году Константину доносят о готовящемся нападении Римского императора Максенция. Услышав об этом, Константин решился предпринять военный поход и опередить врага. Он хотел освободить Рим от злого тирана. Все же отважному полководцу Константину стоило трудностей заставить солдат войти с мечом в великий Рим, священный для языческих народов того времени, к тому же было известно, что войско его противника многочисленнее войска Константина.

Размышляя над организацией похода, Константин начал возносить молитву к христианскому Богу, чтобы Он подал ему мужество и простер ему десницу помощи в предстоящем деле. И эта молитва была услышана.

Однажды после полудня Константин собственными глазами наблюдал ведение на солнце - знамение креста с надписью: "СИМ ПОБЕЖДАЙ”. Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Однако, во сне явился ему Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и использовать его для зашиты при нападении врагов. Встав от сна, Константин позвал к себе опытных мастеров и приказал устроить хоругвь из золота и драгоценных камней. А всему войску было велено изобразить Крест на щитах и шлемах.

Константиново войско, покрываемое спасительным знамением Креста, после трех столкновений с противником, подступил к Риму и здесь нанес Максенцию решительное поражение. Максенций, спасаясь бегством через реку Тибр, погиб при разрушении моста. Победитель с торжеством вступил в Рим и встречен был народом как повелитель всей западной половины Римской империи. Константин первый из цезарей указом от 314 года предписал полную веротерпимость: христианам разрешал свободно поклоняться Единому истинному Богу. За этим указом последовал целый ряд указов: запрещена была казнь на кресте, отменены были кровавые игрища в цирке, прекращены языческие жертвоприношения, установлено празднование воскресного дня, этот день становился днем отдыха как для свободных граждан, так и для рабов; сироты и дети, брошенные родителями, бедные и убогие, приняты были под царское покровительство. Он освободил священнослужителей от всяких посторонних должностей и от податей, дабы они могли совершенно посвятить себя служению Богу. Нося на своем шлеме, монограмму «Христос», Константин дал своим воинам молитву, которую они должны были читать в воскресные дня и которая, располагала всех признавать Единого всемогущего Подателя благ и Его помощи искать во всех делах.

Через 10 лет такого счастливого царствования, Константин почувствовал угрозу со стороны восточного императора Ликиний, который вступал в открытую борьбу. В 323 году возгорелась жестокая война, которая должна была окончательно решить судьбу христианства в Римской империи. Казалось, что одряхлевшее язычество ополчилось против христианства, явившегося в мир обновить человечество.

После жестокой войны, Константин сделался единодержавным государем всей Римской империи. Эта победа над Ликинием еще раз наглядно убедила Константина в том, что земные блага и успехи даруются служителям истинного Бога. Император поспешил распространить христианство на всех завоеванных землях. «Кто потерял имущество, - писал он в одном указе, - проходя неустрашимо поприще мученичества, или сделавшись исповедником и стяжав себе вечные надежды, и утратил все имущество и положение, потому что не соглашался уступать гонителям, требовавшим предательства веры, - имения всех таковых повелеваем отдать». Так он стал защитником бедняков, гонителей и обездоленных.

Константин, как явный покровитель христиан был мало любим в Риме, где оставалось еще много языческих обычаев. Недовольство и ропот горожан, даже заговоры были причиной того, что в уме Константина созрела мысль создать новую столицу, город христианский, который бы никак не был связан с язычеством. Новой столицей становиться Византия, древний небольшой городок на берегах Босфора. Новая христианская столица, получившая название «град царя Константина», Константинополь, врученная покровительству Божией Матери, быстро расцвела и затмила славу и величие не только пышной Никомидии, но и самого великого Рима.

Благоговея пред знамением Креста, Константин пожелал прославить само «живоносное Древо, на нем же распялся Царь и Господь». Благочестивое намерение императора привела в исполнение его мать, царица Елена, которую он отправил в Иерусалим , снабдив полномочиями и богатыми дарами. В стране священной, где все напоминает о «великой Тайне благочестия - явлении Бога во плоти», наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы. Там святая Елена, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В те времена, в Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Самое дорогое место для христианского сердца - пещера гроба Господня - была засыпана мусором, на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище "сладострастному демону любви” - Венере. По указаниям Елены идольские капища, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. Прекрасные церкви построены были по желанию и на средства царицы в Вифлееме , над пещерой Рождества Христова, и на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; храмами украшены были Гефсимания - место успения Пресвятой Богородицы и место явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского. Но главнейшей заботой царственной старицы было исполнение желания ее великого сына - отыскать то самое Древо, на котором был распят Спаситель мира.

После долгих розысков, место нахождения Креста было указано под языческим капищем, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы мерзкая Венера была низвергнута, а ее капище разрушено; святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте; после чего приступили к расчистке возвышенности.

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца, было решено найденные кресты по одному возлагать на умершего. Когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес. Все, видя это чудо, возрадовались и прославили дивную силу животворящего Креста Господня. А так как многочисленной толпе невозможно было хотя бы издали видеть святыню, то священники благоговейно подняв Крест и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Получив от матери, блаженной Елены, бесценное сокровище - частицу Святого Креста, - Константин решил украсить пещеру гроба Господня и подле нее построить такой храм, который был бы «великолепнее всех храмов, где-либо существующих». Константин сам придумал украсить храм двенадцатью - по числу апостолов - колоннами, наверху которых находились вылитые из серебра вазы.

В те времена Церковь Христова, была потрясаема внутренними раздорами, зародившимися и созревшими еще в тяжкую годину гонений. Кругом торжествовала ересь Ария. Тогда Константин решил созвать Вселенский Собор, который, оставался единственным средством к умиротворению Церкви. «Бог помог мне, - говорил он, - низложить нечестивую власть гонителей, но несравненно пагубнее всякой войны, всякой битвы внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры.

За царствование Константина Римская империя стала величайшей и могущественной державой. Но при своем величии император оставался смиренным рабом Божьим. На льстивые речи духовных лиц, выражающие, что он в сей жизни удостоился самодержавного над всеми владычества, и в будущей станет управлять вместе с Сыном Божиим, Константин отвечал ласкателям: "Ты лучше помолись о царе, чтобы и он в будущей жизни удостоился быть рабом Божиим”.

А вот как описывают правление Константина его современники: «нищих и нуждающихся он снабжал и деньгами, и пищей, и приличной одеждой; о детях осиротевших он заботился вместо отца; дев, лишившихся родителей, выдавал замуж, снабжая их приданым из своей казны. Особенно много делал он благотворений в день Пасхи».

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но император до сих пор еще не был крещен. Для нас это может казаться весьма странным, но в те времена многие принимали крещение в зрелых летах или даже в старости. Константин, откладывал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Перед крещением умирающий царь произнес такую речь: «Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь как о времени спасения. Пора принять печать бессмертной жизни».

Великий и равноапостольный Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы 337 года, на тридцать втором году своего царствования, будучи шестидесяти пяти лет от рождения. Тело его с великим торжеством перенесено было в созданный им град Константинополь и положено, согласно его завету, в церкви святых Апостолов, в гробнице, им самим уготованной. Ныне же он живет бесконечной жизнью в вечном Царстве Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков.

Равноапостольные царь Константин
и матерь его царица Елена

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

* * *

Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.

С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»

В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

АКАФИСТ

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на землю зрети велие чудо – како обретеся Святое Древо, на много лет в недрах земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видеша сие, ниц на землю падоху, слезно вопия: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати зело возлюбившая Христа;
Радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы;
Радуйтеся, строителие тайн Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася;
Радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова;
Радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым Крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага Крестным знамением, мы же дивяся таковому Промыслу Божию о Тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный;
Радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение;
Радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый;
Радуйся, Церкви Христианской вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый;
Радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

Силою Креста во брани, ведал еси богомудре Константине: «Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже поклоняюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на страшнем судище Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие;
Радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии;
Радуйтеся, от вражиих прелести избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие;
Радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческие храмы на земли упразднившии;
Радуйтеся, день Воскресный праздновати установившии.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крови твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы:
Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение;
Радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение;
Радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение;
Радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати;
Радуйся, воспретивый осужденных на кресты распятие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: Се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елено, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открывает сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии;
Радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии;
Радуйтеся, ревностию аки апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии;
Радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси;
Радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу:
Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже отверз уста глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начаша искати, многи труды понесоша, не обретше же сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие;
Радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры Православныя явившии;
Радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии;
Радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоху ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще:
Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси, зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная;
Радуйся, Честное Древо, имже ад испустиша узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое;
Радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие;
Радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесша к безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь:
Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии;
Радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися;
Радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии;
Радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа;
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгремеше во вся концы песнь:
Аллилуиа.

Икос 9

Ветии сладковещаннии богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фивайдский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже свыше умудрившася, изложив тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; Радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона;
Радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне;
Радуйся, новый апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю;
Радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в подвизе девства, не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире у всего мира и, отрешении молвы житейския, яко Ангелы поют:
Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый;
Радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый;
Радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты свои умноживый;
Радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение;
Радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердная молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему:
Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо Крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Тайн причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение;
Радуйтеся, с собором апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите;
Радуйтеся бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие;
Радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов находящих на ны и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу:
Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к Вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие;
Радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблудшим яркие светильницы;
Радуйтеся, за отечество наше теплые пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете;
Радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете;
Радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих поклонятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста:
Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

КАНОН

(Святым равноапостольным Константину и Елене)

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. (Дважды)

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Канон, глас 8-й

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев:

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне, Твоих угодников мольбами, смиренную душу мою свободи.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Слава: Светом облиставшися богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

И ныне: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния, и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Поклон )

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Возмездия небесная получити потщался еси, темже зовущему, богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе Преблагий.

Слава: Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, божественным распаляема желанием, богоблаженная.

И ныне: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды )

Седален, глас 8-й

Чувства простер к небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучимь бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Слава, и ныне, Богородичен: Премудрость и Слово в Твоем чреве заченши неопально, Мати Божия, мирови родила еси мир Содержащаго и в объятиях понесла еси вся Носящаго, Питателя всех и Творца твари. Темже молю Тя, всесвятая Дево, и верно славлю Тя, избавитися ми от прегрешений, и в день суда, егда предстати имам пред лицем Создателя моего, Владычице Дево чистая, твою помощь тогда подаждь ми: вся бо можеши, елика хощеши, Всепетая.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

С небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя единаго Сего почитати.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

И нравы боголюбива и божественными деянии досточудна, блаженная, была еси, сего ради верою тя славим.

Слава: Являеши крыемую леты многими ныне божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

И ныне: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 5

Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю богомудре, света исполнен был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в вышняя Царствия.

Слава: Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

И ныне: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Собрал еси богоносных отец блаженный лик преславно, и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси, единочестна славословити Рождшему Слова, и сопрестольна.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения, и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Слава: Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша, и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

И ныне: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды ) Слава, и ныне

Кондак, глас 3-й

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Слава: Деянии божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

И ныне: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом, и преставлься от земли к вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веселящуюся видящии с сыном тя богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Слава: Яко чудно желание твое и нрав божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во веки.

И ныне: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоняя, и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Слава: Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

И ныне, Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда, и десным овцам сопричти.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас той же

Слава: Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных людей; нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Часто, поздравляя человека с днем рождения, многие называют его именинником, а сам день появления его на свет - именинами. Но это не всегда правильно, ведь день рождения не всегда совпадает с днем именин. Это в старые времена было принято называть новорожденного по Церковному календарю: выбор имени зависел от того, в день какого святого он появился на свет.
А в наше время детей называют в основном в честь близких родственников или кумиров, а иногда родители выбирают для младенца модное или просто красивое и благозвучное с их точки зрения имя. Как же узнать в таком случае день своих именин и, соответственно, своего небесного покровителя? Рассмотрим это на примере того, когда отмечаются именины Константинов.

Константин Великий - образцовый христианский правитель

Имя Константин соотносится в христианском именослове со многими святыми. Наиболее известен среди них Константин Великий - римский император, почитаемый в лике равноапостольного вместе с его матерью Еленой. Император Константин Великий наиболее известен тем, что после сотен лет гонений легализовал христианство. Он переименовал Византию в Константинополь, сделав этот город христианской столицей Римской империи. Правда, государственной религией христианство тогда не стало, но при Константине Великом оно было религией господствующей, благодаря чему христиане смогли, наконец, исповедовать свою веру открыто. Константин был объявлен историками образцовым христианским правителем, и именно за это его нарекли Великим.

Сам Константин был крещен уже будучи практически на смертном одре. Похоронен он в Апостольской церкви в городе Константинополе.

Прихожане православной церкви чтят его память как святого и равноапостольного. День имени отмечается 3 июня.

3 июня - именины Елены, Константина

Эта дата наиболее известна. Кстати, в день 3 июня почитается не только сам Константин, но и Елена. Названы обоими этими именами и храмы, возведенные в эту дату, и храмовый праздник. Имена святых Константина и Елены носит также один из болгарских курортов, расположенный в шести километрах от города Варна.

Знаменитый остров Святой Елены (именно на него был сослан Наполеон) также назвали в честь именно этой Елены, поскольку он был открыт как раз в день памяти святой.

Елена - мать Константина

Празднуя именины Константина и Елены 3 июня, некоторые ошибочно полагают, что они супруги. На самом деле, Елена - его мать. Женщина эта была из простого рода. В юности помогала своему отцу, работавшему на конной станции, работала в трактире служанкой. Там она познакомилась с будущим мужем Констанцием Хлором, ставшем при Максимиане Геркулии цезарем Римской империи. Затем в этой семье родился будущий император Константин.

Став таким образом царицей, Елена совершила много добрых дел. По ее повелению были сооружены христианские церкви. И сам император Константин повелел воздвигнуть храм во славу Воскресения Христова.

Другие святые Константины

Римский император Константин Великий был настолько популярен, что его именем в последующие времена нарекли одиннадцать императоров Рима и Византии.

И на Руси в XII-XIV столетиях, после принятия православия, также многие известные исторические личности носили это имя. Например, Константин Всеволодович - князь Владимирский, Константин Васильевич - суздальский князь, еще один Константин Васильевич - ростовский князь, а также Константин Михайлович - князь Тверской и многие другие. Вероятно, именно поэтому у современных Константинов так много дней, в которые они празднуют именины.

Именины Константина по церковному календарю

Эти именины празднуются множество раз в течение года. Приведем несколько из них.

Именины различных святых Константинов празднуются также 15 и 21 июня, 8, 14 и 16 июля, 11 и 17 августа, 16 сентября, 2 и 15 октября, 4, 23 и 27 ноября, а также 11 декабря. Имена святых, именины которых отмечаются в эти дни, можно посмотреть в православном церковном календаре.

Как определить свой день Константина

Для того чтобы узнать день именин Константина, который подходит конкретному Косте, нужно найти день памяти святого с таким же именем, самый близкий к дате его рождения. Принципиально, что день, когда отмечаются именины человека, в том числе и именины Константина, определяется датой, следующей за днем рождения, а не предшествующей ему, даже если последняя находится ближе к дате рождения.

Например, у Константинов, родившиеся после 11 декабря и до 8 января, именины, соответственно, 8 января, и их небесный покровитель - преподобный Константин Синадский. Родившиеся после 8 января и до 27 февраля Кости отмечают день именин 27 февраля и своим покровителем считают равноапостольного Константина Моравского.

18 марта, в день князя Константина Ярославского, нужно отмечать именины Константина, появившегося на свет между 27 февраля и 18 марта, и так далее, пользуясь датами приведенного выше церковного календаря.

По такому же принципу люди с любыми именами могут определить день своих именин.

А когда ваши именины?