Тест «Русь в IX – начале XI вв.» тест по истории (10 класс) на тему. Принятие христианства на Руси

Принятие князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого древнерусского государства . К тому же это было итогом русско-византийских отношений в X веке. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая закрепляла бы только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и не была способна освящать и укреплять общественный порядок.

В 980 г . князь Владимир попытался реформировать старую религию – объявить одного бога – Перуна. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну.

Князь Владимир решил провести настоящую религиозную реформу. Согласно летописи он устроил «смотрины вер», выслушав представителей различных мировых религий. Владимир сделал выбор в пользу христианской веры по византийскому образцу. Причин тому было много. Ещё бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение, среди приближённых князя также было уже много христиан. Но самое главное – это исторические, экономические, политические и иные связи с православной Византией, которая являлась именно тем государством, контакты с которым представляли для Киевской Руси наибольшую ценность. Однако принятие Русью христианства проходило в сложной политической обстановке борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии, Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал за него замуж сестру императора – Анну . Поскольку такой брак означал бы признание Византией зависимости от русского государства, Василий II пытался уклониться. Тогда Владимир осадил греческий город Херсонес в Крыму. Взятие Херсонеса заставило Василия II подчиниться.

Таким образом, принятие христианства от Византии не вело к зависимости Руси от Византии.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, зачастую силой (например, в Новгороде). Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения. Пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие традиции и праздники совместились с христианскими.



На Руси была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. Православное духовенство в первое время было греческим. Знать охотно приняла христианство: оно помогало ей властвовать над народом, укрепляло государственность. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть доходов («десятину»).

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные исторические последствия:

а) Политические:

1) Русь, отвергнув «примитивное язычество», становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми расширились.

2) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

3) династическое родство с византийскими императорами.

б) Культурные:

1) Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.

2) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т.д.

3) Появление архитектуры и живописи.

4) Возможность, в отличие от католицизма. Ведение проповеди на родном для верующих языке.

5) Введение кириллической азбуки и начало литературы.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

Древнерусское государство значительно укрепилось при Ярославе Мудром (978 – 1054 гг.). Первое, что сделал Ярослав Мудрый – укрепил управление страной. Они послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластцем». В некоторых документах его даже именовали царем. Великий князь был ревностным сторонником развития культуры, образования, грамотности. При нём были открыты новые школы, поддерживалось книжное дело. Поднялся престиж Киевской Руси, иностранные короли искали союза с киевским князем.



При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Свод законов того времени назывался «Русская правда» и основывался на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава Мудрого дополнили его новыми законами («Правда Ярославичей»). Была запрещена кровная родовая месть – пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили из поколения в поколение. Теперь же за убийство был положен денежный штраф. При Ярославичах «Русская Правда» (новый свод законов) была направлена не только на то, чтобы установить порядок в стране, но и защитить собственность (землю, дом, имущество).

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Он ограничил произвол ростовщиков, снизив процентные ставки (не более 20% годовых). «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. По существу, Мономах – первый реформатор в нашей истории. В период его княжения (1113-1125 гг.), а также правления его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.), власть верховного правителя укрепилась, был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося государства.

Решительно отвергнутое гражданской властью при св. Владимире, язычество почти не делало попытки реабилитировать себя, оно запряталось „по украинамъ", по глухимъ селамъ и деревнямъ, по избамт. и овинамъ. Найти его тамъ и искоренить было дело нелегкое, да и надлежащихъ средствъ для борьбы не было: древняя Русь не имела науки и не могла воспользоваться этимъ могущественнейшимъ средствомъ въ борьбе съ невежествомъ и суевериемъ.
*
Христианство стремилось влиять и влияло на все стороны сознательной жизни человека. Но прежде всего необходимо выяснить, противъ чего же боролось христианство. Конечно,оно боролось противъ древняго русскаго язычества: противъ языческихъ верований, обычаевъ, суеверий и проч. Противъ всего этого боролись и церковь и государство.
*
Въ Ельнинскомъ уезде Смоленской губ. есть село Болваничи, расположенное въ болотистой местности; по преданиям тамъ долгое время сохранялись идолы- болваны, пока власти не проникли туда и не истребили ихъ.
*
Въ 988 г. Владимиръ приказал, низвергнуть боговъ: однихъ изрубили, другихъ сожгли. Перунъ былъ преданъ поруганию и брошенъ въ Почайну или Днепръ. Та же участь постигла идоловъ въ 991 г. въ Новгороде: епископъ Иакимъ, прибывъ въ Новгородъ, разорилъ требища, сокрушилъ идоловъ, посекъ, т. е. низвергнулъ Перуна и приказалъ бросить его въ Волховъ. Когда Перуна тащили и издевались надъ нимъ, въ него вошелъ бесъ и началъ кричать: „О, охъ мне, достался немилостивымъ симь рукамъ".
*
Въ Ипатьевской летописи годъ 1114 г. Сварогь упоминается, какъ комментарий къ слову Феоста-Гефестъ „И бысть по потопе и по разделеньи языкъ, поча царьствовати первое Местромъ отъ рода Хамова, по немъ Еремия, по немъ Феоста иже и Сварога нарекоша Египтяне... Тъ же Феоста законъ устави женамъ за единъ мужь посягати... сего ради прозваша и богъ Сварог. И по семь царствовал сынъ его, именемъ Солнце, его же нарицаютъ Дажьбогъ Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе бо мужь силенъ“... Онъ, услышавъ, что одна египтянка находится въ недозволенной связи, старался ее уличить, „не хотя отца своего закона разсыпати Сварожа", наконецъ обличилъ ее и примерно наказалъ.
*
Со введетемъ въ России христианства древния верования въ Перуна смешались съ новыми христианскими: многия черты Перуна были перенесены на Илью пророка. Смешение Перуна съ Ильей обусловливалось съ одной стороны темъ, что праздновате песледнему (20 июля) бываетъ въ пору наибольшаго тепла; къ тому же въ эту пору часто бываютъ грозы.Георгий Победоносецъ также носить на себе многие языческие черты, перенесенный на него, вероятно съ Перуна. Георгий, победитель змея, считается покровителемъ стадъ и вообще животныхъ. Но это сближаетъ его скорее съ Велесомъ.Такимъ образомъ языческий элементъ сказался въ народныхъ легендахъ объ Илье пророке и Георий Победоносце.
*
Изъ этого видно, что слова—Купала, Купалья употреблялись для обозначения дня 23 ноня, кануна праздника Рождества Иоанна Предтечи, или 24 июня, самаго праздника. Въ древне-русскихъ памятиикахъ Купало не упоминается. Первыя упоминания о Купале, какъ о божествЪ русскихъ язычниковъ, относятся вь половине XVII века: именно въ Синопсисе и Густынской летописи. Купальское празднество сопровождалось буйнымъ весельемъ въ ночь на 24 июня: народъ плясалъ подъ музыку и песни; прыгали чрезъ пылающие костры, а на заре умывались и купались въ реках. Самое празднество не было посвящено въ честь бога Купалы.
*
Ярилинъ день не везде праздновался въ одно и то же время: онъ праздновался то въ день всехъ святыхъ, то на другой день Петрова поста и проч. Празднество сопровождалось плясками и хороводами.Центральной фигурой праздника былъ человекъ, чаще всего женщина, убранная цветами и лентами, иногда кукла.Солнечный характеръ праздника виденъ изъ обычая прыгать чрезъ огонь. Какъ было уже сказано, праздникъ Ярилы справлялся приблизительно около Петрова дня. Въ это время дни начинаюгъ уже убывать.Яриле справляется на лесной поляне. Празднуютъ два дня: въ первый день Ярилу встречають, а на второй погребаютъ. Изъ этого можно заключить, что некогда совершалось два особыхъ праздника въ честь солнца—Ярилы Кострубоньки, соединявшиеся потомъ въ одно. Кострубонька, можетъ быть, происходитъ отъ того, что погребаемая кукла была сделана изъ разныхъ травъ: кострубатый, шереховатый, оттуда придирчивый, задорный. Кострубъ, Кострубонько не собственное имя бога, а его прозвище, эпитетъ. Но какъ изъ Кострубоньки вышелъ Кострома,—не ясно. Кажется,слово Кострома слово финское; если это такъ, то нетъ ли финскаго элемента въ праздновании Ярилы—Купалы—Костромы?
*
Нашъ предокъ—язычникъ представлялъ себе природу живой, одухотворенной, сочувствующей или враждебной человеку, но не пассивной. Первобытная ненаучная мысль можетъ работать только подъ известными формами, субъективно: человекъ приписываетъ предметамъ те свойства, онъ наблюдаетъ самъ въ себе. Вотъ почему наши предки наделяли чувствами и мыслительными способностями не только животныхъ, но и неодушевленные предметы: *Ярославна обращалась съ просьбой къ солнцу, Днепру,ветру; солнце своимъ затмешемъ предвещало Игорю беду;но та же природа сочувствовала бегству Игоря изъ плена.Можно сказать, что русский человекъ скорее оживотворялъ,чемъ обоготворялъ неодушевленную природу.
*
Следы поклонетя деревьямъ можно видеть въ семицкомъ празднике. Въ челобитной Нижегородскихъ священниковъ 1636 г. читаемъ следующее: „въ седьмый четвертокъ по Пасце собираются жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняс березамъ, оучнутъ походя песни
сатанинския приплетая нети и дланми плескати, и всяко бесятся". Потомъ усевшись ели свои припасы, завивали венки и проч.
*
Такъ, въ житии св. Иринарха борисоглебскаго (XYII в.)разсказывается, что въ г. Переяславле въ потоке лежалъ большой камень; и вселился въ тотъ камень бесъ и творилъ свои мечты. Жители города Переяславля почитали этотъ камень; особенно большое стечение народа было въ день празднования апостоловъ Петра и Павла: тогда мужи, жены и дети сходились къ камню и творили ему почесть. Преподобный Иринархъ приказалъ диакону Онуфрйо тотъ камень въ яму вринуть и землею зарыть, чтобы христиане не совершали поклонения камню. Дьяконъ Онуфрий исполнилъ повеление препод. Иринарха, за что дьяволъ воздвигъ тонете на дьякона и много пакостей ему творилъ, между прочимъ навелъ на него сильную лихорадку. Известны два большихъ камня въ Одоевскомъ уезде, Тульской губ. Башъ и Башиха, которымъ окрестные жители воздавали въ начале XIX в., а, можетъ быть, воздаютъ поклонеше и въ настоящее время. Почитание камней продолжается и теперь. Известенъ случай, когда это почитание граничило съ идолопоклонствомъ. Когда съ археологическими целями раскапывали известный Чертомлыцкий курганъ (въ половине XIX в.), то пришлось снести и положить у подошвы
стоявшую на кургане каменную „бабу". Этотъ переносъ „бабы" возбудилъ неудовольствие окрестныхъ жителей: оказалось, что „баба" считалась целительницей отъ лихорадки. Случившуюся въ то лето засуху считали наказаниемъ за поругание „бабы". „Баба" была поставлена на другой курганъ. Однажды наблюдали такое зрелище: на заре къ „бабе" подошла женщина съ ребенкомъ на рукахъ, кланялась истукану и поднимала на рукахъ своего ребенка. Затемъ положила медную монету и ушла. Женщина, какъ оказалось,приходила просить каменную „бабу" объ избавлении ея ребенка отъ лихорадки. У стараго подножия истукана были найдены монеты 18-19 вв.
*
Въ селе Уколове Смоленскаго уезда, недалеко отъ села, въ болотистомъ овраге изъ-подъ березы бьетъ ключъ съ очень холодной водой; летомъ эта береза всегда бываетъ увешана ленточками и полосками разноцветной материи; часто вокругъ источника,на земле или чаще на сучьяхъ деревьевъ, можно видеть кемъ-то принесенные куски хлеба. Въ илистомъ дне источника, покопавшись, можно найти и монету, обыкновенно старую медную, вышедшую изъ употребления. Ходятъ на поклонение этому источнику обыкновенно женщины; въ чемъ состоитъ поклонение, сказать не можемъ, такъ какъ на поклонение ходятъ въ строжайшей тайне. Не забыто и поклонение камнямъ. Близъ вышеупомянутаго села Лучеса въ яме на берегу реки лежалъ камень, пользовавшиеся уважениемъ крестьянъ. Шла молва, что подъ камнемъ скрыть кладь, но онъ заклятъ и взять его нельзя.
*
Столь же древнимъ должно быть признано верование, что человеку легче всего умереть на земле; особенно же трудно умереть на перине (богатому).Если больной „труденъ" (тяжело страдаетъ), но не можетъ умереть, его спускали на полъ (у крестьянъ раньше полъ всегда былъ земляной; теперь, когда полъ обыкновенно досчатый, подъ больного подстилаютъ солому). Общеизвестенъ трогательный обычай обмывать покойниковъ и одевать ихъ во все чистое: кроме естественнаго уважения къ покойнику,здесь еще кроется старая забота не нарушить чистоту земли.
*
Полагаемъ,что культъ земли сохранился въ своей древнейшей форме:это почитате безъ храмовъ, обрядовъ и даже безъ определенно выраженной идеи; въ основе этого культа лежитъ сознание близости и зависимости отъ земли, отсюда благоговейное почитате земли, своей всеобщей матери. Такое сознание присуще всемъ людямъ. Подъ влияниемъ чистаго христианскаго миропонимания это сознание имеетъ свои, такъ сказать, законные размеры. Но тамъ, где нетъ чистаго христианства, древний культъ земли расширяется, какъ это видимъ у стригольниковъ и нашихъ раскольниковъ—безпоповцевъ. Не чуждо это почитание и современному крестьянину,какъ это видимъ йзъ следующаго факта, лично намъ известнаго. У одного крестьянина Дорогобужскаго уезда, Смоленской губ., не велся скотъ, издыхалъ. Одинъ хороший знакомый крестьянина подъ большимъ секретомъ посоветовалъ неудачнику, тайно отъ всехъ, на восходе солнца выйти на дворъ и три раза безъ креста и шапки поклониться земле. Крестьянинъ это исполнилъ, и скотъ у него сталъсъ этого времени вестись. Но потомъ онъ понялъ, что кланялся не Богу, а земле, и, считая свой поступокъ грехомъ,каялся въ немъ.—Этотъ случай наглядно показываетъ намъ,что древний культъ земли тайно еще продолжаетъ жить;это именно остатокъ язычества: кланяться надобно было безъ креста и тайно.
*
Похоронные обряды.
Древняя Русь имела верование въ загробное существование души. Доказательствомъ тому служатъ погребальные обряды. Вятичи, радимичи и северяне справляли надъ покойникомъ тризну „и по семь творяху кладу (краду) велику", на которую клали покойника и сожигали, потомъ собирали кости въ небольшой сосудъ и ставили его „на столбе"при дорогахъ.
*
Похороны знатныхъ обставлялись различными обрядами и церемониями. Съ умершимъ добровольно себя обрекалъ на смерть кто-нибудь изъ его девушекъ или мальчиковъ. Когда умеръ богатый русъ, то одна изъ девушекъ изъявила желание умереть со своимъ господиномъ. Когда все было готово, съ реки вытащили судно, принадлежавшее умершему, поставили его на подпоры; потомъ на судне поставили ложе (скамью), покрыли его ватными стегаными одеялами, греческой золотой паволокой и подушкой изъ той же материи. Умершаго вынули изъ могилы, где онъ находился до этого времени, одели въ богатыя одежды, посадили на приготовленное ложе, подперли подушками; вокругъ умершаго поставили крепкий напитокъ, положили плоды,благовонныя травы, хлебъ, мясо, лукъ; убили собаку, двухъ лошадей, двухъ быковъ, курицу и петуха и все это бросили въ судно; оружие покойника положили близъ него. Обрекшая себя на смерть девушка была после разныхъ обрядовъ
и церемоний убита подле покойника. Потомъ подожгли дрова: огонь охватилъ судно, и не прошло и часу, какъ корабль, костеръ и девушка со своимъ господиномъ—обратились въ пепелъ. На месте судна насыпали возвышение, подобное круглому холму, вставили въ середину большое дерево, написали на немъ имя умершаго.
Смерть чрезъ удуние и потопление, конечно, считалась впоследствие нечистой, языческой. Человекъ, умерший такою смертью, не подлежалъ христианскому погребению, какъ великий грешникъ; мало того: утопленника или удавленника по нашимъ народнымъ взглядамъ вообще не следовало хоронить, а должно оставлять безъ всякаго погребения.
*
Зимнний солнцеворотъ считался началомъ обновления природы, ея постепеннаго воскресения къ новой жизни, и встречался всеобщей радостью.Христианство перерождало греко-римский миръ, но языческия празднества продолжали существовать. Такъ было и съ зимними празднествами. Получилась сложная и смешанная обрядность, где христианство переплеталось съ язычествомъ. Последовалъ протестъ церкви. Былъ установленъ праздникъ Рождества Христова. Юстинианъ въ VI в. отменилъ предшествовавшие праздники и постановилъ праздновать съ 25 декабря по 5 января.
*
Но въ древнее время у насъ годъ начинался съ весны съ марта, что продолжалось до XV в., хотя былъ и другой визанийский счетъ съ сентября 2. Новый годъ съ января у насъ введенъ Петромъ Великимъ
*
За колядою следовали праздникъ въ честь весны, называвшийся масленица, но совершавшийся, вероятно, нисколько позже нашей масленицы. Въ настоящее время масленица справляется на сырной неделе, последней передъ Великимъ постомъ. Къ масленице приурочиваютъ встречу весны Вероятно, масленицу въ языческое время праздновали после весенняго равноденствия.
*
Язычестй характеръ радуницы не подлежитъ сомнению. Обычай поминать покойниковъ во время весеннихъ праздниковъ возникъ вероятно въ силу такого представления: зимой природа замираетъ, а весной оживаетъ; такая перемена происходитъ и съ душами умершихъ: вместе съ травами, цветами и деревьями души покойниковъ оживаютъ и некоторое время живутъ въ рекахъ, освободившихся отъ оковъ льда.
*
Купало.
Самымъ бурнымъ праздиикомъ былъ Ярилинъ день, Купало въ ночь съ 23 на 24 июня. Это былъ праздникъ въ честь солнца. Въ это время наша северная природа достигаетъ наивысшаго расцвета и пышности. Потому то и собираютъ на Купалу целебныя травы и растетя. Можетъ быть этотъ праздникъ имелъ въ виду летописецъ, говоря о сборищахъ между селъ: сходились на игрища, на плясания и на бесовския потехи, и тамъ умыкали себе женъ,кто с кемъ совещался. Начиная съ 9 июля дни начинаютъ уменьшаться, что делается заметнымъ къ Купалу. Купальскиe обычаи скатыванье съ горы колеса и прыгание черезъ огонь, иногда прямо въ воду, указываютъ на спускающееся,поворачивающееся на зиму солнце.
*
Въ половине XYI в. на Руси крепко держались языческие обряды, противъ которыхъ вооружился соборъ 1551 г. Въ Стоглав’Ь (глава 41, 92 и 93) сохранились ярыя обличия остатковъ древняго язычества. Въ половине XYII в., какъ видно изъ сочинений Симеона Полоцкаго, купальские праздники существовали. Въ своей „Вечери духов Симеонъ Полоцкий говорить, что въ навечерие Иванова дня по языческому обычаю разводятъ огонь, скачутъ черезъ него и это торжество называютъ Купало; проводятъ всю ночь безъ сна, ожидая восхода солнца, думая, что оно въ этотъ день играетъ, „скачюще изъ места на место", меняетъ различные цвета.Изъ „исповеди" видно, что существовалъ обычай обливаться водой и другихъ „куповать" въ великий (чистый) четвергъ, въ навечерие рождества иоанна Предтечи (на Купалу) и въ день Петра и Павла.
*
Весьма пространное обличение купальныхъ обычаевъ содержится въ статье „О идолахъ владимировыхъ" "). Въ настоящее время вакханалия въ купальскую ночь прекратились. Но даже и теперь, въ XX веке,простой народъ раздйляетъ те самыя верования, противъ которыхъ ратовалъ Симеонъ Полоцкий. Въ Смоленской губ.крестьяне убеждены, что на Ивановъ день рано утромъ солнце играетъ по небу, то поднимаясь высоко, то опускаясь внизъ и проч. Вообще Купальская ночь полна чаръ и чудесъ. Въ эту ночь цвететъ папоротникъ, клады выходить изъ земли на просушку и проч. Не одни pyccкиe,но и западно-европейские народы придаютъ „Ивановой"(Купальской) ночи особенное значеше; въ Германии, например убеждены, что въ эту ночь оживаютъ все прежние боги и вступаютъ въ свои права. Очевидно, наша купальская ночь пережитокъ древняго праздника, восходящаго къ глубокой древности.Говоря о языческихъ праздникахъ, мы собственно вращаемся к области более или менее вероятныхъ предположений. Въ первые века христианства на Руси, когда жива была языческая старина, никто не описывалъ русскаго язычества и языческихъ праздниковъ. Трактуя о языческихъ праздникахъ, мы на самомъ деле говоримъ о праздникахъ въ христианскую эпоху, сохранившихъ черты древняго язычества.Очевидно, древние праздники были не однодневные, а длились более или менее продолжительный сроки, примерно неделю или две.
*
Смыслъ солнечныхъ праздниковъ былъ очень скоро забыть русскими людьми. Народъ въ известные дни въ году предавался веселью, играмъ, но делалъ это по традиции.Власти обличали и увещевали народъ за разгулъ, но о язычестве въ его непосредственномъ виде не было речи: народъ проводилъ время по-язычески, но что означали те или другие обряды на этихъ игрищахъ, никто уже не зналъ. Не то было съ обычаями и праздниками, посвященными культу предковъ. Эти праздники, касаясь интимнейшихъ сторонъ человеческаго духа, оказались очень живучими. Бороться съ ними было темъ более трудно , что совершались они обыкновенно не на площади и улице, вообще не публично,а въ семье, интимно. О борьбе противъ почитания рода и рожаницъ мы говоримъ въ другомъ месте.
***
Приступая къ иследованию борьбы христианства съ остатками язычества въ древней Руси, мы прежде всего отметимъ, что противъ язычества у насъ борьба велась съ двухъ сторонъ: противъ него боролись церковь и государство. Иногда церковь и государство действовали совместно,иногда вели борьбу самостоятельно.
Прежде всего средствомъ борьбы противъ язычества были каноническия постановления вселенской церкви, собранный въ книге, известной у насъ подъ именемъ Кормчей книги. Наши первые митрополиты были греки ; приходя на Русь, они приносили съ собой греческия церковныя традиции а также, по всей вероятности, и каноническия постановления греческой церкви.
*
Къ каноническимъ постановлениямъ русскаго происхождения должны быть отнесены уставы нашихъ князей, определявшие область церковнаго суда, который былъ однимъ изъ средствъ борьбы противъ язычества. Стремясь къ скорейшему и наиболее глубокому усвоению русскимъ народомъ христианства, наши князья официально предоставляли церкви право суда надъ некоторыми видами преступлены. Св. Владимиръ первый далъ тому примеръ.По Уставу Владимира Церкви предоставлялась широкая судебная власть надъ христианами. Митрополитъ и епископы судили не только церковныя преступления, но гражданские и уголовныя: ведьство (ведовство), зелниничьство (отравительство), потвори,чародеяния, волхования.
Митрополий судъ былъ необходимъ на первое время; въ некоторыхъ случаяхъ только церковь могла справедливо определить правоту или виновность русскаго человека XI—XII века.Такимъ образомъ сама жизнь, новыя общественныя условия отдавали судъ мирской въ руки церкви.Какими же средствами располагала церковь противъ греха и преступления? Обычнымъ средствомъ наказания былъ денежный штрафъ въ пользу судьи. Но кроме штрафа, карательной меры, уставъ Ярослава применялъ исправительные меры: епитимю и принудительное пребываше въ церковномъ Доме, где арестованнымъ, вероятно, вменялось обязательное посещение храма и некоторый физический трудъ,что практикуется и теперь для лицъ, отправляемыхъ „подъ начало въ монастырь. Кажется,
применялось и телесное нахазание. Ему напр. подвергали лицъ занимавшихся скотоложествомъ и колдовствомъ. Епитимье и заключению въ церковный домъ подвергали преимущественно за грехи противъ седьмой заповеди. Очевидно,старое языческое невоздержание не скоро было забыто русскими.
*
Игры и пляски предосудительны потому, что это дело, отвлекающе отъ праведной жизни. Въ играхъ почетъ и слава дьяволу, такъ какъ любители такихъ развлечений творятъ супротивъ божию закону.Таковъ взглядъ нашихъ древнихъ книжниковъ на наше древнее язычествство.
*
Деятельность князей до-монгольскаго периода, посвященная этой стороне народной жизни, нами уже отмечена. Последующие властители Руси обнаруживали не меньшую заботливость въ этомъ направлении, хотя не облекли ее въ столь определенный законодательный формы.Христианство было введено у насъ по инициативе гражданской власти. Идолы были сокрушены по приказанию князя Владимира. Въ XI веке государство также стояло на страже интересовъ церкви; появлявшиеся волхвы „погибоша"; о некоторыхъ изъ нихъ мы знаемъ, что они погибли отъ руки представителей государства , о другихъ можно думать, что ихъ исчезновение произошло при содействии той же власти. Стремясь къ скорейшему и наиболее глубокому усвоению русскимъ народомъ христианства, наши князья оффицально предоставляли церкви право суда надъ некоторыми видами преступления. Такимъ образомъ государство добровольно поступалось своими правами въ пользу церкви. Вообще, древняя Русь успешно христианизировалась,находясь подъ благотворнымъ влияниемъ Византии.
Въ первой половине XIII в. надъ Русью стряслась великая беда: татарская орды съ огнемъ и мечемъ прошли по нашей родине, разоряя и уничтожая селения и города; множество жителей было истреблено или же попало въ рабство. На оставшихся въ живыхъ была наложена тяжелая дань.Жители городовъ и селъ русскихъ, лежавшихъ на пути татарскихъ ордъ, выходили къ ним навстречу съ крестами, т. е. сдавались добровольно безъ малейшаго сопротивления и безъ всякихъ условий, но были все убиваемы.
*
Pyccкиe люди, со временъ св. Владимира, искренно стремились къ истинному правоверию и христианскимъ добродетелямъ. Древнее язычество тускнело и вымирало.
*
Въ XVI-XVII вв. и духовная власти прилагали большую заботу о нравственномъ преуспеянии русскаго общества: гонению подвергались игры, пляски, песни,скоморохи, волшебство, астрология и проч.
*
Необходимо принять во внимание, что христианство могло съ давнихъ поръ проникать въ pyccкиe города,главнымъ образомъ въ Киевъ, при посредствё торговыхъ и военныхъ сношений съ греками. Природная мягкость славянъ способствовала распространению христианства на Руси.
*
Потомъ Владимиръ всемъ безъ исключения некрещенымъ киевлянамъ приказалъ креститься, при чемъ отказъ отъ крещения былъ личною ненриятностью для князя, по словамъ Владимира:если кто на утро не явится на реку для крещения, тотъ„противень мне да будетъ“. Народъ шелъ креститься с радостью, какъ замечаетъ летописецъ. Потомъ Владиниръ повелелъ рубить церкви и ставить ихъ на техъ местахъ,где раньше стояли кумиры. Чрезъ некоторое время после крещения Киева, было совершено крещениее Новгорода.Распространете христианства шло постепенно. Можно думать, что къ концу своей жизни Владимиръ успелъ окрестить всю славянскую Русь, кром инородческой.Когда князъ Владимиръ объявилъ въ Киеве господствующей религией христианство, официальному язычеству въ Kиеве пришелъ конецъ. Въ другихъ местахъ дело распространения христианства шло не такъ успешно, а въ глуши лесовъ еще долгое время держались старыя языческия предания и обряды.Какъ Илья Фесфитянинъ, заклавший триста пятьдесятъ жрецовъ идольскихъ, говоря: „ревнуя поревновахъ по Господе ",—такъ и Христолюбецъ не могъ терпеть двоеверно живущихъ христианъ, которые веровали въ Перуна, Хорса, въ Мокошь, въ Сима и Регла, въ вилъ,въ родъ и рожаницъ. „Кладутъ имъ требы и короваи имъ ломятъ, говоритъ Христолюбецъ: и куръ режутъ въ ихъ честь; молятся огню, называя его Сварожичемъ. Къ прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи,но и вежи, т. е. не только люди темные, не оддающие себе отчета въ своихъ поступкахъ, но и люди знающие учете веры; даже „Попове и княжницы", духовенство и люди начитанные въ священныхъ книгахъ. Мы не имеемъ точныхъ сведений, когда написано слово Христолюбца. Возможно,что оно составлено въ до-монгольский периодъ. Такимъ образомъ, спустя века два после принятия христианства, на Руси еще хорошо помнили имена языческихъ боговъ, совершали имъ какиято требы. Но смыслъ древняго язычества былъ уже забыть: требы и вообще языческие обряды совершались просто по привычка, безъ пониматя ихъ смысла, по крайней мере Христолюбецъ, перечисляя имена боговъ, почти ничего не говорить о языческомъ культе по существу, о чемъ безъ сомнения онъ не преминулъ бы распространиться при его
ревности къ обличению. Смыслъ древняго язычества быль настолько забыть, что даже при совершении старыхъ языческихъ обрядовъ употребляли христианския молитвы.
Pyccкиe люди, будучи уже крещены, кланялись и приносили жертвы грому и молнии, солнцу и луне, Перуну,Хорсу, Стрибогу, Дажьбогу, виламь, Переплуту, Мокоши,упырямъ и берегинямъ. Кланялис огню-сварожичу, камнямъ, рекамъ, источникамъ, деревьямь. Въ жертву приносили куръ, которыхъ иногда резали и съедали, а иногда топили въ воде, вероятно, предварительно задушивъ.Культъ предковъ былъ сильно рашитъ.—Конечно, люди,молившиеся Перуну, Хорсу, Мокоши клавшие требу роду и рожаницамъ, были плохими христьянами, такъ какъ не знали христьанства, хотя и были крещены. Но еще более плохими были они язычниками, такь какъ смыслъ язычества ими былъ совершенно утрачень: сохранились имена боговъ, сохранились некоторые язычесие обряды, но никто уже не зналъ и не понималъ ихъ значения. Действительно,это были люди „двоеверно живущие" какъ ихъ метко называлъ Христолюбецъ. Среди неграмотной массы русскаго народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время.
*
Чемъ дальше шло время, темъ тускнее и непонятнее делалось древнее язычество. Наши книжники знали изъ книгъ имена своихъ древнихъ боговъ, а народъ не помнилъ даже и именъ. Чтобы осмыслить древнюю славянскую мифологию, обращались къ греческимъ хронографамъ, сближая имена древнихъ славянскихъ божествъ съ божествами греко-римскаго мира. Были попытки изъяснить русскую мифолоию на основании польскихъ историковъ (напр. Стрыйковскаго). Наконецъ имена русскихъ боговъ изъяснялись на основании Библии.
*
Изъ послания митр. Симона (1501 г.) въ Пермь видно что новообращенные во многомъ еще продолжали держаться старыхъ обычаевъ; собственно это были настоящие язычники по духу и христиане только по имени.Новгородский архиепископъ Макарий вследствие дошедшихъ до него слуховъ писалъ къ духовенству Вожской пятины, что ихъ пасомые не ходятъ въ церковь,не говеютъ, не соблюдаютъ постовъ. „Молятся по сквернымъ своимъ мольбитцамъ древесомъ и каменью... Жертву и питья жрутъ и пщтъ мерзкимъ бесомъ, и призываютъ на те свои скверный мольбища злодеевъ отступникъ арбуев чюдцскихъ,и мертвыхъ своихъ они кладутъ въ селехъ по курганомъ и по коломищемъ съ теми жъ арбуи, а къ церквамъ на погосты техъ своихъ умершихъ оне не возятъ схраняти". Для наречения имени младенцамъ, раньше православныхъ священниковъ къ родилышцамъ приглашали „техъ же скверныхъ арбуевъ", ихъ же призывали и „на кануны", т. е. на поминки. Въ той же Водкой пятине, какъ видно изъ грамоты новгородскаго арх. веодония 1548 г., христиане молились по своимъ молбищамъ „древесомъ и камениям", постовъ не соблюдали, жили безъ венчания, супружеская верность и чистота отсутствовали; мертвыхъ хоронили въ лесахъ и по курганамъ,къ новорожденнымъ детямъ сначала призывались арбуи, а потомъ уже священники. Apxиепископ. феодосии повелевалъ мольбища, камение и древеса везде разорять и истреблять въ конецъ и огнемъ пожигать.
*
Есть указате, что въ Новгороде христианство было введено гражданской властью, действовавшей вооруженной рукою: известная пословица гласитъ, что „Путята крестилъ мечемъ,а Добрыня огнемъ"
*
Сохранилось предате о появлении волхва въ Новгороде; разсказъ объ этомъ передается въ летописи подъ 1071 г., но на самомъ деле
волхвъ въ Новгороде могъ явиться между 1074— 1078 г. Волхвъ обещалъ перейти реку Волхвъ предъ всеми. Не окрепшие въ христианстве новгородцы взволновались. Положение епископа было затруднительнымъ. Онъ облачился въ священный облачения и, взявъ крестъ въ руки, сказалъ:„Кто хочетъ верить волхву, пусть идетъ за нимъ; а кто веруетъ (во Христа), пусть идетъ ко кресту". На сторону епископа сталъ только князь Глебъ Святославичъ съ дружиной,а за волхвомъ пошелъ весь народъ. Князь Глебъ спряталъ
подъ полу топоръ, подошелъ къ волхву и спросилъ у него:„Знаешь, что будетъ сегодня?"—„Сотворю велитя чудеса",отвечалъ волхвъ. Глебъ ударилъ его топоромъ, и волхвъ палъ мертвымъ.

*
Волхвы скоро поняли, что имъ не одолеть господствующаго течения. Они стали скрывать свое ремесло и въ значительной мере сумели удержать свое влияние на народъ.Волхвы поняли, что столице на страже новой религии князья не допустятъ ихъ деятельности, и открыто уже не выступали.
*
Вотской пятины скорее были язычники, чемъ христиане,такъ какъ поклонялись деревьямъ и камнямъ, почитали более арбуевъ, чемъ священниковъ. Въ Перми молились болвану Воипелю. Но здесь речь идетъ не о русскомъ населении, а о финскомъ. Въ своемъ послании въ Пермь (1501 г.) митр.Симонъ прямо говоритъ о новообращенныхъ. Чудские, ижорcкиe, корельские и другие уезды и погосты Вотской пятины были заселены язычниками, или же такими финскими племенами, которыхъ только по имени считали христианами.Архиепископъ Новгородский въ 1534-5 г. посылалъ туда иеромонaxa Илью, который объехалъ многие погосты и уезды
и всюду истреблялъ языческие обычаи, возстановилъ право, а некрещеныхъ крестилъ. Насколько успешно было дело Ильи, видно изъ того, что чрезъ 12—13 летъ по поручению арх. Эфодония въ ту же пятину для искоренения язычества посылали священника Никифора. Результаты деятельности последняго неизвестны ‘). То же самое следуетъ сказать о Сибири. После покорения ея Брмакомъ, туда въ 1582 г. было послано десять священниковъ. Въ 1585 г. тамъ уже были „руские города съ православными церквами".
И темъ не менее въ сибирскихъ городахъ многие жили не хриспанскимъ обычаемъ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Средние века - значительный исторический период в истории человеческой цивилизации, следующий за Античностью и предшествующий Новому времени, который охватывает промежуток, с 476г. - падения Западной Римской империи по XVIIв. Этот период является очень важным для человечества, поскольку именно в этот период произошло утверждение христианства, в Европе возникли и утвердились новые государства, созданы новые шедевры культуры и искусства и естественно были разработаны новые системы обучения и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным. Средние века подразделяют на три периода: Раннее - V-X в.в., развитое - XI-XIV в.в., и позднее - XIV-XVII в.в.

Период Раннего средневековье характеризуется смесью античной, языческой (варварской) и христианской культур, что отразилось на характере воспитания и обучения. Несмотря на то, что с первыми двумя усердно боролось христианство, они всё равно существовали - Назарьева В.А. Шпаргалка по педагогике/В.А. Назарьева. - М., 1983г. - с. 265.

Семейное воспитание было единственным для девочек, которых матеря, учили ведению домашнего хозяйства и устройству быта. Дочери феодалов могли получать образование и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму, рукоделию, домоводству и ткачеству или дома под началом монаха-учителя. Обучение грамотности отсутствовало, хотя девушки из знатных семей, обычно получали более широкое воспитание, обучаясь латинскому и греческому языкам, стихосложению, поэзии, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах - там же.

Мальчики же, в более старшем возрасте, могли продолжить обучение вне семьи. Александр Джуринский выделял две формы семейного обучения: ученичество и рыцарское воспитание. Первая форма была распространена среди ремесленников. Она заключалась в том, что мальчика отдавали на воспитание ремесленнику, который помимо него обучал ещё одного - двух учеников, и тот обучал мальчика своему ремеслу. Платой за обучение служила работа ученика в хозяйстве. Обучение продолжалось 7-8 лет, после чего ученик становился подмастерьем и мог уже получать за свою работу плату. Впоследствии, достаточно обучившись ремеслу, подмастерье мог уже открыть своё дело. При такой форме обучении, грамоте ученика либо обучал сам ремесленник, либо разрешал ученику посещать специальное учебное заведение.

Рыцарское же воспитание было распространено среди детей светских феодалов, куда их отдавали после завершения обучения в обычной школе, где овладевали грамотой и счётом. С семи лет мальчики приобретали знания и, умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности. В основе рыцарского воспитания лежала программа "семи рыцарских добродетелей", включающая - плавание, фехтование, езду верхом, владение копьём, шахматы, охоту, игру на музыкальном инструменте и чтение стихов собственного сочинения. Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение сочинять стихи, воздерживаться от гнева, скромность в еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы начинали заниматься и религиозным воспитанием. Учителями были люди из дворовой челяди. Больше всего внимания уделялось подготовке военного дела. В основе нравственного воспитания лежали идеи превосходства рыцарства над низшими сословиями, героизма, личной жертвенности и свободы. Завершалось рыцарское воспитание в 21 год, обрядом посвящения в рыцари, заключавшимся в благословлении освещённым мечом, а также физических испытаниях и рыцарских турнирах - Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике/А.Н. Джуринский. - М., Издательская группа "Форум" - "ИНФРА-М", 1998г. -320с..

Также, все исследователи отмечают, что этот период характеризуется упадком античной культуры, который отразился и на образовании с воспитанием. Даже после падения Западной Римской империи в 476г. античные школы продолжали существовать и в них преподавали грамматику и риторику. Существование этих школ даже поддерживали практически все правители средневековых европейских государств. Однако, к VIIв. античные школы почти полностью исчезли, вследствие растущего количества церковных школ и разрушения античного общества, вызванного постоянным ведением войн, а также тем, что средневековые деятели полностью отрицали античную культуру, с её идеалом всесторонне развитой личности, считая её языческой, дьявольской и греховной. Однако, античное общество слишком глубоко отразилось на всех сферах жизни Западной Европы, чтобы исчезнуть бесследно. Наследством античного образования стала латынь, на которой разговаривало и писало всё население западной Европы, и ставшая обязательной для изучения во всех церковных школах, и которую не забыли, несмотря на то, как отмечал Джуринский А.Н. что даже в своё время римский папа Григорий I (540-604) говорил, что нельзя одним языком восхвалять и Юпитера и Иисуса Христа и вообще он считал что, невежество - мать истинного благочестия - Рассуждения Григория I о науках. Письмо к епископу. Около 600 г. // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С.129-130.. Труды античных философов и писателей продолжали храниться в библиотеках монастырей. В спасении античных знаний даже принимали участие небольшие группы христианских педагогов-богословов. В результате античные знания не были забыты, а наоборот даже широко использовались. Например, опираясь на постулаты античного образования и воспитания, Августин Блаженный создал модель обучения клириков, Магн Кассиодор и "последний античный философ" Боэций (480-524) написали первые учебники по музыке, арифметики и логики, архиепископ Мартин де Брага написал трактат по воспитанию "Формулы благородной жизни", где предлагалось строить воспитание на ценностях стоиков: воздержанность, осторожность, справедливость, мужество, благоразумие - Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике/А.Н. Джуринский. - М., Издательская группа "Форум" - "ИНФРА-М", 1998г. - с. 290.

Также это период, особенно промежуток V-VII в.в., характеризуется крайне критичной ситуацией с образованием. В школьном деле был сильный упадок. В церковных школах испытывался сильный ученический дефицит. Количество школ было мало и то они были только в монастырях, поскольку только там были библиотеки, сочинения античных философов, религиозная литература и др. Всё это вылилось во всеобщую безграмотность, в том числе среди знати и королей. Например, короли из династии Меровингов, не умели писать, так же как и знать.

Исправить положение пыталась католическая церковь, проведя VI вселенский собор в 681г., духовные соборы в Валенсе и Оранже в 529г. на которых принимались решения о призывах к создании новых школ. Безрезультатно. Призывы не были услышаны.

Гораздо большего успеха достиг в этом Карл Великий (742-814), который сам до конца жизни так и не научился писать - Эйнхард. Жизнь Карла Великого/пер. Петрова М.С. М. РОССПЭН. 1999. У себя при дворе он открыл учебное заведение, которое называли академией. Преподавали в ней различные, приглашённые учителя из Англии, Ирландии, Италии: Альбинн Алкуин (735-804), написавший трактат "Всеобщее увещевание", где он обосновал важность всеобщего обучения и подготовки учителей; бенедиктинец Павел Диакон и вестгот Теодульф написавшие "Каролингский минускул" - лёгкое для прочтения латинское письмо. Академия была "передвижной". Её резиденцией был город Аахен, но она всё время путешествовала вместе с королевским двором. Учились в академии в основном дети из высших сословий. Они осваивали музыку, риторику, астрономию, грамматику, геометрию, логику, арифметику, диалектику, этику, изучали труды римских писателей: Сенеки, Цицерона, Вергилия и др. Кроме того, осознавая важность образования для развития государства, Карл Великий пытался сделать образование всесословным, бесплатным и обязательным -"Общее увещание" Карла I (789 г.) об образовании школ // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С. 131., а также он поощрял открытие новых церковных школ, в которых изучали: счёт, письмо, чтение, церковное пение - Капитулярий Карла I о занятиях науками (около 780-800) // Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.1.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1949, С. 130-131.. Но после смерти Карла Великого почти все его идеи оказались забыты: академия перестала работать, церковные школы ослабили позиции, но не потеряли их окончательно.

Но главная специфика образования и воспитания периода раннего средневековья заключалась в господствующем положении христианства и церкви во всей общественно-культурной жизни. Именно христианская церковь определяла и формировала правила поведения в обществе, образ жизни, этические и эстетические постулаты, картину мира, которая не подвергалась никакому сомнению. Впрочем, несмотря на господство церкви, воспитание в эпоху раннего средневековья, по сути, представляло смесь религии и светской традиции. С одной стороны, в основе воспитания лежало Божественное начало, главной целью воспитания и образования считалось спасение души, а Бог считался высшим судьёй. Воспитание было обращено к каждому отдельному ребёнку, и в то же время было нацелено на выработку сословной морали. А с другой стороны, не отрицалось и важность усвоения земных знаний. Но всё- таки доминирующей сферой в воспитании и образовании была церковь.

Церковь, монополизировав образовательно-воспитательную сферу, создала новый вид школы - христианская, основным языком которой стал латинский. Церковь использовала авторитарные методы воспитания. Идеалом её образования считался усреднённый, верующий человек. Главная идея педагогики раннего средневековья была, то, что весь мир это "школа Христа" и смыслом жизни всех людей является познание Бога. Как отмечают исследователи, чтобы оправдать эксплуатацию широких слоёв населения, церковь, используя учение о прирожденной греховности человека, призывала людей к аскетичному образу жизни, умерщвляя плоть и воздерживаясь от всех земных благ. Всё это для спасения души в будущей загробной жизни, где будут все вознаграждены за перенесённые мучения. Этим церковь воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам.

Приспособление язычества к нуждам рождающегося государства происходило в условиях соперничества с такими мировыми религиями, как христианство и мусульманство, что нашло свое отражение в легенде «о выборе веры».

В христианизации молодой, но могучей державы Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становился вассалом православной империи.

Естественно, что при таком устойчивом контакте с христианскими землями христианство могло проникать в русскую среду, что мы и видим по ряду документов IX в., особенно с 860-х годов.

Возникает миссионерская деятельность греческой православной церкви: на Русь был послан митрополит Михаил (болгарин), крестивший киевского князя Осколда.

Одним из путей проникновения христиан в Киев известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский справедливо считает приход на службу к киевскому князю варягов из состава константинопольской норманнской общины, крещеных скандинавов. У варягов-скандинавов был свой, хорошо наезжаный этими мореходами, морской путь в Константинополь, который почему-то уже два столетия в нашей научной и популярной литературе смешивается с путем через Восточную Европу. Нестор в своем тексте ведет читателя от Черного моря вверх по Днепру и далее в Балтийское море, указывая, что из варяжской Балтики можно морем, без всяких волоков доплыть до Рима и Царьграда. Историков до сих пор путает общий заголовок этого параграфа; так как вопрос о варягах имеет прямое отношение к нашей теме, приведу текст Нестора:

«Бе путь из Варяг в Грькы и из Грьк По Дънепру и вьер Дънепра волок до Ловоти и по Ловоти вънити в Ильмерь езеро великое, из него же езера потечеть Вълхов и вътечеть в езеро великое Нево (Ладожское) и того езера вънидеть устие в море Варяжьское (Балтийское и Северное)».

Путь из Варяг в Греки обозначен как хорошо известный нам путь скандинавских флотилий по единому водному пространству (по тому же морю) от Балтики и Северного моря через Ламанш, мимо Нормандии, через Гибралтар в Средиземноморье к норманским владениям в Италии и в Константинополь, где норманны служили в императорской дворцовой гвардии. Эти варяги византийской службы естественным путем принимали христианство, знали в какой-то мере греческий язык. Можно вполне согласиться с Е. Е. Голубинским, что именно из этих константинопольских варягов вербовались наемные дружины киевских князей: «Варяги в весьма большом числе переходили из Константинополя в киев».

Первым языческим действием, описанным летописью, было принесение в жертву Перуну христианского юноши-варяга. «Бе же варяг тъ (отец юноши) пришьл из Грьк и дьржаше вътайне веру хрьстияньскую». Варяг был, как видим, из тех константинопольских норманнов, о которых писал Голубинский.

Религиозный вопрос был поднят на уровень международной политики. Особенно четко это проявилось после похода Игоря на Византию в 943 году и заключения договора 944 году, уже в правлении вдовы Игоря Ольги (с 945 г.). В летописных текстах ни слова не говорится о жреческом сословии, о языческих волхвах на Руси и об их действиях в это время, но без учета этого общественного элемента, столь хорошо описанного у западных славян, нам будет трудно осмыслить многие события.

Конфликт Святослава и его языческой дружины с Ольгой начался в тот момент, когда регентство княгини кончалось. Очевидно, Святослав запретил публичное проведение христианского культа (молебны, крестных походов, водосвятия и пр.), отдав главное место «норовам поганьским».

Ольга стала, очевидно, на половину христианкой, исповедуя. Но не демонстрируя свое православие. При таком понимании событий мы не должны будем упрекать Иакова Мниха в использовании неточной даты крещения Ольги (955) - он добросовестно сказал о том, что княгиня 15 лет после крещения угождала богу добрыми делами. Об отречении от христианства или о запрете обрядов оратор XI в., естественно, умолчал.

Завершая рассмотрение последнего периода расцвета язычества Киевской Руси, когда древней религии приходилось совершенствоваться не только в государственных интересах, но и в противоборстве с проникновением на Русь христианством, нам следует остановиться на интереснейшем произведении, отразившем в своеобразной эпической форме это противоборство, - на былине о Михайле Потоке.

Былина о Михайле Потоке - широко распространенное и самое значительное по своему объему произведение русского богатырского эпоса: оно насчитывает свыше 1100 строк, состоит она из двух частей, и каждая часть равновелика среднему размеру песен Илиады. Литература, посвященная этой былине, очень обширна; ею занимались В. И. Стасов, А. Н. Веселовский, О. Миллер, В. Ф. Миллер, Г. Н. Потанин, Б. И. Ярхо, Б. М. Соколов, В. Я. Пропп и др. И все же в исторической интерпретации былины многое осталось незавершенным и должно быть изучено в комплексе с русскими и византийскими историческими свидетельствами и археологическими данными, которые дают убедительную датировку основному сюжету былины.

Летописцы и церковные писатели со временем стали называть князя киевского Владимира Святославовича (980 - 1015 гг.) Святым и равноапостольным, ставя ему в заслугу крещение Руси, но в народном былинном эпосе он остался архаичным мифологическим эпитетом, как «Володимер-Солнце». Этот солнечный признак роднил его с далеким мифическим соколотским (православным) царем Кола-ксаем, «Царем-Солнцем». Владимир был последним языческим князем Руси и только за ним удержалось это поэтическое, идущее из больших хронологических глубин прозвище.

Почти два столетия Киевская Русь была языческой державой, которой требовалось религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей.

Христианство, ставшее государственной религией в Византии уже шесть веков тому назад и в родственной Болгарии уже более столетия, стало к этому времени уже не упованием гонимого плебса, а хорошо разработанной религией классового общества с главным тезисом: «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности, но в таком акте таилась большая опасность: византийцы считали, что каждый народ, получивший новую веру из рук греческого духовенства, тем самым становился вассалом византийского цесаря, возглавлявшего и светскую и высшую духовную власть.

В конце 980-х годов Русь приняла христианство, как общественную государственную религию. После осады и взятия столицы византийских владений - Херсонеса-Корсуни - киевское боярство и князь Владимир могли уже не опасаться того, что империя будет расценивать принятие веры из рук цесаря и патриарха как знак признания вассальной зависимости Руси от греков. Условия диктовал победитель, который хотел закрепить мир женитьбой на византийской царевне; «еже и сбыстася».

Принятие христианства сразу поставило Русь в один уровень с передовыми государствами того времени, облегчило дипломатические связи, так как люди средневековья придавали очень большое значение религии, а христианство охватило к этому времени примерно три четверти Европы, Закавказья и значительную часть Ближнего Востока. Одним из политических результатов крещения было то, что сын Владимира по договоренности с цесарем Византийской империи получил высочайший в Европе титул «цесаря», т.е. императора. А сын, внуки и внучки Владимира породнились с крупнейшими королевскими домами континента. Дело было, разумеется, не в одной религии, а и в объективном политическом могуществе Руси, но христианство оформило эту новую силу, и в Европе стало три монарха самого высшего ранга: цесарь Византии, император «Священной Римской империи» (Германия) и цесарь (царь) Руси, великий князь Киевский.

На Руси христианство появилось не в том первородном виде, в коком оно было в первые века своего существования; оно давно уже перестало быть религией бесправных и угнетенных, ожидавших компенсации лишь в потустороннем мире.

Со времен Константина Великого (306 - 337), крестившего Византию, христианство стало государственной религией и все дальше и дальше отходило от принципов «нового завета», опираясь все в большей степени на полный коварства, жестокости и автократизма «ветхий завет» (Библию).

Силу такого государственного христианства составило сочетание принципа незыблемости и безграничности власти, взятого из библии, с принципом покорности и смирения, взятым из евангельского учения. Вся последующая христианская литература шла по этому пути; христианское духовенство принимало активное участие в разработке государственного законодательства.

Тысячелетие язычество очень медленно отступало под настойчивым натиском православного духовенства. Деревня по существу стала христианской едва ли ранее XIII в., а пережитки языческих трупосожжений в виде огромных костров над могилой («дымы» по житию Константина Муромского) дожили кое-где до конца XIX в. В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, являвшиеся «узлами прочности» церковной организации; духовенство устраивало в городах торжественные молебны, крестные походы, читало проповеди; но язычество продолжало быть сильным не только «по украином», но и в больших городах. Для характеристики соотношения в русских городах христианского начала и языческого достаточно привести известное «Слово о твари...», составленное русским книжником XII в. Автор укрепляет предшествующие поколения русских людей в том, что они создали языческую религию: «во лжю створиша отци наши, идолом кланяхуться во образ человечь и послужиша твари». Автор «Слова...» бичует и своих современников за поклонение изображениям языческих богов («написавше свет болваном кланяються ему»); эти изображения света (Святовича?) являются «тварью», т.е. творением человеческих рук «написаней во образ человечь на прелесть малоразумным».

Язычество сохранялось в первое время существования древнерусского государства и христианства, сосуществуя с христианством, а пережитки язычества сохраняются и до сих пор: Масленица, Ивана Купала, провожание зимы и многое другое.


Дата проведения:________
Тема урока: Русь во времена Владимира СвятославичаЦели урока:
- образовательная: охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в КиевскойРуси, выделить их особенности в сравнении с процессами в Западной Европе; оценить значение принятие христианства при князе Владимире для социально- политического развития государства.
-развивающая: способствовать развитию коллективной работы
- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание
План урока:
Правление Владимира.
Крещение Руси.
Значение крещения Руси.
Основные понятия: усобица, печенеги, христианство, православие.
Важнейшие даты: 988 г. - принятие христианства на Руси.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь. IX-XII вв.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Проверить контурные карты;
Проверка таблицы - см. предыдущий урок;
Проверка дополнительного задания: «Современники княгини Ольги в Византии, Германии, Польше и Чехии»
Русь Княгиня Ольга. Годы жизни?-969 гг.; годы правления: 945-964 гг.
Византия Император Константин VII Багрянородный, годы правления 913-959 гг.
Император Роман!Лакании: соправитель Константина VII Багрянородного с 920 г. 110 944 г.
Император Роман П. Годы правления: 959- 963 гг.
Император Никифор 11 Фока. Годы правления: 963-969 гг.
Германия Оттон 1: с 936 г. германский король, с 962 по 973 гг. император «Священной Римской империи».
Польша Первый исторически достоверный польский князь из династии Пястов Мехико 1. Годы правления: 960-992 гг.
Чехия Князь Болеслав 1. Годы правления: 935-972 гг.
II. Изучение нового материала
Учитель сообщает: Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новгороде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.
Запись в тетрадях:
Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.
Учитель сообщает: в 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в отношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укрепляется система управления страной.
Предложите ученикам на основе материала учебника (§8, с. 58-59) составить таблицу:
Наместники Владимира
Ярослав - Новгород
Изяслав - Полоцк
Борис - Ростов
Глеб- Муром
Святослав - Древлянская земля
Всеволод - Владимир на Волыни
Мстислав - Тмутараканское княжество
Учитель сообщает: Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В 985 г. вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии и заключил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике - западное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь (покажите на карте эту территорию).
Учитель сообщает: В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.
Запись в тетрадях:
Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII-IX вв. их кочевья располагались между низовьями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.
Учитель продолжает: Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра (покажите на карге).
2. Работа с учебником: На основе материала учебника (§8 С. 60-61) ученики должны записать по пунктам основные предпосылки крещения Руси:
Предпосылки крещения Руси:
а)Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;
б)Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;
в)Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;
г)Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
д)Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.
Запись в тетрадях:
Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Учитель сообщает: К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.
Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал православное христианство.
33
Запись в тетрадях:
Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
Работа с учебником: Чтение источника «Повесть временных лет» (§ 8, с. 64). Ответить на вопрос № 2. (Ответ: характер начального этапа крещения - принудительный, насильственный; пример: «А Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его... После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижего или раба, тот идет против меня»... людей заставлял креститься по всем городам и селам... И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым... если кто это повеление нарушит, да будет проклят...».)Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материалы, п. 1).
Беседа с учащимися по вопросам:
Каковы причины выбора Византийского православия? (Русь в 1Х-Хвв. была традиционно связана с Константинополем - «Царьградом» - и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточнохристианский мир и на константинопольскую кафедру; кроме того, в X в. Византия была самым большим и экономически сильным из государств Европы.)Означало ли такое насильственное, или даже добровольное крещение, то, что человек сразу станет христианином? (Нет, пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими).
Учитель может дополнить ответ на этот вопрос (см. Дополнительные материалы, п. 2).
3. Работа с учебником: на основе материала учебника (§ 8, с. 62-63) и с вашей помощью ученики должны записать важнейшие последствия крещения Руси:
а)Политические:
Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.
Династическое родство с византийскими императорами.
б)Культурные:
Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу.
Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.
Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.
Введение кириллической азбуки и начало литературы.
III. Итог урока
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.
Домашнее задание
§ 8, повторить термины и записи в тетрадях.
Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской империи, Франции, Польше, Чехии, Венгрии?
Дополнительный материал для преподавателя
Принятие на Руси христианства. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Иларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добры- ней и Путятой, когда «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Русское православие: вехи истории. М., 1988. - С. 14-18.
Борьба с язычеством. Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громыхающего своей огненной колесницей на небе в разгар летних гроз. Скотий бот Велсс превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона наивно изображает Власия среди разноцветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языческая масленица и в последующие времена остались такими же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой философии мы встретимся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а «равноапостольного» Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в санях. Все это только говорит о том, что язычество восточных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торжественному христианству и долго еще сохраняло свое значение преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения.
Тихомиров М. Русская культура Х-ХШ вв. М„ 1968. - С. 95.


Приложенные файлы