Судьба апостолов после смерти христа. Апостол

Пётр, брат Андрея. Служил больше евреям, но посетил Коринф. Вавилон, Антиохию и Рим, где и был убит. Во время гонений, начатых императором Нероном, Пётр хотел убежать из Рима. Выйдя за ворота города, он встретил Иисуса. Удивлённый Пётр сказал тогда знаменитую фразу: «Quo vadis, Domine?» (куда идёшь, Господи?), на что Иисус ответил, что идёт в Рим, чтобы Его снова распяли. Пристыженный Пётр вернулся в Рим, где был схвачен и посажен в тюрьму где-то на 9 месяцев. После этого он был подвергнут бичеванию, а потом распят вниз головой, так как он не считал себя достойным умереть так, как умер Иисус.

Иаков, сын Зеведея, рыбак из Галилеи, старший брат любимого ученика Иисуса Иоанна. Он первый из апостолов, кто ответил за свою веру кровью. Около 44 года Ирод, который был поставлен императором Калигулой над Иудеей, начал гонения на христиан. Когда Иакова вели на казнь, один человек, лжесвидетельствовавший против него, шёл рядом с ним, ожидая увидеть его устрашённым. Но, видя его светлое лицо, сам стал христианином. За это его осудили на смерть, после чего их обоих обезглавили.

Филипп, родом из Вифсаиды Галилейской, был послан миссионером в языческие страны Азии. Он путешествовал по Фригии, дошёл до Герополиса, где обнаружил, что люди поклоняются большой змее. Он проповедовал им и даже убил змею. Разозлив этим жрецов, которые зарабатывали много на этом, он был брошен в тюрьму, жестоко избит, а потом распят. Это произошло около 52 года.

Матфей, родился в Назарете, но жил больше в Капернауме, автор первого евангелия. Матфей нес миссионерское служение в Эфиопии. Он основал там много церквей и привёл множество людей к Христу. Около 60 года Матфей был убит мечём.

Марк, помощник апостола Петра, автор второго евангелия. Он основал церковь в Александрии, потом путешествовал в Ливию, где многих обратил к Христу. По возвращении в Александрию, некоторые египтяне, которые завидовали его силе, осудили его на смерть. Ему связали за ноги и таскали его по улицам города, после чего, окровавленного и разбитого, кинули в тюремную камеру. На следующий день он был сожжён.

Иаков Алфеев, один из апостолов Иисуса, был миссионером в Египте. Там он был осуждён на смерть, его распяли, а потом его тело было перепилено пилой.

Матфий – был избран апостолом вместо Иуды Искариота. Традиция говорит, что он проповедовал в Иудее, был убит в Иерусалиме. Его побили камнями, а потом обезглавили.

Иуда, сын Иакова. У него было 3 имени: Лука его называет Иуда, Матфей – Левий, а Марк – Фадей. Он был миссионером в Эдессе, на реке Евфрат. Там он сотворил много чудес и многих исцелил. Многие пришли ко Христу, но это разозлило остальных. Он ушёл дальше проповедовать и был убит в Арарате стрелами.

Симон Зилот, был ярым националистом, непримиримым врагом Римлян. После его призвания Христом он научился любить всех. Он служил между евреями, много перенёс, в итоге был распят.

Андрей, брат Петра, был родом из Вифсаиды Галилейской. Он проповедовал многим народам из Азии, потом перешёл в Грецию, где совершил много чудес. З а проповедь Андрея приговорили к распятию, но он попросил, чтоб крест имел форму буквы «Х», чтобы отличался от креста Иисуса. Его просьба была выполнена, но для того, чтобы он мучился дольше, его не пригвоздили ко кресту, а просто привязали к нему веревками. Он висел на кресте в страшных мучениях 3 дня, но всё это время он проповедовал людям о любви Христа. Многие уверовали и попросили разрешения у губернатора снять его с креста. Губернатор согласился, но когда верёвки перерезали, Андрей упал мёртвым на землю.

Фома, прозванный Фома Неверный, за сомнения в воскресение Христа. Он проповедовал в Персии и дошёл до Индии, где проповедовал брахманам. Говорят, что даже царь Гундофорус покаялся. Но успех Фомы вызвал недовольство жрецов, и он был убит копьём.

Варфоломей, один из 12 апостолов, родом из Канны Галилейской. По традиции, Варфоломей проповедовал в Персии, Месопотамии, Египте и Армении. Был убит за веру в Албанополисе, в Армении. Точно неизвестно как он умер, некоторые говорят что он был распят, другие – что обезглавлен, а некоторые – что с него содрали кожу живьём.

Павел, великий апостол язычников, много пострадал за Христа. Во втором послании к Коринфянам он коротко говорит о своих страданиях:

…Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

(Второе послание к Коринфянам 11:23-25)

Он предстал перед Нероном, и был осуждён на смерть через обезглавливание около 64 года.

Согласно историческим сведениям апостолы Христа были замучены самыми жестокими на те времена казнями:

1. Петр - распят вниз головой.
2. Андрей - распят.
3. Матфей - убит мечом.
4. Иоанн - умер своею смертью.
5. Иаков, сын Алфея - распят.
6. Филипп - распят.
7. Симеон - распят.
8. Фаддей - убит стрелками.
9. Иаков, брат Иисуса - побит камнями.

10. Фома - пронзен копьем.
11. Варфоломей - распят.
12. Иаков, сын Зеведеев - убит мечом.
13. Павел - много раз томился в цепях, проповедовал Евангелие на востоке и на западе, дошел до океанского побережья на западе и погиб смертью мученика от рук властителей.

Двенадцать (краткие исторические данные из жизни апостолов Иисуса)

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus - от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им: «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков». Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого». После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский, О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.
Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой. Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей (Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40). Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа. Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке. Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями. Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям. Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его. Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн (Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) - автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем. Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии. О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем. Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь - котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидев это чудо, палачи не решились более искушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов. Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.
Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков (Иаков Зеведеев, Иаков Старший) - старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения. После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Стоит отметить, что Иаков - единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю). Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца. Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии. Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора. Ведь мытари глубоко презирались иудеями. Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис. Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также - покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим - «близнецом» - настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой - «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа. Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя. "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается. Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа. Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева. Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) - брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя. В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами.
Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" - "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством. Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.
По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой. Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город - нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») - сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.
После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился. Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров. После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим". После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14), говорили от Его имени (Мк. 6:6 -13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.

Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся

  1. Андрей , брат Петра
  2. Иоанн , брат Иакова
  3. Иуда Иаковлев , брат Господень по плоти, он же именуется Леввеем или Фаддеем
  4. Иуда Искариот , предавший Христа

Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо.

Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19:28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1:21 -26).

Апостольское служение

Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1 -23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце в.).

Семьдесят апостолов

Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием, говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос “избрал... и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти” (Лк. 10, 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов . Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в - вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку , а также к лику "семидесяти апостолов" были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики ап. Павла) за их великие миссионерские труды.

Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел , причислявший себя к апостолам (Рим 1:1 ; 1 Кор 1:1 ; 1 Кор 9:1), хотя он и не встречал Иисуса Христа при Его жизни, но стал христианином уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Христа. При жизни апостола Павла находились люди, которые оспаривали его притязание на апостольское звание, что видно из его посланий. Христианская Церковь признала за Павлом звание Апостола и величает его Апостолом Язычников, а также особо - наравне с ап. Петром - Первоверховным Апостолом.

С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла , основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка , апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою , основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея , который, по сообщению Евсевия Кесарийского , проповедовал в Скифии ; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру, поставил крест на месте будущего Киева и предрек, “яко на сих горах воссияет благодать Божия”, отсюда он отправился “в Словены, идеже ныне Новгород”. В католической церкви имеется особый праздник “разделения апостолов” (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам.

Молитвословия

Тропарь апостолам, общий

Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим .

Тропарь апостолу единому, общий

Апостоле святый [имя рек], моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим .

Прямо сейчас попробуйте назвать 12 учеников Иисуса (Google пользоваться нельзя:). Вся путаница состоит в том, что перечисления, приведенные в трёх Евангелиях, расходятся...

Для того, чтобы восстановить полную картину, нужно сравнить имена из Евангелий от Матфея 10:2-4 , Марка 3:16-19 и Луки 6:12-16 и Деяний Апостолов 1:13.

Перед тем как разбираться в их именах, давайте сначала посмотрим кто же такой Апостол. Сегодня одни духовные лидеры берут себе этот титул, другие же, наоборот, возмущаются, что Апостолов было всего 12, и поэтому все, кто используют сегодня этот титул - святотатствуют.

Во-первых в Библии, кроме 12 Апостолов Иисуса, титул апостола имели ещё как минимум 7 человек: Павел, Сила, Варнава, Тимофей, Аполлос, Андроник и Юния. Интересно отметить, что богословы утверждают, что Юния это исключительно женское имя... (не спешите меня ругать, читайте дальше:).

Во-вторых, давайте разберём, что значит слово Апостол. Слово Апостол происходит от греческого слова ἀπόστολος, которое состоит из префикса ἀπό (означает от) и корня στέλλω, что означает посылать. Итак, полное значение слова Апостол - посланный, уполномоченный, или делегат (представитель кого-то или чего-то).

Когда Новый Завет переводили с греческого на латынь, то греческое слово ἀπόστολος, перевели как missio, от которого происходит слово миссионер.

Но сегодня так сложилось, что когда мы говорим, что человек - миссионер, то это нормально, но когда человек - Апостол, то как-то это режет уши... Поэтому, если Юния была просто миссионером, это вполне вписывается в наше мировозрение:).

Итак перейдём к именам 12 Апостолов:

1. Симон , прозванный Петром. Интересно отметить, что Иисус поменял его имя в самом начале Своего служения, но Сам никогда не называл его Петром, а всегда продолжал называть его старым именем - Симон. Даже после вознесения, Иисус спросил: Симон Ионин, любишь ли ты меня?

2. Андрей . Легенда гласит, что Андрею выпал жребий нести Божье Слово скифам (территория современной Украины). Поэтому, перебравшись через Черное Море, Андрей плыл по реке Днепр против течения, и остановился на территории, на которой сегодня стоит город Киев. Он вышел на берег, вбил крест в землю и сказал пророчество: Видите эти горы? На этих горах засияет благодать Божья, и тут будет город, в котором Господь воздвигнет много церквей. И поднялся он на эти горы, и благословил их, и помолился Богу, и сошёл с той горы, где позже появился город Киев...

3. Иоанн . Единственный из Апостолов, который умер своей смертью.

4. Иаков , брат Иоанна. Он самый первый из Апостолов, который принял мученическую смерть от царя ирода.

5. Филипп . Не стоит путать его с дьяконом Филиппом, который проповедовал в Самарии в 8-ой главе Деяний. О служении Апостола Филиппа практически ничего не известно.

6. Варфоломей . Большинство богословов утверждают, что это Нафанаил, который упомянут в Евангелии от Иоанна.

7. Фома . У него была кличка близнец, поэтому богословы допускают, что у него был брат близнец.

8. Матфей . Многие отождествляют его с Левием, упоминающимся в Луки 5:27. Известно одно, что Евангелие от Матфея, было написано именно им.

9. Иаков Алфеев .

10. Симон Зилот . В евангелии от Матфея и Марка он назван Симон Кананит.

11. Леввей , прозванный Фаддеем. В евангелии от Марка его имя звучит просто как Фаддей. В евангелии от Луки имя Фаддей или Леввей вообще не упоминается. А вместо него, во время перечисления Учеников, идет имя Иуда Иаковлев. В евангелии от Иоанна он упоминается как Иуда, который не Искариот. Почему такая путаница?

По поводу этого, есть две версии.

Первая, что он вначале назывался Иудой, но чтобы не было путаницы с Иудой Искариотом, ему дали кличку Леввей, а потом Фаддей.

Вторая теория в том, что число 12 среди Апостолов - символичное. Поэтому может вначале Иисус выбрал Фаддея как ученика, но с ним что-то случилось или он отошёл от веры, и Иисус вместо него выбрал Иуду Иаковлева. Какой бы теории вы не придерживались- вы правы!:)

12. Иуда Искариот , который предал Иисуса.

13. После вознесения Иисуса, на место Иуды Искариота по жребию был выбран Апостол Матфий .

Друзья, теперь вы смело можете в компании друзей рисоваться, что знаете имена 12 Апостолов. А также не забудьте с умным видом обьяснить, что Фаддей это Леввей, и это же Иуда, который не Искариот:).