Толкования на Мф. Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов Последние публикации на сопряженные темы

(Матф.28:19) «Итак идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Вынесенный в эпиграф стих из Евангелия от Матфея является основным из тех немногих евангельских мест, которые актуализируют миссионерство среди языческих народов. С ретроспективных позиций прочтение и понимание этого стиха довольно ясно и однозначно. Однако при этом, указанное прямое повеление Иисуса Христа вызывает у современных богословов довольно много вопросов, как в части самого текстуального содержания, так и в части гармонизации и согласования с историческим контекстом первой церкви и деяний Святых Апостолов. Следует сразу отметить, что наши рассуждения будут строиться в большей степени вокруг осмысления поднимаемых исследователями вопросов, нежели вокруг поиска прямых и однозначных ответов.

Согласно евангельскому повествованию Матфея указанные слова Иисуса были последним и поэтому, возможно, и самым важным наставлением Учителя апостолам. Вот, что удивляет: несмотря на довольно прямое указание, ни один из внимавших словам Господа учеников так и не стал апостолом для язычников; другими словами, никто из великих апостолов Иисуса не насаждал церкви в других народах. Если быть совсем точным в формулировках, то следует сказать, что не существует литературных или археологических свидетельств, с высокой степенью достоверности доказывающих факты миссионерских путешествий великих 12-ти апостолов в языческих странах.

Да, существует довольно богатая устная христианская традиция, дошедшая до нас в виде преданий, рассказывающих о многочисленных миссионерских путешествиях апостолов в чужие земли, особенно о чуть ли не кругосветных путешествиях апостола Андрея.Однако все существующие предания не позволяют говорить о них, как об очевидно достоверных повествованиях. Сама по себе тема устных преданий интересна, значима и заслуживает отдельного рассмотрения. Текст же Нового Завета не говорит о миссионерстве среди язычников кого-либо из 12-ти великих апостолов Иисуса. Можно отметить, разве что, пару коротких путешествий апостола Петра, однако и их сложно назвать апостольством среди языческих народов, особенно в свете следующего новозаветного текста из послания апостола Павла к Галатам: «…узнав о благодати, данной мне [Павлу], Иаков и Кифа [Петр] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…» (Гал.2:9).

Важно напомнить, что в первоапостольские времена само по себе «апостольство» по большей части означало не что иное, как насаждение новых общин. Если опираться на новозаветные тексты и другие, более-менее достоверные исторические источники и при этом не учитывать сложившиеся и зафиксированные к позднему средневековью устные предания, то возникает довольно очевидный вопрос: почему, несмотря на прямое повеление Иисуса, никто из первых апостолов не исполнял указанной миссии?

Усиливает этот вопрос и делает очевидней еще одно наблюдение: во всем Новом Завете нет ни одного указания на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (как написано в рассматриваемом стихе из Евангелия Матфея), вообще когда-либо совершалось на практике. Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях. Напротив, из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.). С другой стороны, все иные важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение. Вот и возникает логичное недоумение: можно ли допустить, что повеление Иисуса проповедовать у народов, а также крестить их «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что об этом ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?

Поднимаемые и формулируемые вопросы, на самом деле, обсуждаются богословами довольно давно. Наиболее радикально настроенные теологи вообще поднимают вопрос текстуальной достоверности рассматриваемого стиха. Одним из наиболее значимых их аргументов является тот факт, что 24 раза из 29 у одного из самых ранних христианских историков Евсевия Кесарийского 19-й стих 28-й главы Матфея цитируется без формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другим аргументом является факт прибавки слова «аминь» в конце 20-го стиха, что является явным разночтением относительно более достоверных текстуальных кодексов Нового Завета. [См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on The Greek New Testament. Deutsche Bibelgesellschaft/German Bible Society, Stuttgart. 1994. - p. 61.] Консервативная же часть библеистического сообщества склонна в своих объяснениях опираться на все теже малодостоверные описания из преданий. Возможно, именно недостаток новозаветных указаний на миссионерство апостолов и стало основной причиной возникновения великого множества и разнообразия преданий, рассказывающих об этом.

Прежде, чем перейти к попыткам анализа самого текста и его реинтерпретации, позвольте отметить еще один усиливающий проблематику факт. В 10-ой главе книги Деяний Апостолов описывается ситуация, когда в сверхъестественном видении апостолу Петру трижды дается указание, чтобы он не почитал нечистым то, что Бог очистил (Деян.10:9-20). Прагматика этих слов была в том, чтобы трижды убедить Петра пойти и войти в дом «нечистого» для иудея италийского сотника Корнилия. И все это было необходимо для самой благовидной цели - для проповеди Слова Божьего, для миссии. Эта ситуация дает нам понять, что, несмотря на прямое повеление Иисуса о необходимости проповеди среди языческих народов, для апостолов, включая самого смелого из них, Петра, проповедь среди язычников оставалась делом «нечистым». Обратите внимание на следующие стихи: «Когда Петр пришел в Иерусалим, братья из евреев стали его попрекать: Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними!» (Деян. 11:2-3).

Как же так? А как же повеление Иисуса идти и научить все [языческие] народы? Думается, такое положение вещей могло сложиться в одном из следующих случаев:
- Ученики правильно поняли последнее наставление Иисуса, но банально забыли о нем.
- Ученики неверно поняли эти, на первый взгляд простые слова, а потому и не исполняли их. Т.е. апостолы поняли одно и исполняли слова Иисуса так, как понимали, в то время как Иисус подразумевал нечто иное.
- Ученики всё поняли правильно, т.е. также как и мы сегодня это понимаем, но откровенно не послушались слов Иисуса Христа и не стали миссионерами в языческих народах.
- Провидя, что Его слова будут записаны и будут распространяться в каноне новозаветных текстов, этими словами Иисус обращался не к самим апостолам, а скорее вообще к грядущему церковному сообществу.
- И, наконец, апостолы там и тогда все правильно поняли и правильно исполняли слова Иисуса, однако это знаменитое наставление не совсем правильно в экзегетическом ключе понимается нами здесь и сейчас.

Вполне очевидно, что первая гипотеза звучит довольно абсурдно: крайне маловероятно, чтобы ученики забыли об этом повелении, иначе оно и не было бы зафиксировано у Матфея. Второе предположение возможно, но оно выставляет великих апостолов в довольно неприглядном свете, т.е. неспособными после трех лет ученичества понять простые слова их Учителя. По крайней мере, они, жившие в одной культуре и говорившие на одном языке с Учителем, должны были понять «великое поручение» значительно лучше нас, людей, далеко отстоящих от тех событий в культурном и временном аспектах. То же самое можно сказать и о третьей гипотезе: что это за «столпы Церкви», которые не послушны последней воле Господа!?

Остается еще два объяснения. Если смотреть на проблему через четвертую гипотезу, то картина может быть довольно согласованной. Однако если предполагать, что Иисус обращался с этими наставлениями не к самим апостолам, а к грядущим поколениям верующих, как бы пророчески, то по отношению к присутствовавшим ученикам это могло выглядеть, по меньшей мере, неэтично.

Отметим, что все больше исследователей склоняется в пользу последней из перечисленных гипотез. Придерживаясь аксиомы богодухновенности новозаветных текстов, сложно предполагать, что апостолы были неспособны правильно понять и запомнить последние наставления их Учителя, чтобы хотя бы не попытаться их исполнить. Довольно нелогично и то, что Иисус, игнорируя непосредственно самих учеников, оставил закодированное послание зарождавшейся церкви. Рассуждая с экзегетических позиций, в то время слова Иисуса, скорее всего, означали что-то иное, нежели то, что мы привыкли понимать; именно в соответствии с тем первоначальным смыслом ученики и пытались действовать. Важно попытаться найти и понять этот первоначальный смысл. Существуют определенные аргументы, которые следует учитывать при поиске экзегетического толкования.

Во-первых, «научить все народы» - это откровенно непосильная задача для дюжины учеников. Только в России проживает больше 150 народностей, в мире же их тысячи. Учитывая существовавшие в те времена коммуникации и средства передвижения, а также геополитическую ситуацию в мире, трудно представить, чтобы Иисус мог априори ставить такую задачу непосредственно перед 12-ю апостолами. И еще, если непосредственно само служение Иисуса в своей направленности осуществлялось на 99% к еврейскому народу, то сложно ожидать, что Его позиция в одночасье могла столь кардинально измениться и быть перенаправлена в сторону миссии к языческим народам.При этом нужно помнить, что эта задача оставалась у учеников под запретом (вспомним случай с Петром).

Семантическое поле греческого слова «этнэ», переведенное у нас как «народы» (от греч. «этнос», «народ»), согласно древнегреческих лексиконов может иметь в зависимости от контекста следующие значения: 1) общество, группа, толпа; 2) класс, сословие, особая каста; 3) пол; 4) племя; 5) народность, народ; 6) языческие племена, язычники, «не евреи»; 7) раса; 8) стая, стадо, рой. Конечно, далеко не все смысловые значения подойдут к макро-контексту Нового Завета, однако добрая их половина легко.

Еще несколько слов из лингвистики. Всего в Новом Завете используется примерно полдесятка греческих слов для обозначения в прямом и иносказательном смысле различных социальных групп. Вот основные из них: «охлос», «лаос», «фуле», «этне»,«глосса». Все слова имеют различные оттенки, но точно определить между ними семантическую разницу сегодня довольно сложно, их лексические значения значительно перекрывают друг друга, порой же эти слова и вообще синонимичны. Так, например, русским словом «народ» переводят в некоторых местах в Новом Завете греческие «охлос», «лаос» или «этнос».

Продолжим. Сравнительный анализ переводов новозаветных текстов позволяет предполагать, что один из допустимо возможных переводов древнегреческого слова «этне» - это «племя». Стоит сравнить греческие тексты из книги Откровения - 5:9, 7:9, 10:11, 11:9, 13:7, 14:6, 17:15. Во всех этих местах, синодальный перевод термину «этнос» присваивает именно это русское значение «племя». Что еще примечательно, что почти во всех перечисленных местах, слово «этнос» употребляется совместно с «лаос», «охлос» и «фуле». Что от этого может меняться? Поясним. Синонимом слову «этне» в значении«племя» является другое греческое слово - «фуле». В свою очередь слово «фуле» имеет еще один перевод, как «колено». Отметим еще раз, по той причине, что по прошествии без малого 2000 лет крайне сложно четко и однозначно очертить первоначальные смысловые границы древнегреческих слов, некоторые значения у синонимичных терминов могли мигрировать от одного к другому.

Тут важно учитывать следующий немаловажный факт. Из писем ранних Отцов Церкви, а именно из цитат Папия Иеропольского, приводимых Евсевием Кесарийским, известно, что Евангелие от Матфея было первоначально написано Матфеем на иврите. Процитируем Папия: «Матфей на еврейском диалекте (men un Hebraidi dialektw) изречения [Господни] записал, переводил (hermeneusen) же их кто как мог» . Если опираться на это свидетельство, то уместно утверждать, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на древнееврейском или арамейском языке и лишь впоследствии переводилось на греческий язык. За переводчиками оставалось уже их относительно авторитетное право, какими греческими аналогами переводить еврейско-арамейский текст. Вполне возможно, что они могли использовать как «фуле», так и «этне» для перевода одних и тех же слов, как слова «племя» или «колено». Получается следующее: допустимо предполагать, что Иисус первоначально сказал на древнееврейском или арамейском языке следующее: «Идите и научите все колена (племена)...». Какие племена или колена? Может все-таки израильские?

Рассмотрим еще один широко цитируемый текст: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8) Весь вопрос с этим стихом в фразе: «…kai heos es’hatu tes ges» («…и даже до края земли» синод. перевод). Что можно сказать? По крайней мере, одна неточность в переводе очевидна: либо это издержки чрезмерной литературной обработки (что возможно), либо умышленная недоработка переводчиков. Слово «эсхату» - это не существительное, а прилагательное, т.е. правильнее будет перевести как «крайняя, отдаленная, последняя земля». Нет достаточных оснований здесь применять русское идиоматическое словосочетание «край земли» или «край света».

Другое важное греческое слово «ге» очень близко, почти тождественно по значению русскому слову «земля». Оно является одним из образующих корней для таких современных слов, как «геология», «геодезия», «география», «геополитика» и др. Так вот, это слово может равнодопустимо означать: а) земля, как планета; б) земля, как стихия и вещество; в) земля, как суша; г) земля, как почва; д) земля, как земельное владение и е) земля, как страна, край. Есть вопросы и к словосочетанию «даже до». При более буквалистском подходе слово «хеос» может означать либо просто «до», либо «вплоть до», или «пока», или «до тех пор как», или «доколе». Что тут получается? А может получиться вот что: «…и будете мне свидетелями… до крайней земли». Крайней земли? Какой? Чьей? Может быть еврейской? И если Иерусалим, Иудея и Самария - это еврейские земли, то почему крайняя земля - нет?

Обратим внимание еще и на тот факт, что в классической интерпретации с представляемыми масштабами присутствует определенная несоизмеримость. Сначала ученики будут свидетелями в Иерусалиме, т.е. положим, в радиусе 3-5 км, затем они должны стать свидетелями в Иудее, в радиусе пары десятков километров. Самария - можно добавить еще десяток-другой километров. И затем, согласно классической интерпретации, сразу же идет 20 000 км!? Посмотрите на получающийся числовой ряд: 5, 20, 60, 20000. Не всяким экспоненциальным уравнением можно описать такой взлет. Это кажется странным. Это звучит так же, как если бы кому-нибудь было указание, что он будет свидетелем в центре Москвы, во всей Москве, в ближнем Подмосковье и даже до Гавайских и Алеутских островов!? С другой стороны, если Деяния 1:8 интерпретировать как «до крайней [израильской] земли», тогда последовательность чисел становится гармоничной: 5, 20, 60, 200 км.

Пока рано делать выводы и окончательно строить теорию, но серьезные предпосылки на формулирование нового подхода к реинтерпретации обозначенных текстов совершенно очевидны: скорее всего, апостолы правильно поняли слова Иисуса, адресованные, прежде всего, именно им; они были послушны наказу Учителя. Проблема может быть в том, что в нашу классическую интерпретацию вкралось историко-ретроспективное айзегетическое искажение прагматики слов Христа: прямые указания Христа своим 12-ти еврейским ученикам не касались миссии в языческих народах, что гармонично согласуется с макро-контекстом Новозаветных Писаний [айзегетика - привнесение чужеродного смысла в текст - прим. ред.].

Однако закончить хочется на другой ноте. Даже если представленная гипотеза верна, нужно помнить, что миссия к язычникам все же была осмыслена, сформулирована и зафиксирована в Священных Текстах, правда уже апостолом язычников - апостолом Павлом. И это было не что иное, как прямое божественное откровение, которое апостол Павел осознает, но далеко не одномоментно, а на протяжении многих лет.

Но эта большая и важная тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.

Читать Библию относительно легко. А вот с толкованием могут быть проблемы. Довольно часто у широко известных цитат из Священного Писания появляется своя собственная жизнь, отдельная от их оригинального значения и контекста. Как правило, последствия этого безобидны. Но порой случаются исключения.

Ниже приведу исследование пяти распространенных искажений смысла цитат, которые, будучи вырваны из контекста, звучат совсем неверно с точки зрения богословия:

Ев. от Матфея 7:1 - «Не судите, да не судимы будете»

Совершенно понятно, что христианам не стоит быть «судьями» всех и вся, указывая на чужой грех и забывая посмотреть на свой собственный. Но этот стих не дает нам права никогда не замечать или молчать по поводу греха наших ближних братьев и сестер.

По факту, Иисус продолжает тему словами: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Другими словами, сначала разберись с собственными грехами, но не останавливайся на этом. Мы не исполнили слова Христа полностью до тех пор, пока не помогли ближним разобраться со своими грехами. Позже в той же главе Иисус говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). И Павел говорит Галатам: « Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Подразумевается, что прегрешения других людей тоже заслуживают нашего внимания.

Верующие не должны осуждать. В Мф. 7:1 об этом довольно ясно говорится. Но часть христианского бытия - видеть и указывать на грех своих братьев и сестер. Разумеется, после того, как мы попросили окружающих помочь преодолеть наши собственные прегрешения.

Ев. от Матфея 5:44 - «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас»

Стих-то мы этот знаем, хотя применять его не спешим. Любого спросите, на первом или десятом месте стоит «любите врагов ваших», когда они думают о христианах. Вопрос ваш, скорее всего, встретят смехом.

Зайдите на любую страницу в сетях, где христиане спорят о политике, сексуальности и посмотрите, как там словесно любят «врагов». Или когда национальные лидеры что-то не так делают, как христиане реагируют: с любовью или жаждой мщения?

Мысль о любви к врагам кажется нам порой абсурдной. Поэтому мы несладкую заповедь Иисуса стараемся всячески подсластить, пусть она звучит поприятнее. Но в заповеди Иисуса нет спрятанного в мелком шрифте. Он дальнейших разъяснений не дает. Заповедь проста и понятна.

Римлянам 13:4 - «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»

Эти слова Павла по душе христианам, живущим в демократических странах, и особо нравятся сторонниками смертной казни и высоких государственных военных расходов, чтобы оплатить войну и жесткого наказать зло.

Стих этот говорит о том, что Бог использует правительства. Но вот вам вопрос на миллион рублей - какие правительства? Все? Хорошие? Плохие?

Пожалуй, стих этот христиане из Саудовской Аравии, Северное Кореи и Зимбабве понимают иначе от их собратьев в Америке.

Смысл же данного отрывка в том, что Бог творит Свою волю и через мирские правительства, даже самые плохие. Но не каждое деяние правительства следует трактовать как Божью волю.

Крайне важно, кстати, отметить, что несколько стихов до этого Павел обращается к христианам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Другими словами, то, как Бог, согласно сказанному в Рим. 13:4, использует правительства чтобы наказать зло и пролить Свой гнев, нам, христианам, делать запрещено. Христианам в 13-й главе предписано подчиняться правительствам.

Иуды 2:1 - «На Бога надейся, но сам не плошай»

Этот стих, на самом деле, совсем не превратно понят. Эту цитату нельзя назвать использованной не по назначению или забытой. На самом деле, этот стих сформировал мышление многих церковных людей, и мне совсем не кажется, что христиане как-то неправильно трактуют этот отрывок.

Тут только одна проблема: в Библии этого стиха нет.

Данная поговорка не значится в Писании (да и в послании Иуды нет второй главы). Но по некоторым данным довольно внушительное число верующих уверены, что смогут найти эту фразу в Библии.

Что еще грустнее - с богословской точки зрения у этой фразы есть большие проблемы. Она отражает идеи прочного деистического морализма и противоречит Евангелию благодати.

Благая весть не в том, что Бог помогает тем, кто не плошает, а в том, что Бог спасает и искупляет тех, кто оплошал и не может помочь себе сам.

Исайя 55:8 - «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь»

Этот стих для меня очень личный, хотя при всяком упоминании об этом стихе мне стыдно. Личный он, потому что я часто цитировал этот стих. А вот стыдно мне за то, что я часто трактовал этот отрывок неправильно. Даже когда уже стал преподавателем Библии. Долгое время я цитировал этот стих, чтобы оправдать право Бога судить нечестивых, как Ему угодно. Бог ведь Бог, а я - нет. Бог может делать, что Ему вздумается.

И я до сих пор верю, что так оно и есть. Но вот только Исайя здесь говорит не об этом. Контекст этого отрывка указывает на право Бога спасать тех, кого нельзя спасти, прощать тех, кого не хочется любить, и искуплять тех, кто заслуживает строгого наказания. Посмотрите на стих до этого отрывка: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

Идея прощения нечестивых нам не вполне понятна. Но Бог знает, что Он делает. Именно поэтому далее следует стих: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои». В этом стихе не говорится ни о вечном наказании нечестивых, ни о праве Бога на суд. Здесь красной нитью проходит желание Бога искупить людей, которым полагается осуждение.

Цитировать Библию легко. Но вот для понимания цитат требуются усилия. Давайте отталкиваться от увещевания Павла Тимофею стать усердным учеником Писания, «верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Евангелие от Матфея, 28:16-20

Лишь шаг отделял Христа от Его небесного престола, когда Он дал поручение Своим ученикам: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле"; "Итак, идите, научите все народы"; "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). Снова и снова повторялись эти слова, чтобы ученики могли усвоить их значение. Небесный свет должен был сиять ярко и сильно для всех жителей земли - вельмож и простецов, богатых и бедных. Ученики должны были стать соработниками великого Искупителя в деле спасения мира.

Поручение двенадцати было дано, когда Христос встретился с ними в верхней горнице. Теперь еще большее число учеников услышали об этом. Там, на горе в Галилее, собрались все, кого можно было созвать. Время и место этой встречи перед Своей смертью назначил Сам Христос. Ангел у гроба напомнил ученикам о Его обещании встретить их в Галилее. Это обещание напомнили и верующим, которые собрались в Иерусалиме в пасхальную неделю, а через них оно достигло тех, кто одиноко скорбел о смерти своего Господа. Все они напряженно ожидали этой беседы. Они шли к месту встречи окольными путями, с разных сторон, чтобы не возбудить подозрения у ревностных иудеев, а по дороге взволнованно и горячо обсуждали все случившееся со Христом.

В назначенное время на склоне горы около пятисот верующих собрались небольшими группками, желая узнать о происшедшем из первых рук - от тех, кто видел Христа после Его воскресения. Ученики переходили от одной группы к другой, рассказывая все, что знали об Иисусе, и приводя доводы из Писания, как Он это делал. Фома вспоминал о своих сомнениях, о том, как он избавился от них. Неожиданно среди собравшихся появился Иисус. Никто не мог понять, откуда и как Он пришел. Многие из присутствующих до этого ни разу не встречали Его, но на руках и ногах они заметили следы распятия. Его лицо было богоподобно, и, увидев Его, они склонились с благоговением.

Но некоторые все же усомнились. Так будет всегда. Всегда находятся маловеры, которые становятся на сторону сомневающихся. Как много теряют они из-за своего неверия!

Это был единственный случай, когда после Своего воскресения Иисус беседовал с верующими. Он сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле". Ученики поклонились Ему прежде, чем Он начал говорить, но слова, исходившие из уст Того, Кто восстал из мертвых, заставили их затрепетать. Да, это был воскресший Спаситель. Многие из них видели, как проявлялось Его могущество в исцелении больных, в господстве над силами сатаны. Они веровали в то, что Он имеет власть, чтобы установить Свое царство в Иерусалиме, и силу, чтобы подавить любое сопротивление и усмирить любую стихию. Он успокаивал бушующее море. Он ходил по пенящимся волнам. Он воскрешал мертвых. Теперь Он объявил, что обладает полнотой власти. Его слова возносили Его слушателей над земным и преходящим к небесному и вечному. Они достигли самого совершенного понимания Его величия и славы.

Там, на склоне горы, Христос объявил о том, что Его жертва за человека была полной и совершенной. Условия искупления были выполнены. Он совершил то, ради чего пришел в мир, и теперь восходил к престолу Божьему, чтобы принять почести от ангелов, начальств и властей. Он начал служение Заступника. Будучи облечен неограниченной властью. Он повелел Своим ученикам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:19, 20).

Иудейский народ был хранителем священной истины, но фарисейство сделало его самым обособленным, самым фанатичным из всех народов. В священниках и начальниках все - их одежда, привычки, обряды, предания - исключало всякую возможность того. чтобы стать светом миру. Они считали, что весь мир - это иудейский народ и они сами. Но Христос поручил Своим ученикам проповедовать веру и служение Богу, которые не имеют ничего общего с кастовостью или национализмом, - веру, которая доступна всем народам, всем нациям, людям всех сословий.

Прежде чем оставить Своих учеников, Христос объяснил им природу Своего царства. Напомнив, что ранее уже говорил о нем. Он заявил, что Его цель - установление в этом мире не земного, но духовного царства. Он не должен был царствовать на земле как царь на престоле Давидовом. И вновь Он открыл им Писание, показывая: то, что довелось Ему претерпеть, предопределено на небесах, на Его совете с Отцом. И все это было предсказано людьми, вдохновленными Святым Духом. Вы видите, сказал Он, вое, что Я открыл вам о том, как Меня, Мессию, отвергнут, исполнилось. Все, что Я вам говорил об унижении, которое Мне придется перенести, и о смерти, которой Меня предадут, оказалось истиной. На третий день Я воскрес. Читайте Писание более внимательно, и вы увидите, что исполнились все пророчества обо Мне.

Христос поручил Своим ученикам делать то, что Он вверил им начиная с Иерусалима. Иерусалим стал тем местом, где Он явил свое удивительное сочувствие человечеству. Здесь Он пострадал, был отвергнут и осужден. Иудейская земля была местом Его рождения. Здесь, будучи человеком. Он жил среди людей, и только немногие поняли, как приблизилось небо к земле, когда Иисус находился среди них. И именно здесь, в Иерусалиме, ученикам предстояло начать свою работу.

Если учитывать все, что Христу пришлось перенести здесь, и Его никем не оцененный труд, ученики могли бы попросить более благодарное поле деятельности. Но они не стали делать этого. Им предстояло возделать ту почву, куда Он бросил семя истины. И семя прорастет, принеся обильный урожай. Совершая служение, ученики будут подвергаться преследованиям со стороны их ревностных ненавистников иудеев. Но они идут по стопам своего Наставника, и разделяют Его участь. Евангельская весть должна быть обращена прежде всего к тем, кто убил Спасителя.

В Иерусалиме было много людей, которые тайно верили в Иисуса, были и обманутые священниками и правителями. Им также нужно было благовествовать. Их нужно было призвать к покаянию. Чудесную истину, что только через Христа можно получить прощение грехов, надлежало громко возвестить. Поскольку весь Иерусалим взволновали события последних нескольких недель, проповедь Евангелия должна была произвести здесь самое глубокое впечатление.

Но, совершая служение, ученикам не следовало ограничиваться только этим полем деятельности. Евангельская весть должна была достичь самых отдаленных уголков земли. Вы были свидетелями, как Я жил, как Я жертвовал Собой ради мира, сказал Христос ученикам. Вы были свидетелями, как я трудился ради Израиля. Хотя иудеи не захотели прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь, хотя позволили священникам и начальникам сделать со Мной то, что те задумали, хотя они отвергли Меня, как предсказано в Писании, им все же будет дана еще одна возможность принять Сына Божьего. Вы видели: всех приходящих ко Мне и исповедующих свои грехи Я охотно принимаю. Приходящего ко Мне Я не изгоню вон. Все желающие могут примириться с Богом и получить вечную жизнь. Я доверяю вам. Моим ученикам, эту весть благодати. Она должна быть возвещена прежде всего. Израилю, а затем всем народам, языкам и племенам. Она должна быть возвещена иудеям и язычникам. Все уверовавшие должны объединиться в одну церковь.

Благодаря дару Святого Духа ученики обретали удивительную силу. Их свидетельство должно подтверждаться знамениями и чудесами. Чудеса будут совершать не только апостолы, но и все принявшие их весть. Иисус сказал: "Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16:17, 18).

В то время нередко прибегали к отраве и яду. Бесчестные люди не колебались таким образом уничтожать тех, кто мешал им в достижении их целей. Иисус знал, что жизни Его учеников грозит опасность. Многие будут думать, что, убивая Его свидетелей, они этим служат Богу. Поэтому Он обещал охранить их от всякой опасности.

Ученики должны были получить ту же силу, какую имел Иисус, чтобы "исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях". Врачуя Его именем телесные недуги, они будут тем самым свидетельствовать о Его власти исцелить душу (Мф. 4:23; 9:6). Им были обещаны и новые дары. Ученикам надлежало проповедовать среди других народов, и потому они должны были получить дар говорить на иных языках. Апостолы и их сподвижники не были людьми учеными, но благодаря сошествию Духа в день Пятидесятницы их речь - и на родном языке, и на языках других народов - стала чистой, точной, правильной, благозвучной.

Итак, Христос дал Своим ученикам поручение. Он наделил их всем необходимым для предстоящей работы, взяв на Себя ответственность за ее успех. До тех пор пока они будут руководствоваться Его словом и трудиться вместе с Ним, они не потерпят неудачу. Идите ко всем народам, призывал Он, идите в самые отдаленные уголки, где только живут люди, но знайте, что Я буду и там. Трудитесь с верой и упованием, потому что Я никогда не оставлю вас.

Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка - думать, что спасение душ - дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все получившие жизнь во Христе призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа.

"И Дух и невеста говорят: прииди! и слышавший да скажет: прииди!" (Откр. 22:17). Каждый услышавший этот призыв должен повторять его. Какое бы ни было у человека призвание в жизни, он прежде всего должен направлять души ко Христу. Иной не способен произносить речи в собрании, но может послужить отдельным людям, растолковав им наставления, полученные от Господа. Служение заключается не в одной лишь проповеди. Богу служат и те, кто облегчает страдания больных, поддерживает нуждающихся, утешает упавших духом и маловерных. Повсюду есть души, обремененные сознанием вины. Не трудности, не изнурительная работа и не бедность унижает человека. Унижает его чувство вины и греха. Именно грех порождает беспокойство и неудовлетворенность. Христос хочет, чтобы его рабы служили душам, которые поражены грехом.

Ученикам предстояло начать свой труд там, где они находились. Им было предписано не избегать самых трудных уголков, где, кажется, мало надежды на успех проповеди. Каждый работник Христа должен начать трудиться в своем родном краю. В любой семье найдутся души, которым не хватает сочувствия, которые жаждут Хлеба жизни. Это могут быть и дети, которых нужно привести ко Христу. Рядом с нами находятся люди, не познавшие истины. Так давайте верно трудиться там, где мы нужны, и пусть наши усилия простираются туда, куда поведет нас Бог. Кажется порою, что труды многих людей ограничены теми или иными обстоятельствами, но как бы то ни было, если они выполняют свое дело с верой и прилежанием, их голос услышат повсюду. Когда Христос трудился на земле, то казалось, что поле Его деятельности невелико, но тем не менее множество людей во всех странах услышали Его весть. Часто для достижения самых великих результатов Бог использует самые простые средства. По Его замыслу каждая часть Его дела зависит от других частей, как "колесо в колесе", когда все действует согласованно. Самый смиренный труженик, движимый Святым Духом, затронет невидимые струны, и их звук разнесется до концов земли и не смолкнет вовек.

Но и поручение: "Идите по всему миру", - не должно упускать из виду. Мы призваны направить наше внимание на самые глухие уголки. Христос разрушает все преграды, все национальные предрассудки и учит любви ко всей человеческой семье. Он поднимает людей над узким кругом эгоистичных интересов. Он упраздняет все государственные границы и искусственные разделения в обществе. Он стирает различия между своими и чужими, между друзьями и врагами. Он учит нас видеть в каждой нуждающейся душе брата своего и весь мир считать своим домом.

"Возложат руки на больных, и они будут здоровы". Наш мир -огромный лепрозорий, Христос пришел исцелять больных, проповедовать пленникам освобождение. Он был исполнен здоровья и силы и даровал Свою жизнь больным, страждущим, одержимым бесами. Он не отказывал никому, кто жаждал Его исцеляющей силы. Он знал, что умолявшие Его о помощи сами навлекли на себя недуг, но никогда не отказывал им в исцелении. И когда благодать Христа касалась этих бедных душ, они сознавали свою греховность и часто исцелялись от духовной болезни точно так же, как и от физических недугов. Евангелие, как и прежде, обладает той же силой, и почему бы нам сегодня не увидеть подобных результатов?

Христос знает нужды каждого страдальца. Когда злые духи вселяются в человека, Христос чувствует это. Когда горячка мучает человека. Он ощущает эти муки. Он и сегодня желает исцелять больных, как прежде, когда был на земле. Слуги Христа - это Его соработники. Его посредники. Через них Он хочет проявлять Свою исцеляющую силу.

Поучительны методы исцеления, которые применял Спаситель. Однажды Он помазал глаза слепого брением и повелел ему: "Пойди, умойся в купальне Силоам... он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин. 9:7). Исцеление может совершаться только силой Великого Исцелителя, но Христос использует и самые простые природные средства. Он не одобрял медикаментозное лечение и рекомендовал естественные снадобья.

Многим страдальцам, получившим исцеление, Христос говорил: "Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5:14). Так Он учил, что болезнь - это результат нарушения законов Бога, как природных, так и духовных. Мир не изнемогал бы от страданий, если бы люди жили в соответствии с предначертанием Творца.

Христос был Наставником и Учителем древнего Израиля. Он учил, что здоровье - это награда за повиновение законам Божьим. Великий Врач, исцелявший больных в Палестине, обращаясь к Своему народу из столпа облачного, объяснял, что он должен делать и что Бог сделает для него. "Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, - сказал Он, - и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой" (Исх. 15:26). Христос дал Израилю определенные наставления о том, как должно жить и заверил: "Отдалит от тебя Господь всякую немощь" (Втор. 7:15). Когда иудеи исполняли эти условия, то сбывалось обещание Бога: "Не было в коленах их болящего" (Пс. 104:37).

Все это урок и для нас. Всем, кто хочет сохранить свое здоровье, надо следовать этим наставлениям. Все должны узнать, каковы эти правила. Господь не желает, чтобы люди оставались в неведении относительно Его законов. Мы должны быть соработниками Божьими в деле восстановления здоровья тела и души.

Следует учить других, каким путем сохранять и восстанавливать здоровье. Врачуя больных, мы должны использовать природные средства, которые дал нам Господь, напоминая страдальцам о Том, Кто Единственный может исцелить. Своей верой мы должны приводить ко Христу больных и страдающих. Наш долг - научить людей верить в Великого Исцелителя. Необходимо полагаться на Его обетования и молиться о явлении Его силы. Исцеление является сущностью Евангелия, и Спаситель хочет, чтобы мы убеждали больных, утративших надежду, и страдальцев полагаться на Его могущество.

Сила любви проявлялась повсюду в служении исцеления Христа, и, только доверившись этой любви, мы можем стать соработниками Бога. Если мы пренебрегаем связью со Христом, то животворная сила не сможет исходить через нас к людям. Порой Сам Спаситель не мог сотворить великих чудес из-за неверия людей. И сегодня неверие отдаляет церковь от ее Божественного Помощника. Вечными ценностями пренебрегают. Маловерие огорчает Бога и бесславит Его.

Совершая дело Христа, церковь имеет обетование о Его неизменном присутствии: "Идите, научите все народы, - сказал Он, - и се, Я с вами до скончания века". Мы должны вместе с Ним нести свое бремя, и тогда мы исполнимся Его силой. Жизнь церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа. Пренебречь этим - значит оказаться в жалком состоянии духовного прозябания. Там, где христиане не трудятся для блага других, любовь исчезает и вера тускнеет.

Христос желает, чтобы Его служители учили церковь благовествовать. Они должны учить народ, как искать и спасать погибающих. Но на деле все происходит иначе. Сколько людей с надрывом трудятся, чтобы раздуть искорку жизни в церкви, которая вот-вот погаснет! Как много духовно немощных церквей! Пасторы вынуждены заботиться о них, как о больных овцах, вместо того чтобы искать потерявшихся овец. А тем временем миллионы людей погибают без Христа.

Божественная любовь к людям непостижима, и ангелы дивятся, видя, как кое-кто в ответ на эту любовь проявляет лишь показную благодарность. Ангелы изумляются тому, что люди не оценивают должным образом любовь Бога. Небо возмущено пренебрежением к погибающим душам. Знаем ли мы, как Христос относится к этому? Что будут чувствовать родители, если узнают, что их дитя, потерявшись в снегу на холоде, было оставлено на погибель теми, кто мог спасти его? Не придут ли они в возмущение и ярость? Не осудят ли этих убийц с гневом - таким же сильным, как их любовь к ребенку? Страдание каждого человека - это страдание дитяти Божьего, и тот, кто не протягивает руку помощи погибающим ближним, навлекает на себя праведный гнев Божий. Это гнев Агнца. Тем, кто утверждает, что близок ко Христу, но сам равнодушен к нуждам своих близких. Он объявит в великий судный день: "Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13:27).

Давая поручение Своим ученикам, Христос не только обозначил их обязанности, но и вверил им благую весть. "Научите народы, - сказал Он, - соблюдать все, что Я повелел вам". Ученики обязаны учить тому, чему учил Христос, и не только во время Своего пребывания на земле, но и через пророков и учителей Ветхого Завета. Человеческие учения не принимаются во внимание. Здесь нет места преданию, человеческим измышлениям и умозаключениям или церковным уставам. В этом поручении Христа не упоминаются никакие предписания церковной власти. Слуги Христа не должны учить этому. "Закон и пророки", а также запись Его собственных слов и дел - вот сокровище, вверенное ученикам, чтобы они возвестили его миру. Имя Христа - вот их девиз и отличительный знак, залог их единства, авторитета, которым они руководствуются, и источник их успеха. То, что не скреплено авторитетом Христа, не будет признано в Его царстве.

Евангелие следует благовествовать не как формальную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека. Бог хочет, чтобы все принявшие Его благодать свидетельствовали об этой силе. Он всегда готов принять и тех, кто оскорблял Его своей жизнью. Когда такие люди каются. Он наделяет их Своим Божественным Духом, доверяет им самые ответственные посты и посылает их в стан непокорных, чтобы они там провозглашали Его безграничное милосердие. Он хочет, чтобы Его слуги свидетельствовали о том, что через Его благодать люди могут уподобиться Христу, радуясь Его великой любви. Он хочет, чтобы мы знали: Он не удовлетворится до тех пор, пока человеческий род не примирится с Ним вновь и не вернет себе преимущества быть детьми Божьими.

Во Христе явлены чуткость Пастыря, родительские чувства и несравненная благодать сострадательного Спасителя. Свои благословения Он преподносит так, чтобы пробудить в нас желание обладать ими. Слуги Христа так же должны предлагать богатства славы невыразимого Дара. Чудесная любовь Христа смягчает и покоряет сердца, тогда как простым повторением догмы не достичь ничего. "Утешайте, утешайте народ Мой, - говорит Господь Ваш". "Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!" "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей" (Ис. 40:1; 9,11). Расскажите людям о Том, Кто "лучше десяти тысяч других", о Том, Кто "весь - любезность" (Песн. 5:10, 16). Это невозможно выразить одними словами. Пусть все это отобразится в нашем характере и проявится в жизни. Христос пребывает в каждом ученике, носящем Его образ. И Бог предопределил всем быть "подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29). В каждом должна проявляться долготерпеливая любовь Христа, Его святость, кротость, милосердие и истина.

Первые ученики пошли проповедовать слово. Они являли Христа своей жизнью, и Бог трудился вместе с ними, подкрепляя "слова последующими знамениями" (Мк. 16:20). Эти ученики готовились к служению: перед наступлением дня Пятидесятницы они покончили со всеми разногласиями и стали едины. Веруя обещанию Христа о том, что они получат благословение, они молились с верою. Они молились не только о благословении себе, но чувствовали свою ответственность и за спасение других. Евангелие должно было распространиться по всей земле, и они желали обрести силу, которую обещал им Христос. Тогда на них снизошел Святой Дух, и тысячи обратились в один день.

Подобное может произойти и сегодня. Оставим все пустые разглагольствования, будем проповедовать Слово Божье. Пусть христиане покончат с распрями и предадут себя Богу ради спасения погибающих. Пусть они с верой молятся о благословении, и оно придет. Сошествие Духа в апостольские дни было "ранним дождем", и какими славными оказались его плоды! Но "поздний дождь" будет еще обильнее (Иоил. 2:23).

Все, кто посвятил душу, тело и дух Богу, будут постоянно получать физическую и духовную поддержку, будут приобщаться к неисчерпаемым сокровищам Неба. Христос наделяет их Своим Духом. Святой Дух во всей полноте воздействует на разум и сердце. Благодать Божья умножает их способности, и всякое совершенство Божеского естества помогает им спасать души людей. Сотрудничая со Христом, они достигают совершенства в Нем, и, несмотря на свою человеческую слабость, исполняют дела Всемогущего.

Спаситель стремится проявить Свою благодать и запечатлеть Свой образ в каждом человеке. Он искупил этот мир Своей кровью, и Он хочет сделать людей чистыми, праведными и свободными. Хотя сатана пытается помешать достижению этой цели, но ценою крови, пролитой за мир, победа будет достигнута, и она прославит Бога и Агнца. Христос не успокоится, пока победа не будет полной, и "на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством" (Ис. 53:11). Все народа на нашей земле услышат Евангелие Его благодати. Не все примут Его благодать, "но потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек" (Пс. 21:31). "Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего", и "земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море". "И убоятся имени Господа на западе и славы Его - на восходе солнца" (Дан. 7:27; Ис. 11:9; 59:19).

"Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!" "Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим Обнажил святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего" (Ис. 52:7, 9-10).


Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ().

Эта заповедь - одна из самых малоисполняемых в Православной Церкви. Ещё святитель Николай Японский писал: «Шедше, научите вся языки - как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь - моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы - собака на сене! Не моги-де коснуться - “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 года).

И действительно, стоит заговорить о внешней, подлинной миссии даже с воцерковлённым человеком, как тот, поморщившись, непременно ответит, что, мол, конечно, проповедовать Слово Божие всяким папуасам и китайцам - дело неплохое, но вот нам бы сначала «своих» обратить всех ко Христу, а потом уже можно подумать и о «чужих».

К сожалению, говорящие так, не понимают или не хотят понять две вещи.

Во-первых, это означает, что мы сознательно отказываемся исполнять заповедь Господа нашего Иисуса Христа о проповеди ВСЕМ народам. Слыша заповедь Спасителя, мы думаем не о том, как её исполнить, а о том, как обосновать наше нежелание её исполнять. Со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями.

Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» ведёт на дорогу под названием «никогда». Говоря, что проповедью Евангелия иным народам мы займёмся лишь после того, как обратим всех русских, мы тем самым говорим, что не займёмся ею никогда - ибо совершенно ясно, что как бы хорошо мы ни проповедовали «своим», они никогда все поголовно не станут православными, поскольку в большинстве случаев причиной их неверия является не недостаток сведений о вере или должных православных примеров, а сознательный выбор. Точно так же и во времена апостолов обстояло дело в еврейском народе. Если бы апостолы решили тогда «обратить сначала своих, а потом уже идти к чужим», то и до сих пор еврейский народ не был бы поголовно православным, а все остальные народы, включая и наш, русский, погибали бы в язычестве.

Во-вторых, внутренняя миссия никогда не будет успешной без внешней. Любой «наш» невер, которому станут проповедовать Православие может с полным основанием сказать: «Вы меня призываете жить по заповедям Христовым? Так почему же сами их не исполняете? Христос говорит: «проповедуйте Евангелие всей твари», а вы не проповедуете». Конечно, так сказать сможет лишь один из сотни, но остальные девяносто девять, хотя не смогут выразить это в словах, но почувствуют то же самое на духовном уровне. Ибо кого могут обратить к Богу те, кто сами сознательно не желают исполнять Его заповеди?

И напротив, если мы станем проповедовать неправославным народам, как тем, которые живут в России, так и тем, которые живут вне её, то станет результативнее и внутренняя миссия. И подвижническое служение миссионеров, и подвиги веры среди новообращённых иноплеменников зажгут огонь благочестивой ревности во многих «номинально православных». Так что акивная проповедь Русской Православной Церкви среди иных народов причинит не ущерб, а большую пользу для распространения веры в русском народе.

Сюда же нужно отнести и такой «аргумент», что, будто бы, у нас сейчас столько внутренних проблем, что не до миссии, а вот когда проблемы разрешатся, тогда уже и подумаем… На самом деле здесь перепутана причина со следствием. Наши проблемы являются следствием того, что мы не живём по заповедям Христовым, одна из которых - «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Единственный путь к преодолению проблем - начать жить по заповедям, в том числе и по этой. Заповеди даны не для тех, у кого нет проблем, а для всех, кто называет себя православными христианами.

Наконец, с темой соблюдения последней заповеди Спасителя связан ещё один важный вопрос, непосредственного касающийся участи нашего земного отечества и нашего народа.

Из-за этого ещё сто лет назад Православие было ограничено ареалом компактного расселения традиционно православных народов. Во всём остальном мире о православной вере не знали вообще ничего. Это касалось даже самых образованных людей Западной Европы, не говоря уже про жителей Азии, Африки, Южной Америки и Австралии.

И в ХХ веке для членов абсолютно всех Поместных Церквей возникли такие условия, что им невольно пришлось покинуть обжитые места и расселиться по всем тем странам, куда они не хотели ехать добровольно. В России это были революция, гражданская война и великая отечественная, в Сербии, Болгарии и Румынии - приход коммунизма, в Греции - гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского патриархата - усиление давления со стороны иноверного окружения.

Таким образом минувший ХХ век стал веком широчайшего распрострнения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в подавляющем большинстве стран. И везде, где они появлялись, - возникали православные храмы, а в них священники и епископы, производились переводы литургии на местные языки, издавалась православная литература на языках неправославных народов.

Так возникли условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, а узнав, многие стали обращаться в истинную Церковь Христову, и обращать других. Благодаря этому в Западной Европе и Азии православными стали тысячи, в Америке - десятки тысяч, а в Африке - сотни тысяч человек.

В древнем варианте жития апостола Фомы рассказывается, что он, получив в удел для проповеди Индию, никак не хотел отправляться в такую далёкую страну. И Господь ему помог - продав в рабство капитану корабля, отправлявшегося в Индию. Глядя на вышеприведённые факты под этим же углом, складывается впечатление, будто Господь посредством скорбей выгнал православных на проповедь иным народам, куда они не хотели идти добровольно. Мы сами вынудили Его к тому своей ленью и бездействием.

И сейчас, после падения безбожной власти и обретения Церковью полной свободы в своей деятельности, мы имеем столько возможностей для успешной и эффективной внешней миссии, скольких, наверное, не было ни в одно из предыдущих столетий. И, однако же, мы почти ничего не делаем для внешней миссии. Есть лишь несколько энтузиастов, которые не имеют никакой поддержки ни со стороны Церкви, ни со стороны государства. Стыдно сознавать, что Русская Православной Церковь, самая многочисленная из всех Поместных Церквей, уделяет внимание внешней миссии едва ли не меньше всех остальных.

Ещё более полутора веков назад святитель Филарет Московский писал: «Святая Церковь имеет нужду в проповедниках веры для возвещения ее в соседних странах - Китае, Японии, Америке, Тибете, Бухаре, Хиве, Кохане, Персии, Турции и во всех европейских государствах латинского, лютеранского и реформаторского исповедания» (Доклад государю о причинах бедственного положения Православной Церкви в России).

Этот императив нашей Церкви был выражен ещё в позапрошлом веке, и, однако же, в некоторых из перечисленных святителем Филаретом странах по сей день не ступала нога православного миссионера.

Последняя заповедь Спасителя по-прежнему остаётся в небрежении. Как знать, не готовим ли мы тем самым на свою голову новые кары, которые заставят нас отправиться туда, куда мы не хотим ехать по своей воле?

Конечно, не каждый может оставить всё и поехать в Африку или Азию, чтобы проповедовать там Православие. Это особое служение, на которое может решиться лишь подлинно великий духом и преданный Богу человек. Но абсолютно каждый православный христианин может в меру своих сил оказать посильную помощь тем нашим миссионерам, которые уже трудятся в иных странах.

Примером в этом является святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, служа в России, всемерно поддерживал миссию, жертвуя и для строительства православного храма в Германии, и для первого православного храма в Южной Америке, и на Японскую православную миссию, и миссионерам в других странах.

Уже сейчас наши русские миссионеры самоотвеженно трудятся в Таиланде, Гонконге, Монголии, других местах. Они нуждаются в нашей поддержке - как духовной, так и материальной. А мы нуждаемся в том, чтобы эту поддержку им оказать, ибо так мы исполним последнюю заповедь Спасителя и сможем стать соучастниками того, что Он обещал, говоря: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ().

Сейчас многие СМИ говорят о том, что мусульманка из Узбекистана Гюльчихра Бобокулова устроилась няней в Москве, затем 29 февраля 2016 года совершила жестокое убийство - отрубила голову русской 4-летней девочке, подожгла квартиру ее родителей и разгуливала по Москве у станции метро Октябрьское поле с отрезанной головой ребенка и выкриками "Аллах акбар".

Затем в столице у станции метро Октябрьское поле состоялся стихийный митинг. Участники акции, среди которых было немало националистов, критиковали миграционную политику РФ:

http://www.ntv.ru/novosti/1610336

http://argumenti.ru/society/2016/03/437066

С осуждением миграционной политик РФ выступила и КПРФ:

http://stopmigration.kprf.ru/

Эта мусульманка говорила полиции, что отрубить голову ребенку ей повелел Аллах.

Здесь уместно напомнить, что, в отличие от научного атеизма и светской этики, Библия одобряет эти дикарские жертвоприношения детей, например, согласно Библии, именно бог повелел Аврааму сжечь на костре своего сына:

“Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение... и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.”
(Библия, Бытие 22:2, 9-10)

Обратите внимание, что к такому садизму призывал менно бог, а не противник бога - сатана.

При этом беспрекословная покорность Авраама и его готовность совершить садистское убийство ребенка ВОСХВАЛЯЮТСЯ и в Ветхом и в Новом Заветах Библии:

“теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.” (Бытие 22:12)

“Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного” (Библия, Послание к евреям 11:17)

Затем ангел отменил решение еврейского бога о сожжении Исаака и похвалил Авраама за беспрекословную покорность и повелелвместо Исаака сжечь барана (Бытие 22:12-18).

Мусульманка Бобокулова поступила почти также, как библейские святые Авраам, Иеффай и Елисей. С той лишь разницей, что Авраам и Иеффай приносили в жертву своих детей, а пророк Елисей и мусульманка Бобокулова убили чужих детей.

Однако все равно надо понимать, что:

1. именно бог приказал Аврааму УБИТЬ своего сына. Не сам Авраам так решил, даже не сатана его так надоумил, а именно бог!

2. причем бог приказал Аврааму убить ребенка именно ЖЕСТОКО - заколоть и сжечь на костре.

3. Авраам безропотно пошел выполнять этот приказ бога - “и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.” (Библия, Бытие 22:2, 9-10)

4. Именно готовность Авраама сжечь сына так сильно одобряется и восхваляется в Библии, причем и в Ветхом Завете (Бытие 22:12) и в Новом Завете (Евреям 11:17). Желание сжечь ребенка - религиозный подвиг в Библии! Ведь даже далеко не каждый маньяк на такое решится!

5. Именно беспрекословное выполнение садистских приказов об уничтожении женщин и детей одобряется в Библии и считается высшей добродетелью (1Царств 15:22).

Но разумный человек не станет выполнять такие садистские приказы, даже если бы такой бог и был и отдал бы их. Потому что нормальным людям разума и инстинктов вполне достаточно для различения добра и зла. Религия не нужна для морали.

И судья Израиля Иеффай сжег на костре свою дочь в качестве жертвоприношения еврейскому богу и Иеффая никто не казнил за это садистское изуверство (Библия, книга Судей 11:1-40). Более того, даже ангел тоже не вступился за дочь Иеффая.

А еврейский “пророк” Елисей отдал на растерзание медведям 42 ребенка (4Царств 2:23-24)! СОРОК ДВА РЕБЕНКА! ОТДАЛ НА РАСТЕРЗАНИЕ МЕДВЕДЯМ! И за этих несчастных детишек никакой ангел тоже не вступился. И не нашлось богатыря, который бы воздал Елисею по делам его.

Как видим, эта мусульманка Бобокулова поступила почти также, как библейские "святые" Авраам, Иеффай и Елисей. С той лишь разницей, что Авраам и Иеффай приносили в жертву своих детей, а “пророк” Елисей и мусульманка Бобокулова убили чужих детей.

Каждое учение определяется центральной личностью. Авраам - основатель и центральная личность трех авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, разница между которыми по данному вопросу заключается в том, что в иудаизме и христианстве - в Библии - бог приказал Аврааму сжечь Исаака, а в исламе аллах приказал Ибрагиму сжечь Исмаила. Но суть одна - ЭТИ РЕЛИГИИ ПООЩРЯЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА СЖЕЧЬ РЕБЕНКА! Кстати, жертвоприношение Ибрагима - мусульманский праздник Курбан-байрам, а сам Ибрагим (Авраам) считается в исламе одним из пророков. Вообще, многие библейские пророки признаются пророками в Коране. В том числе и библейский пророк Елисей, отдавший 42 ребенка на растерзание медведям (4Царств 2:23-24), тоже считается пророком в исламе - под именем Альяса. А какие пророки - такие и последователи.

А для чего же тогда была дана заповедь “не убий”? Для СМИ, для показухи, для “неверных” “гоев”? Для заклинаний наивным доверчивым народам о том, что “иудаизм, христианство и ислам - мирные религии”? На самом деле Библия призывает убивать женщин и детей и одобряет это :

“идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей ” (книга Судей 21:10)

“и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых ” (Второзаконие 2:34)

“теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, ОТ ОТРОКА ДО ГРУДНОГО МЛАДЕНЦА , от вола до овцы, от верблюда до осла.” (1 Царств 15:3)

“и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? ... УБЕЙТЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ мужеского пола, и всех женщин , познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя” (Числа 31:15-18)

Да, тот самый Моисей, который получил от бога скрижали с 10 заповедями, среди которых и “не убей”, призывал убивать и мужчин и женщин и детей (Числа 31:15-18). А еще Моисей убил 3000 евреев, отказавшихся принимать его религию:

“И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего . И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.” (Исход 32:27-28)

Подчеркну, что именно беспрекословное выполнение садистских приказов бога об уничтожении целых народов, женщин и детей одобряется в Библии как наивысшая добродетель (1 Царств 15:22).

Библейская книга Иисуса Навина - рассказ о геноциде нескольких народов, которые не делали евреям никакого зла. Дело в том, что именно еврейский бог приказал евреям уничтожить эти народы для завоевания “земли обетованной” (Второзаконие 4:22; 11:23; 11:31; 12:2). Кстати, весь этот ветхозаветный геноцид невинных народов одобряется и в Новом Завете (Деяния апостолов 13:19), который признают все христиане. Между прочим, запрещенный в РФ “Правый сектор” декларирует себя именно как радикальное христианское движение. Бандеровцы мыслят теми же религиозными шаблонами и считают, что им надо завоевать “землю обетованную” - Донбасс и Крым, “истребив там всех мужчин, женщин и детей от отрока до грудного младенца, как повелел Господь Бог Израилев”. Помните историю про мальчика, распятого бандеровцами в Славянске, про уничтожение детсадов Донбасса ракетами? А ведь в атеистических Канаде и Бельгии есть по 2 государственных языка и в обеих странах мирно живут по два атеистических народа. И Гитлер тоже считал себя христианином и говорил “наше учение христианское” и папа римский Пий XII благословил Гитлера именно на Крестовый поход против безбожных коммунистов, против Сталина..htm?no=1402). А Маркс и Ленин назвали религию “опиумом для народа”, а Сталин решил покончить с религией раз и навсегда, расстреливал попов за религиозную пропаганду, взрывал храмы и церкви и заставлял людей учить науку.

А вот другой случай из Библии - один еврейский священник (!) отдал свою любовницу на растерзание садистам-маньякам и затем сам разрезал её на куски (Книга Судей 19:24-29). А еще Библия одобряет похищение и изнасилование женщин (Книга Судей 21:20-21; Числа 31:15-18).

Напоследок процитирую Иисуса Христа: “есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (Матфея 19:12). Интересно, кто из христиан внял учению Христа и кастрировал себя “для Царства Небесного”? Кто вырывал себе глаза и отрубал себе руки после взгляда на красивую женщину (Матфея 5:28-30)? Значит, все-таки христиане в глубине мозга частично осознают, что учение Христа неприемлемо. Осталось только это честно и открыто признать и начать изучать научный атеизм. Просто большинство христиан даже не читали Библию.

Некоторые СМИ уже предполагают, что мусульманка Бобокулова, совершившая жестокое убийство девочки, больна шизофренией. Также заявляется, что убийцу отправят на психиатрическую экспертизу. Но в таком случае напрашиваются закономерные вопросы: “А библейские персонажи Авраам, Иеффай, Моисей, Елисей, Иисус Навин, Саул и Давид - тоже шизофреники? А если да, то Библия - бред шизофреников?”. Ведь им тоже бог повелел убивать женщин и детей - о чем написано в Библии. Тогда надо провести и психиатрическую экспертизу всех библейских персонажей. И еще мне интересно - какой диагноз поставят психиатры Иисусу Христу за его учение о том, что кастрация нужна “для Царства Небесного” (Матфея 19:12)?

Здравомыслящие люди понимают, что резать голову детям - в высшей степени аморально и поэтому религия, оправдывающая такую садитскую жестокость, как жертвоприношения детей, не нужна здравомыслящим людям в свободной стране. Поэтому религия не нужна для морали. Для морали вполне хватает разума и инстинктов. Это понимали Маркс, Ленин и Сталин. Поэтому умные люди с критическим мышлением, даже читая Библию и шокируясь ее дикостями, становятся атеистами. Поэтому мой совет: христиане, читайте Библию критически и станете атеистами!

Нам нужен СССР с научным атеизмом и светской этикой. Для атеиста главное - разум, а не вера. Нам надо во всех школах и вузах и во всех СМИ ежедневно пропагандировать научный атеизм. И плевать надо на то, что о нас где подумают.

Также следует напомнить, что в русских и европейских легендах подобных дикостей нет. Наоборот - наши легенды издревле проповедуют диаметрально противоположную мораль - освободить угнетенных и убить того, кто требует жертвоприношений детей.

Например, в греческих мифах Минотавр требовал человеческих жертвоприношений. А герои Тесей и Ариадна поступили совсем не так как Авраам - вместо рабской покорности они обманули и убили злобного людоеда Минотавра. Мудрая Ариадна дала бесстрашному Тесею клубок ниток, Тесей его распутал при входе в лабиринт, затем убил жестокого Минотавра и через нить Ариадны вышел из лабиринта и спас юношей и девушек от жертвоприношения чудищу Минотавру. Оттуда пошло крылатое выражение “нить Ариадны”. Также и в другом греческом мифе - Андромеду принесли в жертву, а Персей освободил Андромеду.

И в русских сказках тоже самое - тот, кто требует приносить детей в жертву, считался злодеем, а не богом, и должен был быть убит. А раздобыть иглу чахнущего над златом Кащея Бессмертного и убить его - это подвиг в русских сказках! Так что русская традиция и мораль - не поклониться злобным Минотавру, Кащею и Тугарину Змею, а убить их, чтобы освободить угнетенных людей.

Поэтому не надо говорить, что православное христианство - традиция русских и греков. И у русских и у греков и у иных европейских народов есть гораздо более древняя традиция - не поклониться Минотавру, Кащею Бессмертному, Змею Горынычу и Соловью Разбойнику, а убить их и освободить угнетенных людей, принесенных в жертву жестоким извергам.

И именно эту традицию освобождения угнетенных и продолжили великие гении и герои - Маркс, Ленин и Сталин, создавшие СССР.

Поэтому для защиты в обществе светской этики необходимо установить следующие законы:
* расстрел за убийство человека,

* виновный должен нести наказание независимо от того, вменяем он или нет - этого требует справедливость, разумная мораль и интересы общества,

* визовый режим со всеми странами мира.

Но подобные инициативы в России блокирует капиталистическая партия Единая Россия. Потому что капиталистам выгодны безработица и дешевая рабочая сила, потому что для капиталистов главное - прибыль, а не интересы народа. Следовательно, массовая иммиграция - порождение капитализма. И поэтому массовая иммиграция есть во всех капиталистических странах - и в США и в Европе и в РФ. В XIX веке в США была принудительная массовая иммиграция - капиталисты завозили рабов из Африки и кстати оправдывали рабство все той же Библией, которая признает рабство даже в Новом Завете (Ефес. 6:5; 1Петра 2:18).

Даже национализм не способен остановить массовую иммиграцию - ведь в фашистской Германии, также как и в США, тоже была принудительная массовая иммиграция - фашисты завозили рабов из Восточной Европы. И слово “гастарбайтер” произошло от немецкого “ост-арбайтер”, что значит “работник с Востока”. И к 1941 году Третий Рейх был уже весьма многонациональной империей с миллионами рабов-остарбайтеров. И тоже там рабство оправдывали Библией (Ефес. 6:5; 1Петра 2:18).

Более того, именно капиталистам выгодно такое порождение рабовладельческого строя, как религия - чтобы отучить людей от критического мышления и держать в рабской покорности. Чтобы люди даже не пытались бороться за свободу, искать иглу Кащея и нить Ариадны, а чтобы были покорными и боязливыми, как Авраам, и покорно кормили минотавров, казнокрадов, беспрекословно отдавая своих дочерей им в шлюхи, а сыновей в рабы.

Именно поэтому капиталисты всегда защищали и будут защищать религию, особенно авраамические религии - иудаизм, христианство и ислам.

А поскольку капиталистам нужны покорные трусливые глупые исполнители, то научно-технический прогресс, развитие производительных сил неизбежно рано или поздно похоронит капитализм. Потому что уже сейчас развитие робототехники, автоматики, кибернетики достаточно для построения автоматизированной роботизированной компьютеризованной промышленности с электромобилями и солнечными батареями, при которой можно будет отменить деньги и построить коммунизм. А без денег будет физически невозможно воровать миллиардами и пугать увольнением и будут бессмысленны блат, кумовство и подхалимство.

Поэтому единственный и проверенный способ покончить с массовой иммиграцией - переход на интеллектуальный социализм с умными людьми на всех постах, плановую экономику и научный атеизм, а затем и на коммунизм с полностью роботизированной промышленностью. Ведь при социализме главное - удовлетворение потребностей народа, а не прибыль олигархов и казнокрадов. Ведь умные люди понимают, что прибыль в ущерб интересам народа - это поведение раковых клеток, а с раковыми клетками у здоровой иммунной системы организма разговор простой - расстрел с конфискацией. Сталинизм. Поэтому только социализм, способен пресечь экономию на оплате труда и как следствие - массовый завоз дешевой рабсилы. Поэтому в СССР при социализме не было массовой иммиграции и мы все помним то прекрасное время.

Но многие спрашивают - почему же рухнул СССР? Если использовать современные методы научного исследования, например, критическое мышление, аналитическое мышление, причинно-следственный анализ, сравнительный анализ, то можно обнаружить следующие причины развала СССР:

1. Невыполнение указа Ленина о вооружении трудящихся

Как и предсказал Ленин в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в 1918 году, отказ от вооружения трудящихся привел к неизбежному возврату капитализма, что и сбылось в 1991 г. Потому что невооруженные трудящиеся не смогли противостоять партийной бюрократии, рэкетирам и рейдерам и без оружия из хозяев превратились в товар и рабов. Право на оружие для самообороны, вооружение народа - фундамент любого свободного общества. В Англии этот закон был принят в 1689 году и именно право на оружие для самобороны вывело Англию из средневекового мракобесия. Право на оружие есть и в США и в Швейцарии и было в царской России и везде оно защищало людей от преступности на улице и самодуров у власти. Например, Николай II получил по заслугам в феврале 1917 года. Только через право на оружие для самообороны американцы смогли побороть свой Дикий Запад, наполненный бежавшими преступниками.

2. Причины хронической отсталости экономики России при любом строе - блат, кумовство, подхалимство и дискриминация “умников” и “инициативников”.

Не удивительно ли то, что Россия - страна с большим числом образованных людей и богатейшими ресурсами - хронически отстает от Запада при ЛЮБОМ строе - феодализме, социализме и капитализме и до сих пор не может слезть с нефтяной иглы и наладить даже импортозамещение техники? Потому что в России на протяжении веков берут на работу по блату, а не по уму. А неучи, взятые на руководящие посты по блату и презирающие остальных людей, называя “быдлом”, конечно же, не могут и не хотят произвести конкурентоспособную продукцию по причине своих глупости и высокомерия. Ведь в хороших конкурентоспособных товарах все продумано до мелочей и сделано для потребителя. А чтобы продумать товар до мелочей, надо:

* во-первых, как следует изучить потребности народа через маркетинговые исследования,

* во-вторых, обработать эти данные по законам математической статистики, чтобы выявить главное и отбросить незначительное,

* а в-третьих, как следует продумать варианты удовлеворения главных потребностей.

Но для всего этого нужны мозги и желание работать на благо народа. А для этого надо быть умником-инициативником с математическим мышлением, а не наглым блатным дураком без мозгов. Эти вековые пороки русского народа тянутся еще с феодализма и их обличали еще Грибоедов в “Горе от ума” и Гоголь в “Мертвых душах”.

Поэтому в России никогда не будут проведены ни модернизация, ни инновации, ни импортозамещение в высокотехнологичных областях (сыры на пальмовом масле не в счет) до тех пор пока русские не покончат с блатом и кумовством. Поэтому для преодоления хронической отсталости экономики России надо ввести расстрел с конфискацией за блат, кумовство, коррупцию и казнокрадство и на все руководящие посты вместо блатных расставить умников-инициативников - участников школьных олимпиад по математике, физике или химии с развитым аналитическим складом ума, с высшим естественно-научным образованием и как следует их вооружить для защиты от дискриминации со стороны блатных. Эти умники уже за первую пятилетку создадут инновационную конкурентоспособную экономику, способную не только снять Россию с нефтяной иглы, но и догнать и обогнать Америку. А при дискриминации умников блатными тупицами в России всегда будут застой, отсталость и кризисы.

3. Догматизм, бюрократизм и вождизм КПСС и запрет на критику партии.

Догматизм и вождизм в рядах КПСС привел к власти стариков-маразматиков, неспособных принимать никакие разумные решения.

Например, и народ и даже партия поверили в бредовую клевету Хрущева и СоЛЖЕницына против Сталина о ста миллионах репрессированных. А ведь разумный человек с критическим мышлением может сравнить переписи населения СССР 1926, 1959 и 1989 гг и учесть погибших на войне, чтобы понять, что население СССР при Сталине ВЫРОСЛО на 90 миллионов человек, а всего с 1926 по 1989 население СССР выросло на 170 миллионов человек, следовательно, Хрущев и СоЛЖЕницын - наглый клеветники, а Сталин - герой. И для понимания этого не нужны сложные расчеты с поверхностными интегралами, копмлексными числами и гиперболическими синусами - достаточно знания математики за 1 класс и критическое мышление. И беда партии была в том, что у нее не было критического мышления к вождю.

Брежнев после инсульта трижды просился на пенсию и старики-бюрократы его не отпускали, потому что боялись, что новый генсек их уволит и поставит других. А им нужна была эта стабильность, о которой любят болтать бюрократы. Их шкурные интересы были для них дороже интересов Родины.

Критическое мышление, сомнение, скептицизм - азы науки, азы диалектического материализма, который исторически начался со свободомыслия . Все люди ошибаются, даже великие. Даже у механики великого Ньютона со временем открылись две границы применимости - квантовый и релятивистский. Но это нисколько не умаляет величие Ньютона. Поэтому настоящий коммунист не должен быть догматиком ни в коем случае. Да, Маркс, Энгельс и Ленин могли ошибиться в мелочах. Поэтому термин “верный ленинец” - уже антинучен априори. Догматизм КПСС вызван, возможно, единственной ошибкой великого и мудрого Ленина - тем, что в компартию стали брать всех подряд, в том числе и верующих. А у верующих развит догматизм, они привыкли мыслить догматами, канонами, решениями соборов, шаблонами, но не анализом, экспериментом, скептицизмом и проверкой. Исправить эту ошибку можно так: надо брать в члены компартии через серьезные экзамены по научному атеизму и исключать из партии за догматизм, отсутствие критического или аналитического мышления. А ставить на высокие посты надо только людей с высшим естественно-научным образованием, а ни в коем случае не подхалимов-жополизов, лояльных начальству. Тогда это будет подлинно научная партия, а не секта стариков-догматиков.

4. Смешаная сталинская экономика.

При Сталине помимо Госплана были также частники-кустари и артели - малые предприятия без эксплуатации трудящихся. Эти люди работали сами на себя. Они производили около 16% всего ВВП СССР, но при этом они были защитой от дефицита. Малому предприятияю легче реагировать на колебания спроса и моды. Сталин прекрасно понимал, что эти предприниматели не являются капиталистами - эксплуататорами трудящихся. Но уже скудоумный Хрущев этого не понимал и уничтожил их. Это было глупо - так Хрущев положил начало теневой экономике, которая имела эксплуатацию и уже ненавидела социализм.

Так что если вернуть социализм, плановую экономику, научный атеизм и право на оружие для самообороны и на все посты расставить умников-инициативников с научным мышлением, уничтожив блат и кумовство, то почти за пятилетку можно догнать и обогнать Америку по многим параметрам, прежде всего, по качеству жизни.

Но для этого, как я уже сказал, надо преодолеть доверчивость и шаблонно-догматическое мышление и научиться мыслить критически и аналитически. Так что все в руках народа.

Последние публикации на сопряженные темы

  • Трактат о "слове божьем", о злополучной "тверди" и о несчастной вере православной
  • "Сотворение из ничего", или богословский метод наводить тень на плетень. Версия 2.0

    Пришествий на страницу: 864