Украинская греко-католическая церковь: современное состояние. Украинская греко-католическая церковь Греко католическая и римско церковь

В. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

  1. Флорентийская уния ()

Уния и униатская церковь в пределах Польши и России

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они - почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину ().

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного () фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии .

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине .

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в ). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар () побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (). Митрополит Иосиф Сембратович , бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче , получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве , но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны , преимущественно в Трансильвании . Половина венгерских румын приняла унию с Римом в . Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Литература

  • Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше У., 1-е изд., 1805, 2-е изд., 1866;
  • М. Коялович, Литовская церковная У., СПб., 1859 (здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список полемической литературы, современной У.);
  • Митр. Макарий, История Русской церкви, т. 8 и след.; С Т. Голубев, Петр Могила и его сподвижники;
  • В.Б. Антонович, Монографии по истории Западной России, т. 1; В.Г. Василевский, Очерк истории города Вильны; Костомаров, Подготовка церковной У. («Монографии», т. 3); его же, О значении У. в Зап. России, 1842;
  • Флеров, О православных церковных братствах;
  • А.А. Рапков, Очерк истории западнорусских православных братств;
  • И.А. Кулиш, История воссоединения Руси;
  • И. Сливов, Иезуиты в Литве;

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Украинская Греко-Католическая Церковь

УГКЦ (укр. Українська Греко-Католицька Церква, УГКЦ; православными верующими традиционно именуется униатской) - католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

УГКЦ отсчитывает свою историю со времени крещения Руси князем Владимиром в 988 году, когда была основана Киевская митрополия византийского обряда в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. В то время раскола Церкви на католическую и православную еще не было, поэтому Киевский митрополит пребывал в церковном общении также и с Римским престолом. Впоследствии, после раскола 1054 года, Киевская митрополия разорвала общение с Римом. Но, несмотря на формальный разрыв, киевские иерархи продолжали сохранять церковные отношения с латинянами. Так, посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году. В результате таковой, Киевская митрополия восстановила единство с Римской церковью и оставалась верной Флорентийскому собору вплоть до Брестской унии, когда в 1596 Киевская митрополия Константинопольского Патриархата целиком переподчинилась Римскому патриарху и воссоединилась с Римско-католической церковью. Условия Унии предусматривали при сохранении православными верующими и духовенством своих традиционных обрядов и церковнославянского языка богослужений, признание власти Папы Римского и католических догматов.

За прошедшие после унии столетия греко-католическая (униатская) церковь укоренилась в западных областях Украины, которые входили в состав католических государств (Австро-Венгрия, Речь Посполитая, Польша), и стала традиционной религией для большинства жителей этих регионов, в то время как на востоке Украины сохранилось православие. В современной греко-католической церкви богослужения проводятся в основном на украинском языке, который признан официальным литургийным языком вместе с церковнославянским.

К началу XIX века католичество восточного обряда на территории Российской империи было запрещено, а Киевская греко-католическая (униатская) митрополия - упразднена. Вместо неё Папа Римский основал в 1807 с центром во Львове Галицкую митрополию УГКЦ, которая стала правопреемницей ликвидированной Киевской униатской митрополии.

В XX веке в период между двумя мировыми войнами УГКЦ активно и быстро развивается, в частности благодаря деятельности митрополита Галицкого Андрея Шептицкого.

Во время Второй Мировой войны и после окончательного установления советской власти УГКЦ подверглась гонениям со стороны советского государства в связи с тем, что она оказывала поддержку украинским националистам, боровшимся против советской власти, за независимость Украины, и поддерживала контакты с центром мирового католицизма - Ватиканом, а митрополит Андрей Шептицкий одобрил направление каппеланов в подразделения украинских коллаборационистов (дивизия СС «Галичина»). Прямого отношения к формированию в 1943 дивизии СС «Галичина» Шепетицкий не имел, однако делегировал каппеланов для ведения пастырской работы в ней. В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В.Кубийовичем, призывал его обдумать политическкую целесообразность и моральную ответственность такого шага.

Ликвидация УГКЦ (Львовский Собор 1946)

В течение всей истории УГКЦ в её составе были группы духовенства и мирян, которые негативно относились к внедрению латинских обрядов и культов, и стремились к возвращению в православие. После окончания Великой Отечественной войны советское государство в лице НКВД способствовало созданию среди части греко-католического духовенства так называемой "инициативной группы", которая призвала к упразднению унии между Греко-католической церковью и Римом и за её слияние с Русской православной церковью. Решение об этом было принято на Львовском соборе 1946 г. проводившимся под председательством отца Гавриила Костельника, и при активном участии НКВД.

Советское правительство и НКВД рассматривало УГКЦ как центр националистического движения на Западной Украине, что и было одной из главных, но не единственной, причиной ее ликвидации. УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание независимого государства Украина, не только предоставляя ночлег и лечение воинам УПА в случае необходимости, но и оказывая значительную финансовую поддержку. По мнению руководства НКВД ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий, таких как УНДО, УРСП, клерикального объединения УНО ("Украинской национальной обновы") и др.

Уже в 1939 году, после прихода Советских войск и установления Советской власти на территории Западной Украины, УГКЦ стала объектом пристального внимания НКВД. В то время НКВД открыто не препятствовала ее деятельности при условии, что УГКЦ не будет проводить антисоветской агитации, однако уже в 1939 УГКЦ попала в разработку НКВД, когда было заведено несколько оперативных дел. Так в 1939 году в Станиславской (теперь Ивано-Франковской области) УНКВД завело оперативное дело "Чума", по которому проходило около 20 украинских греко-католических священнослужителей и верующих. Во Львовской области в 1939 году заведено оперативное дело "Ходячие", в рамках которого под разработку НКВД попали более 50 человек, в их числе руководство УГКЦ - митрополит Андрей Шептицкий, епископы Иван Бучко и Мыкыта Будка, прелаты Л. Куницкий и А.Ковальский, каноник В.Лаба и архимандрит ордена "Студитов" Клементий Шептицкий, архиепископ Иосиф Слипой и другие. Также был проведен ряд арестов священнослужителей, некоторые из которых были осуждены на срок 6 лет (Й.Яримовыч, Настасов, С.Хабурский, Кудинович, Н.Иванчук, Иванчан).

В начале 1939 года во Львовской епархии группа священников, во главе с Климентием Шептицким, обсуждала вопрос об отходе от унии и создании "украинской народной церкви". Членами группы были священники Ковальский, Костельник, Притма и другие. Согласно замысла, главой церкви должен был стать митрополит А.Шептицкий, который был информирован о работе группы. О работе группы было известно и НКВД, который использовал это в своих целях.

Делегат собора 1946 г. от Львовской епархии, священник Савчинский:

* "Словом кацапский шовинизм, ШЕПТИЦКИЙ первый порвал бы с Римом и создал бы самостоятельную украинскую автокефальную церковь, но не с Москвой, а без нее. Киев - центр, а не Москва, но не было возможности, а сейчас большевики уцепились за эту возможность, но в свою пользу. Патриарх всея Руси, а Украина - колония и политическая, и экономическая, а теперь к сожалению, и религиозная - после собора. Здесь фактически дело не в папе римском, а в политике.

Первоначальный план оперативной разработки и ликвидации УГКЦ был разработан НКВД еще в 1940-41 и 11.01.1941 утвержден Наркомом Внутренних Дел СССР Л.Берия. Первичной задачей был отрыв УГКЦ от Запада и в первую очередь от Ватикана путем создания автономной или автокефальной украинской церкви с последующим ее присоединением к РПЦ. После войны от промежуточной фазы создания украинской церкви НКВД отказалось и приступило к непосредственной ликвидации УГКЦ через ее объединение с РПЦ. В целом план был частью общей деятельности направленной на борьбу с УПА и ОУН, и любыми проявлениями украинского сепаратизма.

Сотрудничество с НКВД Г.Костельник начал в 1941 году, когда после обыска и последующего ареста своего сына, проведенного НКВД под видом милиции, Г.Костельник был вынужден пойти на контакт с УНКВД. Зная о натянутых личных отношениях с митрополитом А.Шептицким и И. Слепым, представители НКВД обсуждают с Костельником возможность создания автокефальной украинской церкви независимой от Рима. По заданию НКВД, Г. Костельник пишет ряд статей и реферат на данную тему.

В рамках мероприятий НКВД 1940-1941, планировалось спровоцировать раскол внутри церкви (между сторонниками восточного и западного обрядов), всячески дискредитировать руководителей церкви фактами их личной жизни, обвинить в нарушении канонических законов и злоупотреблении церковным имуществом, активизировать православных церковников на борьбу за присоединение униатов к РПЦ, в Верховном Совете УССР поднять вопрос о назначении уполномоченных по делам культов при облисполкомах. Отдельным положением в рамках мероприятий НКВД по отношению УГКЦ, начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД, комисару госбезопасности 3-го ранга Федотову было поручено организовать вместе с Наркомфином СССР налоговую схему для использования против духовенства УГКЦ - налогообложение духовенства в Западных областях УССР должно проводиться "по согласованию с местным аппаратом НКВД".

Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путем создания украинской церкви с последующим присоединением ее к РПЦ, создавались НКВД в 1940-41, осуществлению планов помешала война. После 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировлось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви.

Из плана мероприятий НКГБ по ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 26-30.09.1945 года:

* "В целях стимулирования перехода греко-католических приходов в православие, использовать налоговый пресс, дифференцируя его с таким расчетом, чтобы православные приходы облагались нормально и не выше 25%, объединившиеся вокруг Инициативной группы греко-католической церкви по воссоединению ее с православием - 40%, греко-католические приходы и монастыри - 100% максимальной налоговой ставки.[...]

* Обеспечить возможность полной ликвидации греко-католической церкви путем воссоединения ее с русской православной церковью."

Для придания собору легитимности и каноничности НКГБ рекомендовало Центральной Инициативной группе разослать приглашения на собор наиболее видным деятелям оппозиции, в том числе и брату умершого метрополита Андрея Шептицкого - настоятелю Студитских монахов Клименту Шептицкому. Всего таких приглашений было разослано 13, однако, не информруя об этом Центральную Инициативную группу, НКГБ приняло меры, чтобы противники воссоединения получили эти приглашения к концу работы собора.

Все епископы УГКЦ, отказались участвовать в этом соборе. Большинство епископата УГКЦ впоследствии подверглись репрессиям.

Подготовка и проведение собора

Создание, так называемой Центральной Инициативной группы, во главе с д-ром Г.Костельником, по "воссоединению" греко-католической церкви с русской православной церковью было инспирировано НКГБ а рамках плана по ликвидации УГКЦ.

Из докладной записки П.Дроздецкого в НКГБ СССР о ликвидации греко-католической церкви в западных областях Украины от 16.02.1946:

* [...] После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили[...]

* Осуществляя этот план, в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете "Правда Украины", по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья "С крестом или ножем", которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви. Статья вскрывала антисоветскую деятельность верхушки униатского греко-католического духовенства и разоблачала ее перед лояльной частью духовенства и перед верующими.

* Подготовив, таким образом, общественное мнение, 11.4.45 г. нами были проведены аресты митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ХОМЫШИНА, БУДКИ, ЧАРНЕЦКОГО, ЛЯТЫШЕВСКОГО, а также ряда наиоблее скомпроментировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви. Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, нпарвленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью. С этой целью, нами 30.5.45 г. была создана "Центральная Инициативная группа по воссоединению грекозкатолической церкви с русской православной церковью", в которую вошли авторитетные священники: доктор КОСТЕЛЬНИК - от Львовской епархии, доктор МЕЛЬНИК, генеральный викарий - от Дрогобычской епархии и ПЕЛЬВЕЦКИЙ - проведенный впоследствии как председатель Станиславской епархии.

Финансирование, подготовка к проведению и непосредственное проведение собора в г.Львове в 1946 году, осуществлялось согласно плана по ликвидации УГКЦ, разработанного и утвержденного НКГБ СССР:

По рекомендации НГКБ, работа инициативной группы, подготовка и проведение собора УГКЦ финансировалось Наркоматом финансов СССР, через Совнарком УССР и экзархат русской православной церкви на Украине - в общей сумме было выделено около 500 тыс. рублей, из них на оперативные расходы НКГБ 75 тыс. рублей.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО УТВЕРЖДАЮ: НАРКОМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ УССР генерал-лейтенант Савченко

ПЛАН агентурно-оперативных мероприятий по проведению в городе Львове собора греко-католической униатской церкви западных областей Украины

В соответствии с указанием НКГБ СССР за № 854 от 25.1.46 года о созыве собора греко-католической униатской церкви западный областей Украины для ликвидации ее путем объединения с русской православной церковью, наметить следующий практический план агентурно-оперативных мероприятий:

1. Собор греко-католической униатской церкви для ликвидации унии и воссоединения этой церкви с русской православной церковью созвать через Центральную инициативную группу в г. Львове в помещении собора "Св. Юра" 7.3.46 года с таким расчетом, чтобы собор закончил свою работу в воскресенье, 10.3.46 года, т.е. в день "недели православия".

Для организации выполнения настоящего плана [...], командировать в г. Львов специальную оперативную группу во главе с Зам. наркома государственной безопасности УССР генерал-лейтенантом тов. ДРОЗДЕЦКИМ. Оперработников 2-го Управления НКГБ СССР, коммандируемых в г. Львов для участия в проведении агентурно-оперативных мероприятий по созыву собора, включить в спецопергруппу, подчинив их руководителю ее, генерал-лейтенанту тов. ДРОЗДЕЦКОМУ. .... 3. Доклад по основному вопросу - "Об истории Брестской унии православной церкви с Ватиканом, об отмене и возвращении в "лоно матери" русской православной церкви" - поручить председателю Центральной инициативной группы д-ру КОСТЕЛЬНИКУ.

4. На соборе греко-католической униатской церкви...провести принятие следующих документов:

а) текст телеграммы от имени собора к Правительству СССР на имя товарища СТАЛИНА; б) текст телеграммы текст телеграммы от имени собора к Правительству УССР на имя товарища ХРУЩОВА; в) текст телеграмм на имя Константинопольского вселенского патриарха, патриарха всея РУСИ АЛЕКСИЯ и экзарха Украины; г) текст декларации собора в адрес Верховного Совета УССР на имя председателя его тов. ГРЕЧУХА; д) текст резолюции собора об отмене Брестской унии 1596 года, разрыве с Ватиканом и о возвращении в "лоно матери" русской православной церкви; е) текст обращений собора к духовенству и верующим греко-католической церкви о разрыве с Ватиканом и о воссоединении с русской православной церковью.

5. Для разработки практического плана проведения собора, технической подготовки его и редактирования проектов документов, подлежащих принятию собором, узкое предсоборное совещание созвать в г. Львове 5.3.46 г. На предсоборное совещание разрешить Центральной инициативной группе вызвать от каждой епархии по 4 представителя из числа деканов - активистов воссоединения с православием.

6. Разрешение на собор греко-католической церкви и на узкое предсоборное совещание выдать Центральной инициативной группе через Львовский областной исполком.

7. Для того, чтобы придать собору греко-католической церкви правомочность и каноничность, до созыва его осуществить переход в православие и хиротонию в епископы членов Центральной инициативной группы - генерального викария Дрогобычской епархии МЕЛЬНИКА и представителя Станиславской епархии ПЕЛЬВЕЦКОГО. ... Для хиротонии третьего кандидата в епископы, предназначенного в качестве викария Львовской епархии, закончить проверку намеченного для этого декана Станиславской епархии ДУРБАКА. По окончании проверки, намеченную кандидатуру санкционировать в НКГБ СССР. Хиротонию провести в г. Львове в заключительной части собора.

11. После утверждения делегатов на собор Центральной инициативной группой, предложить УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям предоставить к 18.2.46 г. руководителю спецопергруппой в г. Львове списки делегатов на собор, на предсоборное совещание и для хиротонии в епископы МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО. Е спискам делегатов на собор приложить подробные характеристики каждого делегата в отдельности. [...]

Число делегатов на собор, согласно утвержденному НКГБ СССР основному плану, определить количеством имеющихся е епархиях (или областях) деканатов, исчисляя по 1-2 делегата от деканата - в зависимости от наличия в них активных сторонников воссоединения с русской православной церковью. Исключение могут представлять те греко-католические деканаты, в которых не имеется сторонников воссоединения... От таких деканатов делегатов на собор не выделять.

12. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской и Станиславской областям [...] выделить для участия на соборе в качестве гостей таких мирян, которые могли бы выступить на соборе за воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью. Число таки мирян по Львовской епархии не должно превышать 12 человек, по Дрогобычской - 10 человек и по Станиславской - 8 человек.... Списки выделенных мирян, с подробными характеристиками на них... предоставить одновременно со списками делегатов на собор в порядке, предусмотренном в пункте 11-м. 13. УНКГБ, после выделения делегатов на собор и утверждения их Центральной Инициативной группой, тщательно проверить [...] линию поведения каждого из них с тем, чтобы малонадежных делегатов отвести своевременно от участия в работе собора. [...]

17. УНКГБ Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областей через местные органы железнодорожного транспорта оказать полное содействие в выезде делегатов собора в г. Львов в назначенный срок, обеспечив предоставление им для этого проездных плацкартных билетов или отдельного вагона.

18. Через местные органы власти негласно обеспечить выделение для Центральной Инициативной группы греко-католической церкви и за ее счет необходимого количества номеров и коек в гостиницах г. Львова с организацией в одной из гостиниц питания для всех участников собора.

19. Войти с ходатайством в СНК УССР о выделении необходимых продуктовых лимитов для организации питания делегатов собора в г. Львове на период с 7 по 10.3.46 г. включительно.

20. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям к 12.2.46 г. представить на санацию в НКГБ УССР справки с компроментирующими материалами на активных противников воссоединения греко-католической церкви с православием, с тем, чтобы аресты их, согласно указаниям НКГБ СССР, могли быть произведены УНКГБ заблаговременно, до созыва собора, т.е. не позже 20.2.46 г.

21. Опубликовать 22-23 февраля с. г. в центральной, областной и районной прессе УССР проект извещения Прокуратуры СССР о составе преступлений арестованных бывших руководителей греко-католической униатской церкви митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ЧАРНЕЦКОГО, БУДКА, ХОМЫШИНА и ДЯТЫШЕВСКОГО. Проект извещения Прокуратуры предварительно направить на санацию в НКГБ СССР.

22. В связи с созывом собора УНКГБ [...] мобилизуют внимание [...] по линии греко-католиков, особенно в кругах противников воссоединения с православием и по линии ОУНовского подполья, на выявление настроений и возможных попыток срыва собора с тем, чтобы своевременно обеспечить пресечение таких попыток.[...] ...особо мобилизуют по указанным линиям, а также и по линии украинской интеллигенции по г. Львову, непосредственно перед собором и, и главным образом, в дни, когда собор будет проводиться. В целях конспирации, [...] озадачивать конкретно изучением настроений в связи с созывом собора только тогда, когда факт созыва станет общеизвестным.

23. В связи с созывом собора греко-католической церкви, а также в процессе работы его, принять гарантированные меры предосторожности и личной охраны членов Центральной Инициативной группы - КОСТЕЛЬНИКА, МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО, а также состава делегации православных епископов, которые будут присутствовать на соборе. В этих целях к 3.3.46 командировать в г. Львов в распоряжение специальной группы НКГБ СССР группу опытных разведчиков во главе с зам. начальника Оперода подполковником МИШАКОВЫМ, экипировав его так, чтобы часть из них для наблюдения могла присутствовать на заседаниях собора в качестве гостей.

24. На время работы собора в помещениях "Св. Юра" или в ближайшем удобной районе его, организовать для наблюдения закрытый пост наружной разведки, а также пункт быстрой связи с разведчиками, которые будут находиться в качестве гостей на соборе. [...] установить два наружных милицейских поста, подчинив их закрытому посту наружной разведки. [...] связать телефоном с опергруппой НКГБ СССР.[...]

26. Принять меры [...] к выделению экзархом Украины для участия в соборе греко-католической церкви делегации от русской православной церкви [...] Делегация от русской православной церкви в указанном составе должна иметь от экзарха Украины все необходимые полномочия для практического воссоединения участников собора с православием. 27 . По линии православного экзархата Украины принять меры к тому, чтобы денежные суммы, ассигнованные на проведение собора, поступали в распоряжение Инициативной группы [...] бесперебойно. [...] проследить за правильным расходованием сумм [...] и своевременной сдачей отчета по этим суммам.

30. Проводя подготовку к собору [...] и осуществляя созыв его, строго придерживаться указаний НКГБ СССР о соблюдении строжайшей конспирации нашего участия в нем.

31. [...] Кроме того, специальной опергруппе НКГБ УССР вменить в обязанность, соблюдая строгую конспирацию, проследить за окончательным редактированием всех документов, подлежащих принятию собором греко-католической церкви.

Все усилия специальной группы НКГБ УССР направить на бесперебойное проведение собора греко-католической церкви с целью вынесения постановления о ликвидации унии и воссоединения греко-католической церкви с русской православной церковью.

В остальном, выполняя задачи, поставленные при подготовке созыва собора греко-католической церкви и осуществляя созыв его, руководствоваться основным планом НКГБ УССР, утвержденным НКГЮ СССР, и указаниям его.

32. Информацию в НКГБ СССР о подготовке к собору направлять 10, 15, 20, 25, 30 февраля и 5 марта, о ходе собора - ежедневно - 7, 8, 9, и 10 марта с. г. Итоговый доклад о соборе направить НКГБ СССР 15.3.46 года.

НАЧ. 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР полковник Медведев ЗАМ.НАЧ. 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР полковник Карин

СОГЛАСЕН: ЗАМ.НАРОДНОГО КОМИССАРА ГОСПЕЗОПАСНОСТИ УССР генерал-лейтенант ДРОЗДЕЦКИЙ

После унии с РПЦ, начался катакомбный период УГКЦ, сопровождавшийся преследованиями духовенства и мирян УГКЦ, депортацией их в Сибирь и северные районы СССР. До 1990 г. епископы, священники и монахи УГКЦ, остававшиеся на Западной Украине, продолжали служить нелегально. По некоторым данным, число их прихожан насчитывало до 4 млн человек, которые были вынуждены совершать богослужения в частных домах и квартирах или посещать римско-католические храмы. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы Русской православной церкви.

В феврале 1990 г. после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II был снят запрет на создание греко-католических общин и дано добро на их регистрацию и проведение богослужений. Большая часть храмов УГКЦ на Западной Украине, отданных после 1946 г. Русской православной церкви, вновь возвращена УГКЦ.

Сегодня по численности приходов на Украине УГКЦ уступает лишь Украинской православной церкви (Московского Патриархата) - УПЦ (МП). По состоянию на начало 2002 г., их было почти 3300. При этом подавляющее большинство приходов сосредоточены на Западной Украине.

29 августа 2005 г. начался новый период истории УГКЦ, ознаменовавшийся возвращением резиденции её главы из Львова в Киев. В этот день Папа Бенедикт XVI присвоил Предстоятелю УГКЦ новый церковный титул - Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий. До этого, начиная с 23 декабря 1963 г., глава УГКЦ именовался Блаженнейшим Верховным Архиепископом Львовским; ещё перед этим, начиная с 1807 г., - Высокопреосвященнейшим Митрополитом Галицким; первоначальный же титул главы УГКЦ, начиная со времён Брестской унии, - Высокопреосвященнейший Митрополит Киевский и всея Руси. Однако, начиная ещё с 1960-х гг., само духовенство и миряне УГКЦ именуют Предстоятеля своей Церкви Блаженнейшим Патриархом Киево-Галицким и всея Руси. Официальные ватиканские власти этого титула не признают, однако и не возражают против его использования. Одна из главных целей современного руководства УГКЦ - добиться официального признания патриархата Ватиканом.

УПЦ (МП) указывает на то, что украинское государство, по её мнению, специально поощряет рост влияния УГКЦ в стране, её экспансию на Восток[источник?]. Именно с этим, как считает руководство УПЦ (МП), связано решение синода епископов УГКЦ о переносе резиденции главы УГКЦ в Киев, где уже некоторое время ведётся строительство Святовоскресенского Патриаршего Собора УГКЦ, в то время как львовские власти не позволяют начать строительство кафедрального храма УПЦ у себя в городе. УПЦ (МП) также указывает на то, что чрезмерное количество греко-католических монастырей и их насельников, а также учащихся учебных заведений, при отсутствии мест для служения на западе Украины, свидетельствует о неизбежности миграции униатского духовенства на Восток (в том числе и за пределы Украины). С Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью УГКЦ поддерживает дружеские и тёплые отношения, реализует общие проекты и даже проводит совместные богослужения.

В начале 2006 года стало известно, что УГКЦ планирует провести учёт имущества, которое принадлежало церкви до её ликвидации в 1946 году, после чего планируется начать переговоры с нынешними владельцами этого имущества относительно его возвращения или возмещения его стоимости. Имущество, о котором идет речь,- это в основном храмы и помещения, которые принадлежали УГКЦ, а затем были частично национализированы либо переданы в собственность РПЦ. Часть этих помещений после 1990 уже была возвращена.

По мнению Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), эти планы могут привести к обострению конфликта между УГКЦ и православными конфессиями на Западной Украине, к «повторению ситуации начала 1990-х годов с насильственным захватом храмов, помещений и кровопролитием». По мнению УПЦ КП, «православные церкви тоже могут требовать возвращения храмов, которые им принадлежали до подписания Брестской унии, а теперь находятся в собственности УГКЦ», так что УГКЦ вправе проводить учёт своего имущества лишь «с целью моральной реабилитации и документального восстановления исторической справедливости».

Реакция на ликвидацию УГКЦ

О общем согласно донесений УНКГБ население восприняло "воссоединение" с РПЦ, в целом, нейтрально или положительно. Негативно к решению Львовского Собора отнеслась значительная часть украинской интеллигенции, которая понимала что ликвидация УГКЦ есть способ приблизить Западную Украину к тому положению в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, усилить связь с Москвой, некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.

Из донесений УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на публикацию извещения Прокуратуры СССР об обвинении И.Слепого и предстоящей ликвидации УГКЦ:

Академик Щурат:

* "Если они хотят уничтожить Слепого и епископов, так нужно было бы много крику о соборе и новых епископах. Большевики же, как будто что-то украли, а теперь по-воровски обделывают дела "

Доцент пединститута г. Львова Дзеверин:

* "Престоящее воссоединение - это новая уния. То была уния с Римом, а эта - с Москвой. Вместо одной унии будет другая.[...]"

Секретарь союза советских писателей г. Львова Д.Кондра:

* "Все то, что написано - неправда. Вина вся в том, что они - священники-украинцы и представители униатской церкви. Как священники они должны были молиться за власть, не входя в обсуждение, какая эта власть"

Писательница Дучемильская:

* "Большевики много себе повредили этим сообщением, крестьянство еще больше от них отстранится, арест и суд СЛЕПОГО и епископов равносилен тому, чтобы залезть в душу и потоптать святаясвятых".

Отношение ОУН, к ликвидации УГКЦ было резко негативным, хотя в целом и ОУН и УПА выступали за православие, однако в проведении собора они поддчеркивали политические мотивы мероприятия проведенного под патронатом НКГБ. В 1946 г. ОУН проводила активную агитацию против ликвидации УГКЦ и соединения церквей. Позиция ОУН сводилась к следующему:

* 1. "Нас, как политическую организацию, догматические вопросы католицизма и православия не интересуют.

* 2. Со стороны нашей революционной тактики, мы против перехода греко-католичесокй церкви по следующим соображениям:

o а) в этом заинтересована Москва, она в этом - инициатор и силой заставляет;

o б) это открывает енкаведистам - московским священникам вход во внутрь греко-католической церкви;

o в) это будет насильственное национальное объединение украинского народа с московским, что ведет к ликвидации украинства путем денационализации и русификации;

o г) это парализует кадры греко-католического украинского духовенства и вместе с этим ликвидирует еще одну возможность борьбы с Москвой;

o д) это, в конце-концов, выбивает из рук один из важных аргументов нашей закордонной пропаганды о политике большевиков в отношении церкви"

Зарубежная пресса и радио о ликвидации УГКЦ.

Рим, газета "Пополо" от 19.02.1946:

* "Сообщение Московского радио о присоединении западно-украинской церкви к православной является трюком самого низкого свойства"[...] Все епископы и духовенство Западной Украины были сосланы, заключены в тюрьму и заменены теперь кучкой отступников во главе с тем же самым Костельником, которому за его старания был обещан пост митрополита Львовского. Эти предатели паствы и веры ненавистны верующим.

* "В Закарпатской Руси, как и во всех восточных районах за линией Керзона, Советская политика направлена к тому, чтобы полностью уничтожить католицизм. Русские власти выслали из Закарпатской Руси 400 католических священников. В этой стране закрыты католические школы, а церковное имущество конфисковано. Проповеди подлежат цензуре.[...] На коммунистических митингах народ призывают переходить в православную веру."

Структура

УГКЦ является крупнейшей восточной католической церковью. По данным Annuario Pontificio за 2007 год численность верующих - 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежит 4 175 приходов.

Территориальная структура УГКЦ:

* Киево-Галицкая митрополия (охватывает территорию Украины за исключением Закарпатья, где функционирует автономная Мукачевская епархия с центром в Ужгороде, которая находится в непосредственной юрисдикции Папы Римского и входит в состав Русинской греко-католической церкви, а не Украинской греко-католической церкви):

Табличка на греко католической (итало албанской) церкви св. Афанасия в Риме с изображением ключей св. Петра и надписью на греческом языке Базилианская церковь в Жолкве Греко католики, униаты католики, принадлежащие к некоторым из Восточно… … Википедия

Русинская греко католическая церковь одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко католических церквей. Исторически церковь объединяла верующих греко католиков из числа русинов … Википедия

Восточно католическая церковь sui juris («своего права»), созданная для католиков, исповедующих византийский обряд на территории Белоруссии и для белорусских греко католиков в диаспоре. Единственная из 22 восточно католических церквей, которая по … Википедия

Архиепископская резиденция в Прешове Словацкая греко католическая церковь (словацк. Slovenská gréckokatolícka cirkev) одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко католических… … Википедия

Кафедральный собор св. Троицы в Крижевцах Кафедральный собор апостольского экзархата Сербии и Черногории в Руском Крстуре Хорватская греко католическая церковь (Хорватская византийская католическая церковь, Епархия Крижевцы) одна из Восточно… … Википедия

Румынская католическая церковь (Румынская греко католическая церковь, Румынская церковь, объединенная с Римом) одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко католических церквей … Википедия

Кафедральный храм венгерской католической церкви в Хайдудороге Венгерская католическая церковь (Венгерская греко католическая церковь) одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу… … Википедия

Болгарская католическая церковь (Болгарская греко католическая церковь) одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко католических церквей. Все приходы церкви расположены на… … Википедия

О проблемах взаимоотношений греко-католиков и православных в Украине – иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Фото: http://palomnyku.at.ua

На протяжении истории христианства отношения между Католической и Православными Церквями переживали множество трудных периодов. Однако после того, как в 1596 году на Соборе в Бресте была провозглашена уния, между частью православных Киевской митрополии и Католической церковью эти отношения стали отличаться особенной остротой.

Вот и сейчас эти отношения нельзя назвать идеальными. И все же, в этой заметке мы будем говорить не о католической экспансии на территории современной Украины, не о захвате наших храмов в Западных областях, не о прозелитизме (1), который всегда был отличительной чертой западного христианства. Мы будем говорить о той нескончаемой лжи, которая сегодня стала характерным, отличительным признаком Украинской Греко-католической церкви, лжи, которая преследует эту церковь на протяжении всей ее недолгой истории (2).

Появление Украинской греко-католической церкви

Не будет преувеличением сказать, что само заключение Брестской унии, т.е. фактически рождение Украинской Греко-католической церкви началось со лжи. Для тех, кто не очень хорошо знает историю, напомним, что сама идея унии предполагала восстановление евхаристического общения между православными и католиками.
Увы, но ничего этого не произошло. На деле же ходатайство части православных (в том числе и некоторых иерархов) Киевской митрополии об общении в Таинствах было принято как просьбу о принятии православных в Римскую церковь: «Такое толкование унии не допускало ни автономии Киевской церкви как самостоятельной митрополии, ни сохранения единства с церквями, пребывающими в расколе с Римом» (3).

Для достижения своих целей Рим охотно спекулировал на невежестве той части простого православного народа, представители которой слабо разбиралась в вероучительных тонкостях и попросту не заметили подмены, удовлетворившись тем, что обрядовая сторона униатской церкви во многом походила на православие.

Именно поэтому протопресвитер Георгий (Металлионос), являющийся ординарным профессором истории богословия Афинского университета, охарактеризовал Брестскую унию как метод: «… которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традиций. Она же служит в качестве алиби, насаждающим западное влияние эксправославным, поскольку таким способом предательство ими своих традиций и своего народа прикрывается их приверженностью внешним чертам православия… Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния – ужасное явление, это пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства. Согласно Металлиносу, подлинное церковное единство может быть достигнуто только тогда, когда папство откажется от своих ересей, от своих тоталитаристских и ложных догматов и вернется к православию». (4)

Позиция греко-католиков в Украине сегодня

Сегодняшняя позиция Греко-католической церкви в Украине мало чем отличается от тех далеких времен: «… папство по-прежнему старается заманить православие в свои сети методами униатства» (5).

В этом контексте мне вспоминается выпуск программы Шустер-LIVE от 04.05.2012 г. , посвященный проблеме раскола в украинском православии. Как это не покажется странным, но на передаче присутствовал и представитель УГКЦ. Он мало говорил и, скорее, всего активное участие в обсуждении не входило в его планы, но главного он все же добился, а именно - его присутствие на передаче, посвященной проблемам украинского православия, со всей очевидностью, продемонстрировало факт того, что в умах обычных (невоцерковленных) украинских граждан УГКЦ воспринимается исключительно как – самая настоящая «украинская, православная церковь». Что и подтвердил, в самом конце передачи, политолог В.Карасев, который без тени смущения назвал УГКЦ «истинной украинской церковью», на основе которой только и может произойти объединение всех православных церквей. Он, видимо, даже не понял того, что сказал очевидную глупость, как и не понял того, что само присутствие представителей УГКЦ в процессе урегулирования раскола между православными в Украине является нонсенсом, абсурдом и может быть объяснено исключительно как провокация или откровенный подлог, т.к. объединившись на основе греко-католической церкви мы автоматически станем католиками и отпадем от полноты Вселенского Православия. Правда, нам могут возразить – мол, на передаче греко-католиков представлял обычный священник, т.е. даже не епископ и тем более не предстоятель церкви, а религиозную программу общественной организации могли составлять люди некомпетентные в богословских вопросах и вопросах межконфессионального диалога. Однако очень часто действия высшего руководства УГКЦ только подтверждают сделанные выше оценки.

Так, например, глава УГКЦ Святослав (Шевчук) в своих обращениях по поводу празднования для Крещения Руси неоднократно заявлял о том, что это и их праздник, т.к. схизма между восточной и западной церквями возникла уже после крещения Киевской Руси.Странно, но он почему-то упорно не помнит (или не хочет помнить) о том, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от Византии. Причем, великий князь принял не просто обрядовую сторону православия, а именно проникся православным, святоотеческим и потому истинным пониманием Евангелия и христианства в целом.

Конечно, может случиться и так, что наши греко-католики плохо знают историю, но к 988 году (т.е. ко времени Крещения Руси), при отсутствии формального разделения, христианский Запад и христианский Восток уже значительно разошлись в области сотериологии (учения о спасении) и экклесиологии (учения о Церкви Христовой). А в дальнейшем это разделение, как принято говорить, только набирало обороты.

О расколе и единении

Точно также абсолютно непонятной выглядит реакция руководства УГКЦ на обращение раскольника М.А. Денисенко (больше известного как «патриарх» Филарет) по поводу признания действенности Таинства крещения в раскольническом «киевском патриархате».Дело в том, что для любого, кто мало-мальски разбирается в православном вероучении, очевидным является факт недействительности церковных таинств в раскольнических и еретических сообществах. Именно поэтому Филарет (Денисенко) и не получил поддержки со стороны ни одной канонической православной церкви. Но вот предстоятель УГКЦ зачем-то поспешил подтвердить якобы имеющую место быть «действенность» раскольнического «крещения». Правда впоследствии, после жесткой реакции Московской Патриархии, он был вызван на ковер в Ватикан, после чего заявил о том, что единственной канонической православной церковью в Украине является Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием . И все же сама «озабоченность» проблемами украинского православия не может не вызывать удивления и недоумения.

«Ложь во спасении» и множество вопросов к униатам

Впрочем, когда речь идет о деятельности УГКЦ в Украине, недоумение является чуть ли не единственным чувством, возникающим в душе у каждого православного человека. И действительно, резюмируя все вышесказанное, хочется задать нашим братьям греко-католикам несколько ключевых и однозначных вопросов:

1) До каких пор греко-католики будут скрывать правду от населения Украины и открыто, через средства массовой информации, не объявят украинскому народу о том, что они не имеют к Православной Церкви никакого отношения?
2) Объявят о том, что по сути своей УГКЦ - это католическая церковь, полностью принимающая католическое вероучение со всеми его отличительными признаками (будь то «папский примат», или католическая мариология, или юридическая сотериология и т.д.).
3) Объявят о том, что главой их церкви является не кто иной, как Папа Римский, и что они не являются самостоятельной (автономной) украинской церковью, а напрямую подчиняются своему главе и находятся под непосредственным управлением иностранного государства Ватикан, главой которого и является Папа Римский.
4) Объявят о том, что они не имеют никакого отношения к факту Крещению Руси, по той простой причине, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от православной Византии.
5) Честно скажут о том, что и сама идея унии между православными и католиками является идеей, не способствующей диалогу между восточными и западной христианскими церквями: «Униатство – неподходящий метод поиска единства, так как он противоречит общей традиции наших церквей. Так сказано в статье 2-й Баламандской декларации Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу» (6).

На мой взгляд, это было бы честно и по отношению к своим братьям православным, и по отношению ко всему народу Украины. В конце концов, чего они боятся? Того, что люди узнают правду? Но разве не стремление к правде должно руководить христианином? Может быть, настало уже время сказать людям правду и перестать прикрываться православными облачениями и обрядами? А если еще не настало – то почему? Или, может быть, наши греко-католики исповедуют, так называемую, концепцию «лжи во спасение»?

Признаюсь, мне трудно найти ответы на эти вопросы. Трудно понять, почему так поступают люди, называющие себя христианами. Но я точно знаю, что так поступают мошенники. Именно мошенники, с целью обмана людей, выдают себя за тех, кем не являются на самом деле. Именно мошенники скрывают свои истинные цели и берут на вооружение ложь, т.е. именно мошенники, принимая на себя вид (в случае греко-католиков, православные обряды) честного человека, на самом деле пользуются противозаконными методами в своей деятельности.
Трудно поверить в то, что наши братья греко-католики пользуются методами мошенников. И все же, пока они не скажут открыто о том, кем они являются на самом деле, вряд ли мы сможем им доверять.

Ccылки:
1. Прозелитизм – стремление обратить других в свою веру (Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва. Издательство «Русский язык». 2002. Стр. 566)
2. Кстати, на этом моменте остановил свое внимание почетный профессор экзегезы Нового Завета Афинского университета и богословский делегат от Иерусалимского патриархата в Смешенной международной комиссии, Георгий Галитис, который: «… написал открытое письмо римо-католическим членам этой комиссии, в котором он выражает свое недовольство и раздражение возрождением Униатских церквей в Восточной Европе, этого «троянского коня, этого копья, нацеленного на порабощение православия». Он далее осуждает ватиканскую тактику оживления экклезиологической неприемлемой лжи, маски и лицемерия, скрытых в униатстве и предупреждает о катастрофических последствиях униатства для отношений между православием и римским католичеством» (400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 113-114).
3. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 240.
4. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94-97.
5. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94.
6. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 246.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.О. СУХОГО

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: “ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ”

Выполнил студент гр. МТ-22
Paul_Naben
Приняла преподаватель
Борецкая В.В.

ГОМЕЛЬ 2001.

Униатская церковь.
Восточно-католическая церковь.
Греческая католическая церковь.
Восточно-католические общины, не имеющие иерархии.

Литература.

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Победоносному оружию Александра Великого удалось лишь создать эфемерную империю, которая не пережила своего основателя; но победы элладского гения над варварами оказались все же прочными. Язык, законы, словесность, науки, искусства Греции завоевали Фракию, Малую Азию, Сирию и
Египет; и даже если грекам не удалось создать и сохранить на этих обширных территориях могущественную империю и мощное политическое единство, тем не менее греческая цивилизация действительно пустила здесь глубокие корни.
Восток стал греческим и остался греческим, даже когда римляне подчинили его своему господству.

На другом краю империи Галлия, Испания, Африка не только были завоеваны оружием римлян, но и были ввергнуты в завершенные формы римского общества; они приобрели его четкий отпечаток, они восприняли его язык с его нравами и законами. Когда эти обширные страны создали единую империю, в ее лоне было два языка, две цивилизации, или, как сказали бы сегодня, две национальности - национальность греческая и национальность латинская.

Проповедуя Евангелие и основывая Церковь Христову, апостолы оказались перед лицом такового положения вещей; не мечтая с ним бороться, они его восприняли таким, каким оно было; они разбросали семена божественного слова среди греков и латинян и дали им произрасти среди тех и других, не заботясь о вопросах языка и национальности. В результате этого Церковь, адаптируясь к характеру этих двух народов, приобрела различный облик у тех и у других.
Вера была одна и та же, Церковь была едина, но богослужение не везде пользовалось одним и тем же языком; постепенно возникли и утвердились разные обычаи совершении святых тайн, в преподании таинств, вформах молитвы, в некоторых дисциплинарных моментах. Эта совокупность обычаев и церемоний, принятая как латинянами, так и греками, есть то, что мы называем обрядом, и уже до Никейского собора она приобрела достаточно стабильную форму.

Итак, в Церкви с этих отдаленных времен существовали два разных обряда, греческий и латинский, и одновременное существование этих двух обрядов никак не подрывало ни единство веры, ни единство Церкви. Отсюда возникла привычка обозначать названием греческой Церкви ту часть Церкви, которая придерживалась греческого обряда, а названием латинской Церкви - ту ее часть, которая придерживалась латинского обряда, но не потому, что в действительности существовали две Церкви, отделенные друг от друга, а только потому, что обе половины Церкви придерживались одна греческого обряда, а другая - латинского.

Эти наименования получили еще более определенный характер, когда
Римская империя была окончательно разделена. Обе части Церкви стали соответствовать двум половинам империи: Греческая Церковь - Восточной империи, а Латинская Церковь - империи Западной. Во все времена епископ
Римский, кроме власти, которой он был облачен как глава вселенской Церкви, осуществлял более непосредственную и прямую власть в Латинской Церкви: это то, что составляло Западный патриархат. На Востоке также с древнейших времен епископы Александрийский и Антиохийский обладали, каждый в рамках своей компетенции и под верховной властью папы, определенным правом надзора и определенной властью над епископами, которые относились к их кафедрам.
Позже в результате учреждения Константинопольского и Иерусалимского патриархатов Восток оказался разделенным на четыре большие, независимые друг от друга, территории, которые возглавляли патриархи
Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Такое положение вещей не представляло собой ничего несовместимого с единством
Церкви.

Восточные патриархи были обязаны находиться в общении с папой, они признавали его примат. В серьезных случаях они в своих решениях апеллировали к папе Римскому, и ему приходилось неоднократно подвергать церковному запрещению патриархов и смещать их с их кафедр. Но с течением времени возникали национальное соперничество, политическая ревность, амбиционные расчеты, плохо обоснованные претензии, слепые предубеждения и мрачное непонимание, которые нарушили гармонию. Распри становились все более и более частыми, и узы, соединявшие обе Церкви, былиокончательно разорваны. Именно это составляет восточный раскол. Тем не менее, неоднократно предпринимались попытки завязать прежние отношения и восстановить согласие.

Из всех этих попыток самая торжественная и знаменитая имела место на
Флорентийском соборе. С общего согласия греческие и латинские епископы установили основы примирения, которые, как надеялись, будет вечным, но, к сожалению, оно вовсе не оказалось прочным. Однако не следует полагать, что деяния Флорентийского собора не дали больших результатов. То, что удалось найти и четко сформулировать основы и условия мира, было не так уж мало.
Если здесь позволительно заимствовать выражение из языка дипломатии, то протокол остался открытым, и все восточные Церкви смогли узнать, на каких условиях Римская Церковь была готова принять их в свое общение.

Впоследствии некоторые восточные епархии и отдельные Церкви поочередно присоединялись к основам, установленным во Флоренции: таково происхождение различных греко-униатских Церквей. Сохраняя свой обряд, свои церемонии, свои обычаи, эти Церкви входят во вселенскую Церковь, исповедуют единую веру и признают верховную власть преемника св. Петра. Вследствие этого греко-униаты являются католиками греческого обряда или, иными словами, греками, пребывающими в общении со Святейшим Престолом. Совокупность этих католиков греческого обряда составляет греко-униатскую Церковь. Хотя они рассеяны по разным странам, хотя они принадлежат к разным национальностям и составляют несколько различных Церквей, в этом исследовании не следует их разделять, поскольку их положение, их нужды и их будущее одинаковы.

Начнем с перечисления различных групп, составляющих сегодня греко-униатскую Церковь. Они рассеяны в России, Польше, Австрии,
Турции и королевстве Обеих Сицилий.

1. В границах Российской империи наши взоры обращены к знаменитой и несчастной Русинской Церкви, которая после эпохи процветания под владычеством королей Польских была насильственно уничтожена императором
Николаем в 1839 г. Хотя у нее нет более епископов, хотя ее немногочисленные священники, пережившие гонения, не обладают свободой для осуществления своего служения, хотя население официально внесено в записи Русской Церкви, вера не была вырвана из их сердец, и мы не можем не упомянуть об этой
Церкви-мученице, которая ожидает дня своего воскресения.

2. В королевстве Польском Холмская епархия, осколок древней Русинской
Церкви, избежала удара, нанесенного другим епархиям, но ее существование весьма ненадежно.

3. В Австрии, во-первых, есть епархии, которые прежде составляли ту же
Русинскую Церковь и которые ныне относятся к митрополичьей Лембергской кафедре. В Венгрии греко-униатские епархии славянской народности относятся к примасу Венгрии, латинскому архиепископу Гранскому; в Хорватии среди викариатов латинского архиепископа Аграмского имеется греко-униатская епархия хорватской или сербской народностей. В Трансильвании несколько греко-униатских епископов румынской или молдо-влашской народности группируются вокруг митрополичьей Фогарачской кафедры и также относятся к греко-униатскому обряду.

4. Если мы обратимся к Турции, то прежде всего мы должны упомянуть о
Мельхитской Церкви в Сирии. Она включает десяток епархий, относящихся к патриарху Антиохийскому, резиденция которого недавно была в Дамаске, а ныне находится в Бейруте. Мельхитская Церковь состоит из арабов, богослужение которых совершается по греческому обряду, но на арабском языке. В европейской Турции еще совсем недавно не было греко-униатов. Молодая болгарская Церковь была основана в 1860 г., а Греко униатская Церковь в собственном смысле еще моложе. Единственное различие, существующее между этими двумя Церквами, состоит в том, что первая относится к славянской национальности, а вторая - к национальности греческой.

5. Наконец, в королевстве Обеих Сицилий, как на острове, так и на континенте, проживают албанцы и греки, католики греческого обряда; у них есть храмы, священники, монастыри, семинарии, у них есть даже один или два епископа, но они не образуют отдельных епархий. Здесь уместно упомянуть о приходе св. Николая Мир Ликийских, который был основан Наполеоном I в
Марселе для греко-униатов, которых привлекают в этот город торговля и деловые связи.

Отметим, между прочим, что сегодня основание такого прихода было бы полезнее и имело бы большое значение в Париже, где деятельность греко- униатов и восточных католиков гораздо важнее, чем в Марселе. Достаточно прочесть это сухое перечисление, чтобы уже разгадать часть страданий этой
Церкви. Она не обладает никаким сильным элементом. Прежде всего ей недостает численности. Все греко-униаты в целом не превышают сегодня трех миллионов. Но это еще не все. Можно представить себе Церковь в процветающем положении при двух или трех миллионах верующих. Представьте себе на мгновение греко-униатскую Церковь, существующую в небольшой стране, как
Греция или Румыния; население, вельможи, правящая династия, весь народ принадлежит к этой Церкви; национальное духовенство располагает здесь всеми учреждениями, необходимыми для его постоянного и действенного служения. Это не было бы чем-то необычным; Латинская Церковь дает нам такую картину во многих странах, Греческая неуниатская Церковь тоже; то же самое можно сказать о протестантских Церквах. И лишь у Католической Церкви греческого обряда нет ничего подобного. Не только верующие этой Церкви рассеяны по многим разным государствам, по стольким разным народам и языкам, не только они чужды друг другу, но они также повсеместно в меньшинстве и в состоянии относительной униженности. Те, кто по своему рождению, состоянию и положению в обществе могли бы оказать на них благотворное влияние, содействовать их подъему и поддержать их, - эти люди везде или почти везде покинули эту несчастную Церковь; среди своих чад она насчитывает лишь бедных и невежественных людей. Без труда можно понять, что само греко- униатское духовенство должно ощутить свое плачевное состояние.

Я знаю, среде есть исключения, тем более пользующиеся уважением, что им приходится бороться с самыми большими препятствиями; но следует, конечно, признать, что в целом это духовенство ниже латинского по своим знаниям, усердию и священническому духу; одним словом, оно неудовлетворительно. Этого вполне достаточно, чтобы объяснить состояние слабости, в котором пребывает греко-униатская Церковь. Но мы сказали не все. Рядом с этой Церковью, столь малочисленной, столь слабой и столь лишенной ресурсов, существуют две могущественные Церкви, которые обе имеют с ней точки соприкосновения и склонны ее поглотить.

ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Разрыв между латинской и византийской Церквями, символом которого оказалось взаимное отлучение епископов Рима и Константинополя в 1054 году, простым людям на Востоке стал очевиден после захвата в 1204 году латинянами- крестоносцами Константинополя. Попытки восстановить единство предпринимались на II Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Впоследствии в Риме было разработано учение о Церкви, по которому все поместные Церкви должны находиться под непосредственной юрисдикцией папы
Римского. Это, в свою очередь, подразумевало, что Церкви, не находящиеся под его юрисдикцией, могут стать объектом миссионерской деятельности, нацеленной на то, чтобы привести их в общение с Римской Церковью.
Одновременно с этим разрабатывалось понятие "обряд", согласно которому группы восточных христиан, подтвердившие свое единство с Католической
Церковью, вправе были сохранять свою литургическую традицию и каноническую дисциплину. Такого рода миссионерская деятельность, которую нередко поддерживали католические правительства стран, где православные находились в меньшинстве, была направлена на все Православные Церкви. В результате, небольшие группы верующих практически всех этих Церквей присоединились к
Риму.

Следует отметить, что далеко не все присоединения были плодом деятельности католических миссионеров. Например, возникновение Болгарской
Греко-католической Церкви связано со спонтанным движением православных к
Риму, а ливанские марониты утверждают, что их литургическое общение с Римом вообще не прекращалось.

В зависимости от обстоятельств, эти присоединения так или иначе были связаны с латинизацией, то есть с принятием ряда практик и взглядов, характерных для латинской Церкви. Как следствие, присоединившиеся Церкви зачастую утрачивали связь со своими духовными корнями. Так, столь важная для православной духовности монашеская традиция исчезла в большинстве
Восточно-католических Церквей, хотя религиозная жизнь продолжалась в форме конгрегации, берущих за образец латинские апостолические общины.

После II Ватиканского собора предпринимаются усилия исправить такое положение.Все эти Церкви вошли в юрисдикцию папы Римского через Конгрегацию для Восточных Церквей, одно из отделений Римской курии. Она возникла в 1862 году в рамках службы Propaganda Fide (Распространение Веры), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви, и в 1917 году была превращена папой
Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию. По отношению к духовенству и мирянам в Восточно-католических Церквях она играет такую же роль, какую другие службы курии играют в отношении латинской Церкви.Восточная
Когрегация патронирует известный Папский Восточный Институт в Риме (the
Pontifical Oriental Institute), находящийся под руководством иезуитов и располагающий одной из лучших в мире библиотек по Восточному христианству.
Необходимо упомянуть, что в прошлом Восточно-католические Церкви обычно назывались "униатскими", но этот термин воспринимается сегодня как оскорбительный, а потому его больше не используют.

Для большинства православных эти Церкви - препятствие на пути примирения Католической и Православной Церквей. Они сам факт исчезновения в так называемых Восточно-католических Церквях монашеской традиции свидетельствует о том, что обряд сам по себе не является гарантом сохранения православности. Православие глубоко связано с догматическим учением Церкви и соблюдением ее канонов. Догматическое же учение в православии до сих пор было иным, нежели у католиков, именно оно и способствует развитию монашества в виде, характерном для православия.
Полагают, что одно уже их существование свидетельствует об отрицании католиками Православной Церкви как Церкви, что такое объединение православных с католиками порождено желанием расколоть местные православные общины. Они видят в членах Восточных Церквей либо православных, чье пребывание в Католической Церкви - ненормальное явление, вызванное внешним насилием, либо католиков, притворяющихся православными для того чтобы обратить православных в католичество.

Один из документов II Ватиканского собора Orientalium Ecclesiarum касается Восточно-католических Церквей. Он утверждает их равенство с латинской Церковью и призывает Восточных католиков заново открыть свои самобытные традиции, а также подчеркивает особое призвание восточных католиков в деле установления экуменических отношений с православием.
Церковная жизнь в Восточно-католических Церквях управляется в соответствии с Кодексом канонов Восточных Церквей, обнародованном папой Иоаннам Павлом
II 18 октября 1990 года и обретшим силу закона 1 октября 1991 года.
Согласно новому Восточному Кодексу, Восточно-католические Церкви подразделяются на 4 категории:

1) патриарший (Халдейская, Армянская, Коптская, Сирийская, Маронитская и Мелькитская Церкви);

2) главные архиепископальные (Украинская и Сиро-Малабарская
Католические Церкви);

3) имеющие статус митрополий (Эфиопская, Сиро-Маланкарская, Румынская и Американская Русинская Церкви);

4) прочие (Болгарская, Греческая, Венгерская, Итало-Албанская и
Словацкая Церкви, а также диоцез, распространяющийся на всю бывшую
Югославию). Белорусская, Албанская, Грузинская и Русская Восточно- католические Церкви не имеют духовной иерархии. Каждая из Восточно- католических патриарших Церквей имеет право иметь своего патриарха. Он избирается синодом епископов данной Церкви и немедленно провозглашается и интронизируется, после чего испрашивает церковного общения у папы. Синоды патриарших Церквей избирают епископов для диоцезов на территории патриархии из числа кандидатов, утвержденных Римом.

ГРЕЧЕСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Возникновение католической общины византийского обряда в Османской империи стало возможным только после 1829 года, когда султан Мохаммед II отменилстарые запреты.В 1856 году латинский священник отец Иоанн Марангос начал миссионерскую деятельность среди православных греков в
Константинополе и собрал вокруг себя небольшую группу византо-католиков. В
1878 году он перебрался в Афины (где в 1885 году и скончался), а его дело было продолжено отцом ПоликарпомАнастасиади, выпускником Православного
Богословского училища в Халки. В 1880-х годах византо-католические общины возникли в двух деревнях во Фракии.

В 1895 году французские отцы-ассумпционисты прибыли в Константинополь, где основали семинарию и два небольших византо-католических прихода. Среди прочего, они стали известны выдающимися научными трудами по истории
Восточных Церквей.

11 июня 1911 года папа Пий Х создал ординариат для греков-католиков
Османской империи, 28 июня того же года назначил отца Исайю Пападопуло первым его епископом. В 1920 году его сменил епископ Георг Калавасси (умер в 1957 году), на долю которого выпало окормление католиков-эмигрантов, бежавших из Константинополя в Афины, а также тех, кто покинул две упомянутых выше деревни во Фракии и поселился в одном из македонских городков. Этот процесс был частью общего обмена населением между Турцией и
Грецией в начале 1920-х годов. В 1922 году епископ Калавасси переехал в
Афины, а в 1923 году ординариат был повышен в статусе до Апостолического
Экзархата. В 1932 году экзархат разделили: епископ Калавасси остался в
Афинах, другой экзарх был назначен в Стамбул. Несмотря на то, что местные православные иерархи с известной неприязнью относились к грекам-католикам, последние были полны решимости служить своим единоплеменникам делами милосердия и благотворительности. В 1944 году они основали в Афинах больницу "Паммакаристо", которая стала одной из лучших в стране. Греческая
Православная Церковь - резкая противница существования этой Церкви, в которой она видит агента Католической Церкви на православной территории. До сих пор католическим священникам в Греции запрещается носить облачение, типичное для православного священника. В 1975 году,несмотря на протесты православного архиепископа Афин, в Афины был назначен новый епископ византо- католиков. Община греко-католиков по-прежнему невелика. В Греции большинство ее членов проживает в Афинах, в Турции крошечная община без священника имеется в Стамбуле. В Греции в Церкви насчитывается всего 7 священников, все они безбрачные и когда-то служили в латинской Церкви.

Местонахождение: Греция, Турция

Глава: епископ Анаргирос Принтесис (родился в 1937 году, назначен в
1975 году)

Титул: апостолический экзарх для католиков византийского обряда в греции

Резиденция: Афины (Греция) численность: 2 345

ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ИЕРАРХИИ.

а) Русские.

С начала XIX века по 1905 год греко-католицизм в Российской империи был вне закона, но после того как царь Николай II обнародовал манифест о веротерпимости, возникли небольшие общины греко-католиков. В 1917 году для них был учрежден апостолический экзархат. Вскоре, однако, произошла коммунистическая революция, после которой эта группа практически исчезла.
28 мая 1928 года в Харбине (Китай) был учрежден второй апостолический экзархат (см. III.В.4. Китайская Православная Церковь), крошечная община, члены которой ныне живут в рассеянии. В 1929 году в Риме под руководством иезуитов был основан колледж "Руссикум", который готовит священников для работы с русскими эмигрантами и в России. Апостолические экзархаты в России и Китае до сих пор формально существуют; к середине 1998 года они практически не действовали. Есть две русских византо-католических общины в
США, одна в Монреале (Канада) и одна в Мельбурне (Австралия). б) Белорусы.

Подобно своим соседям украинцам, белорусские католики появились после заключения Брестской унии (1595-1596), но в XIX веке Белорусская Греко- католическая Церковь вместе с Украинской Греко-католической Церковью были подавлены русским правительством. После Первой мировой войны община белорусских греко-католиков, насчитывающая 30 000 человек, эмигрировала в ту часть Белоруссии, которая ныне принадлежит Польше. В 1931 году для них был назначен апостолический визитатор, в 1940 году - экзарх. После Второй мировой войны и присоединения к Советскому Союзу этой территории Церковь была вновь подавлена и присоединена к Русской Православной Церкви. После распада коммунистический системы и обретения Белоруссией в 1991 году независимости белорусские греко-католики вышли из подполья. В 1992 году действовали 3 священника и 2 диакона, которые, в отличие от своих римо- католических и православных коллег, служат литургию на белорусском языке.
Несмотря на то что официально зарегистрироваться очень непросто, не менее десяти общин подали заявление о регистрации. Исследование религиозной принадлежности, проведенное в 1992 году Белорусским Государственным университетом, показало, что почти 100 000 белорусов считают себя греко- католиками. Около 5 000 белорусских греко-католиков живут в диаспоре. У них есть свои приходы в Чикаго, штат Иллинойс (США) и культурный центр в
Лондоне(Англия). в) Грузины.

Католические миссионеры уже в XIII веке начали действовать в
Грузинском царстве, где им удалось создать небольшую латинскую общину.
Латинская епархия существовала в Тбилиси с 1329 по 1507 год. В 1626 году миссионеры начали особую работу с православными грузинами (см. Ш.А.9). В
1845 году русское правительство, управляющее с 1801 года Грузией, изгнало католических миссионеров, но в 1848 году царь Николай I согласился на создание латинской епархии в Тирасполе, под юрисдикцией которой находились католики, проживавшие на юге Российской империи, включая Грузию. Небольшая группа армян-католиков существовала в Грузии с XVIII века.

Поскольку русские цари запрещали католикам использовать византийскую литургию, а Рим не способствовал ее распространению среди грузин, организованной грузинской католической Церкви так и не возникло. В 1920-х годах в Грузии насчитывалось около 40 000 католиков, 32 000 из которых латиняне, а остальные использовали армянский обряд. Вместе с тем, в
Стамбуле издавна существовала византо-католическая грузинская община (в настоящее время без священника). В 1861 году в общине возникло два монашеских ордена (мужской и женский) во имя Непорочного зачатия Божией
Матери, которые сейчас практически исчезли.

После того как Грузия получила в 1991 году независимость, католическая
Церковь смогла действовать свободно, а многочисленная армянская католическая община вернулась к нормальной церковной жизни. г) Албанцы.

Первой общиной албанских византо-католиков была небольшая миссия на берегу Эпира, просуществовавшая с 1628 по 1765 год. Вторую общину основал в
1900 году бывший албанский православный священник отец Георг Германос. В
1912 году его община, насчитывающая 120 человек, обосновалась в селе
Эльбазан. В 1938 году ей на помощь прибыли монахи из итало-албанского монастыря Гроттаферата, в 1939 году был назначен апостолический администратор, и община была передана в окормление апостолическому делегату в Албании архиепископу Леоне Джованни Нигрису. В 1945 году в общине было
400 членов, но в том же году архиепископа Нигриса изгнали из страны. Группа прекратила свое существование после 19б7 года, когда Албания объявила себя атеистической страной. В 1996 году первым после 1945 года епископом апостолической администрации стал Хил Кабаши. Верующие этой общины насчитывают свыше 2 000 человек и почти целиком принадлежат к латинскому обряду. В 1998 году в Албании не было ни одного прихода и ни одного священника византо-католического обряда.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.