В каких случаях ложь является дозволенной? По корану сплочение мусульман является обязательством Поистине верующие братья

которые войдут в Рай?

Вопрос:

Как нам понять смысл и соединить между двумя речами Аллаха?

Где говорится «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».

Между совами что «Те из числа Иудеев Христиан которые не приняли Ислам не войдет в Рая?»

Ответ Шейха Аль-Мунаджида:

Хвала Аллаху.

То о чём вы говорите в своём вопросе, упоминается в двух похожих между собой аятах Корана.

В первом из них говорится следующее:

«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». [Корова 2:62]

Второй аят выглядит так:

«Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены». [Трапеза 5:69]

Для того чтобы правильно истолковать эти аяты, нам нужно обратиться к учёным по Тафсиру (толкователям Корана). Великий имам Исмаил ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал в своём тафсире к данному аяту из суры Аль-Бакара:

« Аллаху Тааля, указывает, что кто-либо из предыдущих народов, совершавший добро будучи покорным своему Господу, получит благое воздаяние, и таково будет положение всех тех, кто последовал за Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до своего часа — он обретёт вечное счастье, и не будет он страшиться того, что уготовано ему, как и не будет опечален тем, что осталось позади него.

Как говорит Аллах:

«Воистину, угодники Аллаха (т.е. те, кто верит в Единство Аллаха и боятся Аллаха очень, и любят Аллаха очень) не познают страха и не будут опечалены». [Юнус 10:62].

И Аллах ведает нам о том, что говорят ангелы верующим в момент их смерти (перевод смыслов):

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». [Разъяснены 41:30]»

Что касается иудеев, то их религия предполагала веру в Таурат (Тора) и следование пути Мусы (мир ему) до тех пор пока не явился Иса (мир ему), после которого, продолжившие придерживаться Торы и пути Мусы (мир ему) не оставив их, и не последовавшие за Исой (мир ему), были обречены.

Что касается христиан, то их религия предполагала веру в Инджил (Евангелие) и соблюдение законов Исы (мир ему); и тот, кто делал это, являлся верующим и его вера принималась Аллахом, до тех пор, пока не пришёл Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), после которого не последовавшие за ним и не оставившие путь Исы (мир ему) и Инджил, были обречены.

Аят (перевод смыслов): «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» [Семейство Имрана 3:85] является утверждением того, что Аллах не примет никаких дел от кого-либо, после того как Он отправит последнего Посланника, за исключением тех, кто жил в соответствии с законами Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

В тоже время, любой, кто следовал за Пророком своего времени, был на прямом пути спасения. Так например иудеи следовали за Мусой (мир ему) и обращались к Таурату для решения различных вопросов в те времена. Но когда Аллах отправил с увещеванием Ису (мир ему), сыны Израиля должны были следовать его пути и подчиняться ему, и так они и те кто последовал за Исой (мир ему) стали христианами…Когда Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в качестве последнего Пророка и Посланника ко всем сынам Адама (мир ему), всё человечество должно было поверить в него и подчиняться ему, и воздерживаться от того, что он запретил. Те, кто сделал это, являются истинно верующих.

Умма (община) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) названа верующей из-за её глубокого имана (веры) и убеждений, и потому что оно верит во всех Пророков прошлого и в предсказанные события которые наступят в будущем.

« Воистину, верующие - братья » (Худжурат 49/11)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат 49/13)

Первое: Народы, языки и семьи – это знамения Аллаха

Если человек отвергает своих родителей, семью, родственников, игнорирует их, пренебрегает ими - все это совершенно безнравственно.

То, что человек рождает в какой-то семье, растет в какой-то языковой среде и в каком-то обществе, становится зрелым – это совершенно естественно. Как следует из аята «… Мы разделили вас на племена и народы…» каждый народ – знамение Аллаха.

Поддерживание родственных связей, благодеяния родителя – это все вменено нам в обязанность.

Второе: Ислам проклинает национализм

Очевидно, что начинать спор по этому вопросу бессмысленно.

Дозволенное известно, запретное известно. В этих ясных и определенных границах национализм занимает место в разделе запретного. Очевидно, что претендующие на исключительность своей нации подобны рожденным в прелюбодеянии. Это неоспоримая истина.

Третье: «Я думал, он мусульманин, а он, оказывается, грузин…»

Бывает и так, что выказывают национализм в отношении представителей других мусульманских народов. Например, среди нас (турок) встречается пренебрежительное отношение к мусульманам из армян, курдов, греков, этнических евреев, арабов, народа заза, туркменов, юрюков, албанцев, боснийцев, помаков, македонцев, сербов, осетин, абазов, черкесок, чеченцев и т.п.

Если кто-то свои семейные связи и этническую идентичность осознает отдельной от мусульманской общины в целом, старается создать особые отношения, тот, вне всякого сомнения «подобен рожденному в прелюбодеянии». Наш высокочтимый Пророк выказывал предупреждения в отношении именно этого национализма.

Четвертое: люди, занимающие какой-либо пост, предпочитают собирать вокруг себя представителей своей нации…

Будь это какой-либо бюрократ, будь мэр, будь депутат, министр или премьер-министр, каждый человек те полномочия, которые предоставил ему весь народ, видит в качестве средства реализации своего микро-национализма. И если он собирает свою команду, своих министров, депутатов, бюрократов, советников только по национальному признаку, пренебрегая критериями профессионализма и заслуг, то мы объявляем его «подобным рожденному в прелюбодеянии».

По-моему, в Турции наряду с декларацией доходов от политиков надо требовать и генеалогическое древо. Это генеалогическое древо необходимо и для того, чтобы узнать, с кем они сотрудничают в политике и ради каких «подобных рожденным в прелюбодеянии» направлены их политика, речи, лозунги, если они противоречат чаяниям нации. Лично меня очень интересует этнические корни последнего кабинета министров. Лично я очень хотел бы узнать этнические корни и родственные связи высшей бюрократии Стамбульской мэрии. Лично я умираю от любопытства, желая узнать родственные связи, генеалогические древа депутатов нашего парламента.

Если человек получил свои полномочия от всего народа, пусть и старается для всего народа. Пока он не отделится от ратующих о своем личном капитале, о своем микро-национализме, о своих интересах и гордыни, пока не объявит их «подобным рожденным в прелюбодеянии», он не дождется нашей благосклонности.

Вассалям.

Мехмет Йылмаз

Источник: http:// zipciktimyilmaz. blogspot. com/

Связанные с темой аяты :

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Тауба 9/71)

«Неужели Мы мусульман приравниваете к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Калям 68/35-36)

«Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (Ан’ам 121)

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (Аль-Худжурат 49/10)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (аль-Худжурат 49/13)

«Он [Аллах] сказал: “ О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” » (Худ 11/46)

«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Тауба 9/23)

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Муджадаля 58/22)

Связанные с темой хадисы:

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: “Кто будет по обычаям времен невежества призывать к национализму, тот из обитателей ада”. Один человек спросил: “О, Посланник Аллаха, да ж е если он будет совершать намаз и поститься?” Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: “Да, даже если он совершал намаз и постился! Вы призвайте [людей] к тому, кем вас назвал Аллах! А Аллах назвал вас мусульманами, верующими и рабами Аллаха. И вы призывайте людей к этому!» («Ат-Таргиб ват-тархиб»)

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кто призывает к национализму – обычаю времен невежества, тот не из нас» (Насаи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Во времена Мусы (а.с.) два человека перечисляли своих предков. Один сказал: “Я сын такого-то, а он сын такого-то, а он сын такого-то… ” И перечислил своих предков до девятого колена, а потом спросил у другого: “А ты кто?” Второй человек сказал: “Я такой-то, сын такого, а он сын сына Ислама”. Тогда Аллах послал такое откровение Мусе: “О, Муса! Скажи тем двоим: ‘О, ты, перечисливший своих предков до девятого колена! Все один девять в аду, а ты десятый с ними! О, ты, который связал род с двумя людьми, попавшими в рай! Ты третий с ними! ’”» (Ахмад, Насаи, Табарани).

Посланник Аллаха сказал: «О, люди! Хвала Аллаху, который избавил вас от грехов и гордыни времен невежества! О, люди, все человечество делится на две группы. Первая группа – это творящие благие дела, благонравные и избегающие грехов. Они возвышены в глазах Аллаха. Вторая группа же – это грешники и непокорные, они не имеют ценности в глазах Аллаха. А так все люди – потомки Адама, а Адама Аллах создал из глины». О том, что нет никакой основы для претензий на превосходство по национальному признаку, говорится и в другом хадисе: «Все вы сыновья Адама. А Адам сотворен из глины. Людям следует отказаться от того, чтобы хвастаться своими отцами и дедами, потому что в глазах Аллаха их ценность меньше ценности муравья» (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Думают, что члены моей семьи (ахль аль-байт) ближе ко мне, чем другие люди. Но это не так. Мои друзья это богобоязненные из вас, к какой бы нации они не принадлежали и кем бы ни были» (Ибн Ахи Асим, Сунна).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Араб может превосходить неараба только богобоязненностью» (Бухари, Муслим).

Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «В Судный день Аллах не будет спрашивать вас о вашем роде-племени. Поистине, самый лучший из вас перед Аллахом тот, кто больше остальных избегает дурного».

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Аллах не смотрит на ваше богатство и одежды, Он смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зухд, 9).

(Ş amil Ansiklopedisi , Kavmiyet ç ilik Maddesi )

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Права и свободы человека для мусульман имеют своим источником волю Всемогущего Творца и даны человечеству, как необходимое и позитивное средство выполнения воли Творца и достижения спасения в вечной жизни. Основные права и свободы человека установлены Самим Богом, доведены до людей через Его пророков, окончательно сформулированы в последней пророческой книге - священном Къуране. Потому никто из верующих не вправе ни отменять, ни изменять их, ни самолично, ни коллегиально (соборно). Слова Всевышнего "Нет принуждения в религии" создают фундамент для практической реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Это право является необходимым условием существования мусульман, как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства, ибо только при гарантиях данного права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллагьа. "Не убивайте душу, что Аллагь запретной (для убийства) сделал, иначе как по праву, (данному Всевышним)" (Св. Къуран 17:33).
Полюбив Своих рабов, Всевышний Аллагь даровал им множество благ. Пребывание и передвижение по земле, каждый орган тела, пропитание, вдыхаемые глотки воздуха, здоровый образ жизни - все эти блага даны нам от Всевышнего Аллагьа.
Сколько бы мы ни поклонялись Аллагьу душой, телом и имуществом, нашей благодарности за дарованные нам блага нет конца. Поэтому совершать все обязательные и желательные действия, воздерживаться от запрещенных и порицаемых поступков должен каждый совершеннолетний и разумный верующий по мере своих возможностей.
В Хадисе говорится: "Добродетель - это охранная грамота для вас,- грех же заполняет все ваши мысли чувством вины и заставляет вас бояться, что и другие узнают о нем".
В Священном Къуране Всевышний говорит (сура 76):
"Ужель над человеком не прошел тот долгий срок, когда он был ничем? Мы человека сотворили из капли смеси. Чтобы испытать его, Мы одарили его зрением и слухом. И Мы (всевидением Нашим) определили ему путь; быть благодарным (Господу) или неверным. Назначили Мы для неверных ярмо, оковы и пылающий Огонь. А праведные будут пить из чаш напиток с добавлением Кафура. Что из источника служителей Аллагьа струею льется непрерывно".
Признание Всевышнего Аллагьа обязательно для каждого человека, однако наш разум не может постичь Его сущность. Нам дано знать только Его атрибуты (сифаты). У Аллагьа 99 прекрасных сифатов, некоторые из них можно обозначить следующим образом. Всевышний Аллагь - Существующий, Единый, Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Говорящий, Могущественный, Независимый Творец, Наделяющий благами, Справедливый, Прощающий, Милостивый. Аллагь лишен любых недостатков в Своей сущности, во всех атрибутах и действиях.
Человек способен логически прийти к идее существования Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу.
Есть определенные духовно- нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь - это чистота ума, души, и сердца человека. В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота - с грязью. Не помраченное нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла и подчинять свою жизнь правде, есть непременное условие приближения к Богу. Если мы живем во лжи и в скверне, то не увидим Бога, не почувствуем Его сердцем своим, не прикоснемся к Нему своим разумом.
Мы должны просить Бога помочь нам жить по Его истине, не творить нечестия и грехов, не обманывать людей, не строить свое благополучие на несчастье ближнего, не умножать зла и насилия, в которое и без того погружено общество. Хвала и благодарность должны быть направлены Господу миров. Только у Него мы просим помощи, прощения и указания правильного пути.
Истина мусульманской веры не результат богословских споров, растянувшихся на столетия, обросших хитросплетениями теологической мысли, которые зачастую принимают за глубину, значимость религиозных догматов. Истины мусульманской веры были открыты в качестве Откровения самим Милостивым и Милосердным Аллагьом Святому Пророку МухIаммаду (с.т.гI.в.) в окончательном и полном виде. Основные положения вероучения и культа Ислама содержатся в Священном Коране в виде Божественных, неизменных истин в очень ясной и доступной для верующих форме.
Предназначение Ислама в том, чтобы мусульмане всей душой и сердцем всю жизнь чтили, любили Аллагьа, любили и уважали Его творения, и прежде всего человека. Ислам - это не просто признание каких- то религиозных положений, выполнение определенного круга обрядов, Ислам - весь жизненный путь человека по прямой дороге благочестия.
Истинно верующий человек не будет и не должен быть источником раздора и конфликта в отношениях с другими верующими, да и инаковерующими людьми. Но сегодня то там, то здесь не прекращаются очаги раздора, взрывы, убийства. Очень беспокоят войны, происходящие в мусульманских странах; в Ираке, Сирии, Египте, Палестине.
Всевышний Аллагь говорит:
"Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными" (Св. Къуран, 49:10).
Если одна религия противостоит другой, она перестает быть Господним вероучением и лишается благословения Всевышнего.
Священный Къуран учит: каждое откровение, предшествовавшее рождению религиозной структуры, имело пространственное временное и национальное ограничение и по истечении определенного срока исчерпывало свою надобность, оставляя в абсолютной неприкосновенности лишь фундаментальные заповеди направляющего толка. Эти заповеди были введены в канву последнего откровения Всевышнего - Священный Къуран.
Всевышний Аллагь, разъяснив установления религии и закона (шариат), ниспослал пророкам 104 свитка, по которым они призывали народы к вере и благочестию. Из божественных книг Мусе (гI.с.) ниспослан был Таврат, Давуду (гI.с.) Забур, Исе (гI.с.) - Инжил, МухIаммаду (с.т.гI.в.)- Къуран. Последнее писание - Къуран отменил некоторые установления предыдущих священных писаний и усовершенствовал их в соответствии с реалиями времени и народа. Къуран содержит в себе нормы для жизни и поклонения, необходимые для человечества до Конца Света.
В Исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об исключительности кого- либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк (гI.с.в.) учит: "О люди! Разве не один ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!"
Отсюда следует вывод и истина, что все верующие - братья, все мы слуги и рабы Аллагьа и обязаны быть преданными и верными Ему - нашему Создателю, нашему Творцу, единственному и неповторимому нашему Господу! Да хранит нас Аллагь и наставит на путь Истины!

(10) Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.

Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Они же передали хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок.

Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.

Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти.

Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины.

Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, ниспославшему нам эту ясную религию и сделавшему ученых наследниками пророков. Мир и благословение нашему господину, Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а также всей его семье и сподвижникам.

Такфир — это обвинение в неверии мусульманина или же того, кого относят к мусульманам. На протяжении всей истории Ислама такфир зачастую используется в качестве оружия одной группой мусульман против другой. Начиная с первого года хиджры и до сих пор ведутся споры относительно действий и слов, которые могут вывести мусульманина из Ислама.

Такфир подобен болезни, червю, который изнутри грызет сердце Ислама. С каждым днем нас становится все больше, открываются медресе, исламские банки, сайты, газеты, печатается литература, вроде бы все это должно указывать на нашу сплоченность, силу, но на практике мы видим обратное. Чем нас больше, тем мы слабее. Разве это не странно? А ты задумывался над этим?

Очень часто можно услышать, как мусульманин, не останавливаясь на порицании другого мусульманина, применяет такфир. Мусульмане, заболевшие этой болезнью, обвиняя кого-нибудь в неверии, дабы доказать свою правоту, опираются на аяты и хадисы, тем самым разделяются на различные джамааты. И самое опасное в этом то, что каждый джамаат считает только себя самым правым и идущим по истинному пути. Но ведь в Исламе нет места для различных джамаатов, мусульмане и есть один огромный джамаат! Господь Миров сказал: «Воистину, все верующие — братья» (49:10).

Мы наблюдаем за тем, как группы мусульман доводят до людей религию Аллаха и причем все разными методами: кто-то преподает в медресе, кто-то выделяет средства на его содержание, кто то получает знания дабы принести больше пользы обществу и тем самым заработать довольство Аллаха, кто-то выпускает газеты и т.д. Но в итоге все являются одним огромным джамаатом.

Сам Творец небес и земли призывает нас к единству:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (3:103).

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46).

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты — неверующий”, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:94).

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может вы будете помилованы» (49:10).

А также из изречений лучшего из людей, печати всех пророков Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, известно следующее. Сообщается, что Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его Посланника. Не предавайте же Аллаха (предавая тех, кто находится) под Его защитой!”» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ругать мусульманина — это грех, а воевать с ним — куфр (неверие)» (аль-Бухари).

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является» (аль-Бухари).

Сообщается, что Усама б. Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В свое время) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил нас в против рода алъ-хурака (племени) джухайна, и мы напали на них утром у их источников. Вместе с одним из ансаров я стал преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха!”. (Услышав это,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанес ему удар своим копьем и убил (этого человека). Когда мы (вернулись обратно) в Медину, об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, (но ведь он сказал это, только) желая спастись!”, однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) снова сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?!”, и он не переставал говорить (мне) это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!» (аль-Бухари, Муслим).

А вот мнения ученых о такфире.

Абу-Ханифа сказал: «Одна из больших ошибок ахль бидаат (людей новшеств) — это обзывать друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль Сунны (идущих путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) — это, увидев ошибку, не обвинять в неверии». (Али аль-Кари шарх Фикх аль-акбар, стр. 429).

«Подобно тому, как неверующий, не подразумевая принятие Ислама, не становится мусульманином, таким же образом, согласно общему мнению мусульман, верующий, не подразумевающий неверие, не становится неверным» (тафсир Куртуби 7/6128).

Имам Шафии сказал: «Я не отвергну слова свидетельства принятия Ислама ни у одного из людей новшеств и людей, погрязших в развлечениях». А также в книге «Аль хуласа» есть такие слова: «Если есть несколько доводов, чтобы применить по отношению к кому-то такфир, и хотя бы один довод против этого, то такфир не делается».

Ибн Абидин сказал: «Относительно тех слов, про которые говорят, что они выводят из Ислама, есть разногласия среди ученых. И, опираясь на подобного рода слова, нельзя выносить конкретные решения относительно чьей-то веры. Я же категорически сторонюсь от вынесения подобного рода фетв» (Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, том 11, стр. 285).

Имам Газали: «Нет ни одного доказательства на то, чтобы применять такфир к ошибающемуся в тавиле. И утверждающие обратное должны предоставить доказательства. К тому же имеется немало хадисов на то, что произнесший слова единобожия защитил себя и свое имущество.

Ибн Таймия в его книге «Маджмуатур-расаиль ва-ль масаиль», том 5, стр. 159—201, говорит следующее: «Не разрешается делать такфир на мусульманина только из-за его действия, а также на человека, обращающего взор во время намаза на Каабу, из-за его ошибки».

А в «Маджмуат аль-фатва» 12/180 говорится: «Саляфы очень много спорили на эти темы, но тем не менее мы практически не слышим, что бы они называли кого-то конкретного фасиком (нечестивцем) или кяфиром. Люди с идеологией хариджитов, смотрящие только на внешний смысл Священного Корана, опирались на аят 12:40, в котором говорится: «Решение принимает только Аллах» .

Из-за того, что Али, да будет доволен им Аллах, выносил решения (конечно, опираясь на Коран и Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), хариджиты обьявили ему: «Али! Книга Аллаха еще среди нас, так как же ты смеешь ходить, вынося решения среди людей? Убив тебя, мы заработаем довольство Аллаха!»

Если будете внимательны, то заметите: они уверены, что этим убийством и вообще враждой с Али, да будет доволен им Аллах, заслужат довольство Всевышнего Аллаха. Мусульмане нашего времени, без малейшего угрызения совести делая такфир, надеются на довольство Господа Миров. Они, опираясь на аяты Священного Корана, пытаются «узаконить» такфир.

Хариджиты в свое время назвали неверными Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Айшу, а также Ибн Аббаса да будет ими всеми доволен Аллах, и всех тех, кто разделял их мнения. Разрешали убивать их вместе с женами и детьми, а имущество присваивать в качестве трофеев. Да, и в наше время существуют группы мусульман с идеологией хариджитов. Аяты, ниспосланные относительно неверных, они используют против мусульман. И человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, услышав аят из Корана, невольно скажет: «Ты прав».

Хариджиты и мутазилиты приводят аят: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими (кяфирами)» (5:44). И, смотря только лишь на его внешний смысл, многих мусульман обвинили в неверии. Но ученые ахль Сунны сказали, что неверующими можно назвать только тех, кто считает халялем (дозволенным) поступать не в соответствии с законом Аллаха (аль-Матуриди ат-таухид, стр. 348) Или будет считать неактуальными законы Аллаха (Ибн Манзур, Лисан аль-Араб, том 7, стр. 145)

Смотря на все вышеприведенные аяты и хадисы, мы понимаем как сложно и к тому же опасно делать такфир. Всевышний Аллах сказал: «Неужели Мы мусульман приравняем к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (68:35-36).

А так же хотелось бы привести слова известного исламского историка Абдулькадира аль-Багдади: «Ахль бидаат, являющиеся противниками ахль Сунны, заразились такфиром, тем самым уподобились насарам и яхудам, делавшим такфир между собой» (аль-Багдади аль-фарк, стр. 361).

Те, кто заболел этой страшной и к тому же очень опасной болезнью, не способны ощутить сладость веры. Как же им достичь этой степени, если они во всех видят врагов?

Камиль-хазрат САМИГУЛЛИН, имам Новоаганской мечети

Региональное Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа