Владыка питирим сыктывкарский. С официальной страницы еп. Питирима "вКонтакте"

Николай, расскажите, как Вы оказались с владыкой Питиримом?

Он меня у родителей отпросил на воспитание, когда мне было 14 лет. Он тогда еще часто бывал в Печоре, как игумен Стефано-Ульяновского монастыря. При мне он и стал епископом, был моим духовником. Я души в нем не чаял, пока не узнал то, о чем не должен был знать.

Я провел 2 года рядом с ним. Начиналось все так же как и с Дмитрием Юнгом - с предложения массажа со стороны Питирима, обещаний красивой жизни, и т.п. Так же он пытался меня убедить, что за разглашение «тайны столь великой» я буду отлучен от Церкви, что меня ни в один храм не пустят ни на исповедь, ни на причастие.

После этого я просто покинул этих людей и вернулся в Печору. Веру в Бога я не терял. Мне наплевать, кто там и с кем что делает, но я знаю одно: как я могу прийти в храм и исповедоваться человеку, который зная, что обречен за такие грехи на муки вечные, смотрит спокойно людям в глаза? И у него нет угрызений совести за свои поступки, за которые он сам должен был сложить с себя сан, а он делает вид святого и богобоязненного человека.

Я не рассказывал об этом 13 лет, пока не натолкнулся на проблемы, выложенные в интернете про Питирима и Виталия Полищука, с которым мы раньше были алтарниками при монастыре в Печоре. Начал интересоваться событиями, которые пропустил за все годы, как покинул Сыктывкар, и просто был шокирован. Я пытался обо всем забыть, а оказалось, что столько людей пострадало от рук Питирима.

Расскажите подробнее, что было с Вами. Вы узнали про содомию, находясь в монастыре? Питирим был уже епископом?

Узнал я обо всем, когда уже в Сыктывкаре находился. Тогда Питирим был еще игуменом и он так открыто не показывал свои отношения окружающим. Став епископом, возможно, он почувствовал свою безнаказанность. Плохого со мной ничего не было. Когда я узнал о содомии, я стал выяснять, чтобы убедиться на 100% (благо были и хорошие ребята среди священников и монахов, которые помогли мне разобраться со всем), и потом просто выставил, как и о.Виталий, все на обозрение общественности. В то время интернета еще не было и широкую огласку это не получило. Сам Питирим был очень разозлен моим поступком и потребовал от меня покинуть Сыктывкар или покаяться в своей неправоте и уехать жить в Ульяновский монастырь. Я собрал вещи и уехал в Печору.

Когда я узнал обо всем, то пытался обращаться в газеты республики (это был конец 90-х годов), но все отказывали в печати материалов, так как им сверху кто-то мешал об этом распространяться. Мой материал никто не стал печатать в то время.

Вы были знакомы с отцом Ионой (Скибиным), расскажите о нем.

Отец Иона был моим другом. Он был игуменом в Ульяновском монастыре, я ему исповедовал, что знал про содомию, поначалу я считал это или наваждением, или фантазией, на что он говорил печально, что сам стал сомневаться в поступках людей, которые нас окружали в монастыре. Спустя время он покинул монастырь и что-то его толкнуло на суицид. Питирим его называл психически нездоровым человеком, чтоб не слушали и не придавали значение его словам, сказанным до смерти. Большинство тогдашних священников и монахов в республике были из Печоры, многие покидали монастырь, оставляли сан, возвращались в мир. Спокойно, не говоря ни о чем. Но я встречал их после того, как уехал из Сыктывкара, они делились тем же, такими же проблемами, с которыми мы, к сожалению, не в силах бороться.

О.Иона был моим другом с которым мы делились всем, что накипело на душе. Он был богобоязненым человеком и сам бы вряд ли пришел к решению покончить с собой. Он просто стал жертвой обстоятельств. Будучи игуменом Ульяновского монастыря он знал о многом, так как только он мог принимать исповеди священников и монахов монастыря.

После того, как он стал игуменом и наместником Ульяновского монастыря, он замкнулся в себе и попал в немилость Питирима. Затем он был отправлен в Усть-Кулом священником в храм. Там он расцвел и пришел в себя. И я до последнего не верил в его смерть, что же должно было заставить его совершить самоубийство, что он, не боясь суда Божьего, совершил сей поступок. Я думаю, что все же он был обладателем столь важной и тайной информации, которую не мог носить в себе, он пытался об этом говорить, но его Питирим усмирял, пугая всевозможными способами. Как Питирим и о.Виталию угрожал. Думаю, не без его участия о.Иона покончил с собой.

Николай, а что Вы думаете по поводу письма матери о. Ионы? Видели это письмо, его выставлял епископ Питирим, чтобы оправдаться?

Письмо видел, в нем и на его основании просто отпели о.Иону не как самоубийцу, а как умственнобольного. Кто писал на самом деле это письмо, неизвестно.

Самое интересное, что много людей пропало из виду, которых я знал в епархии. Много священников и монахов просто исчезли, ни слова ни духа, ни весточки в интернете, что эти люди вообще есть.

Николай, а почему епископ Питирим у Вас в друзьях в соцсети «ВКонтакте»? Вы общаетесь с ним?

Я недавно добавил его в друзья, спросил, помнит ли он меня. Он ответил, что помнит меня ребенком, спросил, как я живу. Написал, что даже не мог представить, что я женюсь и у меня будут дети. Наверное, хотел меня видеть в другой роли. Было интересно, что же он напишет.

Много лет я не интересовался судьбой людей, которые тогда меня окружали, сейчас появилось время и, попав случайно на сайт о проблемах в Печорском приходе, узнал очень многое и просто в шоке от всего. Теперь стараюсь во всем разобраться и помочь, чем могу, пострадавшим от Питирима людям.

Статус: Действующий Дата рождения: 02.02.1961 Диаконская хиротония: 23.11.1982 рукоположен во диакона епископом Архангельским Исидором с назначением в Республику Коми. Постриг совершен: 01.01.1984 принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Иерейская хиротония: 01.03.1987 епископом Исидором рукоположен во иеромонаха в храме Всех святых г. Архангельска. Архиерейская хиротония: 19.12.1995 Хиротонисан в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Духовное образование В декабре 2004 года защитил в Киевской Духовной академии кандидатскую работу по Новейшей истории Русской Православной Церкви. В декабре 2006 присвоена учёная степень доктора богословия Ужгородской Богословской Академией имени Кирилла и Мефодия.

Места служения

с 1995-12-19 по текущий день Сыктывкарская епархия, правящий архиерей

Светские награды:**
2013 почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми»
2005 почетная грамота Республики Коми
2001 орден Дружбы народов

Церковные награды​:
2005 орден прп. Сергия Радонежского II степени
2011 орден прп. Серафима Саровского II степени
2016 - член Союза писателей России
2017 - Ветеран труда
2017 - звание казачьего полковника

Биография

Родился 2 февраля 1961 года на хуторе Нижний Кореновского района Краснодарского края в семье рабочих, окончил общеобразовательную школу. Иподиакон и келейник архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова).

В 1980-1982 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1982 г. поступил на службу в Архангельскую епархию. 22 ноября 1982 года рукоположен во диакона епископом Архангельским Исидором с назначением в Республику Коми.

С 24 декабря 1982 г. по 27 февраля 1984 г. — диакон Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

В 1984 г. принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Поступил на заочный сектор Московских духовных школ.

27 февраля 1987 г. епископом Исидором рукоположен во иеромонаха в храме Всех святых г. Архангельска. Организовал в г. Печора Республики Коми новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

С 3 марта 1987 г. по 15 августа 1987 г. — второй священник Свято-Преображенского храма с. Айкино Республики Коми.

С 15 августа 1987 г. по 20 декабря 1988 г. — настоятель Свято-Лазаревского храма г. Онега Архангельской области.

С 21 декабря 1988 г. по 20 апреля 1989 г. — второй священник храма Всех святых г. Архангельска. С 21 апреля 1989 г. — настоятель молитвенного дома в г. Печоры Республики Коми.

7 апреля 1994 г. возведен в сан игумена. Выполнял послушание члена ревизионной комиссии Сыктывкарского благочиния и епархиального миссионера в Республики Коми.

8 октября 1995 г. назначен епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Наречение состоялось 18 декабря, хиротония — 19 декабря 1995 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.

В декабре 2005 года защитил в Киевской духовной академии кандидатскую работу по новейшей истории Русской Православной Церкви.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 апреля 2016 года (Журнал №6), в связи с разделением Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные епархии, возведен в сан архиепископа с титулом Сыктывкарский и Коми-зырянски

Член союза писателей России с 04.04.16 Ветеран труда с 06.06.16 почётный гражданин гг. Воркуты,Печоры

Награждён медалями и памятными знаками ГУФСИН РФ по Республике Коми, МВД по Республике Коми, Правительства Республике Коми. Удостоен юбилейной медали "В память 100 - летия восстановления Патриаршества в РПЦ", юбилейной медали "В память 1000 - летия преставления равноапостольного князя Владимира", медалями Союза казаков и Союза женщин Республики Коми, "Золотым орденом мецената".

Почетный гражданин г. Печера, г. Воркута и г. Сыктывкар.

Христиане должны уважать иерархов. Я стараюсь всеми силами, но зачем мне в этом мешать? Тут уж не Кураев виноват - сам епископ размещает 6 с половиной тысяч своих фоток "в контакте", сопровождая длиннющими описаниями своих интересов, цитатами Андрея Дементьева и комментариями типа: "Сегодня служил в... храме. Настроение молитвенное. По дороге домой видели 4 ДТП, к сожалению, со смертельным исходом". Или: "Я построил этот храм", "Я построил этот монастырь".
Или вот такая запись от апреля 2013 г.:
"Сегодня была Литургия Преждеосвященных Даров. Епархиальное собрание одобрившее успехи епархии и осудившее организованную преступную деятельность мелкой интернет-группировки по дискредитации чиноначалия, духовенства и мирян Сыктывкарск" (орфография автора)

Сотни фоток с детьми на коленках, в разноцветных подрясниках. Я не знала вообще, что допустимо такое игривое разноцветье. Епископ в алтаре. На богослужениях. В кустах цветов. На свадьбе. На реке. С иподиаконами за ручку. С монахами в обнимку. На троне в епископском доме. В исправительных учреждениях. Множество фоток из алтаря в расшитых облачениях (сколько их у него, сто, двести?). На богослужениях среди коленопреклоненных прихожан. Фото икон Даниила Сысоева и Евгения Родионова, которых пока что никто не причислял к лику Святых.
Перемежаются фотки сентиментально-слюнявыми католическими картинками на евангельские сюжеты, от которых становится тошно, впрочем, не больше, чем от деспотной физиономии.

У меня вот, например, вряд ли наберется за всю жизнь хоть тысяча фотографий, и нет аккаунтов в соц.сетях. Но кто - я, и кто - Питирим...
















Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков) посвятил стихотворение врио главы Республики Коми Сергею Гапликову . Произведение было размещено вечером 25 октября на личной страничке в социальной сети «ВКонтакте » и сопровождалось фото как самого Сергея Гапликова, так и одного из объектов госкорпорации «Олимпстрой», построенного к Олимпиаде в Сочи под его руководством.

Автор прославляет героя стихотворения как избранного посланника и лучшего, кого можно было бы назначить в «Зырянский край главою Севера». Вероятно, на решение владыки посвятить стихи Гапликову повлияло и одно из первых заявлений, последним на неформальной встрече с журналистами, в котором врио главы назвал себя глубоко верующим. Также на написание произведения Питирима могло сподвигнуть последующее знакомство с «избранным посланником», которого он благословил на работу.

Сергею Гапликову

Немногих избранных посланников
С триумфом встретила Москва.
«Олимпстрой» - Сити строил Гапликов,
Госкорпорации глава.

Возникли прежде опасения,
Что к играм могут не успеть.
Тогда поставлен во владения
Сергей, чтоб всё преодолеть.

Сказать могу я вне сомнения,
Что стройки не было такой,
В России нашей без сравнения
Настал пик славы золотой!

В Зырянский край главою Севера,
Как исполняющий пока,
Назначен лучший, вне сомнения.
Да будет власть его крепка.

Во храмах видеть православного
Мы рады Господа моля,
Молитвами Самодержавного
В сердцах убитого царя.

И сонмом всех святых угодников,
На севере что процвели.
Да сохранит всех русских сродников,
Чтоб беды скорби отошли. ​

Стоит упомянуть, что Сергей Гапликов - далеко не первый, кому епископ посвящает свои вирши. Дарование владыки многогранно, его произведения - не только о самых разных людях, но и о тварях божьих, включая головоногих. Разумеется, в этом ряду нашлось место для президента России Владимира Путина и патриарха всея Руси Кирилла . Эти стихи можно также найти на странице епископа Питирима «ВКонтакте».

В.В. Путину

Да, Петербург он посетил.
В день Патриарха Ермогена,
В Собор Морской он приходил,
Приняв Христа благословенье.

И президентского моленья
Иоанн Кронштадский не забыл.
И с Ликом Трех, в своей квартире
Приняв его, благословил.

Любовь Виктории, Ирины,
Их имена - «победа», «мир»,
Татьяны - «устроитель» жизни:
Наш Путин с верой сохранил.

В подворье Леушинском знают
По улице Некрасова.
Как президенты отвечают
В день Воскресенья Спасова!

Если же говорить о руководителях нашей республики, то на стихи епископа Питирима также вдохновил другой глава Коми, которого владыка вспоминает, глядя на Стефановский собор. Питирим ставит строительство собора в заслугу Юрию Спиридонову , который всячески содействовал появлению главного храма республики.

Юрию Спиридонову

Мы часто с ним встречались,
Подчас в общеньи непростом.
И как-то рано распрощались,
Но верю, встретимся потом.

Я в мыслях к Господу взлетаю,
А Юрий в небесах лицом к Лицу.
Смотря на храм его не забываю,
Ведь Юрием подарен он Христу.

Посвящал ли епископ Питирим стихи Вячеславу Гайзеру или кому-либо еще из опальных членов правительства Коми - неясно. Найти их на страничке владыки не удалось. Впрочем, за последние два года упоминаний о бывшем главе и других фигурантах дела Гайзера не находится и в прозе, исключая лишь комментарий к правительственной телеграмме, в которой владыку поздравляют с Рождеством. Поздравления от патриарха Кирилла и от Вячеслава Гайзера Питирим характеризует как «особенно дорогие».

Это, пожалуй, единственное упоминание экс-губернатора на страничке Питирима, что выглядит довольно странно, так как с власть предержащими епископ всегда неплохо ладил. Действительно ли владыка предпочитал не вспоминать о представителях светской власти в соцсетях или эти упоминания были оперативно удалены с его страницы - неизвестно.

Напоследок хотелось бы высказать еще одну версию, которая проливает свет на причины, побуждающие епископа все-таки посвятить свое творение представителю региональной власти Сергею Гапликову. Уместно предположить, что Питирим не может пренебрегать даром господним, ниспосланным на него, и героев своих стихов он тоже выбирает не всегда сам. Иногда ему помогает провидение.

***
Господь мне дал духовную свирель,
и звук ее любимых чад в храм Божий собирает.
Как Крымская тысячелетняя купель
Она в округе все собою украшает.
Прошу мне колокольчик, чтоб звенел,
и звоном собирал толпы народа,
чтоб радостью исполнился Божественный удел,
и всех простил Господь, ниспослана всем вечная свобода!

Свирель моя в стихах поет,
и люди звуку несказанно рады.
Она ко Спасу умирающих зовет,
и жизнь им подается для земной отрады.
Любите Жизнь, друзья мои,
Она дана нам как земное испытание.
Пишу вам свои милые стихи
И вечной жизни пожелание.

(Епископ Питирим)