Закарпатские монастыри. Православная церковь в закарпатье. Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

Ужок – это небольшое живописное село на западе Украины. Не смотря на свои маленькие размеры, село имеет богатую историю и традиции, ведь основано оно было в далеком 1582 году.

Рядом с селом расположен Ужокский перевал, а в самом селе протекает речка Уж. Основной достопримечательностью Ужка является деревянная церковь Архангела Михаила с колокольней, построенная в 1745 году.

Деревянная Успенская Церковь

С. Новоселица – упоминается впервые в 1619 г., сохранилась деревянная Успенская церковь (1654-1656 гг., по другим данным 1611 г.) с отдельной колокольней – памятник мараморошской или потисской школы зодчества. Сохранились росписи 1662 г. в интерьере, иконостас нач. 19 в. Рядом – этнографический музей.

Деревянная церковь Параскевы

Александровка Географическое расположение Село Александровка (укр. Олександрівка, венг. Ó sá ndorfalva) находится в Хустском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в 22 км. от районного центра – Хуста и в 15 км. от железнодорожной станции Сокирниця на линии Королево – Великий Бычков. История Первое упоминание об Александровке в исторических документах относится к 1390 г. Она издавна славилась на все Закарпатье источниками ропы, использовавшейся вместо пищевой соли. В 15-19 ст. на территории села вручную добывали каменную соль. До наших дней сохранились деревянные стволы шахт.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1645, 1761 гг.

Из с. Сян-ки Львовской области перевезена и поставлена на настоящем месте в 1703 г. Над срубом верха бабинца в 1761 г. надстроена каркасная колокольня.

Деревянная, трехсрубная, трехверхая. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок с потайным прямым шипом. В плане все три сруба близки к квадрату, центральный сруб шире остальных срубов. Все три объема церкви перекрыты шатровыми завершениями с двумя заломами. Над бабинцем устроены эмпоры. Окружена поддашием на выпусках сруба. Срублена из еловых брусьев. Верхи, поддашие и стены над опасанием покрыты гонтом. Сохранилась деревянная резьба XVIII в.

Памятник тяготеет к бойковской архитектурной школе. Однако надстройка колокольни над западной частью, которая по высоте превзошла центральный сруб, нарушила равновесие архитектурных масс и придала сооружению черты, типичные для лемковской архитектуры.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа располагается в Колочаве построена в 1795 году по проекту Ф. Гекка.

Эксперты относят стиль к лемковскому типу деревянного зодчества. Три сруба разные по ширине изготовлены из еловых брусьев, крыша покрыта гонтом. Над бабинцем расположена башня в виде квадрата, которая завершается двухъярусной баркой. С восточной стороны находится барочная глава.

В 1784 году обитель была расписана немецким мастером Ф. Пеером. Именно эта роспись сохранилась до наших дней. В советские времена храм был отреставрирован и превращен в музей атеизма. Церковь не действует.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В «сердце Верховины», а именно в славном Пилипце есть не только профессиональные горнолыжные трассы и красивый водопад Шипот, но есть также незаметный на первый взгляд выдающийся архитектурный памятник национального значения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XVIII ст.

Древнейшую церковь построили в урочище Закутья в начале 1500-ых гг., но она сгорела. Вторая церковь Благовещения Господня была построена посреди села, на холме Юрчика в 1671 г., сгорела в 1758 г. В 1801 г. в селе были две деревянные церкви - главная на 340 верян и малая, на 120 верян в верхнем конце. Верхняя церковь уже тогда была в плохом состоянии, и вещи из нее перенесли в нижнюю, которая по сей день украшает село.

Струковская церковь

Струковская или Вознесенская церковь в Ясине – одна из таких старинных, невероятных, удивительных церквей. Это главная достопримечательность бывшего центра Гуцульщины.

Струковская церковь была построена на склоне горы Костеривка в 1824 году. С тех пор она стала главным сокровищем жителей поселка Ясиня. И немалую роль в этом сыграла не только красота сооружения. С местом, на котором уже почти два века стоит храм, связывают историю о настоящем чуде.

Николаевская Церковь

с. Прислоп, Закарпатская обл.

Церковь Св. Николая Чудотворца в Прислопе напоминает формами деревянный храм в Торуни, но она намного больше и стройнее, с тонким рисунком силуэта башни и изящными линиями. С трех сторон храм окружает аркада на высоких резных фигурных столбах. В уменьшенном размере они повторяются в аркаде обхода. Двухъярусная колокольня с широким навесом опасанья и аркадой во втором ярусе, где размещены колокола, покрыта восьмискатной шатровой крышей. Формы колокольни намного древнее форм самого храма и резко контрастируют с ним. В интерьере сохранились декоративная резьба XVIII в. в стиле барокко работы местного мастера, а также отдельные произведения станковой темперной живописи XVI-XVII вв. Николаевская церковь действующая, от реставрирована в 1968 г. Считается шедевром барочной верховинской деревянной архитектуры.

Церковь Николая Чудотворца

Датирующая резная надпись находится на дверях. Деревянная, двухсрубная, трехчастная. Построена из дубовых брусьев, соединенных врубками в натяжной замок, покрыта лемехом. Фундамент каменный, положенный на растворе. Над бабинцем возвышается четырехгранная каркасная башня, завершенная высоким шпилем с четырьмя башенками на углах основания. Под крышей башни размещены аркада и подсебитье.

Реформаторская церковь

В украинском закарпатском селе Четфалва, за которым начинается территория Венгрии, находится национальный храм венгров Закарпатья – Реформаторская церковь. Построена она в XV веке.

Во время реконструкции в 1753 году была достроена деревянная колокольня с высоким восьмигранным шпилем, в готическом стиле, и напоминающая оборонную башню. Высота двухъярусной, квадратной в плане, колокольни составляет почти 30 метров. Она вызывает интерес еще и тем, что возведена прямо на земле без фундамента и свай. Ее оригинальную каркасную конструкцию удерживают 16 деревянных опор с раскосами.

Реформаторская церковь представляет собой однонефное каменное сооружение с одним окошком, которое укреплено с юго-западного угла контрфорсом. Оригинальный потолок расписан яркими растительными орнаментами, запечатленными на 60-ти квадратных деревянных кессонах. Из них повторяются только два. Создал эту колоритную красоту венгерский художник Шандор Ференц. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть это неповторимое произведение народного декоративного искусства.

Современная Закарпатская Реформаторская церковь насчитывает 114 приходов, в трех церковных округах, где служат 76 пасторов.

Деревянная Николаевская церковь (верхняя)

СРЕДНЕЕ ВОДЯНОЕ, село

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ВЕРХНЯЯ), 1428 г.

Относится к наиболее древним закарпатским храмам потисской группы. Около 1600 г., вероятно, были надстроены срубы над опасанием всех трех частей и перекрыты по сволокам. Над бабинцем в границах сруба над опасанием устроены эмпоры с плоским перекрытием. Входные двери низкие (120 см). Около 1760 г. в центральном объеме были заменены плоские перекрытия на трапециевидные из дубовых брусьев, растесаны стрельчатые окна в нефе, в бабинце устроено подшивное перекрытие из сосновых досок, построена высокая каркасная башня. Деревянная (дубовые брусья), двухсрубная, с равноширокими бабинцем и нефом, перекрытыми общей двускатной крышей. Более узкий и низкий восточный объем покрыт меньшей, но такой же крутой крышей. Над бабинцем возвышается квадратная в плане башня с шатровым завершением и подсебитьем. На южной и се* верной стенах бабинца сохранились узкие окна готической стрельчатой формы. Поддашие, опоясывающее церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов срубов.

Николаевская церковь

Туристов в Сваляве заинтересует памятник архитектуры XVI в. - деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

Церковь Михаила Архангела

Негровец (укр. Негровець, венг. Felső kalocsa) село в Межгорском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в верховье реки Теребля, на расстоянии 20 км. от районного центра – Межгорье. Через село проходит автодорога Колочава – Межгорье.

В Негровеце есть архитектурный памятник деревянного зодчества – церковь Св. Арх. Михаила. В постройке храма чувствуется опыт мастеров, создавших образцы святынь Марамороша.

Деревянная Михайловская церковь

В селе Крайниково в окружении вековых могучих деревьев стоит Михайловская церковь, построенная в 1668 г.

Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца придают зданию весьма суровый вид. Здание меннее протяжно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова – Данилове и Олександровке (историческое название Шандорово).

Деревянная церковь Св. Духа

С. Гукливый - деревянная церковь Св. Духа (18 в.) с отдельной колокольней – памятник лемковской школы народного зодчества. В интерьере сохранился иконостас 1784 г. (немецкий мастер Франц Пеер).

Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

В Колочаве-Горбе у главной дороги, на холме спорит стройностью с елями музей - деревянная церковь Сошествия Святого Духа. Согласно надписи на притолоке «Создан храм сей 1795 при священнику Иоанне Попович при царе Францишко ИИ мастеру Ференц Текке. Тогда был большой голод ». В древние времена голод часто сопровождал верховинское жизни и подобные несчастья время фиксировались в парохиальных книгах, а в Колочаве запись попала даже на притолок церкви.

Закарпатье является тем счастливым местом, где каждые исторические эпохи оставили по несколько выдающихся достопримечательностей, которые рассказывают древнейшую историю руского духа, историю части украинского народа, вписанную в мировую культурную.
Гордостью для Закарпатья являются уникальные в своем роде деревянные церкви, построенные народными мастерами без единого гвоздя, в специфических архитектурных стилях, присущих лишь определенной местности.
Карпаты - место единения восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразия стилей и их вариантов.
В архитектуре церквей Закарпатья различают 5 стилей. Лемковский характеризуется устранением центричности строения благодаря перемещению высотной доминанты из центрального сруба, нефу на высокую колокольню, сведенную над бабинцем или рядом с ним. Если в лемковской церкви нет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у неё обязательно развитая барокова маковка.
Бойковский является начальным вариантом деревянных храмов в Карпатах: храм тризрубный, трёуровневый с шатровыми верхами, с несколькими заломами.
К нефу с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинца и алтарной части, угловые соединения сделаны вырубом в «ласточкин хвост».
Храм в гуцульском стиле имеет крестообразную форму.
Бароковый и готический, а также два подстиля - середнегуцульский и «ампир» - случаются в верхоречье Тересвы.
В пределах этих стилей различают несколько вариантов.
Стили «бароковый», «готический», «ампир» является условным, поскольку не идет речь о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилей. Местные феодалы всячески поддерживали развитие монастырей, поскольку именно с ними было связано развитие образования и культуры в этой труднодоступной местности.
Кстати, уже не является тайной то, что в древнем Грушевском монастыре работала типография, а в Мукачевском была создана огромная библиотека.
В настоящее время действует свыше 30 монастырей, самыми известными из которых является:
1. Мукачевский (женский, православный), г. Мукачево (XIV ст.).

2. Имстичевский (мужской, греко-католический), с. Имстичево (в 1687 г.).
3. Уголянский (женский, православный), с. Угля (X ст.).
4. Чумаливский (женский, православный), с. Чумалове (в 1925 г.).
5. Домбозкий (женский, православный), с. Ракошин (в 1932 г.).
6. Малоберезнянский (мужской, греко-католический), с. М. Березний (в 1742 г.).
7. Драгивский (женский, православный)
с. Драгове-забродь (XIII ст.).
8. Изянский (мужской, православный), с. Иза-нанкове (в 1920 г.).
9. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-городилове (в 1930 г.).
10. Боронявский (мужской, греко-католический), с. Боронява (в 1716 г.).
11. Свалявский (женский, православный), м. Свалява (в 1997 г.).
12. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-колесарове (XX ст.).
Кроме специфического деления за национальными признаками, не менее красочно население Закарпатья представлено разными религиозными конфессиями, направлениями, течениями, которые здесь зарегистрировано около тридцати.
Среди самых распространенных церквей есть Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат), Украинская православная автокефальная церковь, Общество православных старообрядцев, Греко-католическая церковь, Римо-католицька церковь.

Почаевская Лавра
Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. Но, может быть, самые ранние проповедники Слова Божия появились здесь еще раньше: по преданиям западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия (+ 885), простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. И кто знает, не тогда ли уже пришли сюда первые иноки, которым полюбилась гора, получившая впоследствии имя Почаевской, покрытая густым лесом и имевшая множество пещер.


История не сохранила для нас каких-либо сведений об их жизни. Однако мы знаем, что более века спустя другой святой, которого Церковь почтила именем равноапостольного, - великий князь Владимир приводит на Волынь духовенство греческое и болгарское и принимается здесь за крещение подвластных ему сел и городов. В этих краях основывает он и новый город - Владимир-Волынский, где ставит храм, освященный во имя Василия Великого, святого, именем которого сам он был наречен при своем крещении. В 992 году он учреждает здесь епископскую кафедру и строит соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Владимир-Волынский становится центром церковной и политической жизни западно-русской окраины.
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества.
По преданию (никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.

Святые места Закарпатья
Приезжая в Закарпатье, поражаешься обилию возвышающихся среди гор деревянных храмов. Здесь можно встретить храмы, построенные как в поздневизантийском, романском, готическом архитектурном стиле, так и в стиле раннего реннесанса, барокко. Многие из них - ценнейшие памятники архитектуры XV-XIX столетия. По количеству древних храмов - их около 60 - Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе.
Монастырские строения возводились прямо на территории лесистых малолюдных Карпатских гор. Святые обители соседствуют с первозданной природой - лесами, реками, озерами и горными водопадами. Православные храмы в основном принадлежат двум православным епархиям Закарпатья - Мукачевской и Хустской.

У каждого монастыря своя уникальная история. Так, Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь – один из самых древних и крупных центров православия на Закарпатье.

История Мукачевского монастыря берет начало в XI веке от дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию, Мукачевскую обитель основали приехавшие из Киева с Андреем I монахи Киево-Печерского монастыря. В 1339 году наместник города Мукачево Федор Корятович воздвигнул новые стены монастыря и передал в собственность обители много земель. Впоследствии монастырь становится центром православия и культуры Закарпатья.
До сегодняшнего дня в монастыре сохранилась библиотека, возникшая еще в XVII веке, в которой собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове. В библиотеке и сегодня можно увидеть редчайшие памятники письменности, в том числе «Закарпатское Евангелие» (1401 г.) и Библию русского первопечатника Ивана Федорова (1581 г.).
Кроме того на территории маленького Закарпатья находится 30 православных монастырей, которые являются столпами веры на века.

Православие на эту землю принесли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Их ученики основывали здесь монастыри. К тому моменту, когда Киевская Русь принимала крещение, русины уже более ста лет исповедовали Православие.

Закарпатье манило давно. С одной стороны, хотелось увидеть, как живут православные где-нибудь за пределами Золотого кольца, с другой - мечтал побывать на земле, где родилась и выросла моя мама. Решение о поездке было принято быстро, и спустя неделю мы с женой уже оказались в Мукачево.

Сельская церковь и кладбище


Утренний пейзаж

Закарпатье (Закарпатская область) -
область на западе Украины с административным центром в Ужгороде. В разные периоды истории территория Закарпатья входила в состав Великой Моравии, Киевской Руси, Венгерского королевства, Трансильвании, Австро-Венгрии, Чехословакии. В 1945 году вошла в состав Украинской ССР. Сегодня в Закарпатской области Украины проживает свыше миллиона человек.


Отец Михаил, духовник Иоанно-Предтеченского женского монастыря

Наши опасения по поводу проблем с русским языком и процветающей на Украине антипатии к россиянам, о чем так часто пишут СМИ, оказались напрасными. Люди здесь открыты, гостеприимны и доброжелательны, хотя жизнь в Закарпатье непростая - большинство населения ездит на заработки в Европу и Россию. И вот что удивительно: преодолев больше 2000 километров, мы не встретили на своем пути ни одного села, где не стоял бы как минимум один храм. Мы не видели ни одной заброшенной или обветшавшей церкви. Жертвовать часть заработанных денег, как здесь говорят, «на церкву» - обычное дело. «Хочется иметь свой храм, - объясняет житель села Залом Иван Балаж. - Вот мы в 1997 году и начали строить церковь Рождества Иоанна Предтечи. Никаких спонсоров у нас не было. Расписывал храм наш учитель физики, он не профессиональный художник, а самоучка. На профессионального художника у нас денег нет». Зачастую сельчане сами бескорыстно работают на строительстве храма. «А иначе все это растянется на годы, - объясняет Василий - пономарь новенькой церкви Рождества Богородицы в крохотном селе на пути к высокогорному озеру Синевир. - Мы вот эту церковь за пару месяцев построили. Недавно паникадило купили, сейчас собираем средства на церковную утварь».


Спасо-Преображенский мужской монастырь. Строящийся храм


Введенский женский монастырь в селе Кушница

Русины -
восточнославянская этническая группа. Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию, также есть диаспоры в Венгрии, Сербии, Хорватии, США, Канаде, Австралии, России.

На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси - земли русинов населяли славяне. С тех времен эта территория называется Подкарпатская Русь.
Предки русинов приняли христианство, вероятнее всего, еще во время миссионерской поездки свв. Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество (вторая половина IX в.). Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Подкарпатской Руси.

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской унии перешли в грекокатолицизм. Чтобы сохранить византийский литургический обряд, Православная церковь Подкарпатской Руси вступила в унию с Римом, образовав Русинскую грекокатолическую церковь (Ужгородская уния 1646 года). Нужно отметить, что уния насильно насаждалась католическим Австрийским государством, и в Закарпатье сопротивление ей оказывалось все годы ее существования.
В XX веке часть верующих русинов, принадлежащих к грекокатоликам, стала возвращаться к православной религии. Запрет, наложенный на грекокатолическую церковь в СССР в 1946 году, ускорил этот процесс. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % - грекокатоликами.


Серафимовский женский монастырь. Иршавский район, село Приборжавское.
Лестница на снимке ведёт к храму Св. прп. Серафима Саровского

Вообще самое яркое впечатление от Закарпатья - это знакомства с людьми. Они - открытые, простые и скромные, без жалоб на трудности и недостаток средств, спокойно делающие свое дело. Вот, например, духовник Иоанно-Предтеченского монастыря отец Михаил, который устроил нам настоящую экскурсию и подробно рассказал о том, как тяжело восстанавливали эту обитель. И только часа через полтора, когда мы уже прощались, старенький священник признался, что он награжден орденом Св. Владимира II степени и что Иоанно-Предтеченский - третий по счету монастырь в Закарпатье, в восстановлении которого он принимал участие. Или иеромонах Киприан из горного Свято-Троицкого мужского монастыря, где живут всего четыре монаха. Посмеиваясь, он рассказывал, как зимой, когда снегом заметает все дороги, они таскают на себе продукты снизу - «из деревни». «А живем мы хорошо - тихо, спокойно. Здесь место непростое, - добавил он напоследок. - Ведь первым настоятелем нашей обители был Алексий Карпаторусский».


Иеромонах Киприан из Свято-Троицкого мужского монастыря

Или сестра Еликонида из Кирилло-Мефодиевского монастыря, которая искренне недоумевала: почему мы удивляемся тому, что монахини своими руками строили обитель - мешали цемент, таскали камни из реки, красили купола и золотили иконостасы. «Сила Божия в немощи человеческой!» - улыбалась она в ответ на наши вопросы. А вот игуменья Екатерина из Успенского монастыря в селе Угля. Она возглавляет одну из древнейших обителей Закарпатья (монастырь основан в X веке) уже двадцать лет. 85-летнюю матушку мы застали в церковной лавке, где она старательно раскладывала свечки и книги. Или священник храма св. Димитрия Солунского на Угольской горе, где хранятся мощи преподобного Иова Угольского. Отец Иоанн вынес показать нам митру преподобного, украшенную образом Сергия Радонежского. «Преподобный Иов дуже чтил Сергия Радонежского», - с гордостью сказал он. Не могу не вспомнить и иеромонаха Амфилоха из Свято-Николаевского мужского монастыря. Рассказ отца Амфилоха об «апостоле Подкарпатской Руси» - Алексии Карпаторусском, основавшем эту обитель, был гораздо увлекательнее всего того, что мы прочитали о преподобном раньше. Здесь - в храме Николая Чудотворца - хранятся мощи Алексия Карпаторусского, а его Библия и пастырский жезл - величайшие ценности обители.


Храм в Свято-Николаевском мужском монастыре


Игуменья Екатерина. Успенский женский монастырь. Тячевский район, село Угля

И еще одна маленькая, но красноречивая деталь: в городах и селах здесь не ставят ни высоких заборов, ни решеток на окнах. А из 17 монастырей, в которых мы побывали, по пальцам одной руки можно пересчитать те, которые окружены более или менее серьезными стенами. Да, монастыри не слишком богаты, убранство местных церквей, конечно, скромнее, чем в храмах крупных российских городов. Но все чисто и ухоженно, все сделано с любовью. Так что сразу понимаешь: заборы и решетки здесь не ставят не потому, что не боятся воров, а потому, что люди не боятся доверять друг другу.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Залом. Расписана местным учителем физики


Храм в Свято-Покровском мужском монастыре

Схиархимандрит Алексий (Кабалюк) (1877 - 1947) - карпаторусский православный священнослужитель, миссионер и общественный деятель. Благодаря проповеди святого, в Православие перешли десятки тысяч униатов (католиков Восточнокатолических церквей, следующих византийской литургической традиции). Как общественный деятель, отстаивал национальную идентичность русинов. Местночтимый святой Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), почитается как преподобный Алексий, карпаторусский исповедник.


Архангело-Михайловский женский монастырь