Женский монастырь архангела михаила в закарпатье. По монастырям закарпатья. Деревянная церковь Архангела Михаила

Неподалеку от Хуста, среди лесных зарослей Карпатских гор, от взора простых обывателей сокрылся небольшой уголок Афона – Свято-Пантелеимонов монастырь, где до сих пор соблюдаются строгие афонские правила. Основанная 81 год назад афонским иеросхимонахом, постриженником Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, одноименная закарпатская обитель стала как бы символом преемственности православного иночества Закарпатья от монашеского центра на Святой Горе. Уже само название обители свидетельствовало о подражании и наследовании традиций Афонского Пантелеимонова монастыря, где в начале ХХ века духовно возрастали многие православные подвижники Закарпатья . Претерпев эпоху советского безбожия и атеистических гонений, обитель возродилась вновь в начале 1990-х годов.

Своим благочестием, достойным подражания, он привлек к себе внимание игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Мисаила (Сапегина) , который 18 августа 1926 постригает Михаила в рясофор с именем Мелетий. Пробыл о. Мелетий на Афоне до 1927 года и по болезни вынужден был вернуться домой. Выздоровев, о. Мелетий был назначен прп. Алексием (Кабалюком) экономом гимназических курсов для православных священников в селе Иза, являвшемся в то время православным центром на Закарпатье.

29 апреля 1931 по благословению прп. Алексия (Кабалюка) он был рукоположен в иеродиакона, а 1 мая в иеромонаха епископом Битольским Иосифом (Цвиевичем) . В 1934 году о. Мелетий снова поехал на Афон, где принял великую схиму с именем Лука и после шестимесячного пребывания на Святой Горе вернулся пешком в Хуст . В целом о. Мелетий побывал на Афоне за свою жизнь три раза.

С разрешения епископа Дамаскина (Грданича) он 18 июня 1934 поселился в лесной пуще в 5 километрах западнее Хуста в урочище «Колесарово» или «Камень», где выкопал в скале пещеру и начал пустынное житие. В городе об этом никто не знал, но со временем люди увидели, что в одно и то же время ночью на горе горел свет и они пришли посмотреть, что там такое. Они увидели о. Мелетия, который молился в пещере. Об этом узнал хустянин Василий Росоха и предложил о. Мелетию свой земельный участок. Отец Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на строительство монастыря. Оттуда поступило письмо за подписью о. Иоанна Кополовича следующего содержания: "Из канцелярии епархиального управления имею честь сообщить Вам, что его Преосвященство благоизволил дать Вам благословение на постройку келии на земле В.Росохи на горе "Колесарово" возле Хуста ".

Итак, в 1934 году скит был основан . Отец Мелетий начал строительство небольшой кельи и часовни в честь Святого Пантелеимона. Здесь он ввел строгие афонские правила, заимствованные им из Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник – целую ночь. Есть можно было только два раза в день. Вовсе не употребляли мяса. Своей аскетической жизнью о. Мелетий манил к себе молодых людей. В 1950 году в скиту проживало уже шесть монахов и один послушник. Из них двое были нетрудоспособны, по причине болезней и старости . Монахи построили церковь из дерева размером 11 на 5 м кв. .

В монастыре занимались домашним хозяйством и различными ручными работами. Для содержания скота построили сараи 6 на 5 м. Имея 2 га земли, монахи выращивали картофель, средний урожай которого в 1949 году составлял 30, а 1950 году – 25 центнеров .

В 1951 году была построена колокольня 4 на 3 м кв. и 2 дома: 1) 8 на 8 м кв., , 2) 4 на 5 м кв. и мастерская 10 на 3 м кв.

Возрастное распределение среди братии в 1951 году было таким: с 19 до 40 лет – 5 чел., с 41 до 55 лет – 1 чел., за 55 лет – 1 чел., всего: 7 чел. .

В 1946 году настоятелем скита становится о. Серафим (Шандра М. И.). Он родился 1 мая 1910 года в селе Приборжавское Иршавского района . Окончил 4 класса народной школы. С 1931 по 1933 гг. служил в чехословацкой армии. С 1933 по 1935 жил с родителями. В 1935 году уехал в Югославию, но через год возвращается в родную деревню. 1936 пострижен в монахи. С 1939 по 1941 год проживал в Бедевлянском монастыре. В 1941 году поступает в скит Колесарово .

В 1952 году под давлением советских властей скит закрыт и превращен в 3-й приход города Хуст. Настоятелем назначен о. Анания (Бонь) . В связи с этим епископ Иларион рядом указов переводит послушника Грицко Г. В. , о. Захарию , о. Мелетия , о. Исаию , о. Серафима . Но монахи во главе с о. Мелетием не хотели покидать родной скит вплоть до 1956 года.

27 марта 1956 в связи с этим секретарь епархии М. Логойда издал указ, которым предписывалось: в виду того, что о. Мелетий, о. Серафим, о. Анания, незаконно живущие в Колесарово, "направляю их: о. Мелетия в Теребельський монастырь, о. Серафима настоятелем прихода в Александровку, о. Анания настоятелем прихода в М. Березный" .

Деревянную церковь сняли с регистрации действующих церквей 1 июня 1961 и 8 августа разобрали . После этого о. Мелетий продолжал тайно служить на дому, хотя в селе все думали, что он слепой. Скончался 30 сентября 1983 г., похоронен на местном кладбище.

Пантелеимоновский монастырь в Колесарово возобновил свою деятельность лишь после падения советской власти в начале 1990-х годов. 9 августа 1991 епископ Мукачево-Ужгородский Евфимий (Шутак) освятил первый камень престольного храма в честь святого Пантелеимона .

Возглавил монастырь духовный сын о. Мелетия архимандрит Дионисий (Бонь). Он родился в 1936 г. в селе Монастырец. С 12 лет был послушником о. Мелетия при Пантелеимоновском ските. Когда обитель закрыли, он отправился в Россию, где 15 лет служил настоятелем приходов в Костромской области. Он как человек очень добродушный и набожный привлекал молодых людей, желающих вести аскетическую жизнь.

До сих пор в монастыре сохранены строгие афонские правила и не каждый выдержит их. Молитвы монахов настолько сильны, что люди, приходя с тяжелыми болезнями, исцеляются.

Освятив первый камень и собрав некоторые пожертвования, монахи во главе с архимандритом Дионисиием и при участии хустского архитектора И.Д. Мельника начинают в 1992 году строительство новой церкви Святого Пантелеимона. Ее решили строить на том же месте, где раньше была старая церковь .

Монахи отремонтировали старые деревянные домики, сарай и другие хозяйственные постройки, которые чудом были сохранены тремя монахинями. Они поселились здесь в 1961 году после закрытия церкви и оберегали имущество монастыря целых 30 лет. Теперь они уверенно доживают свой век в монастыре, зная, что о них обязательно позаботятся. Собрав средства, монахи купили три небольших колокола и установили их на колокольне.

Чтобы сделать храм Святого Пантелеимона большим и просторнее, монахи решили снести склон земли, который нависал над церковью. И перед ними появилась прочная скала, высотой более 13 метров. Чтобы не допустить сползания грунта, построили защитную стену из бетона, а в ней оставили небольшие дверцы, за которыми выкопали кладовую для свечей. Поскольку скала очень прочная, монахи решили выкопать здесь и пещерный храм. В 1993 году начались работы по возведению пещерного храма, за два месяца рабочие выкопали и вывезли на тачках тонны земли . В 1995 году пещерный храм в честь прп. Иова Почаевского был готов и освящен епископом Мефодием . Эта церковь расположена на глубине 7 метров и имеет размеры 6 на 15 м кв. и является зимней церковью монастыря .

В 1998 году в монастыре проживало 5 человек . Над пещерной церковью в 2000 году монахи построили также летний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Роспись сделал художник М. Щербан. Ю. Исаак из с. Приборжавское вырезал из дерева иконостас, подобного которому еще нет на Закарпатье. Алтарь храма и иконы иконостаса расписал В. Якубец. В это же время построен небольшой двухэтажный дом из кирпича для размещения в нем комнат для паломников и келий для монахов. В 2001 году монахи получили в подарок от Михаила Гинцяка колокол весом 1350 килограммов, его освятил епископ Хустский и Виноградовский Иоанн.

В 2002 году было начато возведение дома под трапезную, кухню, келью для повара, приемную настоятеля.

Монастырь, как уже отмечалось, живет по своим строгим внутренним уставам, которые основываются на афонских правилах. Служба ежедневно начинается в 12-м часу ночи и продолжается до 6-ти утра. Еженедельно проводится обычная служба, на которой всегда присутствуют до 100 человек. В день Святого Пантелеимона сюда приходит до пяти тысяч паломников.

На 2003 год в монастыре проживало 5 человек. По возрасту все монахи имели от 23 до 30 лет, кроме архимандрита Дионисия. По сану: 1 архимандрит, 2 монаха, 2 послушника.

Монахи ведут домашнее хозяйство, на 2 полях выращивают кукурузу и картофель, содержат 2 коровы и кур, тем самым обеспечивая себя полностью продовольствием. Все средства, поступающие от мирян, идут на развитие монастыря .

Кладбище монастыря является совместным с сельским. Здесь в 1983 году похоронен о. Мелетий (Рущак) . В 1985 году благодарными учениками была установлена мраморная плита на кресте умершего, на ней выбиты слова: "Крепко ты держал свой путь святой в душе великой и простой".

В монастырь подведена дорога с твердым покрытием, но зимой сюда можно дойти только пешком. Возле тропы, ведущей к монастырю, расположен источник с целебной водой, выкопаный о. Мелетием еще в 30-е годы ХХ века.

Юрий Данилец,
кандидат исторических наук,
руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия в Украине

Источники и литература:

1. ГАЗО. – Ф. Р – 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 40.
2. Проща о. Мелетія //Слово. – 2002. – №6. – С. 6.
3. Проща о. Мелетія... –С. 7.
4. Пагиря В. Указ. соч. – С. 75.
5. ГАЗО. – Ф. Р 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 46.
6. Там же. – Л. 41.
7. Там же. – Л. 43.
8. Там же. – Л. 42.
9. Там же. – Л. 46.
10. Там же. – Л. 43.
11. Там же. – Л. 40.
12. Там же. – Л. 50.
13. Там же. – Л. 57.
14. Там же. – Л. 53.
15. Там же. – Л. 54.
16. Там же. – Л. 55.
17. Там же. – Л. 56.
18. Там же. – Л. 51.
19. Там же. – Л. 59.
20. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804.
21. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 1.
22. Там же. – С. 2.
23. Там же. – С. 1.
24. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804
25. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
26. Игумен Гавриил (Кризина). Указ. соч. – С. 121
27. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
28. Проща о. Мелетія... – С. 8.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Закарпатье является тем счастливым местом, где каждые исторические эпохи оставили по несколько выдающихся достопримечательностей, которые рассказывают древнейшую историю руского духа, историю части украинского народа, вписанную в мировую культурную.
Гордостью для Закарпатья являются уникальные в своем роде деревянные церкви, построенные народными мастерами без единого гвоздя, в специфических архитектурных стилях, присущих лишь определенной местности.
Карпаты - место единения восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразия стилей и их вариантов.
В архитектуре церквей Закарпатья различают 5 стилей. Лемковский характеризуется устранением центричности строения благодаря перемещению высотной доминанты из центрального сруба, нефу на высокую колокольню, сведенную над бабинцем или рядом с ним. Если в лемковской церкви нет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у неё обязательно развитая барокова маковка.
Бойковский является начальным вариантом деревянных храмов в Карпатах: храм тризрубный, трёуровневый с шатровыми верхами, с несколькими заломами.
К нефу с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинца и алтарной части, угловые соединения сделаны вырубом в «ласточкин хвост».
Храм в гуцульском стиле имеет крестообразную форму.
Бароковый и готический, а также два подстиля - середнегуцульский и «ампир» - случаются в верхоречье Тересвы.
В пределах этих стилей различают несколько вариантов.
Стили «бароковый», «готический», «ампир» является условным, поскольку не идет речь о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилей. Местные феодалы всячески поддерживали развитие монастырей, поскольку именно с ними было связано развитие образования и культуры в этой труднодоступной местности.
Кстати, уже не является тайной то, что в древнем Грушевском монастыре работала типография, а в Мукачевском была создана огромная библиотека.
В настоящее время действует свыше 30 монастырей, самыми известными из которых является:
1. Мукачевский (женский, православный), г. Мукачево (XIV ст.).

2. Имстичевский (мужской, греко-католический), с. Имстичево (в 1687 г.).
3. Уголянский (женский, православный), с. Угля (X ст.).
4. Чумаливский (женский, православный), с. Чумалове (в 1925 г.).
5. Домбозкий (женский, православный), с. Ракошин (в 1932 г.).
6. Малоберезнянский (мужской, греко-католический), с. М. Березний (в 1742 г.).
7. Драгивский (женский, православный)
с. Драгове-забродь (XIII ст.).
8. Изянский (мужской, православный), с. Иза-нанкове (в 1920 г.).
9. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-городилове (в 1930 г.).
10. Боронявский (мужской, греко-католический), с. Боронява (в 1716 г.).
11. Свалявский (женский, православный), м. Свалява (в 1997 г.).
12. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-колесарове (XX ст.).
Кроме специфического деления за национальными признаками, не менее красочно население Закарпатья представлено разными религиозными конфессиями, направлениями, течениями, которые здесь зарегистрировано около тридцати.
Среди самых распространенных церквей есть Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат), Украинская православная автокефальная церковь, Общество православных старообрядцев, Греко-католическая церковь, Римо-католицька церковь.

Следующий пункт нашего паломничества.

Он расположен на северной окраине города Мукачево Закарпатской области, на склоне Чернечьей горы, вершина которого покрыта вековым дубовым лесом.

Обитель была основана в XI веке , когда пришли в эти земли монахи Киево-Печерского монастыря. Выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, они поселились здесь, основав таким образом Мукачевский монастырь.

В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери Скоропослушница , Иверская икона Богородицы , привезенная со святой Афонской горы и рака с частицей мощей Преподобного Моисея Угрина .

Слово «угрин» в переводе на русский язык означает «венгр». Это говорит о том, что был родом из Угорских (Венгерских) земель, в состав которых входила территория Закарпатья в XI веке. Именно отсюда он и его братья Ефрем и Георгий отправились в Киев для будущего монашеского подвига. Летописи сохранили данные о Родине святого и потому, в 1996 году, архиеископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина была перенесена на историческую родину, где почивают и поныне, в Свято-Николаевском женском монастыре.

Наш визит в Мукачевскую обитель был в определенной степени удивительным, поскольку именно 8 августа , в тот день, когда мы приехали в монастырь, Церковью празднуется память преподобного Моисея Угрина.

К моменту нашего приближения к Обители в монастыре начался торжественный Крестный ход вокруг Соборного храма с мощами святого, участниками которого мы неожиданно для себя сподобились стать. Словно сам Преподобный Моисей привел нас на свой праздник, где царила атмосфера торжества Православия и духовной радости. По окончании Крестного хода все желающие имели возможность приложиться к бесценному сокровищу Обители - святым мощам.

Получив благословение Преподобного Моисея, мы отправились в Свято-Покровский мужской монастырь в селе Ракошино .

Монастырь был основан совсем недавно, в 2004 году. Однако Соборный храм монастыря был основан гораздо раньше, в 1921-1925 годах. Строили его русские эмигранты, которые покинули территорию России и пришли на территорию Чехословакии, в состав которой входило Прикарпатье с 1920 по 1944 года. Среди эмигрантов был священник - Всеволод Коломацкий, который и возглавил строительство храма. Причем необычной для Закарпатья была форма храма в виде Креста, в то время как по традиции Карпатской Руси храмы строились в форме корабля, что символизировало Церковь как корабль спасения, на котором христиане достигают Царства Небесного.

Жизнь отца Всеволода складывалась в дальнейшем довольно сложно. Внезапно уходит из жизни его маленькая дочь, а затем и матушка, который было 28 лет от рождения. Вскоре меняется власть. В Прикарпатскую Русь приходит советская власть. Имея маленького сына на руках, батюшка осознавал, что их не оставят в живых и принимает решение покинуть приход и Закарпатье. Так Покровский храм оказался в руках советов, которые, недолго думая, устроили в его помещении музей атеизма.

Однако все на земле изменяется и лишь Бог остается той же во веки. Одна власть сменяла другую, пока не пришло время расцвета. В 1999 году храм вновь был отдан Православной Церкви. Ныне в монастыре проживает 14 насельников во главе с архимандитом Митрофаном.

В Покровской обители хранятся удивительные святыни: Иверская икона Божией Матери и слезоточащая икона Богородицы «Умиление».

Слезоточащая икона начинает плакать лишь тогда, когда повышается уровень воды и окрестным селениям угрожает затопление. Когда это происходит, братия оповещает всю окрестность и уже на наступающую ночь никто не остается в поселке. Сколько не пытались объяснить данное явление ученые, тщательно исследуя Образ, вывод был лишь один – это чудо Божие.

На территории монастыря располагаются некоторые хозяйственные здания. Занимательно то, что напротив монашеского корпуса построен небольшой загон, в котором живут ослики. Их проживание на территории обители на первый взгляд кажется забавным. Однако как объяснил наш бесценный гид, протоиерей Владимир,- появление животных было совсем неслучайным.

Из Евангельского повествования нам известно, что именно на осле въезжал Господь наш Иисус Христос в Иерусалим перед Крестными страданиями. «Ослик же шел и думал: «Как меня все любят, как уважают!» Хотя на самом деле люди кланялись Спасителю» , - рассказывал отец Владимир. Так вот для того чтобы монахи не гордились и не превозносились, думая что кланяются им, а не Господу, образ которого они несут, настоятель обители – архимандрит Митрофан расположил перед входом в корпус добродушных осликов.

Наша группа с преогромным удовольствием покормила осликов хлебушком, имея возможность оказать милым животным всевозможные знаки внимания.

Последней точкой третьего дня паломничества стал женский Спасо-Преображенский монастырь в селе Домбоки , где мы поклонились чудотворному образу Богородицы «Скоропослушница» .

Образ Божией Матери «Скоропослушница» - один из самых любимых в среде Православных христиан. Многие копии Афонского Образа находятся в самых разных уголках Земли, в том числе и в Домбоковской Обители, куда Он прибыл из Афонского монастыря Дохиар.

Образ Пречистой расположен в тихом углу Успенского храма. Множество лампад, тихий огонек пламени, теплота, исходящая от Преблагой Царицы, создают тишину, в которой с Пречистой Девой и Ее Всевышним Сыном говорит лишь душа.

Среди святынь монастыря есть также частицы Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Григория Богослова и его брата Кесария, Патриарха Константинопольского Нифонта, а также мучеников Кирика, Маманта, преподобномучеников Игнатия, Акакия и великомученика Пантелеимона.

Наполненные впечатлениями от посещения Карпатских святынь, окрыленные исходящей от них благодатью, мы спешили возвратиться в Кирилло-Мефодиевскую обитель к вечерней службе.

Всенощное Бдение накануне празднования памяти великомученика и целителя Пантелеимона стало торжественным окончанием третьего дня нашего путешествия. Впереди у нас еще много новых открытий, но пока следует впитать и обдумать все то, к чему сподобил нас сегодня прикоснуться Всемилостивый Господь.

Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.