Бог сет со сферой что означает. Бог сет. Сет в массовой культуре

В мифологии каждого народа есть божественная сущность, олицетворяющая собою зло. Ей всегда противостоит другая сущность, являющаяся символом добра и справедливости. Древние египтяне не стали исключением. Всё негативное у них воплощал в себе бог Египта Сет (Сетх), а противостоял ему бог солнца и неба Гор. Однако не надо забывать, что египетская цивилизация существовала на берегах Нила несколько тысяч лет. А поэтому Сет не всегда был олицетворением злобных сил. Вначале он представлял собой вполне благообразное божество и лишь по прошествии многих столетий превратился в исчадие ада.

Считался Сет богом войны, песчаных бурь и покровителем чужестранцев. Он властвовал над красной пустыней, которая находилась на юге Египта. А севернее, вдоль берегов Нила, тянулась чёрная (почвенная) земля. Над ней распространялась власть бога Гора. Эти два могущественных божества противостояли друг другу, но такая ситуация сложилась после демонизации Сета во время правления 20-й династии фараонов (Новое царство). А до этого в мифах Древнего Египта богу песчаных бурь отводилась иная роль.

Родила Сета богиня неба Нут, состоявшая в браке с богом земли Гебом. Младенец выскочили из её бока за три дня до нового года. Он оказался самым младшим из детей. До него родились Осирис, Исида и Нефтида, ставшая впоследствии женой бога-антагониста. Главный бог Ра считался прадедом Сета. Когда последний родился, Ра уже обитал на небе. В его задачу входило освещать днём мир живых, а ночью отправляться в мир мёртвых и сражаться там с жутким змеем Апопом, олицетворявшим собою вселенское зло.

Правнук стал достойным помощником бога Ра. Он стоял на носу лодки, в которой плыл по подземному царству главный египетский бог, и сражался с Апопом. То есть будущий бог-антагонист поначалу выполнят созидательную роль. Он не только противостоял вселенскому злу, но и старался его уничтожить.

Сет с братом Осирисом и сёстрами Исидой и Нефтидой

В то далёкое время изображали это божество по-разному. В основном в виде зверя, который по своей форме напоминал осла, лисицу или шакала. Чаще всего у него была изогнутая морда, длинные уши, тонкий раздвоенный хвост, поросшее шерстью туловище и красные глаза. В XIX веке египтологи предполагали, что это стилизованное изображение жирафа. Однако впоследствии такое предположение признали не соответствующим действительности.

По прошествии веков богу Египта Сету оставили лишь голову животного, очень похожего на трубкозуба, а телу придали человеческие формы. В таком виде божество просуществовало вплоть до династии Птолемеев и римского периода. Но это внешне, а вот внутренне бог песчаных бурь трансформировался гораздо более значительно. Причиной этого стали политические потрясения, произошедшие на берега Нила в XVII веке до н. э.

В середине указанного столетия в Древний Египет вторглись азиатские племена гиксосов. Они захватили дельту Нила и обосновались там на 100 долгих лет. Завоеватели очень быстро адаптировались в новых условиях и переняли порядки и обычаи египетских фараонов. Но чтобы местное население признало их власть, необходимо было привязать её к местному божеству. И гексосы из всех египетских богов выбрали Сета, отожествив его со своим главным божеством Баалом. А главным местом поклонения сделали город Аварис, расположенный в восточной части дельты Нила.

Бог Ра сидит в лодке слева, а справа Сет сражается с Апопом

Вот с тех пор бог Египта Сет и стал приобретать отрицательные черты в мифах египтян. Ситуация усугубилась после завоевания Египта ассирийцами и персами. Бог песчаных бурь считался также покровителем чужестранцев, а их стали отождествлять с угнетателями. В результате всего этого появился миф о противостоянии Сета и Гора.

Согласно этому мифу, после бога Геба Египтом начал править его сын Осирис. Его правление было чрезвычайно успешным. Он научил людей многим полезным вещам, и жизнь на берегах Нила превратилась в подобие рая. А вот Сет правил на юге страны в пустынных районах. Его постепенно начало раздражать успешное правление Осириса. Изнывая от зависти и ненависти, он убил мудрого бога, тело его разрубил на куски и разбросал по всему Египту. После этого захватил власть над всей страной и сделался полновластным правителем.

Жена Осириса Исида собрала куски мужа вместе, призвала к себе проводника подземного царства Анубиса, и тот сделал из останков убитого бога мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё ребёнка. Так на свет появился Гор – сын Осириса и Исиды. Он поклялся отмстить за смерть отца, и когда вырос, вступил в смертельную битву с коварным и жестоким богом Египта Сетом.

Согласно мифам, эта битва продолжалась целых 80 лет. Другие боги взирали на неё и ждали, кто победит. Наконец всем стало ясно, что победу одерживает Гор. Боги прекратили битву и признали сына Осириса властелином Египта, а Сету повелели оправляться обратно на юг страны и вечно жить в пустыне. Это решение торжественно зачитал обоим противникам бог мудрости Тот.

Такими богов Египта представляют в Голливуде. Крайняя слева жена Гора Хатхор, далее Гор, в центре Сет, справа стоят два простых смертных

Богу песчаных бурь ничего не оставалось, как повиноваться решению богов. Он отправился в красные пески, а Гор оживил Осириса с помощью своего ока. После этого отец стал править миром мёртвых, а его сын-победитель установил мудрое правление на земле. Он властвовал долго, а затем передал бразды правления фараонам, которые стали считаться его воплощением на земле.

Вот так, постепенно, образ Сета трансформировался из борца со вселенским злом в само вселенское зло. Во время правления Птолемеев бог Египта Сет окончательно деградировал. Он превратился в символ ада, настоящего злодея, несущего ненависть, горе и разрушение. В божественном образе не осталось ничего позитивного, а первоначальные функции помощника Ра в его борьбе с Апопом были окончательно забыты.

Напоминанием о былой созидательной роли служили только храмы. Их в Египте насчитывалось большое количество. Но когда началась борьба с язычеством, все святилища Сета были разрушены. Подлинную картину начали восстанавливать лишь в XIX веке. В тот период появилось много людей, искренне интересующихся историей великой древней цивилизации, существовавшей на берегах Нила несколько тысяч лет. И теперь мы знаем, кто кем был в то далёкое сказочное время, навсегда канувшее в вечность.

История Сета , образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика - голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha » и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями - Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами - Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.

Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии - тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола - два царя.

Однако ситуация резко меняется со II -й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub (ti ). Однако память о царе Верхнего Египта - Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti , ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.

Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.

Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром - это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II . На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II , бывший везирем до того как стать фараоном Сети I , прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»

Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка - он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».

В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, - Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
  4. М. Луркер. Египетский символизм;
  5. Плутарх. Об Исиде и Осирисе.

В каждой культуре присутствуют свои олицетворения злых сил. Они имеют самые разнообразные обличья и играют немаловажную роль в судьбах людей. И если нет возможности им противостоять, то приходится как-то с ними уживаться и ладить. Вот таким сугубо отрицательным персонажем мифологии был древнеегипетский бог Сет — один из могущественнейших повелителей пустыни.

Молодость и борьба за власть

К сожалению, так уж повелось с незапамятных времён, что не всегда у почтенных родителей появляются на свет достойные дети. Вот и у весьма уважаемой пары — Геба - бога земли и его супруги красавицы Нут - хозяйки неба — родился сын, доставивший им много неприятностей в детстве, а уж с возрастом окончательно повергший их в печаль. Едва достигнув юношеских лет, он воспылал страстью к Исиде — жене своего старшего брата Осириса. Кроме того, он вознамерился сместить его с земного престола, где тот восседал на законном основании. С этой целью коварный бог Сет предпринял следующее.

По его приказу был изготовлен дивной красоты золотой саркофаг, размеры которого в точности соответствовали росту и комплекции Осириса. И вот однажды молодой интриган устроил званый обед, на который среди прочих гостей пригласил и брата. Когда веселье было в полном разгаре, слуги внесли саркофаг в зал, и хозяин дома объявил, что подарит его тому из присутствующих, кто в него поместится с наибольшим удобством.

Вероломство под видом щедрости

Столь ценный подарок привёл всех в возбуждение, и гости стали по очереди укладываться в золотые недра. Но, как мы знаем, бог Сет вынашивал коварные замыслы, и, когда Осирис оказался внутри сделанного по его мерке саркофага, закрыл тяжёлую крышку. Тут же подоспели слуги и сбросили несчастного брата в его злосчастном ковчеге в Нил, где его тут же подхватило течение и унесло к берегам Финикии.

Дальнейшие события, как повествует древнеегипетская мифология, подобны поэме о преданности, любви и вероломстве. Красавица Исида отвергла домогательства Сета и отправилась на поиски мужа. Она нашла его в прибрежных камышах, освободила из саркофага и привезла домой. Но коварный брат довёл до конца своё чёрное дело — выхватив меч, он разрубил несчастного Осириса на четырнадцать частей (не больше и не меньше). Таким преступным путём захватил бог Сет нераздельную власть над Египтом.

Суд и счастливый конец истории

Но радость его была преждевременной. Оказалось, что у убитого им брата был сын, тоже бог, по имени Гор. И вот племянник решает отомстить дяде за смерть своего родителя, а заодно и получить права на царствование. Понимая, что одному ему не справиться, он берёт в помощь своего друга — солнечного Ра. Вдвоём они одолевают презренного братоубийцу, но, несмотря на множество ран, тот остаётся жив. Негодяи вообще народ живучий...

Тогда они (все втроём) обратились в божественный суд, чтобы тот решил, кому же править миром. Нельзя сказать, чтобы в те времена правосудие вершилось быстрее, чем в наши дни. Их тяжба тянулась в течение восьмидесяти лет и, вероятно, продлилась бы ещё дольше, если бы неожиданно всей этой истории не наступил счастливый конец. Чудесным образом ожил из мёртвых сам Осирис. Он и стал обладателем и верховной власти, и красавицы жены — верной Исиды. Зло же было наказано. Бог Ра забрал своего друга на небо, но там ему была уготована весьма незавидная роль — наводить на всех страх. Впрочем, с этим он прекрасно справлялся.

Символ злого начала

За всё содеянное бог Сет стал у древних египтян олицетворением хаоса и беспорядка. Знаменитая «Книга мёртвых» именно ему приписывает все беды, причиняемые ураганами и штормами. Его боялись и старались по возможности умилостивить. Не удивительно, что в обширнейшем небесном пантеоне одной из центральных фигур был именно бог Сет. Фото, приведённое в начале статьи, представляет одну из дошедших до нас его фигур. Таких памятников сохранилось довольно много. В разные исторические периоды облик божества менялся, но всегда ему придавались черты некоего животного.

Археологические раскопки, производившиеся на территории Египта, показывают, что поклонение ему началось ещё в доисторические времена. Об этом свидетельствуют найденные в различных районах страны скульптуры и амулеты, на которых изображён Сет — бог пустыни. Наиболее ранней из них является булава одного из первых фараонов, жившего в четвёртом тысячелетии до нашей эры. На ней отчётливо видны символы, олицетворяющие грозного повелителя злых сил.

Некоторые положительные стороны

Говоря об этом персонаже, следует заметить, что не всегда ему придавались столь отрицательные черты. На ранних этапах истории его имидж был значительно привлекательнее, и только со временем принял столь негативный окрас. Историки склонны видеть причину такой метаморфозы в череде политических и социальных бедствий, получивших своё отражение в мифологии, и, как результат, Сет — бог Египта — стал их олицетворением.

Но было бы несправедливо сводить его роль исключительно к проявлению зла. Когда на берегах Нила научились выплавлять железо, которое было по тем временам самым твёрдым из всех известных материалов, ему было дано название, в переводе означающее «кость Сета». Причина кроется в том, что этому божеству приписывалось покровительство всем, кто работает с металлами.

Помощник в ратных делах

И ещё одна немаловажная деталь. Как мы уже упоминали, одним из самых грозных богов был Сет, но это его качество во многом импонировало воинственным египетским фараонам. В нём видели олицетворение силы и военной мощи. Из дошедших до нас мифов известно, что он превосходно владел копьём, а главным его оружием была гигантская булава. Прежде чем начать военные действия, правители страны всегда старались заручиться его поддержкой. С этой целью жрецами был разработан обширный комплекс ритуальных действий, включающих в себя и жертвоприношения.

Давно замечено, что любой, даже самый кровожадный обитатель небесного пантеона, всегда имел положительные стороны. Собственно, само понятие зла рассматривалось как необходимый элемент для выражения добра — его антипода, а следовательно несло в себе позитивную нагрузку. Сет — египетский бог, символ хаоса — не был исключением. Ему отводилась важная роль — поражать копьём ужасного змея Аропа, нападавшего на ладью Ра, когда тот совершал свои еженощные плаванья по подземному миру. Но в целом дурная репутация следовала за ним неотступно. Недаром, например, считалось крайне неразумным начинать какое-либо дело в день его рождения.

Культовые центры

Вполне понятно, что с такой сильной и непредсказуемой личностью старались жить в мире. Сет и Гор — египетские боги, поровну распределившие своё влияние на Верхний и Нижний Египет. Поэтому каждый из них получал в своей части страны причитающиеся ему почести. В наши дни археологические находки свидетельствуют о преобладании в верховьях Нила культовых центров, посвящённых Сету. Самый крупный из них находился на его родине, в городе Нубте. Также известно место поклонения ему в древней столице фараонов Пи - Рамзесе.

Зрительный образ повелителя пустынь

Сет, бог древнего Египта, на своих изображениях, как правило, имел облик существа с человеческим телом и головой некоего фантастического животного, похожего на осла или муравьеда. Сходство нарушали только чрезмерно большие уши прямоугольной формы. Впрочем, известны и другие варианты. Например, тело хищника с длинным разветвлённым хвостом. Кроме этого, он нередко представал в облике животных, отношение к которым было в то время двояко. Среди них гиппопотам, крокодил, гиена и даже свинья. Очевидно, древние художники не были стеснены жёсткими каноническими рамками, и при создании имиджа многое зависело от их фантазии.

В мифах Египта говорится, что Сет имел красные глаза и волосы. Это не случайно. Такой цвет в сознании людей ассоциировался с горячим песком пустынь, повелителем которых он был. Любопытно, что впоследствии животных, мех которых имел красноватый оттенок, и даже рыжеволосых людей принято было считать, в той или иной степени, последователями этого бога. К ним относились настороженно и уж точно старались избегать с ними ссор.

Двойная корона на челе повелителя

Для того чтобы уберечь себя от негативного влияния враждебных сил, делали амулеты, на которых изображался Сет. Египетский бог всегда брал под защиту их владельцев. Чтобы добиться по возможности большего его расположения, на голову покровителя помещали двойную корону - это символизировало верховную власть над всей страной и, разумеется, ему льстило. Таких медальонов сохранилось не так уж много, увидеть их можно в разных музеях мира. Прекрасная экспозиция имеется в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.

Египетский бог Сет

Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.

Какую природную стихию олицетворял бог Сет?

Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.

Жена бога Сета

Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».

Чему покровительствовал бог Сет?

Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.

Как выглядит бог Сет?

Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.


Как почитали бога Сета?

Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.

Символ бога Сета

Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.

Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.

Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.