Боги индийской мифологии. Многорукая богиня шива

Бог, танцующий Вселенную. Чистый как камфора, великий и ужасный, разрушающий галактики своим гневом, милостивый ко всем обездоленным – все это он, противоречивый Махадев. Бог Шива - живущий на священной горе Кайлас, древнейший из богов в пантеоне индуизма, а шиваизм – одна из самых почитаемых религий в Индии.

Шива - кто это?

В индуистской мифологии есть понятие тримурти, или Божественная Триада, в которую традиционно входят 3 главных проявления Единого Высшего Существа: Брахма (создатель Вселенной) - Вишну (хранитель) Шива (уничтожитель). В переводе с санскрита शिव Шива это «милостивый», «благостный», «дружелюбный». В Индии бог Шива один из самых любимых и почитаемых. Считается, что призвать его не составляет труда, Махадев ко всем приходит на помощь, он самый сострадательный бог. В высшем проявлении, олицетворяет космический мужской принцип и высшее сознание человека.

Священный текст «Шива Пурана» представляет Шиву, обладающего 1008 именами, которые возникали при появлении бога людям в разных обличьях. Повторение имен Шивы – очищает ум и укрепляет человека в благих намерениях. Самые известные из них:

  • Пашупати (одно из самых древних) – властитель и отец зверей;
  • Рудра (яростный, красный) – олицетворяет гневную природу, приносит болезни, но и исцеляет их;
  • Махадев – величайший, бог богов;
  • Махешвара – Великий Владыка;
  • Натараджа – Шива многорукий царь танца;
  • Шамбху – приносящий счастье;
  • Ишвара – владыка, обладающий божественной славой;
  • Камари – разрушитель желаний;
  • Маха Йог – Великий Йог, воплощает дух аскетизма (почитаем всеми йогами мира);
  • Хара – разрушитель;
  • Трайамбака - трехглазый.

Женская ипостась Шивы

Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе - смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы. В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх. Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

Символ Шивы

Изображения Махадева пронизаны многочисленной символикой, каждая деталь его облика таит в себе определенное значение. Самым главным является знак Шивы - лингам. В Шива-Пурана лингам – божественный фаллос, источник всего сущего во Вселенной. Символ стоит на основании йони (лоно) – олицетворяющем Парвати, супругу и Мать всего живого. Важны и другие атрибуты-символы бога:

  1. Три глаза Шивы (Солнце, Луна, символ Огня) полуоткрытые - течение жизни, когда смыкает веки, разрушаются, затем вновь создаются миры, открытые глаза – новый цикл земной жизни.
  2. Волосы – скрученные в пучок Джату, единение энергий физической, ментальной, духовной; Луна в волосах – контроль над разумом, река Ганга – очищает от грехов.
  3. Дамару (барабан) – вселенское пробуждение, космический звук. В правой руке Шивы, олицетворяет борьбу с невежеством дает мудрость.
  4. Кобра - обвита вокруг шеи: прошлое, настоящее, будущее - вечность в одной точке.
  5. Трезубец (тришула) – действие, знание, пробуждение.
  6. Рудракша (глаз Рудры) – ожерелье из плодов вечнозеленого дерева, сострадание и печаль о людях.
  7. Тилака (трипундра) тройная черта нанесенная пеплом на лбу, горле и обоих плечах – символ преодоления ложных знаний о себе, подверженности Майе (иллюзиям) и обусловленности кармы.
  8. Бык Нанди – верный спутник, символ земли и мощи, средство передвижения божества.
  9. Шкура тигра – победа над вожделением.

Как появился Шива?

Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

  1. В момент появления Брахмы из пупка , рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
  2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
  3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! - молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

​Мать Шивы

Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы. Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева. Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

Чем опасен бог Шива?

Природа Махадева двойственная: созидатель-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива бог в гневе, мироздание рискует уничтожиться в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах подобных ему и отправился во дворец Дакши (отца Сати) вершить гнев. Земля «захлебнулась» в крови, Солнце поблекло, но когда гнев прошел Шива оживил всех мертвых, на место отрубленной головы Дакши приставил козлиную голову.

Жена бога Шивы

Шакти - женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения. Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

Дети Шивы

Семейство Шивы – это форма Шанкара, представляющая собой сознание, заботящееся о мире. Дети Шивы и Парвати олицетворяют баланс материального и духовного:

  1. Сканду (Картикея) сын Шивы – шестиголовый , родился таким сильным, что в возрасте 6 дней разгромил асура Тараку.
  2. Ганеша – божество с головой слона, его почитают как бога богатства.
  3. Нармада дочь Шивы в метафизическом смысле: в глубокой медитации на холме Армакут, Махадев отделил от себя часть энергии, которая трансформировалась в деву Нармаду, священную для индусов реку.

Легенды о Шиве

Много сложено легенд и преданий о великом Шиве, в основе которых тексты из священных для индусов писаний Махабхараты, Бхагават-гиты, Шива-Пураны. Одна из таких историй рассказывает: при пахтании молочного океана, из его глубин вышел сосуд с ядом. Боги напугались, что яд уничтожит все живое. Шива из чувства сострадания выпил яд, Парвати схватила его за шею, чтобы не дать зелью проникнуть в живот. Яд окрасил шею Шивы в синий цвет – Нилакантха (синешеий), стало одним из имен бога.

Шива в буддизме - об этом существует легенда, которая гласит, что в одном из своих воплощений (Нампарзиг) узнал о пророчестве: если он снова явится в форме Бодхисаттвы - это не пойдет на пользу миру, но воплотившись в форме Махадева – будет мирозданию огромное благо. В тибетском буддизме Шива является защитником учения и практикуется обряд «Посвящение Шивы».

Боги Брахма, Вишну и Шива

Как известно, в Индии очень много божеств, но одним из самых известных является бог Шива. Именно ему принадлежит почетное место в так называемой верховной троице – Вишну-Шива-Брахма. Он является покровителем домашних животных и выполняет другие интересные функции.

Наряду с вишнуизмом, шиваизм занимает достойное место среди почитаемых религий в Индии. На юге страны это выражается в наибольшей степени. Самое раннее изображение бога относится ко 2-1 в. до н. э. Именно его каменное изваяние в храме Гудималлама (на севере Мадраса) является старейшим. Шива изваян на фоне лингама (фаллического символа божественной силы) так, словно сплетается с ним в единое целое. Высота такой скульптуры — 1,52 м. Изображен он сильным, уверенным, а также веселым и словно готовым к действию. Стоит бог на плечах Якши – ужасного существа с большим ртом, глазами навыкате и мощным туловищем. Якша олицетворяет природные силы, а сам Шива – наивысший символ всех творческих созидательных сил Вселенной.

Вероятно, это самый неординарный бог из всех, в котором сплетены аскеза и чувственность во всем многообразии проявлений. Он является собой ту силу, которая может созидать и разрушать, а также дарить милосердие или проявлять жестокость. Образ Шивы – властелина Вселенной, создающего миры посредством танца, – притягателен и красив. Неудивительно, что именно танцующий Шива – Шива Натарджа – стал самым любимым изображением индийских зодчих. В его облике соединяются философия, религия и искусство.

В 10-11 в.среди изображений божества наиболее часто появляется Натараджа. Согласно преданию, именно Шива через своего любимого ученика Шива Танду передал театральное искусство мудрецу Бхарату. Тамильская шиваистская литература приписывает богу 5 направлений вселенской деятельности:

  • Шишти – творение.
  • Стхити – охрана.
  • Самхара – разрушение.
  • Тиробхава – завуалированность в Майе (иллюзии).
  • Ануграха – освобождение.

Также Шива изображался в бронзе. Эти статуи были найдены на юге Цейлона и Индии. Их датировка относится к 10-12 в. н.э. Именно эти изображения сделали индийскую металлическую культуру прославленной.

Натараджа являет собой аспект движения, вращения мира. Скульптурное отображение обычно рисует одну из экстатических танцевальных поз — Ананда-тандва. Также имеются другие положения, большинство из которых можно обнаружить на надвратных башнях храма Шивы в Чидамбараме. Поза отражает поднятую левую ногу, 2 пары рук и корпус, сплетенные в сложном ритмичном взаимодействии. Изображение считается каноническим и отражается в искусстве уже около тысячи лет. Именно этот образ запечатлен практически на всех фигурках бога, которые можно обнаружить в магазинах эзотерики.

Танцующий Шива

Танец отражает вечное движение нашей Вселенной:

  1. Пряди волос, развевающиеся в движении – энергия божества.
  2. Под ногой Шивы карлик, сходный с ребенком, – силы зла, Майи, неведения.
  3. Имеется пламенеющий нимб Тирувази – материальные вселенские силы.
  4. Правая рука бога занята небольшим барабаном дамару – символизирует пробуждение Вселенной к новой жизни посредством звуковой вибрации.
  5. Вторая рука согнута в жесте абхайя-мудра – символизирует одобрение, благословение.
  6. Левая рука соприкасается с Тирувази, и в ней находится пламя Агни – символизирует очищение и обновление мира.
  7. Вторая левая рука находится поперек груди в позе Гаджа-Хаста – она указывает на попираемого демона, или еще его определяют как жест силы и власти.
  8. Серьги Шивы тоже имеют свое значение. Удлиненная в правом ухе Макара-Кундала относится к мужской части Шивы. В левом – простая круглая — женская. Это символизирует то, что боги имеют природу 2-х начал. Проще говоря, они двуполые.
  9. В прическе божества справа помещена дева вод с хвостом рыбы – символ Ганги.
  10. Слева имеется полумесяц и кобра Васуки – олицетворение божественного начала Шивы.
  11. Вторая кобра обвита вокруг поясницы – символ мировой энергии.
  12. Солнце и Луна — 2 глаза Шивы, а третий (во лбу) – Огонь — всем известный третий глаз Шивы.
  13. У основания прически череп тоже имеет свой смысл. Это рассеивание мира в конце развития Вселенной.

Образ бога получается очень сильным во всех смыслах — как художественном, так и философском.

Ардханарешвара — синтез мужской и женской энергий вселенной

На северо-западе страны у раджпутов культ Шивы относится к самым любимым. Причем его редко здесь так именуют. Обычно обращаются как к Махадеве или Великому богу. Самый любимый образ – аскетичный, занимающийся медитацией на горе Кайласа, что в Гималаях. Кроме того, уважаемы и почитаемы различные ипостаси Шивы: Бхайрава (Бхеру) и Экалинг. Первый изображается в виде мужчины на лотосе. В качестве украшения у него гирлянда из змей на шее, волосы спутаны, имеются 4 руки. В них дамару (чаша из черепа человека, из которой пьется кровь поверженных врагов), трезубец и меч. Также наличествует Экалинг – символ в виде фаллоса, имеющего 8 лиц по окружности. Помимо этого, в храмах Шивы поклоняются Лингаму-йони – символу единства женского и мужского начал, который является непременным атрибутом данного места.

Ритуалы поклонения Шиве

На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.

Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.

Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.

Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.

Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.

Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он — одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» — впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.

Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.

Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».

Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.

Шива и Парвати

Праздник Великой Ночи Шивы

Как известно, Шива — бог Индии — наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.

Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.

Делаем выводы

Неоднозначная фигура великого божества, которой поклоняются не только в Индии, представляется как проявление созидания и разрушения, начала и конца. Вселенная, сотворенная в танце Шивы, развивается по его милости и в соответствии с его законами.

Шива

Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом и поддержателем . Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами , Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара.

Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены . Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос.

Адинатха считается изначальным Гуру в традиции йога-натхов, который поведал 250 тысяч учений Лайя-йоги.

Имя Господа Шивы , воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений. Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой. Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти. Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема. Действенность имени Господа Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Постоянное повторение Шива-стотр и Имен Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары. «Что человек думает, тем он и становится».


В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на образе Шивы , ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остается в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне.

Примите прибежище в Имени Шивы . Пойте Ему гимны. Нами (Именуемый) и нама (Имя) неразделимы. Непрестанно пойте гимны в честь Господа Шивы. С каждым вдохом и выдохом памятуйте об Имени Господа. В наш жестокий век нама-смарана (пение гимнов) — легчайший, быстрейший, безопаснейший и вернейший способ достичь Господа и обрести бессмертие и радость неомрачаемую.

Слава Господу Шиве!
Слава Имени Его! Равана умилостивил Шиву пением гимнов. Пушпаданта обрадовал Господа Шиву своей знаменитой «Шива-махимна-стотрой» (которую и теперь поют все преданные Шивы по всей Индии) и достиг полной айшварьи (сиддхи богатства и господства) и мукти.

Слава стотр Шивы неописуема.

Да снизойдет на всех вас благословение Господа Шивы!

Согласно легендам, жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение) Его супруга также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме - радужным телом).

В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги. посвящая их в различные тайные практики. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати .

Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Слово имеет несколько значений:

Это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шивой называют Силу. разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
- это космический мужской принцип.
- это высшее сознание человека.
Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
- это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Слово используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.
Есть и другие значения слова Шива.

Вот некоторые значения слова Шакти . Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.

Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.
Шакти называют богиню, супругу бога Шивы .
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина - партнёр практикующего тантрийскую йогу.
, Дурга, Чамунда, Дэви, Бхавани, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

Шива Пураны содержат много описаний того, как с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе . Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием).
Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и . Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи...

Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов , которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати сиддхов, но, по всей видимости, это вариации тех имён, которые перечислены ниже в таблице. Рядом с именем каждого указаны место, где он достиг соруба самадхи (состояния совершенства), имена его гуру, учеников и тот вклад, который он внёс в духовную науку.
Кроме этих сиддхов, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках. Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пули-пани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай .

После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.

Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Хотя то, чего они достигли, непостижимо для обычного человеческого разума, изучение их жизнеописаний и текстов даёт нам бесценное осознание внутреннего потенциала человека.

Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.

ШИВА (санскр. Siva = “благой, добрый, благосклонный”), один из трех богов — бог-разрушитель — в Тримурти; кроме того, Ш. традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу. Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги.”


“Третьим лицом Тримурти является — Разрушитель
Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.

Изображения Шивы

изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение.

Единственное божество (кроме и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута).

Если изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.

Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества..

Очень интересной и важной группой изображений являются скульптуры танцующего Шивы — Нритья-Мурти, включающий наиболее значительный вид этого образа — Шиву НАТАРАДЖУ («Владыка танца»). Культ Натараджи особенно развит, и его изображения особенно распространены на юге Индии. Если вокруг статуэтки нет пылающего нимба, то это Шива Натеша.


АНАНДА-ТАНДАВА — Шива исполняет танец экстаза, попирая одной ногой карлика-демона Миялаку. В другом варианте танца ТАНДАВА у Натараджи десять рук и он с оружием; божество опирается на правую ногу, а левая поднята. Танец НАДАНТА отличается от танцевальной позы ананда-тандава только тем, что Натараджа стоит на левой ноге, а правая поднята. В четвертом варианте танца левая нога Шивы стоит на поверженном демоне, а правая вскинута вверх так высоко, что почти касается головы танцора. В следующих трех вариациях Шива изображается так же, как в танце экстаза, меняется только число рук и иногда глаз. В девятой вариации танца у Шивы четыре руки и обычные эмблемы <т. е. атрибуты>, но демон под ногами отсутствует.

Имеется еще шесть видов специальных танцев, из которых наиболее интересна ЧАТУРА, когда Шива стоит правой ногой на макушке сидящего демона. Подобные трудные для изображения позы в статуэтках передаются с большим изяществом и динамичностью, сочетающимися с замечательной сбалансированностью фигуры.”

Есть красивая легенда о споре трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы, кто из них главный. В разгар перебранки вдруг возникает пылающий линга-фаллос бога Шивы. Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, а Брахма гусем взлетает к облакам. Вернувшись несолоно хлебавши, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива.

“Шива как Натараджа (Царь Танца) . Эта бронзовая скульптура (около 1000 г. н. э.) — одно из нескольких скульптурных изображений индуистского бога Шивы, изготовленное в период индийской династии Chola (от X до XIII вв.).

Еще об одном из традиционных образов Шивы:
В правом ухе у Шивы — удлиненная мужская серьга, а в левом — круглая женская. Правая нога Шивы упирается в демона карлика, материальное порождение иллюзии (Майи). Окруженный кольцом материи, Шива опирается на его ключевое звено и господствует над этим пламенным кольцом, приводит его в круговое движение. Непременно соприкаясь с материей, но не выходя за ее пределы, он тем самым наглядно демонстрирует нам неразрывное единство духа и материи.

В правой верхней руке Шива держит двусторонний барабанчик дамару, символ пробуждения Вселенной. В левой руке он держит символ очищения и обновления мира — пламя Агни. Вторая правая рука Шивы согнута в локте и обращеная ладонью вперед в жесте одобрения. Вторая левая рука Шивы вытянута наискось поперек груди, параллельно приподнятой и в одобрении, означающем власть и силу, ладонью указывает на поверженного демона.

По обеим сторонам головы обозначены 30 разлетевшихся в танце прядей волос-змей, символизирующих илучаемую божеством энергию.

Два глаза Шивы Натараджи — Солнце и Луна, а третий самый главный глаз во лбу — Огонь. Поясницу Шивы кольцом обвивает кобра, кобра же обвилась и вокруг шеи.”

Мне очень нравится вот это стихотворение, особенно его самая последняя строчка.

Шел Шива по шоссе, сокрушая сущее.
Сущее трещит по швам вдоль своей несущей.
Шива, вдоль шоссе шагая,
Чинит разрушения.
И трещат в шести руках
Прошлого свершения.

Сущее крушит как шторм, шестирукий Шива.
Хаос - уровень порядка, что течет по жилам.

Шива лед вокруг крушит, в пар сжигает воду.
Разрушений шумный марш шепчет всем "Свобода".

Марша шум едва расслышав прочь ты не спеши.
Твой побег от сущего Шива сокрушит.

Как поймешь шагов порядок в диком танце Шивы,
Сможешь танцевать как Шива, вольно и красиво.

Но порядок это ось, главная несущая,
Танцем разрушай его,
Создавая сущее.

Сущее без директив, взлет без управления.
У шоссе маршрута нет. Только направление.

Хаос, как отец порядка может убивать.
Шестирукий Шива просто любит танцевать.

Не заденет тебя Шива, если ты мой друг,
В танце сможешь удержать все свои шесть рук.

Однако по запросу "Шива" вы увидите картинки вроде этих.



Чаще всего Шиву изображают с четырьмя руками. В правой верхней руке у него барабан в форме песочных часов, в левой верхней - огонь. Правая нижняя направлена на человека в защищающем жесте, ободряя и обещая, что все будет хорошо. Левая нижняя указывает на поднятую ногу и означает возможность спасения от иллюзорного восприятия реальности. Шива стоит на спине демона Апасмары, победив его.

Однако иногда рук у Шивы бывает и шесть...


и восемь...