Церковь святой екатерины невский. Базилика св. Екатерины Александрийской. Архитектурные особенности собора

По адресу: Невский проспект, д. 32-34 (м. Невский проспект. Район Центральный).

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России.

Во дворе зданий на Невский проспект, д. 32-34 есть проход на улицу Итальянскую по живописному дворику.

Историческая справка

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году. В 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте).

Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (совр. Невский пр., д.34). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины.

7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В период СССР храм не действовал.

В период с 1992 по 2008 год в храме была проведена реконструкция. Сейчас храм открыт для верующих. При церкви действует воскресная школа, катехуменат, Детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

Невский пр., 32-34

Строительство

Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку . Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) .

Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора .

Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: "Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии " [Цит. по: 4, с. 31].

Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини , составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.

Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот .

Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.

Строительство храма велось с 9 июня 1763 года. 16 июля была проведена официальная церемония его закладки, во время которой чертёж фасада был одобрен Екатериной II. Подписанный императрицей проект не сохранился (или не найден). При этом очевидно, что проект 1761 года вовсе не тот, которым пользовались строители. Валлен-Деламот смог его кардинально переработать. На церемонии закладки первый камень от имени царицы заложил церемонимейстер двора граф Франц Санти, от церкви - приор отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском памятной медали.

Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.

Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.

В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди . После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.

Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:

"Храм этот во время царствования Екатерины II Иоанн Андрей Аркетти ариепископ халцедонский, посол специальных поручений в государстве Россия апостольского престола дня 7 октября 1783 года, в 9 году папской службы Пия IV к 21 году царствования Екатерины II в присутствии всего города торжественно освятил. Кроме того, в праздник римской кафедры в святой год божий, 1784, префект петербургского католического костёла передал торжественно первому архиепископу могилевскому Станиславу Сестренцевичу паллию. Эту памятную доску положили: Михаил Ростоцкий. Синдики: Ян Баптиста Ливио, Антонио Ринальди, Франц Лакруа, Франц Мольнер, Георгий Людвиг Олри, Андрей Пирлинг" [Цит. по: 4, с. 87].

История

Костёл святой Екатерины стал самым старшим и самым большим католическим храмом в России. Его фасад сохраняет "фирменный знак" Антонио Ринальди - две скрещенные ветви. На высоком парапете установлены фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также фигуры ангелов с крестом.

Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.

Заметным украшением интерьера костёла святой Екатерины являются восемь фигур апостолов. Они установлены в 1783 году, исполнены из жжёного гипса. Их автор неизвестен, вероятно фигуры делали несколько мастеров. В алтарной части находятся статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения - святой Андрей, над входом в ризницу - святой Иуда Фаддей. Напротив святого Андрея в трансепте - святой Варфоломей, напротив Фаддея - вероятно святой Иаков Младший. Ещё одной парой изображённых в костёле апостолов являются, вероятнее всего, святые Иаков Зеведеев и Матфей.

В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.

Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.

В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма "Дазер и Пирлинг" и 1 сентября 1803 года подарила церкви.

В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.

Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:

"Деревянный амвон расписан под мрамор, украшен резьбой, спереди находится изображение Спасителя, окружённое ангелочками, по бокам четыре евангелиста; его поддерживают два ангела на массивном резном столбе ручной работы. На амвоне висит деревянное распятие. Над амвоном возвышается балдахин, украшенный резьбой, бахромой и кистями из дерева, вокруг головки ангелов; на вершине балдахина два ангелочка поддерживают крест. Под балдахином фигура Святого Духа, покрытая серебром" [Цит. по: 4, с. 109].

До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.

При ремонте в 1829-1830-х годах колонны внутри храма обработали искусственным мрамором. Тогда же обновили главный престол, переосвящение которого состоялось 2 октября 1830 года при участии архиепископа Могилевского. Вероятно, в то же время за престолом вдоль стены установили деревянные белые скамьи с позолотой. Справа от престола располагался малый, посвящённый Иисусу, украшеный образом "Добрый пастырь". Слева - ещё один малый престол с образом Иоанна Крестителя. Автор указанных картин не известен, они находились в костёле до 1890-х годов.

Боковые престолы изначально не были мраморными. С восточной стороны висел образ "Благовещение Девы Марии", с западной - "Распятие". Над западным престолом располагалось изображение "Божией Матери Страдающей" с мощами (чьи это были мощи неизвестно). В 1842 году итальянский каменщик Фердинанд Галеотти пожертвовал для монтажа в боковом престоле мраморного алтаря 1 000 рублей. Перед этим он за свой счёт заказал его в Италии и привёз в Петербург. В костёле святой Екатерины его установили только в 1850 году, так как аналогичный хотели поместить и напротив. Второй боковой престол подарил храму Юлиан Карпович. Его тоже изготовили в Италии из белого и серого мрамора, установили в 1858 году. После установки новых алтарей было решено обновить образа. Новые картины "Матерь Божия Розария" и "Распятие" исполнил польский живописец Тадеуш Горецки.

В 1829 году в соборе святой Екатерины венчался архитектор О. Монферран . В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой - сестры супруги А. С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же в соборе перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского.

Князем Лейхтенбергским храму в 1851 году была подарена большая люстра на 250 свечей. Из-за своего большого веса она упала, вешать обратно её не стали. Люстра была продана в 1868 году за 5 000 рублей. Вместо неё были приобретены четыре более лёгких светильника.

Первоначальный деревянный пол костёла святой Екатерины в 1883 году был заменён керамической плиткой фирмы Виллерой-Бош. При ремонте церкви в 1890 году в её помещения провели электричество.

По мнению Р. Ханковска костёл с самого начала украшала только орнаментальная живопись, за исключением четырёх фигур евангелистов в парусах купола . Добавления к ним появились только в конце XIX века, когда было решено расписать купол и неф. Для этого в 1896 году был объявлен конкурс, условия для которого выдвинул ряд петербургских архитекторов во главе с Н. Л. Бенуа . На конкурс поступило только две работы. Один из авторов не выполнил обязательных условий конкурса, поэтому работу отдали второму соискателю - Г. Гримму. Но и его проект не был осуществлён, так как, по всей видимости, он не устроил администрацию костёла.

Так как конкурс результатов не дал, было решено обратиться к польским мастерам: художникам Войцеху Герсону, Казимиру Алхимовичу, Тадеушу Попелю и Антонию Пиотровскому. Росписи и повторяющиеся элементы декора выполнил И. Чаевич.

Одновременно с обновлением живописного убранства костёла в нём проводилась модернизация системы отопления. Прежняя хорошо прогревала только его нижнюю часть, тогда как сверху воздух был весьма прохладным. Из-за этого под потолком возникал пар, оставлявший на стенах мокрые пятна. Летом 1896 года переустройство системы отопления взяло на себя "Общество по устройству отопления и вентиляции в зданиях Лукашевич и К". Смонтированное к зиме оборудование позволило обогревать здание равномерно.

Прихожанами костёла святой Екатерины в разное время были А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист.

При храме долгие годы работали школа-интернат для дворянских детей, женская гимназия, бесплатная начальная школа для девочек, сиротский приют, благотворительное общество.

3 февраля 1918 года советская власть объявила об отделении церкви от государства. Тогда же начались конфискации церковного имущества. У католической общины были отобраны учебные помещения, часть церковной утвари. 10 октября 1919 года были национализированы доходные дома на Невском проспекте. Всё это привело к резкому снижению доходов общины. Многие священники подверглись репрессиям. После появления 22 февраля 1922 года декрета об изъятии церковных ценностей ситуация ещё более усугубилась. Сокровищницу костёла святой Екатерины спас от национализации прелат Константин Будкевич. 25 февраля 1922 года он тайно вывез в помещения польских делегаций на Галерной улице самые ценные предметы. В течение следующих трёх дней, пешком, дабы не привлекать к себе внимание, в польское представительство были перенесены остальные части сокровищницы. Оттуда имущество костёла отправилось за пределы России. 13 марта 1923 года Константин Будкевич был арестован. На судебном процессе в Москве его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.

В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году - останки Станислава Августа Понятовского.

Здание костёла святой Екатерины было признано памятником, поэтому оно охранялось государством и не было снесено. В 1920-х годах в бывшем храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Но сделаны они были на крайне низком профессиональном уровне.

На рубеже 1931-1932 годов подвальные помещения костёла занял овощной склад Райпищеторга.

Костёл святой Екатерины был закрыт 15 августа 1938 года. Тому официально были даны три причины: отсутствие духовенства, неполный состав приходского совета (из положенных 20 в совете было только 12 человек) и невыполнение распоряжения о ремонте здания.

Освободившееся здание вначале предлагалось использовать как кинотеатр. Но его переоборудование под эти цели потребовало бы больших финансовых затрат. Поэтому было найдено другое решение. 26 декабря 1938 года здание было передано Этнографическому музею под размещение в нём своих коллекций. Сразу же музей начал подготавливать зал для новой функции. 20 августа 1939 года было выдано разрешение на разборку мраморного алтаря и металлических балюстрад. 56 блоков белого и цветного мрамора и 22 мраморные ступени были переданы фабрике "Монумент-скульптура" для повторного использования. Частью мраморного алтаря являлось бронзовое распятие, отлитое по макету И. Витали. Неизвестной девушке удалось тайком его вынести и передать в единственный действующий тогда в Ленинграде костёл Лурдской Божией Матери .

В 1941 году костёл святой Екатерины был передан Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его помещения стали использовать в качестве склада, куда перевезли книги из хранилищ, ранее находившихся во Владимирском соборе .

За годы войны здание пострадало от артиллерийского обстрела. Один снаряд попал в карниз главного фасада, а второй упал рядом с входом. Тогда же светильники из костёла святой Екатерины передали в Музей истории Ленинграда. В 1956 году четыре бронзовые золочёные люстры решили в храм не возвращать. Их повесили во дворце Белосельских-Белозерских , где тогда размещался районный комитет партии.

В 1946-1947 годах церковь отремонтировали. Но в 1947 году здесь вспыхнул пожар. Тогда сгорели деревянные элементы декора: паркет в алтарной части, двери в ризницу и часовню. Из-за высокой температуры осыпалась часть штукатурки, потрескались статуи двух святых, роспись над алтарной частью была полностью уничтожена. Пострадала роспись купола, орган.

У библиотеки средств на восстановление костёла святой Екатерины не было. Поэтому в дальнейшем его собственник неоднократно менялся, что также негативно влияло на состояние здания. В 1950 году бывший храм использовало в качестве склада издательство "Юридическая литература", в 1951 году - склад институт Арктики и Антарктики, в 1952 - склад Военно-Морского ведомства. Позже "Ленфильм" собирался устроить здесь склад реквизита. Одно время здание предлагалось переоборудовать под планетарий.

Министерство обороны отказалось от храма в 1962 году. Некоторое время здесь оставался склад, а спустя два года здание решили приспособить под лекторий Музея истории религии и атеизма. К концу 1960-х годов был составлен соответствующий проект. Но на предполагаемое тогда разделение здания на два этажа ГИОП не дала разрешения.

В конце 1970-х годов костёл святой Екатерины передали Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под органный концертный зал. Проект реставрационных работ был составлен специалистами СНПО "Реставратор" во главе с Антониной Тараненко. В бывшем храме предлагалось устроить сам органный зал, а подвальные помещения отдать под гардероб и технические нужды. В 1977 году были установлены строительные леса и началась консервация сохранившегося убранства в интерьерах здания.

Огромный урон интерьерам нанесли пожары в 1980 и 1984 годах, когда была уничтожена вся внутренняя отделка храма.

К 1991 году был составлен проект восстановления интерьеров костёла на конец XIX - начало ХХ веков. Однако падение советской экономики привело к отсутствию необходимых для ремонта средств.

В 1992 году костёл Святой Екатерины был передан римско-католическому религиозному объединению. Из-за этого старый проект реставрации перестал быть актуальным. Он был упрощён и приспособлен только для нужд церкви. 29 июля 1994 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем здесь было проведено богослужение, после чего костёл стал вновь доступен для верующих. В 1998 году сюда из костёла Лурдской Божьей Матери вернулось распятие. Открытие собора после реставрации состоялось 11 мая 2003 года.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 173-180) 31.12.2011 г. 01:59
2) (Стр. 124-130) 24.01.2012 г. 00:49
3) (Стр. 207-213) 16.05.2014 г. 17:46
4) 29.05.2014 г. 14:23

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.