День матери сырой земли. Ведические сказки: Мать Сыра Земля или Макошь

Земледелие было основным видом деятельности славян в прошлом. Поэтому отношение к земле всегда отличалось любовью и уважением. Ее приравнивали к матери, ею клялись. Оберег земля был обычным делом в дальних странствиях, в поездках на чужбину.

В этой теме:


А былинные богатыри обретали свою мощь и силу, прикоснувшись к родной землице. Но ее древнее значение еще шире. Она воспринимается как одна из 4-х стихий мироздания, источник, породивший все, что есть на свете, включая человека.

Земля в традициях и обычаях славян

Славяне жили землей, кормились ею. Их представление о ее животворящей силе воплощено в женской фигуре, которая является символом продолжения жизни на земле. Земля вступала в брак с Небом и,благодаря дождю, которым супруг ее орошал, она могла родить урожай. Таким образом, она сопоставлялась с женщиной и считалась матерью всего сущего.

Трепетное отношение к земле прослеживается в различных традициях, бытовавших среди славян. Например, люди верили, что она заключает в себе огромную силу, поэтому в пору тяжелых болезней ложились на нее или даже закапывали себя, чтобы земля очистила организм от скверны. А если человек страдал от последствий травмы, то его несли в то самое место, где он травмировался, чтобы больной попросил у земли прощения. Знахари в своих обрядах для исцеления взрослых и малышей прикладывали к земле лбом, чтобы она забрала болезнь обратно.

В лечебных целях земля использовалась не только как символ. Многие методы знахарей включали непосредственное использование грунта определенного вида. Например, после укуса змеи надо было приложить к ране грунт того же цвета, что и сама змея. А могильная земля вообще — это одно из чудодейственных лекарств. Только брать ее надо было с могилы тезки. Втирая это средство в пораженное место, можно было исцелиться от зубной боли, боли в горле и даже от насморка и кашля. В некоторых местностях землицу доставали, приподняв могильную плиту, добавляли в воду и поили таким снадобьем больного, сопровождая действия словами:

Мать сыра земля, родимая, от тебя берем и тебе отдаем – отними болезнь от раба Божьего.

Принятие христианства не изменило отношения к родной земле. В Библии говорится, что «из праха земного» Бог создал человека. По мере распространения христианства землицу стали ассоциировать с Богородицей, а также появилось множество запретов, связанных с сельскохозяйственными работами и церковными праздниками. Причем, многие христианские праздники соединились в народных верованиях с именинами земли.

Люди продолжали относиться к своей кормилице с большой любовью, клялись ею. Причем такая клятва считалась нерушимой, если человек ее нарушал, изменяя своему слову, он воспринимался сородичами как изгой, потерянный для семьи и рода в целом.

Чтобы в поездках, в странствиях и даже на войне избежать опасностей принято брать с собой узелок, в который заворачивают горсть родной земли. И сегодня можно без труда сделать такой оберег. Для этого готовится земля с родного двора или хотя бы из того поселения, где проживает отправляющийся в путь человек. Земля просушивается и ссыпается в холщовый или кожаный мешочек. Можно попросить священника освятить этот оберег.

Мешочек хранится в кармане или за пазухой до того момента, пока человек не прибудет на место назначения. Там он должен рассыпать землю у себя под ногами и сказать заговор:

Стань и ты мне матерью, а не мачехой

Есть и другой вариант:

Я по своей земле хожу

Если человек живет не в частном доме, а квартире, лучше брать землю понемногу со дворов семи храмов своего города или выехать за город, здесь природа не отравлена негативной энергией. Также подойдет земля с могилок семи кровных родственников. Этот оберег часто стали используют матери, отправляющие детей в армию. Они используют его как защиту их от нежданных опасностей. Землицу с могилки, повешенную на шее в ладанке, использовали как оберег от тяжкой болезни при лихорадке.

У славян с древности живет оберег под названием Мать Сыра Земля. Это символ Богини плодородия, которая обеспечивала защиту и сытость. Внешне он выглядит как диагональный крест, составляющий 4 ромба, – это незасеянное поле. Издревле 4 ромба с точками по центру – это символ засеянного поля, а на данном знаке точек нет. значит, прежде всего, символ ориентирован на девушек, у которых материнство еще впереди.

Знак «поле» говорит, как тесно связан человек с природой. Такой оберег дарует спокойствие, умиротворенность, взвешенное и рассудительное отношение ко всем начинаниям. Если в жизни человека есть планы завести семью, ребенка, то такой оберег станет ему надежной опорой. Незамужние женщины, надев этот оберег, получают шанс создать полноценную семью, обзавестись детьми.

Славянские обереги значение в жизни древних Славян

Славянские обереги - значение в жизни древних Славян

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 1*ЧАСТЬ 1

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 1

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ОБЕРЕГИ, ГДЕ НОСИТЬ,КАК ЗАРЯЖАТЬ. (Трехлебов А.В 2016,2017,2018,2019)

ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ. http://www.youtube.com/watch?v=cfLeQFUUNZQ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Обязательно узнайте Ваш славянский оберег по дате рождения.Славяне делали обереги и для защиты дома.

Обязательно узнайте Ваш славянский оберег по дате ро

Славянские обереги и символы и их значение

Магия и Колдовство https://koldovstvo.net/talismany-oberegi-amulety.

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 3*ЧАСТЬ 1

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 3

Славянские Символы: Коловрат, Черное Солнце и Валькирия это новодел?

Значение славянских символов оберегов.Как правильно подобрать надежный амулет.

Значение славянских символов оберегов https://www.youtube.com/w

Различные славянские обереги из серебра (Крес, лунницы, молоты, печати Велеса)

Заказать славянские обереги из серебра можно в нашем

Поскольку оберег воспринимается как женское начало, материнская сущность, он выступает как источник всеобъемлющей любви земли ко всему живому: к растениям, животным и человеку. Также это символ надежной защиты от бед и несчастий всех плодов деятельности человека. Оберег дарует уверенность в себе, возможность наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Основные направления действия данного амулета – это

  • укрепление семейных отношений;
  • привлечение счастья;
  • получение удачи в новых делах.

Богиня Мать Сыра Земля дарует всем, кто ее почитает, силу этой стихии, так же, как Семаргл одаривает силой Огня, Стрибог – силой воздуха, а богиня Дана – силой воды. Поэтому надевая славянский оберег, надо понимать, к какой стихии или силе природы идет обращение через него. Ведь существуют и обереги, связанные с иными богами, олицетворяющими Солнце, Луну и т.д. Подбирать себе амулет надо только, узнав своего покровителя или покровителя того человека, которому предназначен оберег.

Обереги на землю

Несмотря на то, что земля обладает огромной энергетикой, она нередко нуждается в помощи человека. Особенно часто такая ситуация случается с сельхозугодиями и с приусадебными участками. Злые, завистливые люди могут позавидовать достатку в семье и наслать на участок негативную программу. Это внешне будет выражаться в резком снижении урожайности, постоянных болезнях культурных растений, нашествиях вредителей.

Чтобы избавить энергетику земельного надела от всего лишнего, можно использовать старинный оберег на землю, выражающийся в магических действиях. Для этого надо сжечь на испорченном месте деревянное колесо от телеги. Дым от получившегося костра и будет выступать как оберег. Он разнесет по участку энергию защитных слов, которые произносят, пока горит колесо:

Гори, залом, золой упади, а ты, земля-матушка, урожай породи. Аминь.

Важно! Чтобы организовать грамотную защиту земельного участка, надо начать с забора. Он должен огораживать пространство со всех сторон, быть целым, добротным. Если дополнить забор простыми бытовыми предметами (кувшинами, горшками, старыми башмаками, валенками), то можно усилить защиту от темных сил.

Рассудительные хозяйки не ждут, пока на их огороде или поле что-то случится. Они заранее заботятся о магической защите участка. Один из известных способ предлагает использовать как оберег заговор, который читают, обходя свои владения по кругу.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Что в земле и на земле растет, То мой оберег бережет. Кто мое возьмет, тот будет маяться, Кто мое сорвет, тот закается, Оберег мой воришку найдет, В разум и сердце его войдет. Оберег закрывает мой сад и огород, От неба до земли, с востока до запада. От глаз завистливых укрывает, Глаза завидущие прочь отводит. Никому мою землю и мои плоды Не сурочить. На голове у меня растет красная нить. Как я сказала, так тому и быть. Ключ. Замок. Язык. Аминь

Эти нехитрые слова действительно помогают закрыть в сад и огород путь всем людям со злыми намерениями: и ворам, и простым завистникам, которые могут навредить. Троекратный обход позволит разнести силу слов по всему участку и закрепить их энергию там.

Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня мы с вами поговорим о единственной славянской богине, которая не подверглась гонению со стороны христианства. По крайней мере, я не слышала об этом ничего. Это был самый любимый народом персонаж славянской мифологии — Мать Сыра Земля.

Травы, цветы, деревья и кустарники — её пышные волосы. Каменные скалы — это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её — это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю. А когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги.

Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Достаточно вспомнить сказки и былины, в которых даже богатыри припадают к сырой земле, чтобы получить новые силы. Ударят они копьём о землю, и она поглотит чёрную, ядовитую кровь змея и возвратит жизнь загубленным людям.
О землю ударялись сказочные герои, чтобы перевоплотиться в кого-то другого и получить его силу.

«Чем заболел, тем и лечись» - говорили в древности и советовали выносить тех, кто ушибся, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама считалась самым сильным лекарством. Знахарь смачивал землю слюной и прикладывал к ранам или больной голове, нашёптывая при этом заговор: «Как здорова земля, так и твоя голова была бы здорова ».

Матерью Сырой Землёй клялись, и эта клятва считалась самой сильной, она была священна и нерушима. Клятвопреступника земля не станет носить. «Чтоб мне сквозь землю провалиться! » - до сих пор сохранилась такая клятва.

Землю целовали, просили о прощении, когда сделали плохое дело. И такой традиционный в древности земной поклон — это тоже от великого почитания матушки-Земли.

Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.

В древности ведуны умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги того, кто желал свою судьбу узнать. «Вынуть след» у человека и сейчас считается недобрым умыслом. Если нашептать умеючи над ним, то можно связать волю человека по рукам и ногам. И тогда, чтобы от такой напасти избавиться, просят Землю: «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать — Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную».

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Рюген: «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нём хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности. Уже позже создали стройные искусственные системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие искусственные патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея, породившая Урана, или Кибела, олицетворение матери-природы, почитаемая в Малой Азии.

В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество — олицетворение всей природы. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным, что сохранилось вплоть до начала XX века.

Множество поверий связано именно с родной землёй. Если человек куда-то уезжал на чужбину, то непременно с собой брал горсть родной земли. Высыпал её на чужой земле и, ступая по ней, говорил: «По своей земле хожу». Считалось, что и там, на чужбине, в случае чего, родная земля поможет, силы придаст.

Землю хранили в ладанках во время путешествий как оберег от злых сил.

У матерей не было большего горя, чем известие, что их сыновья, умершие на чужбине, не запаслись родной землицей и похоронены без неё.

Понятие «родины, родной земли» для славян было особенным. Сколько поэтических произведений посвящено родине!

Есть особый день, 23 мая — день рождения Матери Сырой Земли. Крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить покоя земли.
В этот день желательно пройтись босыми ногами по земле: так можно почерпнуть у ней силы, необходимые вашему организму. Считалось также, что в этот день можно выкапывать целебные корни на лекарственные зелья, потому что они набирали наибольшую силу.

Всю свою жизнь вековечную Мать Сыра Земля растит для живущего на ней народа хлеб насущный. Конечно, это не только хлебные колосья, но и другие съедобные для человека растения, разные травы целебные. Как траве не вырасти без горстки земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.

Солнечные лучи согревают землю, дождевые ливни питают её, и земля, согретая и увлажнённая, растит травы, цветы, деревья, даёт пищу животным и человеку. И вот это естественное для человека явление послужило источником мифа о брачном союзе Неба и Земли. Так как Земля у нас, естественно, женское начало, матушка, то Небу отводилось мужское — это был отец-батюшка. Летнее небо заключает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает по ней свои тёплые лучи и разливает живительные воды, и Земля тогда может «рожать». В зимнюю же пору земля каменеет от стужи и делается неплодною.

Поэтому неслучайно в сознании славян сложилось мировоззрение, что богатство страны и народа напрямую зависит от просторов славянской земли. Именно эти просторы — главное богатство как материальное, так и духовное.
Выразителем этого мировоззрения стал былинный богатырь Микула Селянинович. Сила ему дарована самой землёй, и опирается он полностью на земную силу Руси.
Микула — любимый сын Матери Сырой Земли, первый русский оратай. В его честь справлялись коллективные пиры-микульщины, пелись песни в честь наступающих именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!

Есть интересная былина о Святогоре и Микуле. Святогор пытается догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И тогда проговорил богатырь таковы слова:

- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то множечко, не могу тебя догнать на добром поле.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
- Что у тебя в сумочке?
- А вот подыми с земли, так увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, - не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:
- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
- В сумочке у меня тяга земная.
- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины?
- Я есть Микулушка Селянинович.

Микула — носитель земной тяги в прямом смысле: он несёт силу Матери Сырой Земли в котомке за плечами, легко обгоняя самого могучего богатыря. Тяга земная при сопрокосновении с источником питается необъятной силой Земли, потом возвращается на плечи Микулы и передаётся ему сполна.

С принятием на Руси христианства образ Матери Сырой Земли стал сближаться с образом самой Богородицы. Постепенно распространилось представление, что у человека три матери: первая — Пресвятая Богородица, которая родила спасителя мира, вторая — Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья — та, что в утробе носила и родила.
А праздник в честь оратая Микулы христианство перевело на почитание святого Николая Чудотворца. Оттого на Руси так почитают весеннего Николу.

Думаю, на этом можно закончить наш урок о земле-матушке. На следующем уроке мы поговорим о возможном супруге Матери Сырой Земли, а сейчас домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):

1. Почему же Мать Сыра Земля, а не просто Мать Земля? И богатыри почему припадали именно к сырой земле? (0-1 балл)

2. Как вы понимаете клятву «Чтоб мне сквозь землю провалиться!»? И что изначально в неё было заложено? (0-2 балла)

3. Почему сеятель всегда был мужчина? (0-1 балл)

4. Найдите сказки, былины (не менее двух), в которых герой прибегает к помощи Матери Сырой Земли. Расскажите о них. (0-3 балла)

5. Найдите загадки, пословицы, поговорки, да и просто крылатые выражения, связанные с Матерью Сырой Землёй (не менее трёх). Объясните, как вы их понимаете. (0-3 балла)

6. Напишите небольшое эссе (поэтическое или прозаическое), посвящённое этому божеству или вообще родной земле. (0-4 балла)

7. Если умеете рисовать, то можете изобразить Мать Сыру Землю. (0-5 баллов)

8. Вы отправились на практику в Аргемоне (практика может быть по любому предмету). Расскажите, какую помощь вам смогла оказать Мать Сыра Земля. (0-5 баллов)

9. Найдите поэтическое или прозаическое произведение, посвящённое Родине, родной земле, которое вам нравится. Расскажите о нём и о мыслях, которые появляются после его прочтения. (0-3 балла)

10. Почему именно у славян сложилось такое почитание Матери Сырой Земли? (0-2 балла)

11. В древнегреческой мифологии есть персонаж, подобный Микуле. Найдите его и расскажите о нём. Какие сходства и отличия вы нашли? (0-3 балла)

ОТЕЦ СВЕТ НЕБО И МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ, Худ.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней. Мать Сыра Земля - Небесная Богиня-Покровительца Мидгард-Земли. Богиня земного плодородия и богатого, обильного урожая.

РОДОСЛОВНАЯ: Говорят, что Мать Сыра Земля получена Родом в процессе сбивания (пахтания) молоко камнем . (Молоко было получено от коровы и козы ).

В начале времен у Матери-Сырой-Земли от великого родился сын .

Были у Земли и другие дети. Отцом , и (того, который Бессмертный) был . Отцом являлся .

Мать Сыра Земля в свое время была супругой (Дыя). От него у Земли сын — . И уже от Индры Мать Сыра Земля родила Бога .

Первый оратай любимый сын Матери Сырой Земли .

ХАРАКТЕРИСТИКА: У всех народов с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери — чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.

СТИХИИ. Мать Сыра Земля относится к стихии

ОБРАЗ ЖИЗНИ:

Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.

Мать Сыра-Земля на картинах и

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: Перед посевной все Славянские и Арийские Роды приносили Богине богатые Дары и Требы. Данные безкровные жертвоприношения и Дары составляли в основном самые красивые лесные и полевые цветы и наилучшие сорта отборных зерен. Жрецы и Жрицы, которые служат Матери Сырой Земле, приносили эти жертвоприношения и Дары на Священный огненный жертвенник, дабы с огнем жертвенника все Дары и принесенные Требы поднялись в Небеса, в Чертоги Богини-Покровительцы.

ПАРАЛЛЕЛИ. Мать -Сыра Земля в чем-то сходна со скифской богиней — богиней Земли.

СВОЕОБРАЗНЫЙ АМУЛЕТ: С почитанием земли связано и представление о родине. Уезжая в далекий путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили ее на груди в ладанке как своеобразный амулет. В случае смерти на чужбине землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки ритуала также сохранились до наших дней. Вернувшись из изгнания, многие, вставая на колени, целуют землю. Известно, что подобным образом всегда поступает Папа Римский, в первый раз приезжая в какую-либо страну.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ: Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В этот день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься какими-либо земляными работами, например, втыкать в землю колья.

(31)Подборка выполнена специально для сайта

В Лето 7526 от С.М.З.Х., Месяца Сороковника Элетъ (Посева и Наречения), 37-го дня (с вечера 18 мая - по вечер 20 мая 2018), День чествования Богини Матери Сырой Земли . В этот день Ей приносят в жертву лучшие семена, фрукты, овощи и просят, чтобы всё, что идёт в огонь, было в изобилии в Родах. В этот день многие овощи и фрукты высаживаются в открытый грунт, а также высеваются различные злаковые культуры.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - Небесная Богиня-Покровительца Мидгард-Земли (Мидгард-Земля — у Славяно-Арийских народов, древнее название планеты Земля.). Богиня земного плодородия и богатого, обильного урожая. Перед посевной все Славянские и Арийские Роды приносили Богине богатые Дары и Требы.
Данные безкровные жертвоприношения и Дары составляли в основном самые красивые лесные и полевые цветы и наилучшие сорта отборных зерен.

Мать Сыра Земля — заботливая и нежная мать НебесногоБога Волха, Хранителя Священных Чертогов Небесной Волхалы, в которойобретают покой воины, павшие в битвах с ворогами и темными силами.


Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» «Чем заболел, тем и лечись!» — говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и просить землю о прощении. Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, — говорится при этом, — так же и моя голова была бы здорова!».

«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» — произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.
«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» — говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно!
А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом — значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, Сыра Земля родимая, — отчитываются от такой напасти, — укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!».

Древнеславянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница

«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на
благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает
«морозы со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все
той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим
внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение к земле родимой. Как
траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не
прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и
добрая земля — горькая сирота, так и он без земли — что без живой души в
своем богатырском теле!

Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с
небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и
увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и
животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило
источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу
придана воздействующая, мужская роль, а Земле — воспринимающая, женская.
Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или
супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля
становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не
напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она
каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по
народному выражению, «принимается за свой род».

«Не Земля родит, а Небо», — выражается пахарь пословицею, обозначая
тем, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля
бессильна дать урожай…

По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света
купол неба соединяется с землею. Землю держит на роге вол или буйвол;
время от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог — отсюда и
землетрясения. В подземном мире тоже живут люди, все там устроено
по-нашему: те же растения, птицы, животные. При сотворении мира вся-вся
земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл русла рек и морей,
пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала
Девица-Земина. В ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили этот
дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом,
пшеницей, ячменем и всяким злаком».

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен
(Рюген): «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она
вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове
океана нетронутый лес, и в нем хранится священная колесница, покрытая
завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что
богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами,
сопровождает с великим благоговением». Мужским воплощением Земины был
бог Земенник, или Потримп. Пиры в его честь устраивали осенью, когда
собран весь урожай. Это был бог плодородия с веселым лицом, он увенчан
зеленым венком. В его святилище стоял горшок, доверху полный хлебными
зернами. В другом горшке спала священная змея бога, которую поили
молоком.

Путешественники древних времен так описывали празднества в его честь:
«Когда зерно убрано с полей, люди сходятся в некое место,
предназначенное для бесед и сборищ, — мужчины с женами и детьми, со
слугами и всеми своими родичами, объединенные между собой повиновением.
Столы, лавки и иные места, на которых они свои беседы отправляют, посыпают травой, поверх
которой кладут хлеб, по краям хлеба с двух сторон ставят по две корчаги
пива. Затем приносят телят, поросят, домашнюю птицу, каждой твари по
паре, потом в жертву богу забивают. И приговаривают: «Это тебе, о
Земенник-бог, жертвуем и благодарение производим, ибо нас в этот год в
здравии и достатке хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас от огня, от
войны, от морового поветрия и от всех врагов наших охранил».

Потом, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от
каждого блюда отрезая, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе
и в сени бросают, говоря: «Это тебе, наш Земенник, жертвуем, бери и
ешь, сердечно просим!»


СОЛАРД - Символ Величия Плодородия Матери Сырой Земли, получающей Свет,Теплоту и Любовь от Ярилы - Солнца. Cимвол процветания земли Предков.
Символ Огня, дающий достаток и процветание Родам, созидающим для своихпотомков, во Славу Светлых Богов и Многомудрых Предков.
Носящий такой оберег никогда не будет в нужде. У него всегда всего в достатке и близких в нужде не бросит.
СОЛАРД - Символ Огненного Обновления и Преображения. Этот символ применяли молодые люди, вступившие в Семейный Союз и ожидающие появления здоровогопотомства. На Свадьбу невесте дарили украшения с Колардом и Солардом.

Земля представлялась воображению славянина, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревьяказались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьевзаменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как
живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по
весне, она умирала, обожженная засухой…
И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни.
Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем — и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины, верили наши предки.
.

Поверья и обычаи древних славян

Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре
стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» , «Чем
заболел, тем и лечись!» — говорит народная Русь, и советуют старые люди
выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о
прощении. Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством:
ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а
также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, — говорится при
этом, — так же и моя голова была бы здорова!»

«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и
лихого дела!» — произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне
скотины на весенний подножный корм. «Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля
навеки, если я вру!» — говорит человек, давая клятву, и такая клятва
священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь
из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне
родство их вечно!

А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели
гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою
судьбу. «Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым
умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом — значит, по
старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам.

Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, сыра земля
родимая, — отчитываются от такой напасти, — укрой меня от призора
лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от
языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо.
Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано — на
многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»


В день Матери СыройЗемли когда празднуют именины Земли. Нельзя производить никаких земляных
работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает.
На зачине, во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
«Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,
Оборота и лихого дела».

Слава Матери Сырой Земле!
Слава Богам и Предкам Нашим!

Мать сыра Земля одно из самых древнейших явлений в пантеоне. До формирования четких представлений о творении жизни эта богиня занимала первостепенное значение в пантеоне славянских и прославянских народностей. Мать сыра Земля богиня плодородия на всех уровнях бытия и всего живого под небом. Она имеет такое же значение, как Род, Перун или Сварог. Мать сыра Земля противопоставлялась Отцу-Небу и долгое время присутствовала в качестве его супруги.

  • Древний культ Матери сырой Земли

    Мать сыра Земля для наших предков была добрым жизнь дающим началом глобального значения. От времен охотников и собирателей до сформированных славянских народностей она занимала первостепенное значение в пантеоне.

    Советский и русский археолог Б. А. Рыбаков отмечал, что Мать сыра Земля богиня имеет древнее происхождение, уходящие в палеолит. Менгиры расставленные по степной части России и южной полосе Сибири, а так же находки в различных частях средней полосы отражают степень почитания нашими предками Матери сырой Земли.

    От палеолита до первых славян

    Как антропоморфный образ Мать сыра Земля сформировалась уже в поздние эпохи. Первые находки в пещерах и каменных могилах рассыпанные по всей территории славянских земель отражают почитание богини. В представлении наших самых древних предков она была всем сущим под небом.

    Быт и процветание, да и сама жизнь зависела от плодородия тех территорий, на которых проживала община. Именно поэтому к Матери сырой Земли относились с величайшим почтением. В сознании наших предков сформировалось воззрение, что земля питает не только тело, но и дух. Горсть земли бралась в дальние странствия, как оберег и источник силы.

    Индоарийское происхождение

    Мать сыра Земля как антропоморфный образ получила свое формирование в период переселения индоарийских народностей. Эти праславянские племена установили стойкое представление о самом культе и его необходимых атрибутах.

    Мать сыра Земля богиня дарующая жизнь, пропитание и место для создания дома. Именно поэтому в глубоком уважении к покровительнице был создан негласный свод законов:

    • на Землю нельзя плевать;
    • Землю воспрещается попирать ногами;
    • растущее на Земле в нее и возвращается;
    • чистая Земля ― благосклонная мать.

    Влияние этого отношения проявляется на всех уровнях общественного строя. Правило «не попирать ногами» отразилось в обуви с загнутыми носками из кожи. Подобные модели найдены как в скифских захоронениях и рисунках, так и среди боле поздних культурных слоев нашей эры. В областях где обувь плели из бересты, лапоть имел округлую форму носка препятствующему «попиранию».

    Найденные захоронения IV—II тысячелетия до н. э. отражают закон о возвращении в лоно земли. Тела уложены в позе младенца со сложенными ногами. Область головы, таза и коленей присыпалась рыжей глиной.

    Длительное время в центральной и степной части славянских земель было распространенно правило покидать городища с полным сжиганием старых построек. Таким образом, наши предки очищали прежние места жизни, давая возможность Земле восстановить территорию.

    Половецкие изваяния

    Мать сыра Земля изображается, как женщина с широкими бедрами и крупной грудью. Не все так называемые половецкие бабы относятся к культуре тюркских кочевников. Менгиры отражающие женское земное начало найдены на территории:

    • Чернигова;
    • Пересеченя;
    • Углича;
    • Киева;
    • Житомира;
    • вдоль Ладоги.

    Эти территории не посещались или были труднодоступны для половецких кочевников. Так же различается тип обработки камня и вырезаемый образ. Славянская Мать сыра Земля отличается от половецких традиционных баб. На ее фигуре не изображались предметы ремесел, одежда полностью отсутствовала. Из украшений чаще всего встречается гривна и подобранные ремешком волосы.

    Место в пантеоне

    В сформированном пантеоне Мать сыра Земля причислялась по силе и значимости к старшим богам. Это всеобъемлющее понятие воплощенное в образе женщины занимало центральное положение, но не вмешивалась в управление мировым порядком.

    Мать сыра Земля богиня имела статус «есть» и «быть». У нее не было конкретного рода занятия, ибо она была самой сутью плодородия. Чтобы дарить жизнь ей не нужно было совершать осмысленных действий, она была самой жизнью.

    Ее не персонифицируют по возрасту, поскольку она есть всегда. Над ней не властно время, и при этом она существует в его течении. Глобальное восприятие Матери сырой Земли давало славянам понимания о вечности и о смене фаз бытия.

    Отражение Матери сырой Земли в народном быту

    Мать сыра Земля присутствует на всех уровнях народного быта. Ее символы в вышивке и художественном народном промысле:

    • засеянное поле;
    • волнистые линии;
    • точки;
    • ромбы, квадраты;
    • ломаные зубчатые линии;
    • вертикальные прямые линии.

    Так же все виды животных, птиц и растительных узоров входят в понимание Матери сырой Земли. Поскольку Мать сыра Земля богиня родит жизнь, то изображая хотя бы единое ее порождение наши предки создавали многогранный образ живого.

    Мать сыра Земля богиня имеет продолжение в образах берегини и древа жизни. Эти символы вырезались из камня и дерева, вышивались.

    В устно-песенном фольклоре сохранилась масса частушек, песен и обращений в которых воспевалась Мать сыра Земля. Переданные до наших дней сказы и былины содержат обязательную часть ― поклонение Матери сырой Земле. Отправляясь на подвиги или собираясь совершить любое значимое действие человек кланялся полю, как образу Богини.

    Прославление богини

    Прославилась Мать сыра Земля по разному в зависимости от культурных традиций конкретного региона. В области Киева, Чернигова и Новгорода были отведены священные рощи или поляны на которых проводились обряды.

    Мать сыра Земля богиня в обычном быту почиталась вынесением даров на поле или луг. Конкретного дня ей не отводилось. В основном прославление проходило на дни равноденствия и приурочивались к праздникам посева и сбора урожая. Отмечались они массовыми народными гуляньями с обильным угощением.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас