Стопа пресвятой богородицы. Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская. Молитвы пред Цельбоносною Стопою Божия Матери

Много чудотворных икон Божией Матери было явлено российскому народу, но не все смогли дойти до наших дней. Трудно сказать, утеряны ли они навсегда или сокрыты до времени. Но есть такие, которые и сегодня остаются огоньком надежды на то, что Господь не оставил свой народ. Почаевская икона уже несколько столетий является таким светильником веры. Прославившись более пятисот лет назад, и сегодня она привлекает тысячи паломников.


История святого образа

В 16 в. митрополит Неофит проезжал через Почаев, где его очень тепло встретили дворяне Гойские. В память о своем визите он подарил им икону. Вскоре митрополит стал патриархом, а икона прославилась великими чудесами. Ей было суждено стать святыней целого народа.

Почаевская икона Божией Матери несколько десятков лет провела в доме благочестивых христиан, пока не случилось первое исцеление. Тогда владелица решила, что иметь такую святыню в одиночку недостойно. Образ был передан в обитель, где стал достоянием всего православного народа. Правда, это продолжалось недолго. После смерти Анны Гойской родственники решили вернуть икону себе.

Насмешки над святым образом не прошли даром - жена наследника стала бесноватой. По совету благочестивого монаха образ был отдан обратно в монастырь. Спокойная жизнь обители вновь была нарушена в 1721 г., когда она была передана католикам. Они весьма почтительно относились к образу - папа Климент даже прислал золотую ризу, украшенную коронами.

Спустя почти столетие обитель была возвращена в лоно Православной церкви. Сегодня она имеет статус лавры и относится к Московскому патриархату. Каждую субботу перед Почаевской иконой поется акафист. Делается в память о чудесном исцелении незрячей девочки.


Значение Почаевской иконы

Характерное отличие иконы - под ликами Спасителя и Богородицы находится отпечаток стопы. Это след самой Богородицы. Почему же его стали изображать на образе? Это сделано в память о посещении самой Царицы Небесной.

Почаевская лавра расположена на одноименной горе. Но когда-то она пустовала, и однажды ночью два монаха были удостоены чудесного видения. В огненном столбе стояла Богородица - голову венчала корона, в руке Дева держала скипетр. Пламя не обжигало ее - оно было подобно тому, которое видел Моисей на Синае. Когда видение прекратилось, на скале остался след. Отпечаток наполнился чистой водой.

От этого места и начали монахи застраивать гору, на которой сегодня стоит 16 храмов. Сначала здесь появилась Успенская церковь, затем над отпечатком ноги Богородицы возвели Собор. Источник вместе со стопой покрыты ковчегом и ограждены решеткой.

Именно об этом напоминает изображение отпечатка на Почаевской иконе Божией Матери.

Оригинальный образ сделан на липовой доске, как и многие иконы. Использованы масляные краски. Тонкая полоска серебра, которая была нанесена сверху, была потеряна. Ее заменили жемчужной ризой. Необычен также оклад, напоминающий звезду, лучи которой богато украшены камнями.


Где пребывает образ

Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.

В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.

Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.

Ни первая, ни вторая мировые войны не помешали монахам нести свои послушания - обитель не закрывалась. Немецкая оккупация, хрущевские гонения - во все эти тяжелые для страны моменты молитва звучала в древних стенах, продолжались служения. Говорят, мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия. Поэтому монастыри являются духовным оплотом всей земли.

Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») - хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан - считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий - в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья - известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина - первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина - жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина - предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева - одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей - все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

О чем молятся и в чем помогает Почаевская икона

За столетия собран весьма обширный список чудес (более 500), которых Господь удостоил верующих, молившихся перед образом. В чем помогла Почаевская икона людям?

  • Самое первое известное чудо произошло в домовом храме дворянской семьи, где находился образ. Мужчина, от рождения слепой, совершал молитвы перед иконой, после чего стал видеть. После этого случая образ было решено передать в обитель.
  • Один монах был захвачен в плен татарами. Находясь в кандалах, он горько сокрушался о том, что не сможет больше увидеть стен родного монастыря. И вдруг оказался посреди празднично одетых людей - Божия Матерь перенесла его в Почаевскую лавру.
  • Среди турок сохранилось предание о явлении Богородицы во время осады Почаева. В сонме ангелов явилась она перед нападавшими, которые от страха потеряли головы и стали убивать друг друга.
  • В 1664 г. у одного помещика скончался сын. Его бабка всю ночь молилась перед Почаевской иконой, умоляя вернуть любимого внука. К утру он очнулся и попросил есть.
  • Среди современных чудес - исцеление маленького мальчика, лишившегося слуха. Это стало осложнением после болезни. Врачи говорили, что восстановление займет много времени. Бабушка принесла Юре икону, которую оставили на ночь в палате. А утром ребенка выписали - он оказался здоров.

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям - даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

Понятие «чудо» имеет много значений, особенно в области веры. Главное чудо, которое может сотворить Бог - это исцеление человеческой души, изменение сердца. Оно становится более мягким, чувствительным к голосу совести, открытым к чужой боли. Тогда человек понимает, что он может сам творить чудеса - проявляя заботу о ближних, жертвуя чем-то ради них, становиться примером. Об этом надо неустанно просить Господа.

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Молитва Почаевской иконе Божией Матери

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери непосредственно связана с Почаевской Лаврой. Стоит сразу сказать об очень интересном факте – образ является представителем как католиков, так и православных христиан. Каждый год верующие отмечают празднование этой иконы, а происходит это 23 июля.

Прежде чем разобраться, о чем молятся Почаевской иконе Божьей Матери, узнаем, как выглядит образ. Написан лик масляными красками в строгом византийском стиле. В качестве основы используется обычная липовая доска, которая подбита внизу перекладинами из дуба, что предотвращает ее сгибание. Согласно существующей информации изначально была сверху покрыта тонкой серебристой пластиной, но со временем она потерялась. Украшение было заменено ризой из мелких жемчужин.

На иконе изображена Богоматерь с Богомладенцем на правой руке. В другой руке у нее находится плат, который прикрывает ноги и спину Христа. Младенец свою левую руку держит на плече у матери, а правой – благословляет. Божья Матерь склонила свою голову к Сыну, что символизирует ее безграничную любовь. Есть также две надписи в виде монограммы: Матерь Божья и Иисус Христос. На переднем плане изображена вершина горы с отпечатком ноги Богородицы.

История иконы Почаевской Божьей Матери

В 1340 году на горе, где сейчас расположен храм поселились два инока. Один из них молился на вершине и вдруг увидел Деву Марию, которая стояла на камне и пылала в огне. Он позвал своего друга, и он также увидел явление Богородицы. Был у этой картины и третий свидетель – пастух. После того как образ пропал на камне остался отпечаток правой стопы Богородицы, который до сих пор существует и что самое интересное в этом углублении всегда есть вода, являющаяся целебной.

Почаевская икона Божьей Матери «Неопалимая купина» появилась в 1559 году, когда митрополит Неофит проезжал через Волынь. Там он посетил одну дворянку, которой оставил в подарок икону Богородицы. Через некоторое время люди заметили, что от образа исходит странное сияние. В 1597 году икона впервые проявила свои чудодейственные силы, когда исцелила брата дворянки. После этого она передала образ инкам, которые жили на Почаевской горе. Через такое-то время там была построена церковь, которая перенесла огромное количество бедствий, а все благодаря заступничеству Девы Марии.

В чем помогает Почаевская Икона Божьей Матери?

Этот образ входит в перечень наиболее почитаемых народных святынь. Чаще всего молятся перед ним, чтобы избавиться от различных заболеваний, а также помогает он вразумить грешников. Есть также свидетельства, что он проявлял свою силу в ситуациях, когда человек попадал в плен и молил о поддержке.

Чтобы понять, какое значение имеет Почаевская икона , достаточно перечислить некоторые чудеса, свершившиеся благодаря силе образа. На сегодняшний день существует огромное количество свидетельств, к примеру, одно из значимых исцелений произошло в 1664 году. В одной семье у ребенка возникли проблемы со зрением, и левый глаз покрыло бельмо. Родители привезли его в монастырь и попросили омыть лицо ребенка водой из стопы Божьей Матери. На следующий день свершилось чудо – мальчик прекрасно все видел. Вскоре произошла трагедия, и ребенок умер, бабка все это время молилась перед Почаевской иконой, и вскоре он ожил и был абсолютно здоровым.

Существует не одно подтверждение воскрешающей силы иконы, а еще она спасла многих от различных смертельных болезней. Священники говорят о том, что обращаться в молитве к иконе нужно только с чистой душой и сердцем. Все данные перед образом обещания должны быть реализованы, поскольку можно накликать на себя беду.

– источник многих чудес и исцелений.

Первые исторические сведения об этой святыне относятся к 1240 году.

Княжеский Киев разгромлен и разорен татаро-монгольскими войсками. Русская земля пылает под вражеским гнетом. В поисках новых мест для монашеского подвига киевские монахи приходят на волынские земли и поселяются у подножия горы. Поселившись в пещерах, они проводят время в сугубой уединенной молитве, испрашивая у Пресвятой Богородицы ее заступничества и небесного покровительства, уповая на пребывание благодати Святой горы Афон и Киевских холмов на горе Почаевской.

Однажды ночью Пресвятая Богородица засвидетельствовала инокам Почаевских пещер слышание их молитвенных просьб, явившись в огненном столпе. Свидетелями этого великого чуда стали пастухи, пасшие отары овец, и монахи, молившиеся на вершине горы.

Подобно Неопалимой Купине на Синае, Пресвятая Богородица была объята пламенем. В руках ее был скипетр, а на голове – корона. Божья Матерь оставила на камне отпечаток своей правой стопы. Это явление длилось мгновение, но Стопа Пресвятой Богородицы осталась на горе навечно. В этом месте забил святой источник, от которого и до сегодня получают исцеление от болезней и укрепление в вере все, притекающие к этой святыне.

Это чудо было воспринято и истолковано как свидетельство приближения новых испытаний и бед, от которых Волынь и Русь будут страдать как бы горя в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеют и возродятся.

Более 400 лет со дня чудесного явления Богоматери на горе Почаевской Стопа находилась под открытым небом. В 1649 году на этом месте был построен Троицкий Собор. Однако через 150 лет его разобрали. На его месте был воздвигнут величественный каменный Успенский Собор. В процессе постройки строителям пришлось обратить Собор на север и нарушить традицию построения православного храма алтарем на восток. Причиной этого стала необходимость вместить под соборные своды Стопу Божьей Матери.

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

За многие годы множество болезней и скорбей были преодолены по молитвам Пресвятой Богородицы у ее Цельбоносной Стопы. В благодарность за помощь и слышание молитв был составлен акафист, который уже более века служится каждую неделю по воскресным дням братией Почаевского монастыря у Стопы Пресвятой Богородицы.

Сегодня испить Святой воды от Стопы можно в Успенском Соборе Почаевской Лавры. Святыня укрыта специальным бронзовым позолоченным ковчегом у правой колонны собора, который венчает большой киот и барельефное изображение Явления Божьей Матери. Освященная чудом, Почаевская гора и сегодня является местом подвига монахов и местом паломничества многих богомольцев, приходящих под невидимый благодатный покров самой Царицы Небесной.




Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.
Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году - о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот - творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота - две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.
Цельбоносная Стопа... Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным". Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям? Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны

Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних - Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.
Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова. Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой - великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.
С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки "великой и богатой" милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают. Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он долго страдал жестокими болями во всем теле, а особенно в голове. От боли глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла.
Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась и в гораздо более тяжелой форме: у него возник новый нарыв, теперь уже внутри его тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Нечаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божью Матерь за этот первый знак милости, он вновь выпил Целебной воды, а дома - омыл ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и вскоре он совершенно выздоровел. До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и те искали, но получат как бы по тайной милости, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы отблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.
В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: "Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме". Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: "Встань, сын твой здоров". И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.
В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей. Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой: "Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

По Стопам Богородицы 17.06.2016 16:45

Русские люди всегда ощущали, что Россия является уделом Божией Матери, Домом Пресвятой Богородицы. Чудотворные Ее иконы незримо охраняют рубежи нашей Родины. На протяжении многих веков духовная опасность для Православия исходила прежде всего с Запада, который нес нашему Отечеству чуждое, разрушительное для православного человека мировоззрение. По западным рубежам России и восстали такие твердыни духа как Почаевский, Жировицкий, Псково-Печерский монастыри, хранящие в своих стенах чудотворные иконы Царицы Небесной. Можно сказать, что Божия Матерь обошла все западное пограничье, о чем свидетельствуют оставленные нам отпечатки Ее пречистых стоп, самым известным из которых является след в Почаеве. А вот о том, что и на северо-западной границе России расположен целый ряд почитаемых Стопочек, мало кто знает. К этим святыням и отправились паломники из нашего прихода во главе с протоиереем Владимиром Сергиенко, совершив двухдневную поездку по Причудью и Гдовщине.

Утром 16 мая мы выехали из солнечного Петербурга в сторону Ямбурга (с 1922 года - Кингисепп). Поездку, организованную паломнической службой «Сретение», сопровождала прекрасный православный экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская. Первой остановкой в нашем пути стал источник близ деревни Пиллово (поворот на источник находится за несколько километров до Ямбурга).

Экскурсовод Ирина Васильевна Лебединская

Первая стопочка. Источник близ деревни Пиллово
Старинный святой источник по преданию открылся более трехсот лет назад двоим детям, пяти и шести лет, по воле Пресвятой Богородицы во. Эти младенцы получили от странницы пузырек с целебной водой из Почаева для исцеления их матери, страдавшей потерей зрения и прикованной к постели тяжелой болезнью ног. Недалеко от деревни они разбили этот пузырек. Дети в страхе стали молиться, и им явилась Пресвятая Богородица.


Вид на часовню у источника в Пиллово

Благословив их, она сказала, что на месте, где разбился сосуд, забьет источник целебной воды, которой хватит не только их матери, но и многим поколениям людей. Рядом с источником, как немой свидетель Силы Божией и Славы Богоматери находится камень, на котором доныне сохраняется след правой стопы Пресвятой Владычицы.

Местные жители построили деревянную часовню с купальней. Так как к часовне привозили на телегах тяжелобольных, то к ней вел конный спуск. Затем около 1742 года часовня была перестроена из местного камня-известняка. Видимо, с этого же времени к источнику был установлен ежегодный крестный ход из деревни Котлы через Пумолицы, Рапполово, Пиллово.

Несмотря на то, что погода заметно испортилась и заморосил весенний дождик большая часть группы совершила омовение в святых студеных водах источника в специально оборудованной купальне. Те, кто решились на такой подвиг, нисколько не пожалели - они ощутили очистительную благодать от воды и силы, которые Господь дарует по молитве в этом удивительном святом месте. Мы набрали воды из источника и отправились дальше. Наш путь лежал в Заручье.

Вторая стопочка. Заручье и Доложская пещера

По дороге экскурсовод рассказала нам историю этого удивительного края - северной Швейцарии, как когда-то называли ее путешественники. Заручье (Сланцевский район) - старинная деревня на озере Долгом, в которой находится Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Доложская пещера. В довоенное время приход в этих местах составлял шесть тысяч человек, только одна деревня Заручье насчитывала более сотни домов. А крестные ходы собирали до пятнадцати тысяч человек. Школа выпускала учащихся с полным средним образованием.

У Успенского храма в Заручье

В храме Успения Божией Матери, вид которого много и красноречиво говорит о только что пережитом XX веке, нас встретил игумен Адриан. Вместе с о.Владимиром он отслужил молебен. Здесь же, на небольшом прихрамовом подворье, наших паломников накормили вкусным обедом.

Игумен Адриан и прот.Владимир

Теперь наш путь лежал к самой Доложской Пещере. Она входит в список святых пещер России и является главной святыней этих мест - здесь несколько раз являлась Богородица. На лесной дороге Пресвятая Дева встретилась двум пастухам на праздник Успения. С тех пор по этой лесной тропинке совершаются крестные ходы.

Крест у Доложской пещеры

«В 1955 году храм над пещерой взорвали, чтобы получить кирпичи на свинарник. Но его не построили до сих пор, груда кирпичей долгое время лежала рядом. А пещера, в которой находится святой источник, до сих пор являет людям свои чудотворения. Паломники рассказывали, что после посещения пещеры у ребенка прошла онкология, а хромому мужчине сильно полегчало - заходил в пещеру одним - а вышел другим», - рассказывают об этом месте.


К сожалению, от храма, построенного по проекту известного архитектора Никонова, остался только фундамент. За ним и находится сама Пещера со святым источником. Здесь же протекает прозрачная речка с родниковой водой. В речке на большом круглом камне чудесным образом запечатлелась Стопа Богородицы.


Третья стопочка. Деревня Трутнево.

Побывав в Гдове у храма Державной иконы Божией Матери, полностью уничтоженного и восстановленного уже в наши дни, мы отправились далее вдоль берега Чудского озера по запланированному маршруту.

У храма Державной иконы Божией Матери в Гдове

Нам предстояло пройти по деревне Трутнево к еще одной Стопочке. Чтобы добраться до ручья, в котором находится камень со следом Богородицы и Младенца, нужно спуститься в овраг по крутой металлической лестнице. Ручей окружен красным песчаником удивительной красоты.

История святыни такова. В восемнадцатом столетии один помещик решил построить здесь мельницу, но, несмотря на неоднократные попытки предпринять строительство, все возводимое разрушалось. Мужики, ставшие свидетелями разрушения, заметили, что по долине реки идет женщина в белом одеянии и ведет за руку младенца также в белых одеждах. Пройдя вниз по руслу до излучины речки, женщина и дитя вошли в стену ущелья. После этого присутствующие заметили на одном из камней, лежащих в воде, следы. Один след большой, как от обуви взрослого человека, и несколько маленьких, младенческих, от босых ног, причем один из них такой четкий, что видны даже пальчики.

Желая получить добрый совет, помещик обратился к старожилам, и те сказали ему, что, очевидно, в видении их посетила сама Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом и что строить на этом месте нельзя, потому что место святое.

Помещик решил послушаться и выбрал новое место для плотины, на 200 метров выше по течению. Там плотина и была построена без каких-либо неприятностей, а первоначальное место стало почитаться как место явления Божией Матери.

Песчаник

Описанные события произошли в шестую пятницу после Пасхи, и с тех пор до 50-х годов XX века каждую шестую пятницу к месту явления стекалось огромное количество народа и духовенства.

После революции власти пытались убрать этот камень разными способами - перевернуть, откатить и т. д. Однако ничего не вышло, а люди, которые пытались с ним разделаться, заболевали.

У Стопочки в Трутнево

Известны чудеса исцеления от камня со святым следом Богородицы, а каждую шестую пятницу по Пасхе здесь вновь совершается крестный ход в честь Божией Матери. Сейчас рядом с этим местом возведен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница».

Четвертая стопочка. Спасо-Елеазаровский монастырь.

К вечеру того же дня, мы, наконец, добрались до Спасо-Елеазаровского монастыря, известного подвизавшимися в нем духоносными отцами и тем, что именно здесь старцем Филофеем была сформулирована золотая мысль, столь актуальная в наши дни: «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать». В монастыре нас с большим гостеприимством встретила наша прихожанка иконописец Ангелина, в настоящее время проходящая послушание в этой древней обители. Для нас были приготовлены трапеза и ночлег.

Спасо-Елиазаровский монастырь

Утром мы посетили монастырское богослужение. Начиналось оно в половине шестого акафистом Божией Матери, который читала сама игумения Евфросиния.

Завтрак в монастыре

После видов разбитых псковских деревень монастырь производит впечатление земного рая. Все чисто, аккуратно, везде приложен труд, во всем порядок и благолепие. Понимаешь, что если бы и во всех Псковских селениях возродились вера и благочестие, везде было бы так хорошо и уютно, как в этом монастыре.

На могиле нашей прихожанки схимонахини Клавдии (Петруненковой) прот.Владимир совершил панихиду. Он рассказал паломникам, что это был выдающийся человек, много сделавший для Церкви в тяжелое безбожное время и сохранивший крепкую веру.

На могиле схимонахини Клавдии, нашей прихожанки

Мы проследовали и еще к одной Стопочке, хранящейся в часовне у озера, неподалеку от монастыря. Камень этот привезен из Великих лук, от дома старицы Екатерины, которую в болезни посетила Сама Пресвятая Богородица. Отпечаток стопы на камне виден очень отчетливо, мы с благоговением приложились к нему.

У старца Николая
Находясь рядом с Псковским озером, мы не могли не посетить место жизни и упокоения подвижника благочестия ХХ cтолетия протоиерея Николая Гурьянова. Некоторые бывали у него при жизни и навсегда запомнили простоту и благолепный образ старца. Мы плыли на небольшом рыболовецком катере до Талабских островов, было ветрено, но наш кормчий умело вел судно к острову с храмом и возвышающейся колокольней.


Храм на о.Залит

Помолились на могиле старца, зашли в его тесную келью, в которую съезжалась вся Россия, приложились к иконам… К большому сожалению, в этом святом месте до сих пор распространяется литература сомнительного содержания, прославляющая старца в сане епископа, которого он никогда не принимал, и прочая клевета...


У могилы старца Николая Гурьянова

Обратный путь
Обратный путь был долгим. Мы успели посмотреть фильмы про старца Паисия и делились впечатлениями о тех местах, в которых нас сподобил побывать Господь в эти послепасхальные майские дни. Цветущие сады вдоль дорог были нам как напоминание о том, что когда-то в этих местах были большие деревни, здесь рождались и возрастали люди, в том числе выдающиеся люди России… Дивный край, святые храмы которого строили лучшие русские архитекторы, ныне почти оставлен людьми, но не оставлен Божией Матерью, он до сих пор под Ее Покровом, хранит следы Ее Пречистых стоп. Пресвятая Богородица, спаси Россию!

По материалам газеты "Воздвижение" № 4 (126).