Скачать презентацию значение предмета черчение в школе. – конспект урока Черчение Тема: Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы

Предмет: ЧЕРЧЕНИЕ Класс: 9 Дата_______________ Урок №1. Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы. Цели: объяснить цели и задачи изучения предмета «черчение»; рассмотреть историю возникновения графического языка и чертежа в современном виде; проследить межпредметные связи черчения, связи с жизнью; актуализация изучения предмета, необходимость умения читать и понимать чертежи; объяснить правильное использование чертежных инструментов с помощью выполнения тренировочных упражнений в тетради; вырабатывать навыки работы с чертежными инструментами; познакомить с оформлением чертежа, форматами, ГОСТами, научить выполнять основную надпись. Оборудование: чертежные принадлежности, наглядные пособия, учебник. ХОД УРОКА. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие, проверка готовности к уроку. 2.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ . 1.Вводная беседа. Предмет «черчение» относится к техническим дисциплинам. Существуют различные средства, при помощи которых люди передают информацию друг другу. -какие примеры вы можете привести? (письменность, речь, рисунки, знаки, звуки и т.д.) В древности возникла необходимость передачи информации друг другу, что привело к появлению различных языков, в том числе и графического языка. -Что такое графический язык? (это и письменный язык, и изображения, и линии, цифры, знаки).Примером древнего дошедшего до нас графического языка,являются египетские иероглифы. В эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи выполнял графические изображения летательных аппаратов, метательных машин. Способ, используемый для их изображения, называется линейной перспективой и применяется сегодня в архитектуре, живописи, рисунке. Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения - технические рисунки и чертежи. Слово «чертеж» исконно русское. Появление чертежей было связанно в основном со строительной деятельностью человека. Сначала их выполняли на земле на том месте, где нужно было вести строительные работы, а затем стали выполнять на камне, глиняных плитах и бумаге. -Как вы понимаете, что такое чертеж? (примерн. ответы-изображение детали,машины, сооружения с указанием размеров и материалов В 19 веке массовое производство изделий привело к разработке точных правил выполнения чертежей. Вся история чертежей связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве. Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием чертежных инструментов. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, что значительно упростило и ускорило этот трудоемкий процесс. Но создать и прочитать машинные чертежи, не зная основ графического языка. С чем мы и будем знакомиться на уроках черчения. Чертежи могут быть различными. Посмотрите на чертеж (работа с учебником.) Это чертеж простой детали,что он содержит? (размерные числа, информацию о материале) Такой чертеж дает полное представление о детали. 2.Инструменты и материалы. Качество чертежа зависит от инструментов и материалов, других принадлежностей, которыми вы будете пользоваться при его выполнении. Чертежи выполняются карандашами определенной твердости. Мягкий - М (В), твердый – Т (Н), средней мягкости ТМ (НВ). Для построения чертежа пользуются карандашами – Т или 2Т-остро заточенные, для обводки – ТМ или М, заточенный лопаточкой (рис. в учебнике). Для выполнения чертежей используют бумагу - белую,плотную чертежную, а так же кальку для копирования чертежей. Ластик для удобства разрезают по диагонали, что позволяет острым уголком аккуратно стирать ненужные линии. Для проведения дуг и окружностей используют циркуль. Графитовый стержень должен выступать на 5-7 мм., примерно одинаково с иглой. Линейки удобно использовать деревянные, так как они не пачкают чертеж. Оптимальная длина -30см. А так же необходим угольник, транспортир. Прочертите в тетрадях по 3 параллельные вертикальные и горизонтальные линии, а так же 3 наклонных под углом 60 градусов. 3.Стандарты. Форматы. Если бы каждый инженер выполнял чертежи по-своему,не соблюдая единых правил, то такие чертежи не были б понятны.. Во избежание этого были установлены единые правила по разработке и оформлению технической документации. Они оформлены в комплекс государственных стандартов (ГОСТов) называются (ЕСКД). Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 году. Со временем в ГОСТ вносились изменения, поэтому ГОСТу присваивается своей номер с указанием года его регистрации. Чертежи и другие конструкторские документы выполняют на листах определенного размера, называемые ФОРМАТОМ. Школьные чертежи выполняются на листах формата А 4, размеры которого 210х297 мм. Основные форматы получаются последовательным делением параллельно меньшей стороне.

А0-841х1189мм

А1-841х594мм

А2-420х297мм

А3-420х297мм

А4-210х297мм

Каждый чертеж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. Она проводится сверху, снизу и справа на расстоянии 5мм, а слева 20мм (для подшивки). Линия рамки-сплошная толстая основная. В правом нижнем углу размещают основную надпись. ЕЕ форму, размеры и содержание определяет стандарт (образец заполнения в учебнике).

3.Практическая работа. Построение основной надписи я показываю на доске, а вы в тетрадях: 1.Строим габаритный прямоугольник надписи: откладываем длину 145мм,высоту- 22мм.И с помощью угольника и линейки проводим горизонтальную, а потом вертикальную линии. 2.По длине слева отмеряем 70мм, проводим вертикальную линию. 3.По левой стороне прямоугольника отмеряем сверху два раз а по 7мм, то же самое делаем на отрезке, который мы провели по длине 70мм; проводим через эти отметки две горизонтальные линии, первую сверху – длиной так же 70мм, вторую сверху –длиной 145мм,до конца внешнего прямоугольника. Линию ведем слева на право. 4.Намечаем длину первого слева блока-25 мм, и третьего правого блока 15мм. Проводим вертикальные линии на две верхние графы. Таким образом, получаются два верхних блока по три графы в каждом, а нижний остается целым. 5.Теперь в правом нижнем блоке отмеряем справа два раза по 20мм и проводим две вертикальные линии, поделив нижний блок на три части. 6.Основная надпись готова, теперь сильно нажимая мягким карандашом обвести по линейке. В местах пересечения линии не должны заходить одна на другую.

Основная надпись заполняется чертежным шрифтом, который мы рассмотрим на следующем уроке. 4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Что называют чертежом?

Что такое стандарт? Зачем он нужен?

Что такое формат? На листах, какого формата мы будем работать?

Домашнее задание
Подготовить и принести правильно заточенные карандаши разной твердости, ластик, линейку, угольники. Подготовить формат А4 вертикального формата, измерив его размеры и начертить рамку. Выполнить справа основную надпись, но ее не заполнять.

Цели и задачи:

  1. систематизировать знания учащихся о графических изображениях;
  2. воспитывать внимание и аккуратность при выполнении графических работ;
  3. развивать пространственное мышление и воображение.

Оборудование и наглядность:

  1. таблицы
  2. инструменты для работы на доске
  3. мультимедийное оборудование для презентации (Приложение №1)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей (слайд №1).
  3. Изучение новой темы:

Учитель : Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета. В школьном курсе черчения вы будете изучать теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, овладеете приемами работы чертежными и измерительными инструментами, научитесь выполнять изображения от руки, познакомитесь с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать, или, как говорят, читать, чертежи. (слайд №2) Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе. Курс черчения знакомит с некоторыми вопросами производственно-технического характера, применением чертежей в различных отраслях хозяйства, учит самостоятельно пользоваться справочными пособиями.
В школе вы уже ознакомились со многими графическими изображениями. Например, на уроках изобразительного искусства вы выполняли с натуры рисунки предметов. На уроках математики вы встречались с диаграммами и графиками. Планами и географическими картами вы пользовались на уроках природоведения, географии, истории. На уроках физики, а также на занятиях по техническому и обслуживающему труду применяли схемы. Они при помощи условных обозначений передают принцип работы изделий. Рисунок, диаграмма, карта, схема - все это примеры графических изображений (слайд №3).
Основным конструкторским документом, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие, является чертеж - графическое изображение изделия или его части. Каждое изделие должно быть предварительно спроектировано конструктором. В процессе проектирования изделия выполняют рисунки, эскизы, схемы, чертежи (слайд №4).

«Историк»: Оформление и содержание чертежей изменялись с развитием общества. Изображения различных предметов - рисунки - появились как средство общения людей еще до создания письменности. Позднее при строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земной поверхности, на месте будущего сооружения (слайд №5). Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты - деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов (слайд №6). В древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов и их сплавов, изготовлению оружия, строительству зданий. Эти мастера, как видно по оставшимся зданиям и сооружениям, очень хорошо представляли себе геометрические формы предметов и умели выбрать наилучшее решение технических задач. Так, например, в летописях ХIII-ХIV вв. найдены наглядно выполненные рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов. Рассматривая можно определить, что ствол пушки изготовлен горновой или кузнечной сваркой и укреплен насадными кольцами-бандажами. Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и применять при изображении предметов два, три и более видов. Во второй половине ХVI и начале ХVII в. в России на металлообрабатывающих заводах изделия изготовляли не по чертежам, а по образцам-моделям. В конце ХУII столетия вместо образцов стали применять чертежи. Эти чертежи выполняли без точного соблюдения масштаба, но размеры изделий на них уже наносили.
Когда стало быстро развиваться кораблестроение, потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. Корабельные чертежи 1686-1751 гг., выполненные мастерами и их помощниками, уже более совершенны. Здесь применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа удавалось показать размеры трех измерений судна: длину, ширину и высоту. В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения. Отдавая должное Гаспару Монжу, обобщившему метод прямоугольного проецирования предметов на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций, мы не должны забывать, что задолго до появления начертательной геометрии в отдельных русских чертежах были поставлены и решались те же задачи, которые научно обобщил Монж. В ХVIII в. чертежи выполнялись чрезвычайно тщательно, с обводкой цветной тушью. На этих чертежах делались условные разрезы изделий с раскраской места разреза разными цветами в зависимости от вида материалов изделий. Чертежи И. И. Ползунова и И. П. Кулибина наглядно показывают отличные познания русских изобретателей в области построения точного проекционного чертежа изделия. Основоположником начертательной геометрии в России был проф. Я. А. Севастьянов, издавший в 1821 г. свой курс «Основания начертательной геометрии». Выдающийся ученый конца ХIХ в. проф. В. И. Курдюмов написал ряд капитальных трудов по начертательной геометрии. Проф. Н. А. Рынину принадлежит ряд трудов по приложению начертательной геометрии в технике и учебник, которым пользуются и в настоящее время. Проф. Д. И. Картин написал работу «О точности графических построений». Большое значение имеют труды крупного ученого проф. А. И. Добрякова по начертательной геометрии. Видный ученый нашего времени проф. Н. Ф. Четверухин написал большое количество трудов в области теории изображений.
В настоящее время ученые проводят теоретические исследования в области начертательной геометрии и инженерной графики, работают над созданием приборов и аппаратов для механизации и автоматизации чертежно-конструкторских работ и размножения конструкторской документации, разрабатывают новые стандарты.

Выходит группа учащихся, наряженных в костюмы (слайд №7).

Мы расскажем вам о том, что необходимо для работы на уроках черчения (наиболее полная историческая информация о материалах и инструментах в Приложении №2).

«Учебник»: Я – учебник. Каждому из вас выдали в библиотеке такой же. Носите его на уроки. В нем вы найдете много интересного и полезного (слайд №8). Посмотрите, как я менялся со временем. Сегодня вместе со мной к вам пришли мои друзья, познакомьтесь с ними и подружитесь (слайд №9).

«Карандаш» : Чертежные работы выполняют в большинстве случаев карандашами (слайд №10). При выполнении чертежа тонкими линиями рекомендуется применять карандаш марки Т. Обводить линии чертежа надо карандашом марки М; при обводке более мягкими карандашами чертеж загрязняется. Таким образом, учащийся должен иметь минимум три карандаша: М, ТМ и Т. Подобрав карандаш нужной твердости, его затачивают.

«Бумага»: Чертежи, как правило, выполняют на плотной чертежной бумаге. Бумага выбирается такая, чтобы с нее хорошо стирались резинкой карандашные линии (слайд №11).

«Готовальня»: Готовальня - это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр (слайд №12). А какой инструмент вам нужен будет очень часто на уроках черчения, вы узнаете, разгадав загадку:

Он кружит на одной ноге,
Другая пишет по дуге,
Вертясь то в профиль, то анфас,
Все закругляет он для вас.
Проделав полный оборот,
Закончит там же, где начнет:
К исходной точке подойдет
И линию свою замкнет.

«Циркуль»: Правильно, это циркуль – самый старший среди своих братьев инструментов (слайд №13).

Учитель: Кроме этих материалов и инструментов на уроках черчения вам будут необходимы линейка и треугольники (слайд №14).
Сегодня на практической работе вы будете учиться проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности при помощи линейки, угольников и циркуля (слайд №15).
Прежде чем приступить к выполнению практической работы вы должны узнать следующее, от правильной подготовкирабочего места во многом зависит качество чертежа. Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе. Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300мм. На столе оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга - слева. Не нужно сильно наклоняться над чертежом.

4. Практическая работа: «Выполнение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий и окружностей».

Учитель: Пользуясь чертежными инструментами, проведите в рабочей тетради вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины, красиво расположите группы линий на листе тетради (слайд №16).

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание (слайд №17) (





Изображение мельницы на реке Семь (17 в.) Чертеж моста и сторожевой башни (17 в.) Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV. Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»


История возникновения графических способов изображений и чертежа В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.


Развитие черчения в России Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель И. П. Кулибин () только для выполнения одного из своих шедевров – часов в форме куриного яйца – изготовил несколько десятков чертежей. Чертежи паровоза отца и сына Черепановых (XІX в.) иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли.


Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве. Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»





Материалы, принадлежности, чертежные инструменты. В начале XX была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей.





Загадка о чертежном инструменте Он кружит на одной ноге, Другая пишет по дуге, Вертясь то в профиль, то анфас, Все закругляет он для вас. Проделав полный оборот, Закончит там же, где начнет: К исходной точке подойдет И линию свою замкнет. Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей. В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.


Загадка о чертежном инструменте «Для меня резинка, братцы, Лютый враг! Не могу я столковаться С ней никак. Сделал я кота и кошку – Красота! А она прошлась немножко – Нет кота! С ней хорошую картинку Не создашь!» - Так вовсю ругал резинку….(карандаш) Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».


Треугольники и линейки Все отрезки мне друзья – Маленький и длинный… Кто узнал? Линейка я. Инструмент старинный. Всех их и не вспомню я, Столько предков было. В Древнем Риме – линия, На Руси – правило… Познакомить вас с родней Я здесь не премину: Треугольник – братец мой, А сестра – рейсшина. Многим, кто меня узнал, Пригожусь я всюду, Нанесите много шкал – Я масштабной буду.


Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы. Лекала Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля. Транспортир и лекала

План – конспект урока Черчение

Тема: Введение . Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы

Дата : ___________________

Класс: _________________________

Цели: объяснить цели и задачи изучения предмета «черчение»; рассмотреть историю возникновения графического языка и чертежа в современном виде. Проследить межпредметные связи черчения, связи с жизнью; актуализация изучения предмета, необходимость умения читать и понимать чертежи; объяснить правильное использование чертежных инструментов с помощью выполнения тренировочных упражнений в тетради; вырабатывать навыки работы с чертежными инструментами; познакомить с оформлением чертежа, форматами, ГОСТами, научить выполнять основную надпись.

Оборудование: наглядное пособие с изображением египетских иероглифов и примерами использования чертежей в жизни (план квартиры, проект дома, чертеж детали и т. п.); примеры чертежей: чертеж детали с размерами, сборочный чертеж, эскиз детали, электрическая схема, развертка детали, аксонометрический чертеж. Чертежные принадлежности для демонстрации деревянные линейки, угольники с углами 30 и 60,90 и 90°, циркуль, правильно заточенный карандаш, рейсшина. Оформленный лист формата А4 с рамкой и основной надписью. Таблица с изображением линий чертежа и их характеристиками.

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

    Знакомство с новым материалом

Вводная беседа.

Ребята, сегодня мы начинаем изучение нового учебного предмета «черчение», который относится к техническим дисциплинам.

Существуют различные средства, при помощи которых люди передают друг другу разнообразную информацию.

    Какие примеры вы можете привести? (Письменность, речь, рисунки, знаки, звуки, жесты ит.д.)

В древние времена у людей возникла потребность в передаче друг другу информации, что привело к появлению различных языков, в том числе и графического языка.

    Что можно назвать графическим языком ? (Это и письменный язык, и изображения, и линии, цифры, знаки.)

Графический язык возник и развивался в глубокой древности, когда изобразительное письмо было единственным способом сохранения информации. Графический язык прошел долгий путь развития.

    Какой пример самого древнего дошедшего до нас графического языка вы можете привести? (Египетские иероглифы.)

Древние египтяне передавали свои мысли с помощью знаков- рисунков, которые назывались иероглифами. Ученые проследили длинный путь, идущий от картинок до современных букв.

Для указания мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее, точнее, передавали характер местности.

Со временем способы изображения изменялись и совершенствовались. В эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи выполнял графические изображения летательных аппаратов, метательных машин. Способ, используемый для их изображения, называется линейной перспективой и применяется сегодня в архитектуре, живописи, рисунке.

Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения - технические рисунки и чертежи. Слово «чертеж» исконно русское.

Появление чертежей было связано в основном со строительной деятельностью человека. Сначала их выполняли на земле - на том месте, где нужно было вести строительство, а затем стали выполнять на камне, глиняных плитах и бумаге.

    Как вы понимаете, что такое чертеж? (Примерный ответ. Изображение объекта - детали, машины, сооружения - с нескольких сторон таким образом, чтобы можно было по этому изображению построить дом, то есть с указанием размеров, материалов и т. д.)

В XIX веке массовое производство изделий привело к разработке точных правил выполнения чертежей. Вся история чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием циркуля, линейки, угольника. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, что значительно упростило и ускорило этот трудоемкий процесс. Однако создать и прочитать машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая черчение.

- Чертежи могут быть различными. Посмотрите на этот чертеж. (Педагог показывает любой чертеж простой детали в учебнике.) Перед нами чертеж простой детали. Что он содержит помимо изображения детали? (Размерные числа, текст, информацию о материале.)

Такой чертеж дает полное представление о детали.

Для сборки изделия из готовых деталей применяют специальные сборочные чертежи. На сборочном чертеже детали изображают в соединении и каждую деталь нумеруют. В отдельной таблице указывают наименования всех деталей. Посмотрите на рисунок. (Демонстрируется сборочный чертеж в пособии или учебнике.)

Чертежи, выполненные от руки и на глаз с соблюдением пропорций, называются эскизами. (Демонстрируется эскиз в пособии или учебнике.)

Применяются и такие изображения, которые упрощенно и условно передают принцип работы изделия. Такие изображения называются схемами. Схемы бывают кинематические, радиотехнические, электрические и т. д.

На следующем изображении вы видите развертку детали, изготавливаемой из листового материала.

В черчении используются также наглядные изображения предметов - аксонометрические чертежи и технические рисунки. (Демонстрируется пример пособия или учебника.)

    Инструменты и материалы.

Качество чертежа зависит от инструментов, материалов и других принадлежностей, которыми вы будете пользоваться при его выполнении.

Чертежи выполняются карандашами определенной твердости. Мягкий отечественный карандаш обозначен буквой М

на боковой грани, твердый - буквой. Т, карандаш средней мягкости - ТМ. На зарубежных карандашах обозначения такие: Н - твердый, В - мягкий, НВ - твердо-мягкий. Степень твердости указана цифрой, стоящей перед буквой, например 2Т, ЗМ. Чем больше цифра, тем тверже или мягче стержень.

Для построения чертежа пользуются карандашами Т или 2Т, остро заточенными, а для обводки - Т или ТМ, заточенными «лопаточкой» для проведения более толстых линий.

Для выполнения чертежей используют специальную бумагу - белую плотную чертежную, а также кальку - для копирования чертежей.

Ластик для удобства разрезают по диагонали, это позволяет острым уголком аккуратно стирать ненужные линии.

Для проведения дуг и окружностей используют циркуль. Графитовый стержень циркуля должен выступать на 5-7 мм, примерно одинаково с иглой.

Линейки удобнее использовать деревянные, так как они не пачкают чертеж. Оптимальная длина линейки - 30 см.

Рейсшина - это линейка с поперечной планкой (упором) на одном конце. Она используется для проведения параллельных линий.

Горизонтальные линии проводят слева направо по кромке линейки. (Демонстрация на доске.) Вертикальные - сверху вниз. Для получения четкой линии карандаш ставят перпендикулярно плоскости листа и затем наклоняют в сторону движения. Чтобы линия получалась одинаковой толщины, давление карандаша на бумагу должно быть равномерным. Для получения четкой линии карандаш можно повторно провести в обратном направлении.

Линии могут быть параллельными и пересекающимися. Для построения параллельных линий пользуются рейсшиной, угольником и линейкой или двумя угольниками.

Например, чтобы провести линию, параллельную заданной, на расстоянии 5 мм, необходимо взять любой угольник и приложить его катетом к заданной линии. Ко второму катету приложить линейку разметкой в сторону угольника, придерживая ее левой рукой, правой передвинуть угольник вдоль линейки на 5 мм и провести новую линию. (Демонстрация на доске.)

Прочертите в тетрадях по 5 параллельных вертикальных и горизонтальных линий, а также 5 наклонных линий под углом 60°. (При необходимости повторная демонстрация на доске.)

Как прочертить линию под углом 60°? (По угольнику с углами 30 и 60°.)

В тетради в клеточку можно отложить 3 клеточки в сторону и 5 вверх или вниз, мы также получим углы 60 и 30°.

    Стандарты. Форматы.

Если бы каждый инженер выполнял и оформлял чертежи по- своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи не были бы понятны другим. Во избежание этого установлены единые правила по разработке и оформлению технической документации. Они оформлены в комплекс государственных стандартов (ГОСТов) и называются Единой системой конструкторской документации (ЕСКД).

Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 году. Со временем в ГОСТ вносились изменения, поэтому ГОСТу присваивается также свой номер с указанием года его регистрации.

Чертежи и другие конструкторские документы выполняют на листах определенных размеров, называемых форматом. Школьные чертежи выполняются на листах формата А4, размеры сторон которого 210 х 297 мм. Выпускаемые листы обычно имеют несколько больший размер, поэтому необходимо измерить стороны и обрезать лишние кромки.

Основные форматы получаются последовательным делением параллельно меньшей стороне.

АО - 841 х Ц89 мм;

А1 - 841 х 594 мм;

А2 - 420 х 594 мм;

АЗ - 420 х 297 мм;

А4 - 210 х 297 мм.

Каждый чертеж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. Она проводится сверху, снизу и справа на расстоянии 5 мм от края листа, а слева - 20 мм (для подшивки). Линия рамки - сплошная толстая основная.

В правом нижнем углу размещают основную надпись. Ее форму, размеры и содержание определяет стандарт. Образец заполненной надписи вы можете увидеть в учебнике. Выполняется она также сплошной толстой основной линией.

    Практическая работа

Построение основной надписи.

Последовательность построения основной надписи следующая. Я показываю на доске, а вы повторяйте в тетрадях.

    Сначала строим габаритный прямоугольник надписи: откладываем длину (145 мм), затем высоту (22 мм) и с помощью угольника и линейки проводим горизонтальную, а потом вертикальную линию.

    По длине слева отмеряем 70 мм; проводим вертикальную линию.

    По левой стороне прямоугольника отмеряем сверху два раза по 7 мм; то же самое делаем на отрезке, который мы провели по длине 70 мм; проводим через эти отметки две горизонтальные линии, первую сверху - длиной также 70 мм; вторую сверху - длиной 145 мм, до конца внешнего прямоугольника. Линию ведем слева направо.

    Намечаем длину первого слева блока - 25 мм и третьего (правого) блока - 15 мм. Проводим вертикальные линии на две верхние графы. Таким образом, у нас получаются два верхних блока по три графы в каждом, а нижний остается цельным.

    Теперь в правом нижнем блоке отмеряем справа два раза по 20 мм и проводим две вертикальные линии, поделив нижний блок на три части.

    У нас готова основная надпись. Теперь нужно, сильно нажимая, обвести ее по линейке более мягким карандашом, но так, чтобы все линии были одинаковой толщины. В местах пересечения линии не должны заходить одна за другую.

Основная надпись заполняется чертежным шрифтом, который мы рассмотрим на следующем уроке.

    Подведение итогов урока

    Итак, сегодня вы познакомились с новым учебным предметом. Что называют чертежом?

    Что такое стандарт? Зачем он нужен?

    Что такое формат? На листах, какого формата мы будем работать в школе?

Домашнее задание Подготовить и принести правильно заточенные карандаши разной твердости - ТМ и Т (2Т), ластик, линейку, угольники, подготовить лист А4 вертикального формата, измерив его размеры (210 х 297), начертив на нем рамку (слева по длинной стороне должно остаться 20 мм) и выполнив внизу справа основную надпись. Текст пока не заполнять.