Мир во зле лежит что значит. Современная жизнь. Церковь свидетельствует перед миром, что у жизни есть высший смысл, есть оправдание, есть надежда

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Свт. Григорий Палама

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Отвергнутость Иудеев стала примирением мира, и мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5–6) , ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки» ; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли» , так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).

Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и – «научая [«Μαθητεύσατε» т.е. – как бы учениками делая все народы.] все народы» . «Учить» только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» (Еф.3 и Рим.1:5) . «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.

Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. Как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15) . Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)… Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например – воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32) . Не о них речь, они слепые вожди – и Господь советует апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14) . К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг – идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И. И. Восторгов. «Церковность». М., 1910. С. 17–18).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ». То есть сначала - очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам ». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, - безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

По этой причине никогда не принесут плода те, кто берется за невозможное, не по естеству и порядку и не в соответствии с относящимися [к ним] словами, потому что словом все создано, и содержится, и завершается. А божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам, крепкими силой, исполняющими волю Божию (Пс. 102:20) . И для того Христос дал Свою божественную Кровь верующим в Него, чтобы через приобщение и Причастие ее верующие в Него стали сначала причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4) , - ибо это кровь Бога, - [а затем,] как божественные и имеющие крепость божественной силы, жили по совершенному закону Евангелия Христова, творя Его волю как крепкие силой .

Слово 1 из корпуса «33 слов».

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Максим Исповедник

Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам . Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128) . Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.

Слово о подвижнической жизни.

Блж. Иероним Стридонский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы - один Бог.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Шедше убо научите вся языки

вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: вся языки, разумели народ еврейский. Марк (16, 15) сказал яснее: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ; а Лука (24, 47) еще подробнее: и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима . Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя…, ничего другого не присоединяя.

Экумений

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2 -3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить челове­ческий слух. Поэтому, давая апосто­лам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя , а сказав: имя , Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына , а личное - прибав­ляя: и Святого Духа . Вслед­ствие этого, что наиболее основатель­но, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...»

Мф 28:19–20

Текст, который мы называем Великим поручением Иисуса Христа, содержит в себе указание на то, каким образом будет распространяться по миру Благая Весть: верующим надлежит не ожидать, пока люди придут к ним в церкви, а идти к людям, чтобы и они узнали весть о спасении в Боге. Христос побуждает Свою Церковь в лице одиннадцати апостолов к постоянному движению, вектор которого направлен к невоцерковленным людям. Для этого христианам необходимо сделать шаг веры - выйти из комфортной зоны привычных устоев, любимых традиций и ради проповеди спасения использовать все имеющиеся у них возможности. Учитель сказал Своим ученикам: кто любит Меня, тот исполняет Мои заповеди. И любящие Его идут к неспасенным людям, которым и благовествуют - не только словами, но и всем своим образом жизни, добрым, дружеским отношением, основанным на милосердии, милости и любви.

Повелевая Своим ученикам «научите» (дословно: «сделайте учениками»), Иисус обращается к Своим последователям всех времен. Это значит, что ученику необходимо передать неспасенным людям самую суть своего ученичества, помочь им встать на спасительный путь веры, установить с Христом взаимоотношения, «взять» на себя «иго» Его учения (см.: Мф 11:29) и подчиниться Его воле. Ведь ученик Христа не только слушает, но понимает и следует учению Иисуса (см.: Мф 12:46–50).

«Научить», или «приобрести учеников», - это не совсем то же самое, что и «обратить в веру». Истории известны печальные случаи массового «обращения» язычников в христианство, происходившего время от времени с помощью меча. Слова «идите, научите» подразумевают, что нужно помочь обратившимся к Богу людям стать учениками Христа. Формирование ученика происходит, если обращенный подчиняет свои разум, сердце и волю Богу. Церкви же необходимо передать человеку, охотно принявшему Слово, навыки пользования Библией, духовной литературой и общения с Господом.

Достоевский сказал о цене ученичества, что следовать за Христом - это не только на обедню сходить. Люди порой склонны делать для Бога то, что им сделать нетрудно, или то, что ничего им не стоит. Они хотят служить Богу, не изменяя своего стиля жизни, иначе говоря, на своих условиях, которые Бог почему-то «должен» благословить. Однако из Евангелий и из истории нам известно, что послушаться призыва Господня и пойти - это значит совершить шаг веры в неизвестность на Его условиях, а не на наших. Возможно, кому-то придется оставить любимую церковь, семью, родных и друзей.

Слова Господа «идите, научите» (церковнослав. «шедше бо научите» - шедши, делайте учеников) не просто сделанное нам предложение или одна из наших перспектив. Это императив, повеление Господне. Причастие «шедши» совместно с глаголом «научите» должно интерпретироваться «как имеющее императивную силу»*. В этом повелении сформулированы основные условия передачи евангельской истины. Только свет Божьей истины достигнет всех людей, приведет их к познанию Спасителя и сделает свободными (см.: Ин 8:32–36).

Чтобы верующий человек смог передать свою веру и приобрести учеников для Христа, важно руководствоваться верными мотивами. Как-то одна церковь в порыве евангелизационного пыла вывесила возле входа плакат следующего содержания «Помогите нам заполнить пустующие скамейки». Можно предположить, что мотивация христиан этой церкви не соответствовала истинным принципам благовестия: церкви нужны были цифры для статистики или остро стоял вопрос пополнения церковного бюджета.

Ученичество Христово подразумевает общение в церкви и вне церкви, в первую очередь вне церкви. Есть по этому поводу один христианский анекдот. Один брат рассказывает другим братьям в церкви, как скучно ему было ехать целый день в поезде, даже поговорить не с кем было... «Почему же ты не заговорил со своими соседями?» - спросили его. «А о чем с ними говорить, они же неверующие, халдеи!»

Люди очень быстро забывают свое прошлое и то, что Спаситель пришел не ради праведников, а ради грешников. Будем помнить, что мы, верующие, ничем не лучше неверующих, только наше положение несравненно лучше. Мы спасены, а они еще нет. И хорошо, когда мотивацией к благовестию нам служит любовь к Христу и к погибающим людям. В этом случае мы всегда найдем тему для разговора с окружающими нас людьми - в поезде, на работе, в школе, в институте. Наш круг друзей ради Христа должен быть всегда открыт новым людям.

Поле деятельности учеников Христа - весь мир. Греческое понятие «все народы», использованное в Евангелии, подразумевает всех людей (без исключения) или все национальности (без исключения). Евангелие этим подчеркивает, что обетования Аврааму и через него всем людям на земле (см.: Быт 12:3) исполняются в Иисусе Мессии.

Вход в Царство Божие открыт всем людям в Иисусе Христе. Он же есть Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир (см.: Ин 1:9). Универсальность возможности спасения обнаруживает себя уже в поклонении новорожденному Царю мудрецов-неевреев (см.: Мф 2:1–12), а также и в других повествованиях (см.: Мф 8:11–12; 21:43; 22:8–10). Из этого можно заключить, что план возвещения Благой Вести всем людям на земле, начиная от Иерусалима (см.: Деян 1:8), был изначально задуман Богом.

Человек объявляет о своем решении стать христианином через добровольный акт крещения и соблюдение Господних заповедей. Церковь крестит учеников Иисуса во имя Отца, Сына и Духа Святого, исполняя крещение как наружное свидетельство внутренней благодати. Это повеление Христа исполняли с радостью апостолы, крестя только «охотно принявших Слово». Там, где этот принцип добровольности нарушался, сегодня можно наблюдать множество номинальных христиан, верования которых представляют собой смешение христианства, народных верований и язычества.

Повеление Иисуса: «Идите, научите все народы» является основополагающим для тактики и стратегии распространения Евангелия и роста христианской Церкви. Успех евангелизации прямопропорционален тому, насколько верующие серьезно воспринимают Великое поручение нашего Господа Иисуса Христа.

В связи с этим полезно задать самому себе вопрос: «Если бы все исполняли Великое поручение, как я, дожило бы христианство до наших дней?»

«Идите, научите все народы» - это призыв для всех тех, кто любит Господа и любит людей, чтобы во имя любви они могли приобрести учеников Иисусу Христу во всех народах. Так Божия любовь действует через Своих верных во всем мире.

*Hendriksen William. Gospel of Matthew (New Testament Commentary). - Baker, 1973. - P. 999.

Многие из тех, кто читал Библию, знают эти слова. А чему учит этот отрывок Писаний: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Матфея 28:19,20)? Давайте внимательно рассмотрим этот отрывок и отметим некоторые уроки, которые будут полезны для каждого из нас.

Прежде всего, отметим, какое обычно объяснение дают этому отрывку. Первое, надо учить людей. Второе, крестить их. Третье, продолжать учить их. Да, эта идея правильна, она соответствует Писанию, но только не этому отрывку. Почему? Потому что, если мы хотим понимать Библию, то нам необходимо обращать внимание и на грамматику языка, на котором Библия была написана. Русские слова “научите ” и “уча ” соответствуют разным словам в греческом языке. Это греческие “матейтео” и слово, происходящее от “дидаско”. Глагол “матейтео” происходит от существительного “матейтейс”, означающего “ученик”. Поэтому получается так, что Иисус сказал: “Идите и делайте учеников во всех народах”. Это можно передать и следующей идеей: “идите и делайте христиан во всех народах”.

Логичен вопрос: а как? Иисус отвечает: “крестя... уча”. Рассматривая всё ту же грамматику, надо обратить внимание на окончания слов: “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС”. Грамматисты греческого языка заключают, что слова с окончаниями -ОНТЕС являются причастиями настоящего времени активного залога. Специалист в греческой грамматике Робертсон говорил, что слова “баптидзОНТЕС” и “дидаскОНТЕС” являются модальными причастиями, то есть словами, указывающими на манеру или метод действия. Подобно тому, если сказать: “Сделайте так, чтобы машина выглядела классно, помыв и отполировав её”. Значение этой фразы нельзя понимать так, что сначала сделайте её классной; а потом помойте её и отполируйте. Выражение “помыв и отполировав” указывает на то, каким образом сделать, чтобы машина выглядела классно. Такая же идея заложена и в евангелии от Матфея 28:19,20. Это нетрудно понять.

Если мы поймем значения слов и грамматическую конструкцию в Матфея 28:19,20, это принесет нам огромную пользу. Надо ясно осознавать следующее: если человек едва слышал о Библии и её учении, хотя и знает, что был такой человек Иисус, это ещё не повод для того, чтобы говорить ему, что ему необходимо сразу креститься. Иисус сказал “делать учеников” не только “крестя их”, но и “уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Это не значит, что человека надо научить всему, что только есть в Библии, но означает, что погибший во грехах человек, исповедуя свою веру во Христа, должен достаточно понимать Евангелие, и быть готовым отдать себя на верное служение Господу на всю свою жизнь. Далее мы ещё отметим, что человек должен знать, чтобы креститься во Христа.

То, что сказал Иисус, вне всякого сомнения, является заповедью. Заповедь же – это то, что необходимо выполнять, это не вопрос желаний или выбора. Почему? Потому, что Иисус обладает всей властью (28:18), и Его слова должны быть законом для творения Божьего.

А кто должен идти и обучать? Да, эти слова сказаны апостолам (28:16). Это они и сделали в Иерусалиме: “Петр же, став с одиннадцатью , возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим ” (Деян. 2:14). А как насчет простых учеников (христиан)? Может эти слова не относятся к ним? Часто это видно из того, что полагают, что только проповедник или старейшины должны заниматься проповедью Евангелия (Во 2 послании к Тимофею 4:2 этому евангелисту было сказано: “проповедуй слово , настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ”. В послании к Титу 1:9 о епископах написано: “держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать ”). Да, они должны этим заниматься, но не только они! Давайте рассмотрим примеры из Библии. Прочтем Деян. 8:1,4,5: “Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. … Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа ”. Итак, мы видим, что все христиане ответственны за то, чтобы нести слово о Христе другим, и не надо думать, что это будет делать кто-то другой.

Чему необходимо обучать людей? Писания ясно говорят, что всей воле Божьей, как это делал Павел: “ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию ” (Деян. 20:27). Если говорить более конкретно, то о Боге (“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть , и ищущим Его воздает ”, Евр. 11:6); о Христе, как Сыне Божием (“Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я , то умрете во грехах ваших ”, Иоан. 8:24); о Царстве Божием, то есть Церкви Христа (“Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины ”, Деян. 8:12). Прочтите, пожалуйста, последующие отрывки из Писаний и отметьте, о чем ещё было проповедано людям: Деян. 8:12,25,35; 19:8,10; 24:25; 28:31; 1 Фес. 2:12; 3:3,4;4:2,6; Лук. 14:25-33. Как долго необходимо обучать людей в мире? “До скончания века ”. Такие слова также указывают и на то, что воля Бога более не будет меняться. А это означает, что не надо бояться, что закон Божий будет меняться, и мы не сможем поспевать за переменами. Стабильность и твердость учения Христова должны побуждать нас познавать это учение и жить согласно ему.

Кого необходимо учить? “Все народы ” (Мар. 16:15: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ”). Некоторые полагают, что это относится только к неверующим людям. Но и христиане также нуждаются в спасительном Евангелии (Рим. 1:15: “Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам , находящимся в Риме ” – это было написано христианам, находящимся в Риме). Ведь именно это и делают апостолы и пророки в посланиях: учат, как поступать, исправляют ошибки, воодушевляют и т.п.

Давайте также отметим, когда и где благовествовали христиане первого века? Деян. 5:42: “И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ”. Деян. 17:16,17: “В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися . Деян. 19:8,9: “Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна ”.

А как у нас обстоят дела, когда мы дома или в других местах? Говорим ли мы людям, находясь в другом городе, что мы христиане, или нет? Но что более важно, поступаем ли как дети Божии? Необходимо ясно понимать, что о Христе и Его Царстве (Церкви) нужно говорить не только тогда, когда нам удобно, но использовать всякие возможности, чтобы нести истину окружающим нас людям. Нам надо говорить с родственниками, друзьями, знакомыми не только об их здоровье и проблемах, возникающих так часто в жизни, но и об их положении пред Богом (хотя нельзя делать этого нетактично и навязчиво). Иисус говорил проповедовать по всему миру, а не только в том месте, где живем. Это совсем не означает, что все должны куда-то ехать. Можно участвовать в распространении Евангелия и другими способами, например, обучая кого-то заочно (по переписке), поддерживая другие общины и проповедников-миссионеров и т.д.

Итак, чему же учит этот отрывок? Во-первых, нести благую весть всем людям – это есть повеление Иисуса Христа своим последователям. А кто ещё будет делать это, если не христиане?! Во-вторых, Иисус указывает на то, как обратить человека: научая Евангелию и крестя властью, данной Божеством. В-третьих, учить всех людей до скончания века. Это та работа, которую сейчас должны выполнять мы, христиане ХХ века.

Будет ли плод (проповеданное Евангелие во всем мире), во многом зависит и от каждого из нас. Пусть Бог благословляет всех нас на верное служение Ему и помогает нам помнить о Его обещании быть с нами до скончания века.

Александр Зотов

(Матф.28:19) «Итак идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Вынесенный в эпиграф стих из Евангелия от Матфея является основным из тех немногих евангельских мест, которые актуализируют миссионерство среди языческих народов. С ретроспективных позиций прочтение и понимание этого стиха довольно ясно и однозначно. Однако при этом, указанное прямое повеление Иисуса Христа вызывает у современных богословов довольно много вопросов, как в части самого текстуального содержания, так и в части гармонизации и согласования с историческим контекстом первой церкви и деяний Святых Апостолов. Следует сразу отметить, что наши рассуждения будут строиться в большей степени вокруг осмысления поднимаемых исследователями вопросов, нежели вокруг поиска прямых и однозначных ответов.

Согласно евангельскому повествованию Матфея указанные слова Иисуса были последним и поэтому, возможно, и самым важным наставлением Учителя апостолам. Вот, что удивляет: несмотря на довольно прямое указание, ни один из внимавших словам Господа учеников так и не стал апостолом для язычников; другими словами, никто из великих апостолов Иисуса не насаждал церкви в других народах. Если быть совсем точным в формулировках, то следует сказать, что не существует литературных или археологических свидетельств, с высокой степенью достоверности доказывающих факты миссионерских путешествий великих 12-ти апостолов в языческих странах.

Да, существует довольно богатая устная христианская традиция, дошедшая до нас в виде преданий, рассказывающих о многочисленных миссионерских путешествиях апостолов в чужие земли, особенно о чуть ли не кругосветных путешествиях апостола Андрея.Однако все существующие предания не позволяют говорить о них, как об очевидно достоверных повествованиях. Сама по себе тема устных преданий интересна, значима и заслуживает отдельного рассмотрения. Текст же Нового Завета не говорит о миссионерстве среди язычников кого-либо из 12-ти великих апостолов Иисуса. Можно отметить, разве что, пару коротких путешествий апостола Петра, однако и их сложно назвать апостольством среди языческих народов, особенно в свете следующего новозаветного текста из послания апостола Павла к Галатам: «…узнав о благодати, данной мне [Павлу], Иаков и Кифа [Петр] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…» (Гал.2:9).

Важно напомнить, что в первоапостольские времена само по себе «апостольство» по большей части означало не что иное, как насаждение новых общин. Если опираться на новозаветные тексты и другие, более-менее достоверные исторические источники и при этом не учитывать сложившиеся и зафиксированные к позднему средневековью устные предания, то возникает довольно очевидный вопрос: почему, несмотря на прямое повеление Иисуса, никто из первых апостолов не исполнял указанной миссии?

Усиливает этот вопрос и делает очевидней еще одно наблюдение: во всем Новом Завете нет ни одного указания на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (как написано в рассматриваемом стихе из Евангелия Матфея), вообще когда-либо совершалось на практике. Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях. Напротив, из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.). С другой стороны, все иные важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение. Вот и возникает логичное недоумение: можно ли допустить, что повеление Иисуса проповедовать у народов, а также крестить их «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что об этом ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?

Поднимаемые и формулируемые вопросы, на самом деле, обсуждаются богословами довольно давно. Наиболее радикально настроенные теологи вообще поднимают вопрос текстуальной достоверности рассматриваемого стиха. Одним из наиболее значимых их аргументов является тот факт, что 24 раза из 29 у одного из самых ранних христианских историков Евсевия Кесарийского 19-й стих 28-й главы Матфея цитируется без формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другим аргументом является факт прибавки слова «аминь» в конце 20-го стиха, что является явным разночтением относительно более достоверных текстуальных кодексов Нового Завета. [См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on The Greek New Testament. Deutsche Bibelgesellschaft/German Bible Society, Stuttgart. 1994. - p. 61.] Консервативная же часть библеистического сообщества склонна в своих объяснениях опираться на все теже малодостоверные описания из преданий. Возможно, именно недостаток новозаветных указаний на миссионерство апостолов и стало основной причиной возникновения великого множества и разнообразия преданий, рассказывающих об этом.

Прежде, чем перейти к попыткам анализа самого текста и его реинтерпретации, позвольте отметить еще один усиливающий проблематику факт. В 10-ой главе книги Деяний Апостолов описывается ситуация, когда в сверхъестественном видении апостолу Петру трижды дается указание, чтобы он не почитал нечистым то, что Бог очистил (Деян.10:9-20). Прагматика этих слов была в том, чтобы трижды убедить Петра пойти и войти в дом «нечистого» для иудея италийского сотника Корнилия. И все это было необходимо для самой благовидной цели - для проповеди Слова Божьего, для миссии. Эта ситуация дает нам понять, что, несмотря на прямое повеление Иисуса о необходимости проповеди среди языческих народов, для апостолов, включая самого смелого из них, Петра, проповедь среди язычников оставалась делом «нечистым». Обратите внимание на следующие стихи: «Когда Петр пришел в Иерусалим, братья из евреев стали его попрекать: Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними!» (Деян. 11:2-3).

Как же так? А как же повеление Иисуса идти и научить все [языческие] народы? Думается, такое положение вещей могло сложиться в одном из следующих случаев:
- Ученики правильно поняли последнее наставление Иисуса, но банально забыли о нем.
- Ученики неверно поняли эти, на первый взгляд простые слова, а потому и не исполняли их. Т.е. апостолы поняли одно и исполняли слова Иисуса так, как понимали, в то время как Иисус подразумевал нечто иное.
- Ученики всё поняли правильно, т.е. также как и мы сегодня это понимаем, но откровенно не послушались слов Иисуса Христа и не стали миссионерами в языческих народах.
- Провидя, что Его слова будут записаны и будут распространяться в каноне новозаветных текстов, этими словами Иисус обращался не к самим апостолам, а скорее вообще к грядущему церковному сообществу.
- И, наконец, апостолы там и тогда все правильно поняли и правильно исполняли слова Иисуса, однако это знаменитое наставление не совсем правильно в экзегетическом ключе понимается нами здесь и сейчас.

Вполне очевидно, что первая гипотеза звучит довольно абсурдно: крайне маловероятно, чтобы ученики забыли об этом повелении, иначе оно и не было бы зафиксировано у Матфея. Второе предположение возможно, но оно выставляет великих апостолов в довольно неприглядном свете, т.е. неспособными после трех лет ученичества понять простые слова их Учителя. По крайней мере, они, жившие в одной культуре и говорившие на одном языке с Учителем, должны были понять «великое поручение» значительно лучше нас, людей, далеко отстоящих от тех событий в культурном и временном аспектах. То же самое можно сказать и о третьей гипотезе: что это за «столпы Церкви», которые не послушны последней воле Господа!?

Остается еще два объяснения. Если смотреть на проблему через четвертую гипотезу, то картина может быть довольно согласованной. Однако если предполагать, что Иисус обращался с этими наставлениями не к самим апостолам, а к грядущим поколениям верующих, как бы пророчески, то по отношению к присутствовавшим ученикам это могло выглядеть, по меньшей мере, неэтично.

Отметим, что все больше исследователей склоняется в пользу последней из перечисленных гипотез. Придерживаясь аксиомы богодухновенности новозаветных текстов, сложно предполагать, что апостолы были неспособны правильно понять и запомнить последние наставления их Учителя, чтобы хотя бы не попытаться их исполнить. Довольно нелогично и то, что Иисус, игнорируя непосредственно самих учеников, оставил закодированное послание зарождавшейся церкви. Рассуждая с экзегетических позиций, в то время слова Иисуса, скорее всего, означали что-то иное, нежели то, что мы привыкли понимать; именно в соответствии с тем первоначальным смыслом ученики и пытались действовать. Важно попытаться найти и понять этот первоначальный смысл. Существуют определенные аргументы, которые следует учитывать при поиске экзегетического толкования.

Во-первых, «научить все народы» - это откровенно непосильная задача для дюжины учеников. Только в России проживает больше 150 народностей, в мире же их тысячи. Учитывая существовавшие в те времена коммуникации и средства передвижения, а также геополитическую ситуацию в мире, трудно представить, чтобы Иисус мог априори ставить такую задачу непосредственно перед 12-ю апостолами. И еще, если непосредственно само служение Иисуса в своей направленности осуществлялось на 99% к еврейскому народу, то сложно ожидать, что Его позиция в одночасье могла столь кардинально измениться и быть перенаправлена в сторону миссии к языческим народам.При этом нужно помнить, что эта задача оставалась у учеников под запретом (вспомним случай с Петром).

Семантическое поле греческого слова «этнэ», переведенное у нас как «народы» (от греч. «этнос», «народ»), согласно древнегреческих лексиконов может иметь в зависимости от контекста следующие значения: 1) общество, группа, толпа; 2) класс, сословие, особая каста; 3) пол; 4) племя; 5) народность, народ; 6) языческие племена, язычники, «не евреи»; 7) раса; 8) стая, стадо, рой. Конечно, далеко не все смысловые значения подойдут к макро-контексту Нового Завета, однако добрая их половина легко.

Еще несколько слов из лингвистики. Всего в Новом Завете используется примерно полдесятка греческих слов для обозначения в прямом и иносказательном смысле различных социальных групп. Вот основные из них: «охлос», «лаос», «фуле», «этне»,«глосса». Все слова имеют различные оттенки, но точно определить между ними семантическую разницу сегодня довольно сложно, их лексические значения значительно перекрывают друг друга, порой же эти слова и вообще синонимичны. Так, например, русским словом «народ» переводят в некоторых местах в Новом Завете греческие «охлос», «лаос» или «этнос».

Продолжим. Сравнительный анализ переводов новозаветных текстов позволяет предполагать, что один из допустимо возможных переводов древнегреческого слова «этне» - это «племя». Стоит сравнить греческие тексты из книги Откровения - 5:9, 7:9, 10:11, 11:9, 13:7, 14:6, 17:15. Во всех этих местах, синодальный перевод термину «этнос» присваивает именно это русское значение «племя». Что еще примечательно, что почти во всех перечисленных местах, слово «этнос» употребляется совместно с «лаос», «охлос» и «фуле». Что от этого может меняться? Поясним. Синонимом слову «этне» в значении«племя» является другое греческое слово - «фуле». В свою очередь слово «фуле» имеет еще один перевод, как «колено». Отметим еще раз, по той причине, что по прошествии без малого 2000 лет крайне сложно четко и однозначно очертить первоначальные смысловые границы древнегреческих слов, некоторые значения у синонимичных терминов могли мигрировать от одного к другому.

Тут важно учитывать следующий немаловажный факт. Из писем ранних Отцов Церкви, а именно из цитат Папия Иеропольского, приводимых Евсевием Кесарийским, известно, что Евангелие от Матфея было первоначально написано Матфеем на иврите. Процитируем Папия: «Матфей на еврейском диалекте (men un Hebraidi dialektw) изречения [Господни] записал, переводил (hermeneusen) же их кто как мог» . Если опираться на это свидетельство, то уместно утверждать, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на древнееврейском или арамейском языке и лишь впоследствии переводилось на греческий язык. За переводчиками оставалось уже их относительно авторитетное право, какими греческими аналогами переводить еврейско-арамейский текст. Вполне возможно, что они могли использовать как «фуле», так и «этне» для перевода одних и тех же слов, как слова «племя» или «колено». Получается следующее: допустимо предполагать, что Иисус первоначально сказал на древнееврейском или арамейском языке следующее: «Идите и научите все колена (племена)...». Какие племена или колена? Может все-таки израильские?

Рассмотрим еще один широко цитируемый текст: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8) Весь вопрос с этим стихом в фразе: «…kai heos es’hatu tes ges» («…и даже до края земли» синод. перевод). Что можно сказать? По крайней мере, одна неточность в переводе очевидна: либо это издержки чрезмерной литературной обработки (что возможно), либо умышленная недоработка переводчиков. Слово «эсхату» - это не существительное, а прилагательное, т.е. правильнее будет перевести как «крайняя, отдаленная, последняя земля». Нет достаточных оснований здесь применять русское идиоматическое словосочетание «край земли» или «край света».

Другое важное греческое слово «ге» очень близко, почти тождественно по значению русскому слову «земля». Оно является одним из образующих корней для таких современных слов, как «геология», «геодезия», «география», «геополитика» и др. Так вот, это слово может равнодопустимо означать: а) земля, как планета; б) земля, как стихия и вещество; в) земля, как суша; г) земля, как почва; д) земля, как земельное владение и е) земля, как страна, край. Есть вопросы и к словосочетанию «даже до». При более буквалистском подходе слово «хеос» может означать либо просто «до», либо «вплоть до», или «пока», или «до тех пор как», или «доколе». Что тут получается? А может получиться вот что: «…и будете мне свидетелями… до крайней земли». Крайней земли? Какой? Чьей? Может быть еврейской? И если Иерусалим, Иудея и Самария - это еврейские земли, то почему крайняя земля - нет?

Обратим внимание еще и на тот факт, что в классической интерпретации с представляемыми масштабами присутствует определенная несоизмеримость. Сначала ученики будут свидетелями в Иерусалиме, т.е. положим, в радиусе 3-5 км, затем они должны стать свидетелями в Иудее, в радиусе пары десятков километров. Самария - можно добавить еще десяток-другой километров. И затем, согласно классической интерпретации, сразу же идет 20 000 км!? Посмотрите на получающийся числовой ряд: 5, 20, 60, 20000. Не всяким экспоненциальным уравнением можно описать такой взлет. Это кажется странным. Это звучит так же, как если бы кому-нибудь было указание, что он будет свидетелем в центре Москвы, во всей Москве, в ближнем Подмосковье и даже до Гавайских и Алеутских островов!? С другой стороны, если Деяния 1:8 интерпретировать как «до крайней [израильской] земли», тогда последовательность чисел становится гармоничной: 5, 20, 60, 200 км.

Пока рано делать выводы и окончательно строить теорию, но серьезные предпосылки на формулирование нового подхода к реинтерпретации обозначенных текстов совершенно очевидны: скорее всего, апостолы правильно поняли слова Иисуса, адресованные, прежде всего, именно им; они были послушны наказу Учителя. Проблема может быть в том, что в нашу классическую интерпретацию вкралось историко-ретроспективное айзегетическое искажение прагматики слов Христа: прямые указания Христа своим 12-ти еврейским ученикам не касались миссии в языческих народах, что гармонично согласуется с макро-контекстом Новозаветных Писаний [айзегетика - привнесение чужеродного смысла в текст - прим. ред.].

Однако закончить хочется на другой ноте. Даже если представленная гипотеза верна, нужно помнить, что миссия к язычникам все же была осмыслена, сформулирована и зафиксирована в Священных Текстах, правда уже апостолом язычников - апостолом Павлом. И это было не что иное, как прямое божественное откровение, которое апостол Павел осознает, но далеко не одномоментно, а на протяжении многих лет.

Но эта большая и важная тема заслуживает отдельного рассмотрения.