Кое-что о знании толтеков. Невидимые силы в искусстве. Происхождение невидимого защитника

Издавна в разных культурах описываются духи-хранители бессмертной души, проводники и помощники. Они повсюду следуют за людьми, священными зверями или даже богами. Нагваль - это хранитель, образ которого представлен обликом некого существа. Используется термин и в психологии: учение Карлоса Кастанеды раскрывает секреты человеческого бытия и движение чистой энергии после смерти.

Происхождение невидимого защитника

Мир духов всегда волновал простых людей. Наделенные душой, они не осознавали природы собственных страданий, чувств, желаний. Их волновала сила, спасающая от бед, позволяющая двигаться только вперед.

Родилось понятия невидимого хранителя в древней мифологии. Индейцы верили, что каждый человек имеет свой тотемный образ. Он заключен в тело зверя или птицы. Это защитник, который никогда не оставляет и везде следует за мужчиной или женщиной. Отражает невидимый образ те черты личности, которые ей присущи, но не всегда проявляются. По такому образу можно понять истинную натуру. Тотемный зверь только раскрывает сущность, но не создает ее.

Где можно встретить упоминание о термине нагваль:

  • в мифологии, в рассказах и в древних легендах;
  • в трудах Карлоса Кастанеды;
  • в современном искусстве: музыке, литературе или кинематографе.

Эзотерика изучает вопрос души, как энергии. Она способна блуждать, перевоплощаться, создавать. Мужчина или женщины, ребенок или старик окружены такой энергией, поэтому она на них влияет. Нагваль - сила, помогающая избежать ошибок, и если они произойдут, вынести из них ценный урок.

Используется учение о духах, чтобы при жизни не терять самого себя. По одной из теорий, личность рождается чистой. Все, что ее обременяет - ее карма, результат пережитых опытов. Если ошибки повторять, душа никогда не очистится. Подаренный защитник позволяет увидеть истину. Истинное положение вещей, когда определенные действия влекут за собой последствия.

Нагваль не бывает негативной или положительной энергией. Это сила, которая есть - она существует и работает. Защита души заключается в том, что все происходящее неуклонно ведет личность к совершенству. Поэтому защитник не всегда уберегает от беды.

Для роста личности тотемный зверь приходит на помощь только в определенных случаях. В других же ситуациях он бездействует, позволяя мужчине или женщине совершить свои ошибки. До смерти хранитель не исчезает. Его сила только частично зависит от силы самого человека. Являясь вечной энергией, нагваль направляет, но не меняет предназначение. Личность вправе сама решать, как ей поступать.

Мифология индейцев

У индейцев, живших в центральной Америке, основная часть культуры основана на вере в духов. Это невидимые создания, которые при необходимости обретают форму представителя животного мира.

Чаще хранитель, оберегающий душу от опасности, изображался в виде смелой птицы. Орел имеет сложное значение для индейцев. Он означает мудрость и внутреннюю силу. Также хранитель изображался в виде койота - хитрого и быстрого зверя. Он никогда не дает себя в обиду. Личность с тотемным защитником в виде ягуара может преодолеть любые трудности. Она, подобно ветру, мчится, не зная преград.

Индейцы верили, что при рождении каждому дан свой защитник. Его нельзя передать по наследству или украсть. Он не дремлет: его главная задача - дать возможность развиваться. Защищает дух тех, кто страдает несправедливо или платит не за свои грехи. После смерти такой защитник уходит, он вместе с бессмертной душой отправляется в другие измерения. В таком случае нагваль может являться в виде живого человека - он становится проводником.

Учение Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда при жизни сумел прожить сразу несколько жизней. Он был писателем, исследователем, эзотериком и мистиком. Он считал, что душа - это бессмертная энергия. После смерти писателя на основе его книг были созданы эзотерические школы, которые и использовали два смежных понятия - нагваль и тональ.

Двумя терминами описывались две реальности. Вместе они образуют Вселенную. В них за материальную сторону отвечает тональ, остальное же относится к пространству невидимых защитников. Для понимания простых сущностей вещей, человеку необходимо открыть особенное виденье. Ясновидение, по мнению Карлоса Кастанеды, является дорогой в другие измерения.

Смысл, который в себе таят тональ и нагваль:

  1. Материальная часть вселенной открывается с рождения и заканчивается сразу после смерти. Душа не может пронести с собой на другой уровень подсознания ничего, что живет в материальной плоскости.
  2. Нагваль - безграничная энергия. Она существовала до рождения и будет существовать после смерти. У нее нет ни начала, ни конца. Таким термином называется место, где обитает сила.

Для понимания своей сущности необходимо изучить все уровни сознания. Понять материальную вселенную и по возможности принять ее. Только пройдя эту стадия, по мнению Карлоса Кастанеды, можно обрести единство с невидимой реальностью. Это то, что никогда не лежит на поверхности. Другая плоскость, в которой нет никаких сложностей. Теория писателя и мистика используется современным человеком. Она вдохновляет, раскрывает секреты жизни, в которой нет неправильно выбранного пути.

Невидимые силы в искусстве

Используется образ защитника в кинематографе, когда нужно объяснить сверхъестественную природу поступков. Один из самых известных образов - ворон, ведущий главного героя по дороге мести и отмщения.

Фильм с одноименным названием вышел в 90-х годах и стал культовым. В нем главному герою помогает птица. Со дня его перерождения - пережитой смерти, ворон становится постоянным и верным спутником. Он ведет героя, помогает ему выстроить ловушку для врага. По задумке хранитель и стал той силой, которая воскресила мужчину. Пережив страшную насильственную смерть, он не смог покинуть материальную реальность. Он переродился в лице мстителя.

Такой образ отражает путь бессмертной души. Она умирает, но только частично, чтобы снова возродиться в другом воплощении. Образ ворона неслучаен. Птица олицетворяет связь с потусторонним. В него живым нет входа, потому главному герою и нужен проводник в виде тотемной птицы.

Используется образ невидимого проводника в музыке. Он отражает ту часть жизни, которую нельзя потрогать или самовольно уничтожить. Она есть, и она либо помогает, либо насильно меняет жизнь, но она всегда есть. Хранителем всегда служит образ - собака, как верный поводырь или птица, символизирующая свободу.

Группа «Ковчег» использует образ собаки, чтобы передать боль и внутренний разлом главного героя. Он больше не понимает, в чем суть его существования. Собака в песне ведет его - сам герой не знает куда, но он послушно следует за хранителем.

Заключение

В мифологии разных народов используются различные образы. Они указывают на защитников, на покровителей, на высшую силу. Она помогает, дает свою защиту - выражается такой образ в виде тотемного зверя. Индейцы говорили, что собака или койот станет таким хранителем. Описывается тональ и мир, скрытый от людских глаз в работах Карлоса Кастанеды, а про нагваль создано множество песен и литературных сочинений.

Тональ и нагваль

Одним из наиболее интересных аспектов видения мира, по дону Хуану, является дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ » и «нагваль».

Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о силе».

В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию.

Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности - вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя - приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается со смертью.

Соответственно, нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.

Итак, тональ и нагваль являются истинными противоположностями в мире, хотя по сути своей они едины.

Тональ - это то, что называют порядком, космосом, сансарой, миром дольним. Нагваль - отсутствие порядка, хаос, нирвана, мир горний, царство Божие. Тональ и нагваль находятся во всем или все является ими.

Все во вселенной, начиная с атома и кончая галактикой, имеет свое особое устройство. Все вещи в мире подчинены определенным принципам и действуют по неизменным законам. Эта мировая гармония называется тоналем.

Тональ - это космический разум, но в то же время этот сложный космос покоится на лоне великого океана изначальной пустоты, обители стихийных сил, не имеющих ни порядка, ни принципов, ни законов. Эта великая, неопределенность, дающая начало всему, называется нагвалем. Вместе с тем, что вся вселенная представляет собой великий тональ, у каждой отдельной вещи существует свой порядок, свой тональ. Тонали разных вещей, хотя могут быть похожими, в то же время имеют индивидуальные различия. Каждая эпоха также имеет свой тональ, называемый тоналем времени. Период динозавров имел свой порядок, наш период - свой.

Средние века имели свою социальную организацию, а 20 век - свою. Тональ - это время, нагваль - вечность.

Нагваль и тональ чередуются друг с другом. Тональ - жизнь, сознание, нагваль - разрушение и смерть. Из нагваля выходит тональ. Периоды тоналя - порядка и жизни - сменяются периодами хаоса и разрушения.

Постепенно в процессе жизни в нем формируются привычки, навыки, вырабатываются рефлексы и шаблоны тоналя той среды, в которой находится данное существо.

У человека формируется личность. Физиологически личность связана с левым полушарием мозга, а сущность с правым. В начале жизни оба полушария мозга человека имеют правосторонние функции. После разделения функций полушарий мозга в человеке разгорается борьба чувства и ума, нагваля и тоналя, дьявола и ангела-хранителя. Часто этот хранитель превращается в охранника - деспота, подавляющего все, не соответствующее его представлениям о морали. Правое полушарие мозга связано с левой стороной тела: левым глазом, ухом, ноздрей и т. д., которые считаются магическими, воспринимающими мир нагваля. Левое полушарие мозга связано с правой стороной тела - стороной тоналя. Это разделение известно во многих мифологических, религиозных системах.

Йоги считают, что с левой стороной тела связан лунный канал Ида, а с правой - солнечный Пудгала. Правый отвечает за сенсорное восприятие, за моторное действие - левый. Ида и Пудгала связаны с левым и правым стволами волокон спинного мозга (то, что так манит и пугает, - это великая магия противоположностей и обыденности).

Нагваль человека отвечает за интуицию, магические способности, чувства, сновидение, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т. е. перечень всего известного, вещей, понятий и т. д., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ум человека закрепощается в догматизме, она становится неспособной более расти и гармонично охватывать новые явления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя человека зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ. Здоровый образ жизни и безупречность укрепляют тональ, делая его способным встретить нагваль.

Маги с самого начала ученичества укрепляют тональ, готовя его к встрече с неведомым. Без этого тональ будет смертен, и человека постигнет безумие. Чтобы соприкосновение с нагвалем не было смертельным, человек должен иметь гармонично сформированную личность, прослойку между миром и индивидуальностью человека.

Личность - это сумма привычек, навыков, средств общения, помогающая жить в мире и обществе. Если вы переезжаете в другую страну, то ваша личность не может гармонично существовать там, пока вы не выучите язык, манеры и обычаи того народа. Если вы жили в городе, а затем переехали в лес, то вам нужны навыки жизни в лесу.

Ваша индивидуальность остается той же, но личность меняется в разной среде обитания, позволяя вам приспосабливаться к ней.

Пример хороших тоналей могут дать все герои книг и кинофильмов про американских индейцев: Чингачгук, Оцеола, Виннету. Но тональ этих людей не соответствует нашей эпохе, так же как тональ Маугли не смог существовать среди людей, не обретя необходимых навыков тоналя их среды. Примером хорошего тоналя нашего времени может служить личность Брюса Ли. Из этого не следует, что для создания хорошего тоналя вы должны стремиться стать кинозвездой или героем, вовсе нет. Просто это яркие примеры таких тоналей.

Тональ мага должен быть намного безупречнее тоналей названных людей. Только тот человек, который становится учеником мага, имеет правильный и безу пречный тональ. Тот, кто совершенствует тональ, - учитель, человек, показывающий ученику нагваль, - бенефактор.

Нагваль оказывает подавляющее воздействие на тональ, ибо нагваль разрушает тональ. Не могут хаос и порядок существовать мирно. Стихийные силы хаоса разрушают порядок, но безупречный тональ способен выдержать большое давление силы.

Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т. е. привычки думать о себе как о слабом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости.

Такие самовнушения, опасения и страхи более всего подрывают тональ, приводя к появлению других вредных привычек.

Тональ имеет две стороны. Первая, внешняя - бахрома, поверхность острова, она связана с действием, совершением внешних поступков. Это беспорядочная сторона - механический двигательный центр.

Вторая часть связана с умом, суждением и решением.

Это внутренний тональ, более нежный и более сложный.

Часто между умом и действием у человека возникает разлад.

Человек не способен сдерживать свои проявления или осуществить свои замыслы. Соответствие слова делу определяет гармонию между двумя частями тоналя. Хороший тональ гармоничен. Нагваль - это наша индивидуальность.

Он несет ответственность за творчество (ибо тональ - это только шаблоны и стереотипы заученных действий), за силу и парапсихологические способности.

Нагваль может творить невероятное: био-энергию, тонкое тело, дух человека, его волю.

Когда нагваль выходит наружу, тональ сжимается. Например, в момент ясновидения… вспышки интуиции, внутренний диалог - атрибут тоналя затихает. В момент сильных эмоциональных переживаний логический ум тоналя отступает на задний план. При встрече с неведомым тональ отступает.

В момент смертельной опасности нагваль может выйти наружу и защищать тональ. Любое действие магии осуществляется за счет нагваля. Чтобы нагваль мог выйти наружу, тональ нужно научиться сжимать. Чем более сильным, свободным, раскованным и естественным становится тональ, тем легче его сжать. У мага нагваль появляется с помощью усилия его тоналя. Может ли маг проявить тональ, зависит от количества личной силы мага, а она в свою очередь определяется его безупречностью.

Обычный человеческий тональ - разум находится беспорядке. Требуется большая работа над собой, чтобы очистить, привести в порядок свой тональ. Быть совершенным тоналем значит осознавать все, что происходит на острове тоналя. Многие люди живут неосознанно, будто во сне, грезят, мечтают автоматически, осуждают, спорят, едят, смотрят телевизор и т. д. Когда человек бдителен, внимателен к своим мыслям, чувствам, внутреннему диалогу, своему состоянию, это состояние будет сознательным. У человека есть центр сознания свидетеля, взирающего на тело, ум, чувства. Если у человека появляется такой центр, то его тональ становится совершенным.

Средний тональ человека должен характеризоваться единством, т. е. порядок и самоконтроль должны охватывать все существо.

Маг же должен разорвать сформировавшееся единство, чтобы тональ и нагваль воспринимались по отдельности.

Восприятие тоналя ограничено миром тоналя и человек не может воспринимать нагваль. Для цивилизованного человека нагвалем может быть природа, ландшафт, туман и т. д., ибо он может легко отличить вещи промышленного производства, но не отличит одного камня от другого. Для дикаря - наоборот, он отличит веточки и листья от других веточек и листьев, но не отличит пылесос от магнитофона.

Чтобы воспринимать нагваль, нужно уйти от обычного восприятия тоналя. Так же, чтобы видеть сон, нужно уснуть и отключиться от физического мира. Расщепить восприятие человека не просто. Это могут сделать только два безупречных мага - учитель и бенефактор. Если они, расщепив восприятие человека, не сумеют собрать его, то человек умрет. Это расщепление осуществляется путем разделения восприятия правого и левого полушарий мозга.

Способом такого расщепления может быть шептание в оба уха. Учитель шепчет в правое ухо, бенефактор - в левое.

Такое же действие способен оказать взгляд, направленный в правый глаз человека с одновременной посылкой луча энергии в него. То есть воздействие волей может остановить внутренний диалог и вызвать нагваль наружу, притягивая его своей волей. Цель и задача мага - вступить в мир нагваля. Тоналю дают осознать, что он вступил в мир магов, но тональ не знает, что решение находится в мире нагваля и определяется сверхличными силами. Однако нужно войти в нагваль, не покалечив тональ, иначе человек может умереть.

Нагваль II. (THE NAGUAL MAN AND THE NAGUAL WOMAN) - это двойные существа, которым было открыто Правило. Нагваль существует, как пара из мужчины и женщины, но становится единым целым, только после того как им обоим будет открыто Правило и они оба его полностью поймут. Нагваль обладает

Из книги автора

Тональ (THE TONAL) - это все, что мы знаем, это всесуществующее в нашем мире, все, что мы видим глазами. Это все, что можно понять посредством интеллекта. То наль заставляет нас соглашаться с тем, что мы такие, ка кими себя видим, что мы твердые

Дон Хуан вполне однозначно определил различия между тоналем и нагвалем. Тональ - это все восприятие, которое можно хоть как-то озвучить и обозначить. В нашем случае и лево- и правополушарное. Нагваль - это то, что лежит за пределами какого-либо осмысления, это то, что за пределами разума, эмоций, чувств. То, что никак нельзя обозначить и назвать.

Вообще, сводить сознание к деятельности некоторых частей человека, это равно тому, как сводить речь к голосовым связкам. Связки - инструмент для проявления речи и отсутствие связок не свидетельство отсутствия речи как таковой. Восстановите связки и речь появится. Аналогично, мозг - это инструмент для проявления сознания. При нарушении функций, вещества и тканей мозга происходят нарушения проявлений сознания, но не самого сознания.

Когда Кастанеда пишет, что «До этих пор я знаю, потому что я мог видеть его эффект, но я не знаю, как он работает», то он сам не понимает того, о чем говорит. Нагваль - это не то, что можно описать, а все описания Кастанеды о восприятии мира через сдвиг точки сборки - это всё тональ. В словах Кастанеды - «могу видеть, но не знаю, как работает» - ответ, что он так и не постиг самого главного.

Дон Хуан вышел за пределы тоналя, он постиг самого себя, свою суть, которая за пределами тоналя. А вот Кастанеда остался пленником тоналя. Еще раз повторим: восприятие любого рода и вида - это всё тональ. Нагваль за пределами восприятия и, соответственно, осмысления. Нагваль - это не полное отсутствие, нагваль - это то, что невыразимо в терминах объектов, но это не отсутствие, это напротив, полное присутствие.

Выход человека за пределы объектов, соответственно, самого себя, как объекта, как «Я», не означает отсутствие. Это то, чего нельзя помыслить, поскольку не является объектом, ни явным, ни не явным, ни проявленным, ни не проявленным. Это всё - тональ. Вообще всё, что можно помыслить - тональ. Абсолютно всё. И кастанедовские интерпретации (а вслед за ним, и кучи сторонников с последователями) «нагваля» есть не более чем тональ. Его понимание нагваля - это тональ, поскольку понимать нагваль невозможно. Именно это подчеркивает дон Хуан - познать работу нагваля невозможно и все попытки Карлоса перевести работу в русло понимания глупы и бессмысленны.

Дон Хуан настойчиво выбивал из Карлоса его стремление понять, осознать, постичь мыслями то, что за пределами мыслей. Прочитав и согласившись с прочитанным, мы не осознаем на самом деле, мы просто начинаем в это верить. Но вера в нечто ни в коей мере не поможет постичь это нечто. Никакие теории и мысли тут нам не помогут, только помешают. Постичь нагваль возможно только став нагвалем т.е. выйдя за пределы ума, эмоций, мыслей и всего, всего, всего мыслимого. Есть момент в книге «Сказки о силе»:

- Но когда ты называешь его нагваль, разве ты не помещаешь его на острове?

- Нет. Я назвал его только потому, чтобы дать тебе осознать его существование.

Надо правильно тут понимать, дон Хуан говорит не о постижении нагваля, а о том, что нечто, за пределами мыслимого, существует. И не более. Его слова - это палец, указывающий на луну.

То, что находится за пределами мыслей, не есть объекты и не подпадает под физические законы. Энергия - это характеристика. Характеристика такая же как, например, масса объекта. Не может существовать отдельно масса и объект, так же как не может существовать отдельно энергия и объект. Взаимодействие объектов наука может изучать и изучает. Однажды наука откроет то, что сейчас целители, экстрасенсы называют потоками энергии, когда будут открыты соответствующие объекты (структуры), но это всё не имеет значения к тому, что находится за пределами ума, к нагвалю.

Всё энергетические проявления - это тональ. Дон Хуану приходится говорить хоть что-то, поскольку Карлос тупо сидел в своей голове и не желал из нее выходить. Если бы Карлос просто расслабил свой ум, отпустил бы из себя зуд познания умом, то он смог бы выйти за его пределы и постичь без всяких слов и объяснений дона Хуана. Но вот, не судьба. А то, что Карлос называл внутренним молчанием, молчание только в первом приближении. А во втором - это смена арены для деятельности.

Да и что остается делать дону Хуану? Когда Карлос так и ищет умственных объяснений? Даже назвать нагваль истинной парой тоналя - это уже обмануть, поскольку вводится определенное объяснение нагваля, вводятся как минимум некоторые рамки для нагваля. У нагваля принципиально нет никаких объяснений и рамок, это то, что за пределами любых рамок и объяснений, в том числе с помощью любой теории. ©

Нагуаль же включает в себя все остальное: бесконечное множество всех возможных «энергопотоков», образующих Вселенную. Это «НАВЬ», которая наводит тень на плетень, устраивая человеку всякие «наваждения», пугающие его тем, что своим проявлением говорят его тоналю, что мир вовсе не ограничивается его, человеческими понятиями о мире как таковом. Видящие видят эти «энергопотоки», и , можно описать это явление, как «светящиеся волокна, пронизывающие всю вселенную во всех возможных направлениях» и в силу ряда причин, предпочитают называть их эманациями Орла .

Вне зависимости от того, кто как их видит и кто как предпочитает их называть, эти энергопотоки пронизывают всю Вселенную, все множество существующих в ней миров. Наиболее близкая и наименее кривая аналогия, которую можно привести - первозданный хаос, из которого впоследствии был построен мир, «мир яви» , тональ. Соответственно, тональ - это избранные , отфильтрованные полосы все тех же энергопотоков, на основе которых формируются понятия , из которых собирается мир. Так, «общечеловеческий тональ» - это совокупность всех понятий о знакомом всем физическом мире, о том, что принято называть культурой и цивилизацией, т.е. целостный мир, который можно назвать средой обитания человечества.

Однако у каждого человека есть свой, индивидуальный тональ, в который может как входить что-то редкое, отсутствующее у большинства других людей, так и отсутствовать то, что номинально является неотъемлемой чертой «нормального человека». Более того, всяк заботиться о сохранности своего тоналя, и пополняет его новыми инвентарными списками , долженствующие затыкать дыры в представлении о мире. Столкнувшись с неведомым, человек впадает в смущение - «этого не может быть!!!», то есть объяснения случившемуся нет в его инвентарном списке. Далее следует интенсивное «обтоналивание» проявления нагваля - идет поиск рационального объяснения, основанного на уже имеющихся инвентарных списках. Например увидел человек нечто СТРАННОЕ в воздухе висящее, мигающее странным светом - объяснил себе, что это «летающая тарелка», если есть в списках понятия об инопланетянах; или «ангел господен», если в основных списках большее место занимают религиозные объяснялки. После «обтоналивания», вновь встретившись с чем-то похожим, человек воспримет явление не само по себе, а сразу из «базы данных» выскочит ярлык, который в структуре тоналя уже связан с определенным набором признаков, по которому явление было отнесено в соответствующий ряд.

Очевидно, что в любом, даже самом огромном и всеохватном тонале содержится неизмеримо меньше энеропотоков, чем в нагвале. Тональ - это очень узкая, рассортированная и дискретная выборка из всего потока РЕАЛЬНОСТИ (нагуаля), подобно тому, как из непрерывного спектра электромагнитных излучений выделены радиоволны, свет… а внутри света выделено 7 цветов, в которых воспринимается (а точнее в них интерпретируется) чуть ли не вся визуальная информация. Звук тоже разделен на дискретное значение «тонов», и то, что не входит в эти узкие рамки будет отнесено к «немелодичному шуму», не несущему смысловой нагрузки.

Структура человеческого тоналя, его особенности, как раз проявляются в том, что куда ни глянет человек - все делит на 7, на 12, есть и другие «магические» числа, (как то физические константы, число «пи») которые обнаруживаются в совсем новых, ранее неведомых областях. Воспринимается это как подтверждение правильности интерпретации мира, а по-сути является лишь следствием специфики интерпретирующего нагуаль аппарата - тоналя, следствие того, что все новое строится из хорошо забытых старых кирпичиков.

Действие тоналя простирается еще и на те области, что граничат с «неразумным», не поддаются управлению со стороны разума… тональ, действует как некий «программный интерпретатор» реальности, срабатывающий даже там, где нет очевидных для него данных. Можно сказать, что воспринимаемый человеком мир - это галлюцинируемая псевдореальность, когда привычным тоналю способом интерпретируется нечто, выходящее за рамки существующих инвентарных списков . Примером такого «сбойного восприятия», когда воспринимается как реальность то, чего физически нет - могут служить знаменитые . На их примере можно проследить, как нечто новое «на низком уровне» интерпретируется привычными тоналю способами.

С другой стороны тональ - это то, что служит единственной основой выживания человека в безграничном море нагуаля, непосредственный контакт с которым крайне опасен. Иначе говоря тональ защищает человека от встречи с нагуалем, даже порой в ущерб истине, интерпретируя неизвестное в терминах известного инвентарного списка

Однако с нагуалем, тем не менее придется встретиться каждому в момент смерти, когда тональ разрушается, и нагуаль врываясь в «энергетический кокон» человека взрывает его, и все накопленное в процессе жизни осознание идет на корм Орлу. Посему в магии придается значение «силе», «крепости» тоналя - если при встречах с нагуалем тональ окажется слаб, то можно впасть в необратимое безумие, сойти с ума в прямом смысле. Тональ повредился - это и есть безумие, когда из хаоса выстраивается новый хаос, а не собирается общий, понятный окружающими людьми мир.

Теперь я расскажу тебе объяснение магов.

Дон Хуан опять сделал паузу, потер щеки и подвигал языком внутри рта, как бы ощупывая зубы.

Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, – сказал он наконец и пронзительно посмотрел на меня.
- Это мой тональ, – сказал дон Хуан, потерев руками грудь.

Твой костюм?

Нет, моя личность.

Он похлопал себя по груди, по ногам и по ребрам.

Мой тональ – все это.

Он объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности, начинающие функционировать в момент рождения. Одна называется “тональ”, другая – “нагваль”.

Я рассказал ему о мнении антропологов об этих двух понятиях.

Я бы сказал, что тональ и нагваль находятся исключительно в сфере людей знания. Для тебя это пока та заслонка, которая закрывает все то, чему я тебя обучал. Поэтому я и ждал до сих пор, чтобы рассказать тебе о них.

Тональ – это не животное, которое охраняет человека. Я бы сказал, пожалуй, что это хранитель, который может быть представлен и как животное, но это не главное.

Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который чаще всего превращается в охранника.

Тональ – это организатор мира, – продолжал он, – Может быть, лучше всего его огромную работу было бы определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Не будет преувеличением сказать, что все, что мы знаем и делаем как люди, – работа тоналя. Так говорят маги.

Тональ – это все, что мы есть, – продолжал он. – Назови его! Все, для чего у нас есть слово – это тональ. А поскольку тональ и есть его собственные деяния, то в его сферу попадает все.

Тональ – это все, что мы знаем, – сказал он, – Я думаю, что это само по себе уже достаточная причина, чтобы считать тональ могущественной вещью.

Тональ – это все, что мы знаем, – медленно повторил он. – И это включает не только нас как личности, но и все в нашем мире. Можно сказать, что тональ – это все, что мы способны видеть глазами.

Мы начинаем взращивать его с момента рождения. Как только мы делаем первый вдох, с ним мы вдыхаем и силу для тоналя. Поэтому правильным будет сказать, что тональ человеческого существа сокровенно связан с его рождением.

Тональ создает мир только образно говоря. Он не может ничего создать или изменить, и, тем не менее, он творит мир, потому что его функция – судить, оценивать и свидетельствовать. Я говорю, что тональ творит мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим правилам, правилам тоналя. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи. Другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, значит, в каком-то смысле он творит мир.

У каждого из нас есть личные тонали и есть коллективный тональ для нас всех в любое данное время, и его мы можем назвать тоналем времени.

Нагваль – это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

Нагваль – это та часть нас, для которой нет никакого описания – ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний. Нагваль же всегда к услугам воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами. Нагваль там, где обитает сила. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Затем мы чувствуем, что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего существования. Настолько необходимым, что затеняет сияние нагваля, захлестывает его.

С момента, когда мы целиком становимся тоналем, в нас все возрастает наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента рождения. Оно постоянно напоминает нам, что есть еще и другая часть, которая дала бы нам целостность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем составлять пары. Мы ощущаем две наши стороны, но всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части – душа и тело, или мысль и материя, или добро и зло, Бог и дьявол. Мы никогда не осознаем, что просто объединяем в пары вещи на одном и том же острове, как кофе и чай, хлеб и лепешки или чилийский соус и горчицу. Скажу я тебе, мы – странные животные. Нас унесло в сторону, но в своем безумии мы уверили себя, что все понимаем правильно.

Я назвал нагваль и тональ как истинную пару . Это все, что я сделал.

Нагваль и тональ внутри нас?

Он пристально посмотрел на меня.

Очень трудный вопрос, – сказал он. – Сам ты сказал бы, что они внутри нас. Я бы сказал, что это не так, но мы оба были бы неправы. Тональ твоего времени призывает тебя утверждать, что все, имеющее отношение к твои мыслям и чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов говорит противоположное – все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри ли, снаружи – это совершенно не имеет значения.

Величайшее искусство тоналя – это подавление любых проявлений нагваля таким образом, что даже если его присутствие будет самой очевидной вещью в мире, оно останется незамеченным. Видишь ли, целостность является нашим естественным состоянием, и тональ не может полностью отбросить этот факт. Поэтому бывают моменты, особенно в жизни воинов, когда целостность становится явной. Именно в эти моменты мы получаем возможность осознать, чем мы являемся в действительности.

Суть в том, что в момент смерти другой член истинной пары – нагваль – становится полностью действенным. Все осознание, воспоминания, восприятие, накопившиеся в наших икрах и бедрах, в нашей спине, плечах и шее, начинают расширяться и распадаться. Как бусинки бесконечного разорванного ожерелья, они раскатываются без связующей нити жизни.

Целостность самого себя очень тягучее дело, – сказал он. – Нам нужна лишь малая часть ее для выполнения сложнейших жизненных задач. Но когда мы умираем, мы умираем целостными. Маг задается вопросом: если мы умираем с целостностью самих себя, то почему бы тогда не жить с ней?