"тайная вечеря".различные трактовки сюжета. Тайная Вечеря: От фресок в катакомбах до современных картин. Тайная вечеря


«Тайная вечеря» - последняя встреча Христа с учениками. Этот библейский сюжет издавна привлекал величайших художников, находивших в этой теме неисчерпаемый источник вдохновения. И это неудивительно: в один вечер вместилась почти вся гамма человеческих чувств - любовь и ненависть, доверие и предательство, надежда и отчаяние… На протяжении веков появлялись на свет прекрасные произведения, авторы которых пытались воплотить в них свое видение этого одного из самых драматичных сюжетов в истории человечества.

Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.
Тайная вечеря. Раннехристианская мозаика.

На раннехристианской мозаике VI века акцент сделан полностью на причастии - Иуда вообще не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым столом. Христос занимает почетное место слева.

Тайная вечеря. Алтарный фронт из монастыря Суригуэрола. Вторая половина XIII в.

На испанском алтарном фронтоне второй половины XIII века, несмотря на живость индивидуальной трактовки апостолов, также сделан акцент на причастии.


Тайная вечеря. Неизвестный художник школы Пьетро Лоренцетти. До 1348

Но уже на фреске художника школы Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба. Появляются дополняющие картину, не связанные с сюжетом изображения слуг и животных.

Тайная вечеря / Андреа дель Кастаньо (1423-1457) / церковь Санта Аполлония, Флоренция


Фрагмент / Тайная вечеря / Андреа дель Кастаньо (1423-1457) / церковь Санта Аполлония, Флоренция

Со времени Кватроченто наиболее часто в "Тайной вечери" подчеркивался момент предательства, как, например, в картине Андреа Кастаньо, законченной около 1450 года. Иуда сидит отдельно, над его головой - мраморный квадрат стены; мраморный узор похож на грозовое небо, прорезанное молниями. Леонардо, без сомнения, изучал эту картину во времена своего ученичества, однако, когда ему пришлось самому вплотную подойти к разработке этого сюжета, он наполнил его такой динамикой, которая Кастаньо была не под силу. Величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен (С)

Леонардо да Винчи / Тайная вечеря (после реставрации) / 1494 -1498
Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см / Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

Рафаэль Санти / Тайная Вечеря /1518-1519 / Фреска / Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан

Музей Прадо: Тайная вечеря (Евхаристия) - Хуан де Хуанес. Около 1562. Дерево, масло. 116х191

Хуанес наделяет каждого из апостолов яркой индивидуальностью. Иисус же пристально смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба.


Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент). Тайная Вечеря (Причастие апостолов).
(1473-1475). Урбино. Национальная галерея.

Литургическая Тайная Вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и хлеба (гостии), совершаемое Христом за столом в присутствии учеников (Серра, Боутс, Рубенс), либо в виде установления таинства Причащения, когда Христос дает вкусить хлеб Причастия (гостию) ученикам (Иос ван Вассенхове).

Якопо Бассано (1510–1592) «The Last Supper» / около 1546

Jacopo Tintoretto. Якопо Тинторетто / Тайная вечеря / 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.

Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок Тайной вечери принадлежит Тинторетто. Написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, картина великого венецианца трактует сюжет как ночную сцену, ярко освещенную сверхъестественным светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители - все как будто втянуты в бурю.

Никола Пуссен. Евхаристия. 1647

В середине XVII века французский художник Никола Пуссен, мастер классицизма, как бы обходит стороной момент предательства и снова обращает наше внимание на таинство причастия. Хотя художник жил в период барокко, он оставался верным последователем более ранних традиций в искусстве: его спокойные фигуры, напоминающие живопись Леонардо или Рафаэля, находятся в гармонии друг с другом и исполнены необычайной одухотворенности, мира и любви.

В XVIII и XIX столетиях художники, принимавшиеся за этот сюжет, редко могли достичь духовной глубины и ощущения чуда, которые отличали ранние работы. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX столетия.

Стенли Спенсер. Тайная вечеря.1920

Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек, склонный к мистицизму, обладавший невероятным воображением, создал свою "Тайную вечерю" в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Местом проведения Тайной вечери он выбрал солодовню (красная стена - перегородка в закромах), где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины - круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом.

Эмиль Нольде. Тайная вечеря (Причастие) 1909. Государственный музей искусств, Копенгаген

Одна из лучших разработок сюжета "Тайной вечери" принадлежит Эмилю Нольде. Картина выполнена в 1909 году. Нольде, немецкий художник, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей. Он выразил их надежду на спасение в символической чаше в руках Христа. Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов: рука, положенная на плечо соседа, руки, протянутые для рукопожатья. Использование Нольде ярких, "горящих" тонов нередко заставляет сравнивать его картины со средневековыми витражами; концепция его по духу возвращает нас к простоте и искренности средних веков. "Я повиновался непреодолимому импульсу выразить глубокую одухотворенность и пылкое религиозное чувство, - писал он. - Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь". (С)

Тайная Вечеря
Фреска Собора Зарваницкой Божьей Матери
Село Зарваница, Тернопольской области, Украина

УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626-1686)
Икона - Тайная вечеря 1685
Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Тайная вечеря. 1863./ Н.Н.Ге

Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов – каноническую духовность.

Репин Илья Ефимович (1844-1930): Тайная вечеря. 1903

Сальвадор Дали / Тайная вечеря/1955
167 х 268 см Масло на полотне / Национальная галерея, Вашингтон, США

Наталия Царькова / Тайная Вечеря

Вечером 11 сентября в миланском соборе Санта-Мария делле Грацие епископ Кокко Пальмеро отслужил мессу в память о жертвах теракта в Нью-Йорке. За упокой мучеников Манхэттена молились всю неделю, и центральным предметом поминальной недели была выставленная в ризнице картина «Тайная вечеря» молодой русской художницы Наталии Царьковой.
Пафос еще и в том, что по соседству, в бывшей трапезной, а ныне музее, находится одноименная фреска, написанная полтысячи лет назад Леонардо да Винчи. Их специально свели под одной крышей

Великому творцу Рафаэлю Санти посчастливилось родиться в прекрасном «городе-дворце». Его творчество почитали, он был красив, богат. Но почему он так и не женился? Долгое время жил и трудился в Риме , но никогда не забывал город своего детства – Урбино. Ему было всего 37 лет, когда его настигла загадочная болезнь.

В честь Рафаэля назван один из многоцелевых модулей снабжения для МКС. Остальные два получили имена в честь других деятелей итальянского Возрождения - Леонардо да Винчи и Донателло.

28 марта 1483 года, в Великую пятницу, в семье художника Джованни Санти родился мальчик. Воспитанный в отчем доме в доброте и ласке, не слышавший в детстве ни одного грубого слова, Рафаэлло (так назвали этого ребенка) сумел сохранить до конца дней своих поразительную душевную ясность, которая вкупе с великим талантом позволила ему создать шедевры, обессмертившие в веках его имя и имя его родины - города Урбино.

Путь Рафаэля в искусстве удивительно ровен. Здесь мы не увидим чередования взлетов и падений, страданий и мучительных поисков, столь привычных, когда речь идет о любом гениальном творце. Нет, Рафаэль постепенно развивает свой талант, неуклонно продвигаясь к совершенству, и последняя законченная художником работа - Сикстинская мадонна - является венцом его творчества. Не потому ли смерть унесла Рафаэля так рано, что слишком прямым был его путь к вершине, достигнув которой, великому мастеру уже нечего было делать на этой земле?

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» многим кажется, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев (это ощущение усиливается переводом имени Сикст - «шестой»). На самом деле это место является частью ладони.

Жизнь Рафаэля, подобно его пути творческому, была лишена мрачных красок. Потеря родителей в раннем возрасте лишь скорее привела мальчика, унаследовавшего от отца-художника обожание красоты и стремление к совершенству, в его истинный дом - мир искусства. Обладая почти ангельской внешностью, ровным и доброжелательным характером, Рафаэль всегда был окружен друзьями, нередко богатыми и влиятельными, позже - обожаем учениками, повсюду его сопровождавшими; он почти не имел врагов и завистников, никогда не знал нужды - даже в юности художник был обеспечен заказами, а в зрелый период его творчества работы было столько, что трудно представить, как одному-един-ственному человеку удалось создать такое количество шедевров за относительно небольшой отрезок времени.

Его фрески полны поэтической фантазии, а портреты современников поражают сходством с оригиналом и живостью всего изображенного. Рассказывают, что канцлер Льва X Балтазар Турини, обманутый иллюзией, опустился перед портретом папы на колени, передавая тому перо и чернила для подписи одной буллы. Этим портретом Рафаэль отдал должное Льву X, сыгравшему немалую роль в возвышении, успехе и счастье. Помимо огромной работы Рафаэля-художника в Ватикане , папа назначил его после смерти Браманте главным руководителем строительством собора Святого Петра, указав в своей бреве «Рафаэлю Ур-бинскому», что делает это согласно последней воле покойного Браманте, высокое мнение которого о таланте Рафаэля-архитектора последний подтвердил своей моделью этого храма. Время показало, что Лев X не ошибся в своем выборе.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Флорентийские мадонны Рафаэля - это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери.

Кажется на первый взгляд странным, что Рафаэль, любимый всеми, никогда не был женат. Он сам упорно отклонял весьма лестные брачные предложения: Рафаэля желал видеть мужем своей племянницы один из главных его покровителей и почитателей кардинал Биббиена; подыскал ему невесту и его любимый дядя Симоне Чиарла, которого племянник называл «вторым отцом». Однако Рафаэль, если верить легенде, любил одну единственную женщину - Форнарину. По преданию, эта девушка была дочерью булочника и жила неподалеку от церкви святой Цецилии на Тибре, в домике с садом, окруженным низкой стеной. Впервые Рафаэль увидел Форнарину гуляющей в саду, когда она забавлялась, купая ноги в холодной воде родника. Он страстно полюбил красавицу, и не находил покоя, пока не назвал ее своей.

Существуют две картины, написанные Рафаэлем, где изображена, как думают, Форнарина. На первом портрете возлюбленная художника предстает совсем юной девушкой, на другом - прекрасной римлянкой, царственной и грациозной. Любовь Рафаэля облагородила Форнарину, развила в ней новые чувства и наполнила ее сердце величием и гордостью, - так полагают те, кто считают, что оба портрета изображают одно лицо. Никто точно не знает, существовала ли Форнарина в действительности, но так ли это важно? Один из биографов великого художника пишет, что «гений Рафаэля был полон столь чудной фантазии, что не грех осветить его имя тем легендарным сиянием, каким он окружал своих святых».

Будучи немного моложе Микеланджело , Рафаэль многому у него учился, внимательно исследуя творчество этого величайшего мастера эпохи Возрождения . Однако судьбе было угодно, чтобы пути двух гениев пересеклись в Риме , куда оба они были призваны папой Юлием II, не жалевшим средств на «грандиозные сооружения и творения резца и кисти, которые вновь могли придать блеск церкви и Ватикану ».

Трудно представить себе человеческие натуры, более несхожие между собой: Рафаэль, молодой, счастливый, воспевающий неземную красоту и гармонию души и тела, и Микеланджело - больной, надломленный жизнью титан, несущий в сердце страдания своей страны и народа, и потому всегда исполненный протеста и негодования. Тем более интересны дошедшие до нас свидетельства их современников о непростых отношениях двух великих мастеров, некоторое время творивших рядом.

Они не могли сойтись дружески, однако каждый отдавал другому должную дань уважения и восторга. Микеланджело , не любивший Рафаэля, в силу своего благородства не мог себе позволить очернить соперника, и был самым беспристрастным судьей его произведений.

Однажды Рафаэль, исполнив по заказу за пятьсот экю несколько фресок, потребовал за них вдвое большую сумму. В ответ на изумление, вызванное этим «безумным капризом», художник предложил призвать экспертов, которые засвидетельствовали бы «умеренность его притязаний». Зная неприязнь Микеланджело к Рафаэлю, заказчик пригласил для оценки именно его. Микеланджело , увидев, как хороши фрески, указал пальцем на голову сивиллы и сказал, что эта одна голова стоит сто экю, а остальные не хуже этой. Заказчик, узнав о таком отзыве Микеланджело , вынужден был уплатить Рафаэлю требуемую тем сумму.

Знаменитые ангелочки с полотна «Сикстинская мадонна», персонажи многочисленных открыток и плакатов, опираются на темную горизонтальную поверхность. Некоторые искусствоведы утверждают, что это крышка гроба.

Нет свидетельств о прямом соперничестве двух величайших мастеров, однако рассказывают, что Микеланджело тайно помогал в работе своему приятелю, художнику Себастьяну дель Пьомбо, который сам едва ли мог бы конкурировать с Рафаэлем. Последний, догадавшись об этом, остроумно заметил: «Я глубоко тронут честью, оказанной мне Микеланджело , так как вижу, что он считает меня достойным бороться с ним, а не с Себастьяном».

Есть, однако, и другие истории, которые показывают, если им верить, что некоторая взаимная неприязнь порой брала верх над чувством уважения друг к другу. Говорят, например, что Микеланджело , когда поссорился с папой и решил покинуть Рим , приказал спрятать ключ от Сикстинской капеллы , чтобы Рафаэль не мог увидеть его работу. Рассказывают также, что однажды в залах Ватикана Микеланджело , в одиночестве шагавший в Сикстинскую капеллу , повстречал окруженного ученикам Рафаэля и иронически заметил, что тот ходит со свитой, словно генерал. На что Рафаэль ответил ему: «А Вы - как палач». Ответ этот, возможно, остроумный, но злой, указывает на то, что один гений едва ли в достаточной мере понимал душу другого. Как бы то ни было, Рафаэль безусловно испытывал на себе влияние Микеланджело и не скрывал этого. Он говорил, что «особенно благодарен Богу за то, что Он дал ему счастье родиться при жизни такого великого мастера».

Следует рассказать еще об одной миссии, возложенной папой Львом X на Рафаэля. Для постройки собора Святого Петра требовалось огромное количество материала, источником которого являлись в наибольшей мере развалины и катакомбы Рима . Добывался камень бессистемно, никто не заботился о сохранении античных сооружений, и памяти великого города наносился порой непоправимый ущерб. Рафаэлю, которого возмущало это постепенное уничтожение древнего Рима , было поручено наблюдение за работами по добыче камня, и он с жаром взялся за дело. Рафаэль задумал восстановить античный город в его исконной форме, величии и порядке. Были уничтожены несколько холмов, образовавшихся из щебня, раскопаны фундаменты зданий... То, что предстало перед восхищенным народом и папой Львом X, заставило их поверить, что сам Господь послал Рафаэля для спасения древнего Рима . Папский секретарь писал о гениальном мастере: «Теперь он занят великим делом, которое будет изумлять будущий мир»; ему также принадлежит экспромт, который передавался в то время по всему городу: Столько героев долгое время созидали Рим , И сколько варваров разрушали его в течение многих веков!

Да, можно купить только наземное обслуживание в туре без перелета. Обратитесь в один из наших офисов пожалуйста.
14.09.17 Сергей АЙС НАТ

О том, как изображалась Тайная Вечеря византийскими мастерами, западными художниками Средневековья и Возрождения, русскими художниками XIX века, знаменитым сюрреалистом, рассказыывает кандидат искусствоведения Наталья Боровская.

мозаика византийского храма Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век)

Крупная фигура Христа и сидящие за ним апостолы образуют плотный полукруг возле стола, на котором лежат… пять хлебов и две рыбы, т.е. «атрибуты» чуда Умножения хлебов, которое воспринимается как «пролог» Евхаристии. Такая иконографическая комбинация помогает ощутить связь между словами Иисуса на Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) и обращением к ученикам в момент умножения хлебов: «Вы дайте им есть» (Мк. 6, 37).

Во многих храмах византийского происхождения можно встретить в композиции не одну, а две фигуры Христа, что должно было стать символом Его Богочеловечества. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве

В средневековом искусстве при изображении Тайной Вечери на первом месте, безусловно, оказывался евхаристический аспект. Согласно византийскому канону в алтарной части храма (апсиде) на самом видном месте помещалась монументальная композиция «Причащение апостолов».

Вос Мартин де (1532-1603) Тайная Вечеря


Тинторетто «Тайная Вечеря»

В изображении Евхаристии немало живописцев стремились к более глубокому постижению мистической тайны события. Порой это приводило к парадоксальному результату. Так на картине Тинторетто «Тайная Вечеря» для венецианского храма Сан Джорджо Маджоре (1592-1594) вокруг сцены причащения апостолов создана удивительная световая атмосфера.

Темное пространство, в котором происходит действие, прорезается сиянием вокруг головы Иисуса, нимбами над головами апостолов и светом лампы на потолке, вокруг которой видны фигуры летающих ангелов. Эти мощные и одновременно мягко согревающие глаз вспышки света придают изображению особую трепетность и помогают глубже ощутить духовную тайну происходящего.

Но мистерия света в картине сочетается с парадоксальностью бытовых деталей, не имеющих ничего общего с текстом Евангелия. Рядом со столом, за которым размещены Иисус и апостолы, находится другой стол, уставленный блюдами с едой и фруктами, вокруг этого стола суетятся люди, и даже за спинами апостолов вдруг появляются женщины с тарелками – создается ощущение, что евхаристическое действо совершается на постоялом дворе.

Бытовую сторону изображения колоритно дополняют собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся залезть в корзинку. К чему здесь все это? И какова связь между, казалось бы, такой некорректной бытовой суетой и Святым Таинством? У нас нет точных ответов на эти вопросы, кроме дежурной искусствоведческой версии о том, что Тинторетто, будучи венецианским живописцем, мыслил глубоко по-светски, как и все жители его родного города.

Венеция, конечно, не созерцательный монастырь, но Тинторетто по своей духовной глубине отличается от других мастеров своей школы. Вероятно, бытовое начало понадобилось ему для того, чтобы дать нам глубже почувствовать Евхаристию как реальность сегодняшнего дня.

Присутствие «посторонних» с их вроде бы неуместной бытовой суетой напоминает о том, что это Таинство – не эзотерический ритуал для избранных, а движение сердца Иисуса, направленное ко всем и каждому. Это удивительно точный образ литургии, на которой следом за апостолами к Причастию подойдем мы – люди, считающие себя обычными, такими похожими на «прислугу» с картины великого венецианца.

Рафаэль Санти. Тайная Вечеря. 1518-1519. Фреска.Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан.

Тайная вечеря картина Бенджамина Уэста 1783

Никола Пуссен

Доменико Теотокопули (Эль Греко)

Большинство живописцев усиливали эмоциональное напряжения, стремясь всеми доступными средствами изолировать Иуду. Он оказывался либо на другой стороне стола в «гордом одиночестве», либо примостившимся поближе к выходу или уходящим с Вечери.

На картине Эль Греко (1696, Национальная Пинакотека, Болонья) Иуда расположился в непосредственной близости от зрителя (что явно можно рассматривать, как намек известного содержания) и своими черными одеждами резко выделяется из общей красно-охристой цветовой гаммы (аналогичным образом фигура Иуды может быть расположена и на русских иконах XVII века).

Кульминационное произведение в этом направлении – конечно же, роспись Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария дела Грациа (1494-1497).

Его апостолы, поделенные на четыре группы, активно жестикулируют, обсуждая друг с другом слова Иисуса. И даже Иоанн, который согласно его собственному Евангелию, должен был положить голову на грудь Иисуса, вовлечен в общую «дискуссию» – он слегка отодвинулся от Учителя и слушает наклонившегося к нему Петра.

Возможно, имелся в виду момент, когда Петр «сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит» (Ин. 13, 24). Динамика поведения апостолов резко контрастирует с абсолютным спокойствием Иисуса. Его фигура в центре композиции строго симметрична, поскольку в области Его переносицы расположена точка схода в линейной перспективе пространства горницы.

Леонардо словно «выстраивает» Его фигуру подобно тому, как архитектор выстраивает линии на чертеже своего будущего здания. Через это он подчеркивает в личности Иисуса другую, Божественную природу, выводящую Его в иное измерение, недоступное сидящим рядом апостолам. А в Его лице одновременно читаются и скорбь, и глубочайший покой, смиренное принятие Своей участи.

Контраст между статичностью и композиционным равновесием фигуры Иисуса и динамикой поведения апостолов усиливает психологическую остроту ситуации. Вероятно, Леонардо опирался на описание Евангелия от Луки, где говорится, что апостолы «начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк. 22, 23.

В то время, как другие синоптики утверждают, что они начали спрашивать об этом Иисуса). В результате они так погрузились в общение друг с другом, что уже сейчас, находясь еще рядом с любимым Учителем, психологически оставили Его одного. Другой, не менее интересный момент – это расположение фигуры Иуды вопреки всем традициям, по которым он должен был быть изолирован от всех.

Иуда размещен между Петром и Иоанном, т.е. очень близко к Иисусу, к тому же в его одежде есть голубой цвет – цвет одежд Иисуса, указывающий на Его Божественное сыновство. Возможно, такое расположение – тонкий намек на последующее отречение Петра. Но не исключено, что еще важнее было показать Иуду таким же апостолом, как и остальные, особо подчеркнуть, что и он тоже получил уникальное призвание стать учеником Христа, призвание, которое в данный момент он в себе убивает.

Симон Вуэ ТайнаяВечеря Масло, холст 1615-1620.

неизвестен

Тайная вечеря. Ф. Бруни. 1848 г. Государственный русский музей, СПб

Параллельно с духовно-символической иконографией Тайной Вечери в искусстве развивается так называемая «историческая» традиция изображения, основанная на желании максимально точно проиллюстрировать Евангельские тексты.

«Историков» интересовали, прежде всего, два события: Омовение ног (что очень быстро стало отдельной сценой) и сообщение Иисуса о предательстве Иуды.

И даже если центром изображения была все же Евхаристия, в «исторической» версии она нередко сопровождалась бытовыми повествовательными деталями, которые должны были сделать событие более понятным и художественно актуальным для современников

Николай Николаевич Ге Тайная вечеря

Николай Ге – мастер другой эпохи и человек с совершенно иным религиозным менталитетом. И пишет он не икону и не фреску для монастырской трапезной, а картину, предназначенную для светских выставочных условий, и вряд ли он чувствует себя обязанным придерживаться иконографических стандартов. И его – человека XIX века, психологический аспект ситуации интересует больше, чем сакральный.

Тайная вечеря. С. Живаго. 1845–1846 гг.

Семирадский Г.И. Тайная вечеря, 1876 г. ,Государственный Русский музей
Холст на картоне, масло.


Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что , возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. (Ин. 13, 1–15 )

Тайная вечеря. И. Михайлов (по прозванию Ушак). 1694 г. Государственный русский музей, СПб

Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.


Тайная вечеря. В. Поленов. 1889–1909 гг.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

( Мф. 26, 19–29)


Тайная вечеря 1903 - Репин Илья Ефимович.

Тайная вечеря. В. Шебуев. 1838–1839 гг. Государственная Третьяковская галерея

Генри Сиддонс Моубри

В искусстве ХХ века одним из самых выразительных образов Евхаристии

стала картина «Тайная Вечеря» Сальвадора Дали (1955, Национальная галерея, Вашингтон).

На первый взгляд, между эпатажным сюрреалистом и выбранной им темой не должно быть ничего общего. И многих до сих пор коробит от одной мысли, что автор «Вильгельма Телля» или «Пылающего жирафа» периодически «посягал» на святое. Но – как бы сильно ни хотелось никого расстраивать – без картин этого художника сейчас уже невозможно представить христианскую культуру прошлого столетия.

И их глубина – лишнее доказательство того, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8) . Действие на картине происходит в строгом интерьере с огромным пятиугольным окном, за которым виден характерный для Дали пейзаж с морем и очертаниями гор на дальнем плане.

Коленопреклоненные вокруг стола апостолы со склоненными головами погружены в глубокую молитву. На столе – два куска хлеба и стакан с вином. Иисус указывает рукой наверх, где в оконном проеме виден обнаженный торс человека с распростертыми по сторонам руками – в позе, так сильно напоминающей Распятие. Это – видение, указывающее на установительные слова Спасителя: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26).

Столь прямолинейное, на первый взгляд, решение, на самом деле, построено на фундаментальной литургической основе. В католической литургии в момент совершения Таинства священник высоко поднимает Хостию – хлеб, ставший телом Христовым – и люди несколько секунд молча смотрят на Нее.

В момент Причащения священник снова на несколько секунд показывает Тело Христово причастнику, давая ему в буквальном смысле встретиться со Спасителем глазами. И именно момент визуального созерцания Тела Господня и стал основой композиции Дали.

Тайная Вечеря. Д. Хомяков, холст, масло, 2006 год

Нестеренко Василий Игоревич - Тайная Вечеря . Патриаршая трапезная.Храм Христа Спасителя

использована только часть статьи отсюда

Наталья Боровская.

Тайная Вечеря: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали

Церковь Миноритов приковывает к себя внимание. Она словно бастион вырастает на площади. Не упустите возможность попасть внутрь и насладиться копией «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, выполненной итальянском мастером Джакомо Рафаэли.

Площадь Миноритов (Minoritenplatz — Миноритен­платц) — это тихое место посреди шумной австрийской столицы. По периметру площади расположены здания постройки XVII – XIX веков. В центре словно бастион стоит церковь Миноритов (Minoritenkirche -Миноритенкирхе), которая была построена в 1340-1400 гг.

Миноритенкирхе

Миноритенкирхе основана братьями-миноритами, которые обосновались в Вене с 1224 года. Несмотря на то что орден миноритов проповедует отказ от богатства, церковь впечатляет. За всю историю храм не раз перестраивали, придавая зданию черты различных архитектурных стилей. Верхняя часть восьмигранной башни была разрушена турками при осаде в 1529 году и восстановлена в XVIII веке. В XIX веке был полностью реконструирован первозданный готический облик строения.

Портал разделён на три части, которые украшены барельефами распятия Христа и изображениями святых. Храм трехнефный. Внутреннее убранство первоначально было выполнено в стиле барокко, но сейчас от прежнего интерьера сохранились только фрагменты: фреска Франциска Асисского, красивые витражи, статуя Мадонны из черного мрамора (XIV в.), лепные украшения. В главный алтарь помещена копия итальянской фрески Девы Марии Снежной, оригинал которой находится в римской церкви Санта-Мария-Маджоре, кстати, Миноритенкирхе была освящена в честь Марии Снежной.

Сегодня в церкви так же проходят концерты, информацию о них смотрите у входа.

Тайная вечеря

Под крестовым сводом Миноритенкирхе вы увидите настоящее сокровище — мозаику Джакомо Рафаэли (Giacomo Raffaelli). Это точная реплика знаменитой фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая находится в миланском монастыре Санта-Мария-делла-Грацие. До нашего времени оригинал дошёл в плачевном состоянии. А вот мозаика Рафаэли, напротив, отлично сохранилась, не выцвела и не потеряла сочность красок.

Копию «Тайной вечери» заказал Наполеон I. Она была выполнена в технике микромозаики в оригинальном размере (9,18 м х 4,47 м) за 8 лет (1805/6-1814 гг.). Но оплатил работу Франц II, потому что Наполеон был женат на дочери императора, и копия должна была быть выставлена во дворце Бельведер. Но это оказалось невозможным из-за больших размеров мозаики, да и весила она более 20 т. Тогда решено было поместить её в Миноритенкирхе.

Полотно создано из 12 пластин, которые вмещают 10 тысяч камней разной величины. Некоторые элементы мозаики измеряются всего несколькими миллиметрами.

Смотрится все очень легко и воздушно: складочки на скатерти, струящийся солнечный свет из окна, который отражается в бокалах, волосах апостолов… Вспоминается роман Дэна Брауна и вопросы — кто изображен рядом с Иисусом? что такое чаша Грааля?…

Внутри церкви царит полумрак и мозаику лучше подсветить. Перед посещением запаситесь монетками. Слева от мозаики находится аппарат, куда нужно бросить монету и освещение включится автоматически.

Как добраться

Ехать метро U3 до станции Herrengasse.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Где лучше всего посмотреть "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи? January 11th, 2015


Странный вопрос! Конечно же там, где эта картина находится: в Милане, в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. В 1495—1498 годах одну из стен трапезной этого доминиканского монастыря расписал Леонардо да Винчи. Работу художника оплатил его покровитель, герцог миланский Лодовико Сфорца.

Сюжет, выбранный Леонардо, был одним из традиционных сюжетов, которыми расписывали стены в монастырских трапезных. Традиционный праздничный ужин с учениками, «седер», как он называется на иврите, оказался последней трапезой в земной жизни Иисуса.

«седер» означает «порядок». Пасхальная трапеза у евреев происходит по строго расписанному регламенту. Но и в этом достаточно жестком порядке имеется большой простор и для импровизации, и для обсуждения вопросов веры. Настоящий седер - это не только обильная и вкусная еда , но и умная беседа, которая начинается с изложения истории Исхода из Египта, а дальше может извиваться очень прихотливо в зависимости от ума восседающих за столом с традиционными пасхальными блюдами.

В «Тайной вечере» никакой еды, кроме хлеба, на столе нет. Да и хлеб, изображенный Леонардо, мало напоминает коржи из бездрожжевого теста, мацу, которые находятся на еврейских столах в течение всей пасхальной недели. Впрочем, подобные анахронизмы в те времена никого не волновали. Евангелия рассказывают, что разламывая мацу, как того требует традиция, Иисус сказал, что хлеб - его тело. А выпивая один из положенных четырех бокалов вина, назвал это вино своей кровью. Что означали для учеников эти слова? Это было прощание? Завещание? Из этих слов во всех христианских религиях родился один из важнейших обрядов - причастие хлебом и вином (евхаристия).

А всего за несколько мгновений до «преломления хлебов» Иисус сказал о том, что один из учеников, предаст его. Драматический момент! Каждый из сидящих за столом, воспринимает это известие по-своему. Что и изобразил Леонардо на своей картине. Изобразил, без сомнения, мастерски. Иисус - в центре картины. Его фигура размещена в центре внимания зрителей. Все линии перспективы на картине сходятся в одной точке. Именно в этой точке расположена голова Иисуса. Все апостолы сгруппированы по три, и за спиной Иисуса три окна, и сама его фигура - треугольник. Так Леонардно зашифровал в своей картине символ троицы. А для того, чтобы картина выглядела более реальной, свет, который освещает всю изображенную сцену, падает слева. В реальной трапезной свет тоже падал слева, из настоящего окна. Тем самым события, описанные в Евангелиях связывались с тем днем, в котором живут зрители картины Леонардо.

Картина эта прославилась едва ли не сразу же после того, как была закончена. Мастерский рисунок, многоцветье одежд персонажей, идеально прорисованная перспектива - все это делало картину необыкновенно похожей на реальность. Думается, что на зрителя 15-го столетия «Тайная вечеря» действовала сильнее, чем на зрителя современного. Зритель 15-го века безусловно верил в евангельскую историю. И к тому же он никогда еще не видел подобных картин, столь удивительно похожих на реальность.

К сожалению, есть еще одна причина, по которой зрители 21-го века могут завидовать зрителям, жившим 500 лет назад. За прошедшие годы «Тайная вечеря» изрядно пострадала, и прежнее великолепие в ней разглядеть нелегко.

«Тайную вечерю» часто называют фреской, но это не так. Фреску пишут по свежей, еще влажной штукатурке. Отсюда и название, происходящее от итальянского слова «fresco» («свежий»). Однажды сделанный мазок на фреске исправить нельзя. Леонардо же покрыл стену специальным грунтовочным слоем, по которому потом писал темперой, минеральными красками, замешанными на яичном желтке. Подобный способ сделал цвета на картине более сочными и яркими, чем они бы получились на фреске. Эта яркость цветов тоже пленяла зрителей.

Однако подобное новаторство пагубно подействовало на картину. «Тайная вечеря» стала разрушаться всего несколько лет спустя после завершения работ. Краска начала отслаиваться и уже через 20 лет, работа Леонардо лишилась прежней яркости. В 1652 году в стене, на которой была сделана роспись, проделали дверной проем. Позже этот проем заложили кирпичом и заштукатурили. Ступни Иисуса нынешние зрители не увидят никогда. В 1668 году работу Леонардо решили защитить и закрыли ее занавесом. Хотели как лучше, получилось, как всегда. Занавес перекрыл естественную циркуляцию воздуха, и под ним повысилась влажность. Краска стала шелушиться. Когда занавес отодвигали, он при движении сдирал отставшие кусочки краски. Картину Леонардо несколько раз пытались реставрировать, и не всегда удачно. В 1821 году роспись даже попытались перенести в специально оборудованное помещение. С фресками подобный фокус удавался, но «Тайная вечеря», как уже было сказано, фреской не являлась. Так что пришлось оставить ее на прежнем месте.

Кстати, о том, что «Тайная вечеря» нарисована на стене, и потому увезти ее невозможно, очень жалел Наполеон Бонапарт. Он захватил Милан в июне 1796 года, увидал роспись Леонардо и, несмотря на довольно плачевное состояние этой картины, пришел от нее в восторг. Не будучи слишком отягчен правилами морали, Наполеон вывез бы шедевр из Италии во Францию, как он это часто делал.

Но ломать стену в монастырской трапезной было бессмыслено. Наполеон придумал другое решение. В 1806 году он, уже император, заказал римскому мозаичнику Джакомо Рафаэли (Giacomo Raffaelli ) (1753-1836) большую мозаику с точной копией понравившейся ему картины. Мозаичную «Тайную вечерю» Наполеон решил разместить в Лувре.

Джакомо Рафаэли был одним из трех римских мастеров, освоивших венецианскую технику микромозаики. Эта техника состояла в изготовлении специальных заготовок из цветного стекла самых разнообразных цветов и оттенков. Нагревая заготовки, из них вытягивали нити различной толщины. Из этих нитей нарезали стекляные кусочки, а из этих кусочков складывали мозаичную картинку. Благодаря тому, что кусочки мозаики были очень мелкими, а их цвета - очень разнообразными, техника микромозаики позволяла изготавливать красивые картинки, которые выглядели, словно живые. Технику микромозаики применяли для создания прекрасных мозаичных картин в ватиканском соборе святого Петра.

За восемь лет заказ Наполеона был выполнен. Огромная картина Леонардо размером 460 на 880 сантиметров была в точности скопирована на 12 больших мозаичных плит общим весом в 20 тонн. Дж.Рафаэли восстановил поврежденное в некоторых местах изображения по нескольким копиям росписи, сделанным в разное время. Благодаря этому, зрители смогли увидеть, например, узоры на коврах, которые висели на стенах и ноги Иисуса, выглядывающие из-под стола. Леонардо, намекая на близкую гибель Иисуса, изобразил ноги Спасителя так, как будто бы он уже распят.

Восемь лет - большой срок. В 1814 году, когда Рафаэли завершил свою работу, империи Наполеона уже не существовало, а сам заказчик пребывал очень далеко и от Франции, и от Италии, на острове Святой Елены, посреди Атлантического океана.

Аховое положение! Кому передать заказ? Кто оплатит работу?

К счастью для художника, в 1809 году Наполеон Бонапарт расстался со своей первой женой Жозефиной де Богарне (1763—1814), а в 1810 году женился на одной из дочерей императора Австрии, Франца II. В те времена среди европейских монархов ходила шуточка относительно австрийского императора: все войны он проигрывает, зато очень удачно выдает замуж дочерей.