Ведическая ведьма. Кто такая ведьма: определение, описание, история и интересные факты. Свиньи не то, чем кажутся

4 786

В мифологических представлениях средневековой Западной Европы обладательницы магического знания, колдуньи наделялись способностями воздействовать на природу и человека (ведовство) и совершать сверхъестественные поступки - становиться оборотнем, проникать сквозь запертые двери, летать по воздуху, похищать сердца у людей, вызывать болезни, наводить порчу на скот и урожай. Им приписывали способность заключать союз с дьяволом и служить ему, вступать с ним в половые сношения и совращать верующих, губя их души.

До эпохи развитого средневековья представления о магических способностях Ведьм оставались преимущественно на уровне фольклора и осуждались церковью, которая наказывала лиц, преследовавших женщин по подозрению в колдовстве; вера в Ведьм. расценивалась церковью как суеверие, внушённое происками нечистой силы (в частности, церковные власти отрицали существование сборищ Ведьм- шабашей).

В эпоху развитого средневековья (13-15 вв.) в связи с внутренним кризисом церкви и утратой полного контроля над духовной жизнью паствы отношение церкви к преследованию Ведьм коренным образом меняется. Ведьма в лице богословов, схоластов и инквизиторов церковь признаёт способность определённых женщин (и мужчин) творить малефиций - чёрную магию, причиняя вред здоровью, жизни и имуществу людей.

Архаические народные поверья получили обоснование со стороны властей и использовались для судебного преследования лиц, обвиняемых в ведовстве. В этот период церковью было признано представление о возможности половых сношений между человеком, занятым ведовством, и дьяволом (см. Инкубы).

Конец средневековья, эпоха Возрождения и Реформации (рубеж 15 и 16 вв.- сер. 18 в.) ознаменовались массовыми гонениями, на Ведьм, которые приобрели характер коллективных психозов, охвативших широкие слои населения в разных странах Европы. Булла папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» (Summis deside-rantes) 1484 провозглашала ересью неверие в существование Ведьм и в их дьявольскую способность вредить людям. В 1487-89 инквизиторами Инетиторисом и Шпренгером было опубликовано сочинение «Молот против ведьм», которое обосновывало необходимость жесточайших преследований Ведьм и на два столетия сделалось основным руководством для светских и церковных судов, занимавшихся делами о ведовстве.

Традиционный антифеминизм церкви нашёл в «Молоте» законченное и предельное выражение; среди других злодеяний Ведьмам приписывалась способность лишать мужчин половой силы. Ведьмы рассматривалась как преступница, подсудная особой юрисдикции и подлежащая уничтожению на костре.

Судебное преследование Ведьмы обычно начиналось с обвинения в колдовстве, выдвигаемого соседями и другими людьми, в конфликте с которыми было обвиняемое лицо. Суд, разбиравший подобные дела и руководствовавшийся трактатами по демонологии, число которых в этот период множилось, был озабочен прежде всего не установлением факта малефиция, а получением от «Ведьмы» признания того, что они состояли в союзе с дьяволом, сожительствовали с ним и его властью творили злодеяния. Поскольку связь с нечистой силой и служение ей рассматривались в качестве тягчайшего преступления, предусмотренного правовыми кодексами 16 в., к обвинённым в колдовстве применялась особая процедура, сопровождавшаяся пытками.

Обоснованием необходимости жестокой и продолжительной пытки еж средства исторжения признания служила уверенность в том, что Ведьмой завладел дьявол, препятствующий ее чистосердечному признанию, и что поэтому необходимо насильно изгнать его из неё. После получения искомого признания, как правило, Ведьм подвергали сожжению или, реже, изгнанию. Те немногие из обвинённых, кто выдержал пытки и не признался, считались невиновными.

Таким образом, народные верования в Ведьм в этот период сочетались с демонологическим учением ср.-век. юристов и богословов, и гонения на Ведьм шли одновременно и со стороны масс рядового населения, и со стороны церковных и светских властей, которые стремились разрушить традиционную народную культуру и, в частности, такую неотъемлемую её часть, какой была неконтролируемая церковью магия.

Женщина, главный объект гонений, была вместе с тем и основной носительницей народных традиций культуры. Новым в преследованиях Ведьм в 16-17 вв. было то, что церковь и светские власти видели в них уже не одиночек, а «антицерковь» во главе с сатаной. Поэтому вопрос о шабаше как зримом выражении этой «антицеркви» со своим культом, представлявшимся перевёрнутым церковным культом, приобрёл столь большое значение в судебных допросах, обвинённых в ведовстве.

Наряду с верой в вредоносных Ведьм в народе существовала вера в добрых Ведьм, которые способны нейтрализовать действия первых и вступать с ними в противоборство.

Массовая охота на Ведьм в Западной Европе отражала глубокий кризис ср.-век. миросозерцания и распад общинных связей взаимопомощи. Ответственность за своп беды и неурядицы люди той эпохи возлагали на чужаков, на маргинальные элементы коллектива и т. п. Преследования В. охватили все страны католической и протестантской Европы, хотя в отдельных регионах они имели свои особенности (в частности, в Англии обвинения женщин в связи с дьяволом и пытки не были в ходу), и привели к массовым жертвам.

На всём протяжении последнего периода охоты на Ведьм шла ожесточённая полемика относительно ведовства, и в то время множество теологов и мыслителей (в т.ч. и некоторые гуманисты) отстаивали веру в Ведьм и необходимость их истребления, ряд других учёных, и среди них немало иезуитов, не ставя под сомнение саму веру в Ведьм, подвергали критике их гонения. Однако лишь во второй пол. 17 в., когда террор, вызванный массовыми преследованиями Ведьм, стал приводить к социальной дезорганизации и была осознана огромная опасность для общества продолжения этих гонений, преследования Ведьм постепенно утихли (кое-где они вновь вспыхивали ещё и в 18 - нач. 19 вв.).

В нар. культуре нового времени сохранились представления о Ведьмах, особенно опасных в периоды календарных праздников; к этим праздникам приурочивались обряды сожжения Ведьм- карнавальных чучел (итал. Бефана И Т. п.).

Образ Ведьмы (от др.-рус. вЬдь, «знание», «колдовство», «ведовство»), ведунь и (ср. серб, вештица, словен. vesca и т. п.) в славянской мифологии и фольклоре близок зап. -европ. представлениям. Наделялись способностью насылать грозовые туч», вихри, град, похищать росу, дожди, небесные светила (помещая их в сосуд), молоко у коров, наводить порчу на скот и людей (отчего те становились кликушами), устраивать сборища и оргии на «Лысой горе» (особенно на Коляду, при встрече весны, в ночь на Ивана Купалу).

Считалось, что Ведьмы сожительствует с нечистой силой, в т. ч. с Огненным Змеем; в былине о Добрыне чародейка Маринка вступает в связь со Змеем Горынычем: это сближает образ В. с жен. персонажем слав, мифа об измене супруги бога-громовержца со змеем (ср. также Мара, Марена, Мокошь). Помимо вредоносных функций наделялись также знахарскими, способностями прорицания и т. п. («богомерзкие бабы-кудесницы» ср.-век. источников).

Преследование Ведьм у славян не носило такого массового характера, как в Зап. Европе; однако по народным представлениям казнь В. (как правило, сожжение) была необходима для прекращения засухи, мора и т. п.

Многое нынче открылось, видно, время пришло. В том числе стали появляться люди, которые открыли миру свои способности и тайны своего рода. И вот незадача! Возникла проблема самоназвания. Колдун? Славянская Ведьма ? Хочу поговорить о нашем народном наследии, об отношении к ведьме. Кто сказал, что славянская ведьма - это ведающая мать? Если знаете, то напишите, пожалуйста. Мне известно только, что ведьма - это женщина, наделённая особыми способностями, которая черпает свою силу из зла, причиняемого другим людям. Мне это известно из народных поверий, что на нашем Севере обитают. Поверья эти слышала сама и читала много авторитетных исследователей народного фольклора. Народ хранит былички о злых славянских ведьмах , что же правда?

Вопрос самоназвания ведь важен! И, конечно, не дело называться «славянским экстрасенсом». «славянским парапсихологом» или ещё как-то. Не по-славянски это! Я не сомневаюсь в знаниях и способностях этих женщин, но я спрашиваю себя: «Почему славянская ведьма ?». Приглашаю вас присмотреться внимательнее к тому, что люди из народа говорят.

Вот что говорят о происхождении славянской ведьмы

Что мол, существуют ведьмы природные (прирождённые) - те, что при рождении обнаруживают свои способности, свои таинственные силы. Есть учёные или добровольные, что получают свою силу от первых или от навий (чёрта), а третьи - ведьмы поневоле, которые по глупости или случайности принимают наследство ведьминское от умирающей.

Самыми злыми и опасными ведьмами слывут «ученые», противостоять которым могут только природные, если люди обратятся к ним за помощью.


Вот что говорят у нас в народе о ведьмах

Привожу здесь записи, опубликованные Черепановой О.В., известной своими трудами в области этнографии и мифологии. Славянские ведьмы , по представлениям народным - живут среди людей, всем известны, вредительство их тоже обнаружить можно довольно легко. Что не исключает, конечно, что к ведьмам обращались за помощью, но ведь по делам-то не добрым!

№ 303. Ведьмы есть. Они сильные колдовки. Заядлые ведьмы обрастают мохом. Портят народ. Они как женщины, только сразу по личности отличишь, которая ведьма.

У нас в деревне женщина была, Валей звать. Все ей было корову домой не завесть. Ей говорят: «Валя, ты погляди, может, тебе кто портит ею. Валя на рассвете и вышла, в Чистый четверг это было. Глядит, а она на клюки ездит с распущенным волосам, суседка их. А был гадал [Гадал - тот, кто гадает, предсказывает, ворожит], наводы [Наводы - то, что наслано, наведено колдуном; порча] узнавал. А она, Валя-то, поехала к нему. Сделал он воды, говорит: «Гляди в воду, узнаешь, Валя?» - «Да, знаю, она». - Он и спрашивает: «Хочешь ей что-нибудь сделать?». «Сделай». А Валя было уж пожалела ею, не хотела ей зла, а гадал говорит: «Торни ее в глаз». Валя торнула. Приехала домой, у той с глазу течет. Так и текло до смерти (Новгородская обл., Старорусский район, Святогорша, 1990).

№ 294. У одной бабы тесто терялось [Теряться - уменьшаться в объеме, оседать] и терялось. Вот она пошла к колдуну. Он ей и сказал: возьми топор и сядь против шестку [Шесток - место, площадка перед устьем русской печи], где ухваты кладешь. И в, 12 часов вылезет жаба, а ты ей по лапам и по языку. Вот она и сделала так. Жаба вылазит, а она ей по лапам и по языку. А на другой день Дуня по деревне ходит и языком и руками трясет. И колдовать боле отстала (Вологодская обл., Белозерский район, Олькино, 1988).

№ 304. Колдунья, она очень хитрая. Ее узнать трудно, никак не догадаться. Она ни за что не признается, очень не любят они, чтоб кто-нибудь знал. А если и знают люди, как проверить, колдунья ли она, то редко кто станет пробовать, ведь она и отомстит обязательно, они вредные. Так вот, я малой еще была, мама рассказывала. В их деревне бабка одна сказала, как узнать, колдунья или нет. И вот ребята старшие подговорили маленького, чтоб он, как колдунья в дом к ним придет, так надо в стол вот воткнуть иголку, снизу чтоб. А стол-то раньше ведь не такой был, он с досок, со струганых, и между ними щели, так они потом забиваются, ну всем, и сором всяким. Так вот в ети щели меж досок иголку-то и надо воткнуть, и она, значит, уйти как соберется - и не сможет. Вот уйти захочет, воткни иголку снизу острей в стол, она и вернется. Ну вот, решили попробовать. Она к им пришла зачем-то, все сделала, собралась уходить. А он возьми и воткни. Она и возвернулась. Снова вынул, снова она хочет уйти. Он тыкнул другой раз, опять вернулась. Так и возворачивалась, весь день там у их и протолкалася. Вот так (Новгородская обл., Старорусский район, Ивановское, 1990).

Основная задача ведьм - мешать продолжению рода и появлению изобилия в любых его формах. Забирая жизненную силу у людей, животных и растений, ведьма увеличивает свою собственную силу. Если корова не доится или молоко не сбивается в масло, то надо звать на помощь местную колдунью или знахаря - узнать, что тому виной: естественные причины или колдовство. Часто оказывается, что коров доит ведьма в обличье какого-либо животного, с которой местный знахарь вступит в состязание. Победит сильнейший.
Ведьмы получают свою силу от злых духов и руководствуются собственной злой волей. Кладбища для них священны. Силу свою ведьма должна передать на смертном одре преемнику. Ведьмы могут управлять погодой и насылать бурю, град, заморозки, засуху. Ведьмы умеют превращаться в разных животных и в различные неодушевленные предметы. Они сосут кровь у людей, в особенности у парней и девушек, и тем причиняют им смерть.

Как выглядит славянская ведьма в обычном представлении?

Довольно неприятно, надо сказать. Вот и подумать надо славянским женщинам с развитыми способностями обращения к Божьему Миру, надо ли им приписывать себе название «славянская ведьма ».

Афанасьев в своей книге «Воззрение славян на природу» пишет: «Образ ведьмы по представлениям народной фантазии: пожилая женщина, чаще старуха, высокая, костлявая, часто сгорбленная, с растрепанными и выбившимися из-под платка волосами, с сердитым выражением глаз, которые чаще всего серого цвета. Она всегда смотрит косо из-под насупленных бровей и никогда не взглянет прямо в глаза другому человеку. У нее большой рот с тонкими поджатыми губами, острый и выдающийся вперед подбородок, длинные руки. Иногда народу ведьмы представлялись в виде молодых красоток, которые могли увлечь мужчину.

Как правило, ведьмам сопутствовали черный кот, который в фольклоре многих народов связываются с нечистой силой».


В заключении о славянской ведьме

Думаю, достаточно примеров. Вот теперь и можно подумать - кто же такая «ведьма» в народном представлении. Я думаю, что славянскими ведьмами зря пытаются назваться. Слишком давно у ведьм слава опасных существ, которые обращаются за силой к злым силам, к Хаосу - противнику Роду, сотворившего нашу Родину. А названий, подходящих для добрых дел, народ сохранил достаточно: знающая, ведунья, ведара, вещая жонка, чаровница, кудесница, волховитка, знахарка. И, наверно, даже и не только это. Если знаете, то напишите!


Предлагаю вспомнить народные поверья, в них - правда!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».

Славянские праздники в июне. .

01.09.2014 0 11244


Чем занимались славянские ведьмы? Об этом еще совсем недавно могли рассказать жительницы украинских и белорусских сел. От них можно было узнать, что наши родные колдуньи умели превращаться в колесо от телеги, летать верхом на кочерге и доить месяц, как корову.

Помните, как в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Солоха, жена крестьянина Чуба, накануне Рождества использовала печную трубу в качестве стартовой площадки для полета по небу? Полетала, посмотрела, как черт крадет с неба звезды с месяцем, и вернулась назад в хату. А вслед за Солохой через ту же трубу в хату свалился черт, которого ей пришлось прятать в мешок, и на этом самом черте кузнец Вакула потом и полетел в Петербург к императрице.

Помните? Ну да, скажете вы, это все придумал Гоголь в своих «Вечерах на хуторе близ Диканьки»! Не совсем так. Гоголь придумал историю про кузнеца Вакулу и его поездку на черте в Петербург за черевичками. А вот сведения о том, что некоторые не слишком благочестивые женщины могут летать через печные трубы куда им вздумается, любезничать с чертями и красть с неба месяц и звезды (да-да, именно они этим занимаются, а вовсе не черт!), Гоголь не придумал, а почерпнул из реальных народных поверий.

Женщины, которым приписывают подобную деятельность, называются у восточных славян ведьмами, у южных — вештицами, а у западных — чаровницами. Что касается кражи небесных светил, которой у Гоголя занимается черт, то у южных славян это занятие приписывалось именно вештицам — они могли не только снимать месяц с неба, но и доить его, как корову!

Вера в ведьм и колдунов сформировалась в глубокой древности и оставалась актуальной до последнего времени, о чем свидетельствуют записи фольклорных экспедиций, собранные в разных славянских землях. Примеры, которые я буду здесь приводить, записаны Полесской этнолингвистической экспедицией на территории украинского и белорусского Полесья в 80-х годах прошлого века, то есть всего 25-30 лет назад.

ОХОТНИЦЫ ЗА СПОРЫНЬЕЙ

С церковной точки зрения, ведьмы, как и колдуны, являются еретиками, отступившими от Бога и связавшимися с нечистой силой. С точки зрения простого народа, ведьмы опасны тем, что разными магическими способами отнимают благо у других людей и присваивают его себе: отбирают молоко у чужих коров, урожай с чужого поля, насылают болезни на людей и домашний скот.

Вся эта вредоносная деятельность обозначается общим выражением «портить, насылать порчу». Если внезапно заболевал ребенок, корова переставала давать молоко или доилась кровью, говорили, что они «испорчены», и в этом повинна ведьма. Об этой деятельности повествует русский духовный стих (записан в Пошехонском уезде Ярославской губернии), в котором душа умершей ведьмы кается в своих грехах:

От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала.

Здесь спорынья, которую отнимает ведьма, — это благо, жизненная сила, которой обладает все живое, в том числе и пища. Хлеб может быть спорый, то есть сытный, полезный — такого хлеба можно съесть маленький кусок и насытиться. Неспорый хлеб — пустой, несытный. Об успешном деле в руках умелого человека говорят, что оно «спорится». Вот эту спорынью и отнимает ведьма у урожая, а делает она это, выжиная на чужом поле тонкую полоску колосьев и перенося эти колосья себе в хлев.

НЕ ГЕНОМ ЕДИНЫМ

«Ведьмы родимые есть, а есть и такие, что, может, и учили их. Они от матери перенимали все. У моего брата жена была, она превращалась во что хотите. Он умер, а она снова замуж пошла. У нее был хвост — это родимая. Второй муж и говорит ей: „Почему у тебя хвост?" А она говорит: „Я родимая ведьма". Про родимую так и говорят: ведьма с хвостом. Она превращалась во что хочешь: в колесо и в собаку, выбегает и котом». Село Вышевичи Радомышльского района Житомирской области, 1981 год, записала Л. М. Ивлева от У. П Стешенко.

Считается, что ведьмы бывают родимые и ученые. Родимые ведьмы уже рождаются таковыми (обычно от матери-ведьмы), ученые обучаются колдовскому знанию от других ведьм или получают его от нечистой силы:

Обычная женщина может стать ведьмой и получить тайное знание, заключив договор с чертом. Связь с нечистой силой — принципиальная особенность ведьмы, отличающая ее от знахарки, которая в своей практике использует заговоры и травы, но с чертями не общается. У славян, в отличие от жителей Западной Европы, отношения ведьмы с чертом обычно лишены сексуальной подоплеки, а носят характер делового соглашения: нечистая сила служит такой женщине при ее жизни, но после смерти забирает ее душу:

«Ведьмы ходят на праздники, на перекресток, где дороги сходятся. И как уже хочет заниматься колдовством, то заставляет ее черт: „Распишись кровью!" Из пальца берут кровь и расписываются. От тогда они и знают, и занимаются этим!»
Село Нобель Ровенской области, 1984 год, записала О, В, Санникова от Ульяны Ивановны Ходневич, 1910 г. р.

ЧЕРТ ПОПУТАЛ

Отношения ведьмы с чертями носят двойственный характер: с одной стороны, они находятся у нее в услужении и обязаны выполнять ее приказы, с другой — они мучают ее, принуждая заниматься колдовством иногда помимо ее воли. В этом случае, чтобы не вредить людям или скоту, ведьма может направить порчу на дерево или куст, и они после этого засохнут:

«Поехал мой брат на ночлег. Говорит: встречаю женщину, как мать народила, голая. И говорит: „Голубчик мой, вот иду я, иду, мне так положено, я обязательно должна идти. Я научилась колдовству, умею, мне надо. Я пойду на дубку, на кусте порчу закручу — засохнет, да и все. Пойду на лес — оно закрутить лес, тот иссохнет. А как на скотину у людей, у хлев — у людей и скотины не будет". И просит, и целует ему руки и ноги, чтоб нигде не сообщал односельчанам о ее ведьмарстве. И он молчал».

Село Ручаевка Лоевского района Гомельской области, 1984 год, записала Е. В. Тростникова от Варвары Адамовны Шатило, 1901 г. р.

У украинцев и белорусов известны поверья о ночных полетах ведьм на совместные сборища (в русской традиции этот мотив отсутствует), но они довольно сильно отличаются от западнославянских и западноевропейских рассказов о шабаше. В них нет описаний самого разгула ведьм совместно с нечистой силой— такие подробности характерны больше для поверий западных славян, на которые повлияли европейские представления.

В ночь на Ивана Купалу ведьмы слетаются все вместе на самое высокое или самое старое в своей округе дерево (вяз, дуб, тополь, вербу) и там танцуют, дерутся или веселятся, распределяют, кому какие жертвы предназначаются. Реже местом встречи оказывается Осиянская, Лысая или Березовая гора. Вылетают они из своей хаты через окно или через печную трубу и летят верхом на кочерге или березовой палке.

СВИНЬИ НЕ ТО, ЧЕМ КАЖУТСЯ

Чаще всего в славянских верованиях ведьма оборачивается свиньей, кошкой, собакой, большой жабой, а из предметов — колесом от телеги, решетом и копной сена:

«Гуляли весной на улице хлопцы и девушки. Месяц светит, видно все. А девушки говорят хлопцам: „А если ведьма будет, что делать будете?" Хлопцы отвечают: „Так мы ее прогоним". И вдруг видят: копна сена едет по улице. Все скучились в кучу и визжат, хлопцы кто куда побежали. А из копны теленок появился и как в ладоши бьет. Копна сена, теленок, свинья, кот, решето — во все может ведьма превратиться. Выходят раз хлопцы на улицу, видят: решето катится. Решето поймали и стали в дырку, за которую вешают, кол вбивать, расширять — так оно в женщину превратилось».
Село Челхов Брянской области, 1982 год, записала Н. В. Борзаковская от Анны Корнеев-ны Казимировой, 1920 г. р.

Обычно ведьма причиняла вред, обернувшись животным или предметом, поэтому существовал довольно жестокий способ выяснить, кто в селе этим занимается. Для этого нужно было спрятаться в хлеву или на поле и выследить то животное, которое туда придет.

Это животное били или калечили (отрубали ухо или лапу), а наутро узнавали, какая из женщин в селе окажется с перевязанной рукой, ногой или ухом. Именно она и будет ведьмой. Считалось, что изобличенная таким образом ведьма больше не будет вредить этому человеку:

«Было два брата. У одного хлеб родил, а у другого — нет. Пошел бедный брат к знахарю, а тот говорит: „Пойди на Пасху на свое поле и сиди там. Если придет курица, отруби ей крыло, а если придет свинья, отруби ей лапу". Вот этот человек сидит на меже и видит: курочка землю гребет да все на свое поле. Возьмет у клюв навозу и все на другое поле кинет. Человек отрубил крыло у той курочки. А это была жена его брата. И уже она лежит больная. А тот брат пришел к бедному брату и говорит: „Моя жена руку порезала". Пошел снова бедный брат к знахарю, а тот спрашивает: „Никто не остался без руки?" Тот говорит: „Никто, только жена брата отрезала руку". Знахарь и говорит: „Так то ты ей и отрезал руку"».
Село Березичи Любешовского района Волынской области, 1985 год, записала Н. С. Пухе-вич от Марии Васильевны Тышковец, 1918 г. р.

ЭХ, РАЗ, ДА ЕЩЕ РАЗ

Чтобы отогнать от себя ведьму, нужно бить не по ней самой, а по ее тени, потому что ведьма может «отводить глаза» — на самом деле она находится на том месте, где ее тень, а не там, где она кажется человеку. Бить ее, как и любую нечистую силу, нужно только один раз и наотмашь, потому что от второго удара любая нечисть приобретает еще большую силу.

По другим представлениям, нечистой силе можно наносить много ударов, но при каждом следует говорить: «Раз!» Ведьма будет просить: «Скажи „два!"» Но этого делать не следует, иначе она приобретет прежнюю силу и погубит человека. Лучшими оберегами от ведьмы считаются острые предметы (нож, серп, коса) и жгучие растения, особенно крапива, которую затыкают в окна и двери хлева, чтобы у коров нельзя было отнять молоко.

Ведьма за связь с чертом и свои грехи наказывается тяжелой смертью. Она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои знания или пока не разберут в доме потолок, не выломают одну доску из крыши (чтобы черти, служащие ей, могли улететь). С этой же целью открывали печную трубу, полагая, что «через трубу скачут эти... ну, эти, ее друзья, черти.

Чтобы они вышли, открывают там дырку». Печная труба в славянских традициях играет роль своеобразного канала связи между человеческим и потусторонним миром и используется во многих магических практиках. Поэтому ее использует и гоголевская Солоха для своих целей, а это верное подтверждение того, что она была настоящей ведьмой.

Елена Левкиевская
ведущий научный сотрудник РГГУ, Москва

Книга "Тайны славянских ведьм"Начнем с того, что ведьма - чисто русское слово, происходит от слова «ведать». В этом слове корень «вед». Раньше, до прихода на Русь греческих монахов с новой религией, нас называли «Веди» и говорили: «Пойдем к Ведям», «Узнай у Ведь». Про себя такие женщины говорили: «Веди мы». Греки нас переименовали, так появилось слово «Ведьмы». Не надо верить тем, кто скажет, что ведьмы поклоняются Дьяволу, Сатане и т. д. Нет! Тысячу раз нет! Мы не христиане! Мы верим в Бога в образе Иисуса или духа святого, мы верим и в Сатану с его «прихвостнями». Нам они безразличны. У нас просто другая вера! Поэтому для нас очень неприятно, когда кто-то с умным видом рассуждает о зле, исходящим от ведьм. Мы так же связаны с Сатаной, как Аллах с Буддой! Итак, мы, Ведьмы, имеем свои религиозные представления. Ведьмы всего мира верят в Великую богиню - Мать. Она многолика и известна во всем мире под разными именами: в Египте поклонялись Изиде, на Гаити ее звали Эрзула, Вендис - во Фракии, в Финикии - Астара, на Крите - Рея, в Скандинавии - Фрея. И это правильно, так как все говорят на разных языках. Ведь даже слово «хлеб» у всех народов произносится по-разному. У нас, на Руси, такая религия зовется «Ведической» - отсюда и Веди. Она включает в себя поклонение всем богам дохристианской Руси. Основа веры - обожествление стихий, сил природы, культ духов предков, культ отдельных божеств со сложнейшими ритуалами, со своим календарем, многочисленными обрядами и строжайшим этикетом. Согласно религиозной легенде, Великая Мать всего мира создала мир и сына Сварога, который стал главой целой семьи богов. Всего их 28! В честь отдельных богов когда-то воздвигались храмы - Капицы и места почитания - Капища, расположенные в самых красивых местах. В жертву приносятся животные, оружие, цветы, фрукты и овощи, бусы и молоко, ленты и ветки деревьев. Как и всякая любая другая религия, наша тоже имеет основные положения. Жизнь есть долг перед детьми, почитание родителей, уважение старших, преклонение перед своими предками (культ предков). Богов много. Боги, как и люди, смертны, кроме Великой Матери Времени (она есть всему начало). Жизнь есть борьба. Реальная жизнь людей зависит только от самих людей, ибо боги только направляют, выбор делают люди. Достаток и успех есть похвала неба. Все в мире находится в постоянном движении и изменении. Все материально, весь мир видимый и невидимый. Человек, не отделенный от стихий, человек и природа составляют великое, единое целое, ибо жизнь есть великий дар счастья. В вере жестокая централизация и иерархия. Основной ячейкой служит Колган, который включает в себя 13 человек, один из которых - жрец, жрица- возглавляет Колган (круг). Круг может быть как чисто мужской, так и чисто женский, но чаще всего смешанный. Круги могут находиться в разных городах. В крупных городах их может быть несколько. Над колганами стоит Ковен - совет девяти. Он принимает решения о назначениях руководителей в новых кругах, а также о том, где будут проводиться праздники, когда, кем. Советом управляет око - состоящее из трех человек: дар (оберег) - 1 жрица - представляет из себя, как бы сейчас сказали, законодательную власть. Скипетр (посох) - 2 жреца - исполнительная власть. Рауэр (меч) - 1 жрец - судебная власть. Все ведьмы и ведьмачки имеют иерархию в семь ступеней. Каждая ступень подразумевает под собой определенные знания, посвящение, продолжительную практику. Все жрецы и жрицы ковена занимают седьмую ступень. Кроме того, вся ведическая иерархия разбивается на семь ступеней. Рядовые поклонники богов (паства). Послушники - ученики. Ведьмы, ведьмачки. Додолы - жрицы и жрецы колганов (кругов). Ковен - совет девяти. Стрелы (7 человек, связывающих ковен с колганами - кругами и с Оком). Око. Источником образования является священная книга «Феникс», которая разбита на 3 степени. Первая содержит материал о ведической религии, о школе, старинные религиозные мифы о сотворении мира, основные догмы, сказы о богах, сборник праздников, календарь, расшифровку оберегов и знаков. Заклинания, употребляемые при жертвоприношениях и обрядовых церемониях. Вторая - траволечебник (зелейник), масла, вытяжки, благовония. Астрология, гадания: пиромантия (гадание по огню), хиромантия (по руке), рапсодомантия (по стихам), гаруспиция (по внутренностям животных), по костям, картам, монетам, цветам, кофе, снам и т. д. Третья - магия - сборник магических заклинаний и заговоров. Итак, ведьмовство имеет свои законы и правила, свои каноны, свою иерархию, но при этом в Круге все равны и друг от друга требуется только уважение. Мы не молимся своим богам, у нас нет рабского поклонения и раболепия, а только уважение! Кланяемся только друг другу и матери Земле. Наши предки говорили: «Согнутого еще можно распрямить, ползающего - уже никогда». Поэтому невозможно увидеть ведьму или ведьмака «на коленях». Мы связаны с природой, приветствуем зарождение жизни на Земле в любых ее формах. Для нас мир полон красот. Мы не верим во грех, по нашим понятиям, греха нет. Нам нет дела до христианского «всевидящего» бога. Мы не верим, что кто-то там, на небесах, следит за нашей половой жизнью, пила ты или не пила, смеялась или не смеялась, ела или не ела мясо в посты. Мы думаем о душе по-другому. Ведьмы считают, что самое главное - жить в мире со своей совестью. Это самое главное условие. Если человек что-то сделает и считает это правильным, то так и должно быть. Если появились сомнения, лучше не делать того, что задумали! Но, думая о душе, мы не забываем и о теле. Бедное тело! Если душа, по нашим понятиям, живет вечно, то тело - совсем недолго. А тело должно радоваться жизни, должно почувствовать свежесть росы, силу летнего ночного ветерка, нежность первых лучей солнца. Пропитаться опьяняющей красотой праздничных костров, что разводим летними ночами на берегах рек и озер. И может, стоит подумать, что наша вера все же сильна, несмотря на гонения, вот уже на протяжении 1000 лет она живет. А тот, кого на наших праздниках выдают за представителя Сатаны,- так это ряженый человек. Он наряжается в шкуру либо волка, либо медведя, и рога козла - это лишь образ бога Велеса. Но ведь используют же в церквях иконы с изображением Бога, это ведь не сам Бог, а всего лишь его рукотворный образ. Да к тому же всегда на русских праздниках присутствовали ряженые, вспомним Коляду, Масленицу и т. д. Люди, не бойтесь нас, у попов все языческие боги - демоны да бесы. Например, Люцифер у древних вавилонцев (на родине) был богом света утренней и вечерней звезды - Венеры, а у христиан из бога стал демоном, низвели, так сказать. Испокон веков на Руси были знахари, ведьмы, ведуны, волхвы и т. д. И только опытный человек мог разобраться в этих названиях. Так в чем же отличие одних от других? Бабка-шептуха. Слово говорит само за себя. Это пожилая женщина, которой передали слова заговоров родные либо для лечения,- знахари, ведьмы, колдуны. Оставляя эти заговоры в своей семье, а потом, пользуясь ими, они сами после лечения болеют. Откуда эти заговоры пошли - бабка-шептуха понятия не имеет. Часто эти бабушки могут лечить только одну какую-нибудь болезнь, например грыжу. Знахари. Могут быть как молодыми, так и пожилыми людьми. Чаще всего самоучки либо дети самоучек. Умеют определять по приметам погоду, знают молитвы (христианские, католические). Используют наши заговоры, правда, перед началом ставят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а в конце заговоров - «Аминь». Для лечения пользуются водой, солью, золой, свечами, но это довольно хитрый народец, во всех неудачах в лечении обвиняют нас, ведьм. Мол, они порчу напустили. Иногда такую ахинею и галиматью несут, что смешно становится. Один ученик в своей книге написал, что мы бываем ростом по 9 м, что у нас хвосты чуть ли не до пола, что носим погоны с черепами и что пора нас снова в мешок с кошками, да в огонь. Огонь! Огонь! А спроси его, почему, собственно, в огонь,- не ответит. Просто скопом и сжигать, и топить удобнее. А где же знаменитое: «Не судите, да не судимы будете»? Некоторые знахари советуют от нас ножи в двери втыкать, кресты мелом рисовать, коптить углы свечкой. Дескать, ведьма испугается и убежит. Не верьте! Все это глупости. Не убегу. Мы крестов не боимся! Знахари также часто путают черную и белую магию, говоря, что разницы существенной нет. Придумали еще какую-то серую, розовую и т. д. магию. Есть только черная и белая магии. Промежутков не дано. Есть два полюса, как день и ночь, видимая и невидимая стороны Луны, четкая грань между ними - это совесть! Врет тот, кто говорит, что различия нет. Оно есть, как есть точное определение черной магии: «Все, что сделано против воли человека с душой и телом его, независимо от каких побуждений, есть магия черная». Знахари не имеют понятия о подноготной заговоров, но берутся рассуждать о них. Иногда называют себя ведунами, то есть садятся не в свои сани! Колдуны. Они же кудесники. Знают астрономию, астрологию, алхимию, имеют своего покровителя в мире духов, им открыты священные знаки Каббалы с вытекающими отсюда последствиями. Верят в Бога (обычно той страны, в которой живут). Колдуны бывают черные («Сатанисты», «Черные братья» либо «Орден Люцифера») и белые. В каждой стране есть свои ордена колдунов, но работают колдуны обычно в одиночку. Очень честолюбивы и обидчивы. Работают за деньги, они считают, что все люди учатся, чтобы подороже продать свои знания. Одни - на работе: в фирмах, на заводах, а колдуны, помогая людям. Раньше в России было 4 школы колдунов. Обучение длилось 13 лет. Школы были в Чернигове, Киеве, Суздале и Новгороде. От Москвы старались держаться подальше. Сейчас ситуация изменилась. Ведуны. Как уже говорилось, корень в словах «Ведун» и «Ведьма» один и тот же - «вед». Ведун - ведающий мужчина. Ведун - жрец мужских языческих богов: Велеса, Перуна, Рода и т. д. У ведунов свои обряды, свои законы, своя иерархия. Там разбивка идет на тройки (вместо круга). Священная книга называется «Велесова». Ведуны не гадают, никогда в жизни ведун не дотронется до карт. Ведуны знают молитвы, заговоры, работают талисманом и мечом. Ведун никогда не назовет себя знахарем, для них это вроде оскорбления (пощечины). Знания передают от отца к сыну, от деда к внуку. Бескорыстно не лечат, так как «хорошее мастерство должно вознаграждаться». Очень редко, почти исключение, можно встретить женщину-ведунью. Это происходит только тогда, когда мужская линия семьи прервалась, и знания пришлось передать женщине. Она - носительница этих знаний, в силу исключительного положения становится ведуньей - жрицей мужских богов. Ведуны и христианство несовместимы! Поэтому самозванцы те, кто ходит в церковь, но называет себя ведуном, это из-за невежества. В последнее время ведьмы и ведуны часто собираются вместе на определенные праздники. Волхвы. Это своего рода астрологи, предсказатели. Раньше они были в каждом капище и, конечно, в капищах Перуна, Рода, Ярилы, Мокоши, Родунии. Их услугами пользовались жрецы всех богов. Свои знания они передавали выборочно, определенному лицу - ученику. Волхвы могли переходить с одного места на другое, жить в уединении, детей они не имели. Ведьмы. Они бывают потомственными и непотомственными. Потомственные ведьмы получили свои знания от бабушек, матерей и уже с рождения попадают в Колган, занимая свою ступень. Непотомственные - выучившиеся в школе ведьм, получившие посвящение от своего учителя, прошедшие экзамены у Ковена. Правда, есть еще самоучки, начитавшиеся всякой всячины, они очень опасны, так как у них нет систематических знаний. Настоящие ведьмы их ведьмами не считают. Недавно одна такая «ведьма» пришла в Круг и показала документы, удостоверяющие, что она выучилась в Москве на Вуду и теперь ее нужно считать ведьмой. Вуду - это Вуду. Это смесь шаманства и колдовства, но никак не ведьмовство! Так же, как и в случае с Ведуньями, есть и Ведьмаки. Это мужчины, которые поклоняются Богине. Все Ведьмы и Ведуны гордятся своими предками, а там есть чем гордиться. Мы верим в богов наших предков! Так не пора ли узнать, о каких богах идет речь? Ведьмы говорят, что пращуры наши прилетели с Красной планеты, а не слеплены из глины и не произошли от обезьян. Однако, с какой Красной планеты, неизвестно, и единого мнения среди ведьм на этот счет нет. Одни думают, что с Марса, а другие - что с Сириуса. Пора выходить из тысячелетнего «подполья» носителям тайных, древних знаний, иначе уйдет в небытие целый пласт истины, спрятанный нашими предками от костров, зажженных Владимиром Беспутным (так прозвали ведьмы и ведуны Владимира Святославича, крестившего Русь и отринувшего веру отцов и детей своих ради наживы и власти). Итак, вот правда о наших богах! У наших пращуров было 28 главных богов: Сва, Сварог, Даждьбог, Денница, Дива, Перун, Заря Утренняя, Заря Вечерняя, Зарница, Коляда, Лада, Леля, Ярило, Купало, Овсень, Стрибог, Хорс, Мокош, Велес, Моарена и Симаргл - главный предок и покровитель славян, он же бог Род и его 7 жен - 7 Берегинь. Каждому богу и богине отведен в календаре свой год, так как солнечный период в ведическом календаре включает в себя 28 лет.

В Как выглядит ведьма в легендах славян

Существует распространенное иудохристианами поверье, что Ведьмы - это злобные старухи, которые являются "прислужницами дьявола, наводят порчу, и летают по ночам на метле ". Однако наши Предки придерживались иного мнения о том, какой была Ведьма. У древних славян в слово Ведьма вкладывался совсем иной смысл.

В переводе со старославянского Вед ьма - это Ведающая Мать (ВедьМа). В дохристианский период времени женщины носящие статус ведьмы, были весьма уважаемыми членами общества. Сей почетный титул в ведической культуре получала женщина, которая вырастила добродетельное потомство. Славяне были ПравоСлавными-ПравьСлавили (как сейчас говорят - язычниками), именно по этому, после распространения иудохристианства на Руси, стали появляться мрачные легенды о ведьмах, а само это слово с подачи иудохристиан приобрело негативный оттенок.

.
Колдовские обряды

.
Ведающая Мать пользовалась, конечно, волошбой-колдовством-магией. Однако магия у славян была исключительно белой. К силам природы обращалась лесная ведьма, если хотела применить свои чары, или же увеличить целебные свойства отвара.

Считается, что многие женщины в древнеславянском мире владели магией, только одни в большей, а другие в меньшей степени. Кто-то становился предсказательницей или гадалкой, другие были целительницами, третьи становились повитухами, и это тоже считалось чудесной силой, так как помочь появлению новой жизни на свет есть великое чудо.

Но только те женщины, которые владели всеми вышеперечисленными навыками, становились настоящими Ведьмами, о которых слагались легенды. Именно их, с распространением иудохристианства в средневековье - безжалостно сжигали на кострах.

В гармонии с природой

Как гласят славянские легенды о ведьмах, Ведающая Мать должна обладать обширными знаниями о природе, о семье, о домашнем хозяйстве.
Молодая девушка не могла получить статус Ведающей Матери по ряду причин.
Во-первых, потому что она еще не стала матерью сама, не прошла все трудности и тяготы, через которые обязана (по представлениям наших предков) пройти всякая женщина.
Во-вторых, она еще не имеет достаточно знаний об этом мире, то есть не ведает. Юных девушек, обучавшихся ведической культуре и магии, именовали ведуньями .

Если молодой женщине после замужества так и не удавалось произвести на свет потомство, то ее возвращали в дом родителей. Считалось, что по каким-то причинам ее покинули магические силы природы. С этим связывают и еще один интересный факт. Слово «брак», то есть семейные отношения, у древних славян означал отношения как раз с женщиной, которая не может иметь детей. Если кто-то решался взять в жены такую женщину, то их отношения называли браком.

В славянских легендах о ведьмах говорится, что ведуньи знали все ведические обряды, заговоры, шептания, заклинания. Ни один праздник или значительное событие, такое как свадьба, проводы в иной мир или же посев и жатва, не обходились без присутствия и ритуалов Ведьмы или же Ведуна. Нужно заметить, что волшбой у славян занимались не только женщины, среди мужчин тоже были обладатели магической силы.

С течением времени представления о том, как выглядят ведьмы, значительно изменились. Но знающие-ведающие люди все еще помнят, что звание Ведьмы совсем не оскорбление, а почетная роль, а может и миссия.

Про Ведьм смотреть с 1 минуты 44 сек.