22 июня день кирилла александрийского народные приметы. Православные традиции дня. июня: традиции и обычаи дня

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Городская научно-практическая конференция

«Наука. Природа. Человек. Общество»

«Состав меда и его полезные свойства»

Исследовательский проект

Исполнитель:

Бортукова Николь, Воронова Дарья, Крамер Лилия, Храмкова Варвара 4 а класс,

Руководитель:

Гордиенко Лидия Семеновна ,

учитель начальных классов первой категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Югорск

2014г

Аннотация

Мед издавна знаком человечеству как пища, лекарство и просто лакомство . Известно, что он является очень ценным пищевым продуктом. Содержит в себе уникальный набор витаминов, микроэлементов, противобактериальных веществ, мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека.

Цель исследования: исследовать состав меда и его полезные свойства

Актуальность исследования: определение состава меда в домашних условиях необходимо человеку, т.к. если мед по-настоящему качественный продукт, то в нем больше пользы.

Объект исследования – мед.

Предмет исследования – состав меда и его полезные свойства.

Гипотеза исследования:

    если в меде отсутствует сахар, вода, крахмал, то это натуральный мед;

    если мед обладает полезными свойствами, то он используются в народной медицине.

Задачи исследования:

    изучить и проанализировать, используя различные источники информации, материал о меде;

    провести наблюдение и эксперимент по составу меда и его полезных свойств;

    определить качество меда в домашних условиях.

Теоретические основы исследования : статьи в сети Интернет, энциклопедии, книги

Методы и приемы:

1. анализ литературы, статей в сети Интернет

2. наблюдения и опыты

3. эксперимент

Практическая значимость: определение качества меда в домашних условиях, использование меда, как домашнего лекаря.

Методологическая основа исследования

В ходе изучения обозначенной проблемы использовались следующие методы исследования:

1.анализ литературы, статей в сети Интернет;

2.исследование;

3.эксперимент;

Практическое значение исследования. Материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира по теме: «Полезные продукты питания», «Использование меда в народной медицине»

Этапы исследования:

    анализ литературы и определение целей и задач исследования.

    анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы. Работа объемом 12 страниц состоит из аннотации, двух глав, выводов, списка источников литературы, интернет источников, приложения, иллюстрирована

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Состав меда ……………………………………………………………..6

Глава 2.Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.…………………7

Выводы…………………………………………………………………………. ..8

Список литературы………………………………………………………………. 9

Приложение……………………………………………………………………….10

Введение

«В мёде природа представила нам один из

драгоценнейших своих даров, значение

которого для человеческого организма в

настоящее время слишком недостаточно

познано или очень слабо познается».

Е. Цандер

«Мёд – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека». Во время встречи с пчеловодом Городиловой М.М. мы узнали об основных сортах натурального меда, что мёд получает свое название в зависимости от растений, с которых пчёлы собирают нектар. Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд . Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд – высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Глава 1.Состав меда

Изучая литературу, мы узнали, что главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий. Для проверки состава меда на его качество были взяты 3 вида меда: липовый, акациевый, цветочный. Образцы были привезены из разных регионов страны. С помощью опытов мы определили присутствие в меде сахара, воды, крахмала

1.Определение присутствия сахара в меде.

Для этого на лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капнули мед.

Он не растекается, на бумаге нет влажных пятен.

Вывод: в трех образцах отсутствует сахар. (Приложение 1)

2.Определение воды в меде.

В настоящем мёде вода практически отсутствует. Опустили в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достали его. В качественном меде хлеб затвердевает. Если наоборот, размягчился или расползся, то это сахарный сироп. В трех образцах кусочки хлеба затвердели.

Вывод: в трех образцах кусочки хлеба затвердели.(Приложение 2)

3. Определение крахмала в меде.

Положили в стакан немного мёда, залили горячей водой, размешали и охладили. Затем капнули туда несколько капель йода. Если состав посинеет, значит, в мед добавлен крахмал.

Вывод: в трех образцах раствор не посинел. (Приложение 3)

4. Определение вязкости меда.

Мед взяли деревянной палочкой. Он тянется длинной непрерывной нитью, образует на поверхности меда башенку, которая затем медленно расходится. Он не стекает обильно и не образует брызги.

Вывод: данные образцы меда не фальсификация. (Приложение 4)

Глава 2. Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.

Изучая литературу, мы узнали и о свойствах меда:

    убивает микробы;

    оказывает противовоспалительное действие;

    является профилактическим средством от стоматитов;

    мед нормализует сон.

Древние греки и римляне использовали пчелиный мед для консервирования свежего мяса. При этом мясо не только оставалось свежим, но даже не изменяло своего естественного вкуса. Только постепенно теряло воду, отдавая ее в мёд. Некоторые исследователи открыли в меде антибактериальные вещества, поэтому мед никогда не плесневеет, в нем погибают бактерии.

Эксперимент1. Мед убивает микробы.

Свежее мясо покрыли со всех сторон медом и оставили на 2 суток при комнатной температуре. Через 2 дня цвет не изменился, не появился запах испорченного продукта . Вывод : мед действительно убивает бактерии . (Приложение 5)

Эксперимент 2. Мед нормализует сон.

В течении 3 месяцев моя бабушка в возрасте 72 лет перед сном пила теплый чай с медом.

Продолжительность сна увеличилась. Сон стал более спокойным. (Приложение 6)

Экперимент 3. Мед является профилактическим средством при стоматите.

Консультацию по этому вопросу нам дал врач- стоматолог Воронов П.Н.. Действительно. при стоматите полость рта обрабатывается медом несколько раз в течении суток, если у человека нет аллергии на мед. Для участия в эксперименте был приглашен ученик 3б класса с диагнозом стоматит. Пока этот эксперимент не закончен. Работа еще продолжается.

Выводы

В процессе эксперимента было установлено, что все 3 образца мёда хорошего качества. Мы пришли к выводу:

    в 3 взятых образцах - натуральный мед;

    от мёда больше пользы, чем вреда,

    мёд как природное лекарство можно применять очень широко,

    благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.
3. Лавренов В.К., Все о меде и других продуктах пчеловодства: Энциклопедия. Донецк: Сталкер, 2003.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355.
Интернет ресурсы
1. Википедия // Мёд
2. Все о меде //

3. Все о меде и продуктах пчеловодства //

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6.

    При заболеваниях печени смешать равные количества сока хрена и меда. Употреблять по 1 чайной ложке 4-5 раз в день, запивая теплой водой.

    При язвах во рту утром и вечером медленно сосать мед советует народный лекарь.

    В начале ослабления зрение мед, если капать его в глаза, предотвратит дальнейшее развития болезни.

    Если ребенок ночью много плачет, нужно периодически дать на губы ребенка лизать мед.

    При бессоннице медовая вода хорошо помогает.

    Мед с свежевыжатым соком репы снимет спазмы бронха и помогает от кашля.

    Мед с молоком и соком лимона поможет при воспалениях горла.

    Постоянное употребление меда с свежевыжатым соком красной моркови укрепляет зрение.

    При мелких ранениях, ушибах, небольших ожогах, мед смешайте с кашицей свежих листьев подорожника и бинтуйте, скорее заживает.

Коваленко Артём

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №21

Город Миасс

Челябинской области

Научно - исследовательский проект « Польза мёда»

Работу выполнил:

Ученик 5 класса

Коваленко Артём

Руководитель:

Долгополова С Р

учитель биологии

2013 год

1.Введение.

2. Основная часть:

а) История появления мёда.

б) Виды мёда.

в) Состав мёда.

г) Способ получения мёда.

д) Советы медиков.

е) Использование мёда.

3. Мои исследования.

4. Заключение.

1.Введение

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

На мой взгляд, мед – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. А ещё редкая русская сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед-пиво пил!» Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.»

Более подробно, что такое мёд, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту. Мою идею поддержала мама. Она стала моим главным помощником.

Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком - цель моего исследования.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи :

Ознакомиться с историей появления мёда;

Познакомиться с технологией получения мёда;

Изучить состав мёда;

Выявить полезные свойства мёда;

Узнать, какие существуют виды мёда;

Узнать, где и как используется мёд;

Выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.

Объект моего исследования – человек.

Предмет исследования – мёд.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.

Гипотеза исследования

Могу предположить, что мёд оказывает на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие.

Методы исследования

Анализ научной литературы;

Наблюдение;

Разработка выступления перед одноклассниками, разработанная с помощью учителя;

Анализ полученных результатов.

2.Основная часть.

а) История появления мёда.

Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед.

Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек. Как продукт питания эта сладость занимала видное место у всех народов. Но слава мёда связана больше с его целебными качествами. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. С лечебной целью он использовался во все времена и всеми народами. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Индийский бог Вишну изображался в виде пчелы, отдыхающей на цветке лотоса. Древние индусы считали, что мёд доставляет удовольствие человеку, укрепляет его здоровье и сохраняет молодость. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие). Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду. Демокрит, другой не менее знаменитый древнегреческий мыслитель, проживший более 100 лет, также считал, что мёд способствует сохранению здоровья и долголетия.

На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Вывод: я узнал, что пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

б) Виды мёда.

Чтобы узнать, какие существуют виды мёда, мы с мамой прочитали много литературы своего дедушки. Раньше, когда он не болел у нас была своя пасека. Я узнал, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным, падевым и купажированным.

Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд . Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд – высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый. Рекомендуется аллергикам, так как не вызывает аллергии.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.

Цвет падевого мёда разный: от светло-янтарного (с хвойных растений) до темного (с лиственных). Он гуще, чем цветочный мёд. В отличие от цветочного, в падевом мёде больше минеральных солей и других соединений. Большое применение падевый мёд находит в кондитерской промышленности. Аромат падевого мёда слабый, иногда совсем отсутствует. Мёд из пади заготавливают так же, как и цветочный, но при расфасовке на таре делают надпись «мёд падевый».

Смешанный мёд состоит из смеси цветочных или падевых медов.

Обычно такой мёд называют по месту сбора:

  1. горный
  2. луговой
  3. степной
  4. лесной

Такой мёд получается из нектара собранного пчелами с цветков многих растений.

Купажированный мёд получают при смешивании различных сортов меда.

Купажирование меда делают только на специальных мёдорасфасовочных предприятиях для улучшения товарного вида. Мед тщательно перемешивают вручную или с помощью механических мешалок.

Вывод: большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов, отличается по происхождению.

в) Состав мёда.

Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.

Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов : марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мёда входит много органических кислот : яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.

Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

г) Способ получения мёда.

Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов.

Каким же образом пчёлы производят мёд? Как пыльца превращается в мёд? Мне пришлось прочесть много статей, прежде чем я узнал, что этот процесс очень сложен. Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле – приемщице. Нектар пчелой – приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара.

Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения.

Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее.

Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.

По способу извлечения мёда он может быть:

Сотовым

Секционным

Прессованным

Центробежным

Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

Сотовый мёд – это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд – это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд – это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка – часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология – производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения.

Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Вывод : в современных условиях существует множество способов извлечения мёда. Но самым эффективны является производство центробежного мёда.

д) Советы медиков.

О том, насколько полезен мёд, можно узнать у медиков. Их мнения однозначны.

Мёд – это полезный продукт. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. Активно мёд можно употреблять при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко . В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции. Для этого добавьте столовую ложку липового или цветочного мёда на кастрюлю кипящей воды, пары вдыхайте 15-20 минут. Ингаляции лучше проводить перед сном.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при гастрите, язве желудка : растворить мёд в теплой воде, принимать за 1,5 – 2 часа до еды.

При нервной возбудимости, отсутствии сна : мёд обладает снотворным эффектом, успокаивает нервную систему. В день можно употреблять до 120 грамм мёда, после приема пищи.

При заболеваниях кожи (ушибы, кровоподтеки, ожоги, экзема, лишаи): бактерицидные свойства мёда способствуют уничтожению микроорганизмов. Раны очищаются и затягиваются гораздо быстрее. Можно смешать мёд с рыбьим жиром – тогда процесс заживления пойдет ещё быстрее. Такая мазь поможет и при лечении язв, обморожений.

Вывод: от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

е) Использование мёда.

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком. Вот, например, в кулинарии при замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Добавляют его и в молочные продукты для детей. Мёдом заменяют часть сахара при изготовлении фруктовых сиропов или варенья, фруктовых прохладительных напитков. Мёд используют в пищу непосредственно, намазывая его на хлеб, гренки, лепешки, оладьи, употребляя со свежими фруктами и ягодами, а также подслащивая им каши, творог и творожную массу, кисели, компоты, муссы.

Специальные опыты и наблюдения позволили установить, что употребление меда в пищу приводит к улучшению самочувствия, аппетита, сна, повышению иммунитета. Поэтому мёд особенно полезен детям, престарелым, людям с ослабленным здоровьем, истощенным или выздоравливающим после болезней. В основную диету взрослых и детей рекомендуется употреблять до нескольких десятков граммов мёда ежедневно. При употреблении мёда детьми их общее состояние улучшается, а рост, масса, физические силы повышаются. Включение мёда в специальную диету престарелых предохраняет от накопления избыточной массы тела. Мёд рекомендуют давать всем больным в период выздоровления.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечили инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей. В настоящее время многие из этих рецептов с успехов использует научная медицина. Мёд или его растворы используют для ингаляций, закапываний, спринцеваний, повязок, примочек, ванн. Мёд благотворно влияет на пищеварение. Он нормализует работу желудка, дает лечебный эффект при язвенной болезни желудка, при различных гастритах, колитах. Применяют его для лечения воспалительных инфекционных заболеваний слизистой оболочки, верхних дыхательных путей (ринит, гайморит, фарингит, ларингит, бронхит, ангина). При малокровии мёд улучшает общее состояние, самочувствие, внешний вид, аппетит, сон, устраняет усталость и головокружение, способствует повышению массы тела. В качестве успокаивающего и снотворного на ночь принимают мёд или его тёплые растворы, мед с молоком или соком лимона. Применяют мёд для лечения повреждений кожи и мышечной ткани, при лечении ожогов, язв, фурункулов, нарывов.

И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты. Мёд способствует обновлению клеток кожи, поэтому маски для рук и лица являются очень популярными сегодня. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются сегодня особой популярностью. Мёд быстро проникает в кожу, обладает одновременно антибактериальными и другими важными косметическими свойствами. Пчелиный мёд не только смягчает кожу, но и прекрасно её укрепляет. Для укрепления и смягчения кожи рекомендуются медовые маски, состоящие из чистого меда или в равных частях с яичным желтком или сметаной. Медовые ванны смягчают кожу, способствуют успокоению нервной системы. В теплой воде происходит раскрытие пор, и поэтому полезные активные компоненты доставляются ко всем клеткам тела. Благодаря своему свойству поглощать влагу, мёд впитывает кожные выделения, оказывает обеззараживающее действие, а поступающие из меда питательные вещества способствуют приобретению кожей свежести и бархатистости.

Вывод: благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

3. Мои исследования

Свои исследования я начал в кабинете биологии. Там я познакомился со строением и развитием пчелы и жизнью пчелиного семейства.

Затем я отправился в кабинет химии. Ведь, изучая состав мёда, я узнал, что в мёде содержится целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. А главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Я решил удостовериться, что это так. Но я решил усложнить свои исследования. Взял для исследования 2 вида мёда: домашний(Уральский) и купленный в магазине. Вместе с учителем химии мы провели опыт на определение глюкозы в мёде. Чтобы не запутаться, пронумеровал пробирки: 1- уральский,2- магазинный 1) Сначала я взял одну часть мёда и растворил его в двух частях дистиллированной воды. Цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде/ Вывод: цвет воды отличается/более яркий цвет в домашнем мёде, в пробирке №2/

2)Затем, при помощи медицинского шприца, налил в пробирки 1 мл раствора мёда и 2мл раствора щёлочи. После этого добавил несколько капель раствора сульфата меди. Получил осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Вывод: раствор ярко-синего цвета вновь в в пробирке №2/

3)Содержимое пробирок подогрели. Раствор изменил цвет на жёлтый, а затем появился осадок. Вывод: раствор ярко-коричневого цвета вновь в в пробирке №2/

Наш опыт удался.

Действительно, в мёде содержатся микроэлементы. Значит, он действительно полезен.Уральский домашний мёд более полезен, чем магазинный

Беседа с врачом

О том, насколько полезен мёд, я решил побеседовать с врачом из нашей школы Антониной Андреевной Бякиной.

Я задал несколько вопросов.

Побеседовав я узнал, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить. По моей гипотезе, мёд должен обладать и отрицательным свойством. Антонина Андреевна объяснил мне, что такое свойство действительно есть. Оно только одно. Мёд способен вызвать у человека аллергию . Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма . Поэтому у таких деток , а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью. Мне стало интересно, а какой компонент способен вызвать аллергию? На этот вопрос она ответила так:« Аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд . То есть на пыльцу того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. То есть, если у тебя есть аллергия на липовый цвет, то липовый мёд будет тебе противопоказан, потому что может вызвать у тебя пищевую аллергию, и как она у тебя проявится – это тоже индивидуально».

После всего, что я узнал, я стал пить молоко с добавлением мёда. Такое лекарство прогревало больное горло, уменьшило боль и кашель.

Во-вторых, я делал полоскание. Для этого в стакане тёплой кипяченой воды я размешивал чайную ложку мёда, и этим раствором полоскал горло. Такое лечение помогало снять воспаление в полости рта, дезинфицировало его и действовало как природной антибиотик благодаря сложному составу мёда.

Для исследования в области косметологии я приготовил овсяную маску с добавлением мёда. Для этого я взял следующие компоненты: 1 чайную ложку овсянки, 1 чайную ложку молока, 1 ложку мёда.

Всё смешал и нанес эту смесь на лицо одноклассников Через 15 минут мы смыли маску и протерли кожу лица

Такую маску можно делать в течение месяца, один раз в неделю, Кожа после такой маски хорошо увлажненная, улучшается цвет лица.

Для исследования в области кулинарии мы с учителем обратились к одноклассникам. В течение месяца одноклассники приносили в школу кулинарные фантазии. Всё было очень вкусно. Приведу в пример один из рецептов:

Мы взяли 2 больших яблока, 0,3 ст. меда (4ст.л - полные), 1ст. сахара, 2ст.л коричневого сахара,1,5ст. муки, 100гр. сливочного масла или маргарина, 2 яйца, 3ст.л лимонного сока, 1ч.л тертой цедры лимона, 1п.разрыхлителя и щепотку соли.

Яблоки мы очистили от кожуры, убрали сердцевину и нарезали небольшими кусочками. В сотейнике смешали мёд и лимонный сок, поставили на средний огонь. Когда масса стала закипать, всыпали в неё нарезанные яблоки. Проварили яблоки на среднем огне около 15 минут. Сняли с огня и оставили остывать. Для теста взбили яйца с сахаром и коричневым сахаром, добавили соль, цедру лимона и растопленное масло. Добавили муку и разрыхлитель. Тщательно перемешали. Форму смазали маслом и вылили в неё тесто. Шумовкой достали яблоки из сиропа и разложили их по тесту. Форму поставили в разогретую духовку (180C) на 40 минут. Готовый пирог полили сиропом и дали остыть в форме. Пирог получился очень вкусным, с ароматом лимона и вкусом мёда.

4.Заключение.

Работая над проектом я узнал огромное количество полезной информации. До начала работы я считал, что мёд, как и множество продуктов сегодня, может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе моей работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично. Мёд - уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавал и открывал для себя много интересных фактов.

Мой интерес к этой теме вырос. Я решил провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы выяснить, любят ли ребята мёд и, если любят, то какой, мёд для них это вкусный продукт или лечебное средство? Их ответы меня порадовали. Оказалось, что большинство ребят, как и я, просто обожают мёд. И многие считают, что мёд - это лечебное средство. Значит, они употребляют его, когда болеют. А это замечательно. Ведь употребление мёда в пищу во время болезни, ускоряет процесс выздоровления.

а)Результаты опросов

Для того, чтобы выяснить любят ли ребята мёд, какой мёд предпочитают, и считают ли мёд лекарственным средством, мне пришлось провести анкетирование среди учеников 2-4 классов. В анкетировании приняло участие 140 учеников нашей школы.

Из результатов опроса видно, что большая часть считает мёд лечебным средством. Только 1 % учеников не любят мёд, а любят его 91% детей. Почти одинаковое количество учеников любят твёрдый мёд и мёд в сотах, а чуть больше половины употребляют жидкий мёд.

Я планирую продолжить свои исследования. Меня очень интересует использование мёда в медицине. Я мечтаю стать сильным и здоровым человеком. Поэтому эта тема для меня является очень важной.

А сейчас, на данном этапе работы, я могу сделать некоторые выводы:

  1. Пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.
  2. Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.
  3. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.
  4. В современных условиях существует множество способов извлечения мёда.
  5. От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.
  6. Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

5.Литература

  1. «Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук.
  2. «Технология продуктов пчеловодства» В.А.Темнов Издательство «Колос»

Москва-1967

  1. «Пчеловодство» П.П.Максимов М. : Учпедгиз, 1962.
  2. «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия»2006 г
  3. «Что есть что. Школьная энциклопедия.» 1996-2000 «Пчёлы»

День летнего солнцестояния отмечен в народном календаре следующим выражением: «На Кирилла - конец весне, начало лету». И то правда, ведь все, даже самые запоздалые заморозки уже позади, а впереди еще два благодатных летних месяца. «На Кириллу отдает солнце земле всю силу».

Говорят, что 22 июня начинаются самые короткие ночи в году, а лето полностью вступает в свои права. После этого день постепенно начнет уменьшаться. Принято было именно на Кирилла Александрийского, 22 июня, носить и сушить сено. Начинает созревать земляника, и говорили, что в этот день солнце отдает всю свою силу. Можно также высаживать рассаду ранней капусты.

В православной церкви 22 июня почитают память святителя Кирилла, известного также как архиепископ Александрийский. Кирилл был богословом и писателем. В свое время он активно занимался толкованием Священного писания: пояснял непонятные моменты прихожанам, и многих обратил в веру. Долго и упорно боролся с еретиками и проявлениями язычества в обществе. В течение 3 2 лет управлял церковью и умер своей смертью в 444 году, оставив после себя большое количество трудов.

Говорили 22 июня: «На Кириллу - конецвесны, починлету» - начинался летний зной, устанавливалась стабильно теплая погода. Вообще же, селяне приветствовали умеренно жаркую погоду, которая положительно влияла на посевы. Даже говорили: «С Кирилла дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре». Существовала примета, согласно которой именно 22 июня солнце отдает земле всю свою силу. Именно поэтому, 22 июня проводили большое количество обрядов, призванных задобрить солнце и получить богатый урожай.

Народные приметы на 22 июня

  1. Если покраснела земляника, то это примета того, что овес сеять поздно
  2. Если человек родился 22 июня, то он будет застенчивым, чувствительным, привлекательным, с художественным вкусом. В качестве оберега ему стоит носить рубин, который приносит счастье в любви и возвращает силы. Также он известен как талисман, помогающих защититься от злых сил, сглаза и порчи. Однако если у его владельца присутствует жестокость в характере, рубин может ее усилить. Интересно, что, если носителю рубина угрожает опасность, то камень темнеет. В качестве талисмана также прекрасно подойдет сердолик, который известен как июльский самоцвет. Он дарит семейное счастье, любовь, смелость, здоровье, защищает от врагов и дарит спокойствие в споре. Его часто носят борцы в виде браслетов. Подарить радость, душевную гармонию сможет изумруд. Кроме того, считают, что он развивает интуицию.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Лживый, дурной человек, преступивший закон, думает беззаботно, что со смертью вполне уже кончится его жизнь; такой человек способен склоняться ко всему злому. (Буддийская мудрость)

Народное название: день Кирилла, Кирилл, Кирила, Кирило, Кириллин день, Кирилл Александрийский, солнцеворот, Марфа, Марфа-рассадница.

Традиции на 22 июня

Этот день - конец весны, начало лету, солнцеворот - самый длинный день, самая короткая ночь. Наступают самые тяжелые для земледельца дни: «С Кириллина дня - что солнышко дает, то у мужика в амбаре», - говорили в народе. Наступает время сено косить и сушить.

В этот день сажали позднюю рассаду. Поспевает земляника. По преданию, в давние времена это растение не давало ягод. Но когда Иисус Христос, будучи еще ребенком, гулял в лесу, земляника очень испугалась и опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа - ведь нет ничего, что она могла бы отдать Ему, - хотя бы вкусной ягодки. Спаситель услышал мольбы маленького растения, наклонился к нему и поцеловал. И тотчас на месте поцелуя появилась и стала расти ягодка. И с тех пор земляничники радуют людей и дают им наслаждение.

Приметы на 22 июня

Земляника красна - сеять овсы напрасно.

Цветение ржи - начало сенокосу.

На Кириллу конец весны, почин лету.

У Кирилла - от земли сила.

На Кирилла отдает земля солнышку силу.

Характеристика женщины с именем Фёкла

Имя дня — Фекла. Это имя имеет греческие корни и означает «слава Божья». Эта женщина весела, болтлива, любопытна, неудержимо стремится к поставленной Цели, но если цель исчезает, она так же быстро находит себе новую. Она очень возбудима и с пугающей скоростью реагирует как на плохое, так и на хорошее. Фекла, родившаяся в июне, своенравна, вспыльчива, излишне впечатлительна.

В пылу гнева может быть неуправляемой, и в такие минуты лучше держаться от нее подальше.

В народном календаре 22 июня – Кириллин (Кириллов) день, Кирилл Солнцеворот. По народному поверью, в этот день солнце земле всю силу отдает и наступает астрономическое лето. Православная церковь 22 июня вспоминает двух святых с именем Кирилл.

Святитель Кирилл Александрийский (376-444) получил хорошее воспитание и образование, был племянником знаменитого Феофила, а с 412 года его приемником по кафедре. В юные годы подвизался среди нитрийских монахов, позже был посвящен в диаконы Александрийской церкви.

Святитель Кирилл известен как ревностный борец с ересями, которые в те времена часто возникали и привлекали многих людей, считавших себя христианами. Он является автором многочисленных богословских трудов, в которых изъясняются основные постулаты христианства.

Преподобный Кирилл, игумен Белозерский, является основателем Кирилло-Белозерского монастыря. Родился святой в 1337 году в Москве. Был пострижен в иночество игуменом Феодором (племянником преподобного Сергия Радонежского) в московском Симоновом монастыре. Кирилл трудился в монастырской пекарне, выпекал хлеб и просфоры на всю братию.

У святого было неодолимое стремление к безмолвной молитве, и ему разрешили затвориться в келье. Но вести жизнь отшельника в городе было сложно, тем более братия избрала Кирилла в игумены. Спустя какое-то время ему позволили удалиться в московский монастырь Рождества Богородицы, где ему явилась икона Божьей Матери и указала путь на Белозерье. Кирилл с иноком Феропонтом отправился в глухие места Русского Севера. На расстоянии 30 верст они выбрали себе места уединения.

Свой молитвенный подвиг преподобный Кирилл продолжил на берегу Сиверского озера на месте, указанном Богородицей. В 1397 году здесь было положено начало монастыря Пречистой Богородицы, далее известного как Кирилло-Белозерский. Около 30 лет преподобный Кирилл состоял его игуменом. Скончался святой в возрасте 90 лет в 1427 году.

22 июня: традиции и обычаи дня

Об этом дне говорили: «На Кирилла – конец весне, почин лету ». Настает астрономическое начало лета. Кириллин день – день летнего солнцестояния, потому и прозвали святого «солнцеворотом». По поверью, солнышко в этот день отдает земле всю свою силу: «С Кириллова дня – что солнце дает, то у мужика в амбаре ».

С этой даты крестьяне забывали о заморозках до осени, а у святого Кирилла просили дать ясное и доброе лето, сажали позднюю рассаду, начинали косить и сушить сено. К этому дню поспевает земляника. По преданию, изначально это растение не давало ягод. Но когда Иисус, будучи ребенком, гулял в лесу, земляника очень опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа. Спаситель услышал мольбы маленького растения и поцеловал его. В тот же миг на месте поцелуя появилась и начала расти ягодка. С тех пор землянички радуют людей и дарят им истинное наслаждение.

Все части земляники обладают целебными свойствами: ягоды, листья, цветки и корни. Корни и листья обладают вяжущим и мочегонным действием. Водный настой листьев используют в косметических целях и для полоскания горла. В народной медицине отвары и настои корневищ и листьев применяют при желтухе, колите, мочекаменной болезни, туберкулезе, отеках, сыпях, язвах, старых кровотечениях, для полосканий при ангине.

Общеукрепляющим действием обладает настой листьев. Чтобы его сделать понадобится столовая ложка измельченных листьев, которую заливают стаканом кипятка. Настаивают два часа, а потом принимают по полстакана 3-4 раза в день до еды. При простуде пьют заваренные как чай цветки и листья растения.

Для жирной кожи с расширенными порами хорошо подходит земляничная маска. Столовую ложку измельченных ягод смешивают с взбитым белком и наносят на 15-20 минут на чистую кожу лица. Потом маску смывают прохладной водой и наносят питательный крем.

22 июня: приметы и поверья

  1. Если земляника поспела, то овес уже поздно сеять.
  2. Много ягод – зима будет холодной.
  3. Если погода хорошая, а муравьев почти не видно, то будет ненастье.
  4. Стрижи и ласточки низко летают – к дождю.
  5. Вороны часто кричат – жди осадков.
  6. В пасмурный день пчелы в ульи не прячутся – дождя не будет.
  7. Муравьи вокруг муравейника собрались – к погожему дню.
  8. Сон с 21 на 22 июня пустой. А вот сновидение, увиденное днем 22 июня, сбудется через 5 лет.

Люди, родившиеся 22 июня, обладают большой силой. В качестве талисмана им следует носить агат и оникс.

Видео: дата рождения 22 июня – характеристика